Принцип объективности применительно к информационному обеспечению означает что

Обновлено: 18.05.2024

Принцип системности. Системный подход предполагает необходи­мость учета всех взаимосвязанных, взаимодействующих и изменяющихся во времени элементов, условий и факторов, значимых для понимания и решения проблемы обеспечения безопасности.

Принцип комплексности предполагает согласованное применение разнородных средств при построении целостной СИБ, перекры­вающей все существенные каналы реализации угроз и не содержащей сла­бых мест на стыках отдельных ее компонентов.

Принцип непрерывности защиты. ЗИ – это не разовое мероприятие, а непрерывный целенаправленный процесс, пред­полагающий принятие соответствующих мер на всех этапах жизненного цикла ИС, начиная с самых ранних стадий проектирования, а не только на этапе ее эксплуатации.

Принцип разумной достаточности. Создать абсолютно непреодо­лимую систему безопасности принципиально невозможно. Важно правильно выбрать тот достаточный уровень защиты, при котором затраты, риск и размер возможного ущерба были бы прием­лемыми.

Принцип гибкости управления и применения. Принятые меры и установленные средства защиты, особенно в начальный период их эксплуата­ции, могут обеспечивать как чрезмерный, так и недостаточный уровень безопасности. Данный принцип подразумевает возможность изменения уровня защищен­ности в зависимости от изменения внешних условий и требований с течением времени.

Принцип открытости алгоритмов и механизмов защиты. Суть принципа состоит в том, что защита не должна обеспечиваться только за счет секретности структурной организации и алгоритмов функционирова­ния ее подсистем. Знание алгоритмов работы системы защиты не должно давать возможность ее преодоления даже разработчику защиты.

Принцип простоты применения защитных мер и средств. Примене­ние средств защиты не должно быть связано со знанием специальных язы­ков или с выполнением действий, требующих значительных дополнитель­ных трудозатрат при обычной работе законных пользователей, а также не должно требовать от пользователя выполнения рутинных малопонятных ему операций.

Разработка СИБ должна проходить в трех параллельных направле­ниях: методическом, организационном и техническом.

  • разработка методики определения и описания информационных потоков (ИП), т.е. формального и точного описания порядка ра­боты с информацией;
  • определение категорий конфиденциальной информации и разра­ботка классификации информации по этим категориям;
  • создание матрицы конфиденциальности;
  • определение возможных пути разглашения конфиденциальной информации т.е. модели угроз;
  • определение модели нарушителя для каждой угрозы и атаки;
  • определение уровней риска для всей матрицы конфиденциально­сти, т.е. вероятности реализации каждой атаки и стоимости ущерба при каждой атаке.

В рамках организационного направления работ создается совокупность правил (руководящих докумен­тов), регламентирующих деятельность сотрудников при обращении с информацией независимо от форм ее представления.

  • анализ информационной структуры предприятия;
  • разработку регламента обеспечения безопасности;
  • применение методологии при работе с персоналом;
  • работы по уточнению требований к характеристикам защищенно­сти системы;
  • разнесение субъектов и объектов информационных отношений по категориям конфиденциальности;
  • определение допустимых форм их взаимодействий и т.д.

Регламент обеспечения безопасности – комплект документов, регла­ментирующий правила обращения с конфиденциальной информацией (КИ) в зависимости от фазы ее обработки и категории конфиденциальности. В регламенте должен быть определен комплекс методических, администра­тивных и технических мер, включающих в себя:

  • создание подразделения, ответственного за обеспечение КИ;
  • определение порядка допуска сотрудников к КИ и обязанностей, ограничений и условий, накладываемых на них;
  • определение сотрудников, допущенных к КИ;
  • классификация КИ и работ с ней по категориям;
  • порядок изменения категории конфиденциальности работ и инфор­мации;
  • требования к помещениям, в которых проводятся конфиденциаль­ные работы и обрабатывается КИ, по категориям;
  • требования к конфиденциальному делопроизводству;
  • требования к учету, хранению и обращению с конфиденциальными документами;
  • меры по контролю за обеспечением конфиденциальности работ и информации;
  • план мероприятий по противодействию атаке на КИ;
  • план мероприятий по восстановлению КИ;
  • определение ответственности за разглашение КИ.

В рамках техни­ческого направления работ создается комплекс технических средств и технологий ЗИ при ее обработке, хранении и передаче, включая крипто­графические средства. Для этого проводится сбор исход­ных данных для разработки технических предложений по оснащенности автоматизированной системы обработки, хранения и передачи информа­ции средствами ЗИ, позволяющими реализовать требуемый уровень защи­щенности.

Выход в свет в конце 40-х годов XX столетия работ К. Шеннона и Н. Винера послужил началом развития математической теории информации, которая определяет понятие "информация" через меру уменьшения неопределенности знания при совершении какого-либо события. Математическая теория информации стала важнейшим стимулом развития кибернетики - науки об общих законах получения, хранения, передачи и переработки информации в целях ее использования в процессах управления различными системами, в том числе социальными и экономическими.

Содержание

Введение.
Сущность и значение информации в управлении.
Классификация и виды информации.
Информационное обеспечение в управлении социальными системами.
Информационное обеспечение экономической системы.
Заключение.
Список использованной литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

информация в соц и эконом.doc

  1. Введение.
  2. Сущность и значение информации в управлении.
  3. Классификация и виды информации.
  4. Информационное обеспечение в управлении социальными системами.
  5. Информационное обеспечение экономической системы.
  6. Заключение.
  7. Список использованной литературы.

Выход в свет в конце 40-х годов XX столетия работ К. Шеннона и Н. Винера послужил началом развития математической теории информации, которая определяет понятие "информация" через меру уменьшения неопределенности знания при совершении какого-либо события. Математическая теория информации стала важнейшим стимулом развития кибернетики - науки об общих законах получения, хранения, передачи и переработки информации в целях ее использования в процессах управления различными системами, в том числе социальными и экономическими. Кибернетика разрабатывает общие принципы создания систем управления. Использование категориального аппарата кибернетики применительно к обществу заключается в том, что последнее рассматривается как самоорганизующаяся динамическая система, в которой происходят материально-энергетические информационно-управленческие процессы. В контексте ее использования в управленческой деятельности информация истолковывается как совокупность сведений, необходимых для активного воздействия на управляемую систему с целью ее оптимизации. Полезность и эффективность информации в таком случае оценивается по степени ее влияния на изменение представляющего звена о состоянии управляемого социального объекта.

Сущность и значение информации в управлении.

В общем виде управление предприятием можно представить как процесс получения информации, ее обработки, принятия решений, организации и контроля их исполнения. Важнейшей составной частью управления является принятие решений. Для выработки правильных, оптимальных управленческих решений, требуется полная, оперативная и достоверная информация. В общем виде под информацией понимается определенная совокупность сведений, данных об окружающем нас материальном мире и имеющих практическое значение. Информация является необходимым условием деятельности человека, средством общения между людьми. Без информации невозможно и управление, поскольку она характеризует состояние управляемой и управляющей систем, а также внешней среды и служит основой для выработки управленческих решений. Под управленческой информацией понимают сведения, являющиеся объектом хранения, передачи, преобразования и используемые в процессе управления. Информация в процессе управления является главным предметом и результатом труда руководителей и специалистов. На разных стадиях процесса управления роль информации неодинакова. Например, для определения целей и задач управления важную роль играют полнота и новизна информации, а при разработке управленческого решения важны своевременность, высокая степень обработки (анализа и синтеза) информации и т.д. В целом содержание информации должно определяться потребностями управленческих звеньев и вырабатываемых управленческих решений. К управленческой информации предъявляются определенные требования. Наиболее важные из них: достоверность, точность и объективность; полнота и достаточность сведений; своевременность и оперативность поступления; доступность: системность, комплексность и ритмичность поступления и др. 1

Полнота сведений означает, что объем информации должен быть достаточным для принятия оптимальных решений. Следует учитывать, что дефицит сведений приводит к принятию некачественных решений, а избыточная информация усложняет выработку решения и делает его более дорогостоящим. Избыточность часто связана с повторяемостью и дублированием информации. При этом существует полезная и бесполезная избыточность. Полезная может быть использована для повышения надежности и достоверности передачи и хранения информации в технических системах, а бесполезная лишь создает дополнительную нагрузку на работника.

Своевременность и оперативность связаны с явлением старения информации с течением времени и потерей ее ценности. Поэтому запаздывание в поступлении информации приводит к запаздыванию в принятии управленческих решений и ухудшению показателей функционирования системы управления (простой техники, ухудшение организации производства и др.).

Классификация и виды информации.

Руководители и специалисты предприятий АПК в своей работе используют самую разную информацию. Все виды информации, используемые в управлении, классифицируют по следующим признакам:

  • по содержанию – политическая, директивная, правовая, научно-техническая, экономическая, плановая, административная, производственная, бизнесная, нормативно-справочная, учетно-бухгалтерская, статистическая;
  • по направлению движения – входящая, исходящая;
  • по характеру фиксации – фиксированная, нефиксированная;
  • по способу фиксации – документированная, звуковая, аудиовизуальная;
  • по отношению к субъекту управления – внешняя, внутренняя;
  • по степени обработки – первичная, производная, итоговая;
  • по степени постоянства – постоянная, переменная;
  • по форме представления – буквенная, цифровая, кодированная;
  • по возможности обработки – поддающаяся и не поддающаяся обработке;
  • по насыщенности – достаточная, недостаточная, избыточная;
  • по правдивости – достоверная, недостоверная.

Для управленческой и бизнесной деятельности руководителей наибольшее значение имеет содержание информации.

Политическая информация отражает политику государства в области агробизнеса, социально-экономического развития, различных форм хозяйствования.

Директивную информацию вырабатывают вышестоящие органы. Она определяет стратегию хозяйственной деятельности руководителей, является основой управления.

Правовая информация определяет статус предприятия, его подразделений, каждого работника, его должностное положение. С ее помощью устанавливают нормы хозяйствования и административного права, добиваются соблюдения законности.

Научно-техническая информация представляет данные о достижениях науки и техники. Для ознакомления работников с новейшими разработками и рекомендациями научно-исследовательских учреждений и опытом передовых предприятий в отдельных организациях создаются бюро научно-технической информации и ИКС.

Экономическая информация используется для обоснования управленческих решений и управления экономическим развитием организации. Она включает расчеты экономических показателей, результатов хозяйственной деятельности и т. д.

Нормативно-справочная информация включает нормы выработки и обслуживания, тарифную систему оплаты труда, размеры должностных окладов, справочные данные о технике, технологии, организации труда.

Учет (оперативный, бухгалтерский, статистический) обеспечивает сбор первичной и другой информации и представление ее в форме документов, которые составляют основу учетно-бухгалтерской и учетно-статистической информации. Эти виды информации используются для функций анализа, прогноза, нормирования, планирования, контроля хода производства и его результатов (расходование средств, получение прибыли и др.), а также оперативного управления. 2

Информационное обеспечение в управлении социальными системами.

Управление социальными системами, их подсистемами и организациями предполагает производство, воспроизводство и применение различных видов информации. Оно включает:

  • производство информации в виде научных исследований, изобретений, открытий; обобщения практического опыта в области производства, культуры, образования, социально-политической жизни и т.д.;
  • сбор, отбор, оценка информации, необходимой для управления;
  • аналитико-синтетическая переработка информации (библиографическое описание, классификация, предметизация, аннотирование, реферирование, перевод, кодирование);
  • хранение и поиск информации;
  • размножение и распространение информации, передача ее потребителю;
  • использование информации;
  • контроль за эффективностью использования информации.

Потребность в информации разных субъектов и звеньев управления неодинакова и определяется прежде всего теми задачами, которые решает в процессе управления тот или иной субъект, тот или иной руководитель, работник управленческого аппарата. Она зависит также от масштаба и важности принимаемых решений (чем масштабнее и важнее решение, тем большая по объему и разнообразная по содержанию информация необходима для его подготовки и принятия), от количества и характера управляемых, регулируемых параметров, от количества вариантов возможного состояния и поведения управляемого объекта, от величины и разнообразия возмущающих управляемую систему внутренних и внешних воздействий, от количества и качества показателей, характеризующих результаты функционирования данной системы. 3

По мере совершенствования управления обществом возрастает необходимость знания об объектах управления, будь это социальные группы, слои населения, социальные организации, территориальные общности или подсистемы общества - экономическая, социальная, политическая, социокультурная. В этих условиях и субъект, и объект управления нуждаются в достоверной и полной информации о функционировании общества, его основных подсистем, организаций и групп. Социологические исследования показывают, что руководители и менеджеры редко и не в полной мере используют доступную информацию, несмотря на приписываемую ей первостепенную роль в процессах управления. Разработчики социальных программ чаще всего жалуются на то, что результаты их труда не используются или редко используются в управленческой деятельности. В результате социологических исследований установлено, что менеджеры более 50 % своего времени тратят на распределение документов среди подчиненных, на обсуждение их с подчиненными и на участие в совместном - с подчиненными или вышестоящими руководителями - решении возникающих проблем. Менее 50 % опрошенных работников сферы управления использовали компьютерные отчеты в качестве основы для оценки и поощрения работников, запросов большего количества ресурсов или их перераспределения, пересмотра методов и процедур организаторской деятельности и функционирования системы управления, повышения достоверности информации.

Поэтому в практике управления важное значение приобретает выявление и изучение основных факторов, определяющих интенсивность использования информации менеджерами.

Первым из таких факторов является организационная культура. Будут ли содержащиеся в информационных потоках данные правильно восприняты, поняты и воплощаются ли в практические действия менеджера, в существенной мере зависит от его организационной культуры. В системах оценки работников управленческой сферы, как и в прежние времена, чаще всего используются такие критерии, как пунктуальность, ответственность и умение сотрудничать, а не способность быстро и квалифицированно отыскать и использовать новую информацию, необходимую для успешного решения задач, стоящих перед данной организацией.

Второй фактор, влияющий на использование менеджером полученных данных, касается содержания иформационные потоки, поступающие в сферу управления, должны помогать направлять и концентрировать внимание управленцев на насущных проблемах управленческого труда, тем самым мотивируя их более активную и эффективную деятельность.

Наконец, следует иметь в виду, что использование информации управленческими кадрами требует поддержки и содействия должностных лиц, функционирующих на верхних этажах управленческой пирамиды. В этом - решающий залог соответствия получаемой информации сфере деятельности, компетентности и полномочиям субъекта управления, который ее использует.

Не секрет, что весь окружающий мир мы познаем благодаря нашему сознанию, которое воспринимает предметы окружающей действительности и любезно связывает их с концептами и конкретными образами. Это было доказано давным-давно и, пожалуй, не требует каких-либо дополнительных пояснений.

Тем не менее открытым остается вопрос, насколько образы, возникающие в нашем сознании, адекватны тому, чем они являются в реальности? Насколько совпадает цвет, форма, температура и даже суть того или иного предмета с тем, как его воспринимает наш мозг? И это - только верхушка айсберга. На самом деле все еще сложнее.

Существует ли объективность

В этом контексте вопрос, озаглавивший данный подраздел, становится особенно актуальным. В самом деле - можно ли говорить о том, что принцип объективности действительно имеет место быть, если абсолютно все в нашем мире преломляется сквозь призму нашего сознания, которое, к слову сказать, глубоко индивидуально, несмотря на наличие архетипов и прочих проявлений коллективного представления.

принцип объективности

С одной стороны, - проблема определенно есть. А с другой - остается открытым вопрос, насколько она серьезна и достойна внимания.

В какой сфере нужен принцип объективности

Исходя даже из базовой семантики данного словосочетания несложно предположить, что оно определенно относится к научному понятийному аппарату и это совершенно не станет ошибкой. Данное явление действительно имеет место преимущественно в мире точных данных, конкретных значений и фундаментальных открытий. Более того - именно оно ложится в основу любого исследования, а соответственно, всегда определяет направление движения той или иной научной мысли.

По сути, все знания современного человечества так или иначе опираются на принцип объективности и именно это можно считать ключевым моментом в достижении по-настоящему фантастических результатов и совершении совершенно невероятных открытий.

Суть понятия

Если говорить о конкретном значении данного словосочетания, стоит отметить, что в каждой области научного знания оно будет иметь свой собственный оттенок в зависимости от специфики предмета исследования. На базовом уровне принцип объективности можно трактовать как отказ от любой субъективности во время проведения исследования. Иными словами, во время работы с тем или иным явлением или понятием ученый может оперировать исключительно фактами, не прибегая к каким-либо домыслам и проявлениям личностного отношения.

принципы научной объективности

Подобная система научной работы необходима для получения максимально точных данных на выходе, а соответственно, более качественного результата.

Существует ли это на самом деле

Конечно, если само понятие существует, принципы научной объективности ничуть не менее реальны. По крайней мере, именно к этому стремится любое исследование или аналитический процесс.

Тем не менее влияние сознания как создающего, так и познающего исключать не приходится. Помимо этого, для соблюдения данного условия необходим целый ряд самых разных факторов, среди которых уровень подготовки исследователя, объем его понятийного аппарата, специфика предмета и объекта исследования (ведь одно дело, когда изучению подвергается какой-нибудь новый вид бактерий и совсем другое - когда ведется исследование ментальных процессов).

принцип объеквтиности и историзма

По сути, принцип объективности - методологический принцип, соблюдение которого крайне важно для адекватности исследования. Тем не менее он зависит от огромного количества факторов и соблюдается не всегда.

Кое-что об особенностях

В общих чертах этому пункту уже было посвящено в данной статье несколько предложений. Теперь разберемся более подробно, чем же на самом деле является принцип объективности, научности и адекватности того или иного исследования.

С сугубо методологической точки зрения суть данного явления заключается в том, чтобы знание о том или предмете реального мира было максимально ему адекватно. Иными словами, предмет должен восприниматься исследователем именно таким, каким он является на самом деле.

принцип объективности методологический принцип

Именно с этим и связана основная сложность и загвоздка в данном вопросе. Поскольку сам процесс познания того или иного предмета напрямую связан с мозговой деятельностью и особенностями мировоззрения исследователя, можно ли считать, что его видение предмета или явления может быть в самом деле эквивалентным познаваемому предмету?

Самая большая загвоздка

Еще большую сложность составляет изучение явлений, не находящих материального представления в реальном мире. В качестве примера можно привести любое филологическое исследование. Принцип объективности и историзма определенно имеет место в этом случае (в особенности когда это касается языковых норм или синтаксиса, имеющих хоть какое-то представление).

принцип объективности предполагает

Но как быть с изучением литературы (исключая, разве что, формалистические и структуралистические искания)? По сути, художественный мир того или иного произведения никак не представлен в объективной реальности. Соответственно, абсолютно все в данном случае зависит от видения исследователя. Так можно ли говорить о том, что понимание предмета будет ему эквивалентно? И существует ли вообще этот предмет?

Есть ли выход?

Что же делать, если принцип объективности предполагает то, что порой кажется и вовсе невозможным? Ответ на этот вопрос крайне прост - в данном случае проблема может быть решена наличием богатого понятийного аппарата и достаточно объемного багажа знаний о предмете и объекте исследования.

принцип объективности научности

Наконец, нельзя забывать и об информации, уже имеющейся на данный момент и представляющей большую или меньшую научную ценность. По сути, абсолютно любой предмет или явление имеет ценность исключительно в сравнении с другими, поскольку только в этом случае может быть оценена его значимость и ценность. Конечно, в данном случае может быть приведен аргумент о существовании вещей решительно уникальных, однако, не вдаваясь в терминологию, отметим, что ценность подобных вещей определяется сравнением с их отсутствием.

Таким образом, можно говорить, что наиболее значимой, базовой составляющей адекватности того или иного исследования является именно анализ и сопоставление. Только таким образом субъективная оценка может быть сведена к допустимому минимуму.

Не менее важно для исследователя и просто отказаться от личностной оценки, субъективного восприятия ситуации. В особенности это касается, конечно, наук, связанных с историей, где личное отношение к тому или иному явлению может лишить информацию статуса адекватных данных.


1. Кузнецова Е.И., Гамоненко С.С. Финансовый мониторинг как метод контроля в управлении экономической безопасностью // Вестник Московского университета МВД России. 2015. № 1. С. 74–79.

2. Борзых Л.А. Мониторинг показателей экономической безопасности России в социальной сфере // Социально-экономические явления и процессы. 2015. Т. 10. № 7. С. 34–41.

4. Виссарионов А.Б., Гумеров Р.Р. Об использовании предельных (пороговых) значений индикаторов экономической безопасности Российской Федерации // Управленческие науки. 2017. № 3. С. 38–45.

5. Селиванов А.И. Мониторинг экономической безопасности в условиях развития: постановка проблемы // Микроэкономика. 2017. № 4. С. 84–89.

6. Якимов И.М. Оценка достоверности результатов имитационного моделирования по результатам аналитического моделирования // Вестник Казанского технологического университета. 2015. № 17. С. 19–22.

7. Логвиненко Е.В., Полякова М.Е. Макроэкономическое моделирование инфляции // Национальная Ассоциация Ученых. 2015. № 2. С. 143–146.

8. Чувиков Д.А. Методика объединения экспертной системы и системы имитационного моделирования // Промышленные АСУ и контроллеры. 2017. № 3. С. 11–18.

Проблемой качества данных довольно давно занимаются не только ученые, но также и государственные учреждения, и представители бизнес-сообщества. Следует отметить большую роль Научно-методологического совета Росстата (на сегодняшний день 83 % его состава являются представителями науки и бизнеса), который выступил инициатором проведения большого объема научных исследований, направленных на формирование и совершенствование учетно-аналитической методологии на основе отечественного и международного опыта [1]. Однако эти исследования еще далеки от завершения. Сегодня можно констатировать, что координация методологии сбора, обработки и распространения информации вне федерального плана статистических работ осуществляется слабо [2], многие данные собираются вручную, отсутствуют четкие алгоритмы их обработки. Кроме того, присутствует сильный информационный шум, а иногда и намеренное искажение информации. Все это значительно осложняет аналитическую деятельность, привносит ошибки в оценки и прогнозы и, как следствие, приводит к значительному снижению качества принимаемых управленческих решений.

Цель исследования: определение подходов и ключевых методических принципов повышения качества данных при формировании информационной базы для решения прикладных задач в сфере государственного управления на федеральном уровне.

Материалы и методы исследования

Теоретическую основу исследования составили теоретические труды в сфере анализа и оценки качества информации, построения информационных систем, а также их применения для решения прикладных задач государственного управления.

Результаты исследования и их обсуждение

В понятие полноты входит охват всех возможных источников информации в контексте решения поставленной задачи. Достоверность – это степень адекватности данных реальной социально-экономической ситуации, которая может быть подтверждена экспертными методами и верификацией. Интерпретируемость отражает возможность понимания данных пользователем и их соотнесения с объективной реальностью и во многом определяется строгостью используемых в методологии понятий и определений. Согласованность означает степень логической взаимосвязи данных, содержащихся в различных информационных системах, в том числе и полученных различными методами с использованием различных целевые совокупностей (согласованные данные непротиворечивы, сопоставимы и дополняют друг друга в сопряженных наблюдениях).

Важными характеристиками качества данных являются, на наш взгляд, их доступность и своевременность, определяющие возможность получения пользователями данных в требуемые сроки. При этом доступность характеризует не только готовность данных к распространению, но также и приемлемость формы их представления, а также наличие необходимой дополнительной информации (в том числе и информации о возможности и способах получения этих данных). Своевременность отражает приемлемость временного периода от момента возникновения у пользователя потребности в каких-либо данных до их фактического получения. Она характеризуется предельно допустимым интервалом времени, на протяжении которого информация продолжает оставаться актуальной и востребованной.

Все эти элементы качества должны быть сбалансированы между собой для достижения максимального положительного эффекта.

Данные, используемые для решения задач государственного управления (особенно федерального уровня), имеют определенную специфику, которая является следствием специфичности самого объекта исследования, доступный информационный след которого, как правило, существенно зашумлен, а иногда и целенаправленно искажен. В связи с этим возникает необходимость в применении специальных методов повышения качества данных. При этом рассмотренные критерии качеств применительно к конкретной прикладной задаче могут иметь различную значимость. Так в предметных областях, связанных с анализом, прогнозом и выработкой решений в условиях высокой неопределенности, наиболее важными характеристиками данных являются их полнота и достоверность. В то же время критерий своевременности не является критичным, а критерий согласованности является техническим и служит основой для оценки достоверности данных в условиях невозможности получения абсолютно надежной информации.

Можно выделить два основных типа методов повышения качества данных: прямые и косвенные [5].

Косвенные методы. В основе этих методов лежит агрегация различной по содержанию информации об одном и том же явлении (различные ракурсы наблюдаемого явления) и последующая оценка ее согласованности на основе знания предметной области. Косвенный подход используется в случаях, когда получение информации из множества источников связано с неприемлемыми затратами (финансовыми или временными) или отсутствует возможность эффективной обработки требуемого массива информации. Примером использования такого подхода является формирование материального баланса, когда в условиях невозможности получения необходимого количества независимых измерений по всем необходимым точкам мониторинга, решается задача нелинейной оптимизации для восстановления значений характеристик материальных потоков в местах, где прямые измерения не проводятся.

На практике для повышения качества данных могут применяться одновременно оба эти подхода (в том числе и в рамках одной системы) [5].

Отдельную проблему представляет собой информатизация процесса оценки качества данных. Можно констатировать, что в настоящий момент у экспертов практически отсутствует технология, позволяющая действительно эффективно объединять разнородные экспертные знания для эффективного решения задач комплексной оценки обстановки, прогнозирования ее развития и выработки решений по эффективному воздействию на нее. Формально в настоящее время существует около 10 базовых технологий экспертного анализа и около 200 их вариантов, однако все они слабо ориентированы на практическое решение сложных задач. Отсутствие эффективной технологии интеграции экспертных мнений создало в экспертной среде отношение к этим технологиям как к технологиям, главным эффектом применения которых является частичный перенос ответственности за итоговое решение с эксперта на технологию [7].

Ключевой технологической основой определения качества данных в такой системе является выявление степени и характера рассогласованности содержательно идентичных синтетических параметров, получаемых, как результат применения различных моделей над анализируемыми данными. При этом эти модели условно разделить на несколько категорий [5]: элементарные (направленные на локальное исследование отдельных элементов информации на предмет соответствия содержания некоторым ограничениям, например, базовым ограничениям предметной области); системные (направленные на выявление несогласованности характеристик элементов в некоторой системе); мультисистемные (направленные на выявление рассогласования состояний нескольких взаимосвязанных систем); временные (направленные на выявление рассогласованности данных во времени); эволюционные (направленные на выявление рассогласований в состояниях, связанных с определенными фазами эволюции связанных элементов/систем). Спецификой этих моделей является то, что конечным результатом моделирования является оценка расхождения значений определенных параметров. При этом модели, применяемые для повышения качества данных, также отражают понимание объекта исследования исследователем, однако, в отличие от целевых моделей (моделей анализа, прогноза), модели для анализа исходных данных, как правило, более локальны.

Такая экспертная система будет являться первым уровнем всех прочих систем поддержки принятия решений, обеспечивая для них подготовку исходных данных [8].

Рассмотренные выше подходы направлены на систематизацию и повышение качества информационного обеспечения государственного управления.

Для обеспечения эффективности функционирования системы государственного управления в нее должны быть включены механизмы анализа качества источников информации, а также опыта эксплуатации используемых информационных технологий, программно-инструментальных средств, конкретных методов и методик обработки информации, вынесения оценок и суждений. Кроме того, как показывает практика, качество представляемой пользователям информации возрастает при регламентации основных требований, предъявляемых к данным. При этом должен соблюдаться принцип прозрачности используемой регламентной и методологической базы, призванный гарантировать объективность и соблюдение этических норм при осуществлении наблюдений и анализа.

Статья подготовлена по результатам исследований, выполненных за счет бюджетных средств по государственному заданию Финуниверситету.

Читайте также: