Какой тип вопроса предоставляет отвечающему возможность ответить либо да либо нет

Обновлено: 07.07.2024

Инициатива (учитель): Сколько падежей в русском языке?

Ответ (ученик): Шесть.

Действие (учитель): Отлично! Садись.

Но вопросы по форме ИОД не всегда способствуют качественному усвоению знаний учащимися. Мы знаем, что существуют два типа вопросов: вопросы низкого порядка (закрытые), вопросы высокого порядка (открытые). Закрытые вопросы (что? когда? где?) требуют конкретного ответа и конкретизируют знания учащихся по данной теме, а открытые вопросы (почему? для чего? с какой целью?) заставляют учащихся задуматься, способствуют их умственному развитию. Также есть вопросы заключающие, зеркальные, зондирующие, контрольные, косвенные, уточняющие, эстафетные.

Заключающие вопросы - используются при завершении беседы, если важно подчеркнуть равноправие собеседников, уважительное отношение между ними либо еще раз уточнить содержание достигнутых договоренностей.

Закрытые вопросы- вопросы с жесткой структурой, на них можно ответить просто да или нет или несколькими словами.

Зеркальные вопросы - вопросы, построенные на полном повторении ответа собеседника или на повторении ключевых слов в его ответе, направлены на то, чтобы достичь действительного понимания его чувств, переживаний, состояния.

Зондирующие вопросы - вопросы, нацеленные на получение необходимой информации о собеседнике для того, чтобы решить, в каком направлении действовать; к ним прибегают в ситуации, когда собеседнику причины его собственного поведения или эмоционального состояния либо не ясны, либо он не хотел бы о них говорить.

Косвенные вопросы - используются в тех случаях, когда есть опасение, что на прямой вопрос человек не будет отвечать искренне.

Открытые вопросы -вопросы с не очень жесткой структурой, предполагают свободу в выборе ответа и начинаются со слов что, как, зачем, почему и т.п.

Уточняющие вопросы - вопросы, следующие за уже поставленными, уточняя или перепроверяя сказанное.

Эстафетные вопросы - вопросы с целью поддержания и продолжения диалога, используются для того, чтобы переход от одной темы к другой в процессе беседы выглядел логичным и психологически уместным.

Постановка вопросов, способствующих диалогу.

Вопросы на уроке могут использоваться для разных целей. Ниже на диаграмме показаны возможные цели постановки вопросов:

Стадия урока

Цели вопросов

Выявить, что знает класс;

Повторить прошлую работу;

Обозначить проблемы относящиеся к теме урока.

Презентация нового материала

Вызвать интерес и усилить внимательность;

Способствовать рассуждению и логическому мышлению;

Выявить, насколько хорошо ученики поняли смысл происходящего.

Обратить внимание и разъяснить;

Научить делать умозаключения на основе наблюдений;

Разъяснить сложные моменты, недопонимание и помочь отдельным ученикам.

Повторить основные моменты урока;

Оценить результаты урока и определить уровень понимания и усвоения темы учениками;

Выявить проблемы, которые могут возникнуть в будущем и соответствующие вопросы.

Постановка вопросов для любой из перечисленных целей может быть постороена в виде диалога, однако, это не всегда так. Исследования показали, что учителя:

задают слишком много вопросов за один раз;

задают вопрос и сами на него отвечают;

не дают ученикам времени подумать;

задают вопрос только мальчикам/девочкам или отдельным ученикам;

задают вопросы непоследовательно: например, задают сложные вопросы слишком рано, до того, как ученики получили информацию, на основе которой могли бы ответить;

задают вопросы, не относящиеся к теме;

задают вопросы одного и того же типа, например, вопросы, нацеленные на уже полученные знания, которые нуждаются лишь в напоминании;

не используют наводящие вопросы для стимуляции мышления;

задают вопросы в угрожающей манере, что демотивирует или затрудняет обучение учеников;

не сигнализируют об изменении вопросов, например, через изменение ритма/тона;

игнорируют ответы/ не берут во внимание ответы;

Исследование показало, что постановка вопросов, которые облегчают создание диалога, включает в себя следующее:

предоставить ученикам достаточно времени для обдумывания своих идей;

задавать вопросы, которые стимулируют содержательные и аргументированные ответы;

позволить ученикам влиять на ход диалога своими ответами;

удостовериться, что ученики понимают цель обсуждения;

быть готовым к неожиданным идеям;

организовать обсуждение, учитывая не только фактические знания детей, но и их мысли;

регулировать ход обсуждения в соответствии с ответами учеников;

побуждать учащихся давать хорошо продуманные ответы;

проводить взаимосвязь с предыдущими знаниями;

направлять ответы детей в более плодотворное русло;

выказывать доверие и напоминать о полезных вкладах в работу.

Постановка вопрсов тесно связана с развитием различных уровней мышления:

Уровень мышления

Примеры вопросов

Знания и понимание

Какой пример для Х?

Что имеется в виду ….

Как по-другому объяснить.

Является ли это примером для …?

Могу ли я описать х своими словами?

Как это применяется?

К чему это относится?

В каких ситуациях …?

Какова причина для . ?

Какие факты подтверждают вывод?

Насколько они подходят друг другу?

Если встретится x, тогда что дальше ?

О каких событиях (о чем) предсказывает теория?

Каковы мои собственные выводы на базе доступной информации?

Как x связан с y?

Это хорошо или нехорошо и почему?

Это целесообразно или нет и почему?

Некоторые стратегии для использования диалогической постановки вопросов

Ожидание: Спроси и подожди

Ожидание: Подожди и ответь

Использование работы в группе как стратегии для создания диалога.

Организация работы в группах в классе.

Для того, чтобы возникло успешное взаимодействие в классе, необходимо создать атмосферу сотрудничества, в которой ученики будут чувствовать себя частью учебного сообщества, в котором проблемы разрешаются и понимание развивается через коллективные когнитивные действия. Этот раздел модуля поможет Вам найти методы успешного введения в классах групповой работы. Учителя будут рассматривать цели и организацию разных групп, при этом необходимо помнить о разных фазах и использованием соответствующего языка во время взаимодействия в группе, а также иметь возможность оценивать взаимодействие в группе и отслеживать развитие этого взаимодействия. При организации групповой работы в классе важно иметь ясные цели преподавания и признавать виды обсуждений, которые могут выявляться при определенных заданиях.

Виды заданий включают:

обсуждение, в котором главными являются процесс и обмен идеями. Предмет обсуждения может быть понятным или спорным, к примеру, стихотворение, повествовательный текст, статья в журнале или репортаж в газете. Результатом может являться групповое решение или согласованность развития личных навыков взаимодействия и познавательного понимания.

задание, направленное на решение проблемных ситуаций является заданием, в котором ряд альтернатив может быть критично оценен, к примеру, планирование ожидаемого результата или прогнозирование. Результат может потребовать группового согласия или отдельных решений, которые принимаются после обсуждения в группе.

практическое задание (производственное) включает совместную работу учеников, ведущую к достижению общей цели, напр. подготовки группового ответа, к примеру, инсценировка текста или адаптация текста к фильму.

Основные правила организации обсуждения

каждый участник группы должен внести вклад в обсуждение;

к участию каждого члена группы относятся с уважением;

необходимо интересоваться причинами;

каждый готов преодолевать препятствия;

прежде чем принять решение, необходимо обсудить возможные альтернативы;

обсуждается любая информация, относящаяся к данной теме;

члены группы стараются достичь согласия.

Деловая беседа -- это разговор преимущественно между двумя собеседниками, соответственно ее участники могут и должны принимать во внимание специфические особенности личности, мотивов, речевых характеристик друг друга, т.е. общение носит во многом межличностный характер и предполагает разнообразные способы речевого и неречевого воздействия партнеров друг на друга.

В сравнении с другими видами речевой коммуникации деловая, беседа обладает следующими преимуществами:

* Быстрота реагирования на высказывания собеседников, способствующая достижению целей.

* Повышение компетентности руководителя благодаря учету, критической проверке и оценке мнений, предложений, идей, возражений и критических замечаний, высказанных в беседе.

* Возможность более гибкого, дифференцированного подхода к предмету обсуждения как следствие понимания контекста проведения беседы, а также целей каждой из сторон.

Деловая беседа благодаря эффекту обратной связи, который наиболее ярко проявляется именно в непосредственном межличностном взаимодействии, позволяет руководителю реагировать на высказывания партнера в соответствии с конкретной ситуацией, т.е. с учетом цели, предмета и интересов партнеров.

Деловую беседу как непосредственное взаимодействие двух ее участников нужно строить на основе следующих важных принципов:

* Сознательная настройка на уровень собеседника, учет содержания выполняемых им задач, его полномочий и сферы ответственности, жизненного и трудового опыта, интересов, особенностей его мышления и речи.

* Рациональная организация процесса беседы, что прежде всего означает краткое изложение собеседниками содержания информации по обсуждаемой теме, ибо пространное изложение и избыточная информация осложняют усвоение самого существенного.

* Простота, образность, четкость языка как условие доходчивости информации, следовательно, ориентации на собеседника [4, с. 211].

ТЕХНИКА ПОСТАНОВКИ ВОПРОСОВ

Деловая информация далеко не всегда поступает к нам в том объеме, как нам хотелось бы. Во время делового общения часто приходится добывать необходимые сведения у своих партнеров, расспрашивая их обо всех существенных сторонах дела. Спрашивать — значит приобретать сведения и выражать оценку полученной информации.

Хорошо поставленный вопрос — тот, на который участник деловой беседы захочет ответить, сможет ответить или над которым ему захочется подумать, и он будет заинтересован в сотрудничестве.

Той или иной постановкой вопроса (его формулировкой) можно достичь самых различных целей:

Чтобы спрашивать, необходима смелость. Ведь задавать вопросы другому — значит обнаруживать собственную позицию, делать свою систему ценностей прозрачной для другого.

Замечено, что деловую беседу лучше начинать с серии заранее подготовленных вопросов. Уже самим фактом вопроса вы показываете, что хотите участвовать в общении, обеспечиваете его дальнейшее течение и углубление. Это убеждает собеседника в том, что вы проявляете к нему интерес и стремление установить позитивные отношения. Для поддержания беседы также лучше задавать вопросы, чем произносить монологи. Искусство убеждения состоит в том, чтобы подвести собеседника к нужному выводу, а не навязывать этот вывод силой логики, голоса или авторитета.

Постановка вопросов требует не только их тщательной подготовки, но и разработки их системы, обдумывания формулировок. Это — ключевое звено для получения информации. Именно здесь закладывается фундамент активизации делового общения, его творческая направленность. При этом следует помнить, что большинство людей по многим причинам неохотно отвечают на прямые вопросы (боязнь передачи неправильных сведений, недостаточное знание предмета, деловые ограничения, сдержанность, трудности в изложении и т. п.). Поэтому сначала нужно заинтересовать собеседника, объяснить ему, что отвечать на ваши вопросы — в его интересах.

Различают несколько типов вопросов, которые обычно используются в деловом общении: на переговорах, совещаниях, на деловых встречах.

Основные характеристики этой группы вопросов таковы:

  • партнер находится в активном состоянии, так как должен обдумывать свои ответы и высказывания;
  • партнер имеет возможность по своему усмотрению выбирать, какие данные, информацию и аргументы нам представить;
  • обращение к собеседнику с открытым вопросом способствует устранению барьеров, выводит его из состояния замкнутости и сдержанности;
  • партнер (и это самое главное) становится действительным источником информации, идей и предложений по дальнейшему развитию сотрудничества.

Однако открытые вопросы дают возможность собеседнику уйти от конкретного ответа, предоставить только выгодную для него информацию и даже увести разговор в сторону. Поэтому в процессе деловой беседы рекомендуется задавать наводящие, основные, второстепенные и вопросы других разновидностей.

Наводящие вопросы — вопросы, сформулированные так, чтобы подсказать собеседнику ожидаемый от него ответ.

Основные вопросы — открытые или закрытые вопросы, которые планируются заранее.

Для того чтобы разговорить собеседника, можно попробовать использовать альтернативные вопросы, но при этом важно, чтобы ни одна из альтернатив его не задевала. Для того чтобы как-то организовать беседу со слишком разговорчивым собеседником, лучше применять закрытые вопросы.

Риторические вопросы важно формулировать так, чтобы они звучали кратко, были уместны и понятны каждому из присутствующих. Полученное в ответ на них молчание и будет означать одобрение нашей точки зрения. Но при этом следует быть очень осторожным, чтобы не скатиться до обычной демагогии и не попасть в неудобное или даже смешное положение.

Цель этих вопросов — создать атмосферу взаимопонимания, подвести промежуточные и окончательные итоги деловой беседы.

В ходе ответа на вопрос такого типа:

  • собеседник должен обдумывать высказываемое мнение;
  • создается благоприятная атмосфера для аргументации на основе общего подхода к проблеме;
  • собеседнику предоставляется возможность внести поправки в изложенную позицию.

Контрольные вопросы помогают управлять вниманием партнера, позволяют вернуться к предыдущим этапам работы, а также проверить достигнутое понимание.

К вышеописанным типам вопросов следует добавить так называемые вопросы-капканы, которые может задавать оппонент инициатору общения. Последний должен уметь не только правильно задавать вопросы, но и отвечать на них, при этом учитывая цели оппонента. В процессе общения следует быть готовым к следующим типам вопросов-капканов.

Сбивающие вопросы имеют цель перевести внимание инициатора общения в область интересов спрашивающего, лежащую в стороне от основного направления работы. Данные вопросы могут задаваться умышленно или непреднамеренно из-за желания решить некоторые из собственных проблем. Инициатору общения не следует поддаваться искушению и уходить в сторону от существа вопроса. Лучше предложить рассмотреть такой вопрос в другое время.

Провокационные вопросы чаще всего стараются поймать собеседника на противоречии между тем, что он говорит сейчас, и сказанным им ранее.

Независимо от вида и характера вопросов следует строго придерживаться основного принципа — отвечать на вопрос лишь в том случае, если до конца ясна его суть.

Итак, задавая вопросы в процессе делового общения, можно получить от партнера профессиональную информацию, лучше узнать и понять его, сделать отношения с ним более искренними и доверительными, а также узнать его позицию, обнаружить слабые стороны, дать ему возможность разобраться в своих заблуждениях. Кроме того, с помощью вопросов мы максимально активизируем нашего собеседника и даем ему возможность самоутвердиться, чем облегчаем решение задачи своей деловой встречи.

Чёрная риторика. Часть девятая. О видах вопросов

Ответы собеседника зависят от вопросов, которые вы задаёте. Ваша роль в разговоре зависит от вопросов, которые вы задаёте. Ваш имидж зависит от вопросов, которые вы задаёте. Существует множество разнообразных вопросов: некоторые задавать необходимо, некоторые задавать не стоит вообще, а некоторые имеют определенное назначение и задавать их стоит лишь иногда.

Существует множество глупых вопросов

Почему эти вопросы – глупые? Потому что ответ на них предсказуем и зачастую даже очевиден. Если вам полчаса доказывали, что вы некомпетентны, то, вероятно, собеседник действительно так считает.

Но если вы не растеряетесь и дадите честный ответ или прямо скажете, что вопрос глупый, то ваш оппонент растеряется. Сами же старайтесь избегать задавания глупых вопросов в спорах с опытными ораторами – вам тоже дадут прямой, честный и выбивающих землю из-под ног ответ.

Другой тип глупых вопросов – встречные. Они мешают заявить о собственной позиции, личном мнении. Примеры:

  1. — У вашей фирмы очень плохой имидж.
    — С чего вы взяли?
  2. — Вы не подходите для этой работы!
    — Почему вы такого мнения?

Как видите, вместо опровержения неверного суждения собеседника человек таким ответом даёт визави укрепить своё мнение. Конечно, вы можете подождать аргументации оппонента, а потом начать критиковать каждый тезис, но лучше сразу заявить о том, что сказанное неверно и разложить всё по полочкам.

Такой вопрос может сыграть вам на руку, только если у собеседника нет аргументов, чтобы обосновать своё мнение, и вы точно знаете об этом. Но всё-таки лучше избегать встречных вопросов и опровергать выдвинутое положение сразу. Если вам, конечно, есть что сказать.

Существует множество умных вопросов

Умные вопросы помогают вам контролировать обсуждаемые темы, задавать направление, то есть доминировать в разговоре. Бредемайер подчёркивает, что необходимо выделять два аспекта разговора: стиль ведения и содержание. Задавайте умные вопросы и будьте ведущим, а не ведомым.

Существует множество поверхностных и несущественных вопросов

Это факт. И из него можно сделать несколько выводов:

  1. Взвешивайте вопросы, зависящие от контекста.
  2. Проводите чёткую границу между вопросами, которые обеспечивают вам доминирующую позицию в разговоре, и содержательными разговорами.
  3. Не задавайте вопросов, порочащих личное достоинство собеседника.
  4. Различайте вопросы, которые помогают вам восполнить дефицит в необходимой информации, и ненужные, избыточные и откровенно лишние вопросы, ответы на которые ничего не дают.

Виды вопросов

Открытые вопросы

Открытые вопросы стимулируют собеседника. Они включают его в разговор, заставляют проявить красноречие и не дают отвлечься от диалога.

Чаще всего используются вопросительные слова и словосочетания: что, кто, где, когда, почему, куда, благодаря чему, в связи с чем.

Негативное качество открытых вопросов тесно связано с позитивным: человек начинает много и подробно рассказывать. Начинает оговариваться, путаться, оправдываться. В общем, указывает на свои слабые места и сам себя подставляет. Бредемайер советует вам пользоваться этим.

Закрытые вопросы

Цели закрытых вопросов противоположны целям открытых. Позитивная цель – стремление ограничить красноречие собеседника, не дать ему высказаться. Либо же уточнить какой-то отдельно взятый факт, сделать акцент на определенном высказывании.

Чёрная риторика начинает разговор с закрытых вопросов. Используйте их и уже известную информацию о собеседнике, чтобы получить нужные ответы и получить преимущество в дискуссии.

Чёрная риторика. Часть девятая. О видах вопросов

Полуоткрытые вопросы

Это вопросы с альтернативой, вопросы-компромиссы.

Позитивная цель – получить содержательные ответы в установленных вами границах.

Пример полуоткрытого вопроса:

— У вас двое или трое детей? (Предполагается, что вы знаете, что их либо двое, либо трое).

— Вы это отрицаете или просто не понимаете? (Это уже пример негативного полуоткрытого вопроса).

Негативная цель полуоткрытых вопросов в том, чтобы поймать оппонента на альтернативе или показать собеседника с худшей стороны.

Учитесь задавать и открытые, и закрытые, и полуоткрытые вопросы. Учитесь отвечать на них. Это значительно улучшит ваши навыки переговоров.

Прямые и косвенные вопросы

Позитивные прямые вопросы способствуют выяснению фактов и положения вещей. Тот, кому задают вопрос, может анализировать эти вопросы и выбирать свои дальнейшие действия: уклониться от вопроса, дать прямой и честный ответ или дождаться более откровенного вопроса, на который можно вообще не отвечать.

— Вы потратили на подготовку презентации проекта целый месяц?

— Какую цель преследует ваше выступление?

Негативные прямые вопросы затрагивают запрещённые темы и оказывают на оппонента психологическое давление.

— Этот приём помог вам убедить аудиторию в том, что вы правы?

— За кого вы голосовали на выборах?

Косвенные вопросы – те вопросы, смысл которых неясен, истинные цели вопрошающего замаскированы.

Негативные косвенные вопросы благодаря своей маскировке могут использоваться как оружие для провокаций. Для того чтобы поставить под сомнение слова собеседника, можно использовать предрассудки, стереотипы, общественные догмы и различные намёки.

Примеры провокационных косвенных вопросов:

— Вы говорите о том, что на самом деле вас никак не интересует?!

— Вы – агрессивный водитель, и вас абсолютно не волнуют знаки ограничения скорости?

Иногда косвенные вопросы теряют свою вопросительную форму и принимают вид утверждений.

Чаще всего косвенные вопросы имеют два уровня:

  1. Поверхностный. Тот, который собеседник моментально считывает. Это основная тематика вопроса, отвечающий берёт во внимание только её.
  2. Глубинный. Этот уровень собеседник чаще всего не распознаёт. Он даёт ответы, но не учитывает глубинную суть вопроса, не понимает её. Позже это против него используется.

Пример такого двухуровневого диалога:

— Вы считаете себя опытным водителем?

— Да, считаю. Я регулярно нахожусь за рулём на протяжении уже 15 лет.

— Если так, то вы наверняка проезжаете не меньше 30 000 километров в год, верно?

— Даже больше: около 50 000.

— И вас совсем не беспокоит, что тем самым вы вредите окружающей среде?

Упражнение: Попробуйте придумать 2-3 таких двухуровневых диалога прямо сейчас.

Вопросы-уловки

Цель вопросов-уловок не получение информации, а расстановка капканов. Для этого вам нужно знать больше, чем думает ваш собеседник.

Вы видели, что ваш коллега приехал на работу на машине с шофёром. После того как он зашёл в офис, вы спрашиваете его:

— Как же смешны эти толпы хвастливых менеджеров, которые ездят с шофёром, чтобы показать всем свой статус и материальное положение! Это уже явный перебор, не находите?

Возможны и позитивные варианты вопросов-уловок. Например, вы можете описать какие-то черты человека в его присутствии и сказать, что обожаете такой тип людей. Но в курсе чёрной риторики мы сфокусированы именно на негативных вариациях вопросов.

Упражнение: Придумайте 2-3 негативных вопроса-уловки.

Упражнение: Придумайте двухуровневый диалог, в котором вы будете одновременно использовать и косвенные вопросы, и вопросы-уловки.

Автор: Игорь Болтовнин

Весь цикл статей об эвристических уловках:

Как правильно задавать вопросы

С удовольствием делюсь своими знаниями и опытом в сфере саморазвития, отношений, преодоления сложных жизненных ситуаций.


Для чего нужно уметь правильно спрашивать

В информатике есть принцип, который звучит так: “Мусор на входе – мусор на выходе”. Он означает, что если исходные данные некорректны, то и результат будет бессмысленным и бесполезным, даже если алгоритм решения верный. К человеческой коммуникации этот принцип тоже относится. Если вы спрашиваете неправильно, то и ответ получите неудовлетворительный.

Казалось бы, что сложного в том, чтобы сформулировать вопрос? На самом деле это целое искусство, которым виртуозно владеют лишь единицы. Ведь с помощью вопроса можно не только получить интересующую вас информацию. Спрашивая, можно косвенно выразить отношение к чему-либо, натолкнуть собеседника на определенную мысль так, что он даже не заметит, вежливо и тактично поставить обидчика на место и многое другое.

Мы с вами попробуем освоить азы этого искусства, чтобы успешно применять их в жизни. В дальнейшем вы сможете учиться дальше и совершенствовать свои навыки, если вам понравится эффект и появится желание развиваться в этой области.

Виды вопросов

Существует несколько техник постановки вопросов. Выбор подходящей определяется конкретной ситуацией.

Закрытые

Закрытые вопросы направлены на получение конкретного лаконичного ответа. Чаще всего “да” или “нет”. Применяются они, когда нужно быстро получить ответ без лишних подробностей. Популярны в различных анкетах и опросниках.

Закрытые вопросы не имеют цели разговорить собеседника. С помощью них вы ничего не узнаете про его эмоции, чувства, мотивы поступков. Бывает, правда, что человек даже в ответ на закрытый вопрос пускается в пространные объяснения. Это значит, что он в принципе любит поговорить и расположен к вам.

  1. Ты живешь в Москве?
  2. В каком году ты родился?
  3. Есть ли у тебя домашние животные?
  4. Какая у тебя группа крови?
  5. С кем ты вчера ходил на концерт?

В каких случаях они наиболее уместны:

  • собеседник закрыт и не настроен откровенничать;
  • у вас мало времени, нужно получить информацию быстро;
  • вам нужно убедиться, что вы правильно поняли собеседника.

Личное общение не должно состоять только из закрытых вопросов, иначе оно будет похоже на формальное интервью.

Открытые

Открытые вопросы задают с целью получить развернутый ответ. Они чаще всего применяются в личном общении. Придя на консультацию к психологу или психотерапевту, вы также услышите много открытых вопросов.

С помощью них можно узнать точку зрения человека по поводу какой-то проблемы, ход его мыслей, особенности мировосприятия и т. п. Иногда они формулируются в виде побудительных предложений, а не вопросительных. Например: “Расскажи мне про свое детство”.

Вспомните, как вы писали школьные сочинения по литературе. Чаще всего это были развернутые ответы на открытые вопросы.

  1. Почему ты выбрал именно этот отель?
  2. Как ты решил возникшую проблему?
  3. Что, по-твоему, мы должны сделать, чтобы повысить эффективность работы?
  4. Как прошла встреча на прошлой неделе?
  5. Что ты думаешь по поводу введения ограничений?

Эта техника лучше всего подойдет для ведения откровенного разговора по душам. Она демонстрирует вашу заинтересованность в собеседнике и закладывает фундамент доверия.

Доверие – важная составляющая любого общения

Уточняющие

Суть уточняющих вопросов в том, что они позволяют глубже погрузиться в проблему и восполнить упущенные детали повествования. С помощью них можно контролировать диалог и направлять его нужное вам русло.

  1. Что именно ты имел в виду, говоря про недопустимость насилия?
  2. Ты сказал, что вас было трое. Кто эти два человека, что были вместе с тобой?
  3. Уточни, пожалуйста, какого цвета была машина, про которую ты говорил.
  4. Я правильно поняла, что ты не придешь завтра?

Наводящие

Наводящие вопросы задаются с целью склонить собеседника к вашей точке зрения. Они часто употребляются менеджерами по продажам и другими людьми, которые работают с клиентами. Грамотно задать их можно несколькими способами:

  1. С помощью вводных слов, выражающих согласие. Например: “Эта машина великолепна, не правда ли?” или “Очень важно иметь финансовую подушку безопасности, не так ли?”
  2. С помощью предположения. К примеру, вопрос “Как считаешь, на сколько дней мы опоздаем со сдачей проекта?” предполагает, что сроки точно не будут соблюдены.
  3. С помощью формулировок, на которые проще ответить “да”, чем “нет”.

С наводящими вопросами стоит быть аккуратнее, потому как это навязывание своей воли человеку, хоть и в мягкой форме. Они подходят для следующих ситуаций:

  • подведение итогов и резюмирование обсуждаемых тем;
  • возвращение к основной теме разговора, когда собеседник отвлекся;
  • при общении с нерешительным сомневающимся человеком.

Воронкообразные

Эта техника часто применяется следователями при допросах. Суть ее в том, что сначала человеку задаются общие вопросы, а затем они сужаются и конкретизируются.

– Что вы делали вчера вечером?

– Где конкретно вы гуляли и в какое время?

– На набережной с 19:00 до 21:00.

– Кто был с вами во время прогулки?

– Мой друг Н. и его девушка.

– Заходили ли вы по пути в какие-то заведения или магазины?

– Да, зашли в кафе “Сказка”.

Они подойдут для ситуаций, когда нужно составить как можно более четкую картину происходящего. В неформальном личном общении будут неуместны.

Воронкообразные вопросы часто используются при допросе

Альтернативные

  1. Ты будешь клубничное или вишневое мороженое?
  2. Тебе удобнее встретиться в пятницу, субботу или воскресенье?

Не стоит злоупотреблять такими вопросами при коммуникации. Человек сделает вывод, что вы хотите все время доминировать и рулить общением. Его начнет раздражать ваша манера “подсовывать” готовые решения.

Пользуясь этой техникой, нужно быть готовым к тому, что собеседник не пойдет у вас на поводу. Он может предложить свои варианты, и теперь уже вам придется подстраиваться под его интересы. А это заведомо невыгодная позиция.

В каких случаях будут уместны:

  • при подведении итогов;
  • при обсуждении совместных планов;
  • с целью мотивировать нерешительных и сомневающихся собеседников к принятию решения.

Риторические

  1. Ну разве эта картина не прекрасна?
  2. Какое безобразие! Куда смотрят сотрудники правоохранительных органов?

Правила задавания вопросов

Теперь вы разбираетесь в различных техниках спрашивания и можете выбрать наиболее подходящую к ситуации. Но нужно знать еще кое-что. Ловите 5 советов от психолога, которые помогут вам преуспеть в этом искусстве.

Если вам предстоит серьезный разговор или интервью, заранее подумайте, что будете спрашивать. Так вы избежите неловких пауз и будете чувствовать себя более уверенно. Естественно, к дружеской беседе этот совет не относится. Там важна спонтанность и искренние эмоции.

Избегайте сложных развернутых оборотов при составлении вопроса. Иначе собеседник может просто-напросто запутаться в ваших формулировках. Лучше всего спрашивать одним простым предложением.

Неправильно: “Вчера, когда ты был на концерте и к тебе подошла одноклассница, что на тебе было надето?”

Правильно: “Во что ты был одет вчера вечером?”

Это поможет вам выбрать наилучший вариант, который яснее всего отразит суть. Возможно, целесообразно применить один и тот же вопрос к различным промежуткам времени. Например: “Какие техники тайм-менеджмента вы собираетесь внедрить в ближайшую неделю/месяц/год?”

Прежде чем задавать вопрос, всегда тестируйте его на уместность в данной конкретной ситуации. Лучше промолчать и остаться без ответа, чем поставить собеседника в неловкое положение.

Например, не стоит спрашивать на деловой встрече, каким способом человек сажает огурцы в огороде, или интересоваться, как прошел отпуск, на похоронах.

Советую также прочитать о методе QBQ. Это искусство правильно задавать вопросы. Вы узнаете, как использовать вопросы в качестве инструмента самоуправления и переформатирования мышления.

Распространенные ошибки

Давайте заодно пробежимся по самым распространенным ошибкам, которые совершают люди, спрашивая что-то.

Часто люди совершают эту ошибку, когда не уверены в чем-то и хотят получить подтверждение со стороны. Такие вопросы не просто бессмысленны, они еще и вредны. Задавая их, человек выдает в себе неуверенность и нежелание опираться на себя.

  1. Мне ведь идет эта кофточка?
  2. Ты согласен, что это лучшее предложение?
  3. Я думаю, нам стоит отложить поездку, ты ведь тоже так считаешь?

Во всех этих вариантах человек пытается переложить часть ответственности за принятие решения на собеседника. Причем мнение самого человека не берется в расчет, ему прямым текстом сообщается, что он должен ответить. Многих людей раздражает такое штурманство. Если вы действительно хотите получить непредвзятый взгляд на проблему, спрашивайте по-другому.

Вопросы могут быть также способом давления на собеседника. Я настоятельно не рекомендую вам применять их с такой целью. Вы лишитесь доверия человека и потеряете шанс получить нужную вам информацию.

  1. Какого черта ты еще не помыл посуду?
  2. По-твоему, нормально так разговаривать со мной?
  3. Ничего, что я жду тебя уже 10 минут?

Свое негодование лучше выражать утвердительным предложением. Это более конструктивно.

  • Задавать новый вопрос, не дождавшись ответа на предыдущий

Если вам что-то непонятно в ответе собеседника, не стесняйтесь переспросить или уточнить отдельные моменты. Непонятный ответ бесполезен, вы никак не сможете применить его в жизни. Более того, человек будет считать, что вы его поняли, и ждать соответствующей реакции.

Не бойтесь показаться глупым и вызвать раздражение собеседника, переспрашивая. Он, наоборот, отметит ваше ответственное отношение к его словам и проникнется уважением.

Заключение

Как сказал Иммануил Кант: “Умение ставить разумные вопросы – необходимый признак ума и проницательности”. Если вы хотите получить грамотный ответ по существу, то должны позаботиться о красоте и правильности вопроса.

И запомните главное правило – не бойтесь спрашивать. Не знать что-то – это нормально. А вот считать, что знаешь все, и закрываться от новой информации – это непродуктивно.

Если у вас остались какие-то вопросы по теме, смело задавайте их в комментариях. Заодно и проверим, как вы усвоили материал.

В повседневной жизни каждый из нас задает себе хотя бы один вопрос в день. Хотя бы один вопрос в день возникает на работе. Очевидно, что задавать вопросы — повседневная практика. И тем не менее и вы, и я задаем одни и те же типы вопросов и тем самым используем их потенциал лишь на 15%. Почему?

Обычные вопросы

Поговорим сегодня об оставшихся 85%, которых мы обычно не касаемся. А также о вопросологии — искусстве и науке задавать вопросы.


Техника Сократа

Существует техника, позволяющая расширить вопросы.

Цель вопросов Сократа — заставить ученика размышлять, преподнося ему через это урок. Блестящая идея, надо сказать.

Лицей Аристотеля

Аристотель, другой философ, пошел еще дальше. Он построил первый в Афинах лицей по этому принципу: задавать вопросы, чтобы заставлять думать, — по такому принципу проходил там процесс обучения.

Какая ситуация у нас с лицеями в XXI веке? Вопросы используются в изобилии. Но лишь для того, чтобы оценить ученика, который должен воспроизвести все то, что ему рассказали. Ему задают один вопрос и ожидают один конкретный ответ. Который еще и известен заранее! По сути, это должно называться допросом. Обучать, а затем опрашивать — в этом суть современного лицея. Огромное отличие от проекта Сократа. Но нас тоже так учили.


Зачем вообще задавать вопросы?


Техника постановки вопросов

Чтобы понять технику постановки вопросов, достаточно стать на место того, кому вы собираетесь их задавать. Каким бы ни был предмет вопроса, сначала вы предлагаете собеседнику занять определенное позицию.

Первый способ варьировать вопросы — изменить позицию.

Тут вариантов может быть всего четыре. Собеседник может:

1) ответить как действующее лицо;

2) ответить как наблюдатель за происходящим;

3) ответить исходя из своих чувств по отношению к ситуации;

4) вообще от ситуации отстраниться

Второй способ варьировать вопросы — мысленный жест.

Когда задаете кому-то вопрос, вы приглашаете его к специфическому ментальному жесту. Чтобы понять ментальные жесты, надо провести параллель с физическими жестами.

Когда вы ударяете по мячу или бьете теннисной ракеткой, вы используете разные группы мышц, поэтому получаете разный эффект от удара. Это логично.

По этой аналогии, если я попрошу вас сделать резюме ситуации, вы задействуете другие зоны мозга, а не те, что использовали бы, если бы я попросил ситуацию проанализировать. В этих двух ситуациях активизируются разные нейроны, и между ними будут разные связи.

Пример коучинга

Чтобы лучше понять, как работает вопросология, я предлагаю рассмотреть пример коучинга подростка.


Видите, этот подросток уже крайне активен. Он действующее лицо в своей ситуации. Он работает, слушает объяснения в классе, участвует в уроке, он ищет ответы, когда его вызывают.

Вместо этого я предложу ему сменить позицию. Предложу сначала прочувствовать, что происходит. А потом отстраниться от ситуации и понаблюдать со стороны, что он делает.

Вы можете потренироваться отстраняться от объекта любого вопроса, повторяя глагол. И всякий раз это работает.


Для этого надо предложить другие ментальные жесты.

До этого момента он пользовался описанием того, что с ним происходит. Я предложу ему ментальный жест, который заключается в сближении двух разных элементов.

После этого ментального жеста я предложил ему еще один. Он поставит его в интересную ситуацию.

Как видите, предлагая ему разные ментальные жесты и положения, мы умножаем возможности, каким бы ни был сюжет вопроса.


Цель вопросологии и ее инструментарий

В этом и заключается цель вопросологии. Позволить каждому варьировать и умножать типы вопросов, чтобы выбрать по-настоящему интересные для вас и позволяющие вам двигаться вперед.

В XXI веке мы имеем беспрецедентное количество разных вызовов: экономических, экологических, демографических. Как советует Эйнштейн, надо иметь возможность ответить на них, не отыскивая немедленные ответы, а задавая новые правильные вопросы. Нам нужны лидеры, способные задавать лучшие вопросы.

Читайте также: