Какой орган осуществляет контроль за деятельностью ффомс

Обновлено: 30.06.2024

Обязательное медицинское страхование (ОМС) – один из видов государственного обязательного социального страхования граждан в Российской Федерации.

ОМС обеспечивает конституционное право (статья 41 Конституции РФ) каждого гражданина РФ на получение бесплатной медицинской помощи (при наступлении страхового случая) в надлежащем объеме, качестве и в установленные сроки.

Медицинская помощь в системе ОМС предоставляется за счет средств ОМС на условиях, установленных территориальной или базовой программами обязательного медицинского страхования.

Базовая программа ОМС

Базовая программа ОМС является составной частью Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, ежегодно утверждаемой Правительством Российской Федерации. В ней содержатся виды и условия предоставления медпомощи, перечень заболеваний и состояний, которые можно лечить бесплатно по полису ОМС на всей территории России, порядок и условия предоставления медицинской помощи (в т.ч. порядок обеспечения граждан лекарственными препаратами, медицинскими изделиями, донорской кровью и ее компонентами, лечебным питанием по медицинским показаниям), перечень медицинских организаций, предоставляющих услуги по ОМС и устанавливаются предельные сроки ожидания медицинской помощи.

Территориальная программа ОМС

Территориальная программа ОМС разрабатывается на основе Базовой программы ОМС, но за счет дополнительного финансирования на уровне конкретного субъекта РФ, в котором проживает гражданин, предусматривает возможность получить бесплатную медицинскую помощь в более углубленном и расширенном формате.

Полис ОМС оформляется по месту фактического проживания. При смене места жительства и переезде в другой регион, необходимо прикрепиться к страховой медицинской организации, работающей на данной территории.

Принципы системы ОМС

Основными принципами осуществления обязательного медицинского страхования являются:

  • обеспечение за счет средств ОМС гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи при наступлении страхового случая в рамках территориальной и базовой программ ОМС;
  • устойчивость финансовой системы ОМС, обеспечиваемая на основе эквивалентности страхового обеспечения средствам обязательного медицинского страхования;
  • обязательность уплаты страхователями страховых взносов на обязательное медицинское страхование в размерах, установленных федеральными законами, государственная гарантия соблюдения прав застрахованных лиц на исполнение обязательств по ОМС в рамках базовой программы ОМС независимо от финансового положения страховщика;
  • создание условий для обеспечения доступности и качества медицинской помощи, оказываемой в рамках программ ОМС;
  • паритетность представительства субъектов ОМС и участников ОМС в органах управления обязательного медицинского страхования.

Субъектами обязательного медицинского страхования являются:

  • застрахованные лица;
  • страхователи;
  • Федеральный фонд ОМС.

Участниками обязательного медицинского страхования в Российской Федерации являются:

  • территориальные фонды ОМС;
  • страховые медицинские организации;
  • медицинские организации.

Объем бесплатной медицинской помощи, который оказывается по полису ОМС в разных регионах, может быть больше, чем предусмотрено базовой программой. Но ни при каких обстоятельствах не может быть меньше, чем указано в ней.

Медицинская помощь по полису ОМС оказывается в медицинских организациях, включенных в реестр Территориального фонда ОМС. Подробнее о территориальной программе ОМС вашего региона узнайте на сайте вашего Территориального фонда ОМС (ТФОМС) и в разделе Региональные нормативные акты. В разделе Информация о медицинских организациях вы можете узнать, в какие медицинские организации вашего региона вы можете обратиться за бесплатной медицинской помощью по программе ОМС.

Страховые представители всегда рядом с вами!

За консультацией и защитой прав пациента, вы всегда можете обратиться по телефону бесплатного круглосуточного контакт-центра 8 800 100 81 02.

В системе действующего правового регулирования средства ОМС, за счет которых осуществляется оплата расходов медицинских организаций на оказание бесплатной медицинской помощи по территориальным программам ОМС, имеют особое публичное предназначение. В связи с этим учреждения здравоохранения, осуществляющие свою деятельность в сфере ОМС, должны обеспечить их целевое использование. В материале рассмотрим основные вопросы, касающиеся контроля использования указанных средств, и выявляемые нарушения по результатам проверок.

В силу п. 12 ч. 7 ст. 34 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ контроль использования средств ОМС медицинскими организациями осуществляет территориальный фонд ОМС.

К сведению: Приказом ФФОМС РФ от 16.04.2012 № 73 (см. приложение 2 к приказу) утверждено Положение о контроле за использованием средств обязательного медицинского страхования медицинскими организациями (далее – Положение № 73).

В соответствии с п. 15 Положения № 73 проверке подлежат четыре направления использования средств, получаемых медицинскими организациями, в том числе средства, выделенные на исполнение территориальной программы ОМС.

Организация проверки

На основании п. 3 Положения № 73 проверки проводятся работниками контрольно-ревизионных подразделений территориального фонда и (или) иных его структурных подразделений. Контрольные процедуры осуществляются с целью предупреждения и выявления нарушений норм, установленных Законом № 326-ФЗ, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.

Проверки проводятся по месту нахождения медицинской организации (или по месту фактического осуществления ее деятельности), в их числе (п. 4 Положения № 73):

комплексная проверка, при которой рассматривается совокупность вопросов, связанных с использованием средств ОМС за определенный период деятельности медицинской организации;

тематическая проверка, при которой рассматриваются отдельные вопросы, связанные с использованием средств ОМС;

контрольная проверка, при которой рассматривается устранение медицинской организацией нарушений и недостатков в использовании средств ОМС, ранее выявленных в ходе комплексной или тематической проверки.

В силу п. 5 Положения № 73 проверки могут быть как плановые, так и внеплановые. Внеплановые проверки использования средств ОМС проводятся на основании представлений контрольных органов, обращений в адрес фонда органов государственной власти субъекта РФ, ФФОМС, обращений, жалоб и заявлений граждан, а также в других необходимых случаях.

Согласно п. 6 Положения № 73 основанием для проведения проверки является приказ территориального фонда, определяющий тему проверки, проверяемый период, руководителя и состав комиссии (рабочей группы), сроки проведения проверки.

Тема плановой проверки указывается в соответствии с планом проверок, тема внеплановой проверки – исходя из конкретных причин ее проведения.

Приказ о проведении плановой проверки доводится до руководителя медицинской организации не позднее чем за 3 рабочих дня до начала проверки. Внеплановая проверка может проводиться без извещения руководителя медицинской организации о предстоящей проверке.

Отметим, что срок проведения проверки не может превышать 30 календарных дней. В необходимых случаях по мотивированному представлению в форме служебной записки руководителя контрольно-ревизионного подразделения территориального фонда или руководителя комиссии (рабочей группы) срок проведения проверки может быть продлен на основании приказа территориального фонда, но не более чем на 10 календарных дней. Приказ территориального фонда о продлении сроков проверки доводится до сведения проверяемой медицинской организации.

Порядок проведения проверки

В соответствии с п. 13, 14 Положения № 73 в день начала проверки руководитель, члены комиссии (рабочей группы) предъявляют руководителю медицинской организации (лицу, его замещающему) копию приказа территориального фонда о проведении проверки, служебные удостоверения.

Далее руководитель медицинской организации (лицо, его замещающее) представляет руководителя и членов комиссии (рабочей группы) руководителям структурных подразделений медицинской организации и назначает ответственное лицо, которое координирует работу структурных подразделений медицинской организации при проведении проверки.

Обратите внимание: руководитель медицинской организации (лицо, его замещающее) обязан предоставить руководителю и (или) членам комиссии (рабочей группы) возможность ознакомиться с документами, связанными с вопросами проверки.

Проверка использования средств ОМС может проводиться сплошным или выборочным способом (п. 9 Положения № 73). Отметим, что сплошной способ заключается в проведении контрольного действия в отношении всей совокупности финансовых, бухгалтерских, отчетных и иных документов, относящихся к одному вопросу программы проверки. Что касается выборочного способа, в данном случае изучаются документы, относящиеся к одному вопросу программы проверки. Объем выборки и ее состав определяет руководитель комиссии (рабочей группы) таким образом, чтобы обеспечить возможность оценки изучаемого вопроса программы проверки.

Вопросы проверки зависят от ее направления. Так, проверка использования средств, полученных медицинскими организациями на финансовое обеспечение территориальной программы ОМС, включает проверку (п. 17 Положения № 73):

1) обоснованности получения медицинской организацией средств на оплату медицинской помощи по ОМС. По данному вопросу проверяется:

наличие лицензии медицинской организации на право осуществления ею определенных видов медицинской деятельности;

правильность составления заявок на авансирование медицинской помощи;

правильность и своевременность представления медицинской организацией в страховые медицинские организации реестра счетов и счета на оплату медицинской помощи, оказанной застрахованным лицам;

наличие актов сверки расчетов между медицинской организацией и страховыми медицинскими организациями;

2) соблюдения обязательства медицинской организации по использованию средств ОМС, полученных за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с территориальной программой, в том числе:

по видам медпомощи;

по структуре тарифа на оплату медпомощи.

Проверка расходов, входящих в структуру тарифа, включает в себя, в частности, проверку:

1) расходов на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда. В ходе контрольного мероприятия будут проверены все документы, подтверждающие обоснованность производимых выплат: штатное расписание; тарификационные списки; документы, подтверждающие квалификацию специалистов; графики работы структурных подразделений и сотрудников; приказы по личному составу; трудовые соглашения; коллективный договор, положение об оплате труда и т. д.; первичные бухгалтерские документы по начислению заработной платы, уплате налогов и страховых взносов, установленных законодательством РФ;

2) расходов на приобретение лекарственных средств, расходных материалов, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, прочих материальных запасов, на оплату стоимости лабораторных и инструментальных исследований, проводимых в других учреждениях. Проверка использования средств на указанные цели осуществляется путем проверки первичных документов, подтверждающих законность проведения банковских операций, включающих договоры поставки лекарственных средств, расходных материалов, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, прочих материальных запасов;

3) наличия и достоверности данных персонифицированного учета сведений о медицинской помощи, оказанной застрахованным лицам, передаваемых медицинской организацией в территориальный фонд и страховые медицинские организации, необходимых в том числе для осуществления контроля за использованием средств обязательного медицинского страхования;

4) использования медицинской организацией средств, полученных из резерва финансового обеспечения предупредительных мероприятий страховой медицинской организации, в том числе проверяется наличие отчетных документов по средствам, полученным медицинской организацией из резерва финансового обеспечения предупредительных мероприятий;

5) достоверности и своевременности представления отчетов медицинской организацией об использовании средств ОМС по установленным формам.

Оформление акта проверки

Согласно п. 23 Положения № 73 по результатам проверки составляется акт проверки, включающий:

заголовочную часть, в которой указываются наименование темы проверки, полное наименование медицинской организации и дата составления акта;

содержательную часть, где приводится описание проверенных вопросов использования средств обязательного медицинского страхования в соответствии с программой проверки;

заключительную часть – обобщенную информацию о результатах проверки с указанием выявленных нарушений и недостатков и сроков их устранения или сроков представления плана мероприятий по устранению выявленных нарушений и недостатков.

Акт проверки составляется в двух экземплярах, имеющих одинаковую силу. Руководителю медицинской организации (лицу, его замещающему) акт проверки в двух экземплярах для ознакомления и подписания представляется не позднее чем за 1 день до окончания срока проверки, определенного приказом территориального фонда о проведении проверки.

Один экземпляр подписанного акта проверки вручается руководителю медицинской организации (лицу, его замещающему), второй экземпляр представляется в территориальный фонд.

К сведению: дата получения акта руководителем медицинской организации (лицом, его замещающим) считается датой окончания проверки (п. 24 Положения № 73).

При несогласии с актом проверки (или отдельными его положениями) подписывающий его руководитель медицинской организации (лицо, его замещающее) вносит запись, что акт подписывается с возражениями. Возражения прилагаются к акту проверки или направляются в территориальный фонд не позднее 5 рабочих дней со дня получения акта проверки. Письменные возражения медицинской организации на акт проверки приобщаются к материалам проверки.

Выявляемые нарушения

Предлагаем проанализировать несколько судебных решений, касающихся нецелевого использования средств ОМС.

Нарушение: отправка поздравительных открыток и приобретение ОС на сумму свыше 100 000 руб. за счет средств ОМС

Суть спора.

Бюджетное учреждение здравоохранения (перинатальный центр) (далее – Центр) обратилось в арбитражный суд по результатам проверки территориальным фондом ОМС. По мнению медицинской организации, расходы на отправку конвертов с поздравительной корреспонденцией к праздникам в другие организации относятся к расходам на оплату услуг связи и правомерно осуществлены по статье 221 КОСГУ как почтовые расходы за счет ОМС. При этом ограничение по видам почтовой корреспонденции, которую Центр вправе отправлять за счет средств ОМС, нормативно не предусмотрено.

Решение суда.

При рассмотрении спора суд отметил следующее. Тарифы на оплату медицинской помощи рассчитываются в соответствии с методикой, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в составе правил обязательного медицинского страхования, и включают в себя статьи затрат, установленные территориальной программой ОМС (ч. 1 ст. 30 Закона № 326-ФЗ).

Согласно ч. 7 ст. 35 Закона № 326-ФЗ структура тарифа на оплату медицинской помощи включает в себя расходы:

на заработную плату, начисления на оплату труда, прочие выплаты;

на приобретение лекарственных средств, расходных материалов, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, прочих материальных запасов;

на оплату стоимости лабораторных и инструментальных исследований, проводимых в других учреждениях (при отсутствии в медицинской организации лаборатории и диагностического оборудования), организации питания (при отсутствии организованного питания в медицинской организации);

на оплату услуг связи, транспортных, коммунальных услуг, работ и услуг по содержанию имущества, расходы на арендную плату за пользование имуществом, оплату программного обеспечения и прочих услуг;

на социальное обеспечение работников медицинских организаций, установленное законодательством РФ;

на приобретение основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь) стоимостью до 100 000 руб. за единицу.

Отправка почтовой корреспонденции поздравительного характера не является необходимым условием для обеспечения деятельности медицинской организации. Спорные расходы не относятся ни к категории затрат медицинской организации, непосредственно связанных с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги) и потребляемых в процессе ее предоставления, ни к категории затрат, необходимых для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, но не потребляемых непосредственно в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги). В связи с этим они не могут быть оплачены за счет средств ОМС.

Нарушение: оказание услуг по транспортировке пациентов на амбулаторный гемодиализ за счет средств ОМС

Суть спора.

В ходе проверки медицинского учреждения было установлено, что в проверяемом периоде за счет средств ОМС были заключены и оплачены договоры и контракты на оказание услуг по транспортировке пациентов на амбулаторный гемодиализ. Данный вид расходов был признан нецелевым расходованием средств ОМС.

Учреждение с этим выводом не согласилось и обратилось в арбитражный суд, поскольку считает, что заместительная почечная терапия методами гемодиализа и перитонеального диализа застрахованным лицам проводится в рамках первичной специализированной и специализированной медицинской помощи и оплачивается по тарифам, утвержденным в установленном порядке, за счет ОМС.

Решение суда.

Суд, вынося решение, указал на следующее (см. Постановление АС ПО от 15.01.2021 № Ф06-68906/2020 по делу № А57-20347/2019).

В соответствии с п. 16 Письма Минздрава РФ от 23.12.2016 № 11-7/10/2-8304 заместительная почечная терапия методами гемодиализа и перитонеального диализа застрахованным лицам действительно оплачивается за счет средств ОМС. Однако проезд пациентов до места оказания медицинских услуг не включен в тариф на оплату медицинской помощи. Кроме того, территориальной программой ОМС предусмотрено, что за счет бюджетных ассигнований соответствующих бюджетов может осуществляться финансовое обеспечение транспортировки пациентов, страдающих хронической почечной недостаточностью, от места их фактического проживания до места получения медицинской помощи и обратно, в том числе в рамках мер социальной поддержки отдельных категорий граждан. Категории граждан, подлежащих транспортировке для проведения заместительной почечной терапии, и порядок ее организации рекомендуется устанавливать в территориальной программе.

Таким образом, суд пришел к выводу, что учреждением допущено нецелевое использование средств ОМС по данному эпизоду.

Нарушение: обследование и оценка технического состояния построенного здания за счет средств ОМС

Суть спора.

Решение суда.

Отметим, что данный спор дошел до Верховного суда.

В Постановлении АС ВСО от 22.09.2020 № Ф02-3847/2020 по делу № А74-3109/2019 указано, что здание перинатального центра было введено в эксплуатацию в декабре 2016 года, а в июне 2017 года передано в оперативное управление учреждению. Уже в декабре 2017 года учреждение заключило договор об оказании услуг по обследованию и оценке технического состояния оконных блоков и витражей.

Суд согласился с доводом фонда, что выявленные в ходе обследования недочеты были допущены при строительстве здания, а не при его эксплуатации.

Поскольку здание было новым, ответственность за допущенные недостатки нес подрядчик. Так как предельный срок обнаружения недостатков не истек, произведенные учреждением расходы в размере 94 400 руб. были связаны не с содержанием объекта недвижимого имущества, закрепленного за медицинской организацией на праве оперативного управления, эксплуатируемого в процессе оказания медицинской помощи, а с ненадлежащим исполнением государственного контракта при строительстве объекта капитального строительства (здания). Осуществление данных расходов за счет средств ОМС законодательством РФ не предусмотрено.

Суд отметил, что вопросы по ненадлежащему исполнению условий государственного контракта при строительстве перинатального центра должны решаться государственным заказчиком за счет средств соответствующего бюджета.

Кроме того, учреждение не обосновало, каким образом полученное заключение по обследованию и оценке технического состояния оконных блоков и витражей повлияло на содержание имущества, поскольку не осуществило замену окон. Доказательств обратного в материалы дела представлено не было. В связи с изложенным данные расходы были признаны нецелевым использованием средств ОМС.

Определением ВС РФ от 12.01.2021 № 302-ЭС20-21412 учреждению было отказано в передаче дела № А74-3109/2019 в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ для пересмотра спора в порядке кассационного производства.

В заключение отметим, что в результате использования не по целевому назначению средств, перечисленных по договору на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС, медицинская организация должна уплатить в бюджет территориального фонда (ч. 9 ст. 39 Закона № 326-ФЗ):

штраф в размере 10 % от суммы нецелевого использования средств;

пени в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования средств.

Средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования.

Работодатели – ключевые участники российской пенсионной системы. Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, которые они начисляли и уплачивали в ПФР с выплат и иных вознаграждений в пользу работников, – это будущие пенсии их сотрудников и выплата пенсий нынешним пенсионерам.

Пенсионный фонд России являлся администратором страховых взносов на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование.

Плательщиками страховых взносов являлись:

  • лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам:
  • организации;
  • индивидуальные предприниматели (в том числе главы КФХ);
  • физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями;
  • самозанятое население: индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам и уплачивающие страховые взносы за себя.

Если плательщик относится к нескольким категориям, он уплачивал страховые взносы по каждому основанию.

Порядок уплаты страховых взносов

15 число каждого месяца – последний день уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование за предыдущий месяц. Уплачивать необходимо было ежемесячно. Если последний день срока приходился на выходной или нерабочий праздничный день, то днем окончания срока считался ближайший следующий за ним рабочий день. Начисленные, но неуплаченные в срок страховые взносы признавались недоимкой и подлежат взысканию.

22% – основной тариф страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

+ 10% тарифа страховых взносов, если величина базы для начисления страховых взносов у работодателя больше установленной величины.

5,1% – тариф страховых взносов на обязательное медицинское страхование.

Некоторые категории плательщиков применяли пониженные тарифы страховых взносов. Они также освобождались от уплаты страховых взносов по дополнительному тарифу 10%.

796 000 рублей – предельная величина базы, с которой уплачивались страховые взносы в систему обязательного пенсионного страхования в 2016 году (в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 26.11.2015 №1265).

ВАЖНО! С 2015 года уплата страховых взносов на обязательное медицинское страхование в бюджет ФОМС производится по установленным тарифам со всех без ограничения сумм выплат и иных вознаграждений в пользу физического лица за соответствующий финансовый год, за исключением сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами в соответствии со статьей 9 Федерального закона № 212-ФЗ.

База для начисления страховых взносов определялась отдельно в отношении каждого работника с начала расчетного периода по истечении каждого календарного месяца нарастающим итогом. При исчислении страховых взносов по дополнительному тарифу для отдельных категорий работодателей, имеющих рабочие места на вредных и опасных производствах, положение по ограничению базы для начисления страховых взносов не применялось.

Уплачивать страховые взносы по каждому виду страхования необходимо было отдельными расчетными документами, которые направлялись в банк с указанием соответствующих счетов Федерального казначейства и кодов бюджетной классификации.

Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование необходимо было уплачивать без деления на страховую и накопительную части.

При отсутствии банка плательщики страховых взносов – физические лица могли уплачивать страховые взносы бесплатно через кассу местной администрации либо через организацию федеральной почтовой связи.

ВАЖНО! Сумму страховых взносов, подлежащую перечислению в соответствующие государственные внебюджетные фонды, работодатели должны были определять точно – в рублях и копейках. До 2015 года сумму страховых взносов, подлежащую перечислению в соответствующие фонды, определяли в полных рублях.

Уплата страховых взносов на обязательное медицинское страхование, а также подготовка отчетности по уплаченным и начисленным платежам происходила по той же схеме, что и на обязательное пенсионное страхование. При перечислении страховых взносов в фонды обязательного медицинского страхования страхователь обязан был указывать в платежных поручениях свой регистрационный номер.

ВАЖНО! С 2015 года банки обязаны были выдавать органам контроля за уплатой страховых взносов справки о наличии счетов в банках и (или) об остатках денежных средств на счетах, выписки по операциям на счетах организаций, индивидуальных предпринимателей в банках в течение трех дней со дня получения мотивированного запроса органа контроля за уплатой страховых взносов (Порядок представления банками информации о наличии счетов, об остатках денежных средств на счетах, выписок по операциям на счетах по запросам территориальных органов ПФР, а также соответствующих форм справок и выписки, утвержден Постановлением Правления ПФ РФ от 14.10.2015 № 377п).

ВАЖНО! С 2015 года с выплат иностранным гражданам и лицам без гражданства (за исключением высококвалифицированных специалистов), временно пребывающим на территории РФ, начислялись пенсионные взносы вне зависимости от срока действия заключенных трудовых договоров.

Наталья Потапкина

Простой и удобный расчет страховых взносов в онлайн-сервисе Контур.Бухгалтерия!

Любой работодатель каждый месяц платит различные страховые взносы с выплат своим сотрудникам. Если они работают по трудовому договору, то это взносы:

  • в Пенсионный фонд России (в ПФР);
  • в Фонд медицинского страхования (в ФФОМС);
  • на социальное страхование от болезней и травм или по материнству (в ФСС).
  • на страхование от несчастных случаев и профессиональных заболеваний (тоже в ФСС).

Также взносы платятся с выплат тем сотрудникам, которые оформлены в компании по гражданско-правовым договорам:

  • в ПФР;
  • в ФФОМС;
  • на социальное страхование от несчастных случаев и профессиональных заболеваний, если это прописано в договоре.

Мы поговорим о взносах за сотрудников на пенсионное, медицинское страхование и страхование от болезней и травм или по материнству. Они регламентируются главой 34 НК РФ. О страховании от несчастных случаев и профессиональных заболеваний читайте в ФЗ от 24.07.98 N 125-ФЗ.

Выплаты, подлежащие обложению страховыми взносами


Страховыми взносами облагаются выплаты сотрудникам исходя из трудовых отношений и согласно гражданско-правовым договорам по выполнению работ, оказанию услуг и авторским заказам.

Выплаты, с которых взносы не уплачиваются, перечислены в ст. 422 НК РФ:

  1. Государственные и социальные пособия;
  2. Компенсационные выплаты при увольнении, выплаты по возмещению вреда, оплате жилья или питания, оплате спортивной или парадной формы, выдаче натурального довольствия и т.д.;
  3. Призы, доплаты к пенсии бывших сотрудников и стипендии по ученическим договорам;
  4. Полевое довольствие;
  5. Суммы единовременной материальной помощи, например, при рождении или усыновлении ребенка, при потере члена семьи, при стихийном бедствии и других чрезвычайных обстоятельствах;
  6. Доходы, помимо оплаты труда, полученные членами общин коренных малочисленных народов от реализации продукции традиционного промысла;
  7. Страховые платежи по обязательному и добровольному личному страхованию;
  8. Оплата обучения сотрудников, связанная с профессиональной необходимостью;
  9. Другие компенсации и выплаты.


В веб-сервисе Контур.Бухгалтерия легко начислять и учитывать взносы, формировать платежные поручения.

Предельная база для начисления страховых взносов

Простой и удобный расчет страховых взносов в онлайн-сервисе Контур.Бухгалтерия!

Взносы в ПФР и ФСС ограничены предельными базами для начисления взносов, которые ежегодно индексируются исходя из роста средней зарплаты:

Предельная база для взносов в ПФР в 2020 году — 1 292 000 рублей.

Предельная база для взносов в ПФР в 2021 году — 1 465 000 рублей.

Предельная база рассчитывается исходя из дохода работника нарастающим итогом. Как только его доход за год достигнет предельной базы — в дальнейшем взносы нужно платить по новым правилам. При выплате взносов по основному тарифу при превышении этой базы взносы уплачиваются по уменьшенной ставке — 10%. Если организация на льготном тарифе, то при превышении взносы не платятся.

Предельная база для взносов в ФСС в 2020 году — 912 000 рублей.

Предельная база для взносов в ФСС в 2021 году — 966 000 рублей.

Если база превышена, то взносы платить не нужно.

Для взносов на ОМС и травматизм предельная база не устанавливается, поэтому весь доход, полученный работником, облагается взносами.

Тарифы страховых взносов в 2020 и 2021 году

Простой и удобный расчет страховых взносов в онлайн-сервисе Контур.Бухгалтерия!

Рассмотрим основные тарифы страховых взносов за работников в 2020 и 2021 году. Они остаются неизменными:

  1. На обязательное пенсионное страхование — 22 %.
  2. На обязательное медицинское страхование — 5,1 %.
  3. На случай временной нетрудоспособности и материнства — 2,9 %;
  4. На травматизм — от 0,2 % до 8,5 % в зависимости от класса профессионального риска, присвоенного основному осуществляемому виду деятельности.

В таблице указаны специальные пониженные тарифы взносов для некоторых категорий плательщиков, установленные в 2020 и 2021 году.

В 2021 году большинство работодателей на УСН будут платить взносы по общему тарифу в 30 %, так как переходный период подошел к концу. До 2024 года льготной ставкой в 20 % смогут пользоваться благотворительные и некоммерческие организации на УСН.

С 2020 года на основные тарифы перешли еще несколько категорий страхователей:

  • хозяйственные общества и партнерства, которые применяют или внедряют результаты интеллектуальной деятельности, права на которые принадлежат их участникам или учредителям — бюджетным или автономным научным учреждениями либо образовательным учреждениям высшего образования;
  • организации и предприниматели, которые осуществляют технико-внедренческую деятельность и платят сотрудникам, работающим в технико-внедренческих или промышленно-производственных особых экономических зонах;
  • организации и ИП, заключившие соглашение о ведении туристско-рекреационной деятельности, которые платят сотрудникам, ведущим эту деятельность в особых экономических зонах.

С 2020 года эти категории платят взносы по общему тарифу — 30%, а при превышении предельной базы для начисления взносов на обязательное пенсионное страхование не отменяют уплату, а снижают процент взносов в ПФ до 10%.

Сроки уплаты страховых взносов в 2020 и 2021 году

Простой и удобный расчет страховых взносов в онлайн-сервисе Контур.Бухгалтерия!

Страховые взносы перечисляются в ИФНС за каждый месяц до 15-го числа последующего месяца. Если последний день уплаты — выходной или праздничный, то уплатить взносы можно в ближайший рабочий день. Со взносами на травматизм порядок аналогичный, но уплачивать их надо по-прежнему в ФСС.

Предприниматели уплачивают страховые взносы за себя в другие сроки. Взносы за прошедший год нужно уплатить до его окончания или в ближайший следующий рабочий день. За 2019 год деньги перечисляйте в налоговую до 31 декабря, а если ваш доход превысил 300 000 рублей, то сумму доплаты переведите в ИФНС до 1 июля 2020 года.

Автор статьи: эксперт Контур.Бухгалтерии Наталья Потапкина

Ведите учет в Контур.Бухгалтерии — удобном онлайн-сервисе для расчета зарплаты и отправки отчетности в ФНС, ПФР и ФСС. Сервис подходит для комфортной совместной работы бухгалтера и директора.

Читайте также: