Какой закон вместо 212 фз о страховых взносах

Обновлено: 02.07.2024

Конец прошлого года был как всегда богат на различные изменения законодательства, которые в той или иной мере затрагивают и учреждения спорта. Ряд указанных изменений коснулся порядка начисления и уплаты страховых взносов во внебюджетные фонды. В статье мы рассмотрим изменения федеральных законов № 27-ФЗ[1], 125-ФЗ[2], 212-ФЗ[3] и 255-ФЗ[4], которые вступают или уже вступили в силу в 2016 году.

Тарифы страховых взносов

  • предельная величина базы для начисления страховых взносов, уплачиваемых в ФСС, с 01.01.2016 подлежит индексации в 1,072 раза с учетом роста средней заработной платы в РФ. Для плательщиков страховых взносов она составляет в отношении каждого физического лица сумму, не превышающую 718 000 руб. нарастающим итогом с названной даты;
  • для плательщиков страховых взносов предельная величина базы для начисления страховых взносов, уплачиваемых в ПФР, определяется с учетом размера средней зарплаты в РФ на 2016 год, увеличенного в 12 раз, и повышающего коэффициента на 2016 год, установленного в размере 1,8, и составляет в отношении каждого физического лица сумму, не превышающую 796 000 руб. нарастающим итогом с 01.01.2016.

Постановка на учет и снятие с учета страхователей

Кроме того, в новой редакции ст. 6 Федерального закона № 125-ФЗ теперь будет прописан и порядок снятия страхователей с учета. Он тоже унифицирован с порядком Федерального закона № 255-ФЗ.

Расчет страховых выплат по травматизму

В Федеральном законе № 394-ФЗ более детально прописываются положения, связанные с определением размера утраченного застрахованным лицом в результате наступления страхового случая заработка. При расчете размера утраченного таким образом заработка учитываются выплаты и иные вознаграждения, начисленные в пользу физических лиц по гражданско-правовому договору, предметом которого являются выполнение работ и (или) оказание услуг, по договору авторского заказа, в соответствии с которыми заказчик обязан уплачивать страховщику страховые взносы.

В качестве минимальной социальной гарантии предполагается использовать минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законодательством на день обращения за назначением обеспечения по страхованию. Это изменение обусловлено тем, что согласно нормам Трудового кодекса при повреждении здоровья или в случае смерти работника вследствие несчастного случая на производстве либо профессионального заболевания работнику (его семье) возмещается его утраченный заработок (доход).

Кроме того, уточнено, что если застрахованный (страхователь) не имеет возможности представить справку (справки) о заработке, из которого должна быть исчислена ежемесячная страховая выплата, территориальный орган страховщика по заявлению застрахованного лица будет направлять запрос в территориальный орган ПФР о представлении сведений о зарплате, иных выплатах и вознаграждениях застрахованного лица у соответствующего страхователя за календарный год, предшествующий году, в котором с ним произошел несчастный случай на производстве, поставлен диагноз профессионального заболевания или (по выбору застрахованного) установлена утрата (снижение) его профессиональной трудоспособности, на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

  • сумма, из которой исчисляется размер единовременной страховой выплаты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, в январе 2016 года составляет 84 964,2 руб., в феврале – декабре 2016 года – 90 401,9 руб.;
  • максимальный размер ежемесячной страховой выплаты, исчисленный в соответствии со ст. 12 Федерального закона № 125-ФЗ, не может превышать в январе 2016 года 65 330 руб., в феврале – декабре 2016 года – 69 510 руб.

Напомним: согласно п. 1 ст. 11 Федерального закона № 125-ФЗ размер единовременной страховой выплаты определяется на основании степени утраты застрахованным профессиональной трудоспособности исходя из максимальной суммы, утвержденной федеральным законом о бюджете ФСС на очередной финансовый год. В случае смерти застрахованного лица единовременная страховая выплата устанавливается в размере, равном указанной максимальной сумме.

Единовременные страховые выплаты производит территориальный орган ФСС до истечения календарного месяца со дня их назначения. Ежемесячные страховые выплаты территориальный орган ФСС осуществляет не позднее истечения календарного месяца со дня их начисления (п. 2 ст. 10, п. 7 ст. 15 Федерального закона № 125-ФЗ).

Уплата страховых взносов на травматизм

Согласно ст. 22 Федерального закона № 125-ФЗ страховые взносы уплачиваются страхователем исходя из страхового тарифа с учетом скидки или надбавки, определяемых страховщиком.

Размер данных скидки или надбавки рассчитывается по итогам работы страхователя за три года и устанавливается страхователю с учетом состояния охраны труда (включая результаты специальной оценки условий труда, проведенных обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров) и расходов на обеспечение по страхованию. Размер скидки или надбавки не может превышать 40% страхового тарифа, установленного страхователю. При наступлении страхового случая со смертельным исходом скидка не определяется.

Согласно новой редакции ч. 4 ст. 22 Федерального закона № 125-ФЗ начиная с 01.01.2016 страхователь уплачивает страховые взносы ежемесячно в срок не позднее 15-го числа календарного месяца, следующего за календарным месяцем, за который начисляются страховые взносы. Если указанный срок уплаты приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством РФ выходным или нерабочим праздничным днем, днем окончания срока считается ближайший идущий за ним рабочий день.

Напомним, ранее предусматривалось, что суммы страховых взносов перечисляются страхователем:

  • заключившим трудовой договор с работником – ежемесячно в срок, установленный для получения (перечисления) в банках (иных кредитных организациях) средств на выплату заработной платы за истекший месяц;
  • обязанным уплачивать страховые взносы на основании гражданско-правовых договоров – в срок, установленный страховщиком.

Кроме того, уточняется, что определение расчетного и отчетного периодов по страховым взносам, даты осуществления выплат и иных вознаграждений, расчет и уплата страховых взносов страхователями, внесение изменений в расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам производятся в порядке, аналогичном установленному ст. 10, 11, 15 и 17 Федерального закона № 212-ФЗ.

Новая отчетность в области ведения персонифицированного учета

Порядок представления сведений персонифицированного учета регламентирован ст. 11 Федерального закона № 27-ФЗ. В соответствии с нормами названной статьи работодатель обязан направлять в территориальный орган ПФР по месту своей регистрации индивидуальные сведения о каждом работающем у него застрахованном лице:

  • о заработной плате (доходе), начисленных и уплаченных страховых взносах за застрахованных лиц на основании данных бухгалтерского учета;
  • о трудовом (страховом) стаже на основании приказов, других документов по учету кадров и иных документов, подтверждающих условия трудовой деятельности застрахованного лица.

Согласно п. 2 указанной статьи обозначенные сведения должны содержать:

  • страховой номер индивидуального лицевого счета;
  • фамилию, имя и отчество застрахованного;
  • дату приема на работу (для застрахованного лица, принятого на работу данным страхователем в течение отчетного периода) или дату заключения договора гражданско-правового характера;
  • дату увольнения (для застрахованного лица, уволенного этим страхователем в течение отчетного периода) или дату прекращения договора гражданско-правового характера;
  • периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
  • сумму заработка (дохода), на которую начислялись страховые взносы обязательного пенсионного страхования;
  • сумму начисленных страховых взносов обязательного пенсионного страхования;
  • другие сведения, необходимые для правильного назначения трудовой пенсии;
  • суммы страховых взносов, уплаченных за застрахованное лицо, являющееся субъектом профессиональной пенсионной системы;
  • периоды трудовой деятельности, включаемые в профессиональный стаж застрахованного лица, являющегося субъектом профессиональной пенсионной системы.

В силу внесенных поправок начиная с 01.04.2016 страхователь в дополнение к квартальному отчету по форме РСВ-1 обязан ежемесячно не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом – месяцем, представлять о каждом работающем у него застрахованном лице (в том числе о лицах, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством РФ о страховых взносах начисляются страховые взносы) такие сведения:

  • страховой номер индивидуального лицевого счета;
  • фамилию, имя и отчество;
  • идентификационный номер налогоплательщика.

Форма указанных сведений согласно п. 4 ст. 11 Федерального закона № 27-ФЗ должна быть утверждена ПФР.

Представление сведений в территориальный орган ФСС

Федеральным законом № 394-ФЗ расширен перечень сведений, о которых учреждение должно сообщать страховщику. Напомним, что ранее учреждение было обязано своевременно сообщать страховщику о своей реорганизации или ликвидации. В новой редакции пп. 13 п. 2 ст. 17 Федерального закона № 125-ФЗ предусмотрено, что учреждение обязано уведомлять территориальные органы страховщика о создании, ликвидации, изменении адреса (места нахождения) и (или) наименования обособленных подразделений, указанных в пп. 2 п. 1 ст. 6 Федерального закона № 125-ФЗ, а также о закрытии счета в банке (иной кредитной организации), открытого для осуществления деятельности обособленным подразделением, либо о прекращении полномочий обособленного подразделения по ведению отдельного баланса или по начислению выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц.

Кроме того, введена обязанность представлять в территориальные органы ФСС документы, подтверждающие правильность расчета, своевременность и полноту уплаты (перечисления) страховых взносов и правильность расходов на выплату обеспечения по страхованию застрахованным (при этом указанные документы могут быть направлены в электронной форме и переданы с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, доступ к которым не ограничен определенным кругом лиц, включая единый портал государственных и муниципальных услуг).

Ответственность з

Федеральным законом № 385-ФЗ изменен порядок привлечения к ответственности за непредставление необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования сведений. Теперь ч. 3 ст. 17 Федерального закона № 27-ФЗ, предусматривающая ответственность за непредставление в установленные сроки необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования сведений либо представление страхователем неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах, применяется в отношении случаев непредставления отчетности за отчетный период, который составляет более месяца. В данной ситуации будут применяться финансовые санкции в виде взыскания 5% от суммы страховых взносов, начисленной к уплате в ПФР за последние три месяца отчетного периода, за который не представлены в установленные сроки либо представлены неполные и (или) недостоверные сведения о застрахованных лицах. Взыскание указанной суммы производится органами ПФР в судебном порядке.

В случае же непредставления страхователем в определенный срок либо представление им в рамках ежемесячной упрощенной отчетности неполных и (или) недостоверных сведений будут применяться финансовые санкции в размере 500 руб. в отношении каждого застрахованного лица. Взыскание данной суммы будет осуществляться органами ПФР в порядке, аналогичном установленному ст. 19 и 20 Федерального закона № 212-ФЗ.

Согласно ст. 19 Федерального закона № 125-ФЗ страхователь несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него названным законом обязанностей по своевременной регистрации в качестве страхователя у страховщика, своевременной и полной уплате страховых взносов, своевременному представлению страховщику отчетности, а также за своевременную и полную уплату назначенных страховщиком
страховых выплат.

На основании внесенных изменений непредставление страхователем отчетности по форме 4-ФСС в территориальный орган страховщика по месту своего учета в срок, утвержденный Федеральным законом № 125-ФЗ, влечет взыскание штрафа в размере 5% от суммы страховых взносов, начисленной к уплате за последние три месяца отчетного (расчетного) периода, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 1 000 руб. Отметим, что ранее минимальный размер штрафа составлял не 1 000, а 100 руб. Тем самым положения Федерального закона № 125-ФЗ приведены в соответствие ст. 46 Федерального закона № 212-ФЗ.

Кроме того, введена ответственность за отказ в представлении или непредставление в установленный срок страхователем в территориальный орган страховщика документов (копий документов), необходимых для осуществления контроля правильности расчета, своевременности и полноты уплаты (перечисления) страховых взносов, что повлечет за собой взыскание штрафа в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ.

Уточнено, что привлечение страхователя к ответственности производится страховщиком в порядке, аналогичном установленному ст. 40 – 43 и 45 Федерального закона № 212-ФЗ.

В заключение еще раз кратко отметим основные изменения в законодательстве о страховых взносах, вступившие в силу в 2016 году:

Внести в Лесной кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 50, ст. 5278; 2008, N 20, ст. 2251; N 30, ст. 3597, 3599, 3616; N 52, ст. 6236; 2009, N 11, ст. 1261; N 29, ст. 3601; N 30, ст. 3735; N 52, ст. 6441; 2010, N 30, ст. 3998; 2011, N 1, ст. 54; N 25, ст. 3530; N 27, ст. 3880; N 29, ст. 4291; N 30, ст. 4590; N 48, ст. 6732; N 50, ст. 7343; 2012, N 26, ст. 3446; N 31, ст. 4322; 2013, N 51, ст. 6680; N 52, ст. 6961, 6971, 6980; 2014, N 11, ст. 1092; N 26, ст. 3377, 3386; N 30, ст. 4251; 2015, N 27, ст. 3997; N 29, ст. 4350, 4359; 2016, N 1, ст. 75; N 18, ст. 2495; N 26, ст. 3875, 3887; N 27, ст. 4198, 4294; 2017, N 27, ст. 3940; 2018, N 1, ст. 55; N 17, ст. 2426; N 24, ст. 3415) следующие изменения:

1) пункты 5 и 6 статьи 1 изложить в следующей редакции:

"5) сохранение лесов, в том числе посредством их охраны, защиты, воспроизводства, лесоразведения;

6) улучшение качества лесов, а также повышение их продуктивности;";

2) часть 1 статьи 3 после слов "воспроизводства лесов" дополнить словом ", лесоразведения";

3) дополнить статьей 6.1 следующего содержания:

"Статья 6.1. Земли лесного фонда

1. К землям лесного фонда относятся лесные земли и нелесные земли.

2. К лесным землям относятся земли, на которых расположены леса, и земли, предназначенные для лесовосстановления (вырубки, гари, редины, пустыри, прогалины и другие).

3. К нелесным землям относятся земли, необходимые для освоения лесов (просеки, дороги и другие), и земли, неудобные для использования (болота, каменистые россыпи и другие).";

а) наименование изложить в следующей редакции:

"Статья 19. Мероприятия по сохранению лесов";

б) часть 1 изложить в следующей редакции:

"1. Мероприятия по сохранению лесов, в том числе работы по охране, защите, воспроизводству лесов, лесоразведению, осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, и лицами, которые используют леса и (или) на которых настоящим Кодексом возложена обязанность по выполнению таких работ.";

в) в части 2 слова "охране, защите, воспроизводству" заменить словом "сохранению";

5) статью 53.1 дополнить частью 2.1 следующего содержания:

"2.1. Ширина просек, указанных в пункте 3 части 2 настоящей статьи, устанавливается в пределах от 10 до 100 метров в соответствии с лесным законодательством и законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности.";

а) в пункте 4 части 2 слова "занятым лесными насаждениями" заменить словами "на которых расположены леса";

б) в части 3 слова "если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами" заменить словами "и лицами, на которых настоящим Кодексом возложена обязанность по лесовосстановлению";

7) в части 1 статьи 61.1:

а) в пункте 1 слова "занятых лесными насаждениями" заменить словами "на которых расположены леса";

б) в пункте 2 слова "не занятых лесными насаждениями и" исключить;

8) статью 62 изложить в следующей редакции:

"Статья 62. Лесовосстановление

1. Лесовосстановление осуществляется естественным, искусственным или комбинированным способом в целях восстановления вырубленных, погибших, поврежденных лесов, а также сохранения полезных функций лесов, их биологического разнообразия.

2. Лесовосстановление осуществляется на основании проекта лесовосстановления лицами, осуществляющими рубки лесных насаждений в соответствии с настоящим Кодексом, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 4 статьи 29.1, статьей 30, частью 4.1 статьи 32 настоящего Кодекса.

3. Правила лесовосстановления устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.";

9) статью 63 изложить в следующей редакции:

"Статья 63. Лесоразведение

1. Лесоразведение осуществляется на землях лесного фонда и на землях иных категорий в целях предотвращения эрозии почв и других связанных с повышением потенциала лесов целях.

2. Правила лесоразведения устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.";

10) дополнить статьей 63.1 следующего содержания:

"Статья 63.1. Особенности осуществления лесовосстановления и лесоразведения отдельными категориями лиц

1. За исключением случая, предусмотренного частью 3 настоящей статьи, лица, использующие леса в соответствии со статьями 43 - 46 настоящего Кодекса, обязаны выполнить работы по лесовосстановлению или лесоразведению в границах территории соответствующего субъекта Российской Федерации на площади, равной площади вырубленных лесных насаждений, в том числе при создании охранных зон, предназначенных для обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации объектов, связанных с выполнением работ по геологическому изучению недр и разработкой месторождений полезных ископаемых, линейных объектов, не позднее чем через один год после рубки лесных насаждений в соответствии с проектом лесовосстановления или проектом лесоразведения в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

2. Лицо, обратившееся с ходатайством или заявлением об изменении целевого назначения лесного участка, в том числе в связи с переводом земель лесного фонда в земли иных категорий, за исключением случаев перевода земель лесного фонда в земли особо охраняемых территорий и объектов, обязано не позднее чем через один год после изменения вида разрешенного использования земельного участка выполнить работы по лесовосстановлению или лесоразведению в границах территории соответствующего субъекта Российской Федерации на площади, равной площади такого земельного участка, в соответствии с проектом лесовосстановления или проектом лесоразведения в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

3. Предусмотренная частью 1 настоящей статьи обязанность по выполнению работ по лесовосстановлению или лесоразведению не распространяется на лиц, использующих леса для эксплуатации линейных объектов, выполнения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, при осуществлении ими рубок лесных насаждений в соответствии с частью 3.1 статьи 43, частью 4 статьи 45 настоящего Кодекса в границах созданных охранных зон, предназначенных для обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линейных объектов и объектов, связанных с выполнением работ по геологическому изучению недр, разработкой месторождений полезных ископаемых.";

11) в статье 64.1:

а) в наименовании слова "занятым лесными насаждениями" заменить словами "на которых расположены леса";

б) в части 1 слова "занятым лесными насаждениями" заменить словами "на которых расположены леса";

в) в части 2 слова "занятым лесными насаждениями" заменить словами "на которых расположены леса";

а) пункт 21 дополнить словами ", состава проекта лесовосстановления и порядка его разработки";

б) пункт 22 дополнить словами ", состава проекта лесоразведения и порядка его разработки";

в) в пункте 23.3 слова "занятым лесными насаждениями" заменить словами "на которых расположены леса";

г) в пункте 23.4 слова "занятым лесными насаждениями" заменить словами "на которых расположены леса";

13) пункт 6 части 1 статьи 83 дополнить словом ", лесоразведения";

а) наименование изложить в следующей редакции:

"Глава 10. УПРАВЛЕНИЕ В ОБЛАСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ, ОХРАНЫ,
ЗАЩИТЫ, ВОСПРОИЗВОДСТВА ЛЕСОВ, ЛЕСОРАЗВЕДЕНИЯ";

б) дополнить статьей 89.1 следующего содержания:

"Статья 89.1. Проект лесовосстановления

1. Лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность по выполнению работ по лесовосстановлению, составляют проект лесовосстановления.

2. Состав проекта лесовосстановления, порядок его разработки и внесения в него изменений устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.";

в) дополнить статьей 89.2 следующего содержания:

"Статья 89.2. Проект лесоразведения

1. Лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность по выполнению работ по лесоразведению, составляют проект лесоразведения.

2. Состав проекта лесоразведения, порядок его разработки и внесения в него изменений устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.".

Статью 101 Земельного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 44, ст. 4147; 2005, N 30, ст. 3122; 2006, N 50, ст. 5279) изложить в следующей редакции:

"Статья 101. Земли лесного фонда

1. К землям лесного фонда относятся лесные земли и нелесные земли, состав которых устанавливается лесным законодательством.

2. Порядок использования и охраны земель лесного фонда устанавливается настоящим Кодексом и лесным законодательством.".

Внести в статью 61 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 2, ст. 133; 2009, N 11, ст. 1261) следующие изменения:

1) в пункте 1 слова ", в том числе в зеленых зонах, лесопарковых зонах, и других озелененных территорий в границах этих поселений" исключить;

2) дополнить пунктом 4 следующего содержания:

"4. Охрана, защита и воспроизводство лесов, лесоразведение на территориях, указанных в пункте 1 настоящей статьи, осуществляются в соответствии с лесным законодательством.".

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2019 года.

Президент
Российской Федерации
В.ПУТИН

Москва, Кремль
19 июля 2018 года
N 212-ФЗ

Задайте вопрос юристу:

А чтобы все это стало реальностью, поручил Правительству РФ разработать необходимые проекты нормативных актов (Указ Президента от 15.01.2016 № 13). Что, собственно, оно и сделало. В начале апреля в Госдуму поступили аж три законопроекта о внесении изменений в части первую и вторую НК РФ, в Закон о налоговых органах и в ряд других законов.

Как обещают разработчики, принятие этих законопроектов снизит административную нагрузку на бизнес за счет сокращения числа контролирующих госорганов, оптимизации отчетности, уменьшения количества проверок и улучшения их качества. Предполагается, что все изменения вступят в силу с 1 января 2017 г.

Посмотрим, в чем суть предложенных поправок. Но имейте в виду, что это только проект, внесенный в Госдуму, и на стадии трех чтений он может измениться. Поэтому гарантировать, что все будет буква в букву так, как сейчас, нельзя. Но общая концепция вряд ли изменится.

ЕССС не будет, остаются страховые взносы?

Од­на­ко этого, судя по всему, не слу­чит­ся. Пред­по­ла­га­ет­ся, что в 2017 г. ор­га­ни­за­ции и пред­при­ни­ма­те­ли по-преж­не­му будут упла­чи­вать стра­хо­вые взно­сы по от­дель­но­сти.

Страховые взносы переедут в НК

Пла­тель­щи­ки взно­сов, объ­ект об­ло­же­ния, суммы, не под­ле­жа­щие об­ло­же­нию взно­са­ми, рас­чет­ный и от­чет­ные пе­ри­о­ды будут такие же, как и сей­час. Также не из­ме­нят­ся: база для на­чис­ле­ния взно­сов, ос­нов­ной тариф (по со­во­куп­ной став­ке 30%), до­пол­ни­тель­ные та­ри­фы для ра­бо­то­да­те­лей, за­ня­тых в опре­де­лен­ных от­рас­лях, и по­ни­жен­ные та­ри­фы для льгот­ных ка­те­го­рий пла­тель­щи­ков (в том числе для упро­щен­цев). По­вы­сить ос­нов­ной со­во­куп­ный тариф до 34% со­би­ра­ют­ся толь­ко с 2019 г.

Пре­дель­ные базы для на­чис­ле­ния стра­хо­вых взно­сов в ПФР и ФСС будут опре­де­лять точно так же, как это сей­час преду­смот­ре­но в За­коне № 212-ФЗ. На­пом­ним, на 2016 г. они со­став­ляют:

- для взно­сов в ПФР — 796 000 руб. В пре­де­лах этой го­до­вой суммы на од­но­го ра­бот­ни­ка взно­сы на­чис­ля­ют по та­ри­фу 22%, а сверх нее — по та­ри­фу 10%;

- для взно­сов в ФСС — 718 000 руб. В пре­де­лах этой го­до­вой суммы на од­но­го ра­бот­ни­ка взно­сы на­чис­ля­ют по та­ри­фу 2,9%, а сверх нее — не упла­чи­ва­ют.

Эти пре­дель­ные базы тоже будут еже­год­но ин­дек­си­ро­вать с уче­том роста сред­ней за­ра­бот­ной платы в РФ. Со взно­са­ми в ФФОМС все оста­нет­ся по-ста­ро­му — надо будет пла­тить по та­ри­фу 5,1% неза­ви­си­мо от го­до­вой ве­ли­чи­ны вы­плат на од­но­го ра­бот­ни­ка.

Для пред­при­ни­ма­те­лей также со­хра­нит­ся ны­неш­ний тариф и по­ря­док упла­ты взно­сов за себя. В част­но­сти, нужно будет по-преж­не­му пе­ре­чис­лять до­пол­ни­тель­ный 1% от до­хо­да, если он пре­вы­сит 300 тыс. руб. в год.

Вместо РСВ-1 и 4-ФСС в налоговую инспекцию работодатели будут сдавать единый расчет по всем взносам. Форму и порядок его заполнения утвердит ФНС. Срок его представления будет такой же, как для нынешнего расчета4-ФСС:

- не позднее 20-го числа месяца, следующего за расчетным (отчетным) периодом, если расчет бумажный;

- не позднее 25-го числа месяца, следующего за расчетным (отчетным) периодом, если расчет электронный.

Как и сейчас, в будущем организации со среднесписочной численностью за предшествующий расчетный (отчетный) период 25 человек и менее смогут представлять расчет на бумаге, а с численностью более 25 человек — только электронно.

Отчетность в ПФР тоже останется, это будет:

- во-первых, ежемесячная форма, где указывают сведения о застрахованных лицах, сейчас она знакома нам как форма СЗВ-М;

- во-вторых, новая ежегодная форма, сдаваемая не позднее 1 марта года, следующего за отчетным, где надо будет указывать только сведения о стаже, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета.

Штрафы за несвоевременную уплату страховых взносов, опоздание со сдачей отчетности, нарушение способа представления расчета будут прописаны в части первой НК. То есть они станут такими же, как сейчас в части налогов и сборов. Сейчас прописанные в Законе № 212-ФЗ санкции за указанные нарушения максимально приближены к налоговым, но все-таки не идентичны.

Соответственно, в будущем налоговики, например, смогут штрафовать плательщиков взносов за грубое нарушение правил учета объектов обложения взносами на 10 000 руб. А для обеспечения исполнения решения о взыскании взносов, пеней и (или) штрафа — заблокировать счета в банке. За несвоевременное представление в органы ПФР нового ежегодного расчета по стажу вводится штраф 500 руб. за каждое застрахованное лицо, которое должно быть указано в расчете.

Переходные положения

При пе­ре­да­че кон­троль­ных пол­но­мо­чий от вне­бюд­жет­ных фон­дов к на­ло­го­ви­кам преду­смот­ре­ли такие пе­ре­ход­ные мо­менты:

- кон­тро­ли­ро­вать пол­но­ту ис­чис­ле­ния взно­сов за от­чет­ные (рас­чет­ные) пе­ри­о­ды, ис­тек­шие до 01.01.2017, будут ПФР и ФСС в том по­ряд­ке, ко­то­рый дей­ству­ет сей­час. А это озна­ча­ет, что:

  1. рас­че­ты (уточ­нен­ные рас­че­ты) по стра­хо­вым взно­сам за от­чет­ные (рас­чет­ные) пе­ри­о­ды, ис­тек­шие до 01.01.2017, надо будет пред­став­лять в тер­ри­то­ри­аль­ные ор­га­ны ПФР и ФСС. То есть рас­че­ты РСВ-1 и 4-ФСС за 2016 г. и уточ­нен­ный рас­чет, на­при­мер, за 2015 г. надо будет сда­вать в от­де­ле­ния ПФР и ФСС, где вы со­сто­и­те на учете, а не на­ло­го­ви­кам;
  2. воз­вра­щать из­лишне упла­чен­ные (взыс­кан­ные) суммы взно­сов, пеней, штра­фов по со­сто­я­нию на 01.01.2017 тоже будут ор­га­ны ПФР и ФСС;

- суммы недо­им­ки, пеней и штра­фов по взно­сам в ПФР, ФСС, ФФОМС, об­ра­зо­вав­ши­е­ся на 01.01.2017, будут взыс­ки­вать уже на­ло­го­ви­ки в по­ряд­ке, уста­нов­лен­ном НК. Эти дан­ные им долж­ны будут пе­ре­дать ПФР и ФСС;

- недо­им­ку (за­дол­жен­ность), пени и штра­фы по взно­сам, об­ра­зо­вав­ши­е­ся на 01.01.2017 (вклю­чи­тель­но), взыс­ка­ние ко­то­рых ока­за­лось невоз­мож­ным, на­ло­го­ви­ки будут при­зна­вать без­на­деж­ны­ми и спи­сы­вать по НК.


Продолжаю размещать результаты нашей аналитической работы под общей рубрикой ТОП-10.
Сегодня размещаю материал, подготовленный нами совместно с главным специалистом Центра "Налоги и финансовое право" Ольгой Евгеньевной Аникеевой.

1. Администрирование взносов передано от фондов в ФНС

Самое главное и важное изменение – с 01.01.2017 г. администрирование страховых взносов будет осуществлять ФНС по правилам, установленным НК РФ.

Это означает, что налоговые органы будут контролировать исчисление и уплату страховых взносов за периоды с 01.01.2017 (в т.ч., проводить выездные и камеральные проверки, сверки расчетов по взносам, уплаченным с 01.01.2017), вести учет плательщиков взносов с 01.01.2017, производить возврат и зачет взносов за периоды с 01.01.2017 г., и т.д. Кроме того, налоговые органы будут взыскивать недоимку, пени и штрафы по страховым взносам независимо от периода их образования (в т.ч. за 2016 г. и предыдущие периоды) ( п. 1 ст. 30 , п. 1 ст. 82 НК РФ).

Из этого правила есть исключение – администрировать страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и страховые взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения по-прежнему будет ФСС. Основным нормативным правовым актом, который
регламентирует порядок исчисления и уплаты взносов на страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний, остается Федеральный закон от 24.07.1998 № 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее – Закон № 125-ФЗ).

В отношении страховых взносов за периоды, истекшие до наступления 2017 года, проводить камеральные и выездные проверки будут по-прежнему органы ПФР и ФСС. Т.е. расчеты по взносам (в т.ч. уточненные) за периоды до 01.01.2017 следует сдавать в ПФР, ФСС по старым формам (даже если подача имеет место в 2017 г.) (Письмо ФСС от 17.08.2016 № 02-09-11/04-03-17282 (п. 1) , Информация ФСС). С этим же органами нужно будет проводить сверки расчетов за периоды до 2017 г. и т.д.

Следует иметь в виду, что, проводя камеральную проверку расчета по страховым взносам, инспекция может истребовать у страхователя сведения и документы, которые подтверждают обоснованность отражения сумм, не подлежащих обложению взносами , а также сведения и документы, которые подтверждают обоснованность применения пониженных тарифов взносов ( п. 8.6 ст. 88 НК РФ в ред. Федерального закона от 30.11.2016 № 401-ФЗ). Раньше подобные полномочия были у ПФР и ФСС. Сей час их получили и налоговые органы.

Также вводится обязательный досудебный порядок обжалования решений ФНС по вопросам уплаты взносов (напомним, что Закон № 212-ФЗ не предусматривал обязательного досудебного обжалования решений контролирующих органов).

2. Введена новая форма отчетности - единый расчет по взносам

Изменение администратора взносов повлекло и изменение формы отчетности – с 2017 г. вместо РСВ-1 ПФР и 4 - ФСС страхователем нужно будет сдавать единый расчет по страховым взносам. Это будет ежеквартальная отчетность по начисленным и уплаченным взносам в Пенсионный фонд, ФФОМС и ФСС РФ ( ст. 423 НК РФ).

Приказом ФНС от 10.10.2016 № ММВ-7-11/551@ утверждена форма расчета по страховым взносам, порядок его заполнения, формат представления в электронной форме. Она применяется начиная с представления расчета по взносам за I кв. 2017 кв.

Новую налоговую отчетность по страховым взносам нужно будет сдавать один раз в квартал - не позднее 30-го числа месяца, следующего за отчетным периодом ( п. 7 ст. 431 НК РФ). Срок сдачи отчетности установлен единый, вне зависимости от способа сдачи отчета - на бумаге или в электронном виде. Если среднесписочная численность 25 человек и менее, расчет можно будет представлять расчет на бумаге, а если численность более 25 человек - только в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи ( п. 10 ст. 431 НК РФ).

Отчетность по страховым взносам за I квартал 2017 г. в налоговую инспекцию нужно будет сдать не позднее 2 мая 2017 г. (30 апреля выходной день – воскресенье); за полугодие 2017 г. - не позднее 31.07.2017 (30 июля - воскресенье); за 9 месяцев 2017 г. - не позднее 30.10.2017; за 2017 г. - не позднее 30.01.2018.

За непредставление в срок единого расчета по взносам установлена ответственность - штраф в размере 5 % от неуплаченной в срок суммы взносов, подлежащей уплате на основании расчета, но не более 30 % этой суммы и не менее 1 000 руб. (п.1 ст.119 НК РФ).

Кроме того, за нарушение срока представления расчета установлена ответственность для должностных лиц - штраф в размере от 300 до 500 руб. (ст.15.5 КоАП РФ).

Нарушение срока сдачи отчетности является и основанием для приостановления операций по счетам плательщиков взносов (ст.76 НК РФ).

В течение 5 рабочих дней со дня получения соответствующего уведомления плательщик взносов обязан представить расчет, в котором устранено указанное несоответствие. В этом случае датой представления расчета считается дата представления расчета, признанного первоначально не представленным ( абз. 2 , 3 п. 7 ст. 431 НК РФ). Штрафа, установленного ст.119 НК РФ, в этом случае не будет.

4. Увеличилась предельная база

Для взносов в ФСС и ПФР Налоговый кодекс РФ, так же, как и Закон № 212-ФЗ, предусматривает наличие предельной облагаемой базы (ст.421 НК РФ). Для медицинских взносов предельная база по-прежнему не установлена, они начисляются на выплаты независимо от их величины нарастающим итогом с начала года.

С января 2017 г. размер предельной базы по взносам на обязательное пенсионное страхование повысился с 796 тыс. до 876 тыс. руб., а по взносам на обязательное социальное страхование на случай болезни и в связи с материнством - с 718 тыс. до 755 тыс. руб. (Постановление Правительства РФ от 29.11.2016 № 1255).

В п. 2 ст.422 НК РФ теперь прямо сказано, что если размер суточных более 700 руб. за каждый день командировки по России или 2500 руб. за каждый день загранкомандировки, то с суммы превышения потребуется исчислить страховые взносы. По сути, необлагаемый взносами размер суточных приравняли к размеру суточных, не облагаемому НДФЛ (п.3 ст.217 НК РФ).

Ранее при оплате расходов на командировки работников суточные не облагались страховыми взносами независимо от размера (т.е. полностью в том размере, в котором они были установлены локальным нормативным актом).

6. Уплата и отчетность по месту обособленного подразделения зависит от начисления им выплат в пользу физлиц

По нашему мнению, начисление выплат в пользу работников означает отражение соответствующих сумм на счете 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда".

Следовательно, если обособленное подразделение имеет отдельный баланс и отражает суммы выплат в пользу работников на счете 70, однозначно следует говорить о том, что оно начисляет выплаты в пользу физических лиц. Поэтому с 2017 г. по месту нахождения такого подразделения следует уплачивать страховые взносы и сдавать отчетность.

Кроме того, согласно подп. 7 п. 3.4 ст. 23 НК РФ плательщики страховых взносов обязаны сообщать в налоговый орган по месту нахождения российской организации - плательщика страховых взносов о наделении обособленного подразделения (включая филиал, представительство), созданного на территории РФ, полномочиями по начислению выплат и вознаграждений в пользу физических лиц в течение одного месяца со дня наделения его соответствующими полномочиями.

Указанная норма применяется в отношении обособленных подразделений, созданных на территории РФ, которые наделяются российской организацией полномочиями по начислению выплат и вознаграждений в пользу физических лиц после 1 января 2017 года.

Из вышеизложенного следует, что организация вправе наделить обособленное подразделение полномочиями по начислению выплат в пользу физических лиц (даже если оно не имеет отдельного баланса и не отражает суммы выплат на соответствующем счете).

Таким образом, если головная организация издаст распорядительный документ о наделении обособленного подразделения полномочиями по начислению выплат в пользу физических лиц, по месту нахождения такого подразделения также следует уплачивать взносы и представлять отчетность.

7. Разъяснения по вопросам исчисления взносов теперь будет давать Минфин

С 1 января 2017 г в силу п. 1 ст.34.2 НК РФ Минфин РФ является финансовым органом, уполномоченным давать разъяснения по вопросам применения законодательства РФ о страховых взносах.

Раньше разъяснения по вопросам о том, как нужно начислять и уплачивать страховые взносы в ПФР и ФСС РФ, плательщики обращались в Минтруд России.

При этом в письме Минфина РФ от 16.11.2016 № 03-04-12/67082 сказано, что поскольку перечень не подлежащих обложению взносами выплат не изменился, следует руководствоваться ранее данными разъяснениями Минтруда России. Т.е. Минфин, по сути, согласился с Минтрудом по высказанным ранее выводам.

8. Новые формы отчетности в фонды и сроки их подачи

Так, в ведении ПФР по-прежнему находятся вопросы расчета пенсионного стажа и назначения и выплаты пенсий. В связи с этим у плательщиков взносов сохранится обязанность по представлению в территориальные органы Пенсионного фонда сведений индивидуального персонифицированного учета по форме СЗВ-М . Срок сдачи СЗВ-М следующий: не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным, а не до 10-го, Начиная с отчетности за 2017 г. форма СЗВ-М представляется в срок не позднее 15-го числа следующего месяца, а не 10-го, как было предусмотрено в старой редакции п. 2.2 ст.11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования". Т.е. на подачу сведений у страхователей появится пять дополнительных дней.

Данные, которые работодатели раньше подавали в ПФР раз в квартал в составе РСВ-1 ( отчет о страховом стаже работников) нужно будет направлять в ПФР отдельно.

Указанную форму нужно направлять в ПФР не позже 1 марта года, следующего за отчетным. Если срок представления будет нарушен, плательщика привлекут к ответственности в виде штрафа в размере 500 руб. в отношении каждого застрахованного лица (ст.27 Закона № 27-ФЗ). Впервые указанный отчет надо сдать не позднее 1 марта 2018 г.

Также установлен штраф за нарушение порядка представления сведений в сфере персонифицированного учета. За несоблюдение страхователем в предусмотренных случаях порядка представления сведений персонифицированного учета в форме электронного документа предусмотрен штраф в размере 1000 руб. ( ст. 17 Закона № 27-ФЗ).

В ведении ФСС остается администрирование взносов на травматизм и правильность выплаты соцстраховских пособий . В связи с этим установлена новая форма отчетности для страхователей.

За непредставление в срок расчета в ФСС установлен штраф в размере 5% суммы взносов, начисленной к уплате за последние 3 месяца отчетного периода, но не более 30% суммы и не менее 1000 руб. (п.1 ст.26.30 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний"), за непредставление расчета в электронной форме - штраф 200 руб. (п.2 ст.26.30 ФЗ № 125-ФЗ).

9. Установлен срок давности привлечения к ответственности за нарушения в сфере персучета

В ст.17 Закона № 27-ФЗ сказано, что территориальный орган ПФР сможет привлечь к ответственности за правонарушение в сфере персонифицированного учета, только если с даты, когда о нем стало известно, прошло меньше трех лет .

10. Новый порядок возмещение расходов на соцстрахование: налоговый орган зачтет расходы по пособиям только после проверки ФСС

В 2017 году у работодателей сохранится право возместить суммы пособий (за исключение первых трех дней) из средств ФСС РФ. Поэтому страхователь может перечислять взносы уже за минусом выплаченных пособий. Если же величина исчисленных к уплате страховых взносов будет меньше, чем сумма пособий, то разницу можно либо зачесть в счет уплаты взносов в последующих периодах либо запросить у ФСС необходимые достающие средства.

Проверка расходов страхователя на выплату страхового обеспечения будет происходить следующим образом. Налоговый орган, получив от страхователя единый ежеквартальный расчет, передаст соответствующие сведения ФСС. Сотрудники ФСС проверят правильность заявленных расходов путем проведения проверки (камеральной или выездной). О результатах проверки ФСС направит информацию налоговому органу. Если результат проверки окажется отрицательным (страхователь не подтвердил расходы), налоговый орган направит ему требование об уплате недостающих взносов. Если результат проверки будет положительным - расходы будут приняты, и налоговый орган зачтет либо вернет разницу между взносами и расходами.

Читайте также: