Кому подчиняется начальник управления уголовного розыска

Обновлено: 25.06.2024

Так почему же были ликвидированы РУБОПы? Потому что организованная преступность в России была полностью уничтожена? Или потому что сами органы, созданные для борьбы с оргпреступностью срослись с нею, став насквозь коррумпированными?

Региональные управления по организованной преступности (РУОПы) были образованы в 1993 году. Позднее были переименованы в Региональные управления по борьбе с организованной преступностью (РУБОПы). Они сразу были выведены из подчинения местных ГУВД и были напрямую замкнуты на МВД. Это было сделано во избежание утечки информации и попыток воспрепятствования работе со стороны части сотрудников местной милиции, находившихся на содержании ОПГ.

Основное отличие работы уголовного розыска от УБОПа, было в том что первый работал от преступления к человеку (то есть искал человека совершившего преступное деяние), то второй работал наоборот, от преступника к преступлению. Поскольку УБОПовцы знали на что способны члены ОПГ, тем самым препятствовали готовящимся преступлениям либо собирали доказательную базу о их причастности к уже совершенному противозаконному деянию.

Придерживаясь этого принципа, РУБОПы сумели разгромить большинство наиболее крупных организованных преступных группировок и заметно пошатнуть воровские позиции. Конечно полностью ликвидировать оргпреступность не получилось, поскольку многие "воры в законе" уехали за границу, а кто-то легализовался, уйдя в бизнес или политику. Тем не менее, к концу 90-х, удалось остановить разгул бандитизма

В 2001 году, приказом министра МВД Бориса Грызлова, РУБОПы были расформированы. Это объяснялось не эффективностью их работы и тем что они не в полной мере владеют оперативной обстановкой. А также самой высокой коррумпированностью среди структур МВД.

Позднее, уже ослабленные и подчиненные местным УВД, УБОПы окончательно ликвидировал своим указом Медведев.

Понятно, что какая-то часть сотрудников РУБОПов действительно была коррумпирована. Но специфика современной российской действительности такова, что коррупции подвержены все органы правоохранительной системы, включая ту же ФСБ. Но ведь с ними не расправляются столь радикальным способом, не ликвидируют.

РУБОПы были независимыми от других правоохранительных структур, имели сильные оперативные позиции, могли практически на равных соперничать с ФСБ, что очень не нравилось последним.

Когда к власти пришел небезызвестный выходец из Лубянки, началось противостояние за передел влияния. С одной стороны выступала так называемая "Семья", поддерживаемая министром МВД Рушайло В.Б., а с другой ФСБ поддерживающая своего бывшего патрона. Конфликт этот закончился полной победой органов госбезопасности. Президент снял с поста Рушайло, а на его место посадил вроде вполне себе гражданское лицо - Грызлова Б.В. На поверку оказавшегося одноклассником тогдашнего главы ФСБ. Новый министр МВД сразу же провел реформы, ряд подразделений МВД был упразднен, в том числе РУБОПы, любимое детище прежнего главы ведомства. Также произошла зачистка нелояльного руководства МВД, а на их место назначены выходцы из ФСБ. Система же оперативно-разыскных мероприятий была взята под контроль госбезопасности.

Однако даже после реорганизации УБОПы, которые переподчинили региональным Главкам, сумели сохранить свои оперативные позиции, в том числе и коррупционные. В связи с этим ФСБ позднее, уже через Медведева, полностью расправилось со своим конкурентом.

Кроме этого, существует мнение, что вошедшие во власть представители криминалитета сумели продавить решение об упразднении РУБОПов.

Тем не менее, чтобы ни было причиной ликвидации РУБОПов, это привело к очень негативным последствиям. Были утеряны механизмы получения оперативной информации, утрачены многолетние архивы и наработки. Серьезно упал уровень профессионализма сотрудников МВД,

Статью о самом громком противостоянии силовиков можно прочитать по этой ссылке .

Статью о ликвидации ФСКН можно прочитать по этой ссылке .

Статью о ликвидации налоговой полиции можно прочитать здесь .

А что вы думаете по этому поводу? Пишите комментарии.

Если статья понравилась, пожалуйста, поддержите канал: ставьте "палец вверх ", подписывайтесь и делитесь ссылкой с друзьями, чтобы не пропустить новые статьи.

· Осуществление оперативно — розыскной деятельности (ОРД), направленных на предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений общеуголовной направленности, розыск лиц, скрывшихся от следствия и суда, без вести пропавших граждан и установления личности не опознанных трупов;

· Проведение дознания по уголовным делам, по которым предварительное следствие не обязательно (в настоящее время дознание по уголовным делам в РФ проводится дознавателями отделов дознания органов внутренних дел);

· Оперативное сопровождение предварительного расследования по уголовным делам;

· Исполнение отдельных поручений следователя.

Должностные обязанности оперуполномоченного уголовного розыска

— исследование предметов, документов;

— проведение визуального осмотра зданий, предметов, помещений, транспорта;

— проведение проверочных закупок;

— установление контроля за почтовыми отправлениями;

— прослушивание телефонных звонков;

— произведение оперативного внедрения;

— получение сведений через технические каналы.

Таким образом, целью деятельности оперуполномоченного уголовного розыска является получение сведений в рамках возбужденного уголовного дела.

Заключение

Важнейшим условием успешного решения задач, возложенных на уголовный розыск, является грамотная организация деятельности ОУР и поддержание тесной связи с населением и взаимодействие с общественными формированиями, участвующими в охране общественного порядка. С этой целью сотрудники уголовного розыска устанавливают деловые контакты с местными жителями, администрацией, должностными лицами и работниками жилищных органов, которые могут оказать реальную помощь и необходимое содействие в охране общественного порядка.

Заключительный вывод

Общее впечатление от пройденной учебной практики – положительное. Считаю, что цель проделанной работы – углубление и расширение теоретических знаний, получение практического опыта – выполнена.

Я считаю, что все цели и задачи, поставленные мной в начале пути, были достигнуты. Я думаю, что опыт, полученный мной на данной практике, несомненно, пригодиться мне в дальнейшем, при построении своей профессиональной деятельности.

В заключение своего отчета хочу сказать, что при прохождении производственной практики особых трудностей не возникало. Было очень интересно познакомиться с работой полиции в ОМВД России по г.Новочебоксарск. Данная преддипломная практика, несомненно, поможет мне в дальнейшей работе полицейского. Я выбрал эту профессию что бы служить России и ее народу. Я еще раз убедился в том что полицейский — это мое призвание.

Характеристика – Отзыв

1. Степень выполнения программы практики: намеченная программа практики выполнена в полном объеме.

2. Характеристика работы практиканта за период прохождения практики: Яковлев Евгений Геннадьевич проявил себя как инициативный, исполнительный и дисциплинированный работник. Ответственно относится к выполнению своих обязанностей. В работе его можно характеризовать как волевого, напористого, целеустремленного сотрудника. Все порученные задания выполняет своевременно и качественно. Обладает необходимыми знаниями в своей области. Активно расширяет сферу своей деятельности за счет освоения новых участков работы.

Яковлев Евгений Геннадьевич работает эффективно без контроля. Производственные задания всегда выполнял в установленные сроки. Евгений не теряется в стрессовой ситуации, при жестком лимите времени умеет выделить главное и активно действует в соответствии с имеющимися возможностями. Быстро и качественно усваивает новую информацию. Стремится к приобретению новых знаний и навыков. Яковлев Е.Г. внимательно относится к критическим замечаниям в свой адрес, принимает их к сведению и делает конструктивные выводы. За время прохождения практики Яковлев Евгений Геннадьевич практически реализовал свой профессиональный опыт, оказывая помощь сотрудникам полиции.

Оперуполномоченный ОУР ОМВД

России по г.Новочебоксарск

лейтенант полиции А.А. Михайлов

Список используемой литературы

1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г.,-М. Эксмо, 2011.

2. Конституция Чувашской Республики от 30.11.2000г.(с измен. и доп.)-2010 г.

3. Уголовный кодекс РФ/-М. : Эксмо, 2012.-240 с.

4. Уголовно-процессуальный кодекс РФ/-М. : Эксмо, 2012.-320 с.

5. Федеральный закон "Об оперативно-розыскной деятельности" от 12.08.1995г. №144-ФЗ (ред. от 06.07.2016г.)

ЗАДАНИЕ

Студенту на практику в подразделениях криминальной милиции органов внутренних дел России

(подразделения уголовного розыска)

Информация о правоохранительном органе.

Уголовный розыск входит в состав Криминальной милицию органов внутренних дел России. Это основное и наиболее мощное оперативно-разыскное подразделение по борьбе с общеуголовной преступностью. В своей деятельности уголовный розыск активно взаимодействует с другими службами криминальной милиции (подразделениями по борьбе с экономическими преступлениями и налоговыми преступлениями; подразделения по борьбе с незаконным оборотом наркотиков; подразделения по борьбе с организованной преступностью и терроризмом; оперативно-поисковыми подразделениями; подразделениями по осуществлению специальных технических мероприятий; подразделениями по обеспечению собственной безопасности; отрядами милиции специального назначения и подразделениями оперативно-разыскной информации.

Подразделения уголовного розыска входят в состав всех районных (городских) и линейных органов внутренних дел. Они действуют во всех органах внутренних дел, включая органы внутренних дел на железнодорожном, водном и воздушном транспорте[1] и органы внутренних дел в закрытых административно-территориальных образованиях[2] и на особо важных и режимных объектах.[3]

Нормативная база.

Деятельность уголовного розыска регламентируется следующими основными нормативными актами открытого характера:

5) законом Республики Татарстан от 1.11.2005 г. № 107-ЗРТ “Об участии граждан в обеспечении общественного порядка в Республике Татарстан”;

13) Инструкцией по работе с обращениями граждан в системе МВД России, утвержденной приказом МВД РФ от 22.09.2006 г. № 750.

Основные задачи и обязанности уголовного розыска.

1. Основные задачи уголовного розыска:

выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, по делам о которых обязательно производство предварительного следствия, организация и осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения уголовного наказания, без вести пропавших и иных лиц в случаях, предусмотренных законодательством РФ, производство дознания, а также оказание содействия милиции общественной безопасности.

2. Основные обязанности сотрудников уголовного розыска:

Сотрудники подразделений уголовного розыска выявляют, предупреждают, пресекают и раскрывают преступления, устанавливают и разыскивают лиц, занимающихся приготовлением или покушением на преступление, принимают к ним меры, предусмотренные законом. При проведении оперативно-разыскных мероприятий, выявляют причины и условия, способствующие совершению преступлений, принимают в пределах своей компетенции меры по их устранению. Документируют противоправные действия, направленных на приготовление к преступлению или покушение на преступление. Поддерживают взаимодействие с участковыми уполномоченными милиции, сотрудниками подразделений по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних и другими сотрудниками и службами милиции общественной безопасности.[4] Оперативно-разыскными средствами выявляют организованные группы или преступные сообщества (преступные организации) несовершеннолетних и осуществляют специальные мероприятия по пресечению их деятельности и разобщению. Информируют подразделения по предупреждению преступлений несовершеннолетних[5] о совершенных несовершеннолетними правонарушений, иных формах их противоправного поведения для принятия к ним профилактических мер. Кроме того, с целью предупреждения повторных преступлений со стороны лиц, состоящих под административным надзором милиции, а также лиц, осужденных к наказаниям, не связанным с лишением свободы, осуществляют в отношении них оперативно-розыскных мероприятия.

Устанавливают достоверность сведений, необходимых для принятия решения о выдаче гражданам лицензий на частную детективную и охранную деятельность. Осуществляют оперативно-профилактические мероприятия по предупреждению и пресечению правонарушений в деятельности охранно-сыскных предприятий и по выявлению фактов незаконного использования служебного и гражданского оружия охранными предприятиями. Принимают меры по их пресечению и привлечению виновных лиц к ответственности в соответствии с законом. Осуществляют проверки деятельности работников охранно-сыскных предприятий. Информируют подразделения ЛРР о противоправных действиях работников охранно-сыскных предприятий для принятия мер в соответствии с законом. Взаимодействуют с подразделениями милиции общественной безопасности, по борьбе с налоговыми преступлениями и другими правоохранительными органами по сбору оперативной информации о правонарушениях в сфере частной детективной и охранной деятельности.

По результатам практики студент должен знать:

1) основное содержание нормативных актов открытого характера, регулирующих деятельность уголовного розыска. При издании новых нормативных актов открытого характера, студент должен изучить их и кратко законспектировать.

3) Условия и основной принцип формирования в уголовном процессе доказательств на основе данных, полученных в ходе проведения оперативно-разыскных мероприятий (легализация оперативно-разыскных данных для целей доказывания в уголовном процессе, ст. ст. 74, 75, 88, 89 УПК РФ).

4) Правовой статус сотрудника милиции.

Приказ МВД РФ от 19 июня 2012 г. N 608
"О некоторых вопросах организации оперативно-розыскной деятельности в системе МВД России"

С изменениями и дополнениями от:

4 августа, 29 сентября 2016 г., 14 августа 2018 г., 1 июля 2019 г.

В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности"*(1) приказываю:

1. Утвердить прилагаемый Перечень оперативных подразделений системы МВД России, правомочных осуществлять оперативно-розыскную деятельность.

2. Установить, что в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации*(2) к оперативно-розыскной деятельности допускаются по должности*(3):

Информация об изменениях:

Приказом МВД России от 4 августа 2016 г. N 452 в подпункт 2.1 внесены изменения

2.1. В центральном аппарате МВД России — Министр внутренних дел Российской Федерации*(4) и его заместители, ответственные за деятельность оперативных подразделений; начальники Главного управления уголовного розыска, Главного управления по контролю за оборотом наркотиков, Главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции, Главного управления по противодействию экстремизму, Главного управления собственной безопасности, Главного управления на транспорте, Национального центрального бюро Интерпола, Управления по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите, Управления оперативно-разыскной информации МВД России и их заместители.

2.2. В территориальных органах МВД России*(5):

2.2.1. Начальники территориальных органов МВД России и их заместители, ответственные за деятельность подразделений, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а также заместители начальников полиции по оперативной работе.

Информация об изменениях:

Подпункт 2.2.2 изменен с 22 сентября 2018 г. — Приказ МВД России от 14 августа 2018 г. N 522

2.2.2. Начальники подразделений уголовного розыска, по контролю за оборотом наркотиков, экономической безопасности и противодействия коррупции, по борьбе с преступными посягательствами на грузы, собственной безопасности, оперативно-разыскной информации, по противодействию экстремизму, по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите, бюро специальных технических мероприятий, оперативно-поисковых бюро, межрегиональных оперативно-разыскных подразделений, оперативно-разыскных частей территориальных органов МВД России и их заместители, за исключением заместителей начальников подразделений собственной безопасности*(6).

2.2.3. Начальники отделов (отделений, пунктов) полиции в составе территориальных органов МВД России на межрегиональном и районном уровнях и их заместители, ответственные за деятельность подразделений, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность*(7).

Информация об изменениях:

Приказом МВД России от 29 сентября 2016 г. N 599 пункт 2 дополнен подпунктом 2.2.4

2.2.4. Начальники линейных отделов (отделений, пунктов) полиции в составе территориальных органов МВД России на железнодорожном, водном и воздушном транспорте на межрегиональном и районном уровнях, при отсутствии в них штатных должностей оперативных сотрудников.

Информация об изменениях:

Приказом МВД России от 29 сентября 2016 г. N 599 в пункт 3 внесены изменения

3. Установить, что в системе МВД России к контролю за оперативно-розыскной деятельностью допускаются руководители органов внутренних дел, уполномоченные на осуществление оперативно-розыскной деятельности (за исключением руководителей подразделений, указанных в подпункте 2.2.4), а также главные инспекторы МВД России и главные инспекторы инспекций территориальных органов МВД России на региональном уровне.

4. Разрешить руководителям органов внутренних дел, уполномоченным на осуществление оперативно-розыскной деятельности, в пределах своих полномочий расходование денежных средств, выделяемых на осуществление оперативно-розыскной деятельности.

5. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на заместителей Министра, ответственных за деятельность оперативных подразделений.

6. Считать утратившим силу приказ МВД России от 15 августа 2011 г. N 938*(8).

Информация об изменениях:

Приказом МВД России от 4 августа 2016 г. N 452 сноска изложена в новой редакции

*(1) Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 33, ст. 3349; 1997, N 29, ст. 3502; 1998, N 30, ст. 3613; 1999, N 2, ст. 233; 2000, N 1, ст. 8; 2001, N 13, ст. 1140; 2003, N 2, ст. 167; N 27, ст. 2700; 2004, N 27, ст. 2711; N 35, ст. 3707; 2005, N 49, ст. 5128; 2007, N 31, ст. 4008, 4011; 2008, N 18, ст. 1941, N 52, ст. 6227, 6235; 2016, N 27, ст. 4238.

*(2) Далее — "МВД России".

*(3) Далее — "руководители органов внутренних дел, уполномоченные на осуществление оперативно- розыскной деятельности".

*(4) Подпункт 11 пункта 12 Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 1 марта 2011 г. N 248 "Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 10, ст. 1334).

Информация об изменениях:

Сноска изменена с 22 сентября 2018 г. — Приказ МВД России от 14 августа 2018 г. N 522

*(5) За исключением Центра специального назначения в области обеспечения безопасности дорожного движения МВД России.

*(6) За исключением территориальных органов МВД России на районном уровне.

*(7) При наличии штатных должностей оперативных сотрудников.

Регистрационный N 25005

Пересмотрен перечень оперативных подразделений системы МВД России, имеющих право заниматься оперативно-розыскной деятельностью (ОРД).

Из него исключены оперативно-сыскные подразделения, а также подразделения организации оперативно-розыскной деятельности и спецназначения.

В связи с этим уточнен список сотрудников МВД России, допускаемых к ОРД по должности. В частности, не имеют таких полномочий командиры отрядов специального (особого) назначения территориальных органов МВД России на региональном уровне. Также из списка исключены начальники уполномоченных на ОРД подразделений территориальных органов МВД России районного уровня.

Приказ МВД РФ от 19 июня 2012 г. N 608 "О некоторых вопросах организации оперативно-розыскной деятельности в системе МВД России"

Регистрационный N 25005

Настоящий приказ вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования

Текст приказа опубликован в "Российской газете" от 3 августа 2012 г. N 177

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Приказ МВД России от 1 июля 2019 г. N 439

Изменения вступают в силу с 6 августа 2019 г.

Приказ МВД России от 14 августа 2018 г. N 522

Изменения вступают в силу с 22 сентября 2018 г.

Приказ МВД России от 29 сентября 2016 г. N 599

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного приказа

Приказ МВД России от 4 августа 2016 г. N 452

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного приказа

© ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания "Гарант" и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

В 1917 году, Московский уголовный сыск был упразднен. Но уже 5 октября 1918 года, на его базе был создан Московский уголовный розыск, который располагался в особняке в Большом Гнездиковском переулке. Кто был его первым начальником? Он был начальником Московского уголовного розыска с 1918 по 1922 годы. А какова его дальнейшая судьба после 1922 года, ведь расстрелян он был только 28.05.1937 года?

На первом и втором фото весь первый состав Московского уголовного розыска, все 15-ть человек.



На этих фото первый начальник Московского уголовного розыска и и первый отличительный значок агента уголовного розыска с порядковым № 14.



5 октября 1918 года Народный комиссариат внутренних дел РСФСР своим Постановлением утвердил "Положение об организации отделов уголовного розыска" на территории РСФСР, на основании которого на базе Московского уголовного сыска, существовавшего в дореволюционной России, был создан Московский уголовный розыск.

А его первым начальником был назначен Трепалов Александр Максимович.

Родился Александр Максимович в 1887 г. в Санкт-Петербурге. Во время первой мировой войны служил гальванёром на броненосном крейсере "Рюрик" балтийского флота, участвовал в боях на сухопутных фронтах. С 1908 года состоял во Всероссийской коммунистической партии (большевиков).

После Великой Октябрьской социалистической революции Трепалов работает в комендатуре Петроградского военно-революционного комитета, комендантом которой был Ф. Э. Дзержинский. В конце 1917 года Трепалов поступил на службу в ВЧК, а в последующем по рекомендации Дзержинского, был назначен начальником МУРа. Перед Трепаловым была поставлена нелегкая задача — очистить Москву от чрезмерно расплодившейся уголовщины.


По воспоминаниям современников Александра Трепалова, он был человеком исключительного хладнокровия и отваги, отличным организатором, принимал личное участие в ликвидациях банд, поимке опасных преступников. Именно ему принадлежит авторство традиции Московского уголовного розыска, которая укладывается в емкую фразу "Навстречу опасности первым идет старший!".

С поставленной задачей Трепалов успешно справлялся. Уже в 1920 году количество убийств и разбоев сократилось в 3 раза, а грабежей — в 9 раз. Под его руководством в Москве было ликвидировано несколько наиболее свирепых банд: Сынка, Гришки-Адвоката, Партизана, Сабана, Зюзюки, Гусека, Голицына (Князя), Селезнёва (Чумы) и других.

Одной из самых успешных операций в милицейской карьере Трепалова стала ликвидация преступной группы из 83 человек, орудовавших на Хитровом рынке. Прикинувшись уголовником, Александр Максимович сам внедрился в банду, в результате сыщики арестовали сразу всю шайку.

А за ликвидацию банды одного из самых опасных преступников того времени Якова Кошелькова, ограбившего самого вождя мирового пролетариата, Александр Максимович Трепалов получил золотые часы из рук Дзержинского и был отмечен благодарностью Московского Совета.

В 1920 за успехи в борьбе с преступностью Трепалов был награжден орденом Красного Знамени и направлен на юг Украины представителем ВЧК с особыми полномочиями — навести порядок на железных дорогах региона.

Затем Александр Максимович возглавлял Александровскую и Екатеринославскую губчека, с 1922 года работал заместителем начальника Экономического управления ГПУ при СНК РСФСР, потом в ГПУ при СНК Туркестанской ССР. С марта 1923 года являлся слушателем Курсов марксизма-ленинизма при Социалистической Академии. С 1925 года работал в строительных организациях в системе ВСНХ, руководил "Балхашстроем", был заместителем наркома Наркомата тяжелой промышленности СССР.

После гибели Серго Орджоникидзе, в октябре 1936 года его арестовали по обвинению в участии в антисоветской террористической организации и 28 мая 1937 года по приговору Военной коллегии Верховного суда СССР первый руководитель МУРа был расстрелян.

Через 30 лет Пленумом Верховного Суда СССР славное имя Александра Максимовича Трепалова было реабилитировано.

Хотя существует и еще одна, достаточно правдоподобная, версия о личности первого начальника МУРа. Писатель, кандидат наук, доцент, преподаватель Казанского государственного университета Сухов Евгений Евгеньевич в своей книге "Лошадиная доза" утверждает, что первым возглавил московский сыск при советской власти Карл Петрович Маршалк.


С 1914 года он являлся руководителем сыскного аппарата в Москве, а в 1917 году после революционных событий в России, Карл Петрович остался на службе и при новой власти. Затем советская власть начала "чистки" в своих рядах и опасаясь за свою жизнь, Маршалк едет в Украину, где в сентябре 1918 года назначается градоначальником Киева, руководителем киевской государственной стражи (полиции) — Киевским городским атаманом.

И уже отсюда в 1919 году Маршалк уезжает за границу, где становится одним из ближайших соратников Г.Орлова, одного из руководителей деникинской и врангелевской разведок.

Понятно, что такая "неблагонадежная" по советским мерилам личность, никак не вписывалась на роль первого начальника МУРа и о ней просто предпочли забыть.

Вот что написал об этом Евгений Сухов:


Розенталь Карл Карлович также недолго проработал в рядах молодой советской милиции. В 30-х годах его дважды арестовывали, затем отпускали, пока, наконец в 1938 году не расстреляли за "принадлежность к контрреволюционной шпионской латышской организации".


Таким образом, вполне вероятно, что Александр Максимович Трепалов был не первым, и даже не вторым, начальником МУРА. Но, учитывая его пролетарское происхождение, и, без сомнения, огромный вклад в искоренение московской преступности в те годы, официальная пропаганда возвела именно Трепалова в руководители первых московских сыщиков при советской власти.

Эту статью могут комментировать только участники сообщества.
Вы можете вступить в сообщество одним кликом по кнопке справа.


В девяностые в России криминальными группировками занималось специально созданное Региональное управление по борьбе с организованной преступностью (РУБОП). Полностью покончить с бандитизмом оно не смогло, однако работало гораздо эффективнее традиционных структур МВД.

Официальные даты существования РУБОП в России — с 1993 по 2001 год, когда работали 15 региональных отделений этой организации. Однако историю РУБОП нужно вести с конца 1980-х годов, когда в Советском Союзе впервые была создана специализированная структура по борьбе с организованной преступностью. На заре периода гласности криминогенная обстановка в стране значительно осложнилась. Отчетливо обозначились серьезные проблемы в социально-экономической жизни СССР, чем и воспользовались преступные сообщества.

Работа в УБОП считалась более престижной чем в МВД: эта структура лучше финансировалась, ей выделяли более комфортные помещения, техника и вооружение там были лучше.

В Управление по борьбе с организованной преступностью как правило приходили наиболее опытные сотрудники уголовного розыска. Было среди них немало смелых и отчаянных, которые насмотревшись зарубежных сериалов про борьбу с мафией захотели окружить себя ореолом славы или сделать головокружительную карьеру.

Первые годы сотрудникам УБОП было непросто с разросшимися мафиозными структурами, которые имели все – и влияние, и деньги, и оружие. Особенно тяжелое положение было в Комсомольске-на-Амуре, который считался одной из криминальных столиц России. В 90-е там заправлял вор в законе Евгений Васин (по кличке Джем). Подчинивший своему влиянию фактически весь криминалитет Дальнего Востока, он объявил властям, правоохранителям и горожанам настоящую войну.

После ряда успешных силовых операций против воров в законе оперативники поставили бандитов на место, преступники независимо от масти и положения стали откровенно опасаться сотрудников УБОП. Упомянутый выше Князев вспоминал, как один раз какой-то отморозок осмелился оскорбить жену оперативника – на следующий день он уже валялся у него в ногах и вымаливал прощение.

Опираясь в своей борьбе с преступностью на закон, УБОП тем не менее не всегда действовал законно. В достижении результатов все способы были хороши: стравливание бандитских группировок между собой, пытки задержанных и даже убийства. Но в лихие девяностые игнорирование правовых норм было едва ли не единственным способом остановить разгул преступности в стране.

В 2001 году глава МВД Борис Грызлов, реагируя на многочисленные случаи злоупотребления служебным положением в рядах УБОП, принял решение реорганизовать опальную структуру, на базе которой были созданы Оперативно-Розыскные Бюро при Главных управлениях по федеральным округам. А в 2008 году президент Дмитрий Медведев своим приказом и вовсе ликвидировал службы по борьбе с организованной преступностью, создав на их основе подразделения по борьбе с экстремизмом и государственной защите.

Рассказывают, что, когда расформировали УБОП воры в законе закатывали по всей стране многодневные банкеты. Их ликование было понятно: вместе с ликвидацией Управления были утрачены базы данных и многочисленная агентура. Но самое главное, правоохранительные органы лишились ценных кадров, которые разошлись по банкам и частным сыскным агентствам.

Сегодня, когда в России прошел ряд громких процессов над чиновниками и представителями крупного бизнеса, которым предъявили обвинения в причастности к криминальным сообществам, все чаще можно слышать требование о возрождении структур по борьбе с организованной преступностью. Так, экс-прокурор Крыма и депутат Госдумы Наталья Поклонская отметила, что ОПГ 90-х никуда не исчезли, а приобрели новую форму. Они легализовались. И поэтому очень важно создание спецподразделения, которое будет вести борьбу с такими проявлениями криминала.

Читайте также: