Какой принцип уголовного права был главным в законах хаммурапи

Обновлено: 30.06.2024

Именно стремлению зафиксировать различные нововведения в правление царя Хаммурапи и обязаны своим появлением Законы Хаммурапи (XVIII в. до н. э.). Свод судебных правил был записан в самом конце царствования знаменитого правителя — около 1750 г. до н. э. — и должен был сохранить на будущее плоды судебно-реформаторской и административной деятельности царя.

Составленные при Хаммурапи законы не были всеобъемлющим сводом всего современного ему вавилонского права. Многое оставалось во власти норм и правил обычного права (так, законы даже не упоминают о наказании за простое убийство, за обычную кражу, за посягательство на религиозные обряды) и в сфере действия традиционных судов. Новыми же законами следовало руководствоваться царским судьям в решении тех дел, которые не регулировались обычны правом, и в тех случаях, которые выходили за рамки обыденной юстиции, представляли особый интерес для власти и государства. Строго говоря, это были не законы в общем значении слова, а отдельные или типичные судебные решения, записанные для общего сведения.

Глава 1 (I–VII, X) Введение. — Миролюбивая система Антонинов. — Военная система. — Общее благосостояние. — Новые принципы управления. — Преторианская гвардия, ее бесчинства. — Тридцать тиранов. — Начало упадка империи

Глава 1 (I–VII, X) Введение. — Миролюбивая система Антонинов. — Военная система. — Общее благосостояние. — Новые принципы управления. — Преторианская гвардия, ее бесчинства. — Тридцать тиранов. — Начало упадка империи ВведениеВо втором столетии христианской эры

Законы Хаммурапи

Законы Хаммурапи Именно эта политика и нашла свое отражение в знаменитых законах Хаммурапи – первого в истории достаточно полного и многостороннего свода правовых норм и административных регламентов, сложившихся на основе более ранних законов и весьма четко

23. Геоцентрическая система Птолемея и гелиоцентрическая система Тихо Браге (и Коперника)

23. Геоцентрическая система Птолемея и гелиоцентрическая система Тихо Браге (и Коперника) Система мира по Тихо Браге показана на рис. 90. В центре мира находится Земля, вокруг которой вращается Солнце. Однако, все остальные планеты уже обращаются вокруг Солнца. Именно

Законы Хаммурапи и вавилонское общество

Законы Хаммурапи и вавилонское общество Держава Хаммурапи была централизованной бюрократической империей, все нити управления ею находились в руках царя. Храмовые хозяйства были слиты с государственным. Законы действовали на всей территории страны. Первостепенное

ГЛАВА V Случаи, к которым можно применять принципы гражданского права, видоизменяя при этом принципы естественного права

ГЛАВА V Случаи, к которым можно применять принципы гражданского права, видоизменяя при этом принципы естественного права В Афинах был закон, который обязывал сына кормить неимущего отца. Но он делал исключение для детей, рожденных от куртизанки, для детей, целомудрие

ГЛАВА XIII О том, что никогда не следует рассматривать законы независимо от цели, ради которой они были созданы. Римские законы о краже

ГЛАВА XIII О том, что никогда не следует рассматривать законы независимо от цели, ради которой они были созданы. Римские законы о краже Когда у римлян вор попадался с поличным, прежде чем успевал спрятать украденное, то кража называлась явною; если же вора обнаруживали лишь

Основные законы и принципы алхимии

Основные законы и принципы алхимии Давайте коротко рассмотрим законы и принципы, лежащие в основе алхимических знаний.Начнем с принципа, без которого невозможно понять алхимию. Это единство Материи.В проявленном мире материя может принимать тысячи различных форм,

Законы Хаммурапи

Законы Хаммурапи Законы Хаммурапи получили в Месопотамии невероятную славу: их переписывали как великий памятник мудрости на протяжении следующих полутора тысяч лет! Это было связано не только с новизной их содержания (некоторые законы сходной направленности,

Законы Хаммурапи. Законодательство Исина, Ларсы и Эшнунны

Законы Хаммурапи. Законодательство Исина, Ларсы и Эшнунны Законодательство Вавилонского царя Хаммурапи возникло не на пустом месте, фундаментом для него послужило древнее право Шумера, восходящее еще ко временам III династии Ура, к первому закрепленному на письме

Законы Хаммурапи

7. ДРЕВНЕВАВИЛОНСКОЕ ПРАВО. ЗАКОНЫ ЦАРЯ ХАММУРАПИ

7. ДРЕВНЕВАВИЛОНСКОЕ ПРАВО. ЗАКОНЫ ЦАРЯ ХАММУРАПИ Важнейшим памятником древневавилонского права являются законы Хаммурапи (XVIII в. до н. э.). В Законнике Хаммурапи не было разбивки правовых предписаний на отдельные статьи. Но первый переводчик законов расчленил текст на

§ 7. Право Древнего Вавилона (Законы царя Хаммурапи)

§ 7. Право Древнего Вавилона (Законы царя Хаммурапи) Законы древневавилонского правителя Хаммурапи (см. § 4.1) считаются одними из древнейших в мире. По своему содержанию и по юридическому значению эти законы стали самым важным памятником всего древневосточного права,

Царь Хаммурапи и его законы[34]

Царь Хаммурапи и его законы[34] Там, где Тигр и Евфрат ближе всего подходят друг к другу, тянется целое поле холмов. Они доходят до самого берега реки. Под холмами скрыта развалины самого большого города южной Месопотамии. В глубокой древности этот город назывался «Врата

Целью данной работы является, на основании изученной литературы и анализа законов, рассмотреть нормы уголовного права и процесса по законам Хамураппи. Для достижения цели решить следующие задачи: изучить понятие и состав преступления по законнику Хамураппи, произвести анализ основных видов преступлений и наказаний по данным преступлениям, рассмотреть процесс судопроизводства в древнем Вавилоне.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ И СОСТАВ ПРЕСТУПЛЕНИЯ………………..6
ГЛАВА 2 ВИДЫ ПРЕСТУПЛЕНИЙ. НАКАЗАНИЕ
2.1 Преступления против личности…………………………………………9
2.2 Имущественные преступления………………………………………. 11
2.3 Преступления против семьи…………………………………………….13
2.4 Наказание………………………………………………………………..15
ГЛАВА 3 СУДОПРОИЗВОДСТВО……………………………………..19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………24

Файлы: 1 файл

Курсовая по Конституционному праву.doc

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Кафедра теории и истории государства и права

УГОЛОВНОЕ ПРАВО И ПРОЦЕСС ПО ЗАКОНАМ ХАММУРАПИ

студентки 1 курса, группы ЮЗС-101

Толмачинской Александры Сергеевны

Ляшенко Елена Николаевна

Допускается к защите Дата сдачи:________________

Научный руководитель Дата защиты:______________

ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ И СОСТАВ ПРЕСТУПЛЕНИЯ………………..6

ГЛАВА 2 ВИДЫ ПРЕСТУПЛЕНИЙ. НАКАЗАНИЕ

2.1 Преступления против личности…………………………………………9

2.2 Имущественные преступления………… ……………………………. 11

2.3 Преступления против семьи…………………………………………….13

ГЛАВА 3 СУДОПРОИЗВОДСТВО…………………………………… ..19

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………24

Целью данной работы является, на основании изученной литературы и анализа законов, рассмотреть нормы уголовного права и процесса по законам Хаммурапи. Также целью данной работы является, выявление основных черт и принципов функционирования древневавилонской системы судопроизводства в той мере, в какой они отражены в своде законов вавилонского царя Хаммурапи. Текст законов, хотя и не полностью отражал реальную правовую действительность в силу действия наряду с ним норм обычного права и всевозможных прочих правовых установлений и распоряжений, всё же позволяет составить представление об организации судебного процесса. Для достижения цели решить следующие задачи: изучить понятие и состав преступления по законнику Хаммурапи, произвести анализ основных видов преступлений и наказаний по данным преступлениям, рассмотреть процесс судопроизводства в древнем Вавилоне.

Свод законов Хаммурапи на сегодняшний день является важнейшим памятником древневосточного рабовладельческого права. Который оставил существенный след в становлении правовых норм древнего Вавилона.

1.Понятие и состав преступления

Законы Хаммурапи являются одним из самых древних источников права. Их составление предположительно относится к XVIII в. до н.э. Содержание законов Хаммурапи представлено обычным правом, типичными решениями судебных дел, указами Хаммурапи и предшествующих ему правителей 1 .

Целью кодификации отдельных правовых норм, очевидно, являлось стремление упорядочить общественные отношения, разработать единые методы разрешения споров личного и имущественного характера и установить конкретные санкции за определённые виды нарушений.

После создания кодифицированного свода законов наказания стали носить в большей степени правовой, чем моральный характер. Таким образом, был сделан первый шаг на пути становления правовой системы государства.

Особенностью законов Хаммурапи является казуистичность и неполнота норм права, отсутствие исчерпывающего перечня деяний, признаваемых преступными. Ничего не говорится в Законах о государственных и религиозных преступлениях, об умышленном причинении смерти. Возможно, решения по данного рода делам носили настолько очевидный характер, что не требовали дополнительных указаний в законе.

Законы Хаммурапи не содержат понятия преступного деяния, но, исходя из их текста, можно сделать вывод, что наказуемым считался выход за рамки привычного бытового уклада с причинением имущественного ущерба или вреда личности 2 .

Правовая мысль законов Хаммурапи не достигла такого уровня развития, при котором стало бы возможным закрепление в законодательстве общинных принципов уголовного права, абстрактно сформулированных норм, касающихся таких понятий, как формы вины, обстоятельства, отягчающие или смягчающие наказание, преступление, соучастие, покушение и т. д.

Общая черта законов Хаммурапи– его жестокость, смерть предусматривалась за 30 видов, или около того, преступлений.

Субъектом преступления по Законнику Хаммурапи, могли выступать как свободные граждане так и рабы (ст.146,198, 201, 202, 204, 205,196,197, 203,207,209,210, 215, 221, 208, 211,212, 216, 222,282Законов Хаммурапи). К субъективной стороне относился умысел или не осторожность, не смотря на то что, применение талиона исключало установление субъективной стороны деяния (умысла, неосторожности, случайности) В Законах Хамурапи встречаются указания на обе формы вины (ст.200-205,206, 207, 209, 227 Законов Хаммурапи).

Объектом преступления служили общественные отношения, жизнь, здоровье, собственность, соц.ценности и блага (ст.6, 7, 8, 53, 54, 55,56,57, 90, 95,108,128,129, 130,133,143,196-214, 226, 227) .

В объективной стороне есть указания на место, способ преступления, соучастие, последствия (ст.19,21, 22, 25, 207, 209, 213, 218, 219, 220, 225, 229, 235, 245, 251, 253, 259, 265, ).

2.1 Преступления против личности

Если попытаться как-то систематизировать все составы преступления, закрепленные в Законах Хаммурапи, то следует, прежде всего, выделить так называемые преступления против личности. Это – умышлен ное или неумышленное убийство (убийство женой мужа, неудачная операция врача, повлекшая смерть больного, доведение до смерти голодом должника в доме кредитора и т.д.), телесные повреждения, оскорбление словом и действием, ложные обвинения, клевета и т.д.

Преступлениям против личности в сборнике законов Хаммурапи отведены (ст.ст.196-214).

К преступлениям против личности законы относят: неосторожное убийство (об умышленном убийстве ничего не говориться) , подробно

рассматриваются различные способы членовредительства (повреждение глаза, зуба, кости), оскорбление, клевета, неудачная операция врача, повлекшая смерть больного, доведение до смерти голодом должника в доме кредитора ,оскорбление словом и действием, ложное обвинение, отдельно отмечается причинение побоев.

В числе преступлений против личности перечислены убийство мужа женой, неудачная операция лекаря, телесные повреждения в драке, оскорбление словом и действием, ложные обвинения.

При определении наказания за преступления, совершенные против личности, законодатель руководствовался "принципом талиона" - "мера за меру", когда виновному назначалась та же участь, что и потерпевшему. В некоторых случаях уплачивался штраф. Величина штрафа (так же как и тяжесть членовредительских наказаний) зависела от социального положения преступника и потерпевшего.

Если авилум ("сын человека") ударил равного ему, то с него брали штраф 10 сикле серебра. Если раб авилума ударил сына человека, то ему отрезали ухо. Если человек ударил по щеке человека, высшего по положению, он должен был, быть подвергнут бичеванию плетью в количестве 60 ударов (ст. 202-205 Законов Хаммурапи).

В числе преступлений против личности перечислены убийство мужа женой, неудачная операция лекаря, телесные повреждения в драке, оскорбление словом и действием, ложные обвинения.

2.2 Имущественные преступления

К имущественным преступлениям, кроме кражи и грабежа, относились снятие с раба его знаков рабства (ст. 226-227 Закона Хаммурапи), мошенничество корчемницы или тамкара в отношении заимодавца (ст. 90-95,108 Закона Хаммурапи), повреждение и уничтожение чужого имущества, в частности затопление по нерадивости чужого поля водой из своего арыка или плотины (ст. 53-55 Закона Хаммурапи), потрава поля скотом (ст. 57 Закона Хаммурапи) и прочее.

К имущественным преступлениям, указанным в законах Хаммурапи следует также отнести кражу скота, рабов. Законы Хаммурапи различают такие преступления, как кража и грабеж, порча посевов.

Во Времена Хаммурапи наблюдалось расширение посевных площадей ( освоения залежных и целинных земель ). В значительной степени это достигалось за счет расширения ирригационной сети по всей стране. Специальные чиновники обязаны были строго следить за состоянием больших и малых каналов. Из документов Мари явствует, что к выполнению ирригационной повинности привлекалось все трудоспособное население - от способных до рабов, а за уклонения от неё виновные наказывались вплоть до смертной казни. В Законах Хаммурапи четыре статьи специально предусматривают наказания за различные случаи небрежности или невнимательности земледельца-общинника к оросительным сооружениям на своём участке ( ст.53, 54, 55, 56 Законов Хаммурапи ). В случае их прорыва и затопления поля соседей он должен был возместить ущерб, о чём кстати говорится в (ст.53 Законов Хаммурапи).

Законы Хаммурапи

Вавилонские законы царя Хаммурапи – один из древнейших правовых памятников в истории. Этот древний кодекс законов, созданный около 1755 года до н. е. оказал влияние на древневосточную правовую культуру на протяжении многих столетий. О том какая история создания кодекса Хаммурапи, характеристика и суть основных законов, читайте далее.

История законов

Хаммурапи (1792-1750 года до н. е.) был одним из самых известных царей Вавилона. Истории он известен не только как великий законодатель, но и не менее великий завоеватель. В начале его правления территория Вавилонского царства была сравнительно небольшой, помимо столицы туда входило лишь несколько небольших городов, а вокруг были отнюдь не дружелюбные соседи. Но благодаря ряду успешных военным кампаний, а порой и разным хитрым трюкам, подкупам и сделкам, царю Хаммурапи удалось в разы расширить территорию Вавилонии, завоевать всех близлежащих соседей, и, в конце концов, объединить под своим правлением всю Месопотамию.

Законы вавилонского царя были высечены на специальной конусообразной стеле. Вверху же эту стелу венчал барельеф, на котором были изображены две фигуры: сидячий на троне верховный бог Вавилонского пантеона – Шамаш, олицетворяющий Солнце; и вторая фигура, стоящая с почтением перед божеством – это, скорее всего, сам Хаммурапи, божий избранник.

Стела Хаммурапи

Стела Хаммурапи в Лувре.

Эта стела с высеченными на ней законами на долгие столетия была утеряна и лишь в 1901 году ее обнаружила французская археологическая экспедиция под руководством египтолога Жака де Моргана. Сейчас она хранится в знаменитом парижском музее – Лувре.

Текст законов высечен на стеле клинописью на аккадском языке. Короткие колонки клинописи покрывают лицевую часть барельефа и всю обратную сторону. К сожалению, часть текста стелы не сохранилась, историки предполагают, что ее могли уничтожить эламиты, которые захватили стелу во время одного из своих набегов на Вавилон уже во время упадка Вавилонского царства.

Однако после расшифровки сохранившегося текста, историкам предстали во всей красе законы древнего вавилонского царя.

Общая характеристика

Первое что бросается в глаза, так это то, что законы Хаммурапи тщательно продуманы и структурированы, что говорит о том, что их составитель был очень педантичным человеком, во всем любившим порядок, да, таким был царь Хаммурапи. Структура кодекса включает вступление, основную часть и заключение.

В основной части имеется 282 параграфа. Из них 35 были стерты эламитами, но не все так плохо, ученым удалось их восстановить из другого источника – глиняных табличек, обнаруженных в Сузах в библиотеке ассирийского царя Ашшурбанипала в Ниневии. Этот просвещенный ассирийский царь задумал создать самую большую библиотеку в мире, и его переписчики документировали все заслуживавшие внимания письменные памятники древнего Востока, разумеется, кодекс законов Хаммурапи они также переписали, и таким образом позволили восстановить его полностью.

Законы Хаммурапи охватывают все сферы человеческой жизни, структура их следующая:

  • Статьи 1-5 – посвящены суду и судопроизводству.
  • Статьи 6-126 – посвящены праву собственности и договорным взаимоотношениям.
  • Статьи 127-195 – посвящены семейным отношениям и праву наследования (по сути это семейный кодекс).
  • Статьи 196-214 – посвящены преступлениям уголовного характера (а это уже криминальный кодекс).
  • Статьи 215-282 – посвящены имущественным преступлениям.

Пролог и эпилог написаны в гимно-эпическом стиле. В прологе прославляется власть царя Хаммурапи как божьего избранника, а в эпилоге говорится о божественной поддержке тех, кто будет следовать этому кодексу законов, и о божественном же наказании для тех, кто будет его нарушать.

Законы Хаммурапи

Основные законы

Теперь давайте рассмотрим некоторые самые интересные законы из этого кодекса.

Ряд статей кодекса регулирует имущественные отношения между собственником и арендатором земли. Так, например, согласно одного из законов, арендатор несет ответственность за необработанную землю. Если таковая имеется, то он платит штраф собственнику земли в размере одного урожая, который мог бы вырасти на этой необработанной земле.

Весьма интересны законы Хаммурапи в сфере семейного законодательства.

  • Супружеская измена и изнасилование карались смертной казнью.
  • Жене воина попавшего в плен и испытывающей материальную нужду официально разрешалось выйти замуж вторично, но при освобождении первого мужа, она была обязана вернутся обратно к нему.
  • Если жена безосновательно отказывала мужу в физической близости, ему разрешалось с ней развестись.
  • Замужняя женщина могла иметь собственное имущество, на которое не могли претендовать даже кредиторы ее мужа.
  • При заключении брака жених платил отцу невесты специальный выкуп. Если же отец невесты решил расторгнуть заключение брака уже после оплаты выкупа, то должен был вернуть его жениху в двойном размере.

Также стоит заметить, что отдельные законы предусматривали особую ответственность людей разных профессий за халатное исполнение своих служебных обязанностей. Так, например, небрежный строитель, по вине которого обрушился дом, и погибли люди, подлежал смертной казни.

Уникальный в своем роде правитель Вавилона Хаммурапи стал автором свода законов. Фактически каждое преступление и наказание по законам Хаммурапи таблица, изготовленная из глины, расписывала детально. Ведь именно на таких глиняных табличках были изданы статьи предписаний. В XVIII веке до н. э. появился памятник истории - законы царя Хаммурапи. Преступления и наказания, описанные в своде, заключены в 282 статьи. Когда царствованию Хаммурапи исполнилось 35 лет, он приказал высечь законы на огромном столбе из черного базальта. Этот столб отыскался во время раскопок Суз в 1901 году. В прологе к своду поясняется, что это божьи законы, провозглашенные от имени царя, и им необходимо следовать.

Назначение законов

преступление и наказание по законам хаммурапи

Как говорил сам царь, законы были нужны, чтобы более сильные не угнетали слабых, чтобы вдовы и сироты и другие угнетенные получали по справедливости.

Издав свод предписаний, царь упрочил свою власть. Система преступлений и наказаний по законам Хаммурапи позволила присоединить немалые территории соседей и создать единые для страны унифицированные нормы законов. Кроме того, тогдашняя элита общества ставила задачей правовыми методами узаконить привилегии и имущество перед остальным народом. Здесь очень пригодились законы Хаммурапи. Преступления и наказания, статьи с которыми дошли до наших дней, позволяют судить о степени развития шумерской цивилизации. С другой стороны, законы требовались и для сглаживания напряженности в обществе. Уголовное право, описывавшее любое преступление и наказание по законам Хаммурапи, кратко говоря, базировалось на принципе: наказывается деяние, нарушающее установившийся традиционный порядок.

Собственность

система преступлений и наказаний по законам хаммурапи

В законах Хаммурапи была сделана попытка регулировать права собственности. В качестве нее признавались земля, строения, рабы и движимое имущество.

Землей могли владеть государство (царь), община, храмы, частные лица.

Была закреплена частная собственность на имущество. Важной частью имущества, защите которого уделялось повышенное внимание, считались рабы.

Обязательственное право

преступление и наказание по законам хаммурапи суд и процесс

Различные обязательства согласно своду вытекали из договоров. Система договоров была урегулирована реалиями жизни и правом. Хотя письменное заключение соглашений и не было обязательным, их нельзя было заключать без свидетелей. Поскольку письменность в стране была широко распространена, грамотные люди заключали договоры в форме записи на глиняной табличке. Некоторые соглашения требовали клятв сторон и присутствия жрецов.

Нарушение договора наказывалось разнообразными способами, среди которых было обращение в рабство.

Для купли-продажи требовался письменный договор. При передаче вещи новому собственнику к предмету символически прикасались палочкой. Продавать можно было движимое имущество, здания и рабов.

Также практиковались договоры найма. С их помощью нанимались вещи, услуги и люди. Широко распространена была аренда земли. При этом арендная плата взималась урожаем, достигая иногда его половины.

Хотя в Вавилоне широко применялся труд рабов, нередки были договоры личного найма. Многочисленные документы доказывают наем строителей, пастухов и столяров. Для врачей считалось позорным не оказать медицинскую помощь бедняку, даже если ему нечем было заплатить.

Закон охранял аккуратное исполнение обязанностей наемным работником. Например, если здание, построенное каменщиком, обваливалось, он должен был производить восстановление за свой счет.

С развитием денежных операций стали возникать банки, с которыми заключались договоры займа. Процент за заем был огромен, составляя до 100% занятой суммы. Несостоятельный должник в наказание мог потерять свободу. Однако поскольку больше всего страдали от этого крестьяне и ремесленники, Хаммурапи смягчил законы, ликвидировав пожизненное долговое рабство и установив срок 3 года на отработку долга. Кроме того, в законы был внесен ряд положений, защищающих должника от произвола кредиторов.

Семейное право

преступление и наказание по законам хаммурапи кратко

Семейное право основывалось на патриархальных традициях, царящих в Вавилоне. Девушки вступали в брак в раннем возрасте, едва достигнув 12 лет. В Вавилоне девушка считалась равной с мужчиной стороной в браке, в отличие от соседних государств. Помимо свадебного обряда, требовалось заключение брачного договора.

В законе подробно прописано, что происходит с имуществом супругов в различных ситуациях в семейных отношениях. Разрешено было заключать брак свободных граждан с рабами. Дети, рожденные в таком браке, считались свободными.

Превалировали моногамные браки. Однако в некоторых обстоятельствах муж мог иметь вторую жену. Хотя в правовом смысле женщина была равна мужчине, в семье она находилась в угнетенном положении.

Муж имел возможность избивать ее и даже продать ее в рабство. В законах Хаммурапи регулировались меры наказания за измену жены.

Также в Вавилоне была распространена проституция. Она могла быть бытовой и храмовой. Некоторые категории женщин без мужей занимались священной проституцией при храмах. Доход от этих занятий присваивался храмом.

Хотя жрицы любви не испытывали на себе общественного осуждения, но законы при этом охраняли мораль общества.

Наследственное право

преступление и наказание по законам хаммурапи с примерами статей

На начальной стадии становления законодательства, как и в других странах с узаконенным рабством, наследниками считались обычно сыновья, один из которых обладал приоритетом. Дочери получали в наследство имущество, лишь когда сыновей не было. Позднее дети разного пола получили равные права на наследование. Если дети умирали раньше своих родителей или отказывались от наследования, это право переходило к внукам. Дети, которых семья усыновила, имели одинаковые наследственные права с родными детьми.

Исходя из того, что достояние не должно покидать пределы рода, закон наделял правом наследования женатых сыновей. Про замужних дочерей закон умалчивал.

Вдове после смерти мужа возвращалось приданое и подарки, сделанные мужем. Она могла жить в доме покойного супруга. Если умирала мать семейства, приданое, которое за ней было дано, получал не муж, а дети в равных долях. Все, что имел раб, с его смертью доставалось хозяину.

Завещание не было предусмотрено. Правда, некоторые черты его уже были видны. Например, можно было отдавать преимущество отдельным наследникам, а также существовала возможность лишать провинившихся в чем-либо сыновей наследства полностью или какой-либо его части.

Система преступлений и наказаний по законам Хаммурапи достаточно стройна.

Преступления

законы царя хаммурапи преступления и наказания

Обозначения преступного деяния в законодательстве Хаммурапи нет, однако по самому содержанию статей можно понять, что преступлением считалась ситуация, когда нарушались предписания законов. Правовой культуры жителей Вавилона не хватило для закрепления главенствующих принципов уголовного права: разновидности вины, определение соучастия, понятие покушения на какое-либо преступление, смягчающих и отягчающих обстоятельств. Однако отдельные черты будущего стройного законодательства уже прослеживались. Так, проводится различие между умышленными и неумышленными преступлениями, определяется понятие пособничества, сокрытия преступления и подстрекательства к нему. Например, побои, которые нанесены жертве во время драки, вызвавшие ее смерть, не всегда требуют наказания виновника смертной казнью как это положено по нормам обычного права или как того требует кровная месть. В Вавилоне за подобное преступление виновник наказывался выплатой штрафа, сумма которого определялась социальным положением жертвы. Если же рана в драке была нанесена неумышленно, виновный освобождался от ответственности. При этом крайне жестко, сожжением живьем, наказывалось мародерство при пожаре. Убийство женщиной своего супруга по заказу каралось тем, что женщина сажалась на кол.

Виды преступлений и наказаний по законам Хаммурапи приводятся ниже.

Преступления против личности

преступление и наказание по законам хаммурапи таблица

К этой категории преступлений можно отнести убийство (умышленное или неумышленное). Примерами таких преступлений являются убийство одним из супругов другого, операция врача, приведшая к смерти, умышленное нанесение телесных повреждений, словесное оскорбление или оскорбление действием, клевета.

Имущественные преступления

Особое внимание уделялось охране храмового имущества и собственности царя, карой за попытку похитить которые без всяких условий была смертная казнь. Причем стоимость имущества, которое украдено, не имеет значения. Так же жестоко карались люди, скупавшие краденое.

Несколько иначе формулировалась статья о краже скота, которая, кажется, несколько противоречит наказаниям за преступления, приведенные выше. Кража вола, овцы, свиньи или осла наказывается тем, что украденное возвращается в тридцатикратном размере. Наказание кажется излишне мягким, если не учитывать того, что столь высокий штраф равносилен смертной казни, так как найти чем заплатить штраф, практически невозможно. В итоге преступник был вынужден расплачиваться своей головой.

Некоторые преступления, связанные с имуществом, согласно законам Хаммурапи, допускали использование самосуда. Эти нормы существовали под влиянием обычного права, относящегося к самосуду как к наиболее справедливой мере наказания. Похититель, которого удалось схватить на месте преступления в помещении, куда он проник через пролом, сделанный им, приговаривался хозяевами к мгновенной казни и закапыванию прямо на месте поимки.

Среди имущественных преступлений были ограбления, снятие рабского клейма с раба, порча чужой собственности, уничтожение посевов домашним скотом.

Преступления против морали

Самыми частыми в этой категории преступлений были преступления, нарушающие семейные традиции: кровосмешение, супружеская измена жены, развратное поведение супруги, изнасилование. Сюда же относились преступления, связанные с кражей или подменой детей, побег жены от своего супруга, кража женщины, которая замужем.

Преступления против правосудия

К таким проступкам относятся ложные показания во время суда. Это преступление наказывалось, исходя из принципа равного возмездия. Также закон регламентировал наказание судей, которые изменили судебные решения в каком-либо деле вследствие давления или за деньги. Предусматривалось снятие судьи с должности. Кроме этого, судья должен был заплатить 12-кратную стоимость от размера иска.

Преступления на профессиональной почве

К данной категории относятся преступные поступки врачей, строителей, лиц, являющихся арендаторами, пастухов.

Среди преступлений встречаются и государственные преступления. Наказанию подлежит человек, давший убежище преступнику, а также не донесший, узнав про заговор. Смертью карался отказ воинов от выступления в поход. Они не имели даже права предложить взамен своей кандидатуры другого человека.

Наказания

Наказания были крайне жестокими. Смертью наказывались более тридцати видов преступлений. Неумышленное убийство или убийство по неосторожности влекло за собой смерть обвиняемого. Кроме смертной казни использовались телесные наказания, членовредительство, возмещение имущества в кратных размерах, наказание, исходя из равного возмездия (принцип талиона), штрафные санкции.

Законы Хаммурапи давали ряд привилегий в зависимости от социального статуса или пола злоумышленника. Аналогичные преступления карались разными наказаниями для раба и свободного человека. Хотя чаще всего законы Хаммурапи карали за преступления индивидуально, в ряде ситуаций осталась круговая порука - пережиток родоплеменных отношений. Так, если похитителя не удавалось задержать, община вынуждена была возмещать украденное на территории, где она проживала, имущество.

  • смертная казнь в виде сожжения, сажания на кол, утопления;
  • членовредительство в виде отрезания языка, пальцев, рук и языка;
  • изгнание из поселения;
  • штрафы, накладываемые за ущерб имуществу, за словесные оскорбления и оскорбления действием.

В своде законов Хаммурапи нередко используется принцип талиона (воздаяния равным). Например, если виновник провинился перед сыном человека, то наказанию подлежит сын виновника. С позиций нынешнего права такая трактовка кажется бессмысленной, однако в древние времена детей рассматривали в качестве собственности отца, и такая компенсация ущерба представлялась правомерной.

Судебный процесс

На судебном заседании рассматривалось преступление и наказание по законам Хаммурапи. Суд и процесс проходили в режиме состязательности. Дело инициировала потерпевшая сторона. В Вавилоне уже было сформировано процессуальное право, требовавшее, чтобы судьи не только заслушивали свидетелей, но и расследовали обстоятельства дел.

Вина считалась доказанной, если виновник признавался в содеянном, имелись документы и показания свидетелей, доказывающие вину, существовали доказательства и следы противоправных действий.

Таблица статей законов Хаммурапи

Выдержки из свода, где приведено каждое преступление и наказание по законам Хаммурапи со статьями, можно прочесть ниже.

Статья 14.Кража детей, в наказание за которое полагается смерть.
Статья 21.Нарушение неприкосновенности жилья. Наказанием является смерть.
Статья 25.Кража во время пожара. В качестве наказания человека нужно бросить в огонь.

Полностью каждое преступление и наказание по законам Хаммурапи с примерами статей восстановить не удалось. До наших дней дошли не все положения законов.

Читайте также: