Какой отдел нцб интерпола в россии осуществляет ведение учетов и баз данных

Обновлено: 08.07.2024

На сегодняшний день Интерпол - вторая по численности после ООН международная межправительственная организация, объединяющая 190 государств. Интерпол обеспечивает сотрудничество правоохранительных органов стран мира даже в тех случаях, когда между ними отсутствуют дипломатические отношения. Смысл нашего участия в международной полицейской организации очевиден - возможность найти и задержать подозреваемого в преступлении российского гражданина практически в любой точке планеты. И, разумеется, найти и передать иностранным коллегам разыскиваемых ими преступников.

Благодаря Интерполу, резко возросли возможности российских правоохранительных органов в розыске культурных и исторических ценностей, угнанных машин, пропавших без вести людей. По инициативе России в международный розыск по каналам Интерпола объявлено порядка 2 тысяч лиц. Совместными усилиями полицейских органов ежегодно по всему миру задерживаются до 5 тысяч преступников. Только в первой половине этого года нам удалось вернуть в Россию для привлечения к уголовной ответственности более 20 преступников.

Кроме того, возможности Интерпола активно использовались для обеспечения безопасности крупных спортивных мероприятий, проходивших на территории нашей страны - Универсиады в Казани и Олимпийских зимних игр в Сочи. А на проходившем в Бразилии Чемпионате мира по футболу присутствовал уже представитель и российского Бюро. Бразильскими коллегами был сформирован Центр международного полицейского сотрудничества, к работе которого подключилась и российская сторона.

Для понимания: мы - не сотрудники Интерпола, мы - сотрудники МВД России, а с международной полицейской организацией и партнерами из других стран активно взаимодействуем в борьбе с преступностью, уверен, что с взаимной выгодой.Любителей боевиков - разочарую, у нас не спецназ: в нашем подразделении, вопреки приключенческим фильмам, бегать с пистолетом вряд ли придется, хотя наши сотрудники и принимают участие в задержаниях и других оперативных мероприятиях. Для меня важнее, не за сколько секунд сотрудник преодолеет стометровку, а способен ли он быстро и верно решить логическую задачу.

Основные требования, предъявляемые к сотруднику НЦБ Интерпола, - это ответственность, способность беспристрастно и объективно анализировать информацию, оперативно принимать верные решения. Он должен быть знатоком международного права, обладать качествами дипломата, тонкого психолога и быть просто коммуникабельным человеком. Безусловное требование - знание как минимум одного из рабочих языков Интерпола: английского, французского, испанского или арабского. Многие наши сотрудники владеют двумя или даже тремя иностранными языками.

Основное "оружие" Интерпола - его информационные ресурсы. Используемая в Интерполе телекоммуникационная система позволяет сотрудникам правоохранительных органов стран-членов организации обмениваться оперативной информацией и получать интересующие их сведения от зарубежных коллег в кратчайшие сроки. Она же служит для удаленного доступа к криминальным учетам Генсекретариата Интерпола в режиме реального времени.

Информационные ресурсы организации формировались на протяжении многих лет. Уже к началу 70-х годов прошлого века, на пороге компьютерной эры, картотека Интерпола насчитывала более полутора миллионов карточек с именами преступников.

Сейчас в генеральном секретариате Интерпола во французском Лионе сосредоточены базы данных, содержащие миллионы учетных записей о разыскиваемых преступниках, пропавших без вести людях, украденных или утерянных документах, похищенных транспортных средствах, террористических организациях и другие. Ежегодно в результате проверки по этим учетам по всему миру устанавливаются и задерживаются сотни опасных преступников, выявляются террористы, использующие поддельные документы, обнаруживаются и возвращаются законным владельцам похищенные и вывезенные за рубеж автомобили.

Д ля осуществления международного розыска преступников существует особый инструмент - специальные уведомления Интерпола (notices), издаваемые генеральным секретариатом по запросам стран - членов Организации. Среди них наиболее часто используемые "красный угол", издаваемый в отношении обвиняемого с целью ареста и выдачи, а также "синий угол", направленный на установление местонахождения лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступлений.

СПРАВОЧНО:

Прокопчук Александр Васильевич Начальник Национального центрального бюро Интерпола генерал-майор полиции

Прокопчук Александр Васильевич Начальник Национального центрального бюро Интерпола генерал-майор полиции

В 1990-е годы работал в контролирующих и правоохранительных органах: руководителем Департамента кадровой политики, начальником Управления внутренней безопасности и защиты информации Министерства Российской Федерации по налогам и сборам, первым заместителем начальника Главного управления безопасности и борьбы с коррупцией, начальником Управления информации и общественных связей Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации.

С 2003 года - в органах внутренних дел. Работал руководителем Аппарата заместителя Министра - начальника Федеральной службы по экономическим и налоговым преступлениям МВД России, начальником Управления правового регулирования и организации международного взаимодействия Департамента экономической безопасности МВД России.

Указом Президента Российской Федерации от 28 августа 2003 г. № 994
Прокопчуку А.В. присвоено звание "генерал-майор милиции".

С 2006 года работал заместителем начальника НЦБ Интерпола - начальником Российского национального контактного пункта по взаимодействию с Европолом.

Участник боевых действий. Награжден именным оружием, имеет государственные и ведомственные награды. Почетный сотрудник МВД России.

В ноябре 2014 года в рамках 83-ей сессии Генеральной Ассамблеи Интерпола Прокопчук А.В. избран в Исполнительный комитет Интерпола. 10 ноября 2016 года на 85-й сессии Генеральной Ассамблеи Интерпола Прокопчук А.В. избран на пост вице-президента этой организации. Прокопчук стал первым гражданином Российской Федерации, занявшим высокий руководящий пост в Интерпол с момента вступления нашей страны в данную организацию.

Начальник и заместители начальника НЦБ Интерпола назначаются на должность и освобождаются от должности Министром внутренних дел Российской Федерации, а начальники отделов – за­местителем Министра внутренних дел Российской Федерации.

Структурно в НЦБ Интерпола входят:

Отдел международного розыска, включающий отделения:

- по общеуголовной преступности;

- по преступности в сфере экономики и финансов;

- по организованной преступности, незаконному обороту нарко­тиков, оружия, антиквариата и предметов искусства;

- по преступности, связанной с автотранспортными средствами.

Отдел оперативной информации и технического развития, включающий отделения:

- оперативной обработки информации;

- обеспечения оперативных учетов;

- ведения учетов и баз данных;

Кроме того, в НЦБ Интерпола входят:

- отделение аналитической разведки;

- секретариат и архив.

Приказом МВД России от 3 июня 1997 г. № 333 утвер­ждено Типовое положение о территориальном подразделении (фи­лиале) Национального центрального бюро Интерпола. В соответ­ствии с ним филиал является подразделением криминальной ми­лиции, входящим в состав министерства внутренних дел, главно­го управления внутренних дел субъектов Российской Федерации на правах управления, самостоятельных отдела, отде­ления.

Организационно-методическое руководство филиалом НЦБ Ин­терпола и контроль за его деятельностью осуществляются НЦБ Ин­терпола.

Начальник филиала НЦБ Интерпола и его заместители назна­чаются на должность, освобождаются от должности, поощряются, привлекаются к дисциплинарной ответственности руководителями соответствующих МВД, ГУВД, по согласованию с начальни­ком НЦБ Интерпола.

Главные задачи и функции филиала в основном совпадают с соответствующими задачами и функциями НЦБ Интерпола с уче­том уровней организации сотрудничества.

6.3 Порядок оказания правовой помощи по линии Интерпола

В соответствии с межведомственной инструкцией субъектами сотрудничества по линии Интерпола, помимо Генерального секретариата и правоохранительных органов иностранных государств-членов Интерпола являются:

- органы прокуратуры Российской Федерации;

- органы внутренних дел Российской Федерации;

- органы Федеральной службы безопасности;

- органы по контролю за оборотом наркотиков;

- таможенные органы Российской Федерации;

- органы уголовно-исполнительной системы Министерства юс­тиции Российской Федерации;

- органы Федеральной пограничной службы РФ.

Кроме того, исходя из смысла Указа Президента Российской Федерации от 30 июля 1996 г. № 1113, обмен информацией с НЦБ Интерпола могут осуществлять в пределах своей компетенции и иные государственные органы. Прежде всего, речь идет о следующих субъек­тах сотрудничества:

- высших государственных органов власти (Администрации Пре­зидента Российской Федерации, Совета Безопасности Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Федерального Собрания Российской Федерации);

- контролирующих органов и организаций (Счетной палаты Рос­сийской Федерации, Главного контрольного управления Президен­та Российской Федерации, и др.);

- иных субъектов оперативно-розыскной деятельности (Федераль­ной службы охраны Российской Федерации, Главного разведыва­тельного управления Генерального штаба Вооруженных Сил Рос­сийской Федерации, Службы внешней разведки Российской Феде­рации).

В НЦБ Интерпола могут обращаться и иные государственные органы, например Министерство культуры Российской Федерации по вопросам защиты культурных ценностей.

В целях защиты интересов Российской Федерации и граждан от преступных посягательств, действуя в рамках своей компетенции, правоохранительные и иные государственные органы:

- используют возможности Интерпола в процессе выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений, имеющих международный характер, по находящимся в их производстве уголовным делам, материалам и делам опера­тивного учета, материалам проверок;

- вырабатывают меры по противодействию транснациональной преступности;

- исполняют поступающие по каналам Интерпола запросы пра­воохранительных органов иностранных государств.

Обмен информацией НЦБ Интерпола с Генеральным секретари­атом и НЦБ Интерпола иностранных государств осуществляется на официальных языках Интерпола (английский, французский, испанский).

Причина или объяснение той или иной степени срочности дол­жна быть указана в документе, направленном в НЦБ Интерпола.

НЦБ Интерпола должно организовать исполнение запроса, по­лученного из НЦБ Интерпола иностранных государств, в следую­щие сроки:

Решения и рекомендации Генеральной Ассамблеи Интерпола, Генерального секретариата доводятся до сведения правоохранитель­ных и иных государственных органов (в зависимости от подведом­ственности) циркулярными письмами НЦБ Интерпола.

В соответствующие филиалы НЦБ Интерпола направляют доку­менты:

- прокуратуры субъектов Российской Федерации и приравнен­ные к ним прокуратуры, военные и специализированные прокуратуры, прокуратуры городов и районов, территори­альные военные и иные специализированные прокуратуры, транспортные прокуратуры;

- органы внутренних дел субъектов Российской Федерации и УВДТ МВД России;

- территориальные органы безопасности, органы безопасности в войсках;

- территориальные органы по контролю за оборотом наркотиков;

- региональные таможенные управления и таможни;

- территориальные органы уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации;

- региональные управления, территориальные отделы, погра­ничные отряды, отдельные отряды пограничного контроля, отдельные контрольно-пропускные пункты Федеральной по­граничной службы Российской Федерации.

При отсутствии филиалов документы направляются непосред­ственно в НЦБ Интерпола.

Правоохранительными и иными государственными органами может быть установлен порядок, при котором копии направляе­мых в НЦБ Интерпола и филиалы документов направляются в со­ответствующие структурные подразделения центральных аппаратов этих органов.

Филиалы, осуществляя информационное обеспечение сотруд­ничества органов прокуратуры, региональных и территориальных подразделений правоохранительных и иных государственных орга­нов по линии Интерпола, в установленном порядке принимают зап­росы, проверяют их обоснованность, полноту и правильность оформ­ления, при необходимости запрашивают дополнительную инфор­мацию, после чего готовят и направляют в установленном порядке запросы в НЦБ Интерпола для передачи правоохранительным орга­нам иностранных государств.

Направляемые в НЦБ Интерпола документы должны быть оформ­лены в соответствии с требованиями, предусмотренными норма­тивными правовыми актами Российской Федерации по вопросам делопроизводства, иметь установленный комплекс обязательных реквизитов, а также дополнительные реквизиты: ссылочный номер, степень срочности документа и ее обоснование.

Документы, направляемые по почте, оформляются только печат­ным способом.

Документы, направляемые в НЦБ Интерпола и филиалы, под­писываются руководителями соответствующих органов или иными должностными лицами, определяемыми нормативными актами пра­воохранительных и иных государственных органов.

Перечень должностных лиц, наделенных правом подписи доку­ментов, направляемых по каналам Интерпола, предоставляется в НЦБ Интерпола.

Документы, подписанные не уполномоченным на это должност­ным лицом, исполнению не подлежат.

Фамилии, имена иностранных граждан, названия юридических лиц, при наличии их написания на языке запрашиваемого государ­ства или одном из официальных языков Интерпола, воспроизводят­ся в оригинале.

Документы, поступившие в НЦБ Интерпола от негосударствен­ных организаций, направляются для решения вопроса по существу в соответствующие правоохранительные органы.

НЦБ Интерпола отказывает полностью или частично в удовлетворении запросов в случаях:

- не относящихся к компетенции Интерпола;

- связанных с преступлениями политического, военного, ре­лигиозного или расового характера;

- выполнение, которых повлечет за собой нарушение законо­дательства Российской Федерации или запрашиваемого го­сударства;

- если они не оформлены в соответствии с требованиями, ука­занными в межведомственной Инструкции.

Документы, поступающие в НЦБ Интерпола по каналам связи телекоммуникационной сети Интерпола, круглосуточно принимаются и обрабатываются дежурной сменой сотрудников НЦБ Интерпола.

Документы, поступающие по почте, принимаются секретариа­том НЦБ Интерпола в установленном порядке и передаются на опе­ративную обработку дежурной смене.

При оперативной обработке поступающих в НЦБ Интерпола документов осуществляется проверка наличия в банке данных НЦБ Интерпола информации о физических и юридических лицах, собы­тиях и предметах, связанных с преступлениями, имеющими между­народный характер, подготовка соответствующей информации для постановки на учет и организация исполнения поступающих доку­ментов.

При исполнении поступающих документов в НЦБ Интерпола формируется дело-подборка с материалами проверки по запросу. Каждому делу-подборке присваивается индивидуальный код, состо­ящий из порядкового номера дела, буквенного индекса запроса по кодификатору криминальной тематики документов, поступающих в НЦБ Интерпола.

Информация из поступающих в НЦБ Интерпола доку­ментов используется для формирования банка данных по:

- входящим и исходящим документам;

- физическим лицам (подозреваемые или обвиняемые в совершении преступлений, находящиеся в розыске и без вести пропавшие, неизвестные лица и неопознанные трупы, обна­руженные на территории Российской Федерации, подлежа­щие идентификации, потерпевшие или свидетели);

- похищенным и обнаруженным автомототранспортным средствам;

- похищенному и утраченному огнестрельному оружию;

- предметам, имеющим особую историческую, научную, художественную или культурную ценность.

НЦБ Интерпола, правоохранительные и иные государственные органы обеспечивают защиту содержания получаемой и передавае­мой информации от доступа к ней посторонних лиц, ее искажения и разглашения.

Правоохранительный орган, предоставивший информацию по делам оперативного учета и проверочным материалам для формиро­вания банка данных НЦБ Интерпола, должен уведомлять НЦБ Ин­терпола о возможности ее использование другим правоохранитель­ным органом.

Вопросы ознакомления заинтересованных лиц с имеющейся в отношении их информацией решаются в соответствии с действую­щим законодательством.

Международная организация уголовной полиции существует с 1919 года. В 1956 году принят новый Устав, используемый и на сегодняшний день. Он знаменовал переименование данной структуры в Interpol. Штаб-квартира данной организации находится во Франции. В 1990 году в состав Интерпола вошел Советский Союз, после распада которого его место заняла Россия.

Устав

В соответствии с указом Президента РФ, подписанным в 1996 году, Россия является полноправным членом международной структуры и должна действовать в соответствии с ее правилами. Все регулирующие нормы включены в устав Национального бюро. Руководствуясь его предписаниями, Международная организация уголовной полиции Интерпол обязана:

  1. Создать условия, в которых все правоохранительные органы смогут совместно взаимодействовать в соответствии с законодательными нормами.

Например, обязательно должна учитываться Всеобщая декларация прав человека.

  1. Организовывать структуры и учреждения, деятельность которых будет направлена на активную борьбу с уголовной преступностью.

При этом Интерпол не имеет права вмешиваться в политические, военные, религиозные или расовые события, которые происходят на территории какого-либо государства.

Структура

Интерпол состоит из:

  • Генеральной ассамблеи и секретариата;
  • Исполнительного комитета;
  • Национального центрального бюро;
  • Советников.

Генеральная ассамблея – высший орган, состоящий из делегатов, которых могут назначить только члены.

Каждая страна имеет право выдвинуть одного или нескольких делегатов. Но делегация от конкретной страны может представить только одного руководителя. Решение о том, кто получит эту должность, принимается компетентным правительственным органом другого государства.

Деятельность в России

В последний раз сессия Генеральной ассамблеи проводилась на территории России в 2008 году в Санкт-Петербурге. Центральной темой данного мероприятия стало «Совместное укрепление потенциала полиций стран – членов Интерпола. На обсуждение был поднят вопрос о борьбе с преступностью, в рамках которого рассматривались 6 направлений, связанных с:

По завершению 77-й сессии было принято решение создать структуры, которые могли бы обеспечить решение по вынесенным на обсуждение вопросам. Ими стали всемирные и региональные антикриминальные центры.

Функции

  • вести деятельность, предусмотренную официальным Уставом;
  • принимать решения и давать рекомендации членам организации;
  • рассматривать план действий на будущий год, который составил Генеральный секретариат Интерпола;
  • устанавливать регламентирующие положения, необходимые для определенных работ;
  • избирать должностные лица, на которых будет лежать ответственность за выполнение поставленных задач;
  • определять финансовую политику;
  • разрабатывать принципы и меры, при помощи которых можно выполнить поставленные задачи;
  • рассматривать и принимать решения о сотрудничестве с другими структурами.

Сессии Генеральной ассамблеи проводятся каждый год по заранее составленному и утвержденному графику. Однако при возникновении чрезвычайной ситуации может быть созвано экстренное собрание. Такими полномочиями обладает Исполнительный комитет, но решение о незапланированной сессии может быть принято и без него, если за это проголосует большинство членов Интерпола.

Исполнительный комитет и его деятельность

Исполнительный комитет включает:

  • президента Организации;
  • трех вице-президентов;
  • девять делегатов.

Все перечисленные члены обязательно должны быть выбраны от разных стран, а не от одной, руководствуясь принципом справедливого географического представительства. Президент и вице-президенты избираются путем голосования Генеральной ассамблеей исключительно из делегатов. Один из членов Интерпола сможет получить президентскую должность, если за него проголосует 2/3 всех участников организации. В противном случае проводятся перевыборы. Если даже после них необходимый результат отсутствует, Президент избирается путем сбора обычного большинства голосов на четырехлетний срок. При этом вице-президенты должны выбираться среди представителей разных континентов, но только на 3 года. Перевыборы на второй срок для людей, занимающих указанные должности, невозможны. Кроме того, они уже не могут числиться делегатами в Исполнительном комитете.

Президент Интерпола должен хотя бы раз в год созывать Исполнительный комитет путем созыва. Его члены не имеют права действовать в качестве представителей государств, от которых их выбрали. Они должны выполнять функции исключительно Национального бюро.

Исполнительный комитет обязан:

  • контролировать процесс реализации распоряжений Генеральной ассамблеи;
  • планировать повестку для предстоящих сессий;
  • контролировать все действия Генерального секретаря;
  • представлять предложения, которые могут повысить эффективность поставленных задач;
  • заниматься выполнением поручений, возложенных руководством Интерпола.

Генеральный секретариат – группа постоянно действующих служб Организации.

В полномочия данной структуры входят:

  • поддержание контактных связей с национальными и международными органами;
  • эффективное и результативное руководство действиями Национального бюро;
  • подготовка материалов, которые могут помочь в повышении результативности деятельности организации.

Генеральный секретариат является международным центром по борьбе с преступностью. Его функции несут в основном информационный характер, а розыском лиц, нарушивших закон, занимается Национальное центральное бюро.

Генеральный секретариат состоит из:

  • административного персонала;
  • Генерального секретаря;
  • сотрудников технической сферы.

Именно последние отвечают за реализацию функций Интерпола и обеспечивают его фактическую деятельность.

Человек, который будет занимать должность Генерального секретаря, может быть предложен исключительно Исполнительным комитетом. Его кандидатура рассматривается Генассамблеей, после чего проводятся выборы. Длительность срока, в течение которого он обязан выполнять возложенные на него функции, составляет 5 лет.

В полномочия Генерального секретаря входят:

  • решение финансовых вопросов;
  • подбор персонала и контроль его работы;
  • организация и направление деятельности постоянных служб на основе распоряжений, принятых Генассамблеей или Исполнительным комитетом.

Функции НЦБ

НЦБ – Национальное центральное бюро, поддерживающее взаимодействие с Интерполом и правоохранительными органами в разных государствах.

Национальное бюро полиции обязано:

  • оказывать помощь в реализации запросов международных правоохранительных структур в соответствии с соглашениями, подписанными правительством России;
  • обеспечивать результативное информационное сотрудничество между государствами в раскрытии уголовных дел;
  • проверять, насколько эффективно выполняются договоры, составленные для борьбы с преступностью, которые приняла РФ.

Власти России утвердили постановление о деятельности НЦБ в стране еще в 1996 году. В соответствии с принятыми нормативно-правовыми актами, Национальное бюро Интерпола является структурой органов МВД и выступает в качестве отдельного подразделения криминальной милиции. Оно имеет статус Главного управления и вправе сотрудничать с любыми правоохранительными и государственными структурами в стране. Руководителя НЦБ имеет право назначать и увольнять с должности Министр внутренних дел РФ. При необходимости его полномочия позволяют создавать территориальные филиалы организации.

К прямым функциям НЦБ относятся:

  1. Прием, обработка и направление в Генеральный секретариат или подразделения Национального бюро в других государствах запросов, следственных поручений, оповещений от правоохранительных органов. На основе данных действий может проводиться розыск, задержание и экстрадиция граждан, совершивших серьезные преступления. Кроме того, посредством межгосударственного сотрудничества НЦБ ведется расследование уголовных дел, связанных с похищением предметов, документов, крупных финансовых сумм и их транспортировкой за границу.
  2. Принятие мер, способствующих своевременной обработке запросов, поступающих из филиалов Интерпола в других государствах, а также принятию решений по ним.
  3. Рассмотрение вопросов о том, могут ли быть исполнены на территории РФ просьбы, составленные в соответствии с Уставом и решением Генассамблеи, которые поступили из правоохранительных или государственных органов других стран.
  4. Сбор информации о лицах, организациях, инцидентах, предметах, и документах, относящихся тем или иным образом к противоправным действиям международного уровня.
  5. Изучение зарубежного опыта по борьбе с преступностью, а также изобретение решений, которые помогли бы правоохранительным органам его применить на территории России.
  6. Отправка сведений в Генеральный секретариат Интерпола об уровне преступности и лицах, которые имеют к ней отношение. Национальное бюро собирает информацию о проблемах международного уровня. К ним относятся: терроризм, посягательство на исторические и культурные ценности, распространение психотропных веществ, наркоторговля, производство и внедрение в оборот поддельных купюр. Однако если сведения могут нанести вред России, их передача не допускается.

В 2006 году вступила в силу Инструкция по организации информационного обеспечения сотрудничества по линии Интерпола. Данный документ включает комплекс мер, которые способствуют эффективному поиску лиц на международном уровне посредством передачи информации о них. Его принятие стало одним из основных условий, обеспечивающих выполнение общих задач Интерпола.

На сегодняшний день Интерпол - вторая по численности после ООН международная межправительственная организация, объединяющая 190 государств. Интерпол обеспечивает сотрудничество правоохранительных органов стран мира даже в тех случаях, когда между ними отсутствуют дипломатические отношения. Смысл нашего участия в международной полицейской организации очевиден - возможность найти и задержать подозреваемого в преступлении российского гражданина практически в любой точке планеты. И, разумеется, найти и передать иностранным коллегам разыскиваемых ими преступников.

Благодаря Интерполу, резко возросли возможности российских правоохранительных органов в розыске культурных и исторических ценностей, угнанных машин, пропавших без вести людей. По инициативе России в международный розыск по каналам Интерпола объявлено порядка 2 тысяч лиц. Совместными усилиями полицейских органов ежегодно по всему миру задерживаются до 5 тысяч преступников. Только в первой половине этого года нам удалось вернуть в Россию для привлечения к уголовной ответственности более 20 преступников.

Кроме того, возможности Интерпола активно использовались для обеспечения безопасности крупных спортивных мероприятий, проходивших на территории нашей страны - Универсиады в Казани и Олимпийских зимних игр в Сочи. А на проходившем в Бразилии Чемпионате мира по футболу присутствовал уже представитель и российского Бюро. Бразильскими коллегами был сформирован Центр международного полицейского сотрудничества, к работе которого подключилась и российская сторона.

Для понимания: мы - не сотрудники Интерпола, мы - сотрудники МВД России, а с международной полицейской организацией и партнерами из других стран активно взаимодействуем в борьбе с преступностью, уверен, что с взаимной выгодой.Любителей боевиков - разочарую, у нас не спецназ: в нашем подразделении, вопреки приключенческим фильмам, бегать с пистолетом вряд ли придется, хотя наши сотрудники и принимают участие в задержаниях и других оперативных мероприятиях. Для меня важнее, не за сколько секунд сотрудник преодолеет стометровку, а способен ли он быстро и верно решить логическую задачу.

Основные требования, предъявляемые к сотруднику НЦБ Интерпола, - это ответственность, способность беспристрастно и объективно анализировать информацию, оперативно принимать верные решения. Он должен быть знатоком международного права, обладать качествами дипломата, тонкого психолога и быть просто коммуникабельным человеком. Безусловное требование - знание как минимум одного из рабочих языков Интерпола: английского, французского, испанского или арабского. Многие наши сотрудники владеют двумя или даже тремя иностранными языками.

Основное "оружие" Интерпола - его информационные ресурсы. Используемая в Интерполе телекоммуникационная система позволяет сотрудникам правоохранительных органов стран-членов организации обмениваться оперативной информацией и получать интересующие их сведения от зарубежных коллег в кратчайшие сроки. Она же служит для удаленного доступа к криминальным учетам Генсекретариата Интерпола в режиме реального времени.

Информационные ресурсы организации формировались на протяжении многих лет. Уже к началу 70-х годов прошлого века, на пороге компьютерной эры, картотека Интерпола насчитывала более полутора миллионов карточек с именами преступников.

Сейчас в генеральном секретариате Интерпола во французском Лионе сосредоточены базы данных, содержащие миллионы учетных записей о разыскиваемых преступниках, пропавших без вести людях, украденных или утерянных документах, похищенных транспортных средствах, террористических организациях и другие. Ежегодно в результате проверки по этим учетам по всему миру устанавливаются и задерживаются сотни опасных преступников, выявляются террористы, использующие поддельные документы, обнаруживаются и возвращаются законным владельцам похищенные и вывезенные за рубеж автомобили.

Д ля осуществления международного розыска преступников существует особый инструмент - специальные уведомления Интерпола (notices), издаваемые генеральным секретариатом по запросам стран - членов Организации. Среди них наиболее часто используемые "красный угол", издаваемый в отношении обвиняемого с целью ареста и выдачи, а также "синий угол", направленный на установление местонахождения лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступлений.

СПРАВОЧНО:

Прокопчук Александр Васильевич Начальник Национального центрального бюро Интерпола генерал-майор полиции

Прокопчук Александр Васильевич Начальник Национального центрального бюро Интерпола генерал-майор полиции

В 1990-е годы работал в контролирующих и правоохранительных органах: руководителем Департамента кадровой политики, начальником Управления внутренней безопасности и защиты информации Министерства Российской Федерации по налогам и сборам, первым заместителем начальника Главного управления безопасности и борьбы с коррупцией, начальником Управления информации и общественных связей Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации.

С 2003 года - в органах внутренних дел. Работал руководителем Аппарата заместителя Министра - начальника Федеральной службы по экономическим и налоговым преступлениям МВД России, начальником Управления правового регулирования и организации международного взаимодействия Департамента экономической безопасности МВД России.

Указом Президента Российской Федерации от 28 августа 2003 г. № 994
Прокопчуку А.В. присвоено звание "генерал-майор милиции".

С 2006 года работал заместителем начальника НЦБ Интерпола - начальником Российского национального контактного пункта по взаимодействию с Европолом.

Участник боевых действий. Награжден именным оружием, имеет государственные и ведомственные награды. Почетный сотрудник МВД России.

В ноябре 2014 года в рамках 83-ей сессии Генеральной Ассамблеи Интерпола Прокопчук А.В. избран в Исполнительный комитет Интерпола. 10 ноября 2016 года на 85-й сессии Генеральной Ассамблеи Интерпола Прокопчук А.В. избран на пост вице-президента этой организации. Прокопчук стал первым гражданином Российской Федерации, занявшим высокий руководящий пост в Интерпол с момента вступления нашей страны в данную организацию.

Только в этом году в Россию было экстрадировано 62 преступника, находившихся в международном розыске. В прошлом году таковых было 74. Эти впечатляющие результаты получены в итоге совместной работы российских и зарубежных правоохранителей, которые входят в международную полицейскую организацию. Тот самый, легендарный Интерпол. В деятельности которого роль российской стороны весьма заметна.

Так завершается экстрадиция преступников, выданных из-за рубежа по запросам России. Фото: Следственный комитет РФ

Так завершается экстрадиция преступников, выданных из-за рубежа по запросам России. Фото: Следственный комитет РФ

Начальник национального центрального бюро Интерпола МВД России генерал-майор полиции Александр Прокопчук рассказал "Российской газете" о современных аспектах международного розыска преступников. В том числе, об особенностях сотрудничества нашей полиции с зарубежными коллегами.

Александр Васильевич, сколько преступников разыскано российским бюро Интерпола в этом году и экстрадировано в Россию?

Александр Прокопчук: В минувшем году использование каналов Интерпола способствовало задержанию 132 обвиняемых, скрывавшихся от наших правоохранительных органов. В Россию доставили 74 обвиняемых. В этом году мы уже осуществили 62 экстрадиции, к концу года прогнозируем рост выдач по сравнению с прошлым.

И это, невзирая на локдаун?

Александр Прокопчук: Трудности, конечно, были. Этот год, как и прошлый, характеризовался непростой ситуацией в мире, связанной с COVID-19. Пандемия обусловила принятие ряда профилактических мер. Так, теперь процедура экстрадиции фигурантов воздушным транспортом в большинстве случаев осуществляется без выхода сотрудников с борта воздушного судна. Чтобы избежать помещения на карантин членов конвоя и экстрадируемого, предпочтения отдаются прямым рейсам, без выхода в транзитную зону. При этом направления и периодичность разрешенных авиаперелетов крайне ограничены. Учитывая значительное количество отложенных ранее выдач, сейчас в Россию доставляют 2-3 обвиняемых единовременно. Как правило, это из Испании, Австрии, Германии.

Тем не менее, оперативные мероприятия по установлению и задержанию разыскиваемых преступников не прекращаются.

Кто из наиболее ярких криминальных "звезд" доставлен в Россию?

Александр Прокопчук: Да, такие в этом году есть. Так, можно вспомнить экстрадицию в марте из Аргентины колумбийца, дерзко укравшего в 2018 году чемодан с ювелирными украшениями, стоимость которых оценивалась в 160 миллионов рублей. Помните громкую кражу с казанской выставки? Чемодан с драгоценностями колумбиец украл во время погрузки и спрятал в пригородном лесу. И сам забыл точное место клада. Полиция искала сокровища по его невнятным показаниям несколько дней и, наконец-то, нашла.

Среди состоявшихся экстрадиций также стоит отметить выдачу из Болгарии криминального авторитета Владислава Мухина - активного участника организованной преступной группы, действовавшей с конца

80-х годов прошлого века на территории Казани. А буквально на днях состоялась выдача из Германии гражданина России, обвиняемого в пособничестве в убийстве 20-летней давности.

Вот, кстати, подтверждение нашего принципа неотвратимости наказания.

Как вы их ищете? С помощью информационных технологий? Какими ресурсами обладает Интерпол?

Александр Прокопчук: Основное оружие Интерпола - его информационные ресурсы. На сегодняшний день совокупный объем записей в учетах Интерпола составляет порядка 100 миллионов файлов. В арсенале Интерпола имеется цифровая картотека отпечатков пальцев и профилей ДНК не только известных разыскиваемых преступников, но и неустановленных лиц, оставивших следы на месте преступления. Генеральным секретариатом активно разрабатываются и внедряются системы распознавания лиц и голоса.

Как такой банк данных на практике помогает сыщикам?

Александр Прокопчук: Очень даже помогает. Вот характерный пример. В Интерполе есть информационный банк ICSE - Международная база данных, содержащая фото и видеоизображения несовершеннолетних, подвергшихся сексуальной эксплуатации. В прошлом году этот информационный ресурс помог обнаружить и освободить 7-летнего Савелия Р., похищенного во Владимирской области и насильно удерживаемого преступником более 1,5 месяцев. По каналам Интерпола от иностранных партнеров поступила ориентировка, содержащая информацию о возможном местонахождении мальчика. Благодаря этому, оперативники определили место, где находится ребенок, и освободили его.

А как вы с зарубежными коллегами определяете степень важности и срочности запроса? Скажем, какой сигнал требует немедленной реакции, а с выполнением какого можно и обождать?

Александр Прокопчук: В Интерполе сформирован уникальный набор инструментов международного полицейского сотрудничества в целях эффективного международного розыска обвиняемых и лиц, пропавших без вести. Основные из них - это розыскные циркуляры и уведомления. Например, уведомление с "красным углом" (Red Notice) представляет своего рода международный ордер на арест преступника. В целом же существует специальная база данных, где концентрируется информация обо всех разыскиваемых лицах. В этом году по инициативе российской стороны в розыск объявлено около 700 человек, в отношении половины из них изданы уведомления с "красным углом".

Получается, самый действенный из инструментов Интерпола - "красный угол"?

Александр Прокопчук: Да, задумывалось именно так. Однако жизнь показывает, что не все государства реагируют на эти уведомления, как на сигнал к задержанию разыскиваемых.

Каждая страна-член организации обладает суверенитетом и руководствуется в своей деятельности внутренними законами, правилами и процедурами. Страны-члены Интерпола по-разному определяют значимость уведомления с "красным углом". В одном случае оно рассматривается как простая сигнальная информация о розыске, в другом - как официальный запрос о предэкстрадиционном аресте. Поэтому окончательное решение о выдаче всегда остается за властями страны задержания обвиняемого. Работа оперативников Бюро не заканчивается после установления местонахождения преступника, так как российским компетентным органам еще необходимо добиться его выдачи.

Не секрет, что некоторые разыскиваемые нами лица спокойно живут в западных странах, дают интервью, иным образом участвуют в общественной жизни страны проживания.

О ком речь?

Александр Прокопчук: Так, на протяжении ряда лет нам не удается добиться выдачи Уильяма Браудера, обвиняемого в России в совершении преступлений общеуголовного характера. Однако его розыск за границей фактически заблокирован. Как известно, Браудер проживает в Великобритании и ведет активную общественную жизнь.

Спокойно перемещаются по миру и бывший президент АКБ "Банк Москвы" Андрей Бородин и ряд других фигурантов громких уголовных дел с многомиллиардными хищениями, объявленных по инициативе России в розыск по каналам Интерпола.

Генсекретариат Интерпола, несмотря на совершение этими лицами общеуголовных преступлений, взяв на себя фактически судебную функцию, принял решение заблокировать их розыск. Наша позиция в этом вопросе непреклонна - мы и дальше будем прилагать усилия для законного их привлечения к уголовной ответственности.

Сколько сотрудников в российском бюро Интерпола? Они лично участвуют в операциях или занимаются только координацией и аналитикой? Есть ли у Интерпола свои оперативные подразделения? Разумеется, если это не гостайна.

Александр Прокопчук: Отвечу так. Созданный киноиндустрией образ сотрудника Интерпола как некоего супермена, передвигающегося по всему миру в поисках особо опасных преступников, далек от реальности. Наша ежедневная работа связана с обработкой огромного информационного массива, координацией усилий российских и зарубежных правоохранительных органов для решения задач по международному розыску лиц, раскрытию и расследованию трансграничных преступлений. Зачастую, ориентировки о розыске преступника или жертвы преступления содержат лишь обрывочные данные об их возможном местонахождении. В таких случаях наша задача - это сложная аналитическая работа, итогом которой становится освобождение жертвы, задержание и экстрадиция преступника.

В этом году по инициативе российской стороны в розыск объявлено около 700 человек, в отношении половины из них изданы уведомления с "красным углом"

Надо сказать, что в свою повседневную деятельность мы все больше внедряем современные технологии, позволяющие, не выходя из рабочего кабинета, установить местонахождение преступников. Дальше остается скоординировать деятельность розыскных подразделений и принять меры к задержанию.

Такая схема работает?

Александр Прокопчук: Например, запущенная в 2017 году в Москве крупнейшая в мире система видеонаблюдения с функцией распознавания лиц приносит свои плоды. В июле этого года представителям германских правоохранительных органов был передан гражданин Молдовы Юрий Калалб. Он находился в международном розыске по инициативе правоохранительных органов ФРГ за убийство, разбой и причинение тяжких телесных повреждений. В марте с помощью упомянутой системы сотрудникам российского Бюро Интерпола совместно с оперативниками уголовного розыска удалось его задержать.

Такой пример не единственный. Силами сотрудников НЦБ Интерпола МВД России при содействии МУРа и отдела НЦБ Интерпола ГУ МВД России по Москве только в столице задержано 7 человек.

За какие преступления чаще всего объявляют в розыск по линии Интерпола?

Александр Прокопчук: Чаще всего в международный розыск по каналам Интерпола объявляются люди, обвиняемые в совершении преступлений в сфере высоких технологий, экономики и терроризме. Сейчас в международном розыске по инициативе российских правоохранительных органов находятся около 10 тысяч человек, среди них не только преступники, но и без вести пропавшие.

Кстати, как обстоят дела с розыском тех, кто совершил преступления на территории Крыма? Не так давно в СМИ обсуждалась тема отказа Интерполом в розыске таких преступников.

Александр Прокопчук: Действительно, в марте 2017 года Генеральным секретариатом Интерпола принято весьма противоречивое решение, запрещающее задействовать каналы организации для розыска лиц, совершивших преступления на территории Крыма и скрывающихся от правосудия за границей. Это решение было принято с подачи Украины, руководству которой, видимо, было выгодно попытаться превратить полуостров в своего рода "криминальный оффшор", оградить совершивших там преступления лиц от возмездия.

Учитывая, что Интерпол вне политики, этот шаг воспринят нами как противоречащий базовым принципам организации, категорически запрещающим вмешательство в политические вопросы. Интерпол же в этой ситуации принял исключительно политическое решение.

Безусловно, российская сторона категорически с ним не согласна. Подобное решение нарушает права потерпевших - обычных жителей Крыма, ставших жертвами тяжких и особо тяжких преступлений.

Иными словами, преступники, которых Интерпол отказывается искать, могут спокойно перемещаться по миру, совершать новые преступления и оставаться недосягаемыми для правосудия.

Мы твердо стоим на своих позициях, и впредь будем настаивать на отмене этого решения, которое противоречит самому духу Интерпола - защищать интересы людей, пострадавших от рук преступников.

Как в целом выстроена работа с НЦБ Интерпола Украины?

Александр Прокопчук: Наряду с Германией, Польшей, Литвой, Бельгией, США, Чехией Украина входит в число государств, взаимодействие с которыми по каналам Интерпола характеризуется высоким уровнем информационного обмена.

Только в этом месяце украинцы задержали двух россиян, один из которых находился в розыскных учетах Интерпола за причастность к наркоторговле, второй - по обвинению в совершении изнасилования.

Всего с начала этого года на территории России по запросам Украины задержано 15 разыскиваемых лиц, а выдано для привлечения к уголовной ответственности - 13. На территории Украины задержано 17 лиц, разыскиваемых по инициативе правоохранительных органов Российской Федерации, а выдано - 11.

В этой связи остается только надеяться, что, несмотря на усиленное желание некоторых украинских политиков накалить спираль конфронтации между Россией и Украиной, в том числе выдвижением абсурдных требований к взаимодействию в правоохранительной сфере, наше полицейское сотрудничество останется в профессиональной плоскости.

А как вы взаимодействуете с США?

Александр Прокопчук: Российско-американское сотрудничество по каналам Интерпола осуществляется достаточно активно. Прежде всего, речь идет об обмене информацией полицейского характера по преступлениям экономической направленности, наркопреступлениям и другим.

Каналы Интерпола задействуются для установления фактов пребывания обвиняемых и подозреваемых на территории США, получения сведений об используемых ими паспортах, водительских удостоверениях, иных документах, выдаваемых американскими властями. Есть успешные примеры сотрудничества по линии борьбы с отмыванием денег.

Фото: Сергей Куксин/РГ

Вместе с тем, по-прежнему негативно на эффективность международного розыска влияет отсутствие договора между Россией и США о выдаче. Однако способы преодоления имеющихся барьеров существуют, в частности - институт депортации. Но американцы крайне редко пользуются такой возможностью. В этой связи установленные там разыскиваемые преступники наслаждаются полной свободой, и в целом пребывают в комфорте, зная, что шанс на их выдачу в Россию стремится к нулю.

Вызывает озабоченность уровень нашего сотрудничества в противодействии киберпреступности.

Мы часто слышим, что Россия злоупотребляет инструментами Интерпола в политических целях. А так ли безгрешны наши партнеры?

Александр Прокопчук: К сожалению, политика двойных стандартов не обошла стороной и "аполитичный" Интерпол. Хотя, если подумать, все можно объяснить известным выражением - "кто платит, тот и заказывает музыку".

Дело в том, что на долю США и других западных государств приходится порядка 50 процентов взносов в бюджет организации. На руководящих должностях в штаб-квартире также преимущественно работают сотрудники правоохранительных органов западных стран. Вспомните, какую реакцию на западе вызвало выдвижение российского кандидата на пост президента Интерпола в 2018 году, и сразу станет ясно, как ревностно нашими партнерами охраняется сложившийся в организации порядок.

Отголосками проводимой рядом западных стран антироссийской кампании явилось объявление Генеральным секретариатом Интерпола в международный розыск по инициативе американцев 13 граждан Российской Федерации. Основанием для объявления стал надуманный предлог о якобы их вмешательстве в выборы президента США 2016 года.

Кстати, Комиссия по контролю за файлами Интерпола - его надзорный орган - рассмотрела жалобу одного из этих людей и признало объявление его в розыск политическим актом со стороны США, розыскной циркуляр был аннулирован.

Какова роль российского Интерпола в международном полицейском сообществе?

Александр Прокопчук: Россия на протяжении всего своего членства в Интерполе находится в фокусе глобальных инициатив организации по противодействию международному криминалитету.

В этом контексте, например, можно отметить международную операцию "Пангея". Россия на протяжении уже свыше 10 лет активно участвует в этой глобальной операции, проводимой под эгидой Интерпола во взаимодействии со Всемирной таможенной организацией. Речь идет о борьбе с нелегальным распространением контрафактной фармацевтической продукции. Так, в этом году совместными усилиями удалось перекрыть каналы поставок через государственную границу РФ анаболических стероидов в международных почтовых отправлениях. Заблокированы около тысячи сайтов, через которые осуществлялась безрецептурная реализация ограниченных к обороту наркотических средств, а также смертельных для человека ядов. Говоря простым языком - спасти не один десяток человеческих жизней, предупреждая продажу опасных препаратов в сети Интернет.

10 тысяч преступников и пропавших без вести объявлены в международный розыск по инициативе правоохранительных органов России

На высоком уровне Интерпол оценивает наш вклад в дело борьбы с международным терроризмом. В настоящее время участвуем в инициативе Интерпола по внедрению биометрической системы по идентификации разыскиваемых лиц и жертв преступлений.

Что важно, активная позиция российских правоохранительных органов в Международной организации уголовной полиции не ограничивается решением задач сугубо полицейского характера. Особое место в перечне достижений, в том числе и за годы плодотворного представительства Российской Федерации в руководящих органах организации, занимает наш вклад в увековечивание памяти погибших полицейских, до конца исполнивших свой долг. Инициатива по учреждению памятной даты принадлежит НЦБ Интерпола МВД России и поддержана всеми странами участницами организации. Теперь каждый год, 7 марта, у мемориальных досок, установленных в штаб-квартире Интерпола в Лионе, а также в комплексе Международного центра Интерпола по инновациям в Сингапуре проходят официальные мероприятия, посвященные памяти погибших полицейских.

Читайте также: