Какой тип родительских установок в теории хорни угрожает потребности ребенка в безопасности

Обновлено: 16.06.2024

Теория Хорни почти целиком основана на клинических наблюдениях. Ее объяснение неврозов как проявления нарушенных отношений, сопровождающееся описанием клинических случаев, можно считать наиболее значительным вкладом в современную теорию личности. Тем не менее, интерес Хорни почти исключительно к клиническим проявлениям неврозов, к патологии, существенно снижает сферу применения ее теории. К чести Хорни, она всегда стремилась к точности и ясности в рассуждениях о причинах и развитии неврозов. В ее размышлениях чувствуется также оптимистический взгляд на человечество, основанный на убеждении в том, что у каждого человека есть способности к позитивному личностному росту.

К сожалению, в литературе, посвященной экспериментальным исследованиям, не встречается ни прямых доказательств ее концепций, ни опровержений. Но, несмотря на это, ее теоретические и клинические идеи имеют огромный отклик. Она много писала специально для людей, не имеющих профессиональной подготовки в этой области, и ее книги пользуются сегодня большой популярностью. Таким образом, подход Хорни к личности представляет не только исторический интерес.

Резюме

Различные теоретики постфрейдистского направления, пересматривая психоаналитическую теорию, придавали особое значение эго и его функциям. Эрик Эриксон, один из наиболее выдающихся эго-психологов, сделал упор на динамику развития эго на протяжении жизненного цикла. Он рассматривал личность как объект влияния социальных и исторических сил. В отличие от Фрейда, у Эриксона эго предстает как автономная личностная структура. Его теория сфокусирована на качествах эго, появляющихся в предсказуемые периоды жизни. Значение социальных и культурных влияний в формировании личности характерно и для теорий Эриха Фромма и Карен Хорни.

Эриксон утверждает, что эго проходит в своем развитии через несколько универсальных стадий. Согласно его эпигенетической концепции развития человека, каждая стадия жизненного цикла наступает в оптимальное время. Последовательное развертывание жизненных стадий — результат взаимодействия биологического созревания индивидуума с расширяющимся пространством его социальных связей.

С точки зрения Эриксона, жизненный цикл человека включает восемь психосоциальных стадий. Для каждой из них характерен определенный тип кризиса или решающий этап в жизни человека. Стадии описаны в терминах ведущих психологических конфликтов: 1) базальное доверие — базальное недоверие; 2) автономия — стыд и сомнение; 3) инициативность — вина; 4) трудолюбие — неполноценность; 5) эго-идентичность — ролевое смешение; 6) интимность — изоляция; 7) продуктивность — инертность, застой; 8) эго-интеграция — отчаяние. Индивидуальное своеобразие личности зависит от разрешения этих конфликтов.

Теория Эриксона опирается на его исходные положения о природе человека. В его психосоциальной теории нашли выражение:

- сильная приверженность принципам холизма, инвайронментализма (преобладание влияния социальных факторов) и изменяемости;

- умеренная приверженность принципам детерминизма, рациональности, объективности, проактивности, гетеростаза и познаваемости.

Исследования, посвященные оценке эмпирической валидности теории Эриксона, рассматривались в аспекте таких понятий и явлений, как формы эго-идентичности, достижение идентичности и способность к интимности. Было отмечено, что теория Эриксона послужила стимулом для очень небольшого количества исследований.

Применение теории Эриксона обсуждалось в связи с проблемой понимания поведения подростков в американском обществе. Разные аспекты поведения подростков — проблема выбора карьеры, членство в группе сверстников, употребление алкоголя и наркотиков — объяснялись как частичное отражение кризиса идентичности.

Эрих Фромм продолжил постфрейдистскую тенденцию в персонологии, уделяя особое внимание влиянию на личность социальных и культурных факторов. Он утверждал, что пропасть между свободой и безопасностью дошла до такого предела, что сегодня одиночество, ощущение собственной незначимости и отчужденность стали определяющими признаками жизни современного человека. Определенной частью людей движет желание бегства от свободы, которое осуществляется посредством механизмов авторитаризма, деструктивности, конформности автомата. Здоровый путь освобождения состоит в обретении позитивной свободы благодаря спонтанной активности.

Фромм описал пять экзистенциальных потребностей, присущих исключительно человеку. Эти потребности базируются на конфликтующих между собой стремлениях к свободе и безопасности: потребность в установлении связей, потребность в преодолении, потребность в корнях, потребность в идентичности и потребность в системе взглядов и преданности.

Фромм полагал, что основные ориентации характера являются следствием способа удовлетворения экзистенциальных потребностей, предоставляемого социальными, экономическими и политическими условиями. Непродуктивные типы характера — рецептивный, эксплуатирующий, накапливающий и рыночный. Продуктивный характер, согласно теории Фромма, представляет собой цель развития человечества; в его основе лежат разум, любовь и труд.

Карен Хорни отвергла постулат Фрейда о том, что физическая анатомия определяет личностные различия между мужчиной и женщиной. Она утверждала, что социальные отношения между ребенком и родителями являются решающим фактором в развитии личности. Согласно Хорни, в детстве основными являются потребности в удовлетворении и безопасности. Если поведение родителей не способствует удовлетворению потребности ребенка в безопасности, это приводит к базальной враждебности, а та, в свою очередь, ведет к базальной тревоге. Базальная тревога — ощущение беспомощности во враждебном мире — является основой невроза.

Хорни не соглашалась с Фрейдом по вопросу о зависти женщины к пенису; она предложила вместо этого версию о том, что мужчины испытывают зависть к женщинам из-за способности последних рожать и кормить детей. Она также считала, что женщины могут испытывать чувство неполноценности вследствие своей экономической, политической и психологической зависимости от мужчин. Хорни уделяла особое внимание социокультурным влияниям, особенно мужскому доминированию и дискриминации женщин, в объяснении развития личности женщины.

Вопросы для обсуждения

1. Каким образом теория Эриксона модифицирует и/или расширяет психоаналитический подход Фрейда к личности?

2. Согласны ли вы с Эриксоном в том, что главным кризисом в подростковом возрасте является эго-идентичность—ролевое смешение? Как вы полагаете, вы сами в какой-то степени испытывали этот кризис? Если да, то как, по-вашему, он мог повлиять на другие сферы вашей жизни (например, выбор карьеры, отношения с родителями, любовные отношения)?

3. Эриксон утверждает, что достижение эго-идентичности — это борьба на протяжении всей жизни. Вы согласны с этим? Если да, то с какими проблемами идентичности может сталкиваться человек в ранней зрелости и в старости?

4. Дайте объяснение четырем статусам эго-идентичности, описанным Марсиа. Какой из них лучше всего характеризует вас и ваших друзей?

5. Согласны ли вы с мнением Фромма о том, что большинство людей сегодня наслаждаются значительной свободой и автономией, но платят за это одиночеством, отсутствием чувства безопасности и отчужденностью?

7. Как объясняет Хорни различия между нормальной и невротической личностью с позиции невротических потребностей или тенденций?

8. Какой тип родительских установок в теории Хорни угрожает или подрывает потребность ребенка в безопасности? Считаете ли вы, что большинство современных родителей чутко относятся к потребности своих детей в безопасности?

9. Теперь, когда вы познакомились с взглядами Эриксона, Фромма и Хорни, можете ли вы увидеть некоторое сходство в их теориях по вопросу личностной динамики? Приведите концепции, подтверждающие ваше мнение.

10. Сравните и укажите различия по взглядах Эриксона, Фромма и Хорни по вопросу влияния событий раннего детства на формирование структуры личности взрослого.

Карен Хорни относится ко второму поколению психоаналитиков к так называемым неофрейдистам, основная заслуга которых состоит в признании основополагающего значения именно социальных, а не биологических факторов как это было у Фрейда, на этом и была основана теория Хорни.

Перебираясь в США, Карен Хорни обратила внимание на то, как сильно различаются европейская и американская культуры. Разным было всё: и поведение людей, и экономическая обстановка, и возникающие психические расстройства. Так она впервые стала свидетелем того, как культурная и социальная среда может оказывать влияние на формирование личности индивида

Эти наблюдения привели ее к выводу о том, что в основе нарушений функционирования личности лежат уникальные стили межличностных отношений. И конечно как и любой психоаналитик она говорила прежде всего о детских отношениях.

Развитие личности и базальная тревога

По Карен Хорни в основе развития личности и ее неврозов лежит так называемая базальная или базовая тревога, которая закладывается еще в нашем детстве в зависимости от стиля воспитания родителей.

Проблемные стили воспитания, как и обычно сводятся либо к гиперопеки, то есть чрезмерному уходу за ребенком, либо к гипоопеки и враждебности со стороны родителей.

Именно стиль воспитания определяет то, как будут удовлетворены базовые потребности ребенка и в зависимости от этого будет ли ребенок испытывать всю оставшуюся жизнь базальную тревогу.

Так, Хорни выделяла две основные потребности детства: потребность в удовлетворении и потребность в безопасности.

Потребность в удовлетворении охватывает все основные биологические нужды: в пище, сне, тепле и т.д. В первые недели жизни малыш испытывает постоянное беспокойство. Покормят ли его, когда он проголодается? Сменят ли пелёнки? Возьмут ли на ручки?

Все эти вопросы вызывают у ребенка ощущение так называемой физиологической тревоги, которая со временем исчезает если мать и окружающие оказывают достаточный уход. Однако, если его потребности не удовлетворяются, тревога нарастает, становясь фоном для общей невротизации человека.

Все же Хорни считала этот вид тревоги не столь важным, так как избавление от нее обеспечивается простым физическим уходом за ребенком. Намного важнее для нее стал второй вид потребностей: потребность в безопасности, которая связана с формирование психологической тревоги.

По Хорни, потребность в безопасности подразумевает стремление быть любимым, желанным и защищенным от опасности или враждебного мира.

Если родители проявляют истинную любовь и тепло к ребенку, эта потребность удовлетворяется и у ребенка формируется здоровая личность. И наоборот, если поведение родителей фрустрирует потребность в безопасности, весьма вероятно, патологическое развитие личности.

Такая фрустрация может быть выражена в таких проявлениях родителей как: неустойчивое, сумасбродное поведение, насмешки, невыполнение обещаний, чрезмерная опека, а также оказание явного предпочтения другим детям

В случае такого обращения у ребенка развивается установка базальной враждебности, когда ребенок как бы оказывается между двух огней: он зависит от родителей и в то же время испытывает по отношению к ним чувства обиды и негодования.

В итоге в такой семье, у ребенка активируются защитные механизмы, которые как бы скрывают его истинную враждебность за внешними чувствами беспомощности страха или любви, чтобы выжить.

Однако, затем эти чувства не исчезают, а начинают провялятся во всех взаимоотношениях с другими людьми как в настоящем, так и в будущем и тогда мы говорим о формировании базальной тревоги

Базальная тревога – это интенсивное и всепроникающее ощущение отсутствия безопасности перед лицом потенциально опасного мира и именно это чувства затем влияет на формирование образа Я человека.

Понятия образа Я является одним из важнейших открытий Карен Хорни. Она представила образ я как состоящий из трех частей Я-реальное, я-идеальное и я в глазах других и рассмотрела процесс формирования каждой из частей.

Третьей частью образа является Я в глазах других, то есть то что о нас думают другие люди и то насколько наш собственный образ совпадает с тем что о нас думают в реальности.

Например, если у личности не совпадают образы Я-идеального и Я-реального, то возникает чувство постоянной неудовлетворённости собой, неуверенности, тревоги.

К такому же результату приводит и несовпадение Я-реального и Я-в глазах окружающих. И не имеет значения, думают ли другие люди хуже или лучше о человеке, чем он сам о себе. И пренебрежение, и восхищение, если они не совпадают с реальным мнением самой личности, увеличивают её уровень тревожности.

Согласно Хорни, чтобы избежать чувства тревоги, человек использует механизмы психологической защиты. Именно они позволяют привести к одному общему целому два конфликтующих образа Я-реального и Я-в глазах других людей.

Защитные механизмы

Хорни выделяла три основных механизма направленных на снижение конфликта в образе Я: это стремление к людям, стремление от людей и стремление против людей. В норме каждый из них помогает снизить тревогу, но если какой-то начинает доминировать, то это приводит к формированию определённого невротического комплекса.

В итоге могут сформироваться три типа невротического характера: уступчивый, агрессивный, отстранённый.

Невротические потребности: стратегии компенсации базальной тревоги (защитные механизмы)

Как я упомянул выше различным невротическим типам соответствуют разные варианты болезненных потребностей.

  1. В любви и одобрении характеризует Ненасытное стремление быть любимым и объектом восхищения и повышенная чувствительность, и восприимчивость к критике или недружелюбию.
  2. В руководящем партнере. Чрезмерная зависимость от других и боязнь получить отказ или остаться в одиночестве;
  3. В четких ограничениях. Придание первостепенного значения ограничениям и правилам; довольствование малым и подчинение другим.
  4. Во власти. Доминирование и контроль над другими как самоцель; презрительное отношение к слабости.
  5. В эксплуатации других. Боязнь быть используемым или выглядеть "тупым" в глазах других, но нежелание предпринять что-нибудь такое, чтобы перехитрить их.
  6. Потребность в общественном признании характеризуется желанием быть объектом восхищения, когда представление о себе формируется в зависимости от социального статуса.
  7. В восхищении собой. Стремление создать приукрашенный образ себя и получать комплименты и лесть со стороны окружающих.
  8. В честолюбии. Сильное стремление быть самым лучшим, невзирая на последствия и страх неудачи.
  9. В самодостаточности и независимости. Избегание любых обязательств и дистанцирование от людей.
  10. В безупречности и неопровержимости. Попытки быть безупречным во всех отношениях; поддержание впечатления совершенства и добродетели.

Как вы могли понять эти потребности присутствуют у всех людей и именно они помогают нам справляться с чувствами одиночества, враждебности и беспомощности. Однако Невротик, в отличие от здорового, избирает какую-то одну потребность и использует ее без разбору во всех социальных ситуациях.

При этом невротическая потребность остается нереалистичной и ненасыщаемой, т.е. человек, добившись восхищения, старается получить все больше и больше, испытывая страх перед малейшими признаками неодобрения. Такое постоянное напряжение и служит основой развития невроза.

Здоровый человек, напротив, легко заменяет одну другой, если этого требуют меняющиеся обстоятельства.

Терапия

Исходя из представления об образе Я Карен Хорни выводит и основную задачу психотерапии: помочь человеку понять и принять самого себя и на основе этого сформировать адекватное представление о своем я

В таком освещении менялся и характер лечения неврозов. Классический психоанализ был направлен на то, чтобы помогать человеку справляться со своими инстинктами. А подход, предложенный Хорни, помогал человеку восстановить здоровые отношения с людьми и самим собой, а также избавиться от невротических защитных механизмов.

Фрейд полагал, что психоаналитики вызывают регрессивные реакции, которые вынуждают пациента переносить на аналитика чувства, извлеченные из детских переживаний.

Хорни же считала, что возникновение враждебных эмоций у пациентов (переноса) обусловлено структурой их характера, поэтому аналитик должен использовать эти эмоции пациента, чтобы понять его защитные стратегии и внутренние конфликты.

Как и перенос, контрперенос есть проявление не только инфантильных реакций, но и структуры характера, теперь уже не у пациента, а у психоаналитика.

Аналитик должен понимать собственные защитные стратегии, чтобы они не заслоняли от него защитные стратегии пациентов. Именно поэтому Хорни тщательно выясняла защитные механизмы пациентов и старалась раскрыть их функции и значение.

Цель терапии не в том, чтобы помочь людям овладеть собственными инстинктами, а в снижении их тревоги до такой степени, что они могут обходиться без невротических решений.

Психология женщины

Хорни не соглашалась почти ни с одним утверждением Фрейда в отношении женщин. Она полностью отвергала его взгляд, согласно которому женщины завидуют мужскому пенису и поэтому неосознанно стремятся родить сына и таким образом символически обрести пенис.

И, конечно, она решила ответить на такие заявления как истинная феминистка, заявив, что это мужчины испытывают зависть к матке, и ревнуют к способности женщин рожать и кормить детей.

Стоит ли говорить, что и женская зависть к пенису и мужская к беременности – это абсолютно бессмысленные концепции, не имеющие под собой никакого основания.

Выводы

К сожалению, в литературе не встречается ни доказательств концепций Хорни, ни ее опровержений. Но, несмотря на это, ее теоретические и клинические идеи имеют огромный отклик.

Связано это во многом конечно с тем, что она писала популярную литературу, то есть литературу для людей, не имеющих профессиональной подготовки в психоанализе, а ее книги пользуются и сегодня большим спросом.

Ее же концепция образа Я, сегодня лежит в основе большинства гуманистических направлений психотерапии, которые направлены в первую очередь не на разбор детских воспоминаний, а на принятие человеком самого себя.

И, как ни странно, именно принятие себя таким какой ты есть и позволяет тебе измениться.

devochka-radost-igrushka-mishka

Карен Хорни утверждала, что решающее значение в развитии личности человека имеет влияние общества, отношение с родителями и культура, в которой воспитывался ребёнок. Ребёнку, по её теории необходимо две вещи: удовлетворение биологических потребностей (еда, сон и прочее) и безопасность. Именно вторая категория играет главную роль в развитии. Если родители по-настоящему любят ребёнка, он чувствует, что его в любой ситуации защитят и не оставят. Его потребность в безопасности удовлетворяется, и личность формируется правильно.

Если ситуация противоположна, например, родители насмехаются над ребёнком, не выполняют своих обещаний перед ним, опекают сверх меры, показывают, что другие дети для них важнее, то есть риск патологии в психическом развитии.

Чаще всего у таких детей развивается базальная враждебность. Он одновременно испытывает сильную обиду и зависимость от родительского мнения. Этот внутренний конфликт запускает механизм вытеснения. Инстинкт выживания подавляет чувство враждебности по отношению к родителям, и поведение личности регулируется такими чувствами, как страх, беспомощность, чувство вины. Впоследствии ребёнок воспроизводит такую модель поведения во взаимоотношениях с другими людьми. Он всегда подсознательно чувствует себя в опасности.

Хорни полагает, что детская базальная тревога, развивающаяся вследствие нарушений в отношениях с родителями, является предпосылкой взрослых неврозов.Чтобы преодолеть тревогу, беспомощность и враждебность, ребёнок вырабатывает защитные стратегии поведения. Хорни выделила 10 из них, назвав их невротическими потребностями:

  • болезненное восприятие чужого мнения критики, чрезмерное желание ощущать любовь, слышать похвалы от других людей;
  • зависимость от партнёра, потребность в чужом руководстве;
  • необходимость ограничений, распорядка, установленных другими людьми;
  • стремление контролировать других;
  • страх стать использованным другим человеком в личных целях;
  • самооценка формируется в зависимости от статуса в обществе;
  • желание казаться лучше, чем на самом деле, в глазах других людей;
  • болезненное честолюбие, боязнь провала, стремление к лидерству;
  • в отношениях стремление избежать обязательств перед другим человеком;
  • важность поддержания имиджа добродетельного человека близкого к совершенству.

Реакция на ситуацию у невротика формируется только с учётом вышеперечисленных потребностей.

Невротическая личность в преобладающем большинстве случаев в своём поведении ориентируется на потребности одного из этих трёх классов.

G5z07tplA5wO_187220_XL

В зависимости от этого Хорни выделяет три типа личности:

Описанные стратегии поведения вступают в конфликт как у людей со здоровым типом личности, так и у невротиков это происходит болезненно, вызывая сильный всплеск эмоций. Здоровый человек гибко реагирует на обстоятельства, выбирая соответствующую линию поведения. Для невротического типа личности характерно применение одной выбранной стратегии к большинству ситуаций.

В подсознании невротика формируется некий идеал, который требует от истинного "Я" соответствовать придуманному идеальному образу. По теории Хорни это внутренний базальный конфликт, являющийся спусковым механизмом для невроза характера. Невроз характера отличается о ситуационного сложностью терапии. Работа психотерапевта в этом случае направлена на то чтобы нейтрализовать воздействие на поведение деструктивного подсознательного идеала.

Хорни также отмечает причину частого проявления невротических потребностей у женщин в отношениях. Общество по-разному относится к правам мужчин и женщин. В подсознании женщины возникает конфликт между ролями жены, матери и независимой карьеристки. Это заставляет женщину ощущать паталогическую зависимость от мужчин, и выражать невротические требования.

Будучи одной из наиболее ярких представителей неопсихоанализа, Карен Хорни формировалась в традициях учения З.Фрейда. Как и Фрейд, она подчеркивала важную роль бессознательных конфликтов. Вместе с тем концепция Хорни отличалась от ортодоксального психоанализа, который она нередко критиковала по нескольким направлениям, в частности в связи с обсуждением вопросов, касающихся женской сексуальности. Одно из принципиальных отличий концепции Хорни заключалось в уменьшении значения либидо, другое — в отрицании представления о том, что люди мотивированы преимущественно врожденными и запретными инстинктами, которые в конечном итоге сводятся к инцесту и глобальной деструкции. От Фрейда Хорни отличает также акцент на социальные, а не биологические детерминанты формирования здоровой и невротической личности.

Каждый человек, с точки зрения Хорни, обладает собственным личностным потенциалом развития, конструктивная реализация которого позволяет индивиду достигать цели, добиваться успехов, преодолевать трудности и постепенно становиться тем, кем он может и хочет стать. Психопатологические расстройства возникают только в том случае, если силы, способствующие позитивному росту и развитию, блокируются внешними социальными факторами. В ребенке, растущем в здоровой социальной среде, развивается чувство принадлежности к безопасному и обучающему окружению. Ребенок, родители или воспитатели которого не способны проявлять любовь, заботу и уважение к его индивидуальности, становится человеком, постоянно испытывающим чувство тревоги, воспринимающим мир как недружественный и враждебный. В этом случае здоровое стремление к самоактуализации замещается всепоглощающим стремлением к безопасности — основной невротической потребности.

КОНЦЕПЦИЯ НЕВРОТИЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ

К. Хорни соглашалась с мнением Фрейда о значении детских переживаний для формирования структуры и функционирования личности у взрослого. Согласно Хорни, для детства характерны две потребности: потребность в удовлетворении и потребность в безопасности . Удовлетворение охватывает все основные биологические нужды: в пище, сне и т.д. Хотя Хорни придавала значение удовлетворению потребностей в обеспечении физического выживания, она не считала, что они играют основную роль в формировании личности. Главной в развитии ребенка является потребность в безопасности. В данном случае основополагающий мотив – быть любимым, желанным и защищенным от опасности или враждебного мира. Хорни считала, что в удовлетворении этой потребности безопасности ребенок полностью зависит от своих родителей. Если родители проявляют истинную любовь и тепло в отношении к ребенку, тем самым удовлетворяется его потребность в безопасности. Благодаря этому вероятнее всего сформируется здоровая личность. И наоборот, если поведение родителей препятствует удовлетворению потребности в безопасности, весьма вероятно патологическое развитие личности. Многие моменты в поведении родителей могут фрустрировать потребность ребенка в безопасности: неустойчивое, сумасбродное поведение, насмешки, невыполнение обещаний, чрезмерная опека, а также оказание явного предпочтения его братьям и сестрам. Однако основным результатом подобного дурного обращения со стороны родителей является развитие у ребенка установки базальной враждебности. В этом случае ребенок оказывается между двух огней: он зависит от родителей и в то же время испытывает по отношению к ним чувства обиды и негодования. Этот конфликт приводит в действие такие защитные механизмы, как вытеснение. В результате поведение ребенка, не ощущающего безопасности в родительской семье, направляется чувствами беспомощности, страха, любви и вины, выполняющими роль психологической защиты, цель которой – подавление враждебных чувств по отношению к родителям, чтобы выжить.

Подавленные чувства негодования и враждебности, причиной возникновения которых являются родители, не существуют сами по себе: они проявляются во всех взаимоотношениях ребенка с другими людьми как в настоящем, так и в будущем. В подобном случае говорят, что у ребенка наблюдается базальная тревога, "ощущение одиночества и беспомощности перед лицом потенциально опасного мира". Базальная тревога – это интенсивное и всепроникающее ощущение отсутствия безопасности – является одной из основополагающих концепций Хорни.

В отличие от Фрейда, Хорни не считала, что тревога является необходимым компонентом в психике человека. Наоборот, она утверждала, что тревога возникает в результате отсутствия чувства безопасности в межличностных отношениях. В общем, по мнению Хорни, все то, что в отношениях с родителями разрушает ощущение безопасности у ребенка, приводит к базальной тревоге. Соответственно, этиологию невротического поведения следует искать в нарушенных отношениях между ребенком и родителем. Как вы помните, если ребенок ощущает любовь и принятие себя, он чувствует себя в безопасности и скорее всего будет развиваться нормально. С другой стороны, если он не ощущает себя в безопасности, у него развивается враждебность по отношению к родителям, и эта враждебность, в конце концов, трансформировавшись в базальную тревогу, будет направляться на каждого. С точки зрения Хорни, выраженная базальная тревога у ребенка ведет к формированию невроза у взрослого.

Десять невротических потребностей, описанных Хорни

Избыточная потребность Проявления в поведении
1. В любви и одобрении Ненасытное стремление быть любимым и объектом восхищения со стороны других; повышенная чувствительность и восприимчивость к критике, отверганию или недружелюбию
2. В руководящем партнере Чрезмерная зависимость от других и боязнь получить отказ или остаться в одиночестве; переоценка любви – убежденность в том, что любовь может решить все
3. В четких ограничениях Предпочтение такого жизненного стиля, при котором первостепенное значение имеют ограничения и установленный порядок; нетребовательность, довольствование малым и подчинение другим
4. Во власти Доминирование и контроль над другими как самоцель; презрительное отношение к слабости
5. В эксплуатировании других Боязнь быть используемым другими или боязнь выглядеть "тупым" в их глазах, но нежелание предпринять что-нибудь такое, чтобы перехитрить их
6. В общественном признании Желание быть объектом восхищения со стороны других; представление о себе формируется в зависимости от общественного статуса
7. В восхищении собой Стремление создать приукрашенный образ себя, лишенный недостатков и ограничений; потребность в комплиментах и лести со стороны окружающих
8. В честолюбии Сильное стремление быть самым лучшим, невзирая на последствия; страх неудачи
9. В самодостаточности и независимости Избегание любых отношений, предполагающих взятие на себя каких-либо обязательств; дистанцирование от всех и вся
10. В безупречности и неопровержимости Попытки быть морально непогрешимым и безупречным во всех отношениях; поддержание впечатления совершенства и добродетели

К. Хорни подчеркивала Невротическое стремление к безопасности достигается гипертрофией одного из трех типов защитных реакций: беспомощности, агрессивности и отгороженности. Если человек предпочтительно использует один из типов защиты, почти полностью игнорируя остальные, то формируется один из трех типов характера: ищущий любви, доверия, расположения других людей (движение к людям); агрессивный, враждебный (направление потребности — движение против людей); обособленный, независимый (направление потребности — движение от людей).

Невротический защитный механизм беспомощности выражается в слишком сильном стремлении к протекции, поддержке, защите и в преувеличенном, можно сказать притворном, стремлении соглашаться с желаниями других (ориентация взаимодействия в обществе — движение к людям). Невротический защитный механизм враждебности основан на убеждении, что в жизни действует закон джунглей, где выживает сильнейший. Тот, кто подчеркивает в своем поведении такую жизненную ориентацию, считает других враждебными и лицемерными, отрицает теплые, спонтанные отношения между людьми, предпочитая различного рода манипулирование ими. Он убежден, что настоящих привязанностей не существует (ориентация в обществе — движение против людей). Защитный механизм ухода, отгораживания выражается в отказе от интимных, дружеских и просто бытовых контактов с другими (ориентация в обществе движение от людей).

В то время как здоровый человек предпочитает свободно общаться, сближаться с окружающими, лишь иногда идти против них или уходить от контактов с ними в зависимости от обстоятельств, невротик решает проблему общения всегда негибким способом. Он выбирает один из типов коммуникации, тогда как в действительности они не исключают друг друга. В ситуации, когда значение двух возможных, но не реализуемых ориентации на взаимодействие преуменьшается или полностью игнорируется, создаются условия для вытеснения их на бессознательный уровень, где и разворачивается конфликт между ними и доминирующей ориентацией.

Как и все 10 невротических потребностей, каждая из трех межличностных стратегий предназначена для уменьшения чувства тревоги, вызванного социальными влияниями в детстве. С точки зрения Хорни, эти основополагающие стратегии в межличностных отношениях когда-либо применяет каждый из нас. Более того, по Хорни, все эти три стратегии находятся между собой в состоянии конфликта как у здоровой, так и у невротической личности. Однако у здоровых этот конфликт не несет в себе такого сильного эмоционального заряда, как у больных неврозами. Здоровому человеку присуща большая гибкость, он способен менять стратегии сообразно обстоятельствам. А невротик не в состоянии сделать правильный выбор между этими тремя стратегиями, когда он решает встающие перед ним вопросы или строит отношения с другими. Он использует только одну из трех стратегий совладания, годится она в данном случае или нет. Из этого следует, что невротик, по сравнению со здоровым человеком, ведет себя и менее гибко, и не так эффективно при решении жизненных проблем

По мнению Хорни, только психоанализ, возможно в форме самоанализа, может помочь человеку преодолеть сильное и болезненное стремление к недостижимым целям и заменить их деятельностью, приносящей удовлетворение и радость самореализации.

Таким образом, теория Хорни почти целиком основана на клинических наблюдениях. Ее объяснение неврозов как проявления нарушенных отношений, сопровождающееся описанием клинических случаев, можно считать наиболее значительным вкладом в современную теорию личности. Тем не менее, интерес Хорни почти исключительно к клиническим проявлениям неврозов, к патологии, существенно снижает сферу применения ее теории. Карен Хорни всегда стремилась к точности и ясности в рассуждениях о причинах и развитии неврозов. В ее размышлениях чувствуется также оптимистический взгляд на человечество, основанный на убеждении в том, что у каждого человека есть способности к позитивному личностному росту.

Таким образом, Карен Хорни отвергла постулат Фрейда о том, что физическая анатомия определяет личностные различия между мужчиной и женщиной. Она утверждала, что социальные отношения между ребенком и родителями являются решающим фактором в развитии личности. Согласно Хорни, в детстве основными являются потребности в удовлетворении и безопасности. Если поведение родителей не способствует удовлетворению потребности ребенка в безопасности, это приводит к базальной враждебности, а та, в свою очередь, ведет к базальной тревоге. Базальная тревога – ощущение беспомощности во враждебном мире – является основой невроза.

Хорни описала 10 невротических потребностей, которые люди используют с целью совладания с недостатком безопасности и беспомощностью, порожденными базальной тревогой. В отличие от здоровых людей, невротики, реагируя на различные ситуации, опираются только на одну потребность. Впоследствии Хорни объединила невротические потребности в три основные стратегии межличностного поведения: ориентация "от людей", "против людей" и "к людям". У невротической личности обычно преобладает одна из них.

1. Андреев В. И. Конфликтология: искусство спора, ведения переговоров, разрешения конфликтов. — Казань, 1992.

2. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. — М.: Апрель Пресс, ЭКСМО-Пресс, 2001.

3. Гришина Н. В. Психология конфликта. — СПб., 2000.

5. Ларри Хьелл, Дэниел Зиглер. Теории личности. Основне положения, исследования и применение. – СПб.: Питер Пресс, 1997.

6. Хорни К. Наши внутренние конфликты. Серия: Психологические технологии

7. Издательство: Академический проект, 2007.

8. Хорни К. Невротическая личность нашего времени; Самоанализ / Пер. с англ. В. В. Старовойтова; Общ. ред. и послесл. Г. В. Бурменской. — М.: Прогресс: Универс, 1993.

Раздел: Психология
Количество знаков с пробелами: 16096
Количество таблиц: 1
Количество изображений: 0

Читайте также: