Какой советский ученый выпустил первый учебник по истории государства и права ссср в 1940 г

Обновлено: 30.06.2024

Начало систематического преподавания гражданской истории в советской общеобразовательной школе относится к середине 30-х гг. До этого со времени большевистской революции 1917г. основную роль в приобщении учащихся к коммунистической идеологии играло обществоведение. Однако, с утверждением тоталитарно- большевистского режима, когда школа стала едва ли не самым "любимым детищем"(1) Сталина, особое значение приобретало преподавание истории. Разочаровавшись в идеалах интернационализма и мировой революции, Сталин переходил на позиции государственника. История была нужна ему для насаждения патриотизма, как традиционно русского, так и нового, советского. Кроме того, историю недавнего прошлого он стремился использовать и для возвышения собственной личности (2). Не исключено, что некоторую роль в повороте Сталина к преподаванию истории сыграл и пример Германии, где пришедший к власти национал- социализм быстро и успешно насаждал свои идеи через преподавание истории. Об эффективности нацистского опыта писал в 1934 г. советский журнал "Борьба классов".(3)

Решительным поворотом к преподаванию истории стало постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 15 мая 1934 г. Как отмечал тогдашний нарком просвещения А.С. Бубнов, при его подготовке Сталин "взял инициативу на себя и сам непосредственно строчку за строчкой, букву за буквой, запятую за запятой отредактировал это решение".(4) В соответствии с ним вводилось изучение истории в школах, восстанавливались закрытые вскоре после революции исторические факультеты в университетах и ставилась задача подготовки учебников по истории. Одновременно сталинское руководство потребовало резкого усиления идеологического контроля за деятельностью учителей. А. Жданов говорил о необходимости того, чтобы в школах "каждого, кто посмел сказать что- либо (плохое.-А.Ц.) о Сталине или других вождях, взяли так в работу, чтобы он и не пикнул.. ."(5) Усиление контроля за школой по времени совпадало с волной массовых репрессий 1936-1938 гг., сопровождалось как крупными физическими потерями среди ученых и работников образования, так и резким снижением интеллектуального и нравственного потенциала всего преподавательского корпуса. Следствием этого стало создание нужной режиму тоталитарной школы. Важнейшим ее элементом должны были стать "стабильные учебники", от которых преподаватели не могли отступить ни на шаг.

Однако первые учебники не оказались долговременными. Прокатившаяся в 1936-1938 гг. волна репрессий поглотила многих авторов, и также видных большевистских деятелей, имена которых изымались со страниц учебников. Оформление сталинской концепции истории страны с конца 19 в. и развития большевистской партии связано с выходом в 1938 г. книги "История ВКП (б). Краткий курс", которая была отредактирована лично Сталиным. Она стала "подлинной энциклопедией культа личности, теоретико-методологической основой и фундаментом сталинизма"(6). Эта книга была положена в основу сталинской интерпретации того периода истории, с которым были связаны жизнь и деятельность большевистского диктатора. С особенной полнотой "Краткий курс" отразился на содержании первого "стабильного" школьного учебника по истории для 10 класса средней школы, вышедшего в 1940 г. В нем Сталин изображался как безупречный революционер, как выдающийся организатор и руководитель борющихся трудящихся масс, как последовательный большевистский вождь, который совместно с Лениным создал большевистскую партию, разрабатывал ее теоретические основы, ковал "железную гвардию большевиков", стоял у истоков большевистской газеты "Правда", руководил Октябрьской революцией 1917 г. и сыграл выдающуюся роль в гражданской войне. В соответствии с насаждаемой концепцией "двух вождей", Сталин во всех революционных делах всегда был вместе с Лениным, его роль трактовалась как равновеликая Ленину. Став после смерти Ленина единственным вождем, Сталин, согласно интерпретации учебника, очистил партию от всех враждебных большевизму сил ("троцкистов", "зиновьевцев", "бухаринцев" и др.), возглавил дело индустриализации и создания колхозного строя, обеспечил успех "культурной революции" и тем самым привел страну к торжеству социализма, невиданной мощи и величию, а советский народ - к благосостоянию и счастливой жизни. Учебник изобиловал цитатами из работ Ленина, а еще больше-Сталина.(7) Учебники, издававшиеся в годы Великой Отечественной войны, повторяли издание 1940 г. В них лишь включались дополнения о недавних событиях войны, при этом непременно отмечалась выдающаяся роль Сталина не только как вождя, но и как полководца. Аналогично обстояло дело с учебниками, выходившими в первые послевоенные годы, вплоть до смерти Сталина в 1953 г. Учебник, изданный в 1954 г., продолжал утверждать, что "имя Сталина справедливо стоит рядом с именем величайших людей во о всей истории человечества-Маркса-Энгельса -Ленина.". С середины 50-х гг. откровенно сталинская интерпретация истории страны в ХХ в. была заменена неосталинистской трактовкой, в которой в основном сохранилась прежняя схема, но непогрешимыми руководителями всех преобразований назывались Ленин и созданная им коммунистическая партия. Лишь в 90-е гг. сталинская интерпретация новейшей истории страны была преодолена.

Учебник истории гимназиста Ульянова и семинариста Джугашвили

Учебники любви и преданности престолу

Общее число переизданий всех пособий Иловайского по истории до революции составит свыше ста пятидесяти. Их автор станет первым в нашей истории историком, безбедно живущим на гонорары с переиздания своих учебников. Но здесь его по доходам и тиражам к началу XX века обгонит еще более либеральный автор школьных учебников.

Если Иловайский, всю жизнь оставаясь убежденным монархистом, считается либералом в истории лишь по сравнению с откровенным верноподданническим морализаторством Устрялова, то автор наиболее распространенного учебника истории на рубеже XIX—XX веков Моисей Острогорский был вполне открытым и откровенным либеральным публицистом и политиком, выступавшим за всеобщее избирательное право и конституцию.

Официально одобренные и наиболее распространенные в школах империи учебники истории обогатили не только Иловайского и Острогорского. Во второй половине XIX века сложился так знакомый нашему современнику бизнес на учебниках. Крупнейшим издателем, практически монополистом школьных учебников в Российской империи был купец Дмитрий Полубояринов. Учебное пособие, которое обходилось издателю 15—20 копеек, продавалось по 1 рублю 20 копеек. Дороговизна на учебники создавала своего рода налог на учебу — к концу XIX века, когда в средней школе плата за год обучения составляла около 50 рублей, за учебные пособия приходилось платить еще от 15 до 25 рублей ежегодно.

К концу XIX века большинство начальных школ были не светскими, а оставались в ведении церковного Синода. На 1 января 1897 года в Российской империи насчитывалось всего 78 724 заведений для начального образования. Из этого числа в ведении Синода — 34 836 школ, или 44 % от их общего количества, в ведении Министерства народного просвещения — 32 708, или 42 %. 10 270, или 13 % начальных школ, вообще относились к епархии Военного министерства. На долю остальных ведомств и частных лиц приходился 1 %.

Учебники Революции

Исторические концепции Покровского, с его по-своему понятым марксизмом, определяли советскую историческую науку до начала 30-х годов. Некоторые принципиальные моменты, впервые сформулированные Покровским, присутствуют и в современной, только что опубликованной концепции единого учебника истории — например, февраль и октябрь 1917-го характеризуются, как единая революция, совершенно в духе Покровского.

Для возрожденного курса школьной истории, тем более для иной исторической концепции, потребовались новые учебники. И здесь, в первый и последний раз в нашей истории, созданием таких школьных учебников занялись первые лица государства.

Учебник от ЦК ВКП(б)

Первые проекты школьных учебников истории не удовлетворили советское руководство. И в августе 1934 года на сочинской даче Сталина три находящихся в отпуске члена ЦК — сам Сталин, Киров и Жданов — написали краткие рекомендации каким, по их мнению, должен быть школьный учебник истории. Первоначально эти записки не предназначались для широкой публикации, а были руководящими указаниями авторским коллективам — разработчикам школьных учебников. Но в итоге эти краткие тезисы стали ключевыми директивами, во многом определившими официальную идеологию той эпохи.

В учебнике Шестакова марксистский формационно-классовый подход вполне органично сочетался с классическими историческими персонажами, вроде Александра Невского, Ивана Грозного и Петра I. Рукопись учебника Шестакова внимательно проштудировали Сталин и Жданов. Примечательно, что замечания вождя СССР заключались в основном в радикальном сокращении материалов о себе самом, их он перечеркнул прямо в рукописи зеленым карандашом. А вот специализировавшийся на идеологии Жданов чуть ли не к каждой странице учебника добавил лист бумаги со своими замечаниями, исправив или заново написав целые параграфы. Фактически, второй тогда человек в правящей большевисткой пратии Жданов стал полноценным соавтором учебника, и многие из написанных им в 1937 году абзацев в школьных учебниках истории для начальных классов дожили как минимум до конца XX века.

Убежденная сторонница Сталина, в 1927 году она добивается исключения из партии за троцкизм любимого мужа, отца своей двухлетней дочери. Муж, Григорий Яковин, был ее сокурсником по университету, комиссаром на фронтах гражданской войны, одним из организаторов разгрома махновского движения, в конце 20-х годов являлся фактическим главой троцкистского подполья в Ленинграде, даже умудрился некоторое время жить в СССР на нелегальном положении. При этом Анна Михайловна мучительно любила супруга, ездила после ареста к нему в тюрьму, пытаясь — безуспешно — убедить Григория порвать с троцкизмом. Его расстреляли в 1938 году в лагере в Воркуте, Анна в тот год стала заместителем директора Института истории Академии наук СССР и возглавила группу по созданию школьных учебников истории.

Учебник Жданова-Шестакова для начальной школы с 1937 по 1955 год переиздавался на русском языке 25 раз общим тиражом почти 7 млн экземпляров. Учебник истории СССР под редакцией Панкратовой, впервые изданный в 1939 году, выдержал в дальнейшем 22 издания. Учебники Шестакова и Панкратовой стали основой для преподавания школьной истории вплоть до наших дней — в дальнейшем лишь незначительно изменялись и дополнялись их последние главы.

История СССР 9 класс (Берхин И.Б.) 1972 год - старые учебники

Обложка старого советского учебника История СССР 9 класс (Берхин И.Б.) 1972

Назначение: Учебник для 9 класса средней школы

Авторство: Илья Борисович Берхин

Формат: DjVu, Размер файла: 9.43 MB

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. Россия в период перерастания буржуазно-демократической революции й социалистическую 7
§ 1. Предпосылки социалистической революции в России —
§ 2. Ленинский план борьбы за победу социалистической революции 12
§ 3. Развитие революции в условиях двоевластия 17
§ 4. Конец двоевластия 21
§ 5. Разгром корниловщины. Большевизация Советов 26
§ 6. Революция назрела 29

ГЛАВА II. Победа социалистической революции и установление диктатуры пролетариата в России. Начало переходной эпохи от капитализма к социализму 34
§ 7. Октябрьское вооруженное восстание —
§ 8. Второй Всероссийский съезд Советов 40
§ 9. Триумфальное шествие Советской власти 45
§ 10. Стррительство Советского государства 50
§ 11. Начало строительства социалистической экономики и культуры 57
§ 12. Брестский мир 64
§ 13. Ленинский план строительства основ социалистической экономики 68
§ 14. Развитие социалистической революции в деревне. Первая Советская Конституция 71
§ 15. Всемирно-историческое значение Великой Октябрьской социалистической революции 76

ГЛАВА IV. СССР в период строительства экономического фундамента социализма (1921 — 1932 гг.) 130
§ 24. Переход Советской страны к мирному строительству —
§ 25. Переход к новой экономической политике 136
§ 26. Образование СССР 142
§ 27. Заветы В. И. Ленина 148
§ 28. Успешное восстановление народного хозяйства 158
§ 29. Начало социалистической индустриализации 162
§ 30. Борьба за индустриализацию страны в годы первой пятилетки 169
§ 31. Подготовка условий для массовой коллективизации крестьянских хозяйств 176
§ 32. Великий революционный переворот в деревне. Наступление социализма по всему фронту 182
§ 33. Итоги первой пятилетки. Создание экономического фундамента социализма 188
§ 34. Международное положение и внешняя политика СССР в 1926 — 1932 гг. 194

ГЛАВА V. Завершение социалистической реконструкции народного хозяйства. Построение в основном социалистического общества в СССР (1933 — 1937 гг.) 200
§ 35. Борьба СССР за мир и коллективную безопасность против фашистской агрессии —
§ 36. Вторая пятилетка. Общественно политическая жизнь страны 203
§ 37. Индустриальное развитие СССР во второй пятилетке 209
§ 38. Победа колхозного строя в деревне 212
§ 39 — 40. Культурная революция в СССР 215
§ 41. Конституция СССР 1936 г 226
§ 42. Построение в основном социалистического общества в СССР 230
Хронологическая таблица 237

Под редакцией чл.-кор. АН СССР М. П. Кима
Утверждено Министерством просвещения СССР
Редактирование методического аппарата, частичный подбор документальных материалов и иллюстраций провел П. И. Потемкин
Издание девятое.

ВВЕДЕНИЕ
Великая Октябрьская социалистическая революция была подготовлена всем ходом предшествующего развития общества, явилась победоносным завершением освободительной борьбы трудящихся и эксплуатируемых масс России против помещиков и капиталистов. Свергнув господство эксплуататоров, она установила в России диктатуру пролетариата, вывела нашу страну на путь социализма. С ее победой произошел коренной поворот в судьбах России и всего человечества. Мир раскололся на две системы — капиталистическую и социалистическую. Октябрьская революция положила начало переходу человечества от капитализма к социализму, начало летописи коммунистической общественной формации.

Почин ленинской партии и советского народа неизменно оказывает громадное влияние на мировое освободительное движение. Уже в период Октябрьской революции под непосредственным ее воздействием в Европе и Азии широко развернулась революционная борьба пролетариев капиталистических стран и угнетенных народов колоний. В дальнейшем, по мере развития социалистического строя в СССР и укрепления его могущества, все усиливалось воздействие родины социализма на мировое развитие. С ростом революционного влияния СССР, с великой освободительной миссией советского народа связаны успехи социалистической революции в ряде стран Европы, Азии и Латинской Америки после второй мировой войны, распад колониальной системы, подъем освободительного движения эксплуатируемых масс на всех континентах в современную эпоху.

С первых дней существования Советского государства против него повели ожесточенную борьбу реакционные силы старого мира — внутренние и внешние враги. Они делали все, чтобы задушить в колыбели республику труда и восстановить эксплуататорский строй. В течение почти трех десятилетий Советский Союз оставался единственным в мире социалистическим государством и постоянно испытывал ожесточенные атаки враждебного капиталистического окружения.

Трудности социалистического строительства усугублялись социально-экономической, технической и культурной отсталостью страны, унаследованной от прошлого. К тому же советский народ шел к своей цели по неизведанной дороге, он не имел навыков государственного управления, опыта созидательной работы.

Преодолевая все эти трудности, наша Родина за короткий исторический срок сделала гигантский скачок от вековой отсталости к прогрессу, социализму.

Социализм восторжествовал в СССР потому, что стал делом сознательного творчества широчайших народных масс, вдохновляемых и направляемых Коммунистической партией.
Октябрьская революция, освободив трудящихся от эксплуатации и политического бесправия, пробудила их к историческому творчеству. Сделав народ полновластным вершителем своей судьбы, революция создала могучий материальный и моральный стимул для его самоотверженного труда и деятельного участия в управлении государством. Советский строй открыл простор для народных талантов, которые ранее нещадно губились капитализмом. Считая строительство социализма своим кровным делом, рабочие и крестьяне отдавали ему все свои силы, во имя его успехов они шли на жертвы и лишения.

Решающим условием всемирно-исторических побед советского народа является руководство Коммунистической партии, созданной великим Лениным. Вооруженная передовой теорией и закаленная в боях ленинская партия коммунистов ведет народ по единственно верному пути к заветной цели — коммунизму. Под руководством Ленина партия разработала план социалистического преобразования страны. В сложнейших международных и внутренних условиях, отбрасывая со своего пути маловеров и капитулянтов, преодолевая невероятные трудности, Коммунистическая партия обеспечила претворение в жизнь ленинского плана построения социализма в СССР.

Советский срциалистический строй на опыте доказал всему миру свою подлинную прогрессивность и неодолимую силу. Он
выдержал все суровые испытания, в том числе испытания двух тяжелейших войн, навязанных империалистами.
Особенно трудной была война против фашистской Германии, когда решалась судьба Советской Родины и всех завоеваний социализма. Сильный и жестокий враг намеревался стереть с лица земли Советское государство, поработить народы нашей страны. Драматическим было начало войны, но советский народ не дрогнул. По зову Коммунистической партии он поднялся на Великую Отечественную войну и в смертельных битвах против фашистских захватчиков одержал всемирно-историческую победу. Советский Союз вышел из войны еще более сильным в политическом и моральном отношении. Высоко поднялся международный авторитет СССР, усилилась его роль на мировой арене.

Победа Советского Союза в войне против гитлеровской Германии и империалистической Японии оказала решающее воздействие на коренное изменение международной обстановки: в Европе и Азии возникли страны народной демократии, образовалась мировая социалистическая система. Это новый мощный удар по позициям империализма, новая великая веха на пути перехода человечества от капитализма к социализму.
С образованием мировой социалистической системы наша страна вышла из капиталистического окружения. Победа социализма в СССР является полной и окончательной.
Построив развитое социалистическое общество, советский народ приступил к строительству коммунизма. Коммунистическая партия вооружила его программой созидательной работы на новом этапе. На XXII съезде (1961 г.) КПСС приняла свою новую Программу — программу строительства коммунизма.

Осуществляя коммунистическое строительство, Советское государство неуклонно и решительно проводит политику мира, руководствуется ленинским принципом мирного сосуществования государств с различным социальным строем. Мир и коммунистическое строительство нераздельны.

В истории советского общества выделяются три основных периода: 1) переходный период от капитализма к социализму (1917 — 1937 гг.); 2) период завершения социалистического строительства (1938 — 1958 гг.); 3) период строительства коммунизма.
В 9 классе вслед за историей России эпохи империализма учащимся нужно изучать первый из названных трех периодов истории советского общества.

ГЛАВА I
РОССИЯ В ПЕРИОД ПЕРЕРАСТАНИЯ БУРЖУАЗНО-ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ В СОЦИАЛИСТИЧЕСКУЮ

§ 1. Предпосылки социалистической революции в России

Империализм — канун социалистической революции.
25 октября (7 ноября) 1917 г. в России произошла Великая Октябрьская социалистическая революция, которая потрясла мир. Она свергла господство буржуазии, установила диктатуру пролетариата в нашей стране, положила начало переходу народов России и всего человечества от капитализма к социализму.

Социалистическая революция в России явилась закономерным результатом всего предшествующего исторического развития. В конце XIX — начале XX в. капитализм вступил в свою высшую и последнюю стадию развития — стадию империализма. В. И. Ленин определил империализм как канун социалистической революции. Империализм характеризуется высоким уровнем развития производительных сил, гигантской концентрацией собственности на орудия и средства производства в руках крупнейших монополистических объединений, что подготовляет замену капиталистической собственности социалистической. Тем самым империализм создает материальную основу для перехода к социализму.

В то же время империализм до крайности обострил все противоречия капитализма:
— между общественным характером производства и частнокапиталистической собственностью на фабрики и заводы: производят миллионы, плоды их труда присваивают десятки, сотни богатеев — владельцев предприятий;
— между пролетариатом и буржуазией, что ведет к резкому усилению классовой борьбы;
— между метрополиями и колониями, что усиливает национально-освободительную борьбу колониальных народов против империалистических угнетателей;
— между империалистическими государствами из-за передела уже поделенного мира, что неизбежно ведет к войнам, которые, в свою очередь, еще более обостряют все противоречия капитализма и делают социалистическую революцию единственным выходом из того тупика, в который империализм загнал человечество. Это ярко показала первая мировая война.

Жизнь подтвердила этот вывод Ленина. Революция началась и победила первоначально в России, являвшейся самым слабым звеном в цепи империализма.

Февральская революция всколыхнула всю Россию. Она подняла к активной политической жизни широкие массы населения. Вслед за рабочими пришли в движение миллионы крестьян, солдат, ремесленников. Огромная мелкобуржуазная волна временно захлестнула пролетариат, заразила его доверчивым отношением к буржуазии, ее политике, к соглашательским партиям меньшевиков и эсеров. За годы войны изменился состав рабочего класса. Большая часть наиболее передовых рабочих была мобилизована в армию. Ряды пролетариата значительно пополнились за счет крестьян, ремесленников и даже выходцев из средней буржуазии. Вследствие этих причин снизилась сознательность и организованность пролетариата. Это сказалось во время выборов в Советы, когда большинство депутатских мандатов получили мелкобуржуазные партии меньшевиков и эсеров. Лишь в немногих городах (Иваново-Вознесенск, Орехо-во-Зуево, Екатеринбург (ныне Свердловск) и ряд других) на выборах победили большевики.

Помещичья собственность на землю оставалась неприкосновенной, и Временное правительство охраняло ее. Это было выгодно и буржуазии, так как 60% помещичьих земель было заложено в банках, а многие капиталисты сами являлись крупными землевладельцами. Временное правительство при поддержке соглашателей обманывало крестьян, заявляя, что земельный вопрос будет разрешен Учредительным собранием, созыв которого откладывался до конца войны.

Правительство не узаконило восьмичасовой рабочий день, не вело борьбы с дороговизной и спекуляцией, от которой жестоко страдали рабочие и все трудящиеся. Не был ликвидирован национальный гнет, дело ограничилось тем, что отменили черту оседлости для евреев, предоставили нерусским народам право занимать должности в государственных учреждениях.
Буржуазное правительство сохранило почти неприкосновенным царский государственный аппарат власти, внеся в него лишь отдельные незначительные изменения. Так, вместо царских губернаторов были назначены правительственные комиссары, полицию переименовали в милицию и т. д. Россия не была провозглашена республикой. Буржуазия и помещики еще надеялись, что им удастся восстановить монархию.

Такая политика Временного правительства находилась в непримиримом противоречии с интересами трудящихся и судьбами страны в целом. Дальнейшее участие России в мировой войне, сохранение политического и экономического господства буржуазии и помещиков грозило стране развалом всего народного хозяйства, потерей государственной независимости, голодом, лишениями десяткам миллионов человек.

Читайте также: