Какой термин шире проступок или правонарушение

Обновлено: 04.07.2024

Все эти виды правонарушений - публично-правовые деликты. В этом их схожесть. Но очень плохо, когда из-за их схожести эти деликты смешивают. Это влечет за собой или 1) нарушение прав человека или 2) невозможность нарушенные права надлежащим образом защитить.

Первое отличие (уголовных правонарушений - от всех иных), на которое я хочу обратить внимание, это то, что в отличие от административных и дисциплинарных, уголовные правонарушения все больше дрейфуют в сторону приватного, частного права.

В последнее время в уголовном законе - все больше приватно-правовых начал:

а) увеличивается количество дел частного обвинения;

б) возникают все новые основания для выхода из конфликта путем примирения сторон: освобождение от уголовной ответственности в связи с примирением; соглашение с потерпевшим;

в) вводятся понятия медиации (медиатор - посредник, примиритель) , фасилитации (фасилитатор - тот, кто помогает другим понять общую цель в процессе дискуссии, не защищая ни одну из позиций или сторон).

Почему это происходит? Потому, что уголовно-правовой конфликт - самый опасный из правовых конфликтов, и ему специалисты уделяют наибольше внимания, глубже изучают способы его:

- урегулирования и предупреждения;

- разрешения и трансформации.

В демократическом государстве любой человек (так же, как и любой коллективный субъект - предприятие, политическая партия, общественная организация) является субъектом всевозможных правоотношений и в большинстве случаев сам способен разрешить возникший в результате их осуществления правовой конфликт, действуя, в том числе и в роли потерпевшего.

Главное для него - восстановить свое право в случае его нарушения, создать условия для того, чтобы это право больше не нарушалось, получить полное возмещение материальных и моральных затрат, - т.е. полную сатисфакцию (удовлетворение).

Понятно, что в редких случаях такое удовлетворение у физического или юридического лица возникает от того, что в отношении правонарушителя реализована лишь такая цель наказания, как кара. Как правило, это случаи совершения насильственных и некоторых других преступлений, обязательным признаком которых является потерпевший.

Пример из судебной практики. Муж избил жену, сломал ей руку - она обратилась к прокурору, возбудили уголовное производство, осудили мужа к штрафу - из семейного бюджета заплатили государству штраф. Жена удовлетворена? Вопрос риторический.

Таким образом, доля регулятивного и охранительного публичного права уменьшается и фактически охранительное публичное право начинает распространяться лишь на правоотношения, связанные с:

- преступлениями против международного правопорядка, интересов государства и совместных интересов человека, общества и государства;

Лишь в этих случаях правовые конфликты непосредственно касаются государства.

Она, как известно, определяется:

а) объектом посягательства (объект посягательства при совершении: - уголовных правонарушений - очень широк; - административных проступков - порядок государственного управления, администрация; - дисциплинарных проступков - трудовые, служебные и схожие обязанности) а также: - предметом посягательства и личностью потерпевшего;

б) тяжестью последствий (смерть человека, вред его здоровью, размер материального ущерба и т.п.), - а если последствия не предусмотрены, то:

- созданием опасности наступления тяжких последствий;

- опасностью самого по себе деяния, способа его совершения, примененных при его совершении средств, орудий, либо местом, либо временем его совершения;

в) формой вины - чем более тяжкими являются последствия, тем меньше, как правило, мы говорим об обязательности умысла;

г) свойствами субъекта. Принцип тут такой: чем выше требования к субъекту, чем более широк круг его обязанностей и прав, тем в большем количестве случаев он может быть привлечен к уголовной ответственности по сравнению с обычным лицом - общим субъектом.

Например, не являются уголовно наказуемыми такие деяния общего субъекта, как:

- воспрепятствование законной деятельности общественных объединений;

- вмешательство в законную деятельность представителей работников;

- финансирование политической партии и т.д.

Так вот, отличие преступления от уголовного проступка, как правило, - в степени общественной опасности (хулиганство - мелкое хулиганство, причинение по неосторожности тяжкого вреда здоровью - причинение по неосторожности легкого вреда здоровью), но иногда и в их характере (разглашение государственной тайны - разглашение бухгалтерской или налоговой тайны).

Основной смысл выделения категории уголовных проступков в том, чтобы быстро разрешить конфликт в упрощенном процессуальном порядке и удовлетворить интересы всех сторон конфликта.

Поэтому, на все деяния, которые не характеризуются тяжкими последствиями или действительно серьезной внутренней опасностью, следует посмотреть с точки зрения того, можно ли их перевести в категорию проступков?

То есть - карать за них несильно, но стремительно.

Третье отличие (административного правонарушения от административного проступка). Многообразие форм административных правонарушений не позволяет все их отразить в одном кодексе. Несмотря на то, что КоАП и его аналоги и так во всех постсоветских и не только государствах - самый большой по объему, все равно охватить им все административные правонарушения не удается.

б) в Украине принят КАС и создана система административной юстиции.

Ее задача - обеспечить возможность защиты прав и интересов физических и юридических лиц в сфере публично-правовых отношений от нарушений со стороны субъектов осуществления властных управленческих функций, т.е. от административных правонарушений.

В случае удовлетворения административного иска суд может, в частности:

- признать противоправным решение субъекта властных полномочий, действия или бездеятельность;

- обязать ответчика совершить определенные действия или удержаться от них;

- взыскать с ответчика средства;

- временно запретить отдельные виды или всю деятельность объединения граждан и ликвидировать объединение граждан;

- принудительно выдворить иностранца или лица без гражданства из страны;

- признать наличие или отсутствие компетенции (полномочий) субъекта властных полномочий.

Пример - ст. 74 проекта КоАП. Можно наказать штрафом, но проблема так и не будет решена.

Но административный суд не может наложить санкции в виде штрафа или лишения права заниматься определенной деятельностью.

Эти санкции имеют в основном карательный характер, а их целями являются воспитание правонарушителя и превенция.

Таким образом, вместе с КАС (но не вместо него - как это было в советской традиции) может действовать и Кодекс об административных проступках.

Иными словами, сегодня все правовые конфликты в сфере гос. управления следует разрешать совокупностью инструментов:

1) свои права гражданин должен защищать в административном суде, - а если суд установит нарушение закона, причиной которого было злоупотребление, превышение власти, бездействие власти или служебная халатность конкретного представителя власти, то

2) сам суд или сторона истца должны поставить вопрос перед компетентным органом об уголовной, административной и/или дисциплинарной ответственности такого представителя власти. Эта ответственность должна реализовать две цели - покарать виновное лицо за содеянное и предотвратить возможность совершения им и другими представителями власти подобных актов поведения в будущем.

Уголовная ответственность соответствующего представителя власти не исключает привлечение его к дисциплинарной ответственности - и наоборот. При этом увольнение с работы или отстранение от должности может быть как уголовной, так и дисциплинарной санкцией.

Ответственность же за административные проступки должна наступать в случаях, когда субъекты (юридические лица, должностные лица, граждане-предприниматели и в некоторых случаях простые граждане, - напр. по делам о несоблюдении ПДД), обязанные по закону исполнять определенные правила, порядки, режимы, установленные с целью управления государством, - нарушают их.

Четвертое отличие (уголовного проступка - от административного). Сутью (т.е. характером) административного проступка является посягательство лишь на один объект - на систему государственного управления.

В советской доктрине уголовные и административные проступки не различались.

Именно поэтому и вышло так, что:

- часть (десятки) составов уголовных проступков, не имеющих никакого отношения к гос. управлению, содержится в КоАП и массе других законов;

- часть составов административных проступков содержится в УК.

Соответственно, за управленческие нарушения применяются УГОЛОВНЫЕ наказания, а за уголовные проступки - административные штрафы и т.п.

Определяющую роль в процессе идентификации правонарушения имеют два последних критерия - природа проступка и наказание (санкция) за него, а не его название или название НПА, в котором он определен.

Если мы хотим демократический КоАП - должны оставить в нем лишь нарушения режимов, а не прав человека (обективная сторона), лиц, обязанных их соблюдать (субъект нарушения) и административные органы, а не суд (субъект рассмотрения).

Все, что касается прав человека - в закон об УГОЛОВНЫХ проступках.

Наконец, пятое отличие (дисциплинарных проступков - от уголовных и административных). Не являются ни административной, ни уголовной санкцией дисциплинарные взыскания и другие меры, которые применяются административным органом: 1) относительно его сотрудников и 2) в связи с их поведением по службе (работе).

Субъектами дисциплинарных проступков являются:

- работники, в том числе со специальным статусом (например, полицейские, судьи, прокуроры, адвокаты), а также:

- лица, находящиеся под стражей и осужденные;

- ученики, слушатели, студенты некоторых учебных заведений.

При этом советская традиция не уделяла достаточного внимания правовому регулированию дисциплинарной ответственности - и этот недостаток сохраняется.

Проблемы состоят в том, некоторые указанные лица:

1) несут дисциплинарную ответственность за деяния, за которые все иные лица несут административную ответственность (например, военнослужащие или прокуроры, судьи). Такой подход нарушает принцип равенства всех перед законом, поскольку дает возможность этим лицам избегать более тяжких взысканий;

3) несут уголовную ответственность за деяния, за которые все иные лица несут административную или дисциплинарную ответственность. Например, в ст. 390 УК Украины - за систематическое нарушение общественного порядка или правил проживания лиц, осужденных к ограничению свободы. Это противоречит положениям Конституции о равенстве перед законом.

4) дисциплинарные взыскания иногда более тяжкие, чем наказания за преступления:

Таким образом, в зависимости от категории субъекта диапазон дисциплинарных взысканий достигает от такого легкого, как устное замечание и до таких суровых, приближенных к уголовным наказаниям, как принудительные работы, увольнение от службы или работы, лишение определенных прав и даже арест.

Недавно сын школьник спросил у меня, что бывает за преступление. Я уж перепугалась, подумала, что он натворил что-то ужасное. Оказалось, все до банального просто – они с другом играли в мяч, разбили у соседа окно, на что тот начал их пугать, что они преступники, а за преступление надо сажать в тюрьму.


Я объяснила, что сын совершил проступок, но никак не преступление, на что последовал вопрос, чем преступление отличается от проступка. Я расскажу, в чем заключается разница между этими понятиями и какое наказание за них грозит.

Понятие преступления

В терминологии профессиональных юристов масса слов, которые часто схожи по смыслу для рядовых граждан, однако, с точки зрения юриспруденции, они могут иметь противоположный смысл. Люди часто путают понятия проступка и преступления.

Преступление – это правонарушение, имеющее противоправный, общественно опасный характер. Фактически – это нарушение законодательства, прописанного статьями Уголовного кодекса. Преступное деяние расследуется в рамках уголовно-процессуального кодекса, а виновные в преступлении лица подлежат уголовному наказанию. К преступлениям относятся действия, вредящие охраняемым законом интересам страны в целом, общества или отдельных граждан.

Классификация преступных деяний

В Уголовном кодексе классификация преступлений четко разграничивается в соответствии с опасностью для граждан и общества. В целом преступления можно классифицировать на:

  • тяжкие;
  • средней тяжести;
  • легкой тяжести.

Преступления предусматриваются уголовным законодательством, а последствиями выступает судимость, наказание уголовного характера, назначенное судьей в ходе уголовного разбирательства. Также преступления можно различать по характеру последствий содеянного, наступающих уже после совершенного деяния. Составом преступного правонарушения может стать физическое увечье, тяжкий вред здоровью или даже смерть.


При оценке деяния в качестве преступного правонарушения учитываются мотивы и цели преступных действий. К примеру, совершение заведомо незаконных сделок с недвижимостью, заключенных должностными лицами, имеющими корыстный умысел, т. е. преступление. В любой другой ситуации это будет дисциплинарный проступок.

Закон четко разграничивает, к какому правонарушению отнести конкретное деяние – к проступку или к преступлению. В случае преступления объектом выступает безопасность государственного уровня либо жизнь человека, собственность граждан и их личные интересы, окружающая среда либо конституционный строй и пр.

Понятие проступка

Если говорить о проступках, то такие деяния тоже относятся к противоправным правонарушениям, однако, для общества они опасности не несут. Обычно проступки представляют собой нарушение нормативно-правовых актов, установленных административным, трудовым либо гражданским законодательством.

Проступки не наносят существенного урона здоровью, жизнедеятельности людей или госинтересов. Фактически при совершенных проступках не просматривается значимого уровня опасности.

Разновидности проступков

Проступки не имеют отношения к уголовно-правовым сферам, они, как правило, совершаются не закоренелыми преступниками, а простыми гражданами. В соответствии со сферой, в которой совершены проступки, они подразделяются на несколько категорий:

  1. Гражданско-правовые – тоже общественно вредные и противоправные действия, но не имеющие общественно-опасного значения. Они могут проявляться в виде вреда организации, имуществу, неисполнение договора сторонами или незаконная сделка, распространение оскорбительных или порочащих слухов и пр.
  2. Материальные — к таким деяниям можно отнести проступки, связанные с порчей имущества организации, умышленную поломку инструментов, недостачу материальных средств и пр.
  3. Административные – объектами таких правонарушений выступают гражданские свободы или общественный правопорядок, исторические памятники, труд, окружающая среда и пр. За подобные деяния взимаются штрафы, применяется конфискация, исправительные работы, 15-суточный арест.
  4. Дисциплинарные – к ним можно отнести нарушение трудовой, служебной, учебной дисциплины, за которые назначаются взыскания вроде выговора, перевода на низкооплачиваемую работу в качестве наказания или же увольнение по статье. Также могут применяться штрафы, исправительные работы, конфискация и арест.
  5. Аморальные – сюда можно отнести насильственные умышленные действия, которые нарушают нормы морали. Сюда можно отнести оскорбления, рукоприкладство, нахождение в общественном месте в пьяном виде или требование взятки и пр.

Ответственность за подобные проступки многократно меньше, чем за уголовные, как и сроки привлечения. При доказанном факте совершения проступка виновное лицо могут уволить с внесением соответствующей записи в трудовую. Если проступок совершен несовершеннолетним, то могут оштрафовать родителей или потребовать возмещения ущерба.

Сходства и отличия проступков и преступлений


В чем же заключается отличие и сходство проступков от преступлений.

  1. Уровень общественной опасности. Проступок имеет малозначительный характер, а преступление относится к серьезным деяниям, связанным с вредом здоровью, посягательством на человеческую жизнь, свободу, имущество.
  2. Состав. В проступках зачастую присутствует только объективная часть, тогда как в преступлениях обязательно наличие объекта и субъекта. В случае административного правонарушения, например, могут привлечь к штрафу родителей подростка, либо наказать штрафом владельца собаки.
  3. Наказание. Если совершено преступление, и вина полностью доказана, то виновному грозит серьезный уголовный срок, внушительное денежное взыскание либо исправительные работы. За проступки же наказывают не так жестко – незначительный штраф, предупреждение или 15-суточный арест и пр.
  4. Привлекаемое лицо. Здесь между преступлением и проступком тоже существенная разница. За преступление наказываются граждане старше 14, а в некоторых случаях и с 16-летнего возраста. Ответственность за административное правонарушение несут с 16 лет, а за гражданское или дисциплинарное – только с совершеннолетия.
  5. Сроки ответственности. Сроки давности не предусматриваются в случае особенно тяжких преступлений, остальные имеют свои ограничения в годах. Привлечь к административной ответственности могут только в течение нескольких месяцев после совершения проступка, а по прошествии срока давности ответственность с гражданина снимается полностью.

Фактически за совершенные преступления виновного наказывают в рамках уголовно-правовой сферы. В случае с проступком виновному, которым является простой гражданин, вменяется только взыскание без уголовного наказания. Если же говорить о сходствах, то в обоих случаях виновное лицо понесет свою меру наказания.

Меры наказания за деяния

Если говорить о преступлениях, то при отягчающих обстоятельствах и по совокупности деяний максимально возможная мера – лишение свободы на пожизненный срок. Если же говорить о проступках, то там не применяется реального заключения под стражу, разве только арест на 15 суток.

Заключение

Чем же различаются преступления и проступки:

  • общественной опасностью – преступление предполагает угрозу жизни;
  • степенью санкций – за преступление последует более весомое и серьезное наказание;
  • составом – для квалификации преступления обязательно наличие объекта и субъекта;
  • сроками – у преступлений более длительные сроки давности в несколько лет или даже бессрочно.

За некоторые преступления могут привлечь уже в 14-летнем возрасте, административная ответственность наступает с 16, а гражданская и дисциплинарная – только с 18 лет. При этом ответственность за преступления регулируется и назначается в рамках Уголовного кодекса, а за проступки граждане отвечают по КоАП. Чтобы не думать о разнице этих понятий, живите по закону.

Продолжаю серию заметок "Правоведение для чайников". Прошу моих читателей - "нечайников" указывать на существенные ошибки, а также дополнять текст своими мыслями или интересными примерами. Заметки рассчитаны на людей без юридического образования, которые хотят больше узнать о правовой сфере, а также на школьников, которые готовятся к сдаче ЕГЭ по обществознанию.

За нарушение правовой нормы не всегда предусмотрено наказание. Иногда государство просто отказывает в судебной защите тому, кто не выполнил требование закона (например, оформил договор устно, а не письменно, или не заверил документ у нотариуса). А иногда требование в законе есть, но никакого наказания за его нарушение нет. Например, в населённом пункте разрешено двигаться на машине со скоростью 60 км/ч. Но наказание предусмотрено только за превышение скорости более чем на 20 км/ч (ч. 2 ст. 12.9 КоАП РФ). Если же вы превысите скорость меньше чем на 20 км/ч, то наказания не будет.

Однако в некоторых случаях за нарушение закона всё-таки должны наказать. Эти случаи и называют правонарушениями. Таким образом, правонарушение – это нарушение закона, за которое предусмотрено наказание.

Такое определение недостаточно полное и чуть ниже я, как обычно, дам более научное. Но для начала перечислю основные разновидности правонарушений, чтобы было понятно, с чем мы имеем дело.

Итак, четыре основных вида правонарушений:

уголовные ;

административные ;

гражданские ;

трудовые (в т. ч. дисциплинарные) .

Первые два вида правонарушений – уголовные и административные – относятся к сфере публичного права. Считается, что от них страдает всё общества, поэтому выявлять и расследовать их должны представители государства на деньги налогоплательщиков. Все виды уголовных и административных правонарушений перечислены в Уголовном кодексе РФ и Кодексе РФ об административных правонарушениях.

Уголовные правонарушения также называют преступлениями, а все остальные правонарушения – проступками.

А теперь приведу более подробное и юридически корректное определение правонарушения и попробую его разъяснить.

Итак, правонарушение – это виновное деяние (действие или бездействие), противоречащее нормам права и влекущее юридическую ответственность.

Более приземлённое определение сформулировать сложно, потому что тут важно каждое слово. Разберём всё понятия, которые входят в определение правонарушения:

Вина

Вина – одно из ключевых понятий в юриспруденции, которое, к сожалению, не все понимают правильно. Поэтому особенно важно разобраться, что же это такое.

Итак, вина – это психологическое отношение человека к своему деянию и последствиям, которые они могут принести.

Вина существует в двух формах – умысла и неосторожности. В УК РФ и КоАП РФ они описаны следующим образом. Умысел – это когда человек осознаёт противоправный характер своего деяния, предвидит его вредные последствия и желает их наступления либо относится к ним безразлично. Неосторожность – это когда человек либо предвидит возможность наступления вредных последствий, но безосновательно рассчитывает на их предотвращение, либо не предвидит такую возможность, хотя должен и может их предвидеть. Если же человек не может и не должен знать о вредных последствиях своего деяния, то здесь нет ни вины, ни правонарушения.

Такое определение вины выглядит очень странным. Ведь узнать, что происходит в голове человека, просто невозможно. Откуда нам знать, что он там осознавал и предвидел?

Но не следует воспринимать все правовые категории буквально. Мы, естественно, не владеем навыками телепатии. Просто на основании некоторых внешних признаков мы формально признаём, что человек хотел или не хотел чего-то.

А если один человек во время спора толкает другого так, что тот падает, ударяется затылком о бордюр и умирает от этой травмы, то здесь также очевидна неосторожность. По всем внешним признакам мы видим, что человек не предвидел возможность наступления вредных последствий своего деяния, хотя должен был и мог их предвидеть. Опять же нам не нужно залезать к нему в голову, чтобы увидеть здесь неосторожность и квалифицировать этот поступок как причинение смерти по неосторожности (ст. 109 УК РФ, наказание – до двух лет лишения свободы).

Примеры получились слишком кровавые, но, надеюсь, общий принцип понятен – мы на основании поведения человека и обстоятельств дела реконструируем его мыслительный процесс и делаем выводы о том, что он хотел, знал или мог и должен был знать. То есть из объективной реальности выводим субъективную составляющую.

Представим, что два алкоголика подрались во время пьянки, один из них схватил бутылку и ударил ею второго по голове. Дело может кончится убийством или нанесением вреда здоровью, но в любом случае это будет умышленное преступление, даже если преступник ничего заранее не планировал. Умысел связан лишь с осознанием противоправности деяния и возможностью предвидеть его последствия. Но он не связан с тем, в какой момент возникло это осознание.

Но суд, видимо, не нашёл доказательств того, что парень хотел изнасиловать девушку и отказался признать её поступок необходимой самообороной. Тогда про умысел говорить уместно, даже если он возник в ту секунду, как девушка пришла в сознание. Она схватила нож и ударила им человека – то есть осознавала опасность своего деяния и возможность наступления вредных последствий. Именно это называют умыслом. И это не новое слово в юриспруденции, а очень старое. Повторюсь – наличие умысла говорит не о том, что человек заранее планировал преступление, а лишь о том, что он в момент его совершения понимал, что делает и к чему это приведёт.

В уголовном праве категория вины разработана наиболее полным образом. Большинство преступлений, указанных в Уголовном кодексе РФ, являются умышленными и лишь незначительная часть – неосторожными. Здесь крайне важно разграничивать умысел и неосторожность, чтобы вынести наиболее справедливый приговор.

Что касается других видов правонарушений, то там этот вопрос менее важен.

Так, большинство административных правонарушений могут быть как умышленными, так и неосторожными. Это касается, например, нарушений правил дорожного движения – там не важно, осознаёте ли вы противоправность своего деяния и хотите ли наступления его последствий. Важно лишь то, что вы можете и должны их предвидеть. Поэтому нарушение ПДД, совершённое по неосторожности, обычно наказывается так же, как и совершённое умышленно. Если дело доходит до суда, то в решении обычно не расписывают, кто там что осознавал или желал, – просто указывают, что человек совершил правонарушение, предусмотренное такой-то статьёй КоАП РФ. Теоретически от ответственности водителя может освободить только невиновное причинение вреда – например, когда разметка на дороге стёрлась или была скрыта слоем снега, и он не мог узнать, что совершает противоправные действия, пересекая сплошную линию.

То есть в гражданском праве не делают вид, что пытаются читать мысли нарушителя, а просто констатируют: если не сделал всё возможное для исполнения договора – значит, вина есть.

В гражданском праве вину также делят на умысел и неосторожность, однако это деление обычно не имеет практического значения и не влияет на размер ответственности.

В судебных решениях по гражданско-правовым нарушениям, как и по административным, вопрос вины тоже обычно не затрагивают. Точнее, затрагивают только в тех случаях, когда нарушитель пытается доказать отсутствие своей вины.

Схожая ситуация – в сфере трудового права. В ч. 1 ст. 192 Трудового кодекса РФ указано, что дисциплинарный проступок – это неисполнение или ненадлежащее исполнение работником возложенных на него трудовых обязанностей по его вине. Т.е. при отсутствии вины работника дисциплинарное взыскание работодатель применять не вправе. На деле работодатель обычно объявляет выговор или увольняет работника, никак не обозначая в приказе, что этот работник осознавал или желал. И только если дело дойдёт до суда, тогда работник может попробовать доказать, что его вины в этом не было, и он не явился на работу по не зависящим от него причинам – например, потому что попал в аварию или внезапно заболел.

Деяние

Любое правонарушение – это деяние. А деяние – это либо действие, либо бездействие.

С действием всё более или менее понятно: кража, грабёж, убийство, дача или получение взятки, повреждение чужого имущества, появление на работе в пьяном виде – здесь везде, чтобы совершить правонарушение, нужно произвести некое действия.

С бездействием всё немного сложнее. Кому-то даже сперва может показаться странным, как можно наказывать за бездействие. Между тем, есть чрезвычайно много примеров, когда бездействие вредит другим людям или всему обществу.

Наиболее очевидный пример – это неисполнение договора. Строительная фирма получила заказ на реконструкцию здания, но ничего не сделала, или транспортная компания обязалась доставить груз, но ничего не доставила. Такое бездействие – очевидное гражданско-правовое нарушение. В обоих случаях пострадавший может взыскать с правонарушителя убытки, моральный вред и неустойку.

Человек не явился на работу без уважительных причин – бездействие, которое расценивается как дисциплинарное нарушение. Работодатель за это может привлечь работника к дисциплинарной ответственности, а именно – уволить.

Законы возлагают разнообразные обязанности на юридических лиц, госслужащих и простых людей. И если те их не исполняют, это будет правонарушением (скорее всего, административным).

Лирическое отступление: борьба с бездействием

Председатель провёл разъяснительную беседу, а два других пункта были кооперативу не по карману. Из-за этого через какое-то время председатель был оштрафован на 2000 руб. Воров так и не нашли. А когда в гаражном кооперативе вновь произошла кража, председатель убедил потерпевшего не подавать заявление, потому что толку от этого все равно не будет.

Противоречие нормам права

Другой случай. Вы поехали в Китай и купили там занятный сувенир – ручку с видеокамерой. Вы ни за кем не следили с её помощью и вообще не думали, что совершаете что-то противозаконное, тем более что сейчас видеокамера есть почти в каждом телефоне. Но нет – вы уже стали преступником в соответствии со ст. 138.1 УК РФ. Она указывает, что за незаконное приобретение специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, вас может ждать до четырёх лет лишения свободы.

Отсюда вывод – нужно хорошо знать законодательство, особенно если вы живёте в России. Преступлением у нас может оказаться деяние, которое с точки зрения здравого смысла не представляет никакой общественной опасности.

Юридическая ответственность

Итак, юридическая ответственность – это обязанность человека, совершившего правонарушение, пострадать тем способом, который предусмотрен в законе. Таких способов было придумано очень много: от предупреждения или выговора до лишения свободы и смертной казни. А между этим двумя крайностями есть другие разнообразные лишения – взыскание убытков, выплата неустойки, компенсация морального вреда, обязательные работы, увольнение, уплата штрафа, лишение некоторых специальных прав (например, права на вождение автомобиля), ограничение свободы в том или ином виде.

Юридическую ответственность, как и правонарушения, разделяют на уголовную, административную, гражданско-правовую и наступающие за трудовые правонарушения дисциплинарную и материальную ответственность.

Подробнее о видах наказания я расскажу в следующий раз, когда речь пойдёт о разных видах правонарушений.

Резюме

Итак, правонарушение – это виновное деяние (действие или бездействие), противоречащее нормам права и влекущее юридическую ответственность. Четыре основных вида правонарушений: уголовные, административные, гражданские и трудовые (в т.ч. дисциплинарные).

Вина – это психологическое отношение человека к своему деянию и последствиям, которые они могут принести. Существует в двух формах – умысла и неосторожности. В первом случае человек осознаёт противоправный характер своего деяния и предвидит его вредные последствия. Во втором случае человек либо предвидит возможность наступления вредных последствий своего деяния, но безосновательно рассчитывает на их предотвращение, либо не предвидит возможность наступления таких последствий, хотя должен и может их предвидеть. Если же человек не может и не должен знать о вредных последствиях своего деяния, то здесь нет ни вины, ни правонарушения. Не следует путать умысел с запланированностью преступления – это разные вещи.

Деяние – это действие или бездействие. За бездействие наказывают в том случае, если закон возлагает на человека определённую обязанность, а он её не выполняет.

Чтобы стать правонарушением, деяние должно противоречить установленной норме права. Даже если сама норма противоречит идеям справедливости и здравому смыслу, всё равно такое деяние будет считаться правонарушением.

Юридическая ответственность – это обязанность человека, совершившего правонарушение, пострадать тем способом, который предусмотрен в законе.

Все эти виды правонарушений - публично-правовые деликты. В этом их схожесть. Но очень плохо, когда из-за их схожести эти деликты смешивают. Это влечет за собой или 1) нарушение прав человека или 2) невозможность нарушенные права надлежащим образом защитить.

Первое отличие (уголовных правонарушений - от всех иных), на которое я хочу обратить внимание, это то, что в отличие от административных и дисциплинарных, уголовные правонарушения все больше дрейфуют в сторону приватного, частного права.

В последнее время в уголовном законе - все больше приватно-правовых начал:

а) увеличивается количество дел частного обвинения;

б) возникают все новые основания для выхода из конфликта путем примирения сторон: освобождение от уголовной ответственности в связи с примирением; соглашение с потерпевшим;

в) вводятся понятия медиации (медиатор - посредник, примиритель) , фасилитации (фасилитатор - тот, кто помогает другим понять общую цель в процессе дискуссии, не защищая ни одну из позиций или сторон).

Почему это происходит? Потому, что уголовно-правовой конфликт - самый опасный из правовых конфликтов, и ему специалисты уделяют наибольше внимания, глубже изучают способы его:

- урегулирования и предупреждения;

- разрешения и трансформации.

В демократическом государстве любой человек (так же, как и любой коллективный субъект - предприятие, политическая партия, общественная организация) является субъектом всевозможных правоотношений и в большинстве случаев сам способен разрешить возникший в результате их осуществления правовой конфликт, действуя, в том числе и в роли потерпевшего.

Главное для него - восстановить свое право в случае его нарушения, создать условия для того, чтобы это право больше не нарушалось, получить полное возмещение материальных и моральных затрат, - т.е. полную сатисфакцию (удовлетворение).

Понятно, что в редких случаях такое удовлетворение у физического или юридического лица возникает от того, что в отношении правонарушителя реализована лишь такая цель наказания, как кара. Как правило, это случаи совершения насильственных и некоторых других преступлений, обязательным признаком которых является потерпевший.

Пример из судебной практики. Муж избил жену, сломал ей руку - она обратилась к прокурору, возбудили уголовное производство, осудили мужа к штрафу - из семейного бюджета заплатили государству штраф. Жена удовлетворена? Вопрос риторический.

Таким образом, доля регулятивного и охранительного публичного права уменьшается и фактически охранительное публичное право начинает распространяться лишь на правоотношения, связанные с:

- преступлениями против международного правопорядка, интересов государства и совместных интересов человека, общества и государства;

Лишь в этих случаях правовые конфликты непосредственно касаются государства.

Она, как известно, определяется:

а) объектом посягательства (объект посягательства при совершении: - уголовных правонарушений - очень широк; - административных проступков - порядок государственного управления, администрация; - дисциплинарных проступков - трудовые, служебные и схожие обязанности) а также: - предметом посягательства и личностью потерпевшего;

б) тяжестью последствий (смерть человека, вред его здоровью, размер материального ущерба и т.п.), - а если последствия не предусмотрены, то:

- созданием опасности наступления тяжких последствий;

- опасностью самого по себе деяния, способа его совершения, примененных при его совершении средств, орудий, либо местом, либо временем его совершения;

в) формой вины - чем более тяжкими являются последствия, тем меньше, как правило, мы говорим об обязательности умысла;

г) свойствами субъекта. Принцип тут такой: чем выше требования к субъекту, чем более широк круг его обязанностей и прав, тем в большем количестве случаев он может быть привлечен к уголовной ответственности по сравнению с обычным лицом - общим субъектом.

Например, не являются уголовно наказуемыми такие деяния общего субъекта, как:

- воспрепятствование законной деятельности общественных объединений;

- вмешательство в законную деятельность представителей работников;

- финансирование политической партии и т.д.

Так вот, отличие преступления от уголовного проступка, как правило, - в степени общественной опасности (хулиганство - мелкое хулиганство, причинение по неосторожности тяжкого вреда здоровью - причинение по неосторожности легкого вреда здоровью), но иногда и в их характере (разглашение государственной тайны - разглашение бухгалтерской или налоговой тайны).

Основной смысл выделения категории уголовных проступков в том, чтобы быстро разрешить конфликт в упрощенном процессуальном порядке и удовлетворить интересы всех сторон конфликта.

Поэтому, на все деяния, которые не характеризуются тяжкими последствиями или действительно серьезной внутренней опасностью, следует посмотреть с точки зрения того, можно ли их перевести в категорию проступков?

То есть - карать за них несильно, но стремительно.

Третье отличие (административного правонарушения от административного проступка). Многообразие форм административных правонарушений не позволяет все их отразить в одном кодексе. Несмотря на то, что КоАП и его аналоги и так во всех постсоветских и не только государствах - самый большой по объему, все равно охватить им все административные правонарушения не удается.

б) в Украине принят КАС и создана система административной юстиции.

Ее задача - обеспечить возможность защиты прав и интересов физических и юридических лиц в сфере публично-правовых отношений от нарушений со стороны субъектов осуществления властных управленческих функций, т.е. от административных правонарушений.

В случае удовлетворения административного иска суд может, в частности:

- признать противоправным решение субъекта властных полномочий, действия или бездеятельность;

- обязать ответчика совершить определенные действия или удержаться от них;

- взыскать с ответчика средства;

- временно запретить отдельные виды или всю деятельность объединения граждан и ликвидировать объединение граждан;

- принудительно выдворить иностранца или лица без гражданства из страны;

- признать наличие или отсутствие компетенции (полномочий) субъекта властных полномочий.

Пример - ст. 74 проекта КоАП. Можно наказать штрафом, но проблема так и не будет решена.

Но административный суд не может наложить санкции в виде штрафа или лишения права заниматься определенной деятельностью.

Эти санкции имеют в основном карательный характер, а их целями являются воспитание правонарушителя и превенция.

Таким образом, вместе с КАС (но не вместо него - как это было в советской традиции) может действовать и Кодекс об административных проступках.

Иными словами, сегодня все правовые конфликты в сфере гос. управления следует разрешать совокупностью инструментов:

1) свои права гражданин должен защищать в административном суде, - а если суд установит нарушение закона, причиной которого было злоупотребление, превышение власти, бездействие власти или служебная халатность конкретного представителя власти, то

2) сам суд или сторона истца должны поставить вопрос перед компетентным органом об уголовной, административной и/или дисциплинарной ответственности такого представителя власти. Эта ответственность должна реализовать две цели - покарать виновное лицо за содеянное и предотвратить возможность совершения им и другими представителями власти подобных актов поведения в будущем.

Уголовная ответственность соответствующего представителя власти не исключает привлечение его к дисциплинарной ответственности - и наоборот. При этом увольнение с работы или отстранение от должности может быть как уголовной, так и дисциплинарной санкцией.

Ответственность же за административные проступки должна наступать в случаях, когда субъекты (юридические лица, должностные лица, граждане-предприниматели и в некоторых случаях простые граждане, - напр. по делам о несоблюдении ПДД), обязанные по закону исполнять определенные правила, порядки, режимы, установленные с целью управления государством, - нарушают их.

Четвертое отличие (уголовного проступка - от административного). Сутью (т.е. характером) административного проступка является посягательство лишь на один объект - на систему государственного управления.

В советской доктрине уголовные и административные проступки не различались.

Именно поэтому и вышло так, что:

- часть (десятки) составов уголовных проступков, не имеющих никакого отношения к гос. управлению, содержится в КоАП и массе других законов;

- часть составов административных проступков содержится в УК.

Соответственно, за управленческие нарушения применяются УГОЛОВНЫЕ наказания, а за уголовные проступки - административные штрафы и т.п.

Определяющую роль в процессе идентификации правонарушения имеют два последних критерия - природа проступка и наказание (санкция) за него, а не его название или название НПА, в котором он определен.

Если мы хотим демократический КоАП - должны оставить в нем лишь нарушения режимов, а не прав человека (обективная сторона), лиц, обязанных их соблюдать (субъект нарушения) и административные органы, а не суд (субъект рассмотрения).

Все, что касается прав человека - в закон об УГОЛОВНЫХ проступках.

Наконец, пятое отличие (дисциплинарных проступков - от уголовных и административных). Не являются ни административной, ни уголовной санкцией дисциплинарные взыскания и другие меры, которые применяются административным органом: 1) относительно его сотрудников и 2) в связи с их поведением по службе (работе).

Субъектами дисциплинарных проступков являются:

- работники, в том числе со специальным статусом (например, полицейские, судьи, прокуроры, адвокаты), а также:

- лица, находящиеся под стражей и осужденные;

- ученики, слушатели, студенты некоторых учебных заведений.

При этом советская традиция не уделяла достаточного внимания правовому регулированию дисциплинарной ответственности - и этот недостаток сохраняется.

Проблемы состоят в том, некоторые указанные лица:

1) несут дисциплинарную ответственность за деяния, за которые все иные лица несут административную ответственность (например, военнослужащие или прокуроры, судьи). Такой подход нарушает принцип равенства всех перед законом, поскольку дает возможность этим лицам избегать более тяжких взысканий;

3) несут уголовную ответственность за деяния, за которые все иные лица несут административную или дисциплинарную ответственность. Например, в ст. 390 УК Украины - за систематическое нарушение общественного порядка или правил проживания лиц, осужденных к ограничению свободы. Это противоречит положениям Конституции о равенстве перед законом.

4) дисциплинарные взыскания иногда более тяжкие, чем наказания за преступления:

Таким образом, в зависимости от категории субъекта диапазон дисциплинарных взысканий достигает от такого легкого, как устное замечание и до таких суровых, приближенных к уголовным наказаниям, как принудительные работы, увольнение от службы или работы, лишение определенных прав и даже арест.

Читайте также: