Какой финансовый анализ осуществляют аналитики

Обновлено: 25.06.2024

Сущность, задачи и цели финансового анализа предприятия

Применительно к предприятию, профилактическим обследованием является финансовый анализ, суть которого сводится к накоплению и преобразованию информации финансового характера в соответствующие экономические показатели. Целью такого анализа является оценка состояние предприятия с точки зрения его рентабельности, устойчивости, ликвидности, конкурентоспособности и эффективности развития, а также, выявление факторов, повлиявших на текущее финансовое состояние предприятия. Регулярное комплексное обследование предоставит вам полную и достоверную картину о компании, о ее слабых и сильных местах, о динамике развития, и конечно же, вы сможете получить рекомендации о том, как сохранить и укрепить ее здоровье.

Этапы проведения финансового анализа

В общепринятой практике, процедура проведения финансового анализа состоит из последовательно выполняемых этапов:

Этап 1 – предварительный, на нем осуществляется определение критериев обследования, сбор и обработка входной информации, основным и главным источником которой является бухгалтерская (финансовая отчетность).

Объем обрабатываемых данных зависит от нескольких факторов, например, от количества анализируемых периодов (это может быть два, три или более лет) или от метода проведения финансового анализа (аналитический, коэффициентный, модельный).

Этап 2 - практический финансовый анализ, он представляет из себя математический расчет показателей и коэффициентов по предварительно определенным алгоритмам, в зависимости от выбранного метода анализа финансовой отчетности:

Аналитический метод (анализ абсолютных показателей);

Коэффициентный метод (анализ относительных показателей);

Модельный метод финансового анализа (анализ интегральных моделей).

Выбор метода проведения практического финансового анализа определяется конечной целью его проведения. Профилактическое обследование, как правило, проводят с использованием аналитического и коэффициентного метода. В том случае, когда необходимо определится со стратегией развития бизнеса, будет полезно провести анализ с помощью модельного метода.

На основе математических расчетов, выполняемых на данном этапе, осуществляется построение различных таблиц, диаграмм, графиков и модельных рядов.

Этап 3 – заключительный, выполняется как правило финансовым аналитиком компании или приглашенным специалистом, который интерпретирует результаты обследований, формирует заключение и рекомендации.

Выполнение этапов 1 и 3 регламентируется по большей части внутренними нормативными документами и требованиями компании, которые определяют критерии на входе и выходе обследования, формат выходных данных и итоговых результатов.

Что касается методики проведения практического финансового анализа, то она в достаточной степени стандартизирована. Для лучшего понимания, какой метод обследования выбрать вашей компании, рассмотрим все три, следуя от простого к сложному.

Аналитический метод, является наиболее простым в использовании и представляет из себя сравнение однородных показателей финансовой отчетности на близких платежных горизонтах.

Данный метод, является в большей мере инструментом диагностики.

Используется он для анализа Бухгалтерского баланса, с целью оценки тенденций изменения его статей по горизонтали (сопоставление показателей за отчетные периоды) и по вертикали (сопоставление показателей актива и пассива). Аналогичным способом можно проанализировать и другие формы финансовой отчетности.

Пример горизонтального анализа

Предыдущий период, тыс.руб.

Отчетный период, тыс.руб.

Абсолютное отклонение, тыс.руб.

III.Капитал и резервы

IV. Долгосрочные обязательства

Пример вертикального анализа.

Предыдущий период, тыс.руб.

Отчетный период,
тыс.руб.

Здания и сооружения

Краткосрочная дебиторская задолженность

Денежные средства и краткосрочные финансовые вложения

Коэффициентный метод, является более сложным и основан на математическом расчете соотношений различных показателей финансовой отчетности. Полученные в результате расчета коэффициенты (экономические показатели финансовой деятельности предприятия) оценивают с нормативными значениями.

Результаты исследований, по методу коэффициентного анализа, позволяют составить общую картину развития организации, понять ее возможные перспективы на будущее и вовремя принять необходимые меры для повышения рентабельности и финансовой устойчивости.

Методика расчета коэффициентов существует более 100 лет (согласно Wikipedia, первая система из 10 коэффициентов была составлена Джеймсом Каноном (James Cannon) в 1905 году) и в наше время, значительно расширена и структурирована.

Для проведения финансового анализа, совсем не обязательно считать и анализировать все существующие на сегодняшний день показатели. С точки зрения оценки финансового состояния предприятия, наибольший интерес представляют такие два его свойства, как платежеспособность и эффективность. Именно эти показатели и лежат в основе структуры коэффициентного метода, составляя две большие группы. Каждая нижестоящая группа показателей, в свою очередь, содержит набор более детальных коэффициентов. На схеме представлены наиболее важные из них.

Screenshot_122.jpg

Модельный (или предиктивный) метод – иначе он называется методом использования прогнозных моделей, является наиболее сложным из всех перечисленных и предназначен для оценки будущего финансового состояния предприятия в неких заданных параметрах экономической ситуации.

Суть его состоит в расчете некоего интегрального показателя, на основе накопленных измерений других различных показателей за определенный промежуток времени в прошлом. Такими показателями могут быть как финансовые, так и не финансовые, в том числе географические, климатические, демографические. Например, ваша компания имеет финансовые возможности для расширения бизнеса и повышения его эффективности. Для принятия обоснованного решения о направления развития, к примеру, расширения розничной сети торговли, вам необходимо оценить возможный объем выручки и ожидаемый оборот по новым точкам. Для расчета прогнозной оценки строится диагностическая модель, основанная на исторических показателях существующих аналогов, с учетом возможных колебаний курсов валют, сезонных изменений и оценке покупательской способности в новом географическом сегменте.

На сегодняшний день существует множество различных методик построения прогнозных оценок, это модели динамического анализа, модели ситуационного анализа, расчет точки критического объема продаж и другие. Для проведения обследования вашей компании могут быть использованы несколько различных моделей. Результаты различных методик являются дополнительными фильтрами для выбора оптимального управленческого решения.

Не менее важным условием для проведения качественного и оперативного обследования финансового состояния предприятия, является наличие специальных программных разработок, обеспечивающих необходимый уровень детализации учетных и отчетных данных, а также, возможность их оперативного сбора и обработки. Для проведения практических расчетов, можно воспользоваться стандартными электронными таблицами, однако, наиболее оптимальным решением представляется внедрение программного продукта, в виде надстройки в существующие системы хозяйственной деятельности предприятия. Внедрение информационных систем позволяет полностью автоматизировать процесс расчета экономических показателей, обеспечивает их визуализацию, посредством построения таблиц, графиков, диаграмм, а также дает возможность устанавливать контрольные индикаторы пороговых значений для тех или иных показателей.

Хотите узнавать о новых публикациях и быть в курсе наших новостей?Подпишитесь

Каждое предприятие помимо составления ежегодной бухгалтерской отчетности проводит финансовый анализ деятельности компании. Он помогает оценить результаты работы фирмы и сравнить их с планом. На основании него прогнозируется будущая доходность.

Что такое финансовый анализ предприятия

Финансовый анализ представляет собой комплекс мероприятий, которые проводятся с целью оценки результатов деятельности компании. В ходе проведения исследований аналитики выясняют, насколько фактические показатели соответствуют плановым, а также оценивают уровень доходности.

На основании отчета о проведении финансового анализа принимаются управленческие решения и составляется план работы на будущий период.

Оценка стоимости бизнеса
Финансовый анализ по МСФО
Финансовый анализ по РСБУ
Расчет NPV, IRR в Excel
Оценка акций и облигаций

Для чего проводится финансовый анализ предприятия

Основной целью финансового анализа является оценка результатов работы компании. Также он необходим для:

  • определения доходности фирмы;
  • установления уровня рентабельности и ликвидности;
  • представления пользователям информации о компании достоверных данных о результатах деятельности;
  • формирования прогноза доходности, уровня продаж, объема затрат и других показателей.

Таким образом, финансовый анализ нужен не только для оценки работы компании, но и для иных целей.

Важно! Отчет о проведении экономического исследования не входит в перечень обязательной бухгалтерской отчетности. Но, несмотря на это, его составляют по окончании каждого отчетного периода — как правило, ежегодно.

Пользователи и источники информации

Финансовый анализ проводится на основании данных бухгалтерской отчетности: баланса, отчетов о прибылях и убытках, о движении денежных средств, о финансовых результатах. К основным пользователям информации относят руководство фирмы, а также ее акционеров и владельцев. Также отчет о проведении финансового анализа может заинтересовать:

  1. Поставщиков и подрядчиков. Таким образом они оценивают экономическое положение фирмы и принимают решение о сотрудничестве с ней.
  2. Для покупателей и заказчиков отчет служит основанием для установления уровня эффективности сотрудничества с предприятием.
  3. По результатам отчета инвесторы принимают решение о возможности инвестирования в компанию.
  4. Налоговые и арбитражные органы могут дополнительно к финансовой отчетности проверить результаты анализа.
  5. При одобрении кредита банки также обращают внимание на результаты анализа.

Важно! Пользователями информации являются все лица, заинтересованные в оценке работы предприятия.

Порядок проведения финансового анализа

В ходе проведения финансового исследования аналитики оценивают больше 200 показателей. Их принято делить на группы, каждая из которых характеризует какую-либо сторону работы компании. Осуществление экономического анализа дифференцируется на этапы:

  1. Регламентирование проведения исследования. Оценку работы компании начинают после того, как руководитель издаст и подпишет указ.
  2. Назначение ответственных лиц. Директор фирмы определяет работников, которые будут проводить исследование. Как правило, формированием отчета занимаются финансовые аналитики или бухгалтера.
  3. Сбор информации о деятельности компании. На этом уровне аналитик подготавливает источники данных, такие как бухгалтерский баланс, а также отчеты о прибылях и убытках, об обороте финансов, о результатах экономической работы.
  4. Расчет показателей. В ходе анализа определяется более 200 коэффициентов, которые характеризуют рентабельность, ликвидность предприятия, уровень оборачиваемости активов компании, а также ее рыночную стоимость.
  5. Формирование отчета. После того, как все показатели рассчитаны, аналитик делает выводы, которые отражают в специальном документе.

Важно! Проведение финансового анализа – трудоемкая, требующая внимательности и точности работа, поэтому его принято осуществлять при помощи автоматизированных программ.

Рассчитываемые показатели

Как уже было сказано ранее, в ходе проведения финансового анализа рассчитываются показатели, которые характеризуют результаты работы предприятия. На практике вычисляют более 200 коэффициентов. Однако все они объедены в 4 группы:

Группа показателей Показатель Что отражает
Ликвидности Текущей Способность компании рассчитаться с долгами в случае возникновения подобной необходимости
Абсолютной
Быстрой
Рентабельности Активов Эффективность распределения ресурсов
Продаж
Основных средств
Собственного капитала
Оборачиваемости Оборотных и внеоборотных активов Эффективность использования активов, МПЗ, денежных средств
МПЗ
Дебиторской задолженности
Рыночные коэффициенты Доходность компании на 1 акцию Доходность компании, а также ее рыночную цену
Дивидендная прибыль
Динамика стоимости ценных бумаг
Цена компании (рыночная)

Вышеуказанный перечень показателей является основным. Данные коэффициенты рассчитывают при проведении упрощенного финансового анализа.

Формулы для расчета показателей

Показатели результатов деятельности компании рассчитываются при помощи следующих арифметических формул:


Пролог

Это статья про финансовый анализ. Не спешите закрывать — прочтите пару абзацев — может это именно то, чего не хватает на Вашем предприятии.

Глобализация рынков капиталов способствует дальнейшему развитию рыночных отношений в Украине. С каждым годом все больше отечественных предприятий получают доступ к запасам мировых денежных ресурсов. Вчера в Нидерландах убрали последний камень на пути интеграции Украины в Европу. Для украинского бизнеса это еще больше расширит проход на международные рынки.

Ежедневно огромное количество работников банков, инвестиционных фондов и частных инвесторов по всему миру находятся в поиске достойных объектов для вложения своих денежных средств. Такими объектами, прежде всего, выступают успешные и надежные компании. Именно они первые претенденты на доступ к большим и недорогим денежным ресурсам. Именно они не воюют за доступ к деньгам, а выбирают лучшее из множества предложений. Именно они становятся еще успешнее и надежнее. Как же бизнесу стать успешным и надежным?

Как сделать бизнес успешным?

Некачественное исполнение губит любую хорошую идею.

Как на это можно повлиять? Как сделать исполнение стратегии успешным? Как заранее знать, что в бизнесе начались проблемы и предотвратить крах? Ответ прост – необходимо вовремя и в полной мере проводить финансовую диагностику бизнеса. Это как в стоматологии – пройдите диагностику заблаговременно, и Вам не придётся болезненно вырывать зуб.

Для кого это вообще?

Вы можете быть владельцем бизнеса или наемным сотрудником, вы можете пребывать на госслужбе или на пенсии – умение читать, понимать и анализировать финансовую отчетность – полезный навык любого современного человека.

Я хочу рассказать о финансовом анализе деятельности предприятия, поделиться советами и некоторыми ситуациями из практики. Даже если Вы сами все отлично знаете или помните со студентской скамьи – просмотрите статью, а вдруг она натолкнет Вас на какую-нибудь идею.

Финансовый анализ – важная часть диагностики бизнеса

Финансовый анализ выступает одной из основных частей диагностики любого предприятия. Невозможно долго осмысленно продвигаться вперед, не оглядываясь периодически назад, не осознавая пройденный путь. Так и финансовый анализ, изучая историю деятельности компании, ее финансовую отчетность, помогает оценить перспективы будущего.

Финансовый анализ – это деятельность, направленная на изучение финансового состояния фирмы и ее финансовых результатов, определение тенденций и закономерностей ее развития.

Пользователей финансового анализа можно разделить на такие основные группы лиц: менеджмент, кредиторы, инвесторы. Каждой из этих групп нужна та или иная информация о деятельности компании. Они все хотят иметь качественную аналитику.

В то же время, содержание анализа отличается в зависимости от интересов того, для кого он проводится. Например, поставщики заинтересованы в платежеспособности своего покупателя. Для них способность фирмы быстро оплатить свои счета – будет наилучшим показателем. В то же время, долгосрочная финансовая устойчивость фирмы-партнера для них хоть и важна, но не критична.

Акционеры и потенциальные инвесторы больше интересуются рентабельностью вложенных средств. Они также заинтересованы в том, чтобы доходность их капиталов увеличивалась либо сохранялась в максимально долгом периоде времени.

Менеджмент компании использует инструментарий финансового анализа для осуществления внутреннего контроля, оценки реализации стратегии, принятия решений относительно дальнейших вариантов развития.

Таким образом, целью финансового анализа является помощь пользователям в принятии осознанных и рациональных решений по инвестированию, финансированию, управлению операционной деятельностью.

Методы финансового анализа

Как и любая наука, финансовый анализ имеет свои методы. Рассмотрим основные из них – те, которые финансовый аналитик будет использовать в своей работе практически ежедневно.

Метод сводок и группировок

Метод объединения, а также структуризации данных финансовой отчетности и дополнительной информации.

Метод, при котором проводится анализ структуры данных отчетности. Результирующий показатель принимается за сто процентов, а элементы и статьи отчета, указываются как доля от итога.

Метод анализа, при котором данные отчетности рассматриваются в динамике за несколько последующих периодов. Целью данного метода является определение тенденций развития компании во времени.

Расчет относительных величин по данным отчетности. Метод помогает оценить влияние и взаимосвязи между элементами отчетности.

Метод позволяет сравнить результаты деятельности анализируемого предприятия с фирмами-конкурентами, лидерами рынка, среднеотраслевыми показателями. Проводится сравнение результатов филиалов и дочерних фирм.

Метод позволяет определить силу влияния того или иного фактора на результирующий показатель.

Финансовый анализ не есть чем-то сложным, как, например, нейрохирургия. Большинство приёмов будет казаться, и так оно и есть на самом деле, простым, логичным и понятным. Но, как и в нейрохирургии, для того чтобы быть квалифицированным, нужно обладать определенными знаниями и навыками.

Важно уметь определять и использовать тот или иной инструмент анализа, выбирать правильный метод, делать адекватные заключения. Я постараюсь поделиться своими подходами, которые добыл за время двадцатилетней практики в сфере финансов.

Начало с конца: аналитическая записка

Финалом работы финансового аналитика является подготовка результатов анализа и его презентация пользователям. В большинстве случаев осуществленный анализ предоставляется в форме аналитической записки или аналитического отчета. Объем данного документа зависит от целого ряда факторов: целей анализа, особенностей анализируемого предприятия, его размера, финансового состояния, периода анализа и может составить от нескольких до нескольких десятков страниц.

Аналитическая записка будет содержать информацию о целях, периоде анализа, объекте исследования. В ней может быть приведена краткая характеристика компании, менеджмент, описание рынка, на котором работает фирма, существенные изменения в структуре бизнеса (открытие филиалов, покупка предприятий, продажа сегментов бизнеса, выход на новые рынки и т.д.). Будут предоставлены аналитические (по структуре и динамике) балансы и отчеты о прибылях и убытках, значения финансовых коэффициентов, выводы и рекомендации.

Формат представления результатов анализа может существенно отличаться, поскольку каждая организация, учитывая свои интересы, утверждает свою собственную форму отчета. Например, крупный системный банк утвердит в центральном офисе и распространит на всю филиальную сеть свой шаблон аналитического заключения, объемом несколько десятков страниц и жесткой структурой. Ну а маленькая фирма будет использовать для анализа формат в виде нескольких абзацев и таблиц, предложенный экономистом и утвержденный генеральным директором.

Однако, несмотря на то, что в мире не существует какой-либо единой для всех формы аналитического заключения, при его подготовке, стоит придерживаться определенных принципов и приемов. Вот несколько советов:

Следование указанным выше советам позволит более эффективно коммуницировать с пользователем. Всегда необходимо помнить: форма представления информации влияет на эффективность ее восприятия!

Финансовая отчетность – основа анализа

Применение и усовершенствование некоторых современных учётных и финансовых приёмов кардинально меняют способность компании получать прибыль.
Уоррен Баффет

Основой финансового анализа является финансовая отчетность. Стандарты отчетности (украинские, международные) не содержат жестких правил по учету и отражению в отчетности фактов хозяйственной деятельности компании, а допускают определенный выбор. Основная цель – представление операций исходя из их сути, наиболее адекватное изложение фактов деятельности компании. Например, износ (амортизация) автомобиля не должен рассчитываться одинаковым способом в компании, где он используется для руководителя и в службе такси, где он используется как основной инструмент зарабатывания денег. Компания должна сама выбрать правило учета той или иной операции опираясь на профессиональное суждение руководства. Такое суждение отражается в учетной политике компании.

Учетная политика – это конкретные принципы, основы, соглашения, правила и практика, применяемые компанией для подготовки и представления финансовой отчетности.

Процесс принятия фирмой учетной политики требует применения различных профессиональных суждений ее руководства. Такие суждения могут оказывать значительное влияние на суммы, отраженные в финансовой отчетности. Не адекватная бизнесу учетная политика может существенно искажать отчетность и делать ее непригодной для использования. Кроме того, выбор той или иной учетной политики, позволяет менеджменту компании сознательно манипулировать данными отчетности, представляя компанию в более выгодном свете, чем есть на самом деле. Примеры этому есть в истории – крах компании Enron, WorldCom и прочих крупных компаний. В связи с этим, применяемая учетная политика, – это то первое, на что обращают внимание аудиторы.

На предприятиях Украины, учетная политика обычно предоставлена в виде Приказа об учетной политике или приказа, которым утверждается Положение об учетной политике. Объем данного документа на отечественных предприятиях две-три страницы, в то время как в иностранных компаниях учетная политика может быть представлена на десятках или даже сотнях страниц.

Не представляется возможным описать все варианты существующей учетной политики – это было бы практически полным изложением стандартов учета. Однако можно назвать основные разделы учетной политики, которые могут существенно влиять на результаты фирмы и на которые аналитику необходимо обратить особое внимание:

  • Порог существенности признания информации в отчетности.
  • Методы износа (амортизации) необоротных активов.
  • Правила переоценки необоротных активов.
  • Методы оценки запасов при их выбытии.
  • Методы начисления резерва сомнительных долгов.
  • Правила отражения операций в иностранной валюте.
  • Учет финансовых инвестиций.
  • Учет затрат на производство и механизм калькуляции себестоимости.
  • Метод оценки доходов от предоставления услуг.
  • Правила и методы учета резервов.

Для глубокого понимания фактов бизнеса и корректной интерпретации отчетности фирмы, финансовый аналитик, перед началом анализа, просто обязан ознакомиться с положениями учетной политики, которые используются для подготовки отчетности.

Манипуляции с отчетностью

Существует три вида лжи: бахвальство, вранье и отчетность.
Юзеф Булатович

Знание принципов, правил и методик подготовки финансовой отчетности, хоть и является базой анализа, но далеко не гарантирует его качества. В информатике есть так называемый принцип GIGO (от англ. Garbage In, Garbage Out), при котором неверные входные данные дадут неверный результат, даже если алгоритм правильный. Не будучи уверенным в том, что отчетность достоверно представляет информацию о фирме, невозможно со спокойным сердцем анализировать, предоставлять выводы и рекомендации.

Для начала определимся с видами искажений, которые могут быть в отчетности. Их условно можно разделить на три группы.

Для минимизации такого риска аналитику необходимо провести такие проверки:

Вторая группа ошибок, которые приводят к недостоверности отчетности, – методологические ошибки. Это могут быть как несознательные ошибки – ошибки, связанные с недостаточным знанием стандартов учета, так и ошибки осознанные, когда компания и ее бухгалтер знают, что делают неправильно, но в силу лени или в угоду другим видам отчетности (налоговая) допускают неточное представление данных.
Вот несколько примеров:

  • Свернутое сальдо (некорректно отражает реальные долги).
  • Отсутствие резервов (завышает прибыль компании).
  • Неправильные курсовые разницы (влияет на прибыль).
  • Налоговая амортизация (неправдиво отражает реальный износ и расходы на ремонт).
  • Отсутствие акруалсов (занижает расходы и влияет на структуру долгов).
  • Финансовый и оперативный лизинг (неправильно оценивается в отчетности и приводит к искажению результатов).
  • Некорректные затраты будущих периодов (искажает структуру активов, занижает расходы).
  • Доходы от комиссий признаны как доходы от реализации (может влиять на общий размер продаж).
  • Доходы от реализации основных средств признаются как доходы от операций (завышение основных продаж).
  • Запасы на ответственном хранении (влияет на оборотность).

Третья группа ошибок – осознанное искажение отчетности, инициированное руководством компании. Скажем так, если имел место взрослый фрод (англ. fraud – мошенничество), то обнаружить его очень сложно, долго и дорого. Но это и не есть задачей аналитика. Пресечением такого мошенничества занимаются специально обученные люди, с достаточными ресурсами, в специальных государственных и международных организациях.

Несмотря на то, что искажение финансовой отчетности – уголовно преследуемое преступление, некоторые компании считают возможным немножко приврать в своих отчетах. Основных причин тому две:

Вот некоторые примеры такого искажения:

Перпендикулярный анализ

Про методику горизонтального и вертикального анализа в интернете и литературе достаточно информации. Я расскажу про некоторые практические моменты.

Как бы хорошо ни были разрекламированы программы по автоматизации финансового анализа, я по-прежнему использую Excel. По моей практике, только табличный процессор позволяет чувствовать себя действительно свободно в построении аналитических таблиц и дальнейшем использовании этих данных в презентациях и аналитических отчетах.

При подготовке рабочих таблиц для горизонтального и вертикального анализа обратите внимание на то, что данные отчетности скорее всего придется скорректировать:

Когда делаете рабочие таблицы, планируйте их так, будто в будущем вы будете добавлять справа колонки с новыми данными много раз. То есть не добавляйте справа квартальных или годовых итогов, иначе при построении в будущем трендов, Вы будете вынуждены тратить время, чтобы исключить дублирующую информацию (итоги). Укрупнить данные в итоги (поквартально, за год) можно и с помощью сводной таблицы, а в рабочей – колонки оставьте только для минимального периода анализа (например, месяц).

При вертикальном анализе обязательно обращайте внимание на нетипичные изменения. Например, резкое увеличение доли дебиторской задолженности может быть вызвано не ростом продаж или ухудшением дисциплины, а тем, что дебитор просто не успел заплатить в последний день месяца. В подобных случаях я бы рекомендовал проанализировать ситуацию и вернуться на шаг назад – скорректировать рабочие таблицы по статьям дебиторки и денежных средств. Да, физически денег на счету на последний день месяца нет, но финансовый анализ служит не для операционного управления, а для выявления тенденций развития. Просрочка в платеже на пару дней из-за того, что на эти дни пришлась дата конца месяца – это не тенденция ухудшения платежной ситуации.

При анализе динамики важно не забывать про сезонность, обращать внимание на существенные бизнес факты (установка новой линии, продажа сегмента бизнеса, вход новых акционеров, начало работы на экспорт и т.д.).

Нельзя делать вертикально-горизонтальный анализ в отрыве от коэффициентного анализа. Например, аналитический баланс показал, что доля запасов оставалась практически неизменной. Но если коэффициент оборачиваемости показывает, снижение срока оборота запасов, это безусловно является позитивным сигналом и про это надо написать в отчете.

Анализ на основе коэффициентов

В мире существует больше сотни всевозможных финансовых коэффициентов. Хотя в литературе по финансовому анализу существуют рекомендованные значения того или иного коэффициента, считаю, что ориентироваться на эти значения — неблагодарное дело. Эти показатели все равно, что средняя температура по больнице.

Если у Вас обычное предприятие, которое не котируется на бирже, то лучшие нормативные значения коэффициентов – это история Вашей фирмы. Если на фирме какие-то проблемы (ликвидность, рентабельность, получение финансирования), то определить это можете Вы сами анализируя соответствующие коэффициенты. И нет никакой надобности смотреть на нормативы – сравнивайте себя нового, с собой старым, анализируйте и улучшайте показатели.

Если же возникла идея сравнить себя с кем-то другим, или же вы делаете анализ не своей компании – поднимайте статистику показателей тех фирм, которые работают в том же бизнесе и, желательно, в том же регионе. Если говорить про Украину, то статистические базы по отчетности (в том или ином объеме) доступны в системах бизнес-разведки – просто погуглите. Хотите сравнить себя с иностранными компаниями – обращайтесь на сайт Асвата Дамодарана – признанного гуру в инвестиционной оценке бизнеса. Желаете сравнить себя с лучшими – в свободном доступе отчетность публичных компаний, акции которых крутятся на бирже. В зависимости от стратегии финансирования – можно обратиться за критериями оценки заемщика в свой банк, EBRD, экспортно-кредитное агентство. Но пожалуйста, забудьте про эти стандартные книжные нормативы (2 – коэффициент покрытия, 0.2 – абсолютная ликвидность, 50% — автономия и т.д.).

Я не буду останавливаться на описании формул и методик расчета – их достаточно в литературе и интернете – а просто перечислю то, что считаю минимально-необходимым набором для анализа:

В большинстве случаев указанных показателей вполне хватит. Вернее, даже так: использовав данные коэффициенты можно вскрыть столько проблем бизнеса, что на их решение уйдут месяцы, если не годы, и усложнение модели анализа станет далеко не самым актуальным вопросом для финансового менеджера.

Вместо эпилога

В любой ситуации следует четко понимать цель анализа, перед тем как браться за карандаш или садится за компьютер, иначе процесс анализа стает бессмысленным перебиранием цифр.
Эрик Хелферт

У аналитика всегда имеется два объективных ограничения: время на проведение анализа и полнота доступа к данным учета и отчетности. Учитывая указанные ограничения, аналитик обязан сделать все возможное, чтобы провести качественный анализ, чтобы аналитические выводы и рекомендации базировались на реальности.

Финансовый анализ представляет собой процесс исследования финансового состояния и основных результатов финансовой деятельности предприятия с целью выявления резервов повышения его рыночной стоимости и обеспечения дальнейшего эффективного развития.

Оглавление

06c71f836e - Системы и методы финансового анализа

Результаты финансового анализа являются основой принятия управленческих решений, выработки стратегии дальнейшего развития предприятия. Поэтому финансовый анализ является неотъемлемой частью финансового менеджмента, важнейшей его составляющей.

Основные методы и виды финансового анализа

Различают шесть основных методов финансового анализа:

  • горизонтальный (временной) анализ — сравнение каждой позиции отчетности с предыдущим периодом;
  • вертикальный (структурный) анализ — выявление удельного веса отдельных статей в итоговом показателе, принимаемом за 100%;
  • трендовый анализ — сравнение каждой позиции отчетности с рядом предшествующих периодов и определение тренда, т. е. основной тенденции динамики показателя, очищенной от случайных влияний и индивидуальных особенностей отдельных периодов. С помощью тренда формируют возможные значения показателей в будущем, а следовательно, ведется перспективный прогнозный анализ;
  • анализ относительных показателей (коэффициентов) — расчет соотношений между отдельными позициями отчетности, определение взаимосвязей показателей;
  • сравнительный (пространственный) анализ — с одной стороны, это анализ показателей отчетности дочерних фирм, структурных подразделений, с другой — сравнительный анализ с показателями конкурентов, среднеотраслевыми показателями и т. д.;
  • факторный анализ — анализ влияния отдельных факторов (причин) на результирующий показатель. Причем факторный анализ может быть как прямым (собственно анализ), когда результирующий показатель дробят на составные части, так и обратным (синтез), когда его отдельные элементы соединяются в общий показатель.

Основные методы финансового анализа, проводимого на предприятии:

Вертикальный (структурный) анализ — определение структуры итоговых финансовых показателей (суммы по отдельным статьям берутся в процентах к валюте баланса) и выявление влияния каждого из них на общий результат хозяйственной деятельности. Переход к относительным показателям позволяет проводить межхозяйственные сравнения экономического потенциала и результатов деятельности предприятий, различающихся по величине используемых ресурсов, а также сглаживает негативное влияние инфляционных процессов, искажающих абсолютные показатели финансовой отчетности.

Горизонтальный (динамический) анализ базируется на изучении динамики отдельных финансовых показателей во времени.

Динамический анализ является следующим этапом после анализа финансовых показателей (вертикального анализа). На этом этапе определяют, по каким разделам и статьям баланса произошли изменения.

Анализ финансовых коэффициентов базируется на расчете соотношения различных абсолютных показателей финансовой деятельности между собой. Источником информации является бухгалтерская отчетность предприятия.

Наиболее важные группы финансовых показателей:

  1. Показатели ликвидности.
  2. Показатели финансовой устойчивости и платежеспособности.
  3. Показатели рентабельности.
  4. Показатели оборачиваемости (деловой активности).
  5. Показатели рыночной активности

При анализе финансовых коэффициентов необходимо иметь в виду следующие моменты:

  • на величину финансовых коэффициентов оказывает большое влияние учетная политика предприятия;
  • диверсификация деятельности затрудняет сравнительный анализ коэффициентов по отраслям, поскольку нормативные значения могут существенно варьироваться для различных отраслей деятельности;
  • нормативные коэффициенты, выбранные в качестве базы для сравнения, могут не быть оптимальными и не соответствовать краткосрочным задачам рассматриваемого периода.

Сравнительный финансовый анализ базируется на сопоставлении значений отдельных групп аналогичных показателей между собой:

  • показателей данного предприятия и среднеотраслевых показателей;
  • финансовых показателей данного предприятия и показателей предприятий-конкурентов;
  • финансовых показателей отдельных структурных единиц и подразделений данного предприятия;
  • сравнительный анализ отчетных и плановых показателей.

Интегральный (факторный) финансовый анализ позволяет получить наиболее углубленную оценку финансового состояния предприятия.

Если линия Ганна направлена вверх, то имеем растущую тенденцию. Если цена располагается ниже линии Ганна, это означает, что рынок нисходящий, и нужно размещать позиции на продажу. И наоборот. В местах, где цена пробивает линию Ганна, можно ожидать смену рыночного тренда.

Читайте также: