Какой руководство осуществляет руководитель организации

Обновлено: 02.07.2024

1.2. Лицо, назначаемое на должность руководителя группы должно иметь высшее образование и стаж работы по профилю не менее пяти лет.

1.3. Назначение на должность руководителя группы и освобождение от должности осуществляется в установленном порядке. При назначении на должность руководителя группы с лицом заключается трудовой договор (контракт).

1.4. Если руководитель группы отсутствует, то временно его обязанности исполняет лицо, назначенное в установленном порядке, которое несет ответственность за надлежащее исполнение возложенных на него

1.5. Руководитель группы должен знать:

- систему бухгалтерского учёта, методы и порядок составления отчётности, приёмы анализа хозяйственной деятельности, финансовых показателей предприятий и организаций;

- требования научной организации труда

- средства коммуникации и автоматизированной обработки информации для выполнения своих обязанностей и реализации прав;

- законодательство РФ, постановления и решения Правительства РФ по вопросам ценообразования в строительстве;

- основы рыночной экономики;

- законодательство и нормативные документы по налогообложению, таможенной деятельности в РФ;

- методические рекомендации по форме, содержанию и правилам составления всех видов сметной документации на строительство новых, реконструкцию и капитальный ремонт действующих объектов;

- сметно-нормативную базу в ценах на ресурсы по состоянию на 01.01.84 и на 01.01.2000;

- цены на ресурсы и тенденции их изменения, а также методы прогнозирования этих изменений с учётом двух видов удорожания строительства объектов, обусловленных:

- научно-техническим и социальным прогрессом и мерами по охране окружающей среды;

- технические, экономические, экологические и социальные требования, предъявляемые к проектируемым объектам;

- методы проектирования и проведение технико-экономических расчётов;

- передовой отечественный и зарубежный опыт проектирования и строительства в части вопросов определения стоимости строительства новых, реконструкции и капитального ремонта действующих объектов, а также стоимости выполненных работ и расчётов за них;

- правила производства строительно-монтажных работ, а также правила и нормы охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной безопасности.

II. Связи с работниками проектной организации и сторонних организаций

Вертикальные связи: обращается к работникам группы;

Горизонтальные связи: обращается к начальникам и главным специалистам отделов, ГИПам и ГАПам Проектной организации, представляет проектную организацию в сторонних организациях по вопросам своей специализации.

III. Должностные обязанности

Руководитель группы исполняет следующие должностные обязанности:

3.1. Обеспечивает экономичность проектных решений и их соответствие заданию на проектирование, действующим стандартам (в т.ч. по формам и содержанию сметной документации), нормам и правилам по технике безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты, а также защиты окружающей среды.

3.2. Принимает участие в составлении технико-экономических обоснований прогрессивных проектных решений в части материалов и методов производства работ.

3.3. Руководит группой и обеспечивает разработку сметной документации на строительство (реконструкцию, капитальный ремонт) объектов на всех стадиях проектирования в установленные планом сроки и с высоким качеством.

3.4. Осуществляет внедрение в практику передовых, эффективных методов разработки сметной документации, способствует внедрению методов автоматизированной разработки сметной документации с использованием вычислительной техники.

3.5. Принимает участие:

- в авторском надзоре за строительством запроектированных проектной организацией объектов, проводит анализ и обобщение опыта проектирования и строительства таких объектов, готовит на этой основе предложения по совершенствованию технического и экономического уровня проектных решений и повышению, а также по обеспечению необходимой достоверности сметной документации;

- в рассмотрении, согласовании и защите сметной документации, выпущенной в группе, на техническом совете проектов проектной организации, в органах экспертизы и надзора, в вышестоящих организациях.

3.6. Занимается планированием и координирует работу группы по выпуску сметной документации.

3.7. Осуществляет проверку, прием и подписывает законченную сметную документацию в установленном порядке, организует устранение обнаруженных недоработок и ошибок.

3.8. Выдает работникам группы производственные задания, следит за их выполнением, определяет реально выполненный объём работы и оценивает качество труда исполнителей.

3.9. Обеспечивает получение, разработку и выдачу заданий и исходных данных смежным отделам и субподрядным проектным организациям.

3.10. Обеспечивает контроль и несет ответственность за принятие принципиальных решений субподрядными проектными организациями в сметной документации по своей специализации.

3.11. Обеспечивает увязку и согласование выполняемой работниками группы сметной документации по частям и разделам проекта со смежными отделами и организациями.

3.12. Поддерживает постоянные деловые связи по вопросам ценообразования в строительстве по своей специализации с проектными и другими организациями, предприятиями стройиндустрии и промышленности строительных материалов.

3.13. Знакомится и рассматривает замечания органов экспертизы и надзора и внутренней экспертизы проектов проектной организации по выполняемым в группе работам, анализирует их и принимает меры по устранению отмеченных ошибок и недопущению их в дальнейшем.

3.14. Готовит ответы и справки на служебные документы по выполняемым в группе заказам.

3.15. Проводит в группе информацию по достижениям научно-технического и социального прогресса и новым требованиям по охране окружающей среды.

3.17. Организует разработку предложений, направленных на повышение качества сметной документации и производительности труда.

3.18. Руководствуется действующими в проектной организации и в строительной отрасли обязательными и рекомендательными нормативно-техническими документами по своему профилю, контролирует пополнение фонда и поступающую информацию об утверждении, отмене и изменении этой документации, информирует об этом работников группы.

3.19. Повышает свою квалификацию.

3.20. Выполняет сам и требует выполнения от работников группы правил внутреннего трудового распорядка, установленных на предприятии.

3.21. Осуществляет экономическую работу в группе, работу по нормированию труда, принимает участие в определении размера премий работникам группы.

3.22. Обеспечивает соблюдение специалистами группы требований стандартов СПДС, которые действуют в момент осуществления должностных обязанностей.

3.23. Обеспечивает соблюдение инструкций, правил и норм охраны труда, техники безопасности, пожарной безопасности, производственной санитарии в группе.

IV. Права

Руководитель группы имеет право:

4.1. Осуществлять разработку заданий смежным отделам и субподрядным проектным организациям в установленном порядке.

4.2. Закреплять по согласованию с начальником отдела за ведущими (старшими) инженерами и инженерами I и II категорий других работников группы.

4.3. Принимать и подписывать сметную документацию, выпускаемую в группе.

4.4. Вносить необходимые исправления и изменения в сметную документацию, выпускаемую в группе.

4.5. Вести записи в журнале авторского надзора и выдавать, при необходимости, решения по сметной документации.

4.6. Выдвигать предложения по совершенствованию технологии разработки сметной документации в отделе и проектной организации.

4.7. Обращаться непосредственно к главному инженеру проекта по вопросам разрабатываемой в группе сметной и другой документации.

4.8. Обращаться с ходатайством к начальнику отдела о поощрении и наказании работников группы и принимать участие в определении размера премии работникам группы.

4.9. Представительствовать в других организациях по вопросам своей специализации.

4.10. Принимать участие в общем собрании (конференции) трудового коллектива и составлении коллективного договора с руководством проектной организации.

4.11. Обращаться с предложениями по совершенствованию выполняемой им работы.

4.12. Обеспечивать повышение квалификации работников группы.

4.13. Требовать от работников группы выполнения инструкций, правил и норм охраны труда, техники безопасности, пожарной безопасности, производственной санитарии, правил внутреннего трудового распорядка.

V. Ответственность

Руководитель группы несет ответственность:

5.1. В случае причинения материального ущерба, в пределах, которые определены уголовным, гражданским, трудовым законодательством РФ.

5.2. В случае совершения в процессе осуществления своей деятельности правонарушения, в пределах, которые определены уголовным, гражданским, административным законодательством РФ.

5.3. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения своих должностных обязанностей, которые предусмотрены настоящей должностной инструкцией, в пределах, определенных трудовым законодательством РФ.

Руководитель структурного подразделения: _____________ __________________

Генеральный директор – одна из ключевых фигур в ООО, его полномочия достаточно велики, а его действия могут принести компании как большие прибыли, так и полное разорение.

По указанию учредителей или совета директоров юрист компании подготавливает все необходимые документы, связанные с назначением директора на должность. Помимо этого юрист консультирует учредителей по вопросам разграничения полномочий между всеми органами управления и определения объема полномочий, передаваемых директору.

Как оформить назначение генерального директора

Называть руководителя компании генеральным директором не обязательно, закон не устанавливает к этому особых требований. Поэтому его можно назвать директором, президентом или как-то иначе (ст. 40 Закона об ООО).

Генерального директора избирает общее собрание участников, если эти полномочия не переданы совету директоров. За кандидатуру директора участникам достаточно проголосовать простым большинством голосов всех участников общества, если по уставу не требуется большее количество голосов.

Устав может предусматривать более сложную процедуру избрания директора, например, предварительное проведение конкурса (ст. 275 ТК РФ). При этом нужно заранее определить и прописать порядок проведения конкурса. Это можно сделать в отдельном документе – Положении о проведении конкурса на замещение вакантной должности генерального директора, а в устав включить соответствующую ссылку на него. При этом в случае установления дополнительных требований к кандидатуре директора необходимо учитывать, чтобы это не нарушало требования статьи 64 Трудового кодекса РФ (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 22 марта 2011 г. по делу № А67-3910/2010).

Директора нужно избрать на срок, определенный в уставе (п. 1 ст. 40 Закона об ООО).

Директором может быть не только один из участников ООО, но и любое иное лицо. При проверке такого лица перед назначением на должность нужно выяснить, не ограничено ли оно в дееспособности и не лишено ли права занимать такую должность.

Вместе с тем нужно учитывать, что при наличии в обществе корпоративного конфликта полномочиями единоличного исполнительного органа юридического лица обладает лицо, внесенное в качестве такового в ЕГРЮЛ (постановления Президиума ВАС РФ от 3 ноября 2009 г. № 9035/09, ФАС Волго-Вятского округа от 5 марта 2010 г. по делу № А82-13229/2007).

Трудовой договор с директором должен подписать председатель общего собрания участников, на котором был избран директор, или участник общества, уполномоченный решением собрания. Либо, если решение этих вопросов отнесено к компетенции совета директоров, договор подписывает председатель совета директоров или лицо, уполномоченное решением совета директоров (ст. 40 Закона об ООО).

Какими полномочиями можно наделить директора

Полномочия (компетенция) директора ООО формируется по остаточному принципу, то есть к ним относятся все вопросы управления обществом, которые не отнесены Законом об ООО и уставом общества к полномочиям иных органов управления общества.

Директор руководит текущей деятельностью общества, в том числе осуществляет следующие установленные законом полномочия:

  • без доверенности действует от имени общества, в том числе представляет его интересы и совершает сделки (ст. 40 Закона об ООО);
  • выдает доверенности на право представлять общество, в том числе доверенности с правом передоверия;
  • издает приказы о назначении на должности работников, об их переводе и увольнении, применяет меры поощрения и налагает дисциплинарные взыскания;
  • подписывает заявления о государственной регистрации изменений в ЕГРЮЛ и изменений в устав (за исключением случаев регистрации при продаже доли с использованием преимущественного права и отчуждении доли по сделке, подлежащей обязательному нотариальному удостоверению);
  • ведет список участников ООО и обеспечивает соответствие сведений из него сведениям из ЕГРЮЛ и фактическим обстоятельствам. Эти полномочия можно передать иному органу (п. 2 ст. 31.1 Закона об ООО);
  • предоставляет список участников общества с их адресами лицам, решившим самостоятельно созвать общее собрание участников, когда это не сделал директор (п. 4 ст. 35 Закона об ООО);
  • организует ведение протокола общего собрания участников (п. 6 ст. 37 Закона об ООО);
  • направляет копию протокола общего собрания участников всем участникам общества. Если протокол вел не директор, это делает то лицо, которое вело протокол (п. 6 ст. 37 Закона об ООО);
  • направляет участнику, продающему долю, заявление об отказе общества от использования преимущественного права покупки доли (если общество отказывается от этого права). Эти полномочия могут быть переданы иному органу (п. 6 ст. 21 Закона об ООО);
  • дает необходимые пояснения в устной или письменной форме по требованию ревизионной комиссии (ревизора) общества (п. 2 ст. 47 Закона об ООО);
  • осуществляет ряд полномочий, связанных с процессом реорганизации ООО.

Директор осуществляет также следующие полномочия в части подготовки, созыва и проведения общего собрания участников:

  • созывает общее собрание участников по собственной инициативе или по требованию совета директоров, ревизионной комиссии (ревизора) общества, аудитора, а также участников, обладающих в совокупности не менее 1/10 от общего числа голосов участников общества (п. 2 ст. 35 Закона об ООО);
  • в течение пяти дней с даты получения требования о проведении собрания рассматривает его и принимает решение о проведении собрания или об отказе (п. 2 ст. 35 Закона об ООО);
  • исключает из повестки дня вопросы, которые не входят в компетенцию общего собрания участников общества или не соответствуют требованиям федеральных законов (п. 2 ст. 35 Закона об ООО);
  • открывает общее собрание участников (п. 4 ст. 37 Закона об ООО).

Кроме того, директор осуществляет все иные полномочия, которые не отнесены к компетенции общего собрания участников общества, совета директоров и правления (ст. 40 Закона об ООО).

Помимо обязательных функций директор также имеет право:

  • требовать от совета директоров провести внеочередное общее собрание участников общества, если полномочия по созыву общего собрания отнесены к компетенции совета директоров (п. 2.2 ст. 32 Закона об ООО);
  • участвовать в общем собрании участников общества с правом совещательного голоса (п. 3 ст. 32 Закона об ООО);
  • включить в повестку дня дополнительные вопросы (п. 4 ст. 35 Закона об ООО);
  • иные права, предоставленные ему уставом, внутренними документами общества и трудовым договором.

При этом ограничения полномочий директора, установленные во внутренних документах общества или в трудовом договоре, но не предусмотренные в законе или уставе, не могут служить основанием для признания сделки недействительной по статье 174 Гражданского кодекса РФ (постановление ФАС Московского округа от 20 августа 2010 г. № КГ-А40/8875-10 по делу № А40-153762/09-137-1132). Таким основанием могут быть только те ограничения, которые предусмотрены законом или уставом.

Однако нарушение требований внутренних документов и условий трудового договора может стать основанием для увольнения директора без предоставления какой-либо компенсации.

Также не стоит забывать о том, что условия работы генерального директора можно прописать в трудовом договоре. В частности, в договор можно включить:

Функции генерального директора можно передать управляющей компании или управляющему (ст. 42 Закона об ООО).
Немногочисленная судебная практика показывает, что управляющей компании можно передать лишь часть полномочий директора.

Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии


НАЦИОНАЛЬНЫЙ
СТАНДАРТ
РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ


ГОСТ Р,
проект, первая редакция

Требования к деятельности

A managing director of the organization
Requirements to the profession vocation

Настоящий проект стандарта не подлежит применению до его утверждения

Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", а правила применения национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р 1.0-2004."Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения".

Сведения о стандарте

1 РАЗРАБОТАН Автономной некоммерческой организацией". Национальный центр сертификации управляющих".

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от ___ N

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе". Национальные стандарты", а текст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемых информационных указателях". Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе". Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте национального органа Российской Федерации по стандартизации в сети Интернет.


1 Область применения

1.1 Настоящий стандарт устанавливает требования к содержанию деятельности руководителя организации, к его личным качествам и работоспособности в особых условиях труда.

1.2 Настоящий стандарт предназначен для использования:

- собственниками организаций для установления требований к деятельности руководителей этих организаций, оценки их деятельности и определения компетентности кандидатов на занятие этой должности;

- руководителями организаций для оценки собственной деятельности и выявления направлений ее совершенствования;

- образовательными учреждениями при формировании программ обучения и программ повышения квалификации;

- организациями, осуществляющими сертификацию руководителей организаций.

1.3 Настоящий стандарт может быть использован в отношении организаций любых форм собственности и ведомственной подчиненности. Исключения для применения настоящего стандарта могут составлять организации, деятельность которых подлежит специальному регулированию.

2 Нормативная ссылка

В настоящем стандарте использована нормативная ссылка на

Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь.

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочного стандарта в информационной системе общего пользования - на официальном сайте национального органа Российской Федерации по стандартизации в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю". Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться замененным (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р ИСО 9000, а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 бизнес-план: Подробный, четко структурированный, тщательно обоснованный развития конкретного направления .

3.2 внешняя среда организации: Совокупность элементов, внешних по отношению к организации, оказывающих воздействие на организацию и/или испытывающих влияние со стороны организации либо потенциально способных оказывать воздействие на организацию и/или испытывать влияние со стороны организации.

3.3 внутренняя среда организации: Совокупность элементов, которые существуют в рамках организации, как единой системы.

3.4 изменения: Процессы движения и взаимодействия, перехода от одного к другому, появление новых свойств, и отношений и , характеризующих определенную ситуацию, человека, группу людей, организацию в целом.

3.5 интересы организации: Побудительные мотивы организации, обусловленные факторами внутренней и внешней среды.

Примечание - Несоблюдение или нарушение интересов организации отрицательно сказывается на ее благосостоянии.

3.6 команда высшего руководства: Группа менеджеров, объединенных руководителем организации с целью разработки и реализации стратегии организации.

3.7 коммуникации: Процесс обмена ; осуществляющегося по прямым и обратным .

3.8 компетенция: Личные качества и способности, а также профессиональные знания и навыки, которые необходимы руководителю организации для успешного выполнения своих должностных обязанностей.

3.9 координация: Согласование, приведение в соответствие (понятий, действий, составных частей чего-либо и т.д.).

3.10 лидерство: Способность оказывать влияние на отдельных людей и/или для достижения

3.11 личностные качества: Совокупность сформированных и развитых качеств, используя которые руководитель может адекватно вести себя и действовать в социальном окружении.

3.12 мотивация: Внутреннее побуждение к действиям, возникшее в силу собственного или чужого убеждения.

3.13 организационная культура: Единая система ценностей, норм и правил деятельности, которые должны соблюдаться сотрудниками организации.

Примечание - Организационную культуру рассматривают как социально-психологический компонент , ее духовное и идеологическое содержание.

3.14 планирование: Процесс формирования целей и определения методов, способов, средств их достижения.

Примечание - осуществляется на долго-, средне-, краткосрочный период; в отношении организации в целом, ее структурных подразделений, отдельных видов ресурсов (ресурсное планирование).

3.15 политика: Общие намерения и направление деятельности организации в целом (общая политика) и в отдельных ее направлениях (частные политики), официально сформулированные высшим руководством.

3.16 профессиональная деятельность: Трудовая деятельность, направленная на выполнение профессиональных обязанностей и предполагающая схожий набор компетенций для их выполнения.

3.17 руководитель организации: Активный субъект управления организацией, который представляет интересы организации во взаимодействии с ее собственниками и внешней средой, разрабатывает стратегию организации и руководит ее реализацией.

3.18 собственник организации: Активный или пассивный субъект управления организацией, определяющий ее вектор развития, взаимодействие с которым является одной из важнейших функций руководителя организации.

3.19 сотрудник организации: Лицо, занимающее какую-либо единицу в штатном расписании организации, либо осуществляющее определенные виды работ в организации вне штатного расписания.

3.20 стратегия организации: Спланированная система действий, направленная на достижение установленных целей организации.

3.21 управление организацией: Процесс воздействия субъекта управления на объект управления (систему в целом или ее отдельные элементы), который обеспечивает целенаправленное развитие организации и реализацию ее целей.

3.22 цели организации: Конкретные конечные состояния или желаемый результат, которого стремится добиться организация.

3.23 эксперт: Лицо, обладающее специальными знаниями и/или опытом в той или иной области.

4 Общие требования к содержанию деятельности руководителя организации

4.1 Деятельность руководителя организации включает следующие основные виды работ:

- отстаивание интересов организации;

- разработка стратегии организации;

- получение одобрения стратегии организации со стороны ее собственников и внешней среды;

- руководство реализацией стратегии организации;

- проведение мониторинга и оценка деятельности организации;

- руководство командой высшего руководства;

- управление изменениями в организации.

4.2 Руководитель организации должен лично осуществлять следующие функции:

- анализ внешней и внутренней среды организации;

- влияние в интересах организации на внешнюю и внутреннюю среду;

- разработка общей стратегии организации;

- руководство разработкой бизнес-плана организации;

- получение одобрения стратегии и бизнес-плана со стороны собственников организации и внешних заинтересованных сторон;

- мотивирование сотрудников на использование ресурсов, необходимых для достижения стратегических целей организации;

- обеспечение организации ресурсами и их распределение;

- формирование ценностей, культуры и общей политики организации;

- разработка организационной структуры, частных политик и процедур;

- проведение мониторинга и оценки деятельности организации;

- предоставление отчетов о результатах деятельности организации заинтересованным сторонам;

- формирование команды высшего руководства;

- координация деятельности членов команды высшего руководства;

- создание условий для профессионального развития членов команды высшего руководства;

- определение необходимости и возможности изменений в организации;

- планирование изменений в организации;

- руководство изменениями в организации;

- оценка изменений в организации.

5 Требования к деятельности руководителя организации при проведении отдельных видов работ

5.1 При проведении анализа внешней и внутренней среды организации руководитель организации должен:

- разрабатывать эффективные системы мониторинга внешней среды организации;

- анализировать механизм взаимодействия организации и окружающей среды;

- выявлять тенденции развития политико-правовой, социально-экономической, научно-технической ситуации и оценивать их влияние на функционирование организации;

- выявлять и оценивать возможности и угрозы для организации со стороны внешнего окружения;

Особенности трудовых отношений в филиалах

Филиал – одна из законных и удобных форм осуществления всех функций организации (или их части) в других регионах. Если филиал крупный, штат персонала в нем может быть аналогичен штату головной организации, помимо руководителя включая и бухгалтера, и кадровика, и других работников, обеспечивающих деятельность филиала, в том числе кадровый документооборот. Но независимо от того, как осуществляется документооборот, централизованно или филиалом самостоятельно, трудовые отношения с его работниками имеют ряд особенностей. В чем они заключаются и что нужно знать кадровикам и руководителям и филиалов, и головных офисов организаций, расскажем в статье.

Статус филиала.

Первое и самое главное его отличие от организации заключается в том, что филиал не является юридическим лицом. Он наделяется имуществом создавшего филиал юридического лица и данное имущество учитывается и на отдельном балансе в этом филиале, и на балансе создавшей его организации.

Филиалы действуют на основании утвержденных работодателем положений. Сведения о филиалах указываются в учредительных документах организации и вносятся в ЕГРЮЛ. На основании сведений из ЕГРЮЛ филиалы ставятся на налоговый учет по месту их нахождения. При этом они не являются самостоятельными плательщиками налогов и страховых взносов, а исполняют обязанности организаций по уплате налогов по месту нахождения филиалов. Филиалы осуществляют деятельность от имени создавшей их организации, она и несет ответственность за их деятельность. Но филиал может стать самостоятельным объектом проверок контролирующих органов, а руководитель филиала может быть привлечен к административной ответственности как должностное лицо.

В отношении структуры филиала можно отметить, что руководитель является его обязательным работником. Он назначается организацией и действует на основании доверенности. Остальные работники принимаются в филиал в соответствии со штатным расписанием. Мало того, филиал, являясь обособленным структурным подразделением, может иметь не только своих кадровиков и бухгалтеров, но и свои структурные подразделения: отдел кадров, бухгалтерию и т. д. Особого внимания заслуживает кадровое делопроизводство, включая прием и увольнение сотрудников: в небольших филиалах оно может осуществляться централизованно, однако от этой практики в силу ее неудобства многие отказываются и осуществляют основные кадровые мероприятия в самих филиалах.

Внутренняя документация филиалов.

Основной документ, которым регламентируется деятельность и который должен быть в наличии, – это положение о филиале. Перечислим остальные документы, которые должны быть в любой организации:

  • правила внутреннего трудового распорядка (ПВТР);
  • штатное расписание;
  • положение об оплате труда;
  • положение о командировках;
  • положение о персональных данных;
  • инструкции по охране труда;
  • должностные инструкции;
  • график отпусков;
  • графики сменности;
  • книга учета движения трудовых книжек и вкладышей в них и приходно-расходная книга по учету бланков трудовой книжки и вкладыша в нее;
  • журнал учета проверок;
  • журнал регистрации несчастных случаев на производстве.

Отдельного внимания заслуживают два локальных акта – штатное расписание и правила внутреннего трудового распорядка. Могут ли у филиала быть свое штатное расписание и свои ПВТР? Ведь штатным расписанием оформляются структура и штатный состав всей организации. Филиалы, как и отделы, секторы, иные подразделения, являются структурными подразделениями организации. Будет ли правильным составление штатного расписания по частям?

Расписание филиала в любом случае необходимо согласовать с руководителем головной организации. В ней должно быть сводное штатное расписание со всеми обособленными и необособленными структурными подразделениями.

Обратите внимание

Процедуру утверждения, согласования и передачи копии или выписки штатного расписания в головную организацию следует регламентировать в положении о филиале или другом локальном акте.

По поводу ПВТР обратимся к ч. 4 ст. 189 ТК РФ, согласно которой это локальный нормативный акт, регламентирующий в соответствии с ТК РФ и иными федеральными законами порядок приема и увольнения работников, основные права, обязанности и ответственность сторон трудового договора, режим работы, время отдыха, применяемые к работникам меры поощрения и взыскания, а также иные вопросы регулирования трудовых отношений у данного работодателя.

Можно сделать вывод, что ПВТР должны быть оформлены в виде локального нормативного акта организации и действовать для всей организации в целом. Однако в филиале могут быть специфические организационные, климатические и другие условия работы, которые надо отразить в ПВТР. Кроме этого, на практике положение о филиале иногда устанавливает право его руководителя от своего имени утверждать локальные документы в рамках деятельности филиала, в том числе ПВТР, с предварительным согласованием их в головной организации. В таком случае в основных правилах, которые применяет головная организация, указывают, что режим и (или) другие условия работы для сотрудников филиалов устанавливаются ПВТР соответствующего подразделения.

А вот возможность заключения коллективного договора в филиале прямо предусмотрена в ч. 4 ст. 40 ТК РФ. Для проведения коллективных переговоров по подготовке, заключению или изменению коллективного договора в филиале работодатель наделяет необходимыми полномочиями руководителя этого подразделения или иное лицо в соответствии с ч. 1 ст. 33 ТК РФ.

Оформление на работу в филиал.

Начнем с руководителя. Как уже было сказано, руководителей
филиалов назначает работодатель (юридическое лицо) и действу-ют они на основании доверенности, выданной работодателем.

Обратите внимание

Пленум ВС РФ в абз. 1 п. 129 Постановления от 23.06.2015 № 25 отметил, что полномочия руководителя филиала должны быть удостоверены доверенностью и не могут основываться лишь на указаниях, содержащихся в учредительных документах юридического лица, положении о филиале и т. п., либо явствовать из обстановки, в которой действует руководитель филиала.

Если работодатель хочет, чтобы руководитель филиала выступал от имени организации в вопросах кадрового обеспечения, то в доверенности, кроме полномочий представлять интересы организации в различных органах, осуществлять руководство филиалом, заключать сделки и подписывать договоры (утверждать штатное расписание, ПВТР или др.), необходимо прописать права:

  • на принятие и увольнение работников подразделения;
  • на подписание трудовых договоров;
  • на издание приказов по личному составу;
  • на применение дисциплинарных взысканий и поощрений;
  • на заключение договоров о полной материальной ответственности; и др.

С руководителем филиала, как и с любым работником, заключают трудовой договор, а затем на основании этого договора издают приказ о приеме на работу. Приказ издает и трудовой договор подписывает руководитель организации. В этом договоре можно
пре­дусмотреть условие об испытании продолжительностью не более 6 месяцев (ст. 70 ТК РФ).

В свою очередь, руководитель филиала, уполномоченный на прием работников, подписывает трудовые договоры с ними и приказы о приеме их на работу.

До подписания трудовых договоров и руководителя, и работников необходимо ознакомить под подпись с правилами внутреннего трудового распорядка, иными локальными нормативными актами, непосредственно связанными с трудовой деятельностью работников, коллективным договором (ч. 3 ст. 68 ТК РФ).

В трудовых договорах со всеми работниками, включая руководителя, условие о месте работы должно содержать указания на обособленное структурное подразделение и его местонахождение (абз. 2 ч. 2 ст. 57 ТК РФ, п. 1, 2 ст. 55 ГК РФ). В качестве работодателя в договорах с работниками выступает организация в лице руководителя филиала, действующего на основании доверенности.

К сведению

Если в филиале есть кадровый работник, его обязанности должны обозначаться в трудовом договоре или должностной инструкции. Приказом руководителя филиала устанавливается обязанность по ведению и хранению трудовых книжек.

Особенности перевода.

Трудовым кодексом установлены некоторые особенности при переводе работников филиала, в частности:

  1. При переводе работников из одного филиала в другой.

Сам перевод работника в другой филиал осуществляется в общем порядке. Поскольку изменение структурного подразделения считается изменением существенных условий трудового договора, от работника следует получить согласие. Если работник согласен – перевод оформляется путем заключения дополнительного соглашения и издания приказа о переводе по унифицированной форме Т-5, после чего запись о переводе вносится в трудовую книжку (сведения о трудовой деятельности) и личную карточку работника.

Особенность заключается в том, что работодатель обязан по предварительной договоренности с работником возместить расходы на переезд его самого, членов его семьи и провоз имущества (за исключением случаев, когда работодатель предоставляет работнику соответствующие средства передвижения) и на обустройство на новом месте жительства. Конкретные размеры возмещения определяются соглашением сторон трудового договора (ст. 169 ТК РФ).

  1. При переводе руководителя на другую должность по медицинским показаниям.

По общему правилу ст. 73 ТК РФ при необходимости временного или постоянного перевода руководителя филиала на другую работу по медицинским показаниям и при отказе от перевода либо отсутствии у работодателя соответствующей работы руководитель увольняется по основанию п. 8 ч. 1 ст. 77 ТК РФ. При этом работодателю предоставлено право с письменного согласия руководителя филиала не прекращать с ним трудовые отношения, а отстранить от работы на срок, определяемый соглашением сторон. В период отстранения зарплата такому работнику не начисляется, за исключением случаев, предусмотренных ТК РФ, иными федеральными законами, коллективным или трудовым договором, соглашениями.

Особенности увольнения работников филиала.

Специальные основания увольнения для руководителей филиала

Трудовым кодексом, кроме общих оснований увольнения, для руководителя филиала установлены специальные основания расторжения трудового договора по инициативе работодателя. В частности, трудовой договор может быть расторгнут:

– по п. 9 ч. 1 ст. 81 ТК РФ – принятие руководителем филиала необоснованного решения, повлекшего за собой нарушение сохранности имущества организации, неправомерное его использование или иной ущерб имуществу организации;

– по п. 10 ч. 1 ст. 81 – однократное грубое нарушение трудовых обязанностей. В качестве такого нарушения следует, в частности, расценивать неисполнение возложенных на руководителя филиала трудовым договором обязанностей, которое могло повлечь причинение вреда здоровью работников либо имущественного ущерба организации.

Увольнение в связи с сокращением штата работников

Сама процедура сокращения осуществляется в том же порядке, что и сокращение численности или штата сотрудников организации. Сложности возникают с тем, нужно ли предлагать сокращаемым сотрудникам филиала имеющиеся вакансии в головной организации или других обособленных подразделениях.

В статье 81 ТК РФ сказано, что увольнение по сокращению численности или штата допускается, если невозможно перевести сотрудника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. При этом работодатель обязан предлагать все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности.

Таким образом, работодатель должен предлагать имеющиеся у него вакансии в головной организации и других филиалах, если все они находятся в одной местности. Предлагать вакансии в других местностях работодатель обязан, только если это предусмотрено коллективным или трудовым договором, соглашениями.

Увольнение в связи с закрытием филиала

Если работодатель принял решение закрыть филиал, но организация при этом продолжает деятельность, расторжение трудовых договоров с работниками производится по правилам, предусмотренным для случаев ликвидации организации (ч. 4 ст. 81 ТК РФ).

Это правило применяется только при прекращении деятельности структурного подразделения, расположенного в другой местности. Если же филиал и головная организация находятся в пределах одного населенного пункта, то увольнять по данному основанию нельзя. В таком случае увольнение производят в связи с сокращением штата или численности предприятия.

О предстоящем увольнении в связи с ликвидацией филиала работники предупреждаются персонально и под подпись не менее чем за 2 месяца до увольнения. Трудовой договор может быть расторгнут и до истечения 2 месяцев, но при этом работнику выплачивается дополнительная компенсация в размере его среднего заработка, исчисленного пропорционально времени, оставшемуся до истечения срока предупреждения об увольнении (ст. 180 ТК РФ).

Обратите внимание

Предлагать работнику вакантные должности при закрытии филиала не нужно (если иное не закреплено в трудовом или в коллективном договоре).

В силу ст. 178 ТК РФ при расторжении трудового договора в связи с ликвидацией филиала уволенному выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка.

Если длительность периода трудоустройства работника, уволенного в связи с ликвидацией организации, превышает 1 месяц, работодатель обязан выплатить ему средний месячный заработок за второй месяц со дня увольнения или его часть пропорционально периоду трудоустройства, приходящемуся на этот месяц. В исключительных случаях по решению органа службы занятости населения работодатель обязан выплатить работнику, уволенному в связи с ликвидацией филиала, средний месячный заработок за третий месяц со дня увольнения или его часть пропорционально периоду трудоустройства, приходящемуся на этот месяц, при условии, что в течение 14 рабочих дней со дня увольнения работник обратился в этот орган и не был трудоустроен в течение 2 месяцев со дня увольнения.

Взамен выплат среднего месячного заработка за период трудо­устройства работнику может быть выплачена единовременная компенсация в размере двукратного среднего месячного заработка. Если ему уже была произведена выплата среднего месячного заработка за второй месяц со дня увольнения, единовременная компенсация выплачивается ему с зачетом указанной выплаты.

К сведению

Если руководствоваться ч. 6 ст. 178 ТК РФ, при ликвидации филиала выплатить средний месячный заработок за период трудоустройства или единовременную компенсацию в любом случае надо до завершения процедуры ликвидации.

При увольнении работников в связи с ликвидацией филиала в трудовых книжках необходимо сделать следующую запись:

Итак, мы рассмотрели основные особенности трудовых отношений в филиале. На самом деле их не слишком много. И основная проблема заключается в том, как лучше организовать работу филиала в части регулирования таких отношений.

При централизованном кадровом документообороте возможна масса нарушений трудового законодательства, особенно если филиалов много и они далеко. В частности, не исключены нарушения сроков оформления приема, увольнения, привлечения к дисциплинарной ответственности. Пересылка трудовых книжек по почте также чревата задержками. Но, вероятно, с постепенным переходом на электронный документооборот и электронную трудовую книжку эти вопросы будут решаться оперативнее и проще. Что касается осуществления кадрового делопроизводства филиалами, здесь возможны злоупотребления со стороны руководителей и ответственных лиц, поскольку контролировать все полностью у работодателя не получится.

Каким бы способом ни осуществлялся кадровый документооборот, регулирование трудовых отношений в филиалах требует особого внимания со стороны и руководителя организации, и кадровых служб. В любом случае в локальных актах и положении о филиале следует прописать как можно больше нюансов согласования тех или иных вопросов и документов, сроки и порядок передачи документов и т. д.

Читайте также: