Какой из указанных признаков характеризует правовое государство отсутствие цензуры

Обновлено: 07.07.2024

+Д.изучение общих закономерностей возникновения, развития и функционирования государства и права, их сущности и назначения, а также проблем и правового регулирования общественных отношений.

  1. Какая из перечисленных характеристик вы деляет особую роль теории государства и права в системе юридических наук?

А. общетеоретический характер;

Б. методологическая наука;

В. базовая наука проведения;

Г. фундаментальная наука;

+Д. все вместе взятые характеристики.

  1. К какой разновидности юридически х наук относится теория государства и права?

А. отраслевая наука;

Б. специальная юридическая наука;

В. наука, изучающая зарубежное государство и право;

+Г. фундаментальная юридическая наука;

Д. наука, изучающая международное право.

  1. Какие из перечисленных наук являются отраслевыми юридическими науками?

А. криминалистика, судебная психиатрия, судебная медицина;

+Б. уголовное право, конституционное право, гражданское право;

В. всеобщая история государства и право, теория государства и права;

Г. криминология, бухгалтерских учет и экспертиза;

Д. политология, культурология , логика.

  1. Какие из перечисленных явлений непосред ственно относится к государств енно-правовым?

А. обычаи, мораль, религия;

Б. политическое сознание и политическая культура;

В. традиции, нравственность, культура, способ производства;

+Г. законность, нормативно-правовые акты, правосознание, правоотношения, государственный аппарат;

Д. экономика, производственные силы, финансы, налоги.

  1. Каковые особенности общественной власти родовой организации общества?

А. существует специальный аппарат, состоящий из вооруженных людей, занимающихся управлением и властью;

+Б. власть основана на авторитете, уважении к старшим и традициями.

Отсутствует отделенный от общества (рода) аппарат принуждения;

В. власть практически отсутствует. Все происходит спонтанно и зависит от случайных обстоятельств;

Г. вся жизнь первобытного общества характеризуется хаотичностью, отсутствием организованного порядка;

Д. власть в обществе основывается на естественных законах природы.

А. национальная валюта, армия, полиция;

Б. территория, власть, народ;

В. государственный суверенитет, распространяющийся на определенную территорию с помощью общеобязательных правил и специального аппарата власти и управления;

Г. столица, флаг, герб, гимн;

Д. обязательное наличие различных политических партий, тюрем, банков, общественных организаций.

А. совокупность способ организации государственной власти;

Б. совокупность способ устройства государственной власти;

В. совокупность методов осуществления государственной власти;

Г. способы взаимоотношения народа и государственной власти;

+Д. все перечисленные понятия.

А. методы и приемы реализации государственной власти;

+Б.способы организации порядок образования государственной власти;

Г. организация государственного устройства;

Д. организация государственной власти на местах;

Е. формы взаимоотношения населения и государственной власти,

  1. Какая из приводимых характеристик государства ближе к современному пониманию его роли и социального назначения?

А. государство- аппарат для подавления одного класса другим;

Б. государство- средство общения людей;

В. государство- действительность нравственной идеи;

Г. государство- орудие для подавления нарушения в обществе;

+Д. государство- средство компромиссов, объединяющее людей на основе правовых законов

  1. Какой из перечисленных признаков характеризует республиканскую форму правления?

А. установленный порядок престолонаследия

Б. бессрочное пользование властью.

В. отсутствие института ответственности главы государства;

+Г. выборность и ограничение власти главы государства и других верховных органов власти определенным сроком;


Жить в современном обществе — значит жить в государстве. Быть гражданином — значит соблюдать правила и законы этого государства. В этом материале расскажем, какие признаки характеризуют государство как правовое.

О чем эта статья:

Статья находится на проверке у методистов Skysmart.
Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат
(в правом нижнем углу экрана).

Теория правового государства

Правовое государство — это такая форма организации политической власти, в которой государство ограничено в своих действиях законом, подчинено воле народа и призвано обеспечить права и свободы граждан. Деятельность такого государства подчинена нормам права.

Правовое государство основывается на принципах:

закон — прежде всего, и все граждане обязаны ему следовать;

права граждан защищены государством;

держава и субъект права взаимно ответственны друг перед другом.

Другими словами, правовое государство — это государство, которое соблюдает нормы права: законы и решения судов.

Главная задача власти — защита прав и свобод своих граждан. То есть, если смотреть глобально, то цель правового государства — обеспечить верховенство закона.

Этапы формирования правового государства:

Государство, в которым сложились предпосылки для обеспечения верховенства права. Эти предпосылки не только экономического, но и социального, культурного характера, например, готовность граждан отстаивать свои права.

Государство, которое принимает меры, чтобы обеспечить верховенство права. При этом не важно, что стало мотивом — добрая воля власть предержащих или широкое гражданское неповиновение, острые социальные конфликты.

Государство, в котором достигнуто и поддерживается верховенство права.

Мы разобрались с определением и узнали принципы правового государства. Рассмотрим отличительные признаки правового государства, которые изучают на обществознании.

Основные характеристики правового государства

Выделяют несколько основных принципов правового государства:

верховенство закона на всей территории страны;

соблюдение принципа разделения властей;

взаимная ответственность личности и государства;

гарантии прав и свобод личности.

Разберем каждый из этих принципов более подробно.

Верховенство закона на всей территории страны

Требования закона распространяются на всех субъектов правоотношений в равной степени. То есть все органы государства и должностные лица, все граждане и социальные институты подчиняются государственным законам.

Наивысший закон — конституция, в ней закреплены основные права, свободы и обязанности граждан страны. Все остальные законы и правовые акты должны ей соответствовать.

Принципы верховенства закона:

Перед законом несут равную ответственность органы государственной власти, должностные лица и граждане.

Законы должны быть стабильными, ясными, вовремя оглашенными, применяться в равной мере ко всем членам общества, защищать основные права и свободы, безопасность и имущество граждан.

Процесс принятия и исполнения законов должен быть справедливым, доступным и эффективным.

Правосудие должно осуществляться своевременно и достаточным количеством независимых, компетентных и беспристрастных представителей, имеющих необходимые ресурсы и отражающих состав общества, которому они служат.

Соблюдение принципа разделения властей

Государственная власть разделяется на независимые друг от друга политические институты, у которых есть свои права и обязанности в определенной отрасли власти, а также своя система сдержек и противовесов. Таких ветвей власти — три:

Ветви власти не зависят друг от друга в рамках компетенции. Ни одна из них не должна сочетать в себе все полномочия по управлению государством.

Принцип разделения властей позволяет контролировать законность деятельности парламента, правительства и судебных инстанций. С помощью системы сдержек и противовесов законодательная и исполнительная ветви власти ограничивают друг друга и не позволяют выходить за рамки законных полномочий. Судебные органы контролируют соответствие принимаемых нормативно-правовых актов положениям конституции страны.

Разделение нужно, чтобы власть не концентрировалась в одних руках. Если разделения властей нет, это может привести к злоупотреблению политической силой — диктатуре, деспотизму, насилию, подавлению прав и свобод человека.

Соблюдение принципа разделения властей — основа правового государства, а также неотъемлемая часть демократического режима политической власти в любом правовом государстве.

Взаимная ответственность личности и государства

Граждане и властные структуры должны строго исполнять обязанности, которые возложены на них законом. Суть этого признака в том, что у каждой стороны правовых отношений есть как права, так и обязанности. Государство не только контролирует, насколько граждане законопослушны, но и само несет ответственность перед обществом за свою деятельность.

От каждого гражданина требуется соблюдение правовых предписаний и исполнение его обязанностей перед государством и обществом. Государство вправе требовать от него действия, которые установлены законом, и принуждать к ним — в рамках установленных норм.

При нарушении законодательства в действие приводятся механизмы, которые отвечают за соблюдение правопорядка, и наступает ряд последствий, который предусмотрен нормами права. Правовое государство должно, со своей стороны, исполнять обязанности по защите гражданских прав и свобод, неприкосновенности личности и имущества, обеспечивать общественную безопасность.

Принцип взаимной ответственности государства и личности проявляется

в установлении государством законодательных ограничений своей активности по отношению к личности;

в принятии государством конкретных обязательств, которые направлены на обеспечение интересов граждан;

в наличии реальной ответственности должностных лиц за неисполнение их обязанностей перед обществом и личностью.

Свобода личности при этом не может быть безграничной, так как она ограничена и регламентирована правом, интересами и правами других лиц.

Гарантии прав и свобод личности

Этот принцип означает, что интересы каждого конкретного гражданина занимают ведущее место в системе приоритетов общества.

В первую очередь речь идет о праве на свободу и независимость личности. Она означает признание гражданина свободным в выборе вида деятельности, территории для проживания, обустройства своей жизни. Свобода ограничивается самими гражданами, чтобы не ущемлять интересы других людей.

Принцип равенства всех жителей страны перед судом и законом позволяет гарантировать защиту интересов каждой личности, группы или организации, не причиняя при этом вреда или неудобства остальным членам общества. В правовом государстве должны быть созданы все условия, которые не ограничивают права человека: право на получение образования, право на получение квалифицированной медицинской помощи, обеспечение социальных слоев населения с низким уровнем жизни.

Организация власти в правовом государстве

У организации власти в правовом государстве есть свои особенности, основные из которых:

идеологический и политический плюрализм;

принцип выборности органов власти и должностных лиц;

стабильность законности и обеспечение общественного правопорядка;

недопущение монополизма в политике и экономике.

Раскроем суть каждого из этих принципов.

Идеологический и политический плюрализм

Плюрализм — это концепция, в которую включено множество различных взглядов, позиций, идей и интересов в одно и то же время. Этот принцип подразумевает обязательное наличие в органах власти противоположных точек зрения. В правовом государстве не может быть одной господствующей идеологии или политической партии. Даже внушительная победа на выборах какого-то конкретного движения не должна означать запрета на законную деятельность других партий.

Плюрализм мнений, независимость средств массовой информации, наличие оппозиционных сил — все это признаки правового общества. Допускается возможность свободно критиковать деятельность руководства исполнительной и законодательной власти, не прибегая при этом к насильственным методам свержения действующего политического строя.

Принцип выборности органов власти и должностных лиц

Все основные органы власти в правовом государстве избираются голосованием народа. Глава страны, депутаты, руководители региональных администраций и органов местного самоуправления занимают свои должности в течение определенного срока в рамках избирательного законодательства, таким образом власть не сосредотачивается в одних руках. Сменяемость и выборность лиц, наделенных властными полномочиями, обеспечивает соблюдение гражданских прав и свобод населения.

Стабильность законности и обеспечение общественного правопорядка

Правовое государство гарантирует своим гражданам правопорядок и безопасность. Все преступные посягательства на жизнь, здоровье, свободу и имущество людей должны пресекаться. А в своей работе правоохранительные органы обязаны руководствоваться исключительно принципами законности и равноправия всех граждан, вне зависимости от их социального положения или других различий.

Основные способы обеспечения законности и правопорядка:

контроль над законностью решений судов;

надзор специализированными органами власти за соблюдением прав и свобод граждан, которые прописаны в конституции;

создание соответствующего интересам граждан законодательства, которое регулирует общественные отношения на справедливом уровне;

надзор за законностью деятельности исполнительных органов власти;

предотвращение правонарушений органами защиты правопорядка, привлечение виновных к ответу и осуществление наказания, возрождение справедливости.

Недопущение монополизма в политике и экономике

Всякий монополизм вреден для правового государства, так как ограничивает свободу и независимость людей, например, право на отстаивание своего мнения в обществе или возможность заниматься предпринимательской деятельностью. Монополия способна замедлять экономическое развитие государства, способствует увеличению классового разрыва между бедными и богатыми. Она захватывает себе власть, и монополисты господствуют на территории страны, как короли.

А. Гражданство дает человеку определенные права, преж­де всего избирательное право.

Б. Гражданство связано с конкретными обязанностями человека перед государством (выплата налогов, защита Отечества и др. ).

  1. Верно только А;
  2. верно только Б;
  3. верны оба суждения;
  4. оба суждения неверны.

A3 К проявлениям гражданского общества в экономической сфере относится:

  1. разнообразие форм собственности;
  2. социальная защита граждан;
  3. жесткая цензура СМИ;
  4. свобода совести, слова.

А4 Институтом гражданского общества является:

  1. Правительство;
  2. Государственная Дума;
  3. политическая партия;
  4. Министерство иностранных дел.

А5 Верны ли следующие суждения о сущности гражданского общества?

А. Гражданское общество является формой самооргани­зации людей.

Б. Гражданским обществом называется вся совокупность негосударственных, неполитических отношений в об­ществе.

2)Верно только Б;

3)верны оба суждения;

4)оба суждения неверны.

А6 К проявлениям гражданского общества в экономической сфере относится:

  1. свобода предпринимательской деятельности;
  2. отсутствие конкуренции;
  3. разделение властей;
  4. активное участие граждан в управлении государством.

А7. Гражданское общество – это деятельность:

1) Государственных органов

2) Граждан и их организаций

3) Религиозных организаций

4) Судебных органов

А8. Отметьте верные суждения: Гражданское общество:

А. Является социальной основой правового государства

Б. Решает вопросы политического управления

2)Верно только Б;

3)верны оба суждения;

4)оба суждения неверны.

А9. Отметьте верные суждения:

А. Гражданское общество служит интересам отдельного человека.

Б. Правовое государство обеспечивает соблюдение прав всех членов общества.

2)Верно только Б;

3)верны оба суждения;

4)оба суждения неверны.

А10. Какие из перечисленных признаков не характеризуют гражданское общество

1) самоуправ­ляемость и спонтанность организаций и групп

2) разнообразие потребностей и интересов

3) единая идеология

4) частная собственность

А11. Какой из перечисленных фактов свидетельствует о формировании в России институтов гражданского общества?

1. Учреждение Государственного совета;

2. Проведение переписи населения;

3. Создание общества защиты прав потребителей;

4. Проведение единого государственного экзамена для выпускников школ.

А12. Верны ли суждения об институтах гражданского общества?

А) Институтом гражданского общества является Конфедерация обществ защиты прав потребителей;

Б) Институтом гражданского общества является Федеральное Собрание РФ.

1) Верно только А; 2) Верно только Б;

3) Верны и А, и Б; 4) Оба суждения неверны.

А13. Исключительным признаком правового государства является постулат:

1. Источником закона является верховная власть, сама же она стоит выше закона;

2. Все государственные, должностные лица, общественные объединения, граждане в своей деятельности обязаны подчиняться требованиям закона;

3. Принятие законов должно осуществляться представительными законодательными органами;

4. Принятые законы обязательно должны быть опубликованы в средствах массовой информации.

А14. В основе теории правового государства лежит стремление:

1. Разделить ветви власти;

2. Определить взаимоотношения личности и государства;

3. Обеспечить индивидуальную свободу;

4. Дать возможность народу контролировать государство

А15. Общество с развитыми экономическими, правовыми и политическими отношениями между его членами, независимое от государства, но взаимодействующее с ним,– это:

1. Гражданское; 2. Тоталитарное;

3. Правовое; 4. Авторитарное.

А16. Укажите признак правового государства:

1. Власть выше права; 2. Справедливость; 3. Разделение властей. 4. Цезура над СМИ

А17. Теорию разделения властей на три ветви создал:

1. Аристотель 2. Цицерон; 3. Ш. Монтескье. 4. К. Маркс

А18. Разделение властей необходимо для:

1. Сосредоточения власти в одних руках;

2. Исключения монополизации власти;

3. Исполнения принятых законов.

4. Усиления контроля со стороны трех властей за обществом.

А19. Кому принадлежит идея о правовом государстве с разделением властей:

1. Аристотелю; 2. Ш. Монтескье; 3. И. Канту 4. К. Макрксу.

В1. Выделите признаки гражданского общества

А)Наличие свободных владельцев средств производства

В)Ограничение миграции из других обществ

Г)Правовая защита граждан

Д)Приоритет обязанностей граждан перед государством

В2. Сопоставьте принципы, задачи объединения и его форму

2) политическая партия

3) общественное движение

a) Добровольность объединения

б) Ориентация на овладение политической властью

в) общность по профессиональному признаку

В3. Соотнесите группы интересов и сферы деятельности, в которых они возникают

1. Фермерский союз

2. Спортивное общество

3. Союз журналистов

4. Феминистское движение

в) Культура, наука

В4. Найдите черты сходства и отличия правового и тотали­тарного государств.

  1. Охрана государственной границы;
  2. преследование инакомыслящих;
  3. монополия государственной собственности;
  4. взаимная ответственность граждан и государства;
  5. контроль за соблюдением законов.

Выберите и запишите в первую колонку таблицы поряд­ковые номера черт сходства, а во вторую колонку – поряд­ковые номера черт отличия.

Черты сходства Черты отличия

В5. Найдите в предложенном списке характерные черты пра­вового государства.

  1. разделение властей;
  2. отсутствие развитого гражданского общества;
  3. суверенитет народа;
  4. односторонняя ответственность личности перед госу­дарством;
  5. эффективная система контроля за соблюдением законов.

Номера, под которыми указаны черты правового государ­ства, выпишите в порядке возрастания.

В6. Соотнесите понятия и их определения: к каждой пози­ции, данной в первом столбце, подберите соответствую­щую позицию из второго столбца.

ПОНЯТИЯ

ОПРЕДЕЛЕНИЯ

1). Постоянная политико-правовая связь лица и государства, выраженная во взаимных пра­вах и обязанностях.

2). Общество на определенной ста­дии развития, являющееся ос­новой правового государства.

3). Государство, ограниченное в своих действиях правом, под­чиненное воле суверенного на­рода и обеспечивающее права и свободы личности.

Запишите в таблицу выбранные цифры.

В7. Все перечисленные ниже термины, за исключением одно­го, относятся к тоталитарному государству. Диктатура, геноцид, репрессии, плюрализм, культ лич­ности.

Ответ:______________________

С5. Правовое государство С8. Гражданское общество.

Г. Н. Царькова, МОУ "Магистральнинская СОШ №2", Казачинско– Ленский район,, Иркутская область

Хотите получать уведомления о возможности бесплатной публикации в журналах из списка ВАК и РИНЦ?

Опубликовать статью в журнале из списка ВАК - бесплатно без регистрации

правовое государство

Правовое государство — немного об элементах этого понятия

Правовое государство

В общем смысле, правовое государство (ПГ) — это общественная система, обладающая рядом признаков. Основным признаком является воздействие гос-ва на общество преимущественно законом. Тут важны три обстоятельства.

Первое — создающие законы не получают к этим законам никаких преференций. Т.е., та ветвь власти, что ответственна за разработку закона, не может быть выше его. Она (ветвь) и её элементы точно также подчиняются созданным ей нормам. Власть как бы демонстрирует пример поведения для граждан. Это и есть равенство всех перед законом.

Второе — отмежевание личности от управления обществом. Т.е., общественные отношения регулируются законом. А лица, облечённые властью лишь претворяют закон в жизнь. Следовательно, личность в этом случае значения не имеет. Лицо может попасть на самую вершину власти, но должно руководствоваться нормой, а не личными соображениями. И, принимая тот или иной закон, обслуживать и балансировать общественные интересы.

Третье — защита личности законом и судом. Связка закона и суда в данном случае неслучайна. Именно суд является, по сути, единственным официальным толкователем норм. Поэтому суд в правовом государстве максимально независим и беспристрастен. Отсюда вытекает постулат о равенстве всех не только перед законом, но и перед судом.

Элементы правового государства

Три аспекта, выделенных выше, содержат и основные элементы ПГ. Элемент — это, по общему правилу, некая часть, обычно составная. Набор разного рода элементов даёт в результате некую работоспособную схему. Под схемой в данном случае следует понимать как раз ПГ. Следовательно, элементы ПГ — это те части, без которых государство нельзя признать правовым.

Таким образом, среди элементов можно выделить:

Верховенство права

Право и только право должно определять вектор развития общества. Право меняется и трансформируется вместе с обществом, т.е., точно также подвержено эволюции. Механизм эволюции права (ЭП) отличается от природного тем, что подвержен иным законам, нежели физические. ЭП зиждется на законах развития общества и личности, ка элемента общества. Развитие же общества предполагает достижение обществом некой общей цели. Достигнута эта цель может быть лишь правовыми методами.

Разделение властных ветвей

Чёткое разделение и разграничение ветвей власти (ВВ), недопустимость их пересечения. Почему это важно? Смешение ВВ может приводить к нарушению баланса. Система сдержек и противовесов не должна склоняться в какую-либо определённую сторону.

Развитие личности

Развитие общества в целом невозможно без развития личности в частности. Сложно представить развитое общество, все члены которого остановились на некоей ступени развития. Остановка в развитии противоречит человеческой сущности. В обществе, где основная масса личностей остановилась в развитии рано или поздно разовьётся диктатура или что-либо похуже. В любом случае, это будет движения в сторону, противоположную понятию ПГ.

Стало быть, одним из элементов правового государства является стремление общества к развитию личности.

Защита права

Защита права должна быть абсолютной и беспрекословной. Право, существующее в ПГ, выверено и гармонично. Поскольку в самом широком смысле право одного — это обязанность другого. Следовательно, право одного не должно умалять право другого. Но, будучи нарушенным, право подлежит безусловному восстановлению.

Этому способствует упомянутый уже беспристрастный и совершенно независимый суд. Независимый ни от мнения общества, ни от влияния других элементов государства, ни от личности. Какой бы высокий пост в государстве эта личность не занимала.

Взаимная ответственность государства и личности

Как уже указывалось выше, в ПГ перед законом все равны. Такая ответственность ставит перед собой основную задачу — не допустить произвол. Произвол как со стороны государства, так и со стороны личности. С личностью вопрос решается довольно просто — с помощью органов принуждения. С государством же несколько сложнее. В ПГ должны существовать механизмы, которыми государство наделяет общество и личность в целях контроля. Это может быть конституционный контроль и возможность свободных выборов.

Вместо резюме

Приведённый список элементов ПГ не стоит считать исчерпывающим. Поскольку в мире существуют разные правопорядки, обусловленные этносом, местностью и другими факторами. Так или иначе, они могут влиять на наличие/отсутствие дополнительных элементов. Однако, полагаем, что базой являются приведённые выше.

Читайте также: