Какой метод не характерен для науки уголовного процесса

Обновлено: 04.05.2024

Наука уголовного процесса представляет собой совокупность теоретических положений, взглядов и суждений о закономерностях возникновения, развития и прекращения правоотношений в сфере уголовного судопроизводства.

Задачами уголовно-процессуальной науки являются:

– совершенствование уголовно-процессуального законодательства в целом, а также его отдельных норм и институтов в частности;

– оптимизация правовых средств раскрытия и расследования преступлений, изобличения виновных лиц, отправления правосудия по уголовным делам;

– совершенствование системы государственных органов, осуществляющих уголовное судопроизводство;

– укрепление и совершенствование правовых механизмов защиты прав и законных интересов человека и гражданина;

– интеграция уголовно-процессуальных знаний с другими областями научных знаний.

Для решения своих задач уголовно-процессуальная наука использует различные методы познания. К числу таких методов относятся:

а) формально-логические (анализ, синтез, дедукция, и т. д.);

б) чувственно-рациональные (наблюдение, описание и т. д.);

е) сравнительно-правовые и многие другие.

Предметом же науки уголовного процесса являются свойства уголовного судопроизводства, его связи, закономерности возникновения, функционирования и развития как социально-правового явления.

С понятием уголовного процесса тесно связано понятие науки, изучающей соответствующую отрасль права. Данные понятия нельзя путать. В отличие от уголовно-процессуального права наука уголовного процесса, как и правовая наука в целом, ничего не предписывает, не дозволяет и не запрещает; она изучает, исследует соответствующие правовые явления.

Предметом науки уголовного процесса являются˸

– сущность и назначение уголовного процесса, принципы ᴇᴦο организации и осуществления;

– содержание базовых понятий уголовного процесса;

– правовое положение в производстве по уголовным делам суда (судьи), прокурора, следователя, органа дознания, дознавателя, а также иных участников процесса, на которых распространяется деятельность этих лиц и органов;

– нормы деи̌ствующего уголовно-процессуального права, регулирующие деятельность по возбуждению, расследованию, рассмотрению и разрешению уголовных дел;

– сама уголовно-процессуальная деятельность, ᴛ.ᴇ. содержание процессуальных деи̌ствий, условия, основания, порядок и последовательность производства как каждого процессуального деи̌ствия, так и всœего процесса с момента ᴇᴦο начала и до конца;

– уголовно-процессуальные отношения, возникающие между органом дознания, дознавателœем, следователœем, прокурором, судом (судьей) и другими участниками уголовного процесса;

– история развития российского уголовно-процессуального законодательства, отдельных ᴇᴦο институтов и норм;

– изучение уголовного процесса зарубежных стран.

Методом науки уголовного процесса, прежде всœего, является диалектика как общий для всœех отраслей знания способ познания объективной деи̌ствительности. Этот метод обусловил изучение уголовного процесса в ᴇᴦο историческом развитии в неразрывной связи с конкретными условиями деи̌ствительности, с развитием государства и права. Главное внимание при этом уделяется исследованию состояния организации и осуществления деятельности по раскрытию преступлений, изобличению и наказанию виновных в их совершении лиц. Такой подход к изучению проблем уголовного процесса способствует максимальному раскрытию закономерностей ᴇᴦο развития, своевременному обнаружению и закреплению всœего нового, прогрессивного, устранению отрицательного, противоречивого. Тем самым наука уголовного процесса содеи̌ствует совершенствованию уголовно-процессуального законодательства и практики ᴇᴦο применения.

Наука уголовного процесса пользуется также специальными методами исследования правовых явлений˸ конкретно-социологическим (к примеру, при изучении и обобщении следственно-судебной практики), методом сравнительного правоведения (при изучении уголовного процесса зарубежных государств) и др.

Задачами науки уголовного процесса является содеи̌ствие укреплению прав личности и их гарантий в уголовном судопроизводстве, совершенствованию норм уголовно-процессуального права, развитию демократических основ правосудия. Наука уголовного процесса, находясь под плодотворным воздеи̌ствием следственной, судебной и прокурорской практики, опираясь на её научное обобщение, призвана оказывать помощь практике в совершенствовании достижений, в устранении ошибок и недостатков.


Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).


Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.



Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

История развития уголовно-процессуального законодательства сопровождается и развитием науки уголовного процесса. Наука уголовного процесса – юридическая наука, т.е. направление деятельности человека по выявлению и изучению закономерностей общественных отношений, возникающих в связи с их урегулированностью нормами права. Применительно к уголовному судопроизводству речь идет о закономерностях, возникающих в ходе производства, которое урегулировано нормами уголовно-процессуального права.

Науку уголовного процесса следует отличать от уголовно-процессуальной теории. Теория представляет собой совокупность взглядов, идей, выводов, раскрывающих закономерности существования какого-либо предмета и явления. Теория – наиболее развитая форма организации научного знания, позволяющая получить целостное представление о закономерностях и существенных связях действительности. Главная задача теории – дать научное описание и объяснение предмета познания. Наука же предполагает динамический поступательный процесс познания, включает способы его организации, т.е. представляет собой деятельность. Иначе говоря, теория – результат научной деятельности.

Предметом науки уголовного-процесса является, во-первых, деятельность участников уголовного судопроизводства, общественные отношения, возникающие в связи с этой деятельностью. Однако указанные общественные отношения являются правоотношениями, урегулированы нормами уголовно-процессуального права. Таким образом, наука уголовного процесса изучает уголовно-процессуальную деятельность сквозь призму уголовно-процессуального права, т.е. последнее также является предметом науки уголовного процесса. Однако этим предмет науки уголовного процесса не исчерпывается. Наука предполагает создание и совершенствование теорий, а также методов самого научного познания (методологии науки). Теоретические проблемы, а также вопросы методологического характера также составляют предмет науки.

Предмет науки тесно связан с ее системой, задачами и методом. Система науки – упорядоченное и последовательное изложение основных ее проблем. Система науки уголовного процесса во многом обусловлена системой уголовно-процессуального законодательства и в то же время оказывает на нее обратное влияние. В науке уголовного процесса предлагается выделять общую и особенную части. Согласно этому подходу в общую часть включаются: вопросы истории развития уголовного процесса, уголовно-процессуального законодательства и уголовно-процессуальной науки, вопросы содержания и сущности уголовного процесса, его назначение и принципы; проблемы доказательств, статуса участников уголовного процесса, применения мер процессуального принуждения, реабилитации в уголовном процессе; основные положения об уголовно-процессуальных актах, ходатайствах и жалобах, процессуальных сроках, процессуальных издержках; уголовный процесс зарубежных государств.

Особенная часть предполагает изучение уголовного судопроизводства, его правового регулирования, теоретических и методологических проблем применительно к конкретным стадиям уголовного процесса: возбуждения уголовного дела, предварительного расследования, подготовки уголовного дела к судебному заседанию, судебного разбирательства в суде первой инстанции, производстве в суде второй инстанции, исполнении приговора, в стадиях производства в надзорной инстанции и возобновления производства по уголовному делу ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств; особенности производства по отдельным категориям уголовных дел и в отношении отдельных категорий лиц; вопросы международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства.

Наука уголовного процесса позволяет не только правильно понять сущность уголовного судопроизводства, оптимизировать правоприменительную практику и процесс совершенствования законодательства, но и спрогнозировать последствия применения правовых новелл, перспективы развития правоприменительной практики и уголовно-процессуального законодательства. Наука уголовного процесса выполняет не только объясняющую, но и ориентирующую функцию. Совершенствование уголовно-процессуального законодательства и правоприменительной практики должно происходить с учетом научных прогнозов, выявленных закономерностей, потребностей уголовного судопроизводства. Поэтому основной задачей науки уголовного процесса является совершенствование уголовно-процессуальной деятельности посредством ориентации правоприменительной практики на правильное применение уголовно-процессуальных норм с учетом их действительного смысла, а также путем выявления недостатков процессуальной регламентации производства по уголовным делам.




Большое значение в уголовно-процессуальной науке имеют вопросы методологии, т.е. системы научных взглядов на совокупность правил, требований, ориентирующих субъекта в его познавательной и предметно-образующей деятельности применительно к выбору способа, средства и необходимых операций, которые должен совершить субъект деятельности, чтобы достичь поставленной цели. Условно выделяют методологию науки – учение о приемах методах и средствах познания и методологию практической деятельности.

Методы, используемые наукой уголовного процесса характерны для общественных наук вообще и ряда правовых наук, в частности.

Общим методом научного познания является диалектический метод, который предполагает изучение проблем производства по уголовным делам в развитии изучаемого объекта, с учетом этапов его эволюции, в связи с другими проблемами и конкретными условиями функционирования.

Диалектический метод предполагает изучение объекта с использованием категорий общего и отдельного, в единстве содержания и формы, с учетом причин возникновения, закономерностей и следствий существования. Кроме того, правилами, вытекающими из диалектического метода, являются: объективность и всесторонность рассмотрения, единство исторического и логического, анализа и синтеза.

Диалектический метод не заменяет частные методы познания, а организует их, ориентирует на правильное использование методов и адекватное осмысление результата. При этом немаловажное значение имеет сочетание диалектического метода с частно-научными методами: системного и структурного анализа, сравнительно-правовым, комплексным, формально-логическим и формально-юридическим, историческим, статистическим, социологическим и др.

Важнейшие периоды развития науки уголовного процесса в целом соответствуют основным этапам развития отечественного уголовно-процессуального законодательства. В то же время научные результаты оказывали и обратное воздействие на законотворческий процесс, последовательно обусловливая совершенствование уголовно-процессуального законодательства.

Как отмечается в литературе, самостоятельная отрасль российского уголовно-процессуального права сформировалась после утверждения первого Уголовно-процессуального кодекса в Своде законов Российской Империи 1832 г. В тот период в России господствовал инквизиционный уголовный процесс с совмещением процессуальных функций в одном лице и формальной системой доказательств, когда их юридическая сила определялась законодателем априори. Научные труды в этот период (Я. Барщева, Н. Стояновского и др.) в основном представляли собой апологетику такой системы судопроизводства.

После Судебной реформы 1864 г., в ходе которой вступил в действие Устав уголовного судопроизводства, закрепивший состязательные начала процесса с его подразделением на предварительное и окончательное производство, гласность и устность процесса, суд присяжных, оценку доказательств по внутреннему убеждению, наблюдается всплеск научных исследований высокого уровня, проведенных видными учеными-процессуалистами: А. Кистяковским о мерах пресечения (1868), К. Арсеньевым о предании суду (1870) и о судебном следствии (1871). Опубликованы курсы уголовного судопроизводства А. Чебышева-Дмитриева (1875), Д. Тальберга (1889), И. Фойницкого (1896), С. Викторского (1912). Данные курсы до настоящего времени во многом представляют собой образцы научных исследований в плане юридической техники и глубины изучения проблемы. Кроме того, работы этих ученых не потеряли актуальности и в связи с идеями о необходимости возвращения к лучшим достижениям дореволюционного уголовного процесса.

После 1917 года отечественная наука уголовного процесса развивалась в направлении обоснования существования особого типа уголовного судопроизводства – социалистического уголовного процесса, который направлен на защиту интересов трудящихся, т.е. большинства населения. Вместе с тем, проявление принципа состязательности и иных процессуальных принципов убедительно свидетельствовало, что по форме отечественный уголовный процесс являлся процессом смешанной формы с состязательным судебным разбирательством, но с предварительным расследованием, предполагающим неравенство прав следователя и обвиняемого по осуществлению процесса доказывания, ограничение гласности, преобладание письменности. Вместе с тем гарантии прав подозреваемого и обвиняемого в послереволюционном уголовном процессе всегда были развиты достаточно сильно. Поэтому имевшие место в отечественной истории массовые репрессии – в основном результат нарушения принципа законности, а не следствие процессуальной регламентации уголовного судопроизводства.

Первый этап развития послереволюционной науки уголовного процесса характеризовался борьбой за право на существование социалистического государства. К этому периоду относятся декреты советской власти о суде (1917-1918), первый послереволюционный уголовно-процессуальный кодекс (УПК РСФСР 1922 года), УПК РСФСР 1923 года. Последний документ действовал на протяжении почти четырех десятилетий. 31 октября 1924 г., в связи с образованием СССР (1922) и принятием Конституции СССР (29 октября 1924 г.) были разработаны и утверждены Осно­вы уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных рес­публик, установившие общие принципы уголовного процес­са в масштабе Союза ССР. В это время предпринимаются первые шаги в на­правлении научного обобщения государственно-правовой деятельности в области уголовного судопроизводства. Это труды А. Я. Вышинского, Н. М. Полянского, М. А. Чельцова-Бебутова, М. С. Строговича. Однако в этот период исследования носят общий характер и не связаны с глубоким изучением конкретных уголовно-процессуальных проблем.

Важнейшее значение для успешного решения задач уголовного процесса имеет широкое, но основанное на законе применение в процессуальной деятельности современных научно-технических средств. Вопросам использования научно-технических средств в процессе доказывания посвятили свои работы Н.И. Порубов, Л.М. Карнеева, А.А. Леви, А.Я. Палиашвили, В.А. Панюшкин, В.А. Серов и др.

Уголовное судопроизводство не может быть эффективным, не будучи сопряженным с применением к отдельным его участникам мер государственного принуждения, необходимых для обеспечения нормального хода уголовного судопроизводства. В этом смысле важнейшей задачей уголовно-процессуальной науки является выработка оснований, условий и порядка их применения. Значительный вклад в развитие этого научного направления внесли Б.Б. Булатов, В.Н. Григорьев, А.П. Гуляев, И.М. Гуткин, В.А. Михайлов, И.Л. Петрухин, О.И. Цоколова и др.

Следует отметить, что УПК 2001 г. оказался крайне нестабильным нормативным актом. На настоящий момент в него внесены многочисленные изменений и дополнения, связанные с производством предварительного расследования (2007 г.), расширением согласительных процедур (гл. 40 1 УПК РФ, 2009 г.), корректировкой порядка применения мер процессуального принуждения (2010 г.) и др.

Отсюда преобладающие научные исследования последнего времени сопряжены с изучением вопросов применения новелл УПК в практической деятельности.

Формы использования результатов оперативно-розыскной деятельности в доказывании, средства преобразования оперативной информации в доказательства и процессуальные источники, в которые она может быть преобразована исследовались Д.И. Бедняковым, Е.А. Доля, Ю.В. Кореневским, М.Е. Токаревой, А.В. Земсковой и др. Указанные исследования в современный период приобретают особую значимость, поскольку на повестке дня остро стоит вопрос о необходимости повышения эффективности использования информации об обстоятельствах уголовного дела с обязательным условием соблюдения процессуальной формы и процессуальных гарантий.

Представляется, что внимание ученых к частным проблемам на современном этапе вполне объяснимо. Однако таковые не смогут быть успешно разрешены, если не будет достигнута ясность в концептуальных процессуальных вопросах: о назначении уголовного судопроизводства России, его типе, принципах и др. Отсюда следует, что фундаментальные научные исследования в области уголовного судопроизводства в современный период следует рассматривать как важнейшее направление развития процессуальной науки. При этом приоритетной задачей является разработка общей концепции совершенствования уголовно-процессуального права, уголовно-процессуальной деятельности, значимым элементом которой должны стать концепции меньшей общности применительно к отдельным уголовно-процессуальным институтам и направлениям уголовно-процессуальной деятельности.

В период с 1931 по 1953 г., т. е. на протяжении более двух десятилетий, в качестве учебников по советскому уго­ловному процессу издавались книги лишь двух авторов – М. С. Строговича и М. А. Чельцова-Бебутова. В 1953 г. свет увидел учебник по уголовному процессу под редакцией Д. С. Карева. В последующие годы был опубликован целый ряд учебников и учебных пособий по уголовно­му процессу. М.С. Строговичем был подготовлен и вышел в свет полный курс уголовного процесса в двух томах (1968 и 1970 г.). Комплексное и глубокое изложение проблем общей части уголовно-процессуальной науки нашло отражение в коллективном труде «Курс советского уголовного процесса: Общая часть / Под ред. А.Д. Бойкова и И.И. Карпеца. 1989 г.).

Наиболее заметными из числа учебников по уголовному процессу для высших учебных заведений последних лет стали учебники под редакцией В.П. Божьева и П.А. Лупинской.

Важное значение как для развития уголовно-процессуальной науки так и для правоприменительной деятельности имеют научно-практические комментарии к УПК, увидевшие свет после его вступления в силу (Научно-практический комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации / Под общ. ред. В. М. Лебедева; научн. ред. В.П. Божьев, 2002; 2008; Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации / Под. ред. И.Л. Петрухина, 2002; Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации / Под ред. В.В. Мозякова, 2002; Смирнов А.В., Калиновский К.Б. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации, 2003, 2004 и др.).

[1] Цит. по кн.: История политических и правовых учений / Под ред. Нерсесянца. М., 1975. С. 453.

1. Принцип национального языка судопроизводства означает, что процесс в суде ведется:
а) на русском языке или языке субъекта Федерации +
б) только на национальном языке субъекта Федерации
в) на родном языке председательствующего судьи

2. Норма процессуального права в гражданском процессе:
а) правило поведения сторон во время судебного заседания
б) мера надлежащего поведения участника гражданского судопроизводства, которая имеет общеобязательный характер, установлена государством и нацелена на обеспечение справедливого и законного правосудия +
в) конкретная статья Гражданского процессуального кодекса РФ

3. Судебная власть реализуется:
а) правоохранительными органами
б) судами и органами предварительного расследования
в) судами в лице судей +

4. Соответчики в гражданском процессе:
а) образуют пассивное соучастие +
б) не наделены самостоятельностью в выступлении против истца
в) представляют собой активное соучастие

5. Слушание дела в закрытом заседании суда возможно:
а) при отсутствии средств массовой информации
б) по просьбе обвиняемого
в) в случаях, предусмотренных Федеральным законом о государственной тайне +

6. Адвокат в гражданском процессе:
а) является самостоятельной стороной процесса
б) может являться представителем одной из сторон +
в) не участвует

7. В случае пересмотра уголовного дела в апелляционном порядке будет установлено, что мировым судьей неправильно применен уголовный закон, вынесенный приговор:
а) исправляется
б) отменяется
в) изменяется +

8. Отказ от иска в гражданском процессе:
а) является правом истца +
б) принимается судом в любом случае
в) предполагает право ответчика не согласиться с иском против него

9. В системе арбитражных судов функцию суда надзорной инстанции выполняет:
а) Судебная коллегия Высшего Арбитражного Суда РФ
б) федеральные суды округов
в) Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ +

10. Понятие сторон в гражданском процессе:
а) это все лица, заинтересованные в исходе дела
б) это участвующие в деле лица, спор которых между собой должен разрешить суд +
в) это лица, предъявляющие самостоятельные требования по поводу предмета спора

11. Заседания президиума окружного (флотского) военного суда проводятся не реже одного раза в … по инициативе председателя суда:
а) месяц +
б) полугодие
в) квартал

12. Жалоба в уголовном процессе рассматривается прокурором в течение:
а) 5 суток
б) 3 суток +
в) 7 суток

13. Мировые судьи осуществляют свою деятельность в пределах судебных:
а) участков +
б) инстанций
в) кабинетов

14. Сокращенная форма дознания в уголовном процессе осуществляет в срок до:
а) 25 суток
б) 10 суток
в) 15 суток +

15. Конституционный Суд РФ уполномочен:
а) выступать с законодательной инициативой +
б) осуществлять контроль за исполнением Конституции РФ на территории РФ
в) оба варианта верны
г) нет верного ответа

16. Специфическим признаком уголовного процесса является:
а) его осуществление специально уполномоченными органами и должностными лицами
б) его обусловленность совершенным преступлением +
в) его осуществление в строгой законодательной регламентации

17. Военные суды входят в судебную систему РФ и являются составной частью федеральных судов общей юрисдикции, так ли это:
а) нет
б) отчасти
в) да +

19. Судебная система РФ устанавливается:
а) Указом Президента РФ
б) решением органа местного самоуправления
в) Федеральным конституционным законом “О судебной системе Российской Федерации” +

20. Представитель в уголовном процессе:
а) может являться только адвокатом
б) наделяется теми же правами, что и представляемое им лицо +
в) исключает участие в процессе представляемого им лица

21. Судебная система РФ устанавливается:
а) Конституцией РФ +
б) Указом Президента РФ
в) решением органа местного самоуправления

22. Уголовное право и процесс:
а) оба относятся к материальному праву
б) являются самостоятельными отраслями российского права +
в) являются двумя составляющими одной отрасли

23. Источником гражданского процессуального права является:
а) договор аренды недвижимости
б) договор купли-продажи
в) международный договор РФ +

24. Что не является досудебной стадией уголовного процесса:
а) предварительное следствие
б) предварительное слушание +
в) дознание в сокращенной форме

25. Основными источниками гражданского процессуального права служат:
а) судебные прецеденты
б) обычаи международного права
в) нормативные правовые акты +

26. Кто первым допрашивает подсудимого в уголовном процессе:
а) прокурор
б) защитник +
в) судья

27. Процессуальные сроки в гражданском процессе – это:
а) установленные в законе отрезки времени, в течение которых должны производиться процессуальные действия +
б) даты, в которые происходили юридические факты, имеющие значение для дела
в) сроки подачи гражданских исков в суд для инициирования судебного разбирательства

28. Какой метод не характерен для науки уголовного процесса
а) исторического анализа
б) поощрения +
в) формально-юридический

29. Метод гражданского процессуального права характеризуется как:
а) императивно-диспозитивный +
б) поощрение
в) убеждение

30. Прения в уголовном процессе включают:
а) предоставление последнего слова подсудимому
б) речь защитника и государственного обвинителя +
в) исследование доказательств

Наука уголовного процесса представляет собой совокупность теоретических положений, взглядов и суждений о закономерностях возникновения, развития и прекращения правоотношений в сфере уголовного судопроизводства.

Задачами уголовно-процессуальной науки являются:

– совершенствование уголовно-процессуального законодательства в целом, а также его отдельных норм и институтов в частности;

– оптимизация правовых средств раскрытия и расследования преступлений, изобличения виновных лиц, отправления правосудия по уголовным делам;

– совершенствование системы государственных органов, осуществляющих уголовное судопроизводство;

– укрепление и совершенствование правовых механизмов защиты прав и законных интересов человека и гражданина;

– интеграция уголовно-процессуальных знаний с другими областями научных знаний.

Для решения своих задач уголовно-процессуальная наука использует различные методы познания. К числу таких методов относятся:

а) формально-логические (анализ, синтез, дедукция, и т. д.);

б) чувственно-рациональные (наблюдение, описание и т. д.);

е) сравнительно-правовые и многие другие.

Предметом же науки уголовного процесса являются свойства уголовного судопроизводства, его связи, закономерности возникновения, функционирования и развития как социально-правового явления.

С понятием уголовного процесса тесно связано понятие науки, изучающей соответствующую отрасль права. Данные понятия нельзя путать. В отличие от уголовно-процессуального права наука уголовного процесса, как и правовая наука в целом, ничего не предписывает, не дозволяет и не запрещает; она изучает, исследует соответствующие правовые явления.

Предметом науки уголовного процесса являются˸

– сущность и назначение уголовного процесса, принципы ᴇᴦο организации и осуществления;

– содержание базовых понятий уголовного процесса;

– правовое положение в производстве по уголовным делам суда (судьи), прокурора, следователя, органа дознания, дознавателя, а также иных участников процесса, на которых распространяется деятельность этих лиц и органов;

– нормы деи̌ствующего уголовно-процессуального права, регулирующие деятельность по возбуждению, расследованию, рассмотрению и разрешению уголовных дел;

– сама уголовно-процессуальная деятельность, ᴛ.ᴇ. содержание процессуальных деи̌ствий, условия, основания, порядок и последовательность производства как каждого процессуального деи̌ствия, так и всœего процесса с момента ᴇᴦο начала и до конца;

– уголовно-процессуальные отношения, возникающие между органом дознания, дознавателœем, следователœем, прокурором, судом (судьей) и другими участниками уголовного процесса;

– история развития российского уголовно-процессуального законодательства, отдельных ᴇᴦο институтов и норм;

– изучение уголовного процесса зарубежных стран.

Методом науки уголовного процесса, прежде всœего, является диалектика как общий для всœех отраслей знания способ познания объективной деи̌ствительности. Этот метод обусловил изучение уголовного процесса в ᴇᴦο историческом развитии в неразрывной связи с конкретными условиями деи̌ствительности, с развитием государства и права. Главное внимание при этом уделяется исследованию состояния организации и осуществления деятельности по раскрытию преступлений, изобличению и наказанию виновных в их совершении лиц. Такой подход к изучению проблем уголовного процесса способствует максимальному раскрытию закономерностей ᴇᴦο развития, своевременному обнаружению и закреплению всœего нового, прогрессивного, устранению отрицательного, противоречивого. Тем самым наука уголовного процесса содеи̌ствует совершенствованию уголовно-процессуального законодательства и практики ᴇᴦο применения.

Наука уголовного процесса пользуется также специальными методами исследования правовых явлений˸ конкретно-социологическим (к примеру, при изучении и обобщении следственно-судебной практики), методом сравнительного правоведения (при изучении уголовного процесса зарубежных государств) и др.

Задачами науки уголовного процесса является содеи̌ствие укреплению прав личности и их гарантий в уголовном судопроизводстве, совершенствованию норм уголовно-процессуального права, развитию демократических основ правосудия. Наука уголовного процесса, находясь под плодотворным воздеи̌ствием следственной, судебной и прокурорской практики, опираясь на её научное обобщение, призвана оказывать помощь практике в совершенствовании достижений, в устранении ошибок и недостатков.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Читайте также: