Какой вид монархии предполагает право монарха на абсолютное вето в отношении законов

Обновлено: 25.06.2024

3. Законодательная власть в дуалистической монархии находится у парламента.

Таким образом, характерной особенностью дуалистической монархии является формально-юридическое разделение власти между монархом и парламентом.

В парламентарных монархиях (современные Англия, Бельгия, Норвегия, Швеция, Япония) статус монарха формально и фактически органичен во всех сферах государственной жизни.

№ 19 ПАРЛАМЕНТАРНАЯ МОНАРХИЯ (Англия, Бельгия, Норвегия, Швеция, Япония)

законодательная власть полностью принадлежит парламенту, а исполнительная – правительству, которое несет ответственность перед парламентом;

участие монарха в формировании правительства символично. Назначенные главой государства министры зависят от вотума доверия парламента;

монарх имеет право отлагательного вето, лишь в отдельных случаях, предусмотренных законом, распускает парламент.

Повеления монарха приобретают юри­дическую силу лишь будучи контрассигнованы соответствующим ми­нистром.

Даже частные вопросы государственной жизни, например, помило­вание преступника, не могут быть решены без согласия парламента.

Парламент регулирует и личную жизнь монарха (брак, дворцовая служба и т. п.).

3. Понятие республиканской формы правления. Республика и её виды. Особенности парламентарной, президентской, полупрезидентской республик.

При республиканской форме правления (в отличие от монархии) единственным источником власти по закону является народное боль­шинство.

В республике власть осуществляется избран­ными народом на определенный срок представительными органами.

№ 20 ВИДЫ РЕСПУБЛИКИ

республики парламентарные (Греция, Германия и др.)

республики президентские (Аргентина, Бразилия, Россия, США и др.).

Спецификой парламентарной республики является ведущая роль парламента в государстве, который не только принимает законы, но и оказывает сильное влияние на правительство и иные органы государственного управления. Состав правительства предопределяется парламентским большинством, принадлежащим либо одной партии, либо коалиции партий.

На выбор формы правления оказывают влияние ряд факторов, но определяющими здесь должны быть долговременные интересы ста­бильности государства, а не сиюминутные политические проблемы и та или иная расстановка сил.

Достоинством парламентарной республики является единство вы­сших эшелонов власти, поскольку глава исполнительной власти (пре­мьер-министр) и его кабинет назначаются и контролируются парла­ментом, точнее парламентским большинством. До тех пор, пока правительство располагает поддержкой большинства законодателей, оно выполняет свои функции, не исключая и представления законо­проектов. С потерей парламентского большинства правительство ухо­дит в отставку. При всех существующих вариациях в парламентских республиках президент играет незначительную роль. Исполнитель­ная власть является по сути продолжением законодательной и тем самым возможный конфликт между двумя ветвями власти сводится к минимуму.

Недостатки парламентарной республики сводятся, во-первых, к крайней фрагментарности партийной системы, которая обрекает пар­ламентскую коалицию на аналогичную фрагментарность, а прави­тельство на неустойчивость. При неразвитости партийной системыдаже экстремистские (малочисленные) партии могут предстать частью парламентской коалиции большинства. Это может оказаться не ме­нее пагубным, чем тупик во взаимоотношениях исполнительной и законодательной власти.

Во-вторых, вполне реальной может оказаться угроза тирании, ко­торую в состоянии создать простое парламентское большинство, т. е. эффективность и стабильность парламентских форм правления зави­сит от характера политических партий, соревнующихся за места в парламенте. Судьба же партий и структура партийной системы в не­малой степени определяются способом избрания законодателей, т. е. мажоритарной или пропорциональной системой.

Достоинство президентской формы правления заключается, пре­жде всего, в том, что всенародно избранный президент являет собой средоточие общенациональных устремлений, выступает символом нации, символом принадлежности граждан к единому государству. Эта форма дает полномочия одному лицу, которое может осущест­влять руководство в чрезвычайных обстоятельствах. И не случайно, сталкиваясь с теми или иными сложными проблемами, некоторые страны усиливают значение поста президента. Президентская систе­ма правления в принципе обеспечивает большую степень политичес­кой стабильности, чем парламентская, так как кабинет министров назначается на фиксированный срок, определенный конституцией.

Глава государства в президентской республике получает свои пол­номочия в результате избрания на известный срок (в Соединенных Штатах Америки на четыре года, в Республике Беларусь – на 5 лет) и ответствен перед судом за проти­воправные деяния в период нахождения у власти (южнокорейские пре­зиденты Чо Ду Хван и Ро Де У).

Президентская форма правления в свою очередь не является без­упречной и содержит следующие недостатки.

Во-первых, в отличие от парламентской формы правле­ния, она таит в себе возможности трений во взаимоотношениях ис­полнительной и законодательной ветвей власти и провоцирования конституционного кризиса. Вероятность последнего особенно воз­растает, если президент и парламентское большинство принадлежит к различным партиям или политическим течениям. Предположения, что президент всегда находится над партийной борьбой и полити­канством лоббистов, могут не иметь под собой веских оснований. Иными словами, выбор между парламентской и президентской фор­мами правления может означать выбор между единым, но нестабильным руководством и руководством стабильным, но чреватым кон­фликтом двух властей.

Во-вторых, едва ли существует оптимальный способ избрания пре­зидента. Любой из них имеет свои сильные и слабые стороны. На первое место по значимости выходит метод президентских выборов. Прямые выборы представляются наиболее простыми и демократич­ными. Но моделей прямых выборов тоже много, а выбор способов не всегда зависит от президента. Президентская власть может ока­заться в большой зависимости от законодательной ветви, от кото­рой может зависеть многое, например, процедура переизбрания пре­зидента на второй срок в чрезвычайно усложненном порядке.

В конкретике политической жизни той или иной страны, с учетом того или иного соотношения политических сил, сложившихся тради­ций или вводимых реформ, возможны смешанные или промежуточ­ные (между президентской и парламентской республикой) формы го­сударственного правления.

Форма правления показывает, как организована высшая власть кто и как правит в государстве. При ее характеристике важно отразить порядок формирования органов власти, их состав и полномочия, а также способы взаимодействия друг с другом и населением, т. е. структуру.

Форма правления отражает характер связи населения с государственной властью. В истории сложились две разновидности такой связи: подданство и гражданство. Их особенности во многом предопределяют специфику монархических и республиканских форм правления.

Монархия – это форма правления, при которой вся полнота государственной власти сосредоточена в руках одного человека – монарха (царя, короля, шаха, императора, султана и т. п.), который, выполняя функции главы государства, законодательной и во многом исполнительной власти, контролирует правосудие и местное самоуправление.

Данная форма правления возникла на рубеже 4–3 тысячелетия до н. э., когда в результате разложения первобытной общины социальная власть захватывалась военачальниками, жрецами и т. п. руководителями, стремящимися установить жесткую централизованную власть и персонально решать возникающие управленческие проблемы. Такая вертикаль власти отвечала интересам землевладельцев, ремесленников и купцов, получивших возможность оперативно разрешать конфликтные или производственные вопросы.

• монарх наследует власть как представитель правящей династии и осуществляет ее пожизненно и бессрочно (возможны и выборы);

• концентрирует в одних руках всю полноту государственной власти;

• монарх не несет конкретной юридической ответственности за результаты своей деятельности.

Перечисленные признаки являются типичными, идеальными для абсолютной монархической формы правления. В реальной же действительности они небезусловны и небезграничны. Отличаясь различным соотношением, они определяют многообразные виды ограниченных и неограниченных монархий.

неограниченные монархии, где верховная государственная власть по закону всецело принадлежит одному лицу – царю, королю, императору. К ним относятся деспотические и теократические рабовладельческие монархии и абсолютные монархии при феодализме. В настоящее время к ним относятся Саудовская Аравия, Оман, Катар, Бахрейн, Кувейт;

ограниченные, где власть монарха значительно ограничена представительным органом. К ним относятся сословно-представительная монархия при феодализме и современные конституционные монархии. Такие монархии разделяются на дуалистические, где власть разделена между правительством, формируемым монархом, и парламентом. Это своеобразный переходный, промежуточный вариант между абсолютной и парламентарной монархиями (Бутан, Бруней, Тонго, Марокко, Кувейт, Иордания и т. д.); и парламентарные, где власть монарха ограничена парламентом и правительством. В них правительство формируется парламентом из представителей партии, победившей на выборах, повеление монарха приобретает юридическую силу лишь при согласии (контрассигнации) на это соответствующего министра – члена правительства (Англия, Дания, Бельгия, Япония и т. д.).

Республика – форма правления, при которой государственная власть передается (делегируется) народом представительным органам, избранным на определенный срок.

Данная форма правления наблюдалась уже в 4–3 тысячелетии до н. э. Она вырастала на основе внутренней социально-классовой самоорганизации первобытной общины, когда общее собрание и осуществляющий оперативное управление совет брали на себя выполнение властных организационных функций, принимая к себе на службу военачальников и различных чиновников, не допуская к управлению иностранцев и рабов.

• источником власти формально-юридически признается народ;

• выборность и сменяемость (срочность) представительной власти;

• коллегиальность правления, основанная на разделении властей, позволяющая не только обеспечивать подконтрольность различных ветвей власти, их взаимное сдерживание от возможного произвола, но и более эффективно и ответственно решать каждой из них свои специализированные задачи;

• законодательно закрепленная подотчетность и ответственность (политическая и юридическая) власти за результаты своей деятельности.

Основные виды современных республик: президентская (США, Аргентина, Мексика, Россия); парламентская (ФРГ, Италия, Индия). Они различаются в зависимости от того, какой из органов власти – президент или парламент – формирует правительство и осуществляет прямое руководство им.

В парламентской республике правительство формируется парламентом (из представителей партии, победившей на выборах) и подотчетно ему. Поэтому здесь не действует принцип разделения властей в классическом виде. Президент в такой республике избирается либо парламентом, либо специально созданной коллегией и имеет незначительные полномочия. Его роль аналогична роли монарха в парламентской монархии. Все свои действия он вынужден согласовывать с правительством. При этом значительная роль отводится главе правительства (премьер-министру), который также избирается парламентом, но, как правило, является лидером либо правящей партии, либо коалиции победивших партий.

Недостатки парламентской республики связаны с нестабильным положением правительства, которое полностью зависит от положения соревнующихся партий. Кроме того, при неразвитой партийной системе даже малочисленная партия может завоевать парламентское большинство и установить авторитарный режим.

В президентской республике власть имеет дуалистический характер. Она сосредоточена и у парламента, и у президента. Парламенту принадлежит законодательная власть. В то же время президенту как главе государства (также избранному народом) принадлежат весьма большие полномочия как в правотворческой (законодательная инициатива, право вето на законы, принятые парламентом, издание указов), так и в исполнительной сферах деятельности. Будучи главой исполнительной власти, он назначает министров и формирует правительство, которое несет ответственность перед ним, но не перед парламентом. Тем самым устанавливается большая степень политической стабильности.

Недостатки президентской республики связаны с возможностью конституционного кризиса, вызванного конфликтом законодательной и исполнительной властей, а также тенденцией президентской власти к авторитаризму.

В настоящее время получили распространение смешанные формы правления президентской и парламентской республик (Франция, Финляндия), республики и монархии (Малайзия), абсолютной и ограниченной монархии (Кувейт). Определенным своеобразием отличаются и форма правления государств центральной Азии (Таджикистан, Узбекистан, Киргизия и т. д.), соединившие авторитаризм и демократизм с национальной спецификой.

форма правления, при которой монарх хотя и является главой государства, однако, в отличие от абсолютной или неограниченной монархии, власть его ограничена конституцией. К.м. принято подразделять на дуалистическую и парламентарную. В дуалистической(дуализм - двойственность) монархии государственную власть делят монарх и парламент, избираемый всем или определенной частью населения. Парламент осуществляет законодательную власть, монарх - исполнительную. Он назначает правительство, которое ответственно только передним. Парламент не влияет на формирование, состав и деятельность правительства. Законодательные полномочия парламента ограничены, монарх имеет право абсолютного вето (т.е. без его утверждения закон не вступает в силу). Он может издавать свои акты (указы), имеющие силу закона. Монарх вправе назначать членов верхней палаты парламента, распускать парламент, зачастую на неопределенное время, при этом от него зависит, когда состоятся новые выборы, а на соответствующий период он обладает всей полнотой власти. Государствами с дуалистической монархией считаются Иордания, Марокко. В парламентарной монархии парламент занимает главенствующее положение. имеет верховенство по отношению к исполнительной власти. Правительство официально и фактически зависит от парламента. Оно отвечает только перед парламентом. Последний имеет право контроля деятельности правительства;

если парламент выразил недоверие правительству, оно должно уйти в отставку. Такой монарх характеризуется словами "царствует, но не правит". Монарх назначает правительство или главу правительства, однако в зависимости от того, какая партия (или их коалиция) имеет большинство в парламенте. Мо-нарх либо не имеет права вето, либо осуществляет его по указанию ("совету") правительства. Он не может издавать законы. Все исходящие от монарха акты обычно подготовлены правительством, они должны быть скреплены (контрассигнованы) подписью главы правительства или соответствующего министра, без чего не имеют юридической силы. В то же время не следует рассматривать монарха в парламентарной монархии только как декоративную фигуру или пережиток, оставшийся от феодальных времен. Наличие монархии считается одним из факторов внутренней стабильности государственной системы. Монарх стоит надпартийной борьбой и демонстрирует политическую нейтральность, В своих обращениях к парламенту он может ставить важные для государства проблемы, требующие законодательных решений и консолидации общества. Парламентарные монархии - Великобритания, Бельгия, Япония, Дания, Испания, Лихтенштейн, Люксембург, Монако, Нидерланды, Норвегия, Швеция, Таиланд, Непал и др. •\' •. Авакьян С.А.

Меры К.о.: признание поведения или действий лица, органа противоречащим конституции: отмена одним органом решения другого органа как незаконного;

досрочное переформирование состава органа: отмена решения нижестоящей избирательной комиссии вышестоящей или судом; признание выборов недействительными; отзыв депутата; отзыв или

голосование по утрате доверия должностного лица; прекращение полномочий депутата на основе обвинительного судебного приговора: лишение депутата слова,удаление из зала заседаний и другие процессуальные санкции: отрешение от должности президента: роспуск парламента или его палаты; роспуск вышестоящим органом нижестоящего; упразднение органа;отправление правительства в отставку президентом или парламентом как санкция за его неудовлетворительную работу; закрытие СМИ: ликвидация общественного объединения;

лишение гражданства; отмена решения о приеме в гражданство, если оно было получено на основе заведомо ложных сведений; лишение государственных наград и др.

К.о. наступает за нарушение не конкретной нормы, а общих требований конституционно-правовых предписаний. К.о. включает элементы политической ответственности и наступает в связи с неудовлетворительной работой органа, должностного лица. Кроме того, одни и те же действия могут стать основанием для применения как конституционно-правовой, так и иных видов юридической ответственности. Например, узурпация власти каким-либо должностным лицом, с точки зрения конституционно-правовой. становится основанием для его освобождения от должности, но одновременно может наступить уголовная ответственность за те же действия. Подлог документов членами избирательной комиссии - основание для признания выборов недействительными. Но это не исключает привлечение виновных к уголовной или административной ответственности.

Форма правления – способ организации верховной государственной власти и порядке ее образования. Форма правления раскрывает три главные характеристики государства:

  • организацию высших органов государства, их структуру, порядок образования, степень участия населения в их формировании;
  • взаимоотношения высших органов власти друг с другом и с населением;
  • компетенцию этих органов.

Форма правления показывает, кто осуществляет верховную власть.

Монархия в дословном переводе с греческого означает власть одного.

В зависимости от того, осуществляется ли верховная власть одним лицом или принадлежит выборному коллегиальному органу, выделяют монархические и республиканские формы правления.

Матузов М.И. выделяет следующие признаки монархии передача верховной власти осуществляется по наследству; бессрочность правления; независимость монарха от населения

Монархия – это такая форма государственного правления, при которой верховная власть сосредоточена в руках монарха. (монарх как должность, а не как человек).

Одним из основных критериев разграничения монархий на абсолютные, дуалистические и парламентские является форма ограничения власти монарха.

Абсолютна монархия предполагает, что существующие органы власти полностью подотчетны монарху, а воля народа официально может выражаться максимум через совещательный орган. (Саудовская Аравия, Оман, и т.д.) Абсолютная монархия представляет собой такую форму правления при которой, все ветви власти сосредоточены в руках монарха, т.е. которая характеризуется почти неограниченной властью монарха. В Бахрейне, Катаре, Кувейте, в ОАЭ, Саудовской Аравии есть конституции, но они, во-первых, дарованы монархами (в ОАЭ — Советом эмиров), во-вторых, их действие часто приостанавливается (в Бахрейне — с 1975 г .), в-третьих, они устанавливают, что вся власть — законодательная, исполнительная, судебная — исходит от монарха, над конституцией стоит Коран. В этих странах есть парламенты, иногда избираемые населением (только мужчинами), но, по существу, это законосовещательные органы, поскольку их решения нуждаются в согласии монарха.

Ограниченная монархия подразделяется на:

Конституционная монархия – при которой власть монарха ограничена конституцией или неписанным правом или традицией. Пример, неписанное право – королева Великобритания только открывает и закрывает работу парламенту, а в работе парламента не участвует.

Конституция – основополагающий закон государства, обладающий высшей юридической силой, где изложены основные принципы комплектования высших органов власти, определяющих форму государственного устройства и т.д.

При конституционной монархии реальная законодательная власть принадлежит парламенту, а исполнительная – правительству.

Страны: Япония, Марокко, Иордания, Кувейт, Великобритания, Дания Швеция.

Конституционная монархия существует в двух формах: дуалистическая монархия и парламентарная монархия.

Дуалистическая монархия – ( латинского Dualis – двойственный) вид конституционной монархии, в которой власть монарха, ограничена конституцией, неписанным правом или традицией и парламентом в законодательной области, но в заданных ими рамках, монарх обладает полной свободой принятия решения.

Страны:(Кувейт, до 1945 г . – Япония, Иордания, Марокко)

- Наличие двухпалатной структуры парламента. Нижняя палата формируется выборным путем, а верхняя — назначается монархом.

- Исполнительная власть принадлежит монарху

- законодательная – разделена между монархом и парламентом

- Правительство при дуалистической монархии подчинено монарху, который по своему усмотрению назначает и отстраняет от должности членов правительства.

- правительство несет ответственность перед монархом

- Монарх обладает правом вето на принимаемые парламентом законы

- Чрезвычайно указное законодательство возможно – только в период между сессиями парламента

Парламентарная монархия – вид конституционной монархии в которой монарх не обладает властью и выполняет только представительную функцию. При парламентарной монархии правительство ответственно перед парламентом, который обладает большей властью чем другие органы государства. (хотя в разных странах это может различаться).

Страны: Великобритания, Бельгия, Дания, Швеция. ( около 30 штук – монархических форм правления; больше в Азии – на 1 монархию)

1) король "царствует, но не правит". Его наличие обуславливается стечением исторических обстоятельств, силой традиций, и т.д. власть ограничена в законодательной сфере парламентом, а в исполнительной – правительством. Монарх является своего рода символом, традицией, представителем нации, народа, государства.;

2) исполнительная власть реализуется правительством, которое ответственно перед парламентом;

3) правительство формируется из представителей партии, победившей на выборах в парламент;

4) главой правительства становится лидер партии, обладающей большинством депутатских мест в парламенте;

5) законы принимаются парламентом, их подписывает монарх, но это чисто формальный акт, так

как правом вето он обладает, но не пользуется.

6)чрезвычайно указное законодательство монарха – предусмотрено, но не используется

7) как правило парламент избирается народом

8) властные функции монарха ограничены и в основном носят церемониальный характер (представление государства за рубежом, принятие отставки правительства, вручение государственных наград и т. д.).

Существует 3 порядка наследования

1) сельоратный – наследует старший в роду (Саудовская Аравия, Османская империя, Российская империя – со времен Павла 1 до Николая 2)

2) майоратный – наследует старший сын на момент смерти монарха

3) по праву первородства. Данный порядок наследования также называется примогенитура – т.е. переходящий порядок наследственных линий. Престол переходит сначала к нисходящему потомству в одной линии, т.е. отец умирает, то наследует сын, если умирает раньше монарха сын, то наследует внук. Пример, Франция времен Людовика 14. (тот кто появился на свет вторым, так как был зачат первым)

В зависимости от прав женщин на престол различают следующие виды примогенитуры:

а) салическую, при которой наследниками могут быть только мужчины; (Швеция до 1980, Франция, Бельгия)

б) кастильскую, когда в числе наследников могут быть и женщины, и мужчины; женщины устраняются от наследования лишь в пределах одной линии. Младший брат устраняет старшую сестру, но дочь старшего брата исключает дядю. (Великобритания, Монако)

в) австрийскую (полусалическая) женщины допускаются к наследованию лишь в случае полного прекращения всех потоков мужского пола в данной династии (В Австрийской империи, Баварии, Греции)

г) шведскую, при которой мужчины и женщины наследуют трон на равных условиях по праву первородства. (новый тип престолонаследие, впервые был введен в Швеции в 1980, Норвегии, Нидерланды, Дания- сейчас)

Форма правления является организацией высших органов государственной власти, характеризует порядок их образования и распределения полномочий между ними, формы и степень участия населения в осуществлении государственной власти.

В широкой трактовке форма правления раскрывает порядок образования и взаимодействия высших и территориальных (региональных, местных) органов государства. По мнению большинства исследователей, форма правления определяет систему организации высших органов государственной власти, т.е. главы государства, парламента и правительства. При всем многообразии различие между формами правления связано с юридическим положением высших должностных лиц и государственных органов, т.е. различие не в компетенции, а в организации власти.

На форму правления значительное влияние оказывает политический режим, подвергая эту форму постоянной трансформации к существующим историческим условиям. Например, республика при тоталитарном политическом режиме приобретает искаженную форму, где выборные элементы носят формальный характер. Монократический режим при этом связан с соединением должностей вождя партии и главы государства, это лицо сохраняет за собой пост пожизненно. Политический режим как самый динамичный элемент формы государства поддерживает стабильность не только всей политической системы, но и существующей формы правления. В настоящее время все формы правления подразделяются на монархию и республику.

Монархия — форма правления, при которой верховная государственная власть сосредоточена в руках единоличного главы государства (монарха) и передается по наследственному принципу.

Монархии классифицируются на два вида :

Абсолютная монархия — это такая форма правления, при которой верховная государственная власть по закону всецело принадлежит одному лицу — монарху.

Абсолютная монархия характеризуется высокой степенью централизации государственной власти, при которой монарх единолично осуществляет руководство законодательной, исполнительной и судебной властью. Монарх осуществляет назначения на важнейшие государственные посты. В абсолютной монархии отсутствуют учреждения парламентского типа либо они носят декоративный характер, отсутствуют законы и конституции, ограничивающие власть монарха. Таким образом, прерогативы монарха незыблемы, они не ограничены ни законом, ни учреждением. В абсолютной монархии отсутствует разделение властей, а монарх как реальный глава государства соединяет в своих руках все высшие полномочия государственной власти. Он является единственным верховным законодателем, так как по его волеизъявлению нормативные установления могут приобретать силу закона 1 Общая теория права и государства / Под ред. В.В. Лазарева. М., 1994. С. 258. .

В абсолютных монархиях формально могут иметь распространение конституционные (дарованные монархом) акты, которые не соответствуют типичным конституциям по своему содержанию. В настоящее время абсолютная монархия в основном имеет распространение в государствах Персидского залива, например в Катаре, Омане, Брунее, Саудовской Аравии (с некоторыми отступлениями переходного характера). Разновидностью абсолютной монархии является теократическая монархия — форма правления, при которой глава государства является главой религиозной и светской власти (Ватикан).

Ограниченная монархия — это такая форма правления, при которой верховная государственная власть по закону делится между монархом и представительным органом.

Ограниченная монархия бывает двух видов:

  • сословно-представительная (форма правления, при которой власть монарха ограничена сословно-представительными органами);
  • конституционная (форма правления, при которой власть монарха значительно ограничена представительными органами на основании основного закона государства).

Конституционная монархия , в свою очередь, подразделяется на дуалистическую и парламентскую (парламентарную).

Итак, можно выделить следующие признаки дуалистической монархии :

  • это промежуточная форма правления, переходный вариант от абсолютной монархии к парламентской монархии;
  • наличие наряду с монархом иных высших органов государственной власти парламента и правительства;
  • назначение членов парламента (либо одной из его палат) монархом;
  • назначение членов правительства монархом и ответственность правительства лично перед монархом;
  • монарх выполняет функции реального главы государства.

Таким образом основными признаками парламентской (парламентарной) монархии можно назвать следующие:

  • правительство формируется из представителей определенной партии (или партий), получивших большинство голосов на выборах в парламент;
  • в законодательной, исполнительной и судебной сферах власти монарх фактически отсутствует, фигура монарха является символической;
  • законодательные акты принимаются парламентом и формально подписываются монархом;
  • правительство, согласно конституции, несет ответственность не перед монархом, а перед парламентом.

Существуют нетипичные монархии: выборная монархия в Малайзии (монарх избирается на пять лет), коллективная монархия в ОАЭ (власть осуществляет Совет эмиров), теократическая монархия (Ватикан), патриархальная монархия и др.

Республика — форма правления, при которой власть осуществляется избранными на определенный срок органами власти по праву представительства (органы власти формируются или народом непосредственно, или общенациональными учреждениями парламентского типа).

  • выборность на определенный срок главы государства и других верховных органов государственной власти;
  • осуществление государственной власти не по собственному праву, а по поручению народа;
  • юридическая ответственность главы государства в случаях, предусмотренных законом;
  • обязательность решений верховной государственной власти для всех других государственных органов;
  • преимущественная защита интересов граждан государства, взаимная ответственность личности и государства;
  • коллегиальный характер принятия решений;
  • разделение властей.

Республика существовала во многих древних государствах, как правило, небольших по размеру. Она отличалась сложной организацией власти, включая в себя выборные элементы от разных территориальных структур, опираясь на самоуправленческие начала на местах. Типичными органами власти древних республик являлись общие собрания, советы, администрации, судебные органы и др. В Новое время республиканская форма правления получила распространение благодаря сильному влиянию на общество идеи разделения властей.

В настоящее время в зависимости от того, кто формирует правительство, перед кем оно несет ответственность, принято в основном различать такие виды республики, как:

  • президентские;
  • парламентские;
  • смешанные.

Президентская республика — форма правления, при которой президент наделен реальными властными полномочиями, являясь главой государства и главой правительства.

Так, основными признаками президентской республики являются следующие:

  • президент является и главой государства, и главой правительства;
  • президент назначает и смешает членов правительства;
  • правительство ответственно перед президентом;
  • президент обладает широкими полномочиями по отношению ко всем ветвям власти;
  • президент избирается народом;
  • президент имеет право вето на законы, принятые парламентом;
  • президент имеет право распускать парламент в установленных случаях;
  • президент имеет право самостоятельно издавать нормативные акты.

В парламентской республике есть и должность главы государства, т.е. президента, но в силу ограниченного способа избрания (парламентом или особым форумом) он имеет также весьма ограниченные полномочия (представительские функции). Многие важнейшие полномочия президент в парламентской республике может осуществлять лишь с согласия правительства. В этом случае, подобно парламентской монархии, акты и решения главы государства нуждаются в контрасигнации (совместной подписи президента и премьер-министра либо ответственного министра); в некоторых случаях акты президента приобретают юридическую силу после утверждения их парламентом.

Признаки парламентской республики :

  • правительство формируется парламентом из числа депутатов, принадлежащих к тем партиям, которые располагают большинством голосов в парламенте;
  • глава государства избирается парламентом;
  • глава государства обладает обширными полномочиями;
  • глава правительства назначается, как правило, президентом;
  • правительство ответственно перед парламентом.

Таким образом, характерным элементом смешанной республики является конкуренция между президентом и парламентом по поводу формирования правительства.

Читайте также: