Беседа что значит быть гражданином днр

Обновлено: 18.05.2024

Учащиеся встают и учитель проводит разминку.
-Если вы по утрам с радостью идете в школу - помашите правой рукой.
-Если вы цените в людях честность и порядочность - сделайте шаг вперед.
- Если уверены в своих силах - топните ногой.
-Если вы считаете, что мы должны уважать права людей, независимо от их национальной и социальной принадлежности - сделайте шаг вперед.
-Если вас волнует судьба нашей страны - хлопните в ладоши.
-Если вы считаете себя патриотами - поднимите обе руки вверх.
-Если вы верите в то, что наша страна займет достойное место в мире - протяните обе руки вперед.

-Если вы верите, что будущее страны зависит от вас - возьмитесь за руки рядом стоящего.

Всем спасибо! Спасибо, что никто не остался в стороне во время разминки!
Дорогие ребята! Нам всем хочется, чтобы на уроке вы были внимательны, находчивы, а главное — чтобы вы показали, что знаете и как умеете работать.

Основная часть

Беседа

Патриотом называют человека, который любит свою Родину и предан своему народу. Такой человек готов на большие жертвы и подвиги во благо своего Отечества. Патриот - это человек, который не просто любит свою Родину, но и никогда её не предаст. Предательство может быть не только на деле, но и на словах. Патриот никогда не отзовётся плохо о своей стране и о её жителях. В народе говорят, что человек без Родины, как колючка в пустыне, которая нигде не может остановиться.
Чтобы иметь право называться патриотом, нужно уважать своё государство, почитать, защищать его и отплачивать ему за опеку своим трудом во благо соотечественников. Для настоящего патриота любовь к Родине стоит превыше своих моральных убеждений. На войне такой человек не задумываясь отдаст всё, что имеет, и даже свою жизнь во благо Отчизны. Патриотом важно быть не только на словах, но и на деле. Мало просто ограничиваться красивыми разговорами, нужно подтверждать их достойными поступками. К сожалению, в настоящее время многие люди стесняются быть патриотами или говорить об этом, боясь показаться белой вороной. В таком случае важно помнить, что мы граждане одной великой страны и должны гордиться этим. Государство будет сильным только тогда, когда граждане будут любить его и поистине считать себя патриотами.

Словарная работа

Гражданин - это "лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся его защитой и наделенное совокупностью политических и иных прав и обязанностей".

Гражданин - это человек, мысли и поступки которого направлены на благо Отечества, на благо своего народа.

Патриот — тот, кто любит свое Отечество, предан своему народу, готов на жертвы и подвиги во имя интересов своей Родины. (Словарь В. И.Даля)

Патриот – человек, одушевлённый патриотизмом, или человек, преданный интересам какого-нибудь дела, горячо любящий что-нибудь. (Словарь С.И.Ожегова)

Отечество - страна, где человек родился и к гражданам которой он принадлежит. (Словарь С.И.Ожегова)

-Что значит, для вас любить Родину и быть ее патриотом?

3.3. Загадки
1. Подрасту, и вслед за братом
Тоже стану я солдатом,
Буду помогать ему
Охранять мою. (страну)

2.За околицей цветут
Белые ромашки,
Жаворонки поют
Над широкой пашней.
Теплый ветер принесет
Аромат смородины,
Так чего дороже нет? —
Нет дороже. (Родины)

3. Моряком ты можешь стать,
Чтоб границу охранять,
И служить не на земле,
А на военном. (корабле)

4. Самолет парит, как птица,
Там — воздушная граница.
Кто на посту и днем и ночью? —
Наш офицер — военный. (летчик)

5. По приказу танк мой мчится,
Режут землю гусеницы,
Кем машина в поле чистом
Управляется. (танкистом)

-Ребята, скажите как можно назвать всех этих людей? ( Защитники)

-А кто такой защитник? ( патриот своей страны).

-Сейчас я буду читать утверждения, и если вы с ними согласны, хлопните в ладоши, если нет, топните ногой.

Патриот это:

1. Каждый, кто любит то место, где родился и вырос (да)

2. Тот, кто любит и не забывает свою мать, свой дом (да)

3. Не знает свой родной язык (нет)

4. Кто с гордостью осознаёт, что нет на Земле страны лучше нашей (да)

5. Тот, кто не только любит, но и охраняет природу (да)

6. Не готов стать на защиту Отечества (нет)

7. Строит своё будущее, связывая его только со своим отечеством (да)

8. Не знает государственную символику (нет)

9. Готов отдать своей родине все силы и способности (да)

10. Патриот тот, кто украшает Родину своим трудом (да)

11. Не знает историю своего родного края, не гордится своими предками (нет)

Вывод: любить Родину и быть ее патриотом, это значит выражать любовь к ней своими действиями и поступками.

Беседа о символике ДНР

-Посмотрите на доску, вы видите слова, но буквы в них перепутались, попробуйте составить из них слова.
-Расшифруйте первое слово. (Флаг)

–У всякой страны есть три обязательных символа. По ним всегда можно узнать, о какой стране идет речь. Это герб, флаг и гимн. Сегодня мы поговорим о флаге нашего государства.

– Флаги появились в глубокой древности. Старинное русское название флага – стяг. Под боевыми стягами выступали на врага древнерусские воины.

– Все вы уже знаете, как выглядит государственный флаг ДНР.

– Взгляните на картинку и скажите, какой из флагов является флагом ДНР?

– Наш флаг имеет прямоугольную форму и состоит из трех горизонтальных полос.– Какие цвета вы видите на нашем флаге? (Чёрный, синий, красный)

– Эти цвета не случайно появились на нашем флаге.

Чёрный цвет символизирует плодородную землю Малороссиии уголь Донбасса.

Синий цвет символизирует дух народа и воды Азовского моря.

Красный цвет символизирует кровь, пролитую за свободу народа.

По центру флага, на всех его полосах, располагается герб ДНР.

– Где устанавливают флаг?

– На зданиях государственной власти, в кабинетах высших должностных лиц, на зданиях дипломатических представительств за границей, в знак траура, в дни праздников, солдаты принимают присягу, идут в бой, чтобы защитить свою Родину, во время спортивныхсоревнований за призовое место. Мы должны гордиться нашим флагом.

Теперь расшифруйте второе слово. (Герб)

Герб – это эмблема государства, он изображается на печатях, паспортах, денежных знаках, документах.

-Герб Донецкой Народной Республики представляет собой серебряного двуглавого орла, поднявшего верх распущенные крылья. На груди орла Святой Михаил в серебряном одеянии и вооружении и чёрной мантии, с мечом и золотым крестом. Ноги у орла отсутствуют.


- развитие диалоговой формы общения внутри группы, творческих умений и коммуникаций.

- формирование навыка оценки политических событий и процессов в обществе, гражданской позиции, потребности в выполнении конституционного долга;

- воспитание и развитие личностных компетенций.

Ход беседы

I. Вступление

Воспитатель: То, о чём мы сегодня будем говорить, относится ко всем нам: к вам, вашим родителям и ко мне.

– Как вы думаете, что нас объединяет, что у нас общего? (Ответы детей. )

Звучит гимн России.

Воспитатель: Тема нашего разговора посвящена понятию гражданственности и тем составляющим, которые входят в это понятие. Необходимость поговорить, об этом вызвана тем, что в ближайшее время в нашей стране будут отмечаться большие народные праздники.

Воспитатель: Давайте вместе прочитаем календарь знаменательных дат на ближайшее время.

Календарь знаменательных дат:

20 ноября – Всемирный день ребёнка.

26 ноября – День матери России.

10 декабря – День защиты прав человека.

12 декабря – День Конституции Российской Федерации.

Беседа на тему Я - гражданин России

II. Основная часть

1) Лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся его защитой и наделённое правами и обязанностями;

2) Взрослый человек, а также форма обращения к нему.

– Прочитайте второе пояснение.

– Давайте подробнее поговорим о том, что значит быть гражданином России?

– Как можно истолковать значение этого слова?

– Рассмотрите схему. Вокруг центрального понятия расположены начала фраз – толкований. Прочитайте. Прочитайте слова справа. Дополните до фразы, пользуясь словами для справок.

любить (свою Родину)

гордиться (культурой, языком)

Дети работают самостоятельно.

Вывод: Быть гражданином значит, любить свою Родину, знать права и выполнить обязанности, охранять территорию, беречь природу, гордиться культурой и языком своего народа, приумножать богатства.

– Как вы думаете, что нас объединяет и делает гражданами одной страны? (Общая территория, единый язык, культура, законы)

– Что общего в каждой группе слов?

Полную информацию смотрите в файле.

Содержимое разработки

Беседа "Я-гражданин России"

-овладение технологией работы в группах.

-развитие культуры речи, дискуссии, умения анализировать и делать выводы;

-развитие диалоговой формы общения внутри группы, творческих умений и коммуникаций.

-формирование навыка оценки политических событий и процессов в обществе, гражданской позиции, потребности в выполнении конституционного долга;

-воспитание и развитие личностных компетенций.

Воспитатель: То, о чём мы сегодня будем говорить, относится ко всем нам: к вам, вашим родителям и ко мне.

– Как вы думаете, что нас объединяет, что у нас общего? (Ответы детей.)

Звучит гимн России.

Воспитатель: Тема нашего разговора посвящена понятию гражданственности и тем составляющим, которые входят в это понятие. Необходимость поговорить, об этом вызвана тем, что в ближайшее время в нашей стране будут отмечаться большие народные праздники.

Воспитатель: Давайте вместе прочитаем календарь знаменательных дат на ближайшее время.

Календарь знаменательных дат:

20 ноября – Всемирный день ребёнка.

26 ноября – День матери России.

10 декабря – День защиты прав человека.

12 декабря – День Конституции Российской Федерации.

II. Основная часть

1) Лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся его защитой и наделённое правами и обязанностями;

2) Взрослый человек, а также форма обращения к нему.

– Прочитайте второе пояснение.

– Давайте подробнее поговорим о том, что значит быть гражданином России?

– Как можно истолковать значение этого слова ?

– Рассмотрите схему. Вокруг центрального понятия расположены начала фраз – толкований. Прочитайте. Прочитайте слова справа. Дополните до фразы, пользуясь словами для справок.

любить (свою Родину)

гордиться (культурой, языком)

Дети работают самостоятельно.

Вывод: Быть гражданином значит, любить свою Родину, знать права и выполнить обязанности, охранять территорию, беречь природу, гордиться культурой и языком своего народа, приумножать богатства.

– Как вы думаете, что нас объединяет и делает гражданами одной страны? (Общая территория, единый язык, культура, законы)

–Что общего в каждой группе слов?

– Почему слова каждой группы мы называем родственными?

Родина берёт начало с отчего дома.

– Есть ли слова-понятия, из первого и второго столбика одинаковые по значению? – Какой вывод можно сделать?

Вывод: Слова-понятия Родина и Отечество, одинаковые по значению. (Музыкальная заставка: голоса птиц.)

Слышишь песенку ручья?

Это – Родина твоя!

Слышишь голос соловья?

Это – Родина твоя!

Школа, где твои друзья.

Это – Родина твоя!

Руки матери твоей,

И в саду смородина –

Это тоже Родина!

Воспитатель: У граждан одной страны также общие символы. Назовите символы страны. (Гимн, Герб, Флаг.)

Воспитатель: В 2005 году Флаг России отмечал своё 300-летие. В далёком 1705 году по приказу царя Петра I все корабли стали выходить в море под бело-сине-красным флагом. Этот флаг признано считать единым флагом всей России. Вспомните, почему для флага России выбраны именно эти цвета? (Белый цвет – мир, чистота совести. Синий – небо, верность, правда. Красный – огонь и отвага)

Воспитатель: Герб. Центральную часть Герба занимает большой двуглавый орёл. В древности орёл считался самой большой летающей птицей, поэтому образ орла символизирует сильную власть.

– Где можно увидеть изображение символов страны? (На границе, здании правительства, документах, монетах…)

Российские символы олицетворяют красоту и справедливость, победу добра над злом. Величие русского народа, его силу, мощь и, в тоже время, простоту и открытость можно услышать и понять, в произведениях русских композиторов. Воспитатель: Настоящие Гимн, Герб, Флаг были приняты и утверждены Государственной Думой 8 декабря 2000 года и одобрены Советом Федерации 20 декабря 2000 года. Что же это за государственная власть, которая принимает законы страны, по которым живут все граждане? Воспитатель: Все законы в нашей стране принимает Федеральное собрание. Оно состоит из двух палат: Государственной думы и Совета Федераций. Первоначально закон принимается депутатами Государственной Думы, затем рассматривается Советом Федераций. Потом закон поступает на подпись к Президенту.

С момента подписания закон становится обязательным для всех. Вот почему так важно, чтобы все граждане страны принимали участие в выборах. От того, как пройдёт голосование зависит то, по каким законам мы будем жить. Вы ещё маленькие граждане государства и не принимаете участие в Выборах. Ваша судьба сейчас полностью зависит от решения взрослых. Но прийти на избирательный пункт вместе с родителями вы можете

– Принимать участие в выборах (голосовать) можно с 18 лет. Посчитайте, через сколько лет вы сможете стать избирателями?

Задание. Принимать законы, по которым будет жить вся страна, – очень ответственно. Прочитайте вопросы. Подумайте, обсудите, зачитайте свой ответ.

– Как вы думаете, какими качествами должен обладать депутат Государственной Думы? (Ответы детей)

– Представьте, что вы уже взрослые и вас выбрали в Государственную Думу. Какие законы вы приняли, чтобы граждане России жили лучше? (Образование, здравоохранение, культура, семья)

Воспитатель: Сейчас ваша задача – хорошо учиться, получать знания, развивать способности, потому, что в будущем вам управлять нашей великой страной Россией.

– Какие слова в нашей беседе были главными?

Воспитатель: Все понятия, о которых мы с вами сегодня говорили, укладываются сейчас, прежде всего, в то, что называется малой родиной: дом, семья, посёлок, город. Давайте же завершим нашу беседу рисунками о любимом поселке Чульман.


-75%

- воспитывать чувство гордости за свою Родину и уважение к своим соотечественникам.

Ход классного часа.

1. Организация класса.

2. Минутка психологического настроя.

- Хорошо, что солнце светит? (поднимаем руки вверх) – Хорошо!

- Хорошо, что дует ветер? (машем на себя) – Хорошо!

- Хорошо в краю родном? (разводим руками) – Хорошо!

- Хорошо там, где наш дом? (показываем на себя) – Хорошо!

- Как называется планета, на которой мы живем? (Земля)

- А кто мы – жители этой планеты? (Земляне)

- Как называется наша страна? (Россия)

- А кто мы – жители этой страны? (Россияне)

- Сегодня мы поговорим о родине, о нашем с вами отношении к ней. О наших правах и обязанностях. О нашем гражданском долге.

Письмо от волшебника.

Но сначала позвольте мне зачитать письмо, которое прислал нам волшебник! Слушайте внимательно!

(Дети заглядывают, в ящике - зеркало, дети видят свое отражение).

- Так что вы увидели в волшебной шкатулке? Кто там?

- А как вы думаете, что имел в виду волшебник?

- Давайте на нашем сегодняшнем занятии мы и попытаемся разобраться в этом.

4. Основная часть.

- Мы все являемся гражданами России. Много на свете, и кроме России, всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать – одна у него и Родина. Эта наша страна – Россия.

Россия – огромное государство, гражданами которого мы являемся. Как только маленький человек появляется на свет, он получает свой первый документ – свидетельство о рождении, в котором записано, что он является гражданином Российской Федерации.

- А что значит: быть гражданином своей страны?

- Я думаю, что для этого не достаточно иметь запись в свидетельстве о рождении. Быть гражданином – это значит – любить свою Родину, чувствовать ответственность за ее судьбу, ее будущее. Ну и, конечно, гражданин страны должен знать ее историю, ее государственные символы.

-Сегодня мы и поговорим об отличительных знаках нашего государства. Я вас с ними сейчас и познакомлю. Итак, начнем.

- Из каких цветов состоит флаг России?

Белый цвет – берёзка.

Синий - неба цвет.

Белый цвет символизирует мир, чистоту, благородство, совершенство, невинность.

Синий – небо, честность, верность, духовность, веру.

Алый (красный) – символизирует отвагу, героизм, великодушие, силу и смелость, неустрашимость.

- А что вы можете сказать про герб?

У России величавой

На гербе орёл двуглавый,

Чтоб на запад на восток

Он смотреть бы сразу мог.

Сильный, мудрый он и гордый.

Он – России дух свободный.

- У нас очень красивый герб. На нем изображен двуглавый золотой орел на фоне российского флага. Орел – символ солнца, небесной силы, огня и бессмертия.

- Итак, мы познакомились со вторым символом нашего государства – гербом.

- А где можно увидеть эти символы? (Эти символы можно увидеть в городах, селах, на границе нашей Родины, на форме защитников Отечества, на российских космических кораблях, на скафандрах космонавтов, на костюмах сборной, и т. д.)

- Третьим государственным символом является гимн. А что это такое? (Слово “гимн” в переводе с греческого языка означает “хвалебная, торжественная песня”).

- Когда его исполняют? (Ее исполняют в особых наиболее торжественных случаях: во время открытия парада на Красной площади в Москве, во время встречи президента с представителями других стран, в Новый год, когда один год сменяет другой).

- Как нужно себя вести, когда вы слышите гимн страны? (нужно встать).

- Мы должны гордиться тем, что нашей Родиной является огромная и богатая страна Россия.

- Итак, ребята, мы сказали, что быть гражданином – это значит не только любить свою Родину, но и знать свои права и обязанности!

- А что же такое ПРАВО?

Обо всех правах ГРАЖДАН России рассказывается в КОНСТИТУЦИИ.

- Кто знает, что такое КОНСТИТУЦИЯ?

КОНСТИТУЦИЯ – это основной закон государства. В ней изложены самые главные правила поведения людей и взаимоотношений государства и общества. Каждый гражданин обязан их знать. В нашей стране Конституция действует с 1993 г.

Сейчас давайте рассмотрим некоторые права из Всеобщей декларации прав человека.

У меня в руках волшебный сундучок. Давайте посмотрим, что же в нем находится.

1) Свидетельство о рождении.

- Что это за документ?

(Первый документ каждого человека. Выдается после рождения.)

-О каком праве он напоминает?

(О ПРАВЕ НА ИМЯ, ФАМИЛИЮ, ОТЧЕСТВО)

- Зачем человеку имя? (Чтобы различать. Это Булыкина Ульяна, а это – Кобзева Виолетта).

- Тогда скажите, какая обязанность есть у всех, связанная с этим правом?

(Называть друг друга по имени)

Я буду каждому из вас примерять эту шляпу, а вы должны представиться, назвав фамилию, имя, отчество (по очереди называют).

- Молодцы! Я вижу, что ни у одного из вас не нарушено право на имя.

2) Картина с изображением семьи.

- О каком праве она говорит? (ПРАВО на СЕМЬЮ)

- Что вы знаете об этом праве?

(У каждого человека должны быть мама и папа. А у вас воспитатели и учителя.)

Я люблю свою семью:

Маму, папу я люблю,

Люблю деда и бабусю,

И щенка, и кошку Мусю!

Все, кого я так люблю,

Имеют право на семью.

- А ваша обязанность уважать взрослых людей, которые заботятся о вас.

3) Сейчас я достану из волшебного сундучка следующую картину. О каком праве она может рассказать? (ПРАВО НА ОТДЫХ)

- Как можно отдохнуть детям? (высказывания детей)

- Мы хорошо поработали, теперь предлагаю использовать право на отдых –

Мы можем весело шагать

По тропе волшебной.

И на одной скакать,

Руками весело махать,

Смотреть по сторонам кругом,

С друзьями побежать бегом

И отдохнуть потом. (сели)

4) Следующая картинка из волшебного сундучка…

- О каком праве она расскажет? (ПРАВО НА ОБРАЗОВАНИЕ)

- Что сейчас является вашей главной обязанностью?

(Посещение уроков, выполнение домашнего задания)

- Для чего нужно учиться? (Чтобы получить профессию, чтобы быть умным и образованным человеком).

-Ребята, сегодня мы с вами затронули очень важную и взрослую тему. Помните, мы с вами можем и должны отстаивать свои права и, конечно же, выполнять свои обязанности, что является признаком ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ.

– Каждый из нас – частичка России. И от всех нас зависит будущее нашей Родины.

- Ученые доказали, что вода имеет память и если говорить на воду добрые слова, то кристаллы ее вдруг приобретают красивую причудливую форму и становятся прекрасными. А если говорить гадости, даже слово злое, способно сделать структуру воды страшной. Так и окружающий нас мир - пусть он от ваших добрых, хороших поступков будет прекрасным. Мне бы очень хотелось, чтобы вы, девчонки и мальчишки были достойными гражданами нашей Великой страны. Трудно быть настоящим гражданином своей страны, но это очень почетно! Я верю, что после нашей сегодняшней беседы в вашем сердце загорится огонек ответственности и гордости за нашу страну. Не бойтесь трудностей, старайтесь с честью их преодолеть!Чтобы с гордостью сказать: "Я - гражданин своей страны!"

- Значит вы маленькие граждане большой страны, ее будущее!

Главной составляющей системы гражданско-патриотического воспитания является работа классного руководителя как с учащимися, так и родителями. На родительских собраниях и лекториях главной задачей должно стать обучение родителей воспитанию законопослушного гражданина. В индивидуальных беседах с учащимися и во время классных часов классный руководитель может рассматривать вопросы уважения к семье, родителям, семейным традициям, отношения к труду как к жизненной необходимости, главному способу достижения успеха в жизни.

Работа педагога-организатора с учащимися предполагает развитие реально действующего школьного самоуправления, которое реализуется в организации общешкольных мероприятий и линеек.

Работа социально-психологической службы школы оказывает влияние на восприятие учащимися окружающего мира и себя, в том числе и на понимание патриотизма благодаря различным тренингам, тестам, беседам.

Школьный возраст является наиболее оптимальным для системы патриотического воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов.

В основе воспитания, а тем более гражданско-патриотического – лежит, прежде всего, воспитание чувств. Поэтому фактором развития патриотических чувств должна стать целенаправленно созданная ситуация, когда ребенок переживает гордость за родителей, близких, свою семью; за коллектив, который должен стать для ребенка второй семьей; за совместный успех и достижения других членов коллектива.

Истинный патриотизм предполагает формирование и длительное развитие целого комплекса позитивных качеств.

Всё вышеизложенное можно представить в виде системы триединства (обучение, воспитание, социализация), где каждый компонент взаимосвязан и дополняет друг друга. При выпадении одного из звеньев, система будет неполной и престанет функционировать.

Методы достижения поставленных целей и задач

1. Содержание программы реализуется

На уроках

· 1-4 классы: литературное чтение, окружающий мир, трудовое обучение, музыкальное искусство, изобразительное искусство, физическая культура;

· 5-й класс: литература, природоведение, трудовое обучение, музыкальное искусство, изобразительное искусство, физическая культура;

· 6-11 классы: литература, биология, история, география, физическая культура, экономика, начальная военная и медико-санитарная подготовка;

Во внеклассной работе

· конкурс рисунков и газет,

· родительские собрания, посещение семей учащихся;

· тематические классные часы;

· тренинги родительского взаимодействия, индивидуальные и групповые консультации, беседы с детьми и родителями;

· КВНы семейных команд,

· интеллектуальные марафоны родителей и детей.

Во внешкольной работе

· экскурсии, походы выходного дня, походы по памятным местам, встречи, поисковая, научно-исследовательская работа и др.

Главными критериями выбора или конструирования методов в каждой части программы выступают педагогические и дидактические цели, предметное содержание, учебно-познавательные возможности каждого школьника, уровень его учебно-познавательной готовности. Кроме того, учитываются материальные условия, время, отведенное для обучения, субъективные возможности учителя.

В перспективе на основе данной программы планируется разработка цикла мероприятий, направленных на совместную деятельность школы, семьи и общественности по гражданско-патриотическому и духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся.

9. Прогнозируемые результаты

· воспитательных результатов – тех духовно-нравственных приобретений, которые получил ученик вследствие участия в той или иной деятельности (например, участвуя в каком-либо мероприятии, приобрел некое знание о себе и окружающих, опыт самостоятельного действия, пережил и прочувствовал нечто как ценность);

· образовательных результатов углубление, систематизация знаний по базовым дисциплинам, осознание существенных взаимосвязей между разными сферами жизнедеятельности человека;

· поведенческих результатов – последствия результата, то, к чему привело достижение результата (развитие ученика как личности, формирование его компетентности, идентичности, формирование устойчивых мотивов и потребностей, внутренних убеждений и т.д.).

Воспитательные, образовательные и поведенческие результаты деятельности школьников распределяются по трем уровням:

Первый уровень результатов – приобретение обучающимся социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов– получение обучающимся опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, школы, т.е. в защищенной, дружественной просоциальной среде, в которой ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

Третий уровень результатов – получение обучающимися опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с представителями различных социальных субъектов за пределами школы, в открытой общественной среде.

С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:

· на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;

· на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно-ориентированной социально значимой деятельности.

Предполагаемым результатом реализации курса является формирование у детей навыков самостоятельности: самоанализа, самооценки, самоуправления.Учащиеся должны уметь анализировать свою деятельность, не бояться принимать самостоятельно решение, уметь отвечать за свои поступки, передавать свой опыт сверстникам.

В результате реализации программы курса ожидается:

1. В общеобразовательной организации:

· оптимизация системы работы по духовно-нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию;

· обогащение содержания и технологического аппарата духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания;

· вовлечение в работу по духовно-нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию представителей всех субъектов образовательной деятельности.

2. В образе выпускника:

· в познавательной сфере: развитие творческих, когнитивных способностей;

· в историко-краеведческой сфере: осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;

· в социальной сфере: способность к самореализации в пространстве республики, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства;

· в духовно-нравственной сфере: осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.


10. Критерии оценивания

Оценка эффективности реализации программы курса осуществляется на основе обобщённых оценочных показателей, включающих целенаправленность воспитательного процесса, его системный, содержательный и организационный характер, обоснованность методов и использование современных технологий воспитательного воздействия. Результаты такого оценивания диагностируются с помощью мониторинговых исследований по изучению уровней воспитанности, обученности и социализации обучающихся.

Оценка личностных достижений школьников в ходе реализации курса осуществляется с помощью Портфолио, в котором фиксируются, накапливаются и оцениваются педагогами, родителями и самими обучающимися результаты его гражданско-патриотического и духовно-нравственного развития.

Поскольку курс является элективным и основной акцент делается на достижение воспитательного, а не знаниевого эффекта, балльное оценивание достижений учащихся не рекомендуется.

Оценивание должно быть вербальным, эмоциональным, способствовать созданию ситуации успеха, формированию позитивной мотивации к обучению.

Определение реального состояния, уровня и оценки работы по гражданско-патриотическому воспитанию, осуществляемому различными субъектами в различных условиях и сферах деятельности, ведомствах, регионах, с различными категориями детей и молодежи, предполагает проведение мониторинга достижения поставленной цели и конкретных задач. Без постоянного анализа и объективной оценки результатов работы по патриотическому воспитанию процесс ее осуществления фактически теряет свой смысл.

Определение результатов работы по патриотическому воспитанию в виде конкретной оценки предполагает, в первую очередь, всесторонний анализ этой деятельности с помощью различных методов и методик, а также дифференциацию критериев и показателей по различным уровням, измеряемым в баллах. Для решения первой из этих задач – определения оценки результатов работы по патриотическому воспитанию, необходимо осуществить анализ важнейших сторон, направлений этой деятельности.

Основное содержание и последовательность определения результатов патриотического воспитания включает в себя следующие компоненты:

· составление краткого плана анализа состояния патриотического воспитания и его результатов, разработку методических материалов и документов для его проведения. Здесь определяются: формулирование цели и задач анализа состояния патриотического воспитания, определение перечня его важнейших направлений, наиболее значительных мероприятий и проблем, которые необходимо исследовать особенно тщательно;

· сбор данных (информации) о состоянии патриотического воспитания и его результатах, об эффективности проводимых мероприятий, об участии в них как организаторов, так и различных категорий детей и молодежи и т.д.;

· анализ эффективности работы непосредственных организаторов патриотического воспитания, выполнения ими отдельных задач, конкретных функциональных обязанностей и др.;

· анализ и оценку действенности патриотического воспитания с различными категориями, группами детей и молодежи. При этом определяются как количественные (число мероприятий, степень охвата участников, классификация мероприятий по видам и т. д.), так и качественные показатели (эффективность мероприятий, изменение ситуации после их проведения, мероприятия, оказывающие наибольшее формирующее, информационное, мобилизующее и др. воздействие);

· определение выводов о состоянии патриотического воспитания и его оценка, формулирование конкретных задач и мер по его дальнейшему улучшению. В них отражаются: общая оценка состояния патриотического воспитания и достигнутых результатов, их сравнение с предыдущим периодом (лучше, хуже); степень соответствия проводимой работы предъявляемым требованиям, решаемым задачам, имеющимся возможностям; передовые и отстающие в подготовке и проведении основных мероприятий; неиспользованные возможности, средства, упущения, недостатки и т. д.; первоочередные задачи, на выполнении которых необходимо сосредоточить основные усилия.

II. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Начальное общее образование
1-4 классы

Учебно-тематический план курса

Учебно-тематический план курса

Опасности нашей повседневной жизни: Опасность — возможность возникновения обстоятельств, при которых.

Читайте также: