В каких случаях может быть ограничено пребывание граждан в лесах

Обновлено: 19.05.2024

Законно ли введение режима ограничения пребывания граждан в лесах?

В соответствии со статьей 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением, но при этом каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (статья 58 Конституции Российской Федерации).

Кроме того, частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации установлено, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Данные нормы Конституции Российской Федерации нашли свое отражение в нормах лесного законодательства Российской Федерации.

Так, статьей 11 Лесного кодекса Российской Федерации определено, что граждане имеют право свободно и бесплатно пребывать в лесах и для собственных нужд осуществлять заготовку и сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пригодных для употребления в пищу лесных ресурсов (пищевых лесных ресурсов), а также недревесных лесных ресурсов. При этом граждане обязаны соблюдать правила пожарной безопасности в лесах, правила санитарной безопасности в лесах, правила лесовосстановления и правила ухода за лесами.

Лесной кодекс Российской Федерации, являясь федеральным законом, в соответствии с частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации устанавливает исключительный перечень случаев, при которых может быть ограничено пребывание граждан в лесу. Согласно части 5 статьи 11 Лесного кодекса Российской Федерации пребывание граждан в лесах может быть ограничено в целях обеспечения:

1. пожарной безопасности и санитарной безопасности в лесах;
2. безопасности граждан при выполнении работ.

Право на ограничение пребывания граждан в лесах в целях обеспечения пожарной безопасности или санитарной безопасности в лесах предоставлено органам государственной власти, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса Российской Федерации.

Порядок введения ограничения пребывания граждан в лесах и въезда в них транспортных средств. проведения в лесах определённых видов работ в целях обеспечения пожарной безопасности или санитарной безопасности в лесах (далее - Порядок) устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (статья 53.5 Лесного кодекса Российской Федерации). Проект указанного Порядка разрабатывается в настоящее время Рослесхозом.

В проекте Порядка предусматривается, что ограничение пребывания граждан в лесах и въезда в них транспортных средств, проведения в лесах определенных видов работ в целях обеспечения пожарной безопасности или санитарной безопасности в лесах может вводится на определенный срок в следующих случаях:

- необходимости обеспечения охраны здоровья граждан при осуществлении мер санитарной безопасности в лесах (локализация и ликвидация очагов вредных организмов на лесных участках), проводимых в соответствии с правилами санитарной безопасности;

- выявления по результатам мониторинга пожарной опасности в лесах ситуации, при которой пребывание в лесах граждан, транспортных средств или осуществление отдельных видов работ повышает вероятность (возможность) возникновения и распространения лесных пожаров на соответствующей территории.

Проект Порядка будет вывешен для ознакомления на официальном сайте Рослесхоза.

Следует отметить, что нормы Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и Уголовного кодекса Российской Федерации, устанавливающие меры административного и уголовного наказание, направлены, прежде всего, на предупреждение совершения административного правонарушения или преступления.

Поэтому, если несознательные граждане в случае введения ограничения пребывания граждан в лесах и въезда в них транспортных средств, проведения в лесах определенных видов работ в целях обеспечения пожарной безопасности или санитарной безопасности в лесах не откажутся временно от поездки в лес и нарушат введенный запрет, то они должны понести в установленном порядке определенное государством наказание, соответствующее тяжести совершенного правонарушения (просто находились в лесу или зажигали при этом костер и т.п.).

Лесные права граждан России определяются в первую очередь статьей 11 Лесного кодекса Российской Федерации. Согласно части первой этой статьи, "граждане имеют право свободно и бесплатно пребывать в лесах и для собственных нужд осуществлять заготовку и сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пригодных для употребления в пищу лесных ресурсов (пищевых лесных ресурсов), а также недревесных лесных ресурсов".

Далее в этой статье говорится, что граждане обязаны соблюдать в лесах некоторые правила (пожарной и санитарной безопасности, лесовосстановления и ухода за лесами), не имеют право собирать краснокнижные и наркотические грибы и растения, и что их доступ может быть ограничен в леса некоторых категорий, если это предусмотрено соответствующими федеральными законами. Например, пребывание граждан может быть ограничено в лесах, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий, обороны и безопасности, а также в иных лесах в целях обеспечения пожарной и санитарной безопасности, или безопасности самих граждан при выполнении в лесах тех или иных работ. Статья также запрещает ограничивать пребывание граждан в лесах по каким-либо иным основаниям, и не позволяет тем, кому предоставлены лесные участки, препятствовать доступу граждан на эти участки.

В целом, если исходить из статьи 11 Лесного кодекса Российской Федерации, лесные права граждан довольно обширны и неплохо защищены законом - примерно на таком уровне, на каком это принято, например, в странах Северной Европы. Но есть некоторые важные нюансы, которые нужно знать, чтобы не переоценить свои права, не совершить непреднамеренно противозаконных действий и не попасть в неприятную ситуацию.

Лесные права граждан распространяются не на все леса

Не все, что является лесом с точки зрения биологии, географии или здравого смысла, является лесом и с точки зрения действующего российского законодательства. Правовой статус леса зависит от того, на землях какой категории он растет. Основные положения Лесного кодекса РФ в явном виде распространяются на леса, расположенные на землях лесного фонда, особо охраняемых природных территорий, обороны и безопасности, а также на городские леса (при этом леса на землях обороны и безопасности и городские леса должны быть специальным образом выделены, чтобы считаться лесами). А вот с остальными категориями земель есть проблемы.

До настоящего времени Лесной кодекс РФ в явном виде не предусматривал существование лесов на землях сельскохозяйственного назначения. В самом конце 2018 года в него была внесена новая статья 123 - "Леса, расположенные на землях сельскохозяйственного назначения"; она должна вступить в силу только с 1 июля 2019 года. Но полной ясности с этими лесами пока нет: во-первых, чтобы эта статья начала в полной мере работать, Правительство РФ должно утвердить специальный документ - "Особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения" (пока нет даже его проекта). Во-вторых, ряд других федеральных законов и правил противоречат этой статье - например, статья 78 Земельного кодекса РФ не предусматривает существование лесов на землях сельскохозяйственного назначения (кроме защитных лесных насаждений). В-третьих, Минэкономразвития России уже очень активно пытается добиться отмены новой статьи Лесного кодекса, и, соответственно, отмены даже такого правового статуса этих лесов.

Это лес, сам собой выросший на давно заброшенных землях сельскохозяйственного назначения. С точки зрения биологии, географии или здравого смысла - это однозначно лес; но с точки зрения действующего сейчас лесного законодательства - этого леса нет, поэтому и права граждан по отношению к этому лесу нигде не прописаны и ничем не защищены. Автор фотографии - Вилен Лупачик

Это лес, сам собой выросший на давно заброшенных землях сельскохозяйственного назначения. С точки зрения биологии, географии или здравого смысла - это однозначно лес; но с точки зрения действующего сейчас лесного законодательства - этого леса нет, поэтому и права граждан по отношению к этому лесу нигде не прописаны и ничем не защищены. Автор фотографии - Вилен Лупачик

Таких лесов много - примерно одна десятая часть от всех лесов России, и расположены они, как правило, ближе всех к людям, там, где в прошлом интенсивнее всего развивалось сельское хозяйство. Гражданам в этих лесах в явном виде ничего специально не запрещено, но в равной степени ничего специально и не разрешено.

Кроме того, леса, не имеющие никакого правового статуса, могут встречаться и на других категориях земель - например, на землях запаса, то есть как бы бесхозных, никому в явном виде не принадлежащих и ни для чего в явном виде не используемых. Таковыми, например, являются многие ранее выработанные и заброшенные торфяные месторождения, к нашему времени обычно заросшие лесом.

Есть и некоторые специфические случаи, когда лес вдруг по той или иной причине с правовой точки зрения перестал быть лесом. Так случилось, например, с лесами, вошедшими в состав города Москвы при изменении его границ в 2012 году. Специально для этого случая законодатели внесли в закон о введении Лесного кодекса РФ статью, позволившую Москве отнести эти леса к так называемому "зеленому фонду" - в результате чего все нормы Лесного кодекса, относящиеся к лесам, в них автоматически перестали действовать. Это не значит, что гражданам в этих лесах ничего делать нельзя - но их лесные права уже не регулируются и не защищаются федеральным законодательством.

Право на свободный доступ в лес

В целом, как уже сказано выше, российские граждане имеют право свободно и бесплатно пребывать в лесах - как минимум в тех, которые официально считаются лесами. Но есть некоторые случаи, когда это право может быть ограничено, и некоторые типичные ситуации, когда органы власти или коммерческие структуры злоупотребляют своими полномочиями.

Первое классическое злоупотребление: заборы. Лесной кодекс позволяет при некоторых видах использования лесов возводить заборы (например, при использовании лесов для охотничьего хозяйства, сельского хозяйства, рекреации). Теоретически эти заборы не должны препятствовать доступу граждан на предоставленные кому-то лесные участки, но практически это "не препятствовать" может пониматься по-разному. Бывает, например, вот так:

Доступ свободный - если хотите пройти, звоните по телефону, к вам подойдут, калитку откроют и пустят погулять.

Доступ свободный - если хотите пройти, звоните по телефону, к вам подойдут, калитку откроют и пустят погулять.

Второе классическое злоупотребление: закрытие лесов в целях пожарной и санитарной безопасности. Действующий сейчас приказ Минприроды России от 6 сентября 2016 года № 457 позволяет органам государственной власти или местного самоуправления запрещать доступ граждан в леса при определенных условиях для обеспечения пожарной и санитарной безопасности на срок до 21 дня. Нередко случается так, что руководители регионов, опасаясь возникновения лесных пожаров из-за неосторожного обращения людей с огнем, закрывают доступ в леса при первой же возможности на весь этот максимально возможный срок.

Право на грибы и ягоды

Лесной кодекс РФ позволяет гражданам собирать грибы, ягоды и прочие пищевые лесные ресурсы свободно и бесплатно только для собственных нужд. Однако, конкретный порядок заготовки гражданами пищевых лесных ресурсов для собственных нужд должен устанавливается законом субъекта Российской Федерации. Такие законы есть в каждом российском регионе, и, более того, они время от времени меняются - в разных регионах по-разному. Как правило, в этих законах нет каких-либо критических ограничений, реально влияющих на сбор гражданами грибов и ягод для себя.

Имеют ли право граждане продавать, например, на рынке собранные ими грибы и ягоды - вопрос немного спорный, но именно что немного. Закон не запрещает собирать грибы и ягоды для собственных нужд, а затем продавать излишки. Более того: согласно статье 217 Налогового кодекса РФ, доходы физических лиц, получаемые от реализации заготовленных ими для собственных нужд дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов и других пригодных для употребления в пищу лесных ресурсов (пищевых лесных ресурсов) и недревесных лесных ресурсов относятся к доходам, не подлежащим налогообложению. То есть Налоговый кодекс в явном виде подразумевает, что граждане могут продавать собранные для собственных нужд грибы и ягоды, и не обязаны платить с этого какие-либо налоги.

Право на валежник

1 января 2019 года вступил в силу федеральный закон от 18 апреля 2018 года № 77-ФЗ "О внесении изменения в статью 32 Лесного кодекса Российской Федерации", более известный как "закон о валежнике" или "закон о недревесной древесине". Он мог бы стать одним из самых смешных лесных законов, принятых в России за последнее тысячелетие, если бы обстоятельства его появления не были такими грустными и глупыми.

Кроме региональных законов, есть еще Правила заготовки и сбора недревесных лесных ресурсов, утвержденные приказом Минприроды России от 16 июля 2018 года № 325. В них по поводу валежника сказано следующее: "При заготовке валежника осуществляется сбор лежащих на поверхности земли остатков стволов деревьев, сучьев, не являющихся порубочными остатками в местах проведения лесосечных работ, и (или) образовавшихся вследствие естественного отмирания деревьев, при их повреждении вредными организмами, буреломе, снеговале. Заготовка валежника осуществляется в течение всего года".

Очень важно помнить, что право на заготовку валежника не распространяется на стоящие мертвые деревья. Рубка стоящих деревьев, даже если они совсем мертвые, сухие или гнилые, в зависимости от ситуации может быть расценена или как мелкая незаконная рубка в понимании Кодекса об административных правонарушениях, или как хищение или повреждение чужой (государственной) собственности - об этом говорится в постановлении пленума Верховного суда РФ № 21 от 18 октября 2012 года "О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования".

Лесные наказания

За нарушения действующего лесного законодательства предусматривается уголовная или административная ответственность. Если брать именно правонарушения, совершаемые гражданами без какой-то серьезной экономической корысти, и не связанные с охотой (это отдельная большая тема), то основных уголовных статей две - 260 и 261 Уголовного кодекса РФ.

Статья 260 УК РФ предусматривает наказание за незаконную рубку. Является незаконная рубка административным правонарушением или преступлением, зависит от причиненного ей ущерба: если он превышает пять тысяч рублей, то это преступление. Ущерб рассчитывается по специальной методике и превышает таксовую стоимость древесины в 50-100 раз и более - поэтому рубка даже одного крупного дерева может потянуть больше, чем на пять тысяч рублей. Наказание за такую рубку - до двух лет лишения свободы. Если рубка совершена в крупном или особо крупном размере (от 50 и от 150 тыс. руб. соответственно) - то наказание увеличивается; максимальное наказание по этой статье - до семи лет лишения свободы. Кроме того, виновным приходится выплачивать ущерб - который, как уже сказано, в десятки или даже сотни раз превышает таксовую (установленную правительством) стоимость срубленной древесины.

Статья 261 предусматривает наказание за уничтожение или повреждение лесов, например, вследствие неосторожного обращения с огнем или поджога. За уничтожение или повреждение лесов по неосторожности, если это причинило крупный ущерб, можно лишиться свободы на срок до четырех лет; а за умышленное уничтожение или повреждение, например, в результате поджога - на срок до десяти лет. Как и в случае с незаконными рубками, наказание не отменяет необходимость выплаты причиненного ущерба, который может быть очень большим.

В Кодексе об административных правонарушениях "лесных" статей, которые могут относиться к нарушениям со стороны обычных граждан, больше. Некоторые самые важные из них:

Статья 8.28 - "Незаконная рубка, повреждение лесных насаждений или самовольное выкапывание в лесах деревьев, кустарников, лиан". Предусматривает наказание за незаконные рубки, выкапывание деревьев и кустарников, или покупку незаконно заготовленной древесины, если перечисленное не является преступлением. В зависимости от ситуации, штраф для граждан по этой статье составляет от трех до пяти тысяч рублей.

Статья 8.25 - "Нарушение правил использования лесов". Предусматривает наказание (если говорить именно о гражданах) за нарушения, допущенные при сборе грибов, ягод, орехов, валежника и других пищевых или недревесных ресурсов леса. В зависимости от ситуации, штраф для граждан по этой статье составляет от двухсот рублей до пяти тысяч рублей.

Статья 8.26 - "Самовольное использование лесов, нарушение правил использования лесов для ведения сельского хозяйства, уничтожение лесных ресурсов". Предусматривает наказание (если говорить именно о гражданах) за незаконное сенокошение и выпас скота в лесах, размещение ульев и пасек с нарушением правил, и т.д. В зависимости от ситуации, штраф для граждан по этой статье составляет от двухсот до тысячи рублей.

Статья 8.32 - "Нарушение правил пожарной безопасности в лесах". Предусматривает наказание за неправильно разведенные или оставленные без присмотра костры, поджоги травы и тому подобные правонарушения (при этом четкой грани, после которой административное правонарушение превращается в преступление, нет). В зависимости от ситуации, штраф для граждан по этой статье составляет от полутора до пяти тысяч рублей.

Статья 8.31 - "Нарушение правил санитарной безопасности в лесах". Предусматривает наказание (если говорить именно о гражданах) за замусоривание лесов, разорение муравейников, гнезд, нор животных и тому подобные правонарушения. В зависимости от ситуации, штраф для граждан по этой статье составляет от пятисот рублей до пяти тысяч рублей.

Во многих случаях наказание может включать в себя не только штраф, но и конфискацию орудия совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования.

Законно ли введение режима ограничения пребывания граждан в лесах?

В соответствии со статьей 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением, но при этом каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (статья 58 Конституции Российской Федерации).

Кроме того, частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации установлено, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Данные нормы Конституции Российской Федерации нашли свое отражение в нормах лесного законодательства Российской Федерации.

Так, статьей 11 Лесного кодекса Российской Федерации определено, что граждане имеют право свободно и бесплатно пребывать в лесах и для собственных нужд осуществлять заготовку и сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пригодных для употребления в пищу лесных ресурсов (пищевых лесных ресурсов), а также недревесных лесных ресурсов. При этом граждане обязаны соблюдать правила пожарной безопасности в лесах, правила санитарной безопасности в лесах, правила лесовосстановления и правила ухода за лесами.

Лесной кодекс Российской Федерации, являясь федеральным законом, в соответствии с частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации устанавливает исключительный перечень случаев, при которых может быть ограничено пребывание граждан в лесу. Согласно части 5 статьи 11 Лесного кодекса Российской Федерации пребывание граждан в лесах может быть ограничено в целях обеспечения:

1. пожарной безопасности и санитарной безопасности в лесах;
2. безопасности граждан при выполнении работ.

Право на ограничение пребывания граждан в лесах в целях обеспечения пожарной безопасности или санитарной безопасности в лесах предоставлено органам государственной власти, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса Российской Федерации.

Порядок введения ограничения пребывания граждан в лесах и въезда в них транспортных средств. проведения в лесах определённых видов работ в целях обеспечения пожарной безопасности или санитарной безопасности в лесах (далее - Порядок) устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (статья 53.5 Лесного кодекса Российской Федерации). Проект указанного Порядка разрабатывается в настоящее время Рослесхозом.

В проекте Порядка предусматривается, что ограничение пребывания граждан в лесах и въезда в них транспортных средств, проведения в лесах определенных видов работ в целях обеспечения пожарной безопасности или санитарной безопасности в лесах может вводится на определенный срок в следующих случаях:

- необходимости обеспечения охраны здоровья граждан при осуществлении мер санитарной безопасности в лесах (локализация и ликвидация очагов вредных организмов на лесных участках), проводимых в соответствии с правилами санитарной безопасности;

- выявления по результатам мониторинга пожарной опасности в лесах ситуации, при которой пребывание в лесах граждан, транспортных средств или осуществление отдельных видов работ повышает вероятность (возможность) возникновения и распространения лесных пожаров на соответствующей территории.

Проект Порядка будет вывешен для ознакомления на официальном сайте Рослесхоза.

Следует отметить, что нормы Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и Уголовного кодекса Российской Федерации, устанавливающие меры административного и уголовного наказание, направлены, прежде всего, на предупреждение совершения административного правонарушения или преступления.

Поэтому, если несознательные граждане в случае введения ограничения пребывания граждан в лесах и въезда в них транспортных средств, проведения в лесах определенных видов работ в целях обеспечения пожарной безопасности или санитарной безопасности в лесах не откажутся временно от поездки в лес и нарушат введенный запрет, то они должны понести в установленном порядке определенное государством наказание, соответствующее тяжести совершенного правонарушения (просто находились в лесу или зажигали при этом костер и т.п.).

В соответствии со статьей 53.5 Лесного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 50, ст. 5278; 2008, N 20, ст. 2251; N 30 (ч. 1), ст. 3597, ст. 3599; N 30 (ч. 2), ст. 3616; N 52 (ч. 1), ст. 6236; 2009, N 11, ст. 1261; N 29, ст. 3601; N 30, ст. 3735; N 52 (ч. 1), ст. 6441; 2010, N 30, ст. 3998; 2011, N 1, ст. 54, N 25, ст.3530; N 27, ст. 3880) приказываю:

утвердить прилагаемый Порядок ограничения пребывания граждан в лесах и въезда в них транспортных средств, проведения в лесах определенных видов работ в целях обеспечения пожарной безопасности или санитарной безопасности в лесах.

Руководитель В. Масляков

Порядок ограничения пребывания граждан в лесах и въезда в них транспортных средств, проведения в лесах определенных видов работ в целях обеспечения пожарной безопасности или санитарной безопасности в лесах

1. Настоящий Порядок ограничения пребывания граждан в лесах и въезда в них транспортных средств, проведения в лесах определенных видов работ в целях обеспечения пожарной безопасности или санитарной безопасности в лесах (далее - Порядок) разработан в соответствии со статьей 53.5 Лесного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 50, ст. 5278; 2008, N 20, ст. 2251; N 30 (ч. 1), ст. 3597, ст. 3599; N 30 (ч. 2), ст. 3616; N 52 (ч. 1), ст. 6236; 2009, N 11, ст. 1261; N 29, ст. 3601; N 30, ст. 3735; N 52 (ч. 1), ст. 6441; 2010, N 30, ст. 3998; 2011, N 1, ст. 54, N 25, ст.3530; N 27, ст. 3880; N 29, ст. 4291; N 30 (ч. 1), ст. 4590) (далее -Лесной кодекс Российской Федерации).

2. В соответствии со статьей 53.5 Лесного кодекса Российской Федерации решение об ограничении пребывания граждан в лесах и въезда в них транспортных средств, проведения в лесах определенных видов работ в целях обеспечения пожарной безопасности или санитарной безопасности в лесах принимается органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса Российской Федерации.

3. Ограничение пребывания граждан в лесах и въезда в них транспортных средств, проведения в лесах определенных видов работ в целях обеспечения пожарной безопасности или санитарной безопасности в лесах вводится в случаях:

а) проведения работ по локализации и ликвидации очагов вредителей и болезней леса с применением пестицидов;

б) установления IV и V классов пожарной опасности в лесах в зависимости от условий погоды при отсутствии улучшения пожароопасной обстановки в лесах (выпадение осадков более 3 мм) в ближайшие 5 дней по данным прогноза метеорологических (погодных) условий, а также объявления чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров.

4. Ограничение пребывания граждан в лесах и въезда в них транспортных средств, проведения в лесах определенных видов работ в целях обеспечения пожарной безопасности или санитарной безопасности в лесах вводится на срок до 21 календарного дня.

5. В решении о введении ограничения пребывания граждан в лесах и въезда в них транспортных средств, проведения в лесах определенных видов работ в целях обеспечения пожарной безопасности или санитарной безопасности в лесах указываются:

а) основание для введения ограничения пребывания граждан в лесах и въезда в них транспортных средств, проведения в лесах определенных видов работ в целях обеспечения пожарной безопасности или санитарной безопасности в лесах;

б) меры, которые вводятся в целях обеспечения пожарной безопасности или санитарной безопасности в лесах;

в) месторасположение лесного участка (лесных участков) с указанием выдела, квартала, наименование участкового лесничества, лесничества, лесопарка (лесничеств, лесопарков), на котором осуществляется ограничение пребывание граждан в лесах и въезд в них транспортных средств, проведения в лесах определенных видов работ в целях обеспечения пожарной безопасности или санитарной безопасности в лесах;

г) информация о контактных данных специализированной диспетчерской службы для рассмотрения обращений граждан в период введения ограничения пребывания граждан в лесах и въезда в них транспортных средств, проведения в лесах определенных видов работ в целях обеспечения пожарной безопасности или санитарной безопасности в лесах;

д) информация о порядке осуществления в период действия ограничения пребывания граждан в лесах и въезда в них транспортных средств, проведения в лесах определенных видов работ в целях обеспечения пожарной безопасности или санитарной безопасности в лесах работ, связанных с обеспечением санитарной безопасности в лесах, пожарной безопасности в лесах, а также с проведением аварийно-спасательных работ;

е) срок ограничения пребывания граждан в лесах и въезда в них транспортных средств, проведения в лесах определенных видов работ в целях обеспечения пожарной безопасности или санитарной безопасности в лесах.

6. Решение об ограничении пребывания граждан в лесах и въезда в них транспортных средств, проведения в лесах определенных видов работ в целях обеспечения пожарной безопасности или санитарной безопасности в лесах, а также решение об отмене такого ограничения подлежат опубликованию в официальном печатном издании органа государственном власти, органа местного самоуправления, принявших данное решение, а также размещению в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальных сайтах органов государственной власти, органов местного самоуправления, принявших данное решение.

7. При ограничении пребывания граждан в лесах и въезда в них транспортных средств, проведения в лесах определенных видов работ в целях обеспечения пожарной безопасности или санитарной безопасности в лесах осуществляются следующие мероприятия:

а) в случае локализации и ликвидации очагов вредителей леса с применением пестицидов за 10 дней до начала таких работ производится оповещение населения через средства массовой информации, а также всех лиц, использующих леса в районе проведения работ, с уведомлением о вручении;

б) в случае введения ограничения пребывания граждан в лесах и въезда в них транспортных средств, проведение в лесах определенных видов работ в целях обеспечения пожарной безопасности в лесах установка по границам территории, на которой введено такое ограничение, предупредительных аншлагов размером не менее 1x1,5 метра с указанием информации о введении соответствующего ограничении и периода его действия;

в) в случае введения ограничения пребывания граждан в лесах и въезда в них транспортных средств, проведения в лесах определенных видов работ в целях обеспечения санитарной безопасности в лесах установка на расстоянии 200-500 метров от границ территории, на которой введено такое ограничение, предупредительных аншлагов размером не менее 1x1,5 метра с надписями: "Осторожно! Применены пестициды." и информацией о периоде действия соответствующего ограничения;

г) перекрытие шлагбаумами лесных дорог;

д) создание системы контрольно-пропускных пунктов;

е) в случае введения ограничения пребывания граждан в лесах и въезда в них транспортных средств, проведения в лесах определенных видов работ в целях обеспечения санитарной безопасности в лесах принятия мер по сохранению источников питьевой воды от попадания пестицидов;

ж) иные меры, направленные на обеспечение ограничения пребывания граждан в лесах и въезда в них транспортных средств, проведения в лесах определенных видов работ в целях обеспечения пожарной безопасности и санитарной безопасности в лесах.

8. Предупредительные аншлаги, шлагбаумы, контрольно-пропускные пункты демонтируются по истечении периода ограничения пребывания граждан в лесах и въезда в них транспортных средств, проведения в лесах определенных видов работ в целях обеспечения пожарной безопасности или санитарной безопасности в лесах.

9. Решение об отмене ограничения пребывания граждан в лесах и въезда в них транспортных средств, проведения в лесах определенных видов работ в целях обеспечения пожарной безопасности или санитарной безопасности в лесах до истечения установленного срока может быть принято органами государственной власти, органами местного самоуправления, указанными в пункте 2 настоящего Порядка.

10. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, принявшие решение об ограничении пребывания граждан в лесах и въезда в них транспортных средств, проведения в лесах определенных видов работ в целях обеспечения пожарной безопасности или санитарной безопасности в лесах, вправе предложить введение такого ограничения органам государственной власти, органам местного самоуправления, уполномоченным на введение соответствующего ограничения в лесах, прилегающих к территории, на которой введено ограничение пребывания граждан в лесах и въезда в них транспортных средств, проведения в лесах определенных видов работ в целях обеспечения пожарной безопасности или санитарной безопасности в лесах.

В соответствии со статьей 53.5 Лесного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 50, ст. 5278; 2008, N 20, ст. 2251; N 30 (ч. 1), ст. 3597, ст. 3599; N 30 (ч. 2), ст. 3616; N 52 (ч. 1), ст. 6236; 2009, N 11, ст. 1261; N 29, ст. 3601; N 30, ст. 3735; N 52 (ч. 1), ст. 6441; 2010, N 30, ст. 3998; 2011, N 1, ст. 54, N 25, ст.3530; N 27, ст. 3880) приказываю:

утвердить прилагаемый Порядок ограничения пребывания граждан в лесах и въезда в них транспортных средств, проведения в лесах определенных видов работ в целях обеспечения пожарной безопасности или санитарной безопасности в лесах.

Руководитель В. Масляков

Порядок ограничения пребывания граждан в лесах и въезда в них транспортных средств, проведения в лесах определенных видов работ в целях обеспечения пожарной безопасности или санитарной безопасности в лесах

1. Настоящий Порядок ограничения пребывания граждан в лесах и въезда в них транспортных средств, проведения в лесах определенных видов работ в целях обеспечения пожарной безопасности или санитарной безопасности в лесах (далее - Порядок) разработан в соответствии со статьей 53.5 Лесного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 50, ст. 5278; 2008, N 20, ст. 2251; N 30 (ч. 1), ст. 3597, ст. 3599; N 30 (ч. 2), ст. 3616; N 52 (ч. 1), ст. 6236; 2009, N 11, ст. 1261; N 29, ст. 3601; N 30, ст. 3735; N 52 (ч. 1), ст. 6441; 2010, N 30, ст. 3998; 2011, N 1, ст. 54, N 25, ст.3530; N 27, ст. 3880; N 29, ст. 4291; N 30 (ч. 1), ст. 4590) (далее -Лесной кодекс Российской Федерации).

2. В соответствии со статьей 53.5 Лесного кодекса Российской Федерации решение об ограничении пребывания граждан в лесах и въезда в них транспортных средств, проведения в лесах определенных видов работ в целях обеспечения пожарной безопасности или санитарной безопасности в лесах принимается органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса Российской Федерации.

3. Ограничение пребывания граждан в лесах и въезда в них транспортных средств, проведения в лесах определенных видов работ в целях обеспечения пожарной безопасности или санитарной безопасности в лесах вводится в случаях:

а) проведения работ по локализации и ликвидации очагов вредителей и болезней леса с применением пестицидов;

б) установления IV и V классов пожарной опасности в лесах в зависимости от условий погоды при отсутствии улучшения пожароопасной обстановки в лесах (выпадение осадков более 3 мм) в ближайшие 5 дней по данным прогноза метеорологических (погодных) условий, а также объявления чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров.

4. Ограничение пребывания граждан в лесах и въезда в них транспортных средств, проведения в лесах определенных видов работ в целях обеспечения пожарной безопасности или санитарной безопасности в лесах вводится на срок до 21 календарного дня.

5. В решении о введении ограничения пребывания граждан в лесах и въезда в них транспортных средств, проведения в лесах определенных видов работ в целях обеспечения пожарной безопасности или санитарной безопасности в лесах указываются:

а) основание для введения ограничения пребывания граждан в лесах и въезда в них транспортных средств, проведения в лесах определенных видов работ в целях обеспечения пожарной безопасности или санитарной безопасности в лесах;

б) меры, которые вводятся в целях обеспечения пожарной безопасности или санитарной безопасности в лесах;

в) месторасположение лесного участка (лесных участков) с указанием выдела, квартала, наименование участкового лесничества, лесничества, лесопарка (лесничеств, лесопарков), на котором осуществляется ограничение пребывание граждан в лесах и въезд в них транспортных средств, проведения в лесах определенных видов работ в целях обеспечения пожарной безопасности или санитарной безопасности в лесах;

г) информация о контактных данных специализированной диспетчерской службы для рассмотрения обращений граждан в период введения ограничения пребывания граждан в лесах и въезда в них транспортных средств, проведения в лесах определенных видов работ в целях обеспечения пожарной безопасности или санитарной безопасности в лесах;

д) информация о порядке осуществления в период действия ограничения пребывания граждан в лесах и въезда в них транспортных средств, проведения в лесах определенных видов работ в целях обеспечения пожарной безопасности или санитарной безопасности в лесах работ, связанных с обеспечением санитарной безопасности в лесах, пожарной безопасности в лесах, а также с проведением аварийно-спасательных работ;

е) срок ограничения пребывания граждан в лесах и въезда в них транспортных средств, проведения в лесах определенных видов работ в целях обеспечения пожарной безопасности или санитарной безопасности в лесах.

6. Решение об ограничении пребывания граждан в лесах и въезда в них транспортных средств, проведения в лесах определенных видов работ в целях обеспечения пожарной безопасности или санитарной безопасности в лесах, а также решение об отмене такого ограничения подлежат опубликованию в официальном печатном издании органа государственном власти, органа местного самоуправления, принявших данное решение, а также размещению в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальных сайтах органов государственной власти, органов местного самоуправления, принявших данное решение.

7. При ограничении пребывания граждан в лесах и въезда в них транспортных средств, проведения в лесах определенных видов работ в целях обеспечения пожарной безопасности или санитарной безопасности в лесах осуществляются следующие мероприятия:

а) в случае локализации и ликвидации очагов вредителей леса с применением пестицидов за 10 дней до начала таких работ производится оповещение населения через средства массовой информации, а также всех лиц, использующих леса в районе проведения работ, с уведомлением о вручении;

б) в случае введения ограничения пребывания граждан в лесах и въезда в них транспортных средств, проведение в лесах определенных видов работ в целях обеспечения пожарной безопасности в лесах установка по границам территории, на которой введено такое ограничение, предупредительных аншлагов размером не менее 1x1,5 метра с указанием информации о введении соответствующего ограничении и периода его действия;

в) в случае введения ограничения пребывания граждан в лесах и въезда в них транспортных средств, проведения в лесах определенных видов работ в целях обеспечения санитарной безопасности в лесах установка на расстоянии 200-500 метров от границ территории, на которой введено такое ограничение, предупредительных аншлагов размером не менее 1x1,5 метра с надписями: "Осторожно! Применены пестициды." и информацией о периоде действия соответствующего ограничения;

г) перекрытие шлагбаумами лесных дорог;

д) создание системы контрольно-пропускных пунктов;

е) в случае введения ограничения пребывания граждан в лесах и въезда в них транспортных средств, проведения в лесах определенных видов работ в целях обеспечения санитарной безопасности в лесах принятия мер по сохранению источников питьевой воды от попадания пестицидов;

ж) иные меры, направленные на обеспечение ограничения пребывания граждан в лесах и въезда в них транспортных средств, проведения в лесах определенных видов работ в целях обеспечения пожарной безопасности и санитарной безопасности в лесах.

8. Предупредительные аншлаги, шлагбаумы, контрольно-пропускные пункты демонтируются по истечении периода ограничения пребывания граждан в лесах и въезда в них транспортных средств, проведения в лесах определенных видов работ в целях обеспечения пожарной безопасности или санитарной безопасности в лесах.

9. Решение об отмене ограничения пребывания граждан в лесах и въезда в них транспортных средств, проведения в лесах определенных видов работ в целях обеспечения пожарной безопасности или санитарной безопасности в лесах до истечения установленного срока может быть принято органами государственной власти, органами местного самоуправления, указанными в пункте 2 настоящего Порядка.

10. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, принявшие решение об ограничении пребывания граждан в лесах и въезда в них транспортных средств, проведения в лесах определенных видов работ в целях обеспечения пожарной безопасности или санитарной безопасности в лесах, вправе предложить введение такого ограничения органам государственной власти, органам местного самоуправления, уполномоченным на введение соответствующего ограничения в лесах, прилегающих к территории, на которой введено ограничение пребывания граждан в лесах и въезда в них транспортных средств, проведения в лесах определенных видов работ в целях обеспечения пожарной безопасности или санитарной безопасности в лесах.

Читайте также: