Федеральные законы как источники муниципального права презентация

Обновлено: 16.05.2024

Источники муниципального права России – это официальные способы закрепления норм муниципального права России в актах муниципального законодательства.

Все юридические источники муниципального права России в зависимости от их силы можно условно разделить на несколько видов:

1. международно-правовые акты;

2. акты федерального законодательства;

3. акты законодательства субъектов Федерации;

4. муниципально-правовые акты.

Среди международно-правовых актов, являющихся источниками муниципального права России особое место отводится Европейской хартии местного самоуправления 1985 г., в которой содержатся общепризнанные международно-правовые стандарты регулирования вопросов организации деятельности местного самоуправления в внутринациональном государственном законодательстве.

В частности, в Хартии зафиксированы такие наиболее важные из международно-правовых принципов и норм:

1. на уровне законодательства каждой страны – члена Совета Европы должно быть закреплено правило о признании института местного самоуправления как одной из важнейших демократических основ общественного; и государственного строя и является целесообразным закрепление этого правила на уровне Конституции страны или специальных конституционных законов;

2. населению должно быть предоставлено и гарантировано право участвовать в формировании органов местного самоуправления именно в целях максимального приближения местных органов власти проживающим на местах населением;

3. созданные органы местного самоуправления в любом случае должны быть наделены необходимыми и достаточными полномочиями по решению вопросов местного значения, в том числе их деятельность должна быть подкреплена соответствующими находящимися в их ведении материально-финансовыми средствами и ресурсами;

4. государственные органы вправе осуществлять контроль за деятельностью органов местного самоуправления только по основаниям и в порядке, предусмотренном Конституцией и законами страны.

На уровне федерального законодательства ведущим источником муниципального права России выступает Конституция РФ, а именно Гл. 1-3, 7, 8. В частности в ней содержится ст. 12, предусматривающая правила об организационном обособлении органов местного самоуправления от органов государственной власти; ст. 72 п. “н” закрепляет действие специальной нормы о том, что определение общих принципов организации местного самоуправления относится к совместному ведению РФ и её субъектов. Особенно в Конституции имеется гл. 8, полностью посвящённая правовому регулированию института местного самоуправления в РФ.

Следующим важнейшим видом юридических источников муниципального права России после Конституции РФ являются Федеральные конституционные законы: ФКЗ “О военном положении”; ФКЗ “О чрезвычайном положении”, ФКЗ “О референдуме”.

В свою очередь все ФКЗ”, которые выступают в качестве источников муниципального права России можно условно классифицировать на 3 вида:

Комплексным нормативно-правовым актом, регулирующим все организационные, правовые, финансово-экономические и компетенционные основы местного самоуправления является рамочный Закон № 131-ФЗ “Об общих принципах организации…”.

Все основные специальные законы, регулирующие отдельные вопросы организации деятельности местного самоуправления, должны приниматься на основании и в соответствие с положениями ФЗ № 131-ФЗ. Напр., ФЗ от 2005 г. “О государственной регистрации Уставов муниципальных образований”; ФЗ от 2007 г. “О муниципальной службе в РФ”.

Отраслевыми законами, в которых содержатся отдельные полномочия органов местного самоуправления по управлению различными отраслями и сферами муниципального образования, являются такие акты, как Бюджетный Кодекс РФ; Градостроительный Кодекс РФ, Земельный Кодекс РФ и др.

Другим важнейшим видом источников муниципального права России считаются подзаконные нормативные акты, включающие в себя Акты палат Федерального Собрания РФ, нормативные Указы президента РФ и Постановления Правительства РФ.




К числу Актов палат Федерального Собрания РФ, содержащих в себе муниципально-правовые нормы, можно отнести Постановление Государственной Думы РФ 1996 г. “Об обеспечении реализации конституционного права граждан на участие в осуществлении функций местного самоуправления” и Постановление “О ходе исполнения федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ”.

Нормативные Указы Президента РФ, являющиеся источниками муниципального права, можно также условно классифицировать на 2 группы:

1. те Указы Президента РФ, действие которых направлено на конкретизацию и развитие отдельных положений Конституции РФ, ФКЗ и ФЗ. Напр., Указ Президента РФ 2008 г. “Об эффективности деятельности органов городского самоуправления в муниципальных районах и городских округах”; Указ Президента РФ 1999 г. “Об утверждении основных положений государственной политики в области развития местного самоуправление”;

2. акты, действие которых способствует устранению имеющихся пробелов в действующем законодательстве по вопросам местного самоуправления, они носят замещающий характер и применяются до момента принятия соответствующих ФЗ или внесения изменений и дополнений в действующие ФЗ”. Известно 2 таких указа: Указ Президента РФ 1993 г. “Об утверждении положения о проведении поэтапной конституционной реформы местного самоуправления в РФ”; Указ Президента РФ “О гарантиях местного самоуправления в РФ”.

Особое место среди источников муниципального права России на уровне подзаконных нормативных актов занимают Постановления Правительства РФ, действие которых в основном ориентировано на конкретизацию и развитие отдельных положений ФЗ’ов и нормативных Указов Президента РФ. Причём реализация указанных актов адресована соответствующим уполномоченным органам исполнительной власти на федеральном и региональном уровнях. Напр., Постановление Правительства РФ 2005 г. “Об утверждении федерального реестра Уставов муниципальных образований”.

Специфическое нормативное значение как источников муниципального права России имеют акты Конституционного Суда РФ, а именно – его Постановления, которых даётся развернутая характеристика по отдельным конституционно-правовым вопросам регулирования организации и деятельности местного самоуправления в РФ, а также раскрывается смысл и содержание действующего отраслевого законодательства в сфере местного самоуправления.

В научной литературе отмечается, что акты Конституционного Суда РФ оказывают непосредственное прямое воздействие на формирование необходимой нормативно-правовой базы в области местного самоуправления, т.к. они служат исходными правовыми ориентирами для правотворческой деятельности органов государственной власти РФ и её субъектов. Фактически их значение имеет правотворческий характер.

Ещё одним важнейшим видом источников муниципального права России служат договоры, публичные соглашения с нормативным содержанием. Существует 2 вида таких договоров, соглашений:

1. заключаются по вопросам разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и её субъектов (именно всё, что касается регулирования отдельных вопросов местного самоуправления);

2. договоры о межмуниципальном сотрудничестве, заключаемые между различными видами муниципальных образований. Напр., Договор 1996 г. “О создании межрегиональной ассоциации Сибирских и Дальневосточных городов”.

На уровне субъектов РФ источниками муниципального права России также считаются Конституции, Уставы субъектов Федерации, законы и иные нормативно-правовые акты, принятые органами государственной власти субъектов РФ.

В Томской области к числу таких актов относятся: Закон Томкой области 2005 г. “О муниципальных выборах”; Закон Томкой области 2007 г. “О муниципальной службе в Томкой области ”; Закон Томкой области 1998 г. “О референдуме”.

Наконец, особое значение и роль в системе источников муниципального права России на уровне муниципальных образований отводится актам, принятыми самими органами местного самоуправления. И самым главных из этих актов является Устав муниципального образования.

Согласно Закону № 131-ФЗ в настоящее время Устав муниципального образования может приниматься только 2-мя способами:

1. принятие Устава на заседании представительного органа местного самоуправления не менее чем 2/3 от установленной численности депутатов;

2. принятие на общем собрании, сходе граждан по месту жительства, если численность проживающего населения в сельском поселении составляет до 100 человек.

При этом в Законе № 131-ФЗ устанавливается общеобязательное правило, что перед принятием Устава муниципального образования его Проект должен быть вынесен на публичные слушания среди жителей муниципального образования, которое проводится по решению представительного органа местного самоуправления.

Сама структура и содержание Устава муниципального образования обычно включает в себя такие основанные положения:

1. наименование, вид, состав территории, и описание границ территории, входящей в муниципальное образование;

2. регулирование форм непосредственного прямого участия граждан в осуществлении функций местного самоуправления, а также гарантий реализации права населения по решению вопросов местного значения;

3. порядок формирования, структура органов местного самоуправления, их компетенция и основные организационно-правовые формы деятельности указанных органов;

4. регулирование правового статуса депутатов представительного органа местного самоуправления и иных выборных должностных лиц местного самоуправления;

5. отдельно в Уставе регулируются вопросы предметов ведения и полномочия, отнесённые к компетенции того или иного территориального уровня муниципального образования;

6. вопросы, касающиеся регулирования финансово-экономической основы регулирования местного самоуправления, в том числе полномочия органов местного самоуправления по распоряжению и управлению муниципальным имуществом, формированию и исполнению местного бюджета;

7. положения, затрагивающие формы взаимоотношений между органами государственной власти и органами местного самоуправления; юридической ответственности органов местного самоуправления перед населением муниципального образования, органами государственной власти; физическими и юридическими лицами.

Согласно специальному ФЗ 2005 г. “О государственной регистрации Уставов муниципальных образований” принятый Устав со всеми необходимыми сопроводительными документами, в том числе решением представительного органа местного самоуправления о его принятии, протоколом проведении заседания о принятии Устава передаётся для государственной регистрации в уполномоченный регистрирующий государственный орган, а именно – территориальное подразделение Министерства Юстиции РФ, действующее в том или ином субъекте РФ. Срок регистрации составляет 30 дней с момента передачи Устава на государственную регистрацию в территориальный орган Министерства Юстиции РФ.

По результатам проведения юридической экспертизы регистрирующий государственный орган принимает одно из 2 х следующих решений в отношении Устава муниципального образования:

1. положительное решение о государственной регистрации Устава муниципального образования;

2. об отказе в государственный регистрации Устава муниципального образования. Причём отказе в государственный регистрации Устава муниципального образования возможен только в 2х случаях:

1) нарушение процедуры принятия Устава;

2) противоречие положений Устава Конституции РФ, актам федерального и регионального законодательства.

Отказ в государственный регистрации Устава муниципального образования может быть обжалован органом местного самоуправления в судебном порядке и такое решение суда уже носит окончательный характер.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Что такое источники права. Основные источники права: правовой обычай; судебный прецедент; нормативно-правовой акт; естественное право. Виды нормативных актов: закон: подзаконные акты. Список использованной литературы.

Презентацию подготовил : учитель обществознания

Шолохова Т.В .

ПЛАН Что такое источники права. Основные источники права: правовой обычай; судебный прецедент; нормативно-правовой акт; естественное право. Виды нормативных актов: закон: подзаконные акты. Список использованной литературы.

  • Что такое источники права.
  • Основные источники права:
  • правовой обычай;
  • судебный прецедент;
  • нормативно-правовой акт;
  • естественное право.
  • Виды нормативных актов:
  • закон:
  • подзаконные акты.
  • Список использованной литературы.

Проверка домашнего задания:

Проверка домашнего задания:

  • 1. Ответьте на поставленные вопросы:
  • -Что такое право?
  • -Назовите основные признаки права, которые отличают его от других социальных регуляторов
  • -Что сближает право и мораль
  • -Дайте определение и охарактеризуйте основные признаки нормы права
  • - Дайте определение отрасли права. Приведите примеры основных отраслей
  • -Что представляет институт права, в чем его основные особенности?

Проверка домашнего задания:

ИСТОЧНИКИ (ФОРМЫ) ПРАВА

Официальные, т.е исходящие от государства, способы закрепления правовых норм с целью придания им общеобязательного, юридического характера.

ОСНОВНЫЕ ИСТОЧНИКИ ПРАВА Правовой обычай Судебный прецедент Естественное право Нормативно-правовой акт

ОСНОВНЫЕ ИСТОЧНИКИ ПРАВА

ПРАВОВОЙ ОБЫЧАЙ Это исторически сложившееся правило поведения (в результате его многократного повторения), которое признается государством. Обычай, документально не закрепленный, но фактически, не официально, санкционирующийся государством (пример: в России при разводе супругов суды оставляют детей с матерями) Обычай становится источником права, если на него есть ссылка в законе (пример: ст.5 ГК РФ) . (Обычай делового оборота- одно из средств регулирования предпринимательской деятельности. Например, торговые и портовые обычаи). Обычное право не должно противоречить закону

Это исторически сложившееся правило поведения

(в результате его многократного повторения),

которое признается государством.

Обычай, документально не закрепленный,

но фактически, не официально,

(пример: в России при разводе супругов суды

оставляют детей с матерями)

Обычай становится источником права,

если на него есть ссылка в законе

(пример: ст.5 ГК РФ) .

(Обычай делового оборота- одно из средств регулирования предпринимательской деятельности. Например, торговые и портовые обычаи).

Обычное право не должно противоречить закону

СУДЕБНЫЙ ПРЕЦЕДЕНТ Это конкретное решение по определенному делу судебного органа, которое становится обязательным при рассмотрении аналогичных дел. (стр. уч. № 286). Прецедент становится источником права, если признается, что судебное решение может стать правилом для разрешения подобных случаев на будущее. Один из основных источников права в Великобритании, США, Канаде и Австралии. В РФ задача судов состоит не в создании, а в применении и толковании Норм действующего права.

Это конкретное решение по определенному делу

судебного органа, которое становится обязательным при рассмотрении аналогичных дел. (стр. уч. № 286).

Прецедент становится источником права, если

признается, что судебное решение может стать правилом для разрешения подобных случаев на будущее.

Один из основных источников права

в Великобритании, США, Канаде и

В РФ задача судов состоит

не в создании, а в применении и толковании

Норм действующего права.

НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ АКТ Это государственный правовой акт, содержащий нормы поведения, общие правила. (Законы, подзаконные акты). Устанавливаются государством напрямую в процессе его правотворческой деятельности в виде актов компетентных государственных органов либо путем санкционирования сложившихся правил, норм поведения, судебных решений. общеобязательность; гарантированность со стороны государства; предусмотрены принудительные санкции в отношении нарушителей правовых норм, закрепленные в нормативном акте; возможность оперативно издавать, изменять или отменить нормативно-правовой акт правотворческими органами; официальное опубликование (ст.15 Конституции РФ); изложение юридическим языком. В РФ нормотворческую деятельность осуществляет Федеральное собрание (парламент РФ), Президент РФ, Правительство РФ и другие органы.

Это государственный правовой акт, содержащий нормы поведения, общие правила. (Законы, подзаконные акты).

Устанавливаются государством напрямую в процессе его правотворческой деятельности в виде актов компетентных государственных органов либо

путем санкционирования сложившихся правил, норм поведения, судебных решений.

  • общеобязательность;
  • гарантированность со стороны государства;
  • предусмотрены принудительные санкции в отношении

нарушителей правовых норм, закрепленные в нормативном

  • возможность оперативно издавать, изменять или отменить

нормативно-правовой акт правотворческими органами;

  • официальное опубликование (ст.15 Конституции РФ);
  • изложение юридическим языком.

В РФ нормотворческую деятельность осуществляет Федеральное собрание

(парламент РФ), Президент РФ, Правительство РФ и другие органы.

ЕСТЕСТВЕННОЕ ПРАВО Прирожденные и неотчуждаемые (естественные) права человека, которые официально признаны государством и закреплены в его конституции и других законах. впервые в истории естественное право получило официальное признание и законодательное закрепление в Декларации независимости США от 4 июля1776 г. в 1789 г. Учредительным собранием Франции была принята Декларация прав человека и гражданина;

Прирожденные и неотчуждаемые (естественные) права человека, которые официально признаны государством и закреплены в его конституции и других законах.

  • впервые в истории естественное право получило официальное признание и

законодательное закрепление в Декларации независимости США от 4 июля1776 г.

  • в 1789 г. Учредительным собранием Франции была принята Декларация прав

человека и гражданина;

ВИДЫ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ

(по юридической силе)

Верховенство (главенство) нормативных актов

Нормативно - правовой акт , принятый в особом порядке органом законодательной власти или референдумом, выражающий волю народа, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения.

Не должен противоречить конституции

Обладает высшей юридической силой

по сравнению со всеми другими актами

Любой закон ограничивает произвол власти

ВИДЫ ЗАКОНОВ РФ Федеральные конституционные Основные Субъектов РФ Федеральные Конституция РФ, конституции республик в составе РФ Законы, уставы субъектов РФ. Не могут противоречить федеральным конституционным законам. Принимаются по предметам ведения РФ и по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ. Не могут противоречить федеральным конституционным законам. Принимаются по предметам ведения РФ, а также в случаях, прямо предусмотренных в Конституции РФ

ВИДЫ ЗАКОНОВ РФ

Не могут противоречить

Принимаются по предметам ведения РФ

и по предметам совместного ведения РФ и

субъектов РФ. Не могут противоречить федеральным

Принимаются по предметам ведения РФ,

а также в случаях, прямо предусмотренных

в Конституции РФ

Задание № 2

Нормативно - правовой акт, изданный на основе и во исполнение законов. Обладают меньшей юридической силой, чем законы, и базируются на них. Играют вспомогательную и детализирующую роль.

Издаются на основе законов и должны им соответствовать

Принимаются в развитии закона

Виды подзаконных актов

  • Указы Президента РФ, содержащие нормы права;
  • Постановления Правительства РФ и распоряжения

Председателя Правительства РФ;

  • Постановления Совета Федерации и Государственной Думы;
  • Нормативные акты, принятые органами государственной

власти и управления субъектов РФ: постановления, распоряжения и другие;

(от лат. constitutio – установление, устройство) единый, обладающий особыми юридическими свойствами нормативно - правовой акт, посредством которого народ учреждает основные принципы устройства общество и государства, закрепляет правовой статус человека и гражданина.

содержит нормы, имеющие прямое действие

обладает высшей юридической силой

учредительный, основополагающий характер

Конституция Российской Федерации (12 декабря 1993 г.) – это Основной закон России, закрепляющий основы конституционного строя, организации государственной власти и взаимоотношений между гражданином, обществом и государством.

Муниципальное право Организационные основы местного самоуправления

№ слайда 1

Муниципальное право Организационные основы местного самоуправления

Структура органов МСУ совокупность организационных единиц и должностных лиц в си

№ слайда 2

Структура органов МСУ совокупность организационных единиц и должностных лиц в системе МСУ, имеющих правовой статус органа местного самоуправленияНо № 131- ФЗ не определяет четко, что такое структура органов МСУ

Структура органов МСУ определена, если установлены: перечень действующих в этом

№ слайда 3

Структура органов МСУ определена, если установлены: перечень действующих в этом поселении органов (как коллегиальных, так и единоличных)способ их формирования (избрание или иной способ наделения полномочиями)компетенция каждого из этих органовсистема взаимоотношений и взаимодействия между ними, включая подотчетность, подконтрольность и другие вопросы

Модель 1. Допустима только для сельских поселений

№ слайда 4

Модель 1. Допустима только для сельских поселений

Модель 2. Традиционный вариант (для всех типов МО)

№ слайда 5

Модель 2. Традиционный вариант (для всех типов МО)

Модель 3. Глава МО = председатель представительного органа МО (для всех типов МО

№ слайда 6

Модель 3. Глава МО = председатель представительного органа МО (для всех типов МО)

Модель 4. Избрание жителями только представительного органа МО (для всех типов М

№ слайда 7

Модель 4. Избрание жителями только представительного органа МО (для всех типов МО)

Модель 5. Допустима только для МР

№ слайда 8

Модель 5. Допустима только для МР

Представительный орган муниципального образования состоит из депутатов, избираем

№ слайда 9

Представительный орган муниципального образования состоит из депутатов, избираемых на муниципальных выборах, иногда включает глав поселений, входящих в состав муниципального района

Представительный орган поселения не формируется, его полномочия осуществляются с

№ слайда 10

Представительный орган поселения не формируется, его полномочия осуществляются сходом граждан если численность жителей поселения, обладающих избирательным правом, составляет менее 100 человек

Закрепление порядка формирования представительного органа закрепляется в уставе

№ слайда 11

Закрепление порядка формирования представительного органа закрепляется в уставе муниципального района в течение одного месяца со дня начала работы соответствующего представительного органа

Численность депутатов Определяется уставом м/о, в зависимости от численности нас

№ слайда 12

Численность депутатов Определяется уставом м/о, в зависимости от численности населения согласно диаграмме.При этом минимальное количество депутатов должно быть:В муниципальном районе не менее 15 чел.В городском округе не менее 10 чел.


№ слайда 13

При досрочном прекращении полномочий представительного органа Выборы проводятся:

№ слайда 14

При досрочном прекращении полномочий представительного органа Выборы проводятся:В течении 3 месяцев непосредственно населением (муниципальное образование)В течении 1 месяца через представительство (в муниципальный район из поселений)

Местная администрация исполнительно-распорядительный орган муниципального образо

№ слайда 15

Местная администрация исполнительно-распорядительный орган муниципального образования


№ слайда 16

Состав местной администрации МО

№ слайда 17

Состав местной администрации МО

Формирование структуры местной администрации это образование комитетов, отделов,

№ слайда 18

Формирование структуры местной администрации это образование комитетов, отделов, служб и других структурных подразделений и наделение их соответствующими полномочиями для реализации тех или иных функций При формировании структуры необходимо учитывать:особенности конкретного муниципального образования плотность населенияособенности организации предоставления услугперечень вопросов местного значения, установленный для соответствующего типа МО, иных закрепленных в уставе вопросов наличие переданных государственных полномочий степень развитости различных форм самоорганизации населения, способных участвовать в решении вопросов местного значения

Принципы формирования структуры администрации: Целесообразность и логика, четкое

№ слайда 19

Примерная структура местной администрации для поселений

№ слайда 20

Примерная структура местной администрации для поселений

Статус Главы местной администрации (назначенного)работающего по контракту Услови

№ слайда 21

Статус Главы местной администрации (назначенного)работающего по контракту Условия контракта утверждаются: представительным органом моГлава местной администрации руководит на принципах единоначалия Является муниципальным служащим (категория Б)На него распространяются все ограничения связанные со статусом служащего

Контрольный орган МО создается с целью контроля за исполнением местного бюджета,

№ слайда 22

Контрольный орган МО создается с целью контроля за исполнением местного бюджета, соблюдением установленного порядка подготовки и рассмотрения проекта местного бюджета, отчета о его исполнении, включая контроль за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности.

Избирательная комиссия МО муниципальный орган, который не входит в структуру орг

№ слайда 23

Избирательная комиссия МО муниципальный орган, который не входит в структуру органов МСУорганизует подготовку и проведение муниципальных выборовместного референдумаголосования по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправленияголосования по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования

Муниципальная служба в Российской Федерации Профессионализм и компетентностьОтве

№ слайда 24

Муниципальная служба в Российской Федерации Профессионализм и компетентностьОтветственность и самостоятельностьЗаконность и приоритет прав и свобод человекаРавный доступ и единство требованийВнепартийностьПравовая и социальная защищенность

Муниципальные должности Выборныедолжности Категория А Невыборные должности Катег

№ слайда 25

Муниципальные должности Выборныедолжности Категория А Невыборные должности Категория Б и ВДолжности муниципальной службы

Муниципальные должности

№ слайда 26

Должности категории В Высшая должность Главная должность Ведущая должность Старш

№ слайда 28

Должности категории В Высшая должность Главная должность Ведущая должность Старшая должность Младшая должность

Высшие должности Первый заместитель главы администрации м/оЗаместитель главы адм

№ слайда 29

Высшие должности Первый заместитель главы администрации м/оЗаместитель главы администрации м/оГлава администрации м/о (назначенный).

Главные должности Начальник управления, департаментаПредседатель комитетаНачальн

№ слайда 30

Главные должности Начальник управления, департаментаПредседатель комитетаНачальник (заведующий) отдела, службыРуководитель территориального структурного подразделенияУправляющий делами администрации м/оГлавный бухгалтер администрации м/о

Ведущие должности Заместитель начальника управления Заместитель начальника (заве

№ слайда 31

Ведущие должности Заместитель начальника управления Заместитель начальника (заведующего) отдела, службыЗаместитель председателя комитетаНачальник (заведующий) отдела в составе управления, комитетаНачальник (заведующий) сектора в составе управления, комитета, отдела Консультант (управления, отдела, службы) Главный бухгалтер управления, отдела, службы, территориального подразделения

Старшая должностьГлавный специалист Ведущий специалист Младшая должность Специал

№ слайда 32

Старшая должностьГлавный специалист Ведущий специалист Младшая должность Специалист 1-й категорииСпециалист 2-й категорииСпециалист

В квалификационные требования к муниципальным служащим включаются требования к:

№ слайда 33

В квалификационные требования к муниципальным служащим включаются требования к: уровню профессионального образования с учетом группы должностей муниципальной службыстажу и опыту работы по специальностиуровню знания Конституции РФ, федерального законодательства, законодательства субъекта РФ, устава и иных нормативных правовых актов муниципального образования применительно к исполнению соответствующих должностных обязанностей

Гражданам, претендующим на должность муниципальной службы, необходимо высшее про

№ слайда 34

Поощрения муниципального служащего денежное поощрениеобъявление благодарностинаг

№ слайда 35

Поощрения муниципального служащего денежное поощрениеобъявление благодарностинаграждение ценным подаркомнаграждение Почетной грамотойвнеочередное присвоение квалификационного разрядаприсвоение почетного званияпредставление к правительственным наградам

Дисциплинарные взыскания Замечание Выговор Увольнение

№ слайда 36

Слайды и текст этой презентации


ИСТОЧНИКИ ПРАВА. ЗАКОН КАК ИСТОЧНИК ПРАВА

Преподаватель Анна Александровна Булатова, к.ю.н.


Понятие источника права

Формы (источники) права – официальные способы выражения и закрепления правовых норм.

Источники права - факторы, порождающие появление и действие права


Источник (форма) права

Нормативный правовой акт

Нормативный правовой договор

Виды источников права

Правовой обычай - правило поведения, сложившееся на основе повторения каких-либо фактических отношений, ставшее юридической нормой из-за общего значения и длительного фактического применения.

Правовым обычай становится после того, как получает официальное одобрение государства в качестве источника права. Дошедшие до нас законодательные памятники прошлого (Законы Ману, Русская Правда) — это сборники правовых обычаев. Правовые обычаи до наших дней широко применяются при регулировании некоторых общественных отношений (наследственных, семейно-брачных, международных).


Судебный прецедент (от лат. "praecedentis"— предшествующий) признавался источником права еще в Древнем Риме.
Это решение суда по конкретному делу, которое становится обязательным правилом при решении всех аналогичных дел. Распространенный в Средневековье, судебный прецедент постепенно теряет свое значение, играя в настоящее время важную роль лишь в Англии и в странах, где действует англосаксонская правовая система.


Правовая доктрина - это высказывания представителей власти и ученых, судебные речи блестящих юристов, которым придается общеобязательное значение.

Выдающимся римским юристам предоставлялось право давать разъяснения, обязательные в дальнейшем для судов. В настоящее время правовая доктрина выступает в качестве источника права в мусульманских странах, что подтверждается законодательством арабских стран.


Священные книги, являясь одним из древнейших источников права, сохраняют свое значение до наших дней в странах, где действует мусульманское право.
В священных книгах изложены религиозные нормы, которым государство придает статус правовых, а следовательно, общеобязательных.


Нормативный правовой договор — это юридический документ, выражающий взаимное изъявление воли сторон, встречное принятие на себя каждой из них юридических обязанностей.

В таком договоре содержится волеизъявление сторон по поводу прав и обязанностей, а также закрепляется добровольное согласие выполнять принятые обязательства. Действует в международном праве.

Нормативный правовой договор


Международные правовые акты в соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ являются источником права: "Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы.
Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора".
Это конвенции и декларации

Международный правовой акт


Всеобщая декларация
прав человека -
рекомендованный для всех
cтран-членов ООН документ,
принятый 10 декабря 1948 года

10 декабря - День прав человека

Декларация имеет только
статус рекомендации

Конвенция - разновидность
международного договора,
нормы которого
являются юридически
обязательными для сторон,
подписавших эту конвенцию

Международные нормативные правовые акты о правах человека


Государство закрепляет нормы права в официальном письменном документе, такие документы называют НОРМАТИВНЫМИ ПРАВОВЫМИ АКТАМИ - документ, который создается государственными органами и содержит нормы права

Нормативные правовые акты


1) содержит нормы права, т. е. общие правила поведения;
2) имеет государственный характер, исходит от государства;
3) принимается с соблюдением определенной процедуры;
4) имеет заранее установленную юридическую силу;
5) имеет признаки официального письменного документа;
6) обладает четкими временными, пространственными и субъективными пределами действия.

Признаки нормативного правового акта


Иерархия нормативных актов (по юридической силе)

Закон - это нормативный правовой акт, который:

-обладает высшей юридической силой;

- принимается представительными (законодательными) органами государственной власти в особом порядке,

в редких случаях законы принимаются путем референдума - всенародного голосования;

регулирует наиболее значимые общественные отношения.

Понятие и признаки закона


Законы создаются в процессе законотворчества законодательным органом государства, в состав которого входят представители народа. Этим объясняется легитимность закона и наделение его высшей юридической силой: в случае противоречия между нормой закона и подзаконного акта применяется норма закона.

Если друг другу противоречат нормы законов, обладающих равной юридической силой, то применяется закон, изданный позднее! Кроме того, закон не может быть отменен или изменен никаким иным нормативным правовым актом (кроме закона, принятого позднее).

Однако, закон может отменить или изменить любой другой нормативный правовой акт!

Высшая юридическая сила


Обычные (простые) законы


Конституция РФ – основной закон

обладает высшей юридической силой в системе всех нормативных актов страны;

имеет прямое действие;

является базой всего законодательства.



- регулируют вопросы особой важности!

Сейчас ФКЗ 139 (со всеми внесениями изменений, а базовых – всего 31)! А простых ФЗ – 7394!

ФКЗ - это законы, принятие которых предусмотрено в самом тексте Конституции и которые вносят изменения в Конституцию.
Особенности:

1) обладают более высокой юридической силой по сравнению с обыкновенными законами;

2) принимаются в особом порядке - квалифицированным большинством, т.е. заранее установленным повышенным кворумом при голосовании.
В России, например, за принятие ФКЗ должны проголосовать не менее 2/3 депутатов Государственной Думы и 3/4 членов Совета Федерации от их списочного состава. В то время как для принятия обыкновенного закона достаточно простое большинство голосов в обеих палатах (50% плюс один голос);

3) Глава государства не обладает правом вето в отношении ФКЗ, а должен по истечении определенного срока (в России - в течение 14 дней) подписать ФКЗ и обнародовать его.

Федеральные конституционные законы (ФКЗ)


4. Промульгация – подписание официального текста Президентом и его официальное опубликование


Субъекты права законодательной инициативы


Подзаконные акты (указы, постановления, приказы, инструкции…)
- обладают меньшей юридической силой, чем закон (издаются на основании и во исполнение законов)
Их принимают органы исполнительной власти и должностные лица –
Президент РФ (указы, распоряжения),
Правительство Российской Федерации (постановления, распоряжения),
Министерства (разъяснения)
и другие органы власти в пределах своей компетенции.


Начинается с момента вступления его в силу (дата или момент опубликования), а прекращается с момента утраты им юридической силы
Нормативные правовые акты прекращают действие (утрачивают силу) в результате следующих трех обстоятельств:
1) по истечении срока действия,
на который был принят акт,
2) в результате прямой отмены
(официально объявлен отмененным)
3) в результате косвенной отмены
(принятие нового НПА)

Действие НПА во времени


Определяется территорией, на которую распространяются властные полномочия органа, издавшего акт (с учетом принципа экстерриториальности): 1. На всю территорию России распространяется действие Конституции РФ, федеральных НПА.
2. На территорию субъекта РФ - действие актов органов государственной власти субъекта РФ
3. На строго определенной ограниченной части территории (например, при введении режима чрезвычайного положения при наводнении региона).
4. Локальные акты, которые действуют на ограниченной территории предприятия, учреждения, организации.

Действие НПА в пространстве


1. Распространяется на всех граждан РФ, а также
иностранцев, лиц без гражданства (апатридов) и лиц с двойным гражданством (бипатридов).

2. Отдельные НПА распространяются только на конкретные категории граждан (например, на судей или военнослужащих, пенсионеров и др.)

3. Сотрудники дипломатических, консульских
и иных зарубежных госучреждений
пользуются дипломатическим иммунитетом.

Действие НПА по кругу лиц


Закону может быть придана обратная сила! То есть его нормы могут быть распространены на отношения, возникшие до его принятия.

Обратная сила придается НПА в случаях:
когда законодатель принимает такое решение
(отношения, которые вообще не были урегулированы ранее).
2) когда акты отменяют или смягчают наказание по сравнению с предшествующим законом, т.е. создают более льготный режим.

Читайте также: