Какой принцип положен в основу расположения наказания в системе

Обновлено: 25.06.2024

Системой наказаний является установленный в уголовном законе исчерпывающий перечень видов наказаний, расположенных в определенном порядке.

Установление в законе видов наказаний с указанием их размера (сроков) и порядка их применения имеет очень важное значение для реализации основных принципов уголовного права при назначении и индивидуализации наказания осужденным. Значение исчерпывающего перечня наказаний состоит в том, что суд не может назначить осужденному такое наказание, которое не указано в этом перечне.

В дореволюционном уголовном законодательстве России также существовал исчерпывающий перечень наказаний. Система наказаний официально закреплялась в Уложении о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г. (в том числе и в редакции 1885 г.), в Уставе о наказаниях, налагаемых мировыми судьями, 1864 г. и частично в Уголовном уложении 1903 г. (как отмечалось, Общая часть этого Уложения действовала в отношении лишь нескольких глав его Особенной части, также введенных в действие). Эта система отличалась двумя особенностями. Во-первых, следует отметить иерархическую сложность системы наказаний. Так, по Уложению о наказаниях уголовных и исправительных все наказания делились на уголовные и исправительные. К первым из них относились:

  • лишение всех прав состояния и смертная казнь;
  • лишение всех прав состояния и ссылка на каторжные работы;
  • лишение всех прав состояния и ссылка на поселение.

В свою очередь каторжные работы по своей длительности подразделялись на 7 степеней (бессрочные, на срок от 15 до 20 лет и т.д.). Лишение прав состояния имело также сложное содержание.

Исправительными наказаниями являлись следующие:

  • отдача на время в исправительные арестантские отделения;
  • временное заключение в тюрьме;
  • временное заключение в крепости.

Временное заключение в тюрьме было трех видов:

  1. с лишением всех особенных прав и преимуществ, лично и по состоянию или званию осужденного ему присвоенных;
  2. с лишением лишь некоторых указанных прав и преимуществ;
  3. без лишения этих прав и преимуществ.

Современные представления о системе уголовных наказаний, естественно, существенно отличаются от дореволюционных. Система наказаний, зафиксированная в новом УК РФ, отражает основные современные принципы уголовного права, в первую очередь принципы законности, справедливости и гуманизма, а также основные тенденции борьбы с преступностью в современный период: ужесточение уголовно-правовых мер в борьбе с тяжкими и особо тяжкими (в особенности с насильственными) преступлениями и постными преступниками и сужение принудительных мер, связанных с лишением свободы, в отношении менее опасных преступлений.

Уголовный закон предусматривает различные по своей строгости, характеру и особенностям воздействия на осужденного виды наказания. Разнообразие видов наказаний дает возможность суду учесть тяжесть совершенного преступления, опасность лица, его совершившего, и назначить осужденному справедливое наказание, максимально способствующее как его исправлению, так и восстановлению социальной справедливости и предупреждению новых преступлений.

Статья 44 УК РФ предусматривает следующие 12 видов наказания:

  • штраф;
  • лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью;
  • лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград;
  • обязательные работы;
  • исправительные работы;
  • ограничение по военной службе;
  • ограничение свободы;
  • арест;
  • содержание в дисциплинарной воинской части;
  • лишение свободы на определенный срок;
  • пожизненное лишение свободы;
  • смертную казнь.

В теории уголовного права новый принцип был предложен в уже упоминавшейся Теоретической модели Уголовного кодекса. Оттуда он перешел в Основы уголовного законодательства Союза ССР и республик 1991 г. (не вступившие в силу в связи с распадом Союза ССР), а потом был воспринят и новым УК РФ.

Такой подход к построению системы наказаний, несомненно свидетельствующий о развитии принципов гуманизма и справедливости в новом УК РФ, зафиксирован не только в законодательном перечне видов наказаний, но и при построении санкций статей Особенной части УК РФ.

Следует отметить, что некоторые виды наказаний, входящие в систему в прежнем УК РСФСР 1960 г., сейчас исключены из нее. Это касается общественного порицания, возложения обязанности загладить причиненный вред и увольнения от должности. Общественное порицание исключено из системы наказаний, поскольку по своему характеру это наказание не является уголовно-правовым; оно совсем не адекватно природе преступления как деяния, причиняющего существенный вред охраняемым уголовным законом объектам (к тому же этот вид наказания фактически был отвергнут и судебной практикой). Включение возложения обязанности загладить причиненный вред и увольнения от должности в систему видов уголовного наказания прежнего УК РСФСР 1960 г. свидетельствовало, на наш взгляд, об ошибочном представлении о содержании метода уголовно-правового регулирования и даже о смешении его с методами правового регулирования, присущими другим отраслям права. Так, увольнение от должности по советскому трудовому праву было одним из оснований расторжения трудового договора, регулируемого нормами трудового права. Обычно такое увольнение выступает как разновидность дисциплинарной ответственности рабочих и служащих за виновное неисполнение ими трудовых обязанностей. Включение увольнения от должности в систему наказаний в определенной мере стирало грани между уголовным и трудовым правом, между уголовной и дисциплинарной ответственностью. В этом случае уголовно-правовой запрет в известном смысле даже дискредитировался, поскольку фактически отсутствовала разница между правовыми последствиями совершения преступления и дисциплинарного проступка.

Аналогичное положение было и с включением в систему наказаний возложения обязанности загладить причиненный вред. В принципе это разновидность гражданско-правовой ответственности, которая наступает из обязательств, возникающих вследствие причинения вреда. Причем такая ответственность в гражданском праве являлась даже более строгой, чем в уголовном (в отличие от уголовного, оно не ограничивало размера возмещения материального ущерба).

В системе наказаний УК РФ появились новые виды наказаний, не известные прежнему УК РСФСР 1960 г. Это обязательные работы, ограничение по военной службе (для совершивших преступление военнослужащих), ограничение свободы и арест. Эти виды наказаний (содержание которых, как и прочих, далее будет рассмотрено достаточно подробно) призваны по возможности ограничить применение лишения свободы.

Все виды наказаний, входящие в систему, делятся в УК РФ на три группы в зависимости от порядка назначения наказания:

  • основные;
  • дополнительные;
  • наказания, которые могут назначаться как в качестве основных, так и в качестве дополнительных (ст. 45 УК РФ).

Основные наказания могут применяться только самостоятельно и не могут присоединяться к другим наказаниям. В соответствии с ч. 1 ст. 45 УК РФ к ним относятся: обязательные работы, исправительные работы, ограничение по военной службе, арест, содержание в дисциплинарной воинской части, лишение свободы на определенный срок, пожизненное лишение свободы и смертная казнь.

Дополнительные наказания назначаются лишь в дополнение к основным и не могут назначаться самостоятельно. Согласно ч. 3 ст. 45 УК РФ к ним относятся лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград.

Остальные виды наказания, т.е. штраф, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью и ограничение свободы, в соответствии с ч. 2 ст. 45 УК РФ могут применяться как в качестве основных наказаний, так и в качестве дополнительных.

Уголовный кодекс РФ не знает иного деления наказаний на виды, однако по характеру карательных элементов они могут быть дополнительно подразделены натри группы:

  • Автострахование
  • Жилищные споры
  • Земельные споры
  • Административное право
  • Участие в долевом строительстве
  • Семейные споры
  • Гражданское право, ГК РФ
  • Защита прав потребителей
  • Трудовые споры, пенсии

Понятие и суть уголовного наказания

Уголовный кодекс РФ дает определение наказания, понимая под ним меру государственного принуждения, назначаемую по приговору суда. Наказание применяется к лицу, признанному виновным в совершении преступления, и заключается в предусмотренных УК РФ лишении или ограничении прав и свобод этого лица (ч. 1 ст. 43 УК РФ).

Наказание является прежде всего принуждением, поскольку его назначение и исполнение осуществляется вопреки воле осужденного. Оно назначается только судом, от имени Российской Федерации и выражает отрицательную оценку государства личности виновного и преступления, совершенного им.

От других мер государственного принуждения наказание отличается, в первую очередь, объемом и качеством ограничений прав и свобод лица, совершившего преступление, субъектом его применения - судом, а также тем, что влечет правовое последствие - судимость.

Таким образом, уголовное наказание:

1) мера государственного принуждения;

2) заключается в предусмотренных уголовным законом лишении или ограничении прав и свобод осужденного. Являясь мерой государственного принуждения, наказание обладает карательной сущностью. Это означает, что оно заключается в лишении или ограничении прав и свобод осужденного, т.е. способно принуждать его к законопослушному поведению. Например, лишение свободы влечет ущемление не только личной свободы осужденного, но также некоторых политических, трудовых, гражданских и иных прав. Наказание в виде штрафа связано с некоторым ущемлением имущественных прав осужденного;

3) применяется только к лицу, признанному виновным в совершении преступления, т.е. имеет строго личный характер: оно может быть назначено только лицу, которое судом признано виновным в совершении преступления. Его адресатом не могут выступать родители, другие родственники или законные представители виновного, а также организации, от имени или в интересах которых он действовал, или другие физические или юридические лица. Наказание не теряет своего личного характера и в том случае, когда штраф, назначенный несовершеннолетнему осужденному, может по решению суда взыскиваться с его родителей или иных законных представителей с их согласия (ч. 2 ст. 88 УК РФ);

4) назначается по приговору суда. Единственной процессуальной формой назначения наказания может быть только обвинительный приговор суда, в соответствии с которым лицо признается виновным в совершении определенного преступления. Ни постановлением судьи, ни определением суда, ни тем более решением иного органа власти не может назначаться уголовное наказание;

5) носит публичный характер, т.е. назначается лицу, виновному в совершении преступления, от имени государства и в интересах всего общества, а не в интересах отдельных лиц, органов или организаций.

Уголовное наказание и судимость

Наказание - это единственная форма государственного принуждения, исполнение которой влечет за собой судимость как специфическое правовое состояние лица, полностью или частично отбывшего назначенное судом наказание. Лицо, хотя и признанное виновным в совершении преступления, но освобожденное от наказания либо полностью освобожденное от его отбывания, считается не имеющим судимости.

Цели уголовного наказания

1) Восстановление социальной справедливости - адекватная компенсация ущерба, причиненного совершенным преступлением, за счет по возможности равнозначного лишения или ограничения прав и свобод лица, совершившего преступление.

2) Исправление осужденного означает задачу принудить осужденного с помощью карательно-воспитательного воздействия воздержаться после отбытия наказания от совершения новых преступлений.

3) Предупреждение совершения новых преступлений включает цели общего и специального предупреждения.

Специальное (частное) предупреждение означает принудительно-воспитательное воздействие наказания на самого осужденного с целью исключить совершение им новых преступлений.

Общее предупреждение означает профилактически-воспитательное воздействие на неопределенно широкий круг лиц путем устрашения лиц, склонных к правонарушениям, а также посредством правового воспитания законопослушных граждан и информирования их относительно преступности и наказуемости определенных способов социально значимого поведения.

Система наказаний в УК РФ

Статья 44 УК РФ содержит исчерпывающий перечень видов наказаний, построенный по определенной системе и по определенным принципам. Включенные в этот перечень виды наказаний располагаются от менее тяжкого к наиболее тяжкому. В таком же порядке наказания располагаются и в санкциях статей Особенной части УК РФ. Это обязывает суд начинать рассмотрение вопроса о мере наказания осужденному с самой мягкой. Данный принцип соответствует общим началам назначения наказания, содержащимся в ст. 60 УК РФ, согласно которому наиболее строгий вид наказания назначается исключительно в тех случаях, когда менее строгий вид наказания не может обеспечить достижение целей наказания, и тем самым ориентирует суды при выборе вида и размера наказания, предусмотренного за соответствующее преступление.

При назначении наказания по конкретному уголовному делу суд не может руководствоваться ст. 44 УК РФ непосредственно, а обязан выбрать наказание только из числа тех, которые названы в санкции статьи Особенной части УК РФ, по которой подсудимый признан виновным.

Статья 44 УК РФ содержит так называемую полную систему наказаний. В отношении несовершеннолетних применяется усеченная система наказаний, предусмотренная в ст. 88 УК РФ.

Смертная казнь, являющаяся исключительной мерой наказания, в настоящее время не применяется.

Основные и дополнительные виды уголовных наказаний

В зависимости от порядка применения все виды наказаний законом классифицированы на три вида: основные, дополнительные и смешанные (наказания, которые могут назначаться как в качестве основных, так и в качестве дополнительных).

Основными называются наказания, которые могут назначаться только самостоятельно. Одной из особенностей основных видов наказаний является то, что к одному основному виду наказания нельзя присоединять другие основные виды наказаний. Другой особенностью основных видов наказаний является то, что они всегда указываются в санкции статей Особенной части УК, в отличие, например, от дополнительных видов наказаний. Однако согласно ст. 64 УК РФ при наличии исключительных смягчающих обстоятельств суд может назначить более мягкое наказание, чем предусмотрено за данное преступление. Кроме того, в соответствии с ч. 1 ст. 73 УК РФ условным может быть признано лишь основное наказание, в то время как назначенное лицу дополнительное наказание приводится в исполнение реально, о чем указывается в резолютивной части приговора.

К числу основных наказаний относятся: обязательные работы, исправительные работы, ограничение по военной службе, принудительные работы, арест, содержание в дисциплинарной воинской части, лишение свободы на определенный срок, пожизненное лишение свободы, смертная казнь.

Дополнительными называются наказания, которые не могут назначаться судом самостоятельно, а лишь присоединяются к основным наказаниям. Таким видом наказания является лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград. Особенность этого вида наказания заключается в том, что оно может применяться только за тяжкие и особо тяжкие преступления и его назначение зависит только от судейского усмотрения (в санкциях статей этот вид наказания не содержится).

Смешанные - наказания, которые могут назначаться как в качестве основных, так и в качестве дополнительных. К ним относятся: штраф, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, а также ограничение свободы.

Штраф в качестве дополнительного наказания может назначаться только в случаях, если данный вид дополнительного наказания предусмотрен санкцией статьи Особенной части УК РФ.

Для назначения наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью имеет значение, применяется ли оно в качестве основного (санкция - от одного года до пяти лет) или дополнительного (от шести месяцев до трех лет). Наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью может назначаться в качестве дополнительного и в случаях, когда оно не предусмотрено соответствующей статьей Особенной части УК РФ (ч. 3 ст. 47 УК РФ).

В зависимости от построения санкций статей Особенной части УК РФ применение смешанных наказаний в сочетании с основными в них может быть предусмотрено как обязательное (например, лишение свободы с лишением права занимать определенные должности по ч. 3 ст. 286 УК РФ), так и как факультативное (например, лишение свободы с лишением права занимать определенные должности или без такового по ч. 2 ст. 286 УК РФ). Если статья УК РФ предусматривает обязательное назначение дополнительного наказания, как указано в ч. 3 ст. 286 УК РФ, то его неприменение судом допускается лишь при наличии условий, предусмотренных ст. 64 УК РФ (то есть при наличии исключительных обстоятельств), и должно быть мотивировано в приговоре со ссылкой на указанную статью.

Ограничение свободы назначается на срок от двух месяцев до четырех лет в качестве основного вида наказания за преступления небольшой тяжести и преступления средней тяжести, а также на срок от шести месяцев до двух лет в качестве дополнительного вида наказания к лишению свободы в случаях, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части УК РФ.

Дополнительные и смешанные наказания, при сложении их с основными, исполняются самостоятельно (ч. 2 ст. 71 УК РФ).

Виды уголовных наказаний

Статья 44 УК РФ содержит исчерпывающий перечень видов уголовных наказаний. Видами наказаний являются:


Хатуев Ибрагим Русланович
Студент 2 курса магистратуры
Чеченского государственного университета
Юридический факультет

Рассмотрение системы наказаний как целостного образования предпола­гает изучение, главным образом, ее структурной организации, на основе кото­рой она способна проявлять свойства целостного образования. Это объяснятся тем, что система возникает как некоторое целое, определенное в своей целост­ности новым качеством, и становится достаточно обособленным объектом, структурируя одним и тем же образом составляющие ее подсистемы и элемен­ты.

Любая система может быть описана различными способами. В связи с этим В. Н. Садовский указывает на существование принципа множественности описания любой системы. Поэтому описание системы наказаний через ее ста­тическую и динамическую характеристики представляется обоснованным.

Статическая характеристика системы наказаний в обобщенном виде на­ходит отражение в уголовном законе. Так, в уголовном законодательстве нака­зание рассматривается не как расчлененное на элементы уголовно-правовое яв­ление, а как понятие, находящееся в статическом состоянии. Уголовный закон только лишь указывает на основные объективные свойства наказания и в этом своем качестве выполняет задачу устрашения. Это относительно понятия на­казания Статическое отражение системы наказаний содержится в ст. 44 УК РФ.

Статическая характеристика системы наказаний определяет принципы соотношения и зависимости отдельных видов наказаний друг от друга, без уче­та иных зависимостей, возникающих в процессе непосредственного функцио­нирования системы наказаний, которые составляют суть динамической харак­теристики системы наказаний.

Система наказаний — это система, в которой, пожалуй, наиболее важным является порядок расположения и способ взаимодействия ее элементов. Это от­ражается в структуре системы наказаний, а также определяет степень согласо­ванности элементов в системе.

Структура системы наказаний формируется на основе содержания от­дельных видов наказаний. Но, для того, чтобы определить содержание наказа­ния, необходимо отграничить его от сущности наказания.

На подобном разграничении настаивает, в частности, Л. Л. Крутиков. Суть наказания автором сводится к каре, заключающейся в лишении или огра­ничении прав и свобод осужденного, которые причиняют ему страдания. При этом в содержание наказания помимо кары входят также такие элементы, как режим, труд, воспитательное воздействие на лицо, в отношении которого выне­сен обвинительный приговор с определением ему такой меры государственного принуждения, как уголовное наказание.

Обращает на себя внимание тот факт, что в данном разграничении сущность наказания пересекается с его содержанием. Кара, заключающаяся в лишении или ограничении прав и свобод осужденного, по мнению автора, входит и в сущность, и в содержание наказания. Представляется, что такой подход нельзя признать удовлетворительным с точки зрения логики.

Сущность наказания, по нашему мнению, представляет собой отрица­тельную оценку деяния и лица, признанного виновным в его совершении, кото­рая выражается в признании необходимости применения предусмотренных уголовным законом лишении или ограничении прав и свобод этого лица в це­лях восстановления социальной справедливости, а также в целях исправления этого лица и предупреждения совершения новых преступлений. То есть сущ­ность наказания заключается не просто в отрицательной оценке, а именно та­кой, на основании которой, руководствуясь законом, суд приходит к выводу, что лицо должно претерпевать лишения или ограничения.

Далее возникает вопрос, какие именно лишения или ограничения дол­жен претерпевать осужденный? Совокупный набор лишений и ограничений уголовно-правового характера, относящихся к институту наказания, исчерпы­вающим образом должен быть закреплен в УК РФ, поскольку именно УК РФ устанавливает преступность и наказуемость деяний. Именно эта совокупность лишений и ограничений уголовно-правового характера образует содержание наказания. Выделяя признаки, характеризующие содержание уголовного наказания, А. П. Козлов указывает, что наказание представляет собой лишение или огра­ничение наиболее существенных (в том числе конституционных) прав и свобод человека.

Отсюда следует, что автор содержание наказания соотносит с кон­кретными лишениями или ограничениями прав и свобод осужденного.

Каждое наказание имеет свое собственное содержание, которое пред­ставляет собой строго определенное лишение или ограничение прав либо сво­бод осужденного, либо их сочетание. Не рассматривая конкретные лишения н ограничения каждого вида наказания в отдельности, укажем только, что большинство наказаний сочетают лишение прав н свобод с ограничением. Так, лишение свободы сочетается с ограничением трудовых, имущественных, жи­лищных, семейных прав осужденного. Исправительные работы ограничивают трудовые и имущественные права. Поэтому расположение определенного ви­да наказания в системе определяется основным карательным элементом, к ко­торому вынужденно присоединяются второстепенные карательные элементы.

Так, основным карательным элементом наказания в виде штрафа являет­ся лишение имущественных прав. Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в своем названии формулирует основные карательные элементы. Наказание в виде лишения спе­циального, воинского или почетного звания, классного чина н государственных наград аннулирует все права, имеющиеся у лица в связи с наличием этих зва­ний, чинов н наград. Таким образом, для каждого вида наказания можно выде­лить основной карательный элемент. Другого мнения придерживается А. И. Сакаев, который одним из основ­ных карательных элементов наказания в виде лишения свободы считает его срок.

Однако, с утверждением автора, по нашему мнению, сложно согласиться. Карательными элементами признаются ограничения н лишения, предусмотрен­ные уголовным законом в рамках института наказания. Срок (или размер) нака­зания относится к его мере, которая определяется судом при назначении нака­зания. Исключением являются два вида наказания, которые имеют основное разграничение именно по срокам: лишение свободы на определенный срок н пожизненное лишение свободы. Это одна из причин необходимости объедине­ния этих, имеющих одинаковое содержание, видов наказаний.

Относительно определения содержания каждого вида наказания А. И. Сакаев считает, что в УК практически невозможно применительно к ка­ждому виду наказания четко определить все ограничения и лишения прав и свобод осужденного. Они определяются также в Уголовно-исполнительном ко­дексе РФ. Вышеприведенное утверждение нуждается в конкретизации. Во-первых, все карательные элементы, то есть все конкретные ограничения и ли­шения прав и свобод осужденного, должны быть предусмотрены только в УК РФ, так как только он устанавливает наказание за совершение преступления. Во-вторых, ограничения и лишения прав н свобод осужденного, предусмотрен­ные в УИК РФ, не относятся ни к основным, ни к дополнительным каратель­ным элементам. Их следует отнести к сопутствующим лишениям и ограниче­ниям, так как без этих ограничений и лишений невозможно реализовать содержание определенного вида наказания. Например, лишение свободы как вид на­казания сопровождается установлением режима, который, безусловно, включа­ет в себя массу сопутствующих ограничений и лишений. Основные и дополни­тельные карательные элементы предусмотрены в УК РФ. Основные определя­ют главное содержание наказания, дополнительные повышают степень строго­сти данного вида наказания. Другую позицию относительно сущности и содержания наказания зани­мает А. П. Козлов. По его мнению, «все виды наказания отличаются друг от друга, главным образом, по их сущности, своими качественными характеристи­ками.

А качественные характеристики, в свою очередь, зависят от совокупности тех карательно-воспитательных мер, которые свойственны каждому виду нака­зания. Таким образом, сущность вида наказания — это качественная характери­стика вида наказания, определяемая объемом карательно-воспитательных мер, свойственных виду наказания. Как видно из вышеприведенной точки зрения, сущность наказания представлена его содержанием — объемом карательных элементов.

Далее А. П. Козлов пытается разграничить наказания по их количест­венным характеристикам, которые, следуя логике изложения автора, должны соответствовать содержанию наказания. Но в действительности автор не пере­ходит от сущности наказания в его терминологии к содержанию наказания.

Подводя итог рассмотрению содержания наказания, следует отметить, что вне зависимости от принятой терминологии вид наказания определяется объемом карательных элементов.

6. Административные правонарушения и административная ответственность РФ. Основы уголовного права РФ

6.1. Административные правонарушения и административная ответственность.

6.2. Преступления и уголовная ответственность.

6.3. Категории и виды преступлений.

6.4. Система наказаний по уголовному праву.


6.1. Административные правонарушения и административная ответственность

1. Понятие административного правонарушения и его признаки. Основанием административной ответственности является ад­министративное правонарушение.

Согласно ст. 2.1 КоАП административ­ным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Это понятие охватывает собой конститутивные признаки административного правонарушения. Ими являются:

г) наказуемость деяния.

Бездействие есть пассивное невыполнение обязанности (например, неисполнение гражданами обязанностей по военному учету). Часто одни и те же обязанности могут быть нарушены как дей­ствием, так и бездействием (например, нарушение правил охра­ны водных объектов).

По своей социальной значимости деяние является антиобщественным, причиняющим вред интересам граждан, общества и государства. Антиобщественный характер подчеркивают задачи законодательства об административных правонарушениях, и проявляется это в противоправности такого рода правонарушений.

Какое деяние в рамках института административной ответствен­ности является антиобщественным, определяется законодатель­ством. Следовательно, не всякое антиобщественное деяние имеет отношение к содержанию признаков административного правона­рушения.

Противоправность заключается в совершении деяния, нару­шающего нормы права. Эти нормы могут принадлежать не толь­ко к административному, но и к ряду других отраслей права. Принципиально то, что соблюдение соответствующих норм охра­няется мерами административной ответственности. Это, кроме административного, могут быть нормы конституционного, финан­сового, гражданского, трудового и других отраслей права. Так, при безбилетном проезде не исполняется договор перевозки, при ук­лонении от уплаты налога - нормы финансового права. Деяние, не являющееся противоправным, не может образовать админист­ративного правонарушения и повлечь административную ответ­ственность.

Виновность деяния физического лица означает, что оно со­вершено умышленно или по неосторожности. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правона­рушения, если будет установлено, что у него имелась возмож­ность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъектов РФ предусмотрена админис­тративная ответственность, но данным лицом не были приня­ты все зависящие от него меры по их соблюдению. Наличие вины — обязательный признак административного правонарушения, отсутствие вины исключает признание деяния административным правонарушением, в том числе при его формальной противоправ­ности. Например, невменяемый гражданин нарушает правила, установленные для пешеходов.

Административная ответственность за деяние также относится к безусловным признакам административного правонарушения. Им признается только то деяние, за которое законодательством пре­дусмотрена административная ответственность.

С одной стороны, административное правонарушение — ос­нование административной ответственности, с другой, такая ответственность — признак административного правонарушения, оп­ределяющий его юридическую природу.

2. Юридический состав административного правонарушения и его элементы. Состав административного правонарушения — совокупность закрепленных нормативно-правовыми актами признаков (элементов), наличие которых может повлечь административную ответственность.

Признаками (элементами) состава административного правонарушения являются: объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона.

Объективная сторона заключается в действии или бездей­ствии, запрещенном административным правом. Как уже отме­чалось, действие или бездействие может посягать на конкретные общественные отношения, урегулированные многими отраслями права (гражданского, трудового, финансового и др.). Наличие объ­ективной стороны административного правонарушения законода­тель во многих случаях ставит в зависимость от времени, места, способа, характера совершения деяния, наступивших его вред­ных последствий, совершения противоправного деяния в прошлом, его систематичности. Содержание объективной стороны может включать характер действия или бездействия — неоднократность, повторное, длящееся нарушение.

Субъектами административного правонарушения признают­ся:

Среди физических лиц различаются: а) граждане РФ; б) дру­гие весьма разнообразные категории лиц, признаваемых субъек­тами административного правонарушения с учетом особенностей их правового положения, выполняемых профессиональных, соци­альных функций, состояния здоровья.

Для отдельных категорий лиц эти факторы обусловливают дополнительные основания привлечения к административной ответственности, для других — ограничение применения ее мер.

К числу первой группы относятся должностные лица, водите­ли транспортных средств и др.

Ко второй группе относятся лица, которые за административ­ные правонарушения несут ответственность в основном в соответствии с дисциплинарными уставами, специальными положе­ниями о дисциплине, правовыми актами, регламентирующими прохождение государственной службы в определенных органах, и в прямо предусмотренных КоАП РФ случаях.

Субъективная сторона административного правонарушения — психическое отношение субъекта (физического лица) к противо­правному действию или бездействию и его последствиям. Оно мо­жет быть выражено в форме умысла или неосторожности. Лицо, совершившее противоправное действие или бездействие, в ука­занных формах, при наличии других признаков состава право­нарушения, признается виновным в его совершении. Вина как обя­зательный признак административного правонарушения предус­мотрена ст. 2.1 КоАП РФ.

Иными словами, это означает также, что вина есть психичес­кое отношение лица к совершенному им противоправному дей­ствию или бездействию и возможным их последствиям. Вина, сле­довательно, может проявляться в форме умысла и неосторожно­сти.

Умышленное действие или бездействие означает, что лицо, совершившее его, сознавало противоправный характер своего дей­ствия или бездействия, предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их до­пускало либо относилось к ним безразлично.

Неосторожное административное правонарушение имеет мес­то в случае, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия или бездей­ствия, но без достаточных на то оснований самонадеянно рассчи­тывало на их предотвращение либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть (ст. 2.2 КоАП РФ).

Только при наличии состава административного правонаруше­ния лицо, его совершившее, может быть привлечено к админист­ративной ответственности.

3. Классификация административных правонарушений. По субъектам выделяются правонарушения, субъектами ко­торых признаются:

  • граждане, должностные лица, юридические лица (ст. 6.3, 6.4, 6.5, 14.1 и др.);
  • должностные и юридические лица (ст. 13.12 п. 3 и 4, ст. 14.8 и др.);
  • юридические лица (ст. 14.17 п. 1 и 4, 14.24 п. 3 и др.);
  • граждане и юридические лица (ст. 7.28, 12.35 и др.);
  • граждане и должностные лица (ст. 15.6 ч. 19.1, 20.5 и др.);
  • должностные лица (ст. 7.16, 12.31, 12.32 и др.);
  • граждане (ст. 19.16, 21.5 и др.).

В зависимости от видов наказаний выделяются административные правонарушения, за которые предусмотрены только ос­новные наказания, их подавляющее большинство; основные и дополнительные наказания (ст. 5.19, 6.14, 7.15, 19.23, 20.3, 20.4 и др.); основные наказания в качестве альтернативных (ст. 9.3, 14.22); основные и дополнительные наказания не предусмотрены в ка­честве альтернативных.

Каждый их вид предусмотрен за то или иное правонарушение и может применяться в качестве дополнительного либо обязательного к основному (ст. 20 ч. 3 и 9), либо по усмотрению субъекта, уполномоченного на его применение за дан­ное административное правонарушение.

Предупреждение обычно устанавливается в качестве основ­ного наказания, альтернативного административному штрафу за некоторые административные правонарушения. В иных случаях предупреждением не может быть заменен административный штраф.

Административный штраф является универсальным наказа­нием, предусмотренным за все административные правонаруше­ния. В этом качестве он не может быть принят за самостоятель­ный критерий классификации административных правонаруше­ний.

Административный арест, лишение специальных прав и дисквалификация влекут существенные ограничения прав гражда­нина. Поэтому они предусмотрены за небольшое число наиболее серьезных административных правонарушений и назначаются судьей.

4. Понятие и основные черты административной ответ­ственности. Административная ответственность - вид юридической от­ветственности, которая выражается в применении уполномочен­ным органом или должностным лицом административного нака­зания к лицу, совершившему правонарушение. Административ­ная ответственность внешне обладает всеми признаками юриди­ческой ответственности.

В то же время в законодательстве общие признаки юриди­ческой ответственности специфически преломляются примени­тельно к административной ответственности, а также закрепля­ются лишь ее характерные признаки.

В целом основные черты административной ответственности сводятся к следующему:

а) административная ответственность устанавливается феде­ральными законами и законами субъектов РФ об административ­ных правонарушениях. Следовательно, она имеет собственную нормативно-правовую основу.

б) основанием административной ответственности является административное правонарушение; уголовной - преступление; дисциплинарной - дисциплинарный проступок.

в) субъектами административной ответственности могут быть как физические, так и юридические лица; уголовной - физичес­кие лица.

г) за административные правонарушения предусмотрены ад­министративные наказания. За преступления - уголовные на­казания, за дисциплинарные проступки - дисциплинарные взыс­кания.

д) административные наказания применяются широким кру­гом уполномоченных органов и должностных лиц: судов; испол­нительной власти и др.; уголовные наказания - только судом; дис­циплинарные взыскания - органами и должностными лицами, наделенными дисциплинарной властью и в пределах их компе­тенции.

е) административные наказания применяются органами и должностными лицами к не подчиненным им правонарушителям. По этому признаку административная ответственность отличает­ся от дисциплинарной, меры которой к работникам применяются в основном в порядке подчиненности вышестоящим органам, дол­жностным лицам.

ж) применение административного наказания не влечет су­димости и увольнения с работы, за исключением дисквалифика­ции. Лицо, к которому применено административное наказание, считается имеющим его в течение установленного срока.

з) меры административной ответственности применяются в соответствии с законодательством, регламентирующим производ­ство по делам об административные правонарушениях. Уголов­ные дела рассматриваются в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством; дисциплинарные - в соответствии с нормами, устанавливающими порядок дисциплинарного производ­ства.

Следовательно, административная ответственность обладает рядом черт, отличающих ее от других видов ответственности. Но основная особенность административной ответственности состоит в том, что ее основанием является административное правонару­шение, а мерами - административные наказания.

Федеральным законом, регулирующим административную от­ветственность в РФ, является Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ). Он принят Го­сударственной Думой 20 декабря 2001 г . и введен в действие с 1 июля 2002 г .

Читайте также: