Какой источник права в англии

Обновлено: 16.05.2024

В отличие от стран романо-германской правовой семьи, где основным источником права является введенный в действие закон, в странах англосаксонской правовой семьи основным источником права служит норма, сформулированная судьями и выраженная в судебных прецедентах.

Таким образом, английское право обрело как бы тройную структуру: общее право – основной источник, право справедливости, дополняющее и корректирующее этот основной источник, и статутное право – писаное право парламентского происхождения. Разумеется, это несколько упрощенное, схематизированное изображение.

Английское право продолжает оставаться в основном судебным правом, разрабатываемым судьями в процессе рассмотрения конкретных случаев. Судья в отличие от законодателя не создает решений об-' щего характера в предвидении серии случаев, которые могут произойти в будущем. Он занимается тем, что требует правосудия именно в данном случае: его дело – разрешить судебный спор. С учетом правила' прецедента такой подход делает нормы общего права более гибкими и менее абстрактными, чем нормы права романо-германских систем, но и одновременно более казуистическими и менее определенными. В Англии благодаря общему праву и правилу прецедента различение > права и закона носит несколько иной и одновременно более ярко выраженный характер, чем различение права и закона на континенте.

Структура права в англосаксонской правовой семье (деление на отрасли и институты права), сама концепция права, система источников права, юридический язык совершенно иные, чем в правовых системах романо-германской правовой семьи. В английском праве отсутствует деление права на публичное и частное.

Отрасли английского права выражены не столь четко, как в романо-германских правовых системах, и проблемам их классификации уделялось гораздо меньше внимания. Отсутствие резко выраженного деления права на отрасли обусловлено преимущественно двумя факторами. Во-первых, все суды имеют общую юрисдикцию, т.е. могут разбирать разные категории дел: публично- и частноправовые, гражданские, торговые, уголовные. Разделенная юрисдикция ведет к разграничению отраслей права, а унифицированная юрисдикция действует, очевидно, в обратном направлении. Во-вторых, поскольку в Англии нет отраслевых кодексов европейского типа, английскому юристу право представляется однородным. Английская доктрина не знает дискуссии о структурных делениях права.

За многовековую деятельность законодательного органа – парламента – общее число принятых им актов занимает около 50 увесистых томов (более 3 тыс. актов). Закон формировался под воздействием требований судебной практики, которая диктовала определенную структуру, характер изложения норм. Отсюда казуистический стиль законодательной техники. Рост числа законов обострил проблему систематизации. Она решается путем консолидации – соединения законодательных положений по одному вопросу в единый акт.

Пожалуй, ни в одной стране проблема соотношения закона и судебной практики не приобрела такого специфического характера, как в Англии.

На первый взгляд эта проблема решается просто: действуют правила, согласно которым закон может отменить прецедент, а при коллизии закона и прецедента приоритет отдается первому. Однако действительность намного сложнее, ибо велика роль судебного толкования закона, правила, согласно которому правоприменительный орган связан не только самим текстом закона, но и тем его толкованием, которое дано ему в предшествующих судебных решениях, именуемых прецедентами толкования.




Законодательство как источник права находится в менее выгодном положении в том смысле, что акт парламента требует судейских толкований, которые сами становятся судебными прецедентами. Поэтому было бы упрощением относиться к парламентскому законодательству как к источнику права, стоящему выше прецедента.

Таким образом, английский суд наделен широкими возможностями усмотрения в отношении статутного права. Эти возможности еще более возрастают, если от законодательной части статутного права обратиться к его подзаконной части. Что касается делегированного законодательства, то суд официально имеет право отмены акта, признав его ultra vires. В отношении остальных исполнительных актов суд может отменять их и не обращаясь к доктрине ultra vires по самым разным основаниям.

В англо-американской правовой семье следует различать две группы: английского права и связанного с ним по своему происхождению права США.

В группу английского права входят наряду с Англией Северная Ирландия, Канада (кроме Квебека), Австралия, Новая Зеландия, а также право бывших колоний Британской империи (в настоящее время 36 государств являются членами Содружества). Как известно, Англия была крупнейшей колониальной державой и английской общее право получило распространение во многих странах мира В результате сегодня почти треть населения мира живет в значительной мере по нормам английского права.

Вторую группу образует право США, которое, имея своим источником английское общее право, в настоящее время является вполне самостоятельным.

Человек является социальным существом. То есть он может существовать исключительно в рамках общества. Без наличия коммуникации человек может попросту погибнуть. При этом взаимодействие людей на сегодняшний день далеко не всегда носит рамки банального разговора.

Коммуникация в XXI веке – это общественные отношения того или иного характера. При этом такого рода взаимодействие людей необходимо повсеместно регулировать. На протяжении большого количества времени человечество искало наиболее эффективный координатор общественный отношений. В процессе поисков было испробовано большое количество различных институтов. Первыми были насилие и религия. Их основной проблемой стала неспособность регулирования при наличии определенных условий.

Например, с помощью насилия можно влиять лишь на слабых людей, а религия действует на верующих. Однако регулятор общественных отношений все-таки был найден. Им стало право. Данный институт развился настолько мощно, что в XXI веке стал одним из основных. Но право имеет множество интересных особенностей. Например, на всей планете существует несколько его разновидностей, одной из которых является английское право. Оно характеризуется действием на определенной территории, а также имеет специфическую структуру и источники.

английское право

Право: общее понятие

Институт юридического, политического, социального и иного характера всегда имеет понятие и определенную структуру. Английское право в данном случае является ответвлением права в его классической форме. Таким образом, чтобы грамотно изучить все интерпретации юридической системы британских островов, необходимо рассмотреть её исходные положения. То есть нужно выяснить, что собой представляет право.

Это понятие имеет значение системы юридических норм, которые защищены и гарантированы государством, а также являются общеобязательными абсолютно для всех людей. Следует отметить, право в каждой стране проявляется в виде системы, которая, в свою очередь, состоит из юридической культуры, сознания и реализации.

Основные признаки права

Любое юридическое явление характеризуется рядом определенных признаков. Когда мы говорим конкретно о праве, то тут также существуют свои особенности. На сегодняшний день в научной среде нет единого подхода по поводу признаков этого регулятора общественных отношений. Однако есть ряд общих особенностей, существование которых допускают многие. Учитывая это, можно выделить следующие основные признаки, которые характеризуют право, а именно:

  • вся система норм является банальным сводом правил поведения, с которыми знакомо большое количество людей;
  • общеобязательный характер говорит о том, что система норм распространяет свое действие на всех и каждого;
  • государство гарантирует действие права путем установления юридической ответственности;
  • право выражает сознание и волю людей;
  • система норм выражается в официальных государственных актах.

Следует понимать, что представленные признаки являются наиболее классическими. То есть они будут также характерны для любых ответвлений классического права.

Английское право: понятие

Итак, мы выяснили, что собой представляет классический вид юридического регулятора общественных отношений. Английское право в данном случае – это система общеобязательных норм Англии и Уэльса, которая была сформирована исторически и имеет свои характерные черты.

право по английски

Следует отметить, что такая юридическая структура входит в основу многих государств, например, США, Великобритании и иных стран Британского Содружества. Английское право распространялось на территории всех подконтрольных Великобритании держав. При этом оно реально действует вплоть до сегодняшнего дня.

История возникновения права английского

Отправной точкой британской юридической системы стал 1189 год. Именно с этого момента судебные прецеденты приобретают вид настоящего правового источника, а вся структура в целом становится общеобязательной, а не только цивилистической.

Многие историки также утверждают, что большое влияние на формирование британского права оказало нормандское завоевание Англии.

право перевод на английский

Ведь данная народность ввела на территорию острова огромное количество различных юридических институтов, которые существуют по сей день.

Взаимодействие с иными системами и влияние на них

Английское общее право во все времена влияло на юридические структуры иных государств. Следует отметить, что Британия долгое время была одной из самых больших колониальных держав. Таким образом, на многих подданных ей территориях действовало английское право в его первостепенном виде. Даже после распада колониального строя многие страны продолжают признавать британское право как основу своих юридических систем. К примеру, на территории Австралии суды активно пользуются прецедентами соответствующих английских инстанций. Таких примеров существует большое количество.

английское гражданское право

Существует также взаимодействие национального английского права с международной отраслью. При этом британская сторона имеет четкую позицию в вопросах применения наднациональных норм. Согласно законодательству Великобритании, суды могут пользоваться правилами международного характера лишь в том случае, если они прямо прописаны во внутренних актах государства. Например, права человека в английском праве регулируются нормами Международной Конвенции об основных свободах и положениями Акта о правах человека, изданного в 1998 году. В данном случае преимущество имеют правила последнего нормативного документа.

Отраслевое деление британской юридической структуры

Английская система права имеет в своем составе большое количество отраслей. По аналогии с континентальными юридическими структурами отрасли регулируют общественные отношения того или иного характера. При этом каждая из них имеет ряд собственных специфических особенностей. Например, английское уголовное право фактически вытекает из общей системы норм. Что касается непосредственно преступлений, то они имеют два элемента, которые, в свою очередь, характеризуют объективные и субъективные особенности совершенного деянии. Главной особенностью английской уголовной отрасли является факт отсутствия кодифицированного акта.

Существуют и иные юридические отрасли в составе британской системы, например:

  • конституционное право;
  • административное право;
  • трудовая отрасль и т. п.

Больше всего споров в научных кругах вызывает английское гражданское право. Потому что его существование в большинстве случаев попросту отрицается.

Специфика английской цивилистики

Гражданское право Англии – это несуществующая отрасль. То есть она не представлена в том виде, в котором привыкли её видеть жители нашего отечества. При этом в Великобритании нет традиционного деления юридической системы на приватное и публичное право вообще. Но гражданские общественные отношения, конечно же, регулируются. Если смотреть на английскую цивилистику с доктринальной стороны, то она состоит и из следующих классических институтов: собственности, договоров и деликтов.

Право собственности в английском праве во все времена реализовалось специфично. На сегодняшний день известно, что уже в период средневековья регулирование собственности было достаточно гибким. Данный институт уже в те далекие времена подразделялся на реальный вид и частный. На сегодняшний день многие юридические явления гражданского права существуют в неизменном историческом виде.

Источники английского права

Как и многие иные положения британской юридической системы, её основой являются совершенно нетипичные для континентального строя источники. Специфика в данном случае существует по разным причинам. Например, достаточно большую роль играет историческое развитие вдали от континентальных веяний. Ведь английское право эволюционировало всегда автономно. На него не оказывали никакого влияния рецепции древнеримской юридической системы.

английская система права

Таким образом, основными в английском праве на сегодняшний день являются следующие источники:

  • судебный прецедент;
  • акты (законы);
  • обычаи.

Указанные источники перечислены по порядку их юридической силы. Как мы видим, ключевое значение в английском праве отыгрывает судебный прецедент.

Прецедент - источник британской системы

Судебная практика на территории Англии во все времена отыгрывала главенствующую роль. По своей сути, прецедент – это решение высшего органа, осуществляющего правосудие, которое становится общепринятым и может использовать при рассмотрении аналогичных дел.

права человека в английском

Подобная ключевая роль прецедента обусловлена самой доктриной английского права. Согласно ей, судебная защита всегда является важнее самой юридической системы. В данном случае следует также отметить, что решения высших судебных органов фактически имеют значение законов. При этом их намного удобнее использовать, чем нормы официальных нормативных актов. Ведь прецедент максимально конкретизирован, в отличие от норм законов. Представленный источник появляется из деятельности таких инстанций, как Палата лордов, Апелляционный и Высокий суд.

английское уголовное право

Роль закона в английском праве

Нормативные акты являются вторым значимым источником всей британской системы. В континентальных странах законы порождает право. Перевод на английский манер существенно изменяет данный принцип. В Великобритании законы (или же статуты, как их принято называть) принимаются, как правило, правительством на основе делегированных парламентом полномочий. При этом нормативные акты имеют целую систему, в которую также входят подзаконные документы. Однако взаимодействие законов и судебной практики в Англии осуществляется непросто. Во многих случаях нормы статутов требуют подтверждения и разъяснения. Как уже указывалось ранее, в нормах законов нет той конкретики, которая присуща прецедентам.

Обычай и английское право

Помимо указанных основных источников английской юридической системы, существует также второстепенный. Таковым является правовой обычай. В Великобритании существует две разновидности данного явления. Первый вид – это конституционные обычаи. Они отыгрывают достаточно значимую роль в процессе деятельности всего государства. Ведь конституционными обычаями определяется компетенция большинства органов власти. Вторым видом являются обычаи, регулирующие общественные отношения различного характера. Но тут есть некоторые особенности. Факт в том, что обычай в Великобритании будет признаваться, если он имеет древний, старинный характер. Это также во многом отличает английскую систему права от континентальной.

Вывод

323. План главы и его обоснование. Английское право, созданное исторически Вестминстерскими судами (общее право) и канцлерским судом (право справедливости), является правом судебной практики не только по своему происхождению. Так как влияние университетов и доктрины в Англии было значительно слабее, чем на континенте, а об­щий пересмотр права никогда не осуществлялся законодателем в фор­ме кодификации, английское право сохранило в отношении источни­ков права и свою структуру, и свои первоначальные черты. Это — типичное прецедентное право ( case law ), изучение его источников сле­дует начать именно с изучения судебной практики'.

Закон (по-английски — statute ) по традиции играет в английском праве второстепенную роль, ограничиваясь лишь внесением коррек­тивов или дополнений в право, созданное судебной практикой. Это положение, вообще говоря, в значительной мере изменилось в наше время. В сегодняшней Англии закон и подзаконные акты не могут считаться второстепенными: они фактически играют такую же роль, как аналогичные источники права на Европейском континенте. Однако в силу исторических особенностей эта роль осуществляется в Англии несколько иначе: структура английского права мешает счи­тать законодательную деятельность эквивалентной кодексам законов континентальной Европы.

Другие источники права (обычай, доктрина, разум) играют по сравнению с судебной практикой и законом в современном английском праве второстепенную роль. Однако пренебрегать этой ролью не следует, эти источники также имеют значение.

Отдел I. Судебная практика

Изучение судебной практики — основного источника английско­го права — предполагает знание основных принципов английского судоустройства. Следовательно, прежде всего мы изложим эти при­нципы, а затем рассмотрим правило прецедента, авторитет, который английское право признает за судебными решениями.

§ 1. Английское судоустройство'

324. Различные виды юрисдикции. Английская судебная систе--ма издавна отличалась чрезвычайной сложностью и сегодня, несмот­ря на ряд реформ, проведенных за последние сто лет и упростивших и в какой-то мере рационализировавших ее, эта система озадачивает континентального юриста.

В Англии проведено деление — неизвестное в Европе — на так называемое высокое правосудие, осуществляемое высшими судами, и низшее правосудие, осуществляемое большим числом нижестоящих судов и квазиюридических органов. Юристы всегда уделяли особое внимание деятельности высоких судов, поскольку последние не толь- i ко рассматривают конкретное дело, но и выносят решение, которое нередко выходит за рамки данного дела и при определенных услови­ях образует прецедент, которому затем надлежит следовать. Изучая прецеденты, можно узнать, каково же английское право. Но в то же время громадное большинство дел оказывается вне сферы этих высо­ких судов и рассматривается низшими юрисдикциями и квазиюрис-дикциями. Эти инстанции не участвуют, однако, в осуществлении су­дебной власти, и их решения имеют ограниченное значение.

325. Высокие суды; Верховный суд. История Англии знает мно­го высоких судов: Вестминстерские суды (суд королевской скамьи, суд общих тяжб, суд казначейства), применявшие общее право, канцлерский суд, действовавший на основе справедливости, суд Адмирал­тейства, рассматривавший некоторые дела в сфере морского права, суд по делам о разводах, действовавший на основе канонического права, суд по наследственным делам, рассматривавший вопросы, свя­занные с завещанием. Целью Актов о судоустройстве 1873—1875 го­дов было упрощение сложившейся системы. Акты упразднили все эти суды как самостоятельные и объединили их в рамках нового еди­ного Верховного суда, над которым в исключительных случаях мог осуществлять контроль Апелляционный комитет палаты лордов.

  • ' David R. Le droit anglais, 6 е ed. 1990; Smith P.P., Barley S.H. The Mo- "dern English Legal System. 1984; White R. The Administration of Justice. 1985;
  • Kinder-Gest P. Droit anglais 1) Institutions politiques et judiciaires. 1989.

Созданная этими актами судебная система не раз подвергалась мо­дификациям и была существенно изменена Законами о суде 1971 года. Кратко опишем нынешнюю организацию Верховного суда. В него вхо­дят: Высокий суд, Суд Короны и Апелляционный суд.

Суд Короны — это новое образование, созданное Актами о cynui 1971 года. Он рассматривает уголовные дела. Его состав более много­лик. В зависимости от вида преступления дело может рассматривать либо судья Высокого суда, либо окружной судья (который должен быть профессиональным, постоянно работающим судьей), либо ри-кордер, то есть барристер, или солиситор, временно исполняющий обязанности судьи. В 1987 году имелось 465 рикордеров. Если обви­няемый не признает себя виновным, в рассмотрении дела участвует жюри, но это бывает ныне редко.

Апелляционный суд — это вторая инстанция в рамках Верховно­го суда. В его составе 23 судьи, именуемые лорд-джастисами и воз­главляемые хранителем судебных архивов ( Master of the Rolls ). Дела рассматривает коллегия в составе трех судей. Жалоба отклоняется, если большинство из них не считают нужным изменить решение, на которое она подана. Одна из коллегий суда занимается лишь уголов­ными делами. Это — уголовное отделение Апелляционного суда. Коллегия действует обычно в составе лорд-джастиса и двух судей из отделения королевской скамьи. В отличие от коллегий, рассматрива­ющих гражданские дела, здесь не принято, чтобы мнение судей, ос­тавшихся в меньшинстве, становилось известным.

326. Палата лордов. Решения Апелляционного суда могут быть обжалованы в Апелляционный комитет палаты лордов'. Такое обжа­лование носит исключительный характер: палата лордов вынесла в 1990 году 50 решений. Дела в палате лордов рассматриваются не­сколькими, минимум тремя, лордами. Могут рассматривать дела толь­ко лорд-канцлер — председательствующий в палате, 11 лордов ( Lords of Appeal in Ordinary ), которые специально для этого были избраны пэрами Англии (не по праву наследования), и лорды, которые прежде занимали судебные должности, перечисленные в законе. Дела обыч­но рассматривают 5, но не менее 3 лордов. Каждый отдельно выска­зывает по делу свое мнение ( speech ), жалоба отклоняется, если боль­шинство не высказалось за ее удовлетворение. Английское право не знает французской практики отмены решения и возвращения дела на новое рассмотрение. И палата лордов, и Апелляционный суд выносят решения по существу обжалованного им дела.

328. Нижестоящие суды. Помимо высоких судов в Англии дей­ствуют разнообразные нижестоящие инстанции, которые и рассмат­ривают подавляющее большинство дел.

После 1969 года в отдельных случаях стало возможным прямое обжа-'вание в палату лордов решений Высокого суда. 2 В 1990 году судебный комитет вынес 50 решений.

Наиболее важным источником англосаксонского права (с точки зрения процесса его формирования) является судебный прецедент. Именно он долгое время был главной формой выражения и закрепления английского права, которое поэтому было и остается прецедентным. Прецеденты создаются в Англии только высшими судебными инстанциями: Палатой лордов, Судебным комитетом Тайного Совета (по делам государств — членов Содружества), Апелляционным судом и Высоким судом. Нижестоящие суды прецеденты не создают. Английское правило прецедента гласит: решать так, как было решено ранее. Оно имеет императивный характер, т. е. каждая судебная инстанция обязана следовать прецедентам, выработанным вышестоящим судом, а также созданным ею самой.

Исключение из жесткого правила прецедента все же существует. В 1966г. Палата лордов сделала заявление по вопросам практики, в котором допускала возможность отступить от ранее созданных ею прецедентов в случае установленной необходимости. Полномочие Палаты лордов отвергать свои прежние решения было закреплено Парламентом в Законе 1966г. об отправлении правосудия.

Другим источником англосаксонского права является законы (парламентские статуты)— законодательные акты, принимаемые британским парламентом Он появился гораздо позднее прецедента, но постепенно приобрел весьма важное значение в правовом регулировании общественных отношений.

Английские законодательные акты классифицируются по разным основаниям. По сфере действия они делятся на публичные, распространяющиеся на неопределенный круг субъектов и действующие на всей территории Великобритании, и частные, распространяющиеся на отдельных лиц и территории.

На протяжении XX в. в числе источников английского права резко возрастает роль делегированного законодательства, особенно в сфере образования, медицинского обслуживания, социального страхования и др. Высшей формой делегированного законодательства считается "приказ в Совете" — правительственный акт, издаваемый от имени короны и Тайного Совета. Многие акты делегированного законодательства издаются министерствами и другими органами управления по уполномочению парламента. Их развитие, так же как и развитие статутного права, обусловлено не только внутренними потребностями страны, но и внешними причинами, касающимися международного экономического и иного сотрудничества. Большое значение в этом отношении имеет развитие связей Англии со странами Британского содружества, а также ее роль в рамках Европейского экономического сообщества (ЕЭС). Существует автономное законодательство — акты местных органов власти, действующие на соответствующей территории, некоторых учреждений, организаций (англиканской церкви, профсоюзов, железнодорожных, строительных, транспортных, газовых компаний, Юридического общества и т. п.). Они принимают решения, которые обязательны для их членов, пользователей их услуг. Юридическая сила таких актов уступает силе актов Парламента и делегированного законодательства. По иерархии они приближаются к актам правоприменительных органов.

Англии нет писаной конституции. То, что обычно англичане называют конституцией, — это комплекс норм законодательного и судебного происхождения, призванных ограничивать произвол власти и обеспечивающих права и свободы личности. Закон по классической английской доктрине играет в правовой системе второстепенную роль, ограничиваясь лишь внесением корректив или дополнений в судебную практику. Однако в наше время закон и основанные на нем подзаконные акты не могут считаться второстепенными: они фактически играют такую же роль, как и аналогичные источники на европейском континенте.

Ежегодно английский парламент издает до восьмидесяти законов. За его многовековую деятельность число действующих актов занимает около пятидесяти увесистых томов (более трех тысяч актов). При этом формирование закона под воздействием судебной практики оказывает прямое влияние на его структуру, казуистический характер изложения норм.

Большим числом действующих законов обусловлена проблема их систематизации. В конце XIX в. в Англии были начаты и в настоящее время продолжают проводиться работы по очистке законодательства от архаичных, фактически не действующих актов, а также по объединению нормативных положений, касающихся одного вопроса, или нескольких законов в единый акт. Принят специальный акт о консолидации законов. В отличие от континентальных правовых систем исполнительные органы Англии были изначально лишены полномочий принимать акты "во исполнение закона". Чтобы издать такой акт, исполнительный орган должен быть наделен соответствующим полномочием, делегированным ему парламентом. Поэтому правотворчество исполнительных органов именуется делегированием.

Проблема соотношения закона и судебного прецедента в Англии весьма своеобразна. Внешне она решается просто — закон может отменить прецедент, а при коллизии закона и прецедента приоритет отдается первому. Но при этом необходимо иметь в виду огромную роль судебного толкования закона, правило, согласно которому правоприменительный орган связан не только самим текстом закона, но и тем толкованием, которое дано ему в предшествующих судебных решениях, именуемых "прецедентами толкования". В Англии предпочитают цитировать вместо текста закона судебные решения, в которых он применен.

Таким образом, английский суд обладает широкими возможностями усмотрения в отношении законов. Что касается делегированного законодательства и простых исполнительных актов, то суд официально имеет право их отмены.

Принципы

Принцип (доктрина) верховенства права

Принцип верховенства права в том или ином виде был свойственен английскому праву на протяжении многих столетий (уже в XIIIв. можно говорить о сформировавшемся принципе законности), однако традиционно постулирование данного принципа приписывается известному ученому английского конституционного права XIXв. А. Дайси. Согласно Дайси принцип верховенства права включает в себя:

1) подчинение всех подданных государства ее законам и судам;

2) недопущение злоупотребления администрацией ее властью;

3) судебную защиту прав и свобод граждан.

В XIXв. А. Дайси сформулировал принцип парламентского верховенства, согласно которому английский Парламент вправе издать или отменить любой ранее им принятый акт независимо от сферы общественных отношений; не существует лица или учреждения, которые могли бы преступить акты Парламента. Компетенция высшего законодательного органа Англии не закреплена ни в одном из статутов и теоретически является неограниченной.

Исключения. На практике выделяют 4 исключения из данного принципа:

1. Английский Парламент не вправе издать акт, целью которого являлось бы ограничение компетенции будущих английских Парламентов – так как в противном случае была бы ограничена парламентская компетенция и пострадал бы сам принцип верховенства Парламента.

2.Парламент не может отменить акты, провозгласившие признание английской Короной бывших колоний как независимых государств – потому как в противном случае разразился бы международный скандал.

3.Парламент не вправе отменить акты конституционного значения, потому как общепризнанным является тот факт, что они выдержали испытание временем, а также то, что объектом их регулирования являются основы государственного устройства Англии, которые явились результатом эволюционного развития и не могут быть кардинально изменены.

4. Парламент не вправе (в силу членства в Европейском Союзе с 1973г.) вмешиваться в сферу компетенции органов Европейского Союза, издавать статуты, которые бы противоречили европейским договорам и актам, принятым органами Еврпейского Союза (регламенты, директивы, решения).

Следствия.

Первым следствием из принципа верховенства Парламента является принцип верховенства статутов, согласно которому законность того или иного статута не может быть подвергнута сомнению никаким английским судом, а новые составы преступлений устанавливаются и неустранимые ошибки в законодательстве устраняются только на основе принятия других статутов, а не судебных решений.

Третьим следствием является отсутствие в Англии единой писаной конституции: принцип верховенства Парламента является преградой к принятию такой конституции в Великобритании – так как она неизбежно ограничила бы компетенцию Парламента. Четвертым следствием является отсутствие в Англии официальной иерархии статутов (законов) по юридической силе – так как все они принимаются одним и тем же законодательным суверенным органом – Парламентом.

Принцип преемственности английского права(континуитет) (continuity) – отсуствие устаревания норм общего и статутного права. Акты Парламента и судебные прецеденты не теряют юридической силы только по той причине, что они появились давно и устарели; является непосредственным выражением ценностей преемственности, стабильности, традиционности, распространенных в английском обществе в целом и судейском сообществе в частности. Данный принцип - неизбежное следствие доминировавшей в Англии на протяжении нескольких веков естественно-правовой концепции права, нацеленности английского права на идеалы разумности, постоянства, стабильности, традиционности. Сам принцип преемственности права является причиной существования в английском праве презумпции против фундаментального изменения общего права.

Следствия из принципа преемственности права.

Статут Парламента не считается потерявшим силу вследствии давности принятия, но только если Парламент принял акт, прямо отменяющий (прямая отмена – express repeal) или противоречащий положениям прошлого статута (косвенная отмена – implied repeal).

Презумпции и каноны толкования права в Англии.

Презумпции толкования - исходные положения, выработанные судебной практикой и применяющиеся ко всем категориям дел:

Английское право можно подразделить на две неразрывно связанные ветви: общее (или прецедентное) право и право статутов — актов Парламента.

Парадоксально, некоторые нормы права до сих пор не отражены в статутах, и английское общее право остаётся единственным их источником. К примеру, в системе английского права сегодня не существует статута, который бы однозначно признавал убийство преступлением и накладывал бы соответствующую уголовную ответственность. Именно общее право признает убийство преступлением и определяет для него уголовную ответственность в виде тюремного заключения.

Также интересна историческая преемственность английского права: некоторые основополагающие принципы вплоть до наших дней имеют под собой прецеденты трёхвековой или даже четырёхвековой давности.

Связанные понятия

О́бщее пра́во (англ. common law) — единая система прецедентов, общая для всей Великобритании, наряду с правом справедливости (англ. law of equity) является одной из составных частей прецедентного права, которое имеет главенствующее значение в странах англо-американской правовой системы.

Англосаксонская правовая семья (нем. Angelsächsischer Rechtskreis), или англо-американская правовая система (англ. anglo-american legal system) — правовая семья, объединяющая правовые системы Великобритании и бывших британских владений (колоний), в том числе стран Содружества наций, и США. В основе национальных правовых систем лежит общее право Англии.

Правовая доктрина — используемые в некоторых странах при наличии пробела в законодательстве, отсутствии соответствующего прецедента, положения из работ известных учёных для юридического решения возникшего спора, имеющего правовое значение.

Упоминания в литературе

Длительное время было принято видеть в английском законе второстепенный по отношению к прецеденту источник права, согласно устоявшемуся взгляду закон привносит лишь ряд поправок и дополнений к праву, созданному судебной практикой[64]. Современные исследования свидетельствуют о равенстве этих источников права и даже о возвышении роли закона над прецедентом. Можно констатировать, что статутное право как право писаное в последние десятилетия утверждается в Великобритании[65]. Являясь в настоящее время наиболее динамично развивающимся институтом английского права , статуты составляют ту часть английского права, нормы которого имеют своим источником политическую волю государства в лице его законодательных органов[66].

Связанные понятия (продолжение)

Стату́тное право (англ. Statutory law или statute law, от слова стату́т) — в странах англосаксонской правовой системы совокупность норм права, создаваемых законодательными органами (законы). В статутное право также включаются акты органов местного самоуправления (local ordinance). В статутном праве существует иерархия правовых актов: акты законодательных органов обладают большей юридической силой, чем акты исполнительных органов; акты государственных органов обладают большей юридической силой, чем.

Подзаконный нормативный правовой акт (ПНПА) — правовой акт органа государственной власти, имеющий более низкую юридическую силу, чем закон. Не стоит отождествлять лишь с государством, так как, например, местное самоуправление не входит в систему органов государственной власти — статья 12, Конституции Российской Федерации — России.

Судебный надзор – деятельность судебной власти по проверке законности действий и решений всех ветвей государственной власти. В рамках своих полномочий суды могут принимать решения об отмене актов законодательной и исполнительной власти, основываясь на действующей конституции и законодательстве. В зависимости от национального законодательства область действия судебного надзора в разных странах может заметно различаться.

Правовы́е гара́нтии (или надлежащая правовая процедура) — свод правил, в соответствии с которым государство должно уважать все законные права, принадлежащие человеку. Правовые гарантии уравновешивают полномочия государства с законом страны, защищая частных лиц от властей. Если государство причиняет ущерб человеку и за этим не следует надлежащая правовая процедура, это является нарушением правовых гарантий и противоречит норме права.

Конституцио́нный обы́чай — исторически принятое и юридически признаваемое правило, существующее и применяемое наравне с нормами конституции страны. В ряде стран, использующих общее право в своей законодательной и исполнительной практике, конституционные обычаи являются неотъемлемой (хотя и не всегда обязательной к исполнению) частью некодифицированных конституций. В ряде случаев конституционные обычаи являются формальным закреплением исторически сложившейся практики администрирования и управления.

Правовая семья — одно из центральных понятий сравнительного правоведения; представляет собой более или менее широкую совокупность национальных правовых систем, которые объединяет общность источников права, основных понятий, структуры права и исторического пути его формирования.

Кана́дское конституцио́нное пра́во — часть канадского права, относящаяся к интерпретации и применению Конституции Канады трибуналами. Все законы Канады, как провинциальные, так и федеральные, должны сообразовываться с Конституцией, и всякий закон, не соответствующий ей, недействителен.

Подразумева́емые права́ (имплицитные права) — судебная теория в канадском правоведении, признающая, что в Конституции Канады некоторые основополагающие принципы не выражены явно, а подразумеваются. Она применялась в основном до принятия Канадской хартии прав и свобод, но и сейчас остаётся актуальна при рассмотрении вопросов о парламентском верховенстве и полномочии отмены.

При́нципы пра́ва — руководящие нормы права,определяющие содержание и направления правового регулирования.

Короле́вская са́нкция в конституционных монархиях — акт, которым монарх или его представитель одобряет принятые парламентом законы. Обычно монарх по традиции или закону обязан одобрять все законы, принятые парламентом, а королевская санкция является простой формальностью.

Состязательность — принцип судопроизводства, согласно которому суд разрешает спор на основе состязания самих его сторон, доказывания самими заинтересованными сторонами своих подходов в тяжбе, включая, прежде всего, факты (документальное доказывание), а также толкование правовых норм (логико-правовое доказывание).

Хабе́ас ко́рпус акт (англ. Habeas Corpus Act) — законодательный акт, принятый парламентом Англии в 1679, составная часть конституции Великобритании, определяет правила ареста и привлечения к суду обвиняемого в преступлении, предоставляет право суду контролировать законность задержания и ареста граждан, а гражданам — требовать начала такой процедуры (известной под латинским названием хабеас корпус).

Понятие подве́домственность употребляется в теории, законодательстве и традиции в различных смыслах.

Юридическая сила — применимость закона или иного юридического документа в данное время на данной территории.

Суде́бная систе́ма Шотла́ндии существенно отличается от английской и сохраняет по отношению к ней значительную самостоятельность.

Правова́я систе́ма — совокупная связь системы права (в том числе системы законодательства), правовой культуры и правореализации.

Процессуальное право — норма права, регулирующая процессуальный порядок, процедуры практической реализации и исполнения норм материального права. Процессуальное право неразрывно связано с материальным правом, так как закрепляет процессуальные формы, необходимые для его осуществления и защиты. Существуют следующие основные формы судебного процесса: конституционный, гражданских процессуальных действий и процессуальных отношений, возникающих при осуществлении правосудия по гражданским делам.

Междунаро́дное публи́чное пра́во — особая правовая система, регулирующая отношения между государствами, созданными ими международными организациями и некоторыми другими субъектами международного общения.

Право на судебную защиту (англ. Right for Legal Defence) гарантирует гражданам защиту прав и свобод в судах. Это одно из основных прав человека. Судебная защита — один из способов защиты прав, свобод и законных интересов субъектов права путем правосудия.

Правово́й обы́чай (Обычное право) — исторически сложившийся источник права и правило поведения. Позже часто санкционировалось государством и включалось в его систему правовых норм.

Правотворчество — это действия уполномоченных органов по подготовке, принятию, изменению (совершенствованию) и отмене нормативных правовых актов; завершающая часть процесса правообразования.

Исто́чник (фо́рма) пра́ва — способ, с помощью которого закрепляются (находят внешнее выражение) нормы права.

Но́рма пра́ва — это общеобязательное, формально определенное правило поведения, гарантируемое государством, отражающее уровень свободы граждан и организаций, выступающее регулятором общественных отношений.

Материальное пра́во — совокупность норм системы права, непосредственно регулирующих общественные отношения и совокупность отраслей права, в которых основной упор делается на установление прав и обязанностей субъектов.

Законода́тельство — издание законов; а также свод законов. Все нормативно-правовые акты, которые издаются в государстве.

Иммунитет государства (суверенный иммунитет) — в международном праве принцип, в соответствии с которым суверенное государство не подчиняется органам власти других государств.

Канцлерский суд (англ. Court of Chancery) — высший судебный орган, который был создан в раннюю эпоху феодализма в Англии как дополнение к системе судов, руководствовавшихся при осуществлении правосудия указами и другими источниками права. Второе название Суд справедливости (англ. court of equity).

Политическая структура Великобритании основана на принципе квази-унитарного государства и конституционной монархии. Её система правительства (известная как Вестминстерская система) принята и в других государствах Содружества, таких как Канада, Индия, Австралия, Новая Зеландия, Сингапур, Малайзия.

Обычным международным правом называют различные аспекты международного права, которые исходят из правовых обычаев. Правовой обычай рассматривается учёными-юристами и Международным судом ООН в качестве одного из основных источников международного права.

Институт права или правовой институт — объективно обособившаяся внутри той или иной отрасли группа взаимосвязанных однопорядковых юридических норм.

Семейное право — система правовых норм, регулирующих семейные отношения, т. е. личные и связанные с ними имущественные отношения, возникающие между гражданами во время брака, родства, усыновления, принятия детей в семью на воспитание.

Кана́дский федерали́зм — одна из трёх основ канадского конституционного правопорядка наряду с ответственным правительством и Канадской хартией прав и свобод. В Канаде существует две различные ступени политической власти: центральный (федеральный) канадский парламент и десять провинциальных законодательных собраний. Каждая ступень законодательных органов независима в рамках своих определённых полномочий, а некоторые полномочия относятся к обеим ступеням (напр. сельское хозяйство и иммиграция). В этом.

Хартия Европейского союза по правам человека является документом, закрепляющим некоторые основные права.

Субъе́кт пра́ва — это лицо, обладающее по правy способностью осуществлять субъективные права и юридические обязанности.

Конституционный суд — относящийся к судебной ветви государственной власти орган конституционного контроля, в компетенцию которого входит оценка соответствия правовых норм конституции. Конституционный суд (в отличие от всех прочих судов) вправе отменить закон или иной нормативный правовой акт в случае признания его неконституционным.

Королевская прерогатива — совокупность полномочий, прав и обязанностей, привилегий и иммунитета монарха как суверена по общему праву и, иногда, по гражданскому праву. Она является средством, с помощью которого осуществляются некоторые полномочия исполнительной власти, которыми обладает монарх в отношении процесса управления государством. Отдельные прерогативы могут быть отменены парламентом, в Соединенном Королевстве существует особый порядок применения Королевских прерогатив.

Верхове́нство пра́ва (верхове́нство зако́на, англ. rule of law) — правовая доктрина, согласно которой никто не может быть выше закона, все равны перед законом, никто не может быть наказан иначе как в установленном законом порядке и только за его нарушение. Верховенство закона подразумевает, что все подзаконные акты и акты правоприменения подчиняются и не противоречат закону. Согласно естественно-правовой теории верховенство права требует, чтобы все нормативные правовые акты (в том числе, конституция.

Подсу́дность — распределение дел, подлежащих рассмотрению по первой инстанции, между судами — установление конкретного суда, который должен рассмотреть данное дело. Подсудность включает как компетентность, или власть, принадлежащую тому или другому суду, постановить решение по делу, так и соответствующую этой власти обязанность заинтересованных лиц подчиняться данному компетентному суду.

Правоприменение — это организационно-правовая форма государственной деятельности, направленная на реализацию правовых предписаний в жизнь. Данная точка зрения является превалирующей в отечественной теории права. Однако существует противоположная точка зрения. Правоприменение — это осуществление правовых норм в правоотношениях и воздействие на обязанных лиц в этих отношениях, посредством юридически значимых действий граждан и общественных организаций.

Основны́е права́ и свобо́ды — совокупность установленных и охраняемых государством прав и свобод его граждан. Являются важнейшими и основополагающими, предопределяют содержание иных прав и свобод граждан.

Упоминания в литературе (продолжение)

Основным источником английского права является судебная практика. Это означает, что суды не только применяют, но и непосредственно создают правовые нормы на основе судебных прецедентов. Подобные полномочия принадлежат в настоящее время Верховному суду, в который входят Высокий суд, Суд короны и Апелляционный суд. Важным источником английского права являются также законы, принятые парламентом, и различные подзаконные акты.

Английские авторы[5] подчеркивают, что ключевой особенностью английского права является то, что его содержание выясняется через наблюдение за последовательным решением ряда конкретных дел по конкретной теме. Поскольку юристы держат в центре внимания судебную практику, для выработки принципов необходимо, чтобы заинтересованные лица обращались в суд. Ученые и практики могут рассуждать о выработке правовых принципов, но для их установления требуются судебные решения по возникающим в реальной жизни вопросам. И судьи при решении каждого дела в той или иной степени руководствуются принципами, установленными при решении более ранних дел.

• высокая сложность и запутанность правовой системы. Объем правовых норм настолько велик, что отдельный человек физически не может знать их все. По данным А. К. Романова, в настоящее время в английском праве насчитывается более 350 000 действующих прецедентов,[25] а такая отрасль, как уголовное право, насчитывает в общей сложности более 7000 преступлений,[26] так как продолжает обходиться без уголовного кодекса (для сравнения: Уголовный кодекс традиционно содержит не более 300 составов преступлений);

Блэкстон, отражая характерный для Англии компромисс буржуазии с дворянством в формах конституционной монархии XVIII в., рассматривает в качестве суверена английский парламент (т. е. короля, пэров и палату общин), которому приписывает неограниченную деспотическую власть. Факт избрания палаты общин несущественен, поскольку власть парламента является неограниченной и безусловной. Правда, при этом первый признак суверенитета – постоянство – реализован неполностью, в силу временного характера полномочий членов палаты общин. Но коррективом к этой срочности является право палаты (с согласия других частей парламента) устанавливать и продлевать сроки своих полномочий. Верховенство парламента, означающее прежде всего независимость от народа, становится догмой английского права , сформулированной Де-Лольмом в крылатой фразе о всемогуществе английского парламента: парламент все может – он не может лишь превратить мужчину в женщину и наоборот.

Читайте также: