Какую обязанность населения по отношению к церкви ввел князь владимир

Обновлено: 02.05.2024

ДРЕВНЕРУССКОЕ ГОСУДАРСТВО. X— НАЧАЛО XII в.

о походе Руси на Царьград

Вопросы и задания к документу №

1. Изложите кратко содержание прочитанного и. сформулируйте основную идею,

2. Какие исторические факты о походе князя Олега можно извлечь из приведенного фрагмента? '

3. Определите, с какой целью осуществил поход князь Олег?

4. Каковы условия мирного договора и его последствия?

В лето 907 года пошел Олег на греков. Он взял с собою множество варягов, и славян, и чудь, и кривичей, и мерю, и древлян, и радимичей, и полян, и северян, и вятичей, И хорватов, и дулебов, и тиверцев, которые являются переводчиками. Со всеми ними пошел Олег на конях и на кораблях. Число кораблей было 2000, и пришел он к Царьграду.

И установил Олег дань воинам на 2000 кораблей по 12 гривен на ключ, а потом давать дань на русские города, подвластные Олегу.

«Пусть Русь, приходя, берет посольское, сколько хочет; а если придут гости, то берут и месячину на 6 месяцев, хлеб и вино, и

Цари же Лев и Александр заключили мир с Олегом, обязавшись давать дань, и, дав клятву, сами целовали крест. Олег и его мужи клялись по русскому закону своим оружием и своим богом Перуном и скотьим богом Волосом. И повесил Олег свой щит на вратах в знак победы, и пошел прочь от Царьграда.

И пришел Олег в Киев, принеся с собой золото, шелковые ткани, сладости и вина и всякое узорочье. И прозвали Олега Вещим.

о гибели князя Игоря

Вопросы и задания к документу № 10:

1. Изложите кратко содержание прочитанного и определите цель, с которой Игорь пошел к древлянам.

2. Как вы думаете, за что был убит князь Игорь?

3. Как вы считаете, справедливо ли было убийство князя древлянами?

4. Какие особенности в общественном устройстве древнерусского государства вы обнаружили и чем вы их объясняете?

Древляне, услыхав, что он опять идет, решили с князем своим Малом: «Если повадится волк к овцам, то перетаскает все стадо, если не убьют его; так и тут, если не убьем его, то всех нас

И не послушал их Игорь. И древляне, выйдя из города Ис-коростеня, перебили Игоря и дружину его: ведь мало их было.

И похоронили Игоря, и есть могила его у города Искоростеня, в земле у древлян и до сего дня.

о мести княгини Ольги

Вопросы и задания к документу № 11:

1. Определите, что преобладает в приведенном фрагменте: исторические факты или художественное описание события? Подумайте, с чем это связано?

2. Как вы можете оценить поведение княгини Ольги? Давая оценку, подтверждайте ее фактами.

3. Выберите из текста факты, характеризующие обычаи и нравы русского общества в X в.

. И послала Ольга к древлянам и сказала им: «Если вы вправду просите меня, то пришлите знатных мужей, дабы я с великой честью пришла за вашего князя, а то не пустят меня

Документы №12 и 13

О князе Святославе Игоревиче

Вопросы и задания к документам № 12 и 13:

1. Выделите в тексте и выпишите в тетрадь исторические факты.

2. Проследите по карте направления походов князя Святослава. Куда и с какой целью он совершал походы?

13. Из воспоминаний византийского историка Льва Диакона*: о князе Святославе

Вот какова была его [Святослава] наружность. Умеренного роста, не слишком высокого и не очень низкого, с мохнатыми бровями и светло-синими глазами, курносый, безбородый, с густыми, чрезмерно длинными волосами над верхней губой. Голова у него была совершенно голая, но с одной стороны ее свисал клок волос — признак знатности рода, выглядел он угрюмым и диким. В одно ухо у

* Лев Диакон — византийский писатель и историк-хронист X в.

него была вдета золотая серьга, она была украшена корбункулом, обрамленным двумя жемчужинами. Одеяние его было белым и отличалось от одежды его приближенных только чистотой.

Документы № 14 и 15 О крещении Руси

Вопросы и задания к документам № 14,15:

1. Сформулируйте причины принятия христианства.

2. Расскажите о крещении киевлян. Выскажите свое отношение к выбранным Владимиром методам.

3. Объясните, чем было вызвано такое внимание князя к церковным делам.

4. Какую обязанность населения по отношению к церкви ввел князь? Могло ли это нововведение повлиять на положение различных слоев общества Киевской Руси, сказаться на процессе принятия христианства крестьянами, горожанами?

Ходили к болгарам [волжским], смотрели, как они молятся в храме, именуемом мечетью, стоят там распоясанные; сделав поклон, сядет и глядит туда и сюда, как безумный, и нет в них веселья, только печаль и смрад великий. Не добр закон их.

И пришли мы к немцам, и видели в храмах их различную службу, но красоты не видели никакой.

И пришли мы в греческую землю, и ввели нас туда, где служат они богу своему, и не знали — на небе или на земле мы: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой и не знаем, как и рассказать об этом. Знаем мы только, что пребывает там бог с людьми, и служба их лучше, чем во всех других странах.

В 988 году. Пошел Владимир с воинами на Корсунь, город греческий, и заперлись корсуняне в городе. И остановился Владимир на другой стороне города у залива на расстоянии полета

Владимир потребовал от императоров Византии выдать за него замуж их сестру Анну, согласившись принять христианство. . Епископ Корсунский с попами царицы объявил о крещении и крестил Владимира. Дружина его видела это, и многие крестились. После крещения привели царицу к венцу. Одни, не знающие истины, говорят, что Владимир крестился в Киеве, другие — в Василеве, третьи же иначе говорят.

Владимир пришел в Киев; тотчас велел ниспровергнуть кумиры— одни изрубить, а другие предать огню. А Перуна повелел привязать к хвосту коня и стащить с горы по Боричеву въезду в ручей [Почайну] и приставил 12 мужей толкать Перуна шестами. Когда влекли Перуна по ручью к Днепру, верующие люди оплакивали его.

Владимир повелел строить церкви и ставить в тех местах, где стояли кумиры. Церковь св. Василия поставил на холме, где стоял кумир Перуна и другие церкви, где приносили жертвы князь и люди. И начал Владимир ставить по городам церкви и попов, а людей заставлял креститься по всем городам и селам. И стал брать у нарочитых [знатных] людей их детей и отдавать их в книжное учение.

15. Из церковного устава князя Владимира Святославича (996 г.)

Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Вот я, князь великий Василий, называемый Владимир, сын Святослава, внук Игоря

и блаженной Ольги, воспринял святое крещенье от греческих царей Константина и Василия и Фотия патриарха и взял первого митрополита Михаила на Киев и на всю Русь, который крестил всю землю Русскую. И за тем, годами минувшими, создал церковь святую Богородицы и дал десятину к ней по всей земле Русского княжения и от всякого суда десятый грош, а из торга десятую неделю и из домов на всякий год десятое всякого стада и всякого имущества.

И после того посмотрел в греческий Номоканон и нашел в нем, что не подобает этих судов судить и тяжб князю и боярам его, ни его судьям. И посоветовался я со своей княгиней Анной и со своими детьми и дал святой Богородице и митрополиту и всем епископам. А кто посягнет на мое пожалование, с тем будет мне суд перед Богом, а митрополиту проклинать его [церковным] собором.

А вот митрополичьи люди церковные: игумен, игуменья, поп, попадья, попович, чернец, черница, дьякон, жена дьякона, просвирница, пономарь, вдова, калика, сторонник, задушный человек, прикладник, хромец, слепец, дьяк и все причетники церковные. Если кто [из них] совершит преступление, то судить тех митрополиту и епископам, кроме мирян.

о княжеских распрях

Вопросы и задания к документу № 16:

1. Вспомните, в чем причины описанных в летописи событий и как они назывались в истории средних веков?

2. К каким историческим последствиям привели эти события?

3. Какую нравственную оценку вы можете дать этим событиям?

В 1016 году пошел Ярослав против Святополка [своего родного брата], и остановились друг против друга по обе стороны Днепра; не смели ни те против этих, ни эти против тех начать.

Стояли три месяца друг против друга. Была страшная битва. Одолел Ярослав Святополка. Святополк же убежал к полякам. Ярослав сел в Киеве на столе отца и деда. Было тогда Яррславу 28 лет.

В1019 году пришел Святополк с печенегами. Ярослав собрал множество воинов и вышел ему навстречу на Альту [реку]. Бой был жестокий, какого не было на Руси, и, за руки хватая друг друга, рубились и сходились трижды, так что по низинам кровь текла. К вечеру одолел Ярослав, а Святополк бежал.

Похвала Ярославу Мудрому

Вопросы и задания к документу № 17:

1. Как автор ПВЛ относится к князю Ярославу? Что больше всего он ценит в его деятельности?

2. Что бы вы могли добавить к характеристике князя Ярослава?

3. Выберите факты, характеризующие вклад князя Ярослава в развитие древнерусского государства, его культуры.

В год 6545 (1037). Заложил Ярослав город большой, у которого сейчас Золотые ворота, заложил и церковь, святой Софии митрополию, а затем церковь святой Богородицы благовещения на Золотых воротах, затем монастырь святого Георгия и святой Ирины. При нем начала вера христианская плодиться и распространяться, и черноризцы стали множиться, а монастыри появляться. Любил Ярослав церковные уставы, попов очень жаловал, особенно же черноризцев, и к книгам проявлял усердие, часто читая их и ночью, и днем. И собрал книгописцев множество, которые переводили с греческого на славянский язык. И написали они много книг, по которым верующие люди учатся и наслаждаются учением Божественным. Как бывает, что один землю распашет, другой же засеет, а третьи пожинают и едят пищу неоскудевающую, так и здесь. Отец ведь его Владимир землю вспахал и размягчил, то есть крещением просветил. Этот же засеял книжными словами сердца верующих людей, а мы пожинаем, учение получая книжное.

Велика ведь бывает польза от учения книжного; книги наставляют и научают нас пути покаяния, ибо мудрость обретаем и воздержание в словах книжных. Это — реки, напояющие вселенную, это источники мудрости, в книгах ведь неизмеримая глубина; ими мы в печали утешаемся; они — узда воздержания. Если поищешь в книгах мудрости прилежно, то найдешь великую пользу для души своей. Кто ведь книги часто читает, тот беседует с Богом или со святыми мужами. Читая пророческие беседы и евангельские и апостольские поучения и жития святых отцов, получаем для души великую пользу.

Ярослав же этот, как мы сказали, любил книги и, много их переписав, положил в церкви святой Софии, которую создал сам. Украсил он ее золотом, серебром и сосудами церковными, в ней возносят к богу положенные молитвы в назначенное время. И другие церкви ставил он по городам и иным местам, поставляя попов и давая им из своей казны плату, веля им учить людей, потому что это поручено им Богом, и посещать часто церкви. И увеличилось число пресвитеров и людей крещеных. И радовался Ярослав, видя множество Церквей и людей кре-

щеных, а враг сетовал на это, побеждаемый новыми людьми крещеными.

о киевском восстании

Вопросы и задания к документу № 18:

1. В чем причины восстания в Киеве и каковы его последствия?

2. Что такое народное вече и какую роль в управлении городом оно -играло?

3. Как вы думаете, укрепляли или ослабляли народные восстания

власть великого князя? Свое мнение обоснуйте.

В 1068 году пришли иноплеменники на Русскую землю, по

ловцев множество. Изяслав же, и Святослав, и Всеволод вышли

им навстречу на Альту. Побежали русские князья, и победили

их половцы. Киевляне прибежали и устроили вече на торгу, и

обратившись князю, сказали: «Вот половцы рассыпались по

всей земле, выдай, князь, оружие и коней, мы еще побьемся с

к темнице, где сидел Всеслав [Двоюродный племянник Изяс-

лава]. Изяслав, видя это, вместе со Всеволодом побежал со

двора, люди освободили Всеслава из темницы. Двор княжеский

они разграбили. Изяслав бежал в Польшу. В Киеве в это время

В 1069 году пошел Изяслав с Болеславом [королем польским] против Всеслава. Всеслав ночью, тайком от киевлян, бежал.

Изяслав впереди себя послал сына своего Мстислава в Киев. Мстислав, придя, изрубил киевлян, которые освободили Всеслава, в количестве 70 человек, а других ослепил; иных же погубил без вины, не разузнав о них. И сел Изяслав на столе своем, а сына своего Мстислава посадил в Полоцке [на место выгнанного Всеслава].

Вопросы и задания к документу № 19:

2. Заполните таблицу.

Какие факты свидетельствуют Что указывает

об укреплении княжеской на сохранившиеся общинные

3. Подумайте, почему за один вид преступления полагались различные размеры штрафов?

4. Что вы можете сказать о размерах хозяйства князя и боярина? Чей труд в них использовался?

5. Изложите, как вы себе представляете процедуру суда в XI—XII вв. Как вы думаете, о чем свидетельствуют испытания железом и водой, принесение клятвы?

Если кто убьет княжеского мужа как разбойник, а [члены верви] убийцу не ищут, то виру за него в размере 80 гривен платить той верви, на земле которой будет обнаружен убитый; в случае убийства людина платить 40 гривен.

Если вервь начнет платить дикую виру, то ей предоставляется отсрочка на несколько лет, потому что им приходится расплачиваться без убийцы. Но если убийца находится в верви, то она должна платить только 40 гривен, а самому убийце, внося свою часть в уплачиваемые вервью 40 гривен.

За убийство княжеских отрока, конюха или повара платить 40 гривен.

За убийство тиуна огнищного или конюшего платить 80 гривен.

А за сельского или пахотного тиуна платить 12 гривен. А за рядовича — 5 гривен. Также и за боярских.

За ремесленника или ремесленницу платить 12 гривен. А за смердьего холопа платить 5 гривен, а за робу 6 гривен.

Если кого-либо обвинят в убийстве, то для своего оправдания он должен выставить семь свидетелей; если подозреваемый в убийстве будет варягом [или другим иноземцем], то ему достаточно двух свидетелей.

Если ответчика обвиняют в убийстве, а свидетелей тяжущиеся не найдут, то подвергнуть их испытанию железом.

Если же сумма иска меньше двух гривен, то подвергнуть его испытанию водой; если же иск еще меньше, то пусть он для получения своих денег принесет клятву.

За украденного коня платить 3 гривны.

Если кто испортит бортную, или перепашет пахотную, или перегородит тыном дворную межу, должен платить 12 гривен.

Если сожгут гумно, то дом виновного отдать на поток и на грабеж, взыскав сначала убытки, а за остаток князю заточить его; так поступить и с тем, кто двор подожжет.

Если закуп убежит от господина [не расплатившись с ним за ссуду], то становится полным холопом;

А [за убийство] холопа или робы виры нет;

Холопство обельное троякого вида: если кто купит [поступающего в холопы] в присутствии свидетелей;

А второе холопство: кто женится на рабе без договора [с ее владельцем], а если с договором, то как договорились, так и будет. 1 А вот третье холопство: кто поступит в тиуны или в ключники [господина] без договора с ним.

вервь — славянская община

вира — денежный взнос в пользу князя за убийство свободного

человека гривна — денежная единица, 204 г серебра или золота людин — свободный сельчанин или горожанин

дикая вира — вира, уплачиваемая всеми членами верви (дикая — от дивий — общий)

тиун — княжеский или боярский приказчик, управитель

тиун огнищный — управитель дома

сельский тиун — управитель всеми селами, сельскохозяйственными угодьями

пахотный тиун — управитель пахотными работами

рядович — человек, отдавшийся в кабалу по договору

смердий холоп — раб, выполняющий работу общинника — смерда

роба — рабыня — служанка

бортная — приспособление для сбора меда диких пчел

закуп — смерд, находящийся в зависимости от господина за ссуду

холопство обельное — полное рабство

о съезде князей

Вопросы и задания к документу № 20:

1. Найдите в тексте объяснение причин сбора князей на съезд.

2. Оцените решения съезда по их последствиям.

3. Удалось ли князьям прекратить междоусобицы? Если нет, то почему?

Вопросы и задания к документу № 21:

1. Выделите в тексте нравственные принципы, которые Владимир Мономах хочет привить своим детям; от чего он их предостерегает?

2. Только ли своих детей поучал Владимир Мономах?

3. Актуальны ли сегодня нравственные установки Владимира Мономаха? Свой ответ поясните.

4. Можно ли по данному фрагменту составить представление о самом князе Владимире Мономахе? Если да, то каково оно?

А теперь, поведаю вам, дети мои, о труде своем, который нес я в разъездах и на охоте с 13 лет. Миров я заключил с половецкими князьями без одного 20.

В дому своем не ленитесь, но за всем смотрите. На войну выйдя, не ленитесь, не полагайтесь на воевод, не потворствуйте ни питью, ни еде, ни сну; и сторожевую охрану сами наряжайте и ночью, расставив воинов со всех сторон, ложитесь, а рано вставайте, а оружия снимать с себя не торопитесь.

Лжи остерегайтесь, пьянства и блуда, от того ведь душа погибает и тело.

Не давайте отрокам ни своим, ни чужим причинять вреда жилищам, ни посевам, чтобы не стали вас проклинать. Куда пойдете и где остановитесь, напоите, накормите нищего и странника. И более же всего чтите гостя, откуда бы он к вам ни пришел, простолюдин ли, знатный ли, или посол, если не можете почтить его дарами, — то пищей и питьем.

Не забывайте того хорошего, что вы умеете, а чего не умеете, тому учитесь — как отец мой, дома сидя научился пяти языкам, отсюда ведь честь от других стран. Ценность всему [злому] мать: что кто умеет, то забудет, а чего не умеет, тому не учится.

Для проверки знаний учащихся были использованы задания в форме ЕГЭ в трёх частях – А, В и С. Часть А предполагает использование тестов с одним правильным ответом. Часть В – задания повышенного уровня сложности: вставить пропущенный термин, вписать дату или имя, задания на соответствие и т.п. Часть С – работа с первоисточниками и ответы на вопросы по предложенным текстам. Задания для учащихся даны в большем количестве, чем можно использовать на одном уроке. Учитель сам определяет, какие вопросы соответствуют уровню подготовки учащихся конкретного класса и пройденному материалу и готовит проверочную работу по данной теме.

ЧАСТЬ А

ЧАСТЬ В

6. Найдите соответствие:

7. Заполнить пропуски в предложениях, используя слова в скобках:

Ответы: Князя Святослава, 988, реформы, Десятинной, Красное Солнышко, засечную черту, кочевников, каменного, крепости, Владимир I, Успения Богородицы, былины, походы, Святой, десятина, 986, княгиня Ольга.

8.Напишите правильно исторические термины:

1) Р…лигия – вера в сверхъестественные существа, обожествление сил природы и поклонение им.
2) Хр…ст…анство – мировая религия, ставшая государственной на Руси.
3) Св…ще…..ики – служители церкви.
4) Кр…щ…ние – обряд принятия христианства.
5) М…н…теи…м – система религиозных верований, основанная на представлении о едином боге.

9. Соотнесите имя языческого божества и занятия, которым это божество покровительствовало:

Божество Занятия, которым это божество покровительствовало
1. Перун а) Бог ветра и повелитель вихрей.
2. Хорс б) Божество, связанное с персидским Симургом – вещей птицей
3. Даждьбог в) Бог грозы, бог – воин,, отражающий злые силы, перед ним клялись на оружии
4. Стрибог г) Женское божество, помогает при засухе, связано с прядением и ткачество
5. Симаргл д) Бог солнца
6. Мокошь е) Бог солнца, сын бога огня, приносит удачу

10. Выпишите причины и последствия принятия христианства:

Причины Последствия
  1. Расширение и укрепление международных связей и повышение международного авторитета Древнерусского государства.
  2. В обществе утверждалось неравенство, которое требовало объяснения.
  3. Строительство церквей, появление монастырей.
  4. Европейский мир принял христианство, а Древнерусское государство оставалось языческой окраиной.
  5. Борьба с язычеством.
  6. Приобщение к христианству означало приобщение к развитой культуре.
  7. Христианская религия развивала и укрепляла нравственные устои общества.
  8. Процесс развития государственности, укрепления единства государства.
  9. Сохранение двоеверия на длительное время.
  10. Отрицательное отношение к созданию скульптурных изображений.
  11. Появление церковной иерархии.

а) Князь Владимир крестился, как и его бабка, княгиня Ольга, в Константинополе (да – нет)
б) Принятие Русью христианства означало переход Руси в политическую зависимость от Византии (да – нет)
в) Первую религиозную реформу князь Владимир пытался провести в 896 году, включив шесть языческих богов в государственный пантеон и сделав главным бога Перуна (да – нет)
г) Киевляне воспротивились реформе язычества и потребовали введения христианства (да – нет)
д) В русских былинах князя Владимира называют Владимир Красное Солнышко (да – нет)

12. Разгадайте путаницу (переставьте буквы, и у вас получится слово):

13. Выберите из словосочетаний те, которые отмечают значение принятия Русью христианства:

А) расцвет материальной культуры
Б) развитие международной торговли
В) рост имущественного неравенства
Г) изменение нравов и морали
Д) укрепление княжеской власти
Е) развитие производительных сил
Ж) распространение грамотности
З) появление славянской письменности
И) сплочение восточнославянских племён в единую древнерусскую народность
К) укрепление международного положения Руси
Л) образование государства Древняя Русь

4. Лингвистический конструктор. Используя все предложенные слова и словосочетания, составьте определения исторических понятий. Напишите эти понятия. Слова и словосочетания не могут использоваться дважды.

1) _________________________ – это ________________________________________
(основанная, о едином, религиозных, боге, верований, на представлении, система).
2) _________________________ – это ________________________________________
(вероучение, на востоке, империи, первого, тысячелетия н.э., в течение, оформившееся, христианское, Римской).
3) _________________________ – это ________________________________________
(за власть, правителями, борьба, родами, между).
4) _________________________ – это ________________________________________
(где, богам, культовое, приносились, языческое, жертвы, сооружение).
5) _________________________ – это ________________________________________
(вождь, титул, государственного, правитель, позднее, или, племени, дворянский, образования, государства).

16. Даны 5 подсказок. Угадайте, о ком идёт речь:

17. Выполнить задание:

ЧАСТЬ С

  1. Сформулируйте основную идею прочитанного.
  2. Как вы оцениваете отношение Владимира к языческим богам?
  3. Каково отношение к языческим богам у людей?
  4. Сделайте вывод о том, как было проведено крещение киевлян? Как это могло отразиться на нравственном развитии людей и древнерусского общества?
  5. Почему храмы стали ставить на месте кумиров?

Можно ли на основании этого отрывка сделать вывод о значении крещения Руси?

  1. Объясните, чем было вызвано такое внимание князя к церковным делам?
  2. Какую обязанность населения по отношению к церкви ввёл князь?
  3. Как могло повлиять такое нововведение на положение различных слоёв общества Древней Руси?
  4. Как введённые обязанности могли сказаться на процессе принятия христианства крестьянами, горожанами?

Список использованной литературы:

1. Данилов А. История России с древнейших времён до конца XVI века: 6 кл.: Поурочные разработки: Пособие для учителя. М., 2007.
2. Дмитриева Е. Россия: рабочая тетрадь. СПБ, 2002.
3. Драхлер А. Отечественная история с древнейших времён до наших дней. М.,2001. Игры и занимательные задания по истории. Авторы-сост. М.Субботина и др. М., 2003.
4. Кишенкова О., Иоффе А. Тестовые задания по истории России: Часть 1. 10. кл. М., 2009.
5. Коваль Т. История России с древнейших времён до конца XVI века: Задания, задачи. М., 2004.
6. Набатова О. Конспекты уроков для учителя истории: История России с древнейших времён до начала XVI века. 6 – 7 классы.: Методическое пособие. М., 2003.
7. Основы духовно-нравственной культуры народов России. ОРКСЭ. Книга для учителя. 4 – 5 классы: справочные материалы: под ред. В.Тишкова, Т.Шапошниковой. М., 2012.
8. Пазин Р. История. 10-11 кл. Тематические тесты для подготовки к ЕГЭ. 400 заданий высокого уровня сложности (С4 – С5): Учебно-методическое пособие. Ростов-на-Дону. 2013.
9. Румянцев В. Задания и вопросы по истории России с древности по XVIII век. М., 2002.
10. Саплина Е., Саплин А. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. 4 кл. Рабочая тетрадь. М., 2013.
11. Симонова Е. История России. 6 кл. 36 диагностических вариантов. М., 2012.


Зачем понадобилась новая религия

Дохристианская вера не справлялась с новой консолидирующей задачей. /Фото: avatars.mds.yandex.net

Во времена правления Владимира государство Киевская Русь достигло своего рассвета, охватывая обширнейшие территории и практически не имея мощных врагов-соседей. Русь превратилась в авторитетную силу на востоке Европы, и князь намеревался сплотить вверенное ему население. Помочь ему в этом могла единая вера. Историк Б.Греков говорит о первоначальных попытках Владимира Святославича создать на основе языческого пантеона богов новую религию. Ведь отживающее язычество с объединяющим началом не справлялось и не помогало предотвращать распад массивного племенного союза с Киевом во главе. Тогда Владимир сделал ставку на монотеистические религии.

Помимо сакральных мотивов, такое решение, конечно же, определялось задачами сугубо политическими. Князь рассчитывал на дружеские союзнические взаимоотношения с довлеющей в тогдашнем мире Византией, что было возможным с принятием христианства Древнерусским государством. Важную роль в крещении Руси, по мнению историка М. Покровского, сыграл верхний слой древнерусского общества — князья и бояре. Представители элиты гнушались старославянскими обрядами, в духе модных заморских веяний выписывая себе с греческими шелковыми тканями греческие обряды и даже греческих священников.

Какие религии рассматривались князем

Князь Владимир ответственно подошел к выбору религии. /Фото: content-16.foto.my.mail.ru

Сосуществование христианства и язычества

Долгое время язычники и христиане существовали параллельно. /Фото: i.obozrevatel.com

Меры по борьбе с язычниками

Укрепление христианства после обряда Крещения было делом времени. /Фото: im0-tub-ua.yandex.net

Сражаясь за укрепление христианства в народной среде, правительство и духовенство предпринимали целый комплекс практических мер. Все новые церкви строились на местах разрушенных капищ, наглядно замещая христианством старую веру. Людям было важно приходить к привычным местам поклонения и вид монументальной церкви подсознательно воспринимался как непререкаемая сила христианской веры.

Имел место и тот факт, что язычники верили в способность того или иного божества себя защищать. При виде мирно возвышающейся церкви на месте разрушенных идолов вчерашняя уверенность невольно подтачивалась сомнениями. Следующим шагом стала ликвидация волхвов со жрецами. Их попросту отлавливали и порой даже казнили. Управители христианской церкви на Руси нередко силой подавляли попытки неугодной религиозной самоорганизации, опираясь на поддержку дружины.

Но грубо победить язычество оказалось невозможно, так как вера сложно отделялась от традиций и народного быта. Мудрые церковники решили накладывать новую веру на привычный жизненный уклад. Календарь подстраивался под давние праздники, делались доступные пояснения, известны даже случаи подмены святых. Образованные священнослужители сотрудничали друг с другом ради объединяющей цели и шли на некоторые хитрости, что отражено в переписках духовенства.

Дети из знатных родов принимались на обучение грамоте при христианских церквях, где, разумеется, параллельно преподавали закон божий. Кроме этого, в тот период дружина представляла собой нечто вроде идолов поп-культуры. Молодёжь стремилась соответствовать их примеру и с готовностью пополняла христианские ряды. А новые завоевания христианских правителей поступательно распространяли христианство на территории соседних племен. Так что упрочение позиций новой религии оставалось лишь делом времени.

Эту статью могут комментировать только участники сообщества.
Вы можете вступить в сообщество одним кликом по кнопке справа.


У Церкви всегда брали. Брали без конца, без отдачи, без особой заботы о самой Церкви. Самое время кое-что дать ей! В конце концов, Церковь наших дней обеспечивает более эффективное пользование собственностью, чем кто бы то ни было.

История церковной десятины на Руси восходит к временам Владимира Святого, великого князя киевского. При Владимире Святом страна приняла крещение от византийцев. Большинство историков считают, что Крещение произошло в интервале между 987 и 992 годами. Историческая традиция называет 988 год, и это весьма вероятная дата. От нее очень многое зависит в истории Русской церкви. Процесс массовой христианизации страны, начавшийся при Владимире Святом, главные свои вехи отсчитывает от нее. Крещение Руси — не только принятие веры, но и принятие Церкви, поскольку вне ее жизнь христианина немыслима, спасение души невозможно. А принятие Церкви означает еще и множество политических, культурных, экономических преобразований.

Так вот, до Владимира Святого в Киеве уже существовали христианские храмы — например, знаменитая Ильинская церковь. Но они предназначались для относительно небольшого круга людей. Христианство начало понемногу проникать на Русь еще во второй половине IX века. С тех пор в Киеве перебывало огромное количество купцов-христиан, Христову веру принимали члены великокняжеской семьи, отдельные дружинники. Много ли требовалось для слабой и немноголюдной церковной сферы того времени? Но когда князь Владимир задумал весь народ обратить в христианство, настало время позаботиться о нуждах Церкви в совсем иных масштабах.

Прежде всего, должны были появиться новые большие храмы. Первым и самым известным из них стала соборная церковь Успения Божией матери в Киеве. Ее начали возводить вскоре после крещения киевлян в Днепре. На средства князя Владимира строилось роскошное здание, отделанное мрамором и яшмой, украшенное богатыми мозаиками. Размерами оно намного превосходило маленькую Ильинскую церковь. Окончание работ летопись относит к 996 году. Возможно, это произошло несколько позднее.

Помимо киевского, церковную десятину платили князья и других земель. Недостаток исторических источников лишает возможности точно определить, где, когда и в каких объемах получала Церковь средства. Информация на сей счет обрывочна, фрагментарна. Но кое-какие сведения до наших дней все-таки дошли. Например, точно известно: святой благоверный князь Андрей Боголюбский, государь владимиро-суздальский, выдавал десятину по правилам Владимира Святого, да еще и жаловал Церкви земли.

Но на одни пожертвования Церковь могла существовать разве только в раннехристианские времена, когда ее загоняли в подполье. Что ж теперь — разойтись по пещерам? Спрятаться в канализацию, в катакомбы? Молиться в квартирах и сараях? И — ни семинарий, ни академий, ни православных изданий, ни сколько-нибудь массовых богослужений… Выйдет секта, а не Церковь! Голос ее будет едва слышен в обществе.

Однако есть как минимум два пути, на которых может произойти частичное возрождение церковной десятины. Во-первых, десятину может платить актив приходских общин — в обмен на право получать полный отчет о расходе этих денег и влиять на то, как они будут израсходованы. Во-вторых, полезно и правильно добиваться от государства передачи нового и нового имущества во владение или хотя оперативное пользование Церкви.

На протяжении трех с лишним веков сменявшие друг друга правительства в основном рассчитывали взять у Церкви что-либо, пожалованное ей прежде или приобретенное на деньги верующих. И брали. Брали без конца, без отдачи, без особой заботы о самой Церкви. Самое время кое-что дать ей! В конце концов, Церковь наших дней обеспечивает более эффективное пользование собственностью, чем кто бы то ни было. Где Церковь — там обрабатывается земля, идет строительство, дымят заводики. Там сады, огороды, цветники, мастерские, пекарни, типографии. А отойти от церковных владений на двадцать шагов — и властно вступит в свои права заметная разруха… Где Церковь — там труд, порядок, чистота. Не о нефтяных же и газовых скважинах, в конце концов, идет речь, а о запущенных землях, о кое-каком производстве, о домах, понемногу разрушающихся без пригляда! Церкви нужна помощь. И от каждого христианина, и от державства нашего.

Читайте также: