Какой смысл вкладывался в понятия справедливая война и незаконная война

Обновлено: 07.07.2024


Противники теории справедливой войны могут либо быть склонны к более строгому пацифистскому стандарту (который предполагает, что никогда не было и не может быть оправданной основы для войны), либо они могут быть склонны к более снисходительному националистическому стандарту (который предлагает война должна только служить интересам нации, чтобы быть оправданной). Во многих случаях философы заявляют, что людей не нужно мучить угрызениями совести, если они вынуждены сражаться. Некоторые философы облагораживают достоинства солдат, одновременно заявляя о своих опасениях по поводу самой войны. Некоторые, например Руссо, выступают за восстание против репрессивного правления.

СОДЕРЖАНИЕ

Происхождение

Древний Египет

Конфуцианский

Китайская философия произвела огромное количество работ о войне, большая часть которых пришлась на период правления династии Чжоу , особенно в эпоху Воюющих царств . Война оправдывалась только в крайнем случае и только законным сувереном; однако ставить под сомнение решение императора о необходимости военных действий было недопустимо. Успех военной кампании был достаточным доказательством того, что кампания была праведной.

Индия

В сикхизме термин дхарамьюдх описывает войну, которая ведется по справедливым, праведным или религиозным причинам, особенно в защиту собственных убеждений. Хотя некоторые основные принципы сикхской религии считаются подчеркивающими мир и ненасилие, особенно до казни Гуру Арджана в 1606 году императором Великих Моголов Джахангиром , военная сила может быть оправдана, если все мирные средства урегулирования конфликта были исчерпаны, что привело к дхарамйудх .

Древняя Греция и Рим

Представление о справедливой войне в Европе зародилось и развивалось сначала в Древней Греции , а затем в Римской империи .

Христианские взгляды

Христианская теория Справедливой войны зародилась примерно во времена Августина Гиппопотамского. Теория Справедливой войны с некоторыми поправками до сих пор используется христианами в качестве руководства для определения того, может ли война быть оправданной. Война может быть необходимой и правильной, даже если это нехорошо. В случае страны, в которую вторглись оккупационные силы, война может быть единственным способом восстановить справедливость.

Святой Августин

Тем не менее, утверждал он, миролюбие перед лицом серьезного зла, которое может быть остановлено только насилием, будет грехом. Защита себя или других может быть необходимостью, особенно если это санкционировано законным органом власти:

Святой Фома Аквинский

Теория справедливой войны Фомы Аквинского оказала длительное влияние на последующие поколения мыслителей и была частью формирующегося консенсуса в средневековой Европе по поводу справедливой войны. В 13 веке Фома Аквинский подробно размышлял о мире и войне. Фома Аквинский был монахом-доминиканцем и рассматривал библейские учения о мире и войне в сочетании с идеями Аристотеля , Платона , святого Августина и других философов, чьи труды являются частью западного канона . Взгляды Фомы Аквинского на войну во многом основывались на Decretum Gratiani , книге итальянского монаха Грациана, составленной на основе отрывков из Библии. После публикации в XII веке Decretum Gratiani был переиздан с комментариями папы Иннокентия IV и монаха-доминиканца Раймонда Пенафорта . Другими существенными влияниями на теорию справедливой войны Фомы Аквинского были Александр Хейлз и Генрих Сегузио .

В Summa Theologica Аквинский утверждал, что вести войну не всегда грех, и изложил критерии справедливой войны. Согласно Фомы Аквинскому, должны быть выполнены три требования: во-первых, война должна вестись по приказу законного суверена . Во-вторых, войну нужно вести по справедливой причине из-за того, что атакованные совершили какой-то проступок. В-третьих, воины должны иметь правильное намерение, а именно способствовать добру и избегать зла. Фома Аквинский пришел к выводу, что справедливая война может быть оскорбительной и что нельзя мириться с несправедливостью, чтобы избежать войны. Тем не менее, Фома Аквинский утверждал, что насилие должно использоваться только в крайнем случае. На поле боя насилие было оправдано только в той мере, в какой это было необходимо. Солдатам нужно было избегать жестокости, а справедливая война ограничивалась поведением справедливых бойцов. Фома Аквинский утверждал, что только в погоне за справедливостью благое намерение нравственного поступка могло оправдать негативные последствия, включая убийство невинных во время войны.

Школа Саламанки

  • При самообороне, если есть разумная вероятность успеха.
  • Превентивная война против тирана, который собирается атаковать.
  • Война, чтобы наказать виноватого врага.

Война не является законной или незаконной просто на основании ее первоначальной мотивации: она должна соответствовать ряду дополнительных требований:

  • Необходимо, чтобы ответ был соизмерим со злом; применение большего количества насилия, чем это строго необходимо, составило бы несправедливую войну.
  • Правящие власти объявляют войну, но их решение не является достаточным поводом для начала войны. Если народ выступает против войны, то она незаконна. У народа есть право свергнуть правительство, которое ведет или собирается вести несправедливую войну.
  • После начала войны для действий остаются моральные пределы. Например, нельзя нападать на невинных людей или убивать заложников.
  • Обязательно использовать все возможности для диалога и переговоров перед тем, как начинать войну; война законна только в крайнем случае.

Согласно этой доктрине экспансионистские войны, грабительские войны, войны за обращение неверных или язычников и войны за славу - все это по своей сути несправедливо.

Первая мировая война

В начале Первой мировой войны группа богословов в Германии опубликовала манифест, пытаясь оправдать действия немецкого правительства. По просьбе британского правительства Рэндалл Дэвидсон , архиепископ Кентерберийский , взял на себя инициативу в сотрудничестве с большим количеством других религиозных лидеров, включая некоторых, с которыми он расходился в прошлом, чтобы написать опровержение утверждений немцев. И немецкие, и британские богословы основывались на теории справедливой войны, каждая группа стремилась доказать, что она применима к войне, которую ведет их собственная сторона.

Современная католическая доктрина

  • ущерб, нанесенный агрессором нации или сообществу наций, должен быть длительным, серьезным и несомненным;
  • все другие способы положить этому конец должны быть доказаны как непрактичные или неэффективные;
  • должны быть серьезные шансы на успех;
  • использование оружия не должно приводить к более серьезным бедствиям и беспорядкам, чем зло, которое необходимо устранить (сила современных средств разрушения очень важна при оценке этого состояния).

Компендиум социальной доктрины Церкви конкретизирует Праведник войны доктрины в пунктах 500 до 501:

Папа Иоанн Павел II в обращении к группе солдат сказал следующее:

Мир, как учит Священное Писание и сам человеческий опыт, - это больше, чем просто отсутствие войны. И христианин осознает, что на земле полностью и всегда мирное человеческое общество является, к сожалению, утопией, и что идеологии, которые представляют его как легко достижимое, лишь питают тщетные надежды. Дело мира не продвинется вперед, отрицая возможность и обязанность защищать его.

Русская Православная Церковь и справедливая война

В том же документе говорится, что войны сопровождали человеческую историю с момента грехопадения человека ; согласно Евангелию , они будут продолжать сопровождать его. Признавая войну злом, Русская православная церковь не запрещает своим членам участвовать в боевых действиях, если на карту поставлена ​​безопасность их соседей и восстановление нарушенного правосудия. Война считается необходимой, но нежелательной. Утверждается также, что Русская Православная Церковь глубоко уважает солдат, которые отдали свои жизни, чтобы защитить жизнь и безопасность своих соседей.

Справедливая военная традиция

Первая работа посвящена конкретно справедливой войны был Де Беллис Джастис из Станислава из Скарбимеж (1360-1431), который оправданной войны в Царстве Польском с тевтонскими рыцарями . Франсиско де Витория раскритиковал завоевание Америки Королевством Испания на основе теории справедливой войны. С Альберико Джентили и Хьюго Гроциусом теория справедливой войны была заменена теорией международного права , кодифицированной как свод правил, которые сегодня все еще охватывают часто обсуждаемые вопросы с некоторыми изменениями. Важность теории справедливой войны исчезла с возрождением классического республиканизма, начиная с работ Томаса Гоббса .

Традиция справедливой войны рассматривает мораль применения силы в двух частях: когда правильно прибегать к вооруженной силе (проблема jus ad bellum ) и что допустимо при использовании такой силы (проблема jus in bello ). В последние годы была добавлена ​​третья категория - jus post bellum -, которая регулирует правосудие о прекращении войны и мирных соглашениях, а также судебное преследование военных преступников.

Консенсус среди христиан по поводу применения насилия радикально изменился после начала крестовых походов. Теория справедливой войны, преобладающая на протяжении большей части последних двух столетий, о том, что насилие - это зло, которое в определенных ситуациях может рассматриваться как меньшее из зол, относительно молода. Хотя он унаследовал некоторые элементы (критерии законной власти, справедливой причины, правильного намерения) от более старой теории войны, которая впервые возникла около 400 г. н.э., она отвергла две предпосылки, лежавшие в основе всех средневековых справедливых войн, включая крестовые походы: во-первых, это насилие. может быть использован во имя замыслов Христа для человечества и даже может быть прямо им санкционирован; и во-вторых, что это была морально нейтральная сила, которая черпала свой этический оттенок в намерениях преступников.

Критерии

Теория справедливой войны имеет два набора критериев: первый устанавливает jus ad bellum (право на войну), а второй устанавливает jus in bello (правильное поведение во время войны).

Jus ad bellum

Говоря современным языком, справедливая война ведется с точки зрения самообороны или защиты другого человека (при наличии достаточных доказательств).

Jus in bello

Когда война началась, теория справедливой войны ( jus in bello ) также определяет, как комбатанты должны действовать или должны действовать:

Различие Справедливое военное поведение должно регулироваться принципом различия. Действия войны должны быть направлены против комбатантов противника, а не против некомбатантов, оказавшихся в обстоятельствах, которых они не создавали. Запрещенные действия включают бомбардировки гражданских жилых районов, которые не включают законных военных целей , совершение террористических актов или репрессалий против гражданских лиц или военнопленных (военнопленных), а также нападения на нейтральные цели. Более того, комбатантам не разрешается атаковать комбатантов противника, которые сдались или были захвачены в плен, или которые были ранены и не представляют непосредственной смертельной угрозы, или которые прыгают с парашютом с вышедших из строя самолетов и не являются воздушно-десантными войсками или потерпевшими кораблекрушение . Пропорциональность Справедливое военное поведение должно регулироваться принципом соразмерности. Комбатанты должны убедиться, что ущерб, причиненный гражданским лицам или гражданскому имуществу, не является чрезмерным по сравнению с конкретным и прямым военным преимуществом, ожидаемым в результате нападения на законный военный объект . Этот принцип предназначен для установления правильного баланса между ограничением, налагаемым корректирующей мерой, и серьезностью характера запрещенного действия. Военная необходимость Справедливое ведение войны должно регулироваться принципом военной необходимости. Атака или действие должны быть направлены на то, чтобы помочь в поражении врага; это должно быть нападение на законный военный объект , и ущерб, причиненный гражданским лицам или гражданскому имуществу, должен быть соразмерным, а не чрезмерным по сравнению с ожидаемым конкретным и прямым военным преимуществом. Этот принцип предназначен для ограничения чрезмерных и ненужных смертей и разрушений. Справедливое обращение с военнопленными Сдавшиеся или захваченные вражеские комбатанты больше не представляют угрозы. Поэтому неправильно их мучить или иным образом плохо обращаться с ними. Не значит малум в себе Комбатанты не могут использовать оружие или другие методы ведения войны, которые считаются злом, такие как массовые изнасилования, принуждение комбатантов противника к борьбе против своей стороны или использование оружия, действие которого невозможно контролировать (например, ядерное / биологическое оружие ).

Завершение войны: Jus post bellum

Правое основание для прекращения Государство может прекратить войну, если имело место разумное оправдание прав, которые были изначально нарушены, и если агрессор желает договориться об условиях капитуляции. Эти условия капитуляции включают официальные извинения, компенсации, суды за военные преступления и, возможно, реабилитацию. В качестве альтернативы государство может прекратить войну, если станет ясно, что какие-либо справедливые цели войны вообще не могут быть достигнуты или не могут быть достигнуты без применения чрезмерной силы. Правильное намерение Государство должно прекратить войну только на условиях, согласованных в вышеуказанных критериях. Месть недопустима. Государство-победитель также должно быть готово применять такой же уровень объективности и расследования любых военных преступлений, которые могли быть совершены его вооруженными силами. Публичное заявление и полномочия Условия мира должны быть установлены законной властью, и условия должны быть приняты законной властью. Дискриминация Государство-победитель проводит различие между политическими и военными лидерами, комбатантами и гражданскими лицами. Карательные меры должны быть ограничены теми, кто несет прямую ответственность за конфликт. Истина и примирение иногда могут быть важнее наказания за военные преступления. Пропорциональность Любые условия передачи должны быть пропорциональны правам, которые были изначально нарушены. Драконовские меры, крестовые походы абсолюционистов и любые попытки отказать сдавшейся стране в праве на участие в мировом сообществе недопустимы.

Альтернативные теории

Список теоретиков справедливой войны

Эти теоретики либо одобряют войну как возмездие, либо войну как последнее средство.

Читайте также: