Какой допустимый размер дефицита законодательно установлен для местного бюджета

Обновлено: 02.07.2024

Большое значение для выполнения органами местного самоуправления закрепленных за ними функций и полномочий имеет сбалансированность бюджета. Соответствие доходов и расходов бюджета является одним из основных принципов бюджетной системы РФ.

В Бюджетном кодексе РФ определен такой результат сбалансированности местного бюджета, как дефицит. Дефицит бюджета муниципального образования представляет собой превышение расходов местного бюджета над его доходами. В соответствии с Бюджетным кодексом предельное значение дефицита бюджета муниципального образования не должно превышать 10% утвержденного годового объема доходов бюджета муниципального образования без учета безвозмездных поступлений и поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений. При этом предельное значение дефицита бюджета муниципального образования, в котором доля межбюджетных трансфертов из бюджета субъекта Федерации (за исключением субвенций из фонда компенсаций) в течение двух из последних трех отчетных периодов превышала 70% величины собственных доходов, не должно превышать 5% утвержденного годового объема доходов бюджета муниципального образования без учета безвозмездных поступлений и поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.

Анализ сбалансированности бюджетов городов, районов и поселений в большинстве субъектов РФ свидетельствует о том, что более трети из них являются дефицитными, если не учитывать объем финансовой помощи, предоставляемой из вышестоящего бюджета на достижение минимального уровня бюджетной обеспеченности в виде дотаций.

При принятии бюджета с дефицитом определяются источники его финансирования. Существует несколько способов покрытия бюджетного дефицита на местном уровне. Бюджетным законодательством РФ предусмотрено использование муниципальным образованием для финансирования своего бюджетного дефицита только внутренних источников, средства от реализации которых поступают в валюте РФ.

В составе источников внутреннего финансирования дефицита местного бюджета учитываются:

- разница между средствами, поступившими от размещения муниципальных займов, осуществляемых путем выпуска ценных бумаг от имени муниципального образования, указанных в валюте РФ, и средствами, направленными на их погашение;

- разница между полученными и погашенными муниципальным образованием кредитами кредитных организаций в валюте РФ;

- разница между полученными и погашенными муниципальным образованием в валюте РФ бюджетными кредитами, предоставленными местному бюджету другими бюджетами бюджетной системы РФ;

- изменение остатков средств на счетах по учету средств местного бюджета в течение соответствующего финансового года;

- иные источники внутреннего финансирования дефицита местного бюджета.

В составе иных источников внутреннего финансирования дефицита местного бюджета, как правило, учитываются поступления от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в собственности муниципального образования; поступления от продажи земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования; курсовая разница по средствам местного бюджета; объем средств, направляемых на исполнение гарантий муниципального образования в валюте РФ; разница между средствами, полученными от возврата предоставленных из местного бюджета юридическим лицам бюджетных кредитов, и суммой предоставленных из местного бюджета юридическим лицам бюджетных кредитов в валюте РФ и др.

Особенностями финансирования дефицита местных бюджетов в Российской Федерации являются, во-первых, ограничение (запрещение) их доступа к внешним источникам, во-вторых, отсутствие у них ресурсов от реализации валютных ценностей.

Преобладающим источником финансирования дефицита местных бюджетов остаются бюджетные и банковские кредиты. Это объясняется простотой их привлечения по сравнению с выпуском муниципальных ценных бумаг, низкой инвестиционной привлекательностью большинства муниципальных образований (преимущественно районов и городских и сельских поселений) и неразвитостью рынка ценных бумаг в муниципальных образованиях.

Однако в крупных городских округах с развитой рыночной инфраструктурой, значительными поступлениями в бюджет от градообразующих предприятий и наличием привлекательных инвестиционных проектов муниципальные органы управления в качестве источника покрытия дефицита местного бюджета могут использовать выпуск муниципальных облигаций. Использование муниципальных ценных бумаг как источника финансирования дефицита местного бюджета имеет ряд преимуществ перед заемными средствами в кредитных организациях по стоимости выплат, срокам погашения, срокам уплаты процентов за пользование заемными средствами, регистрации активов и оформлению гарантированного обеспечения.

Формирование источников финансирования дефицита местных бюджетов приводит к возникновению системы экономических отношений между органами местного самоуправления и другими субъектами внутреннего права. В процессе их реализации в местные бюджеты привлекаются дополнительные источники, за счет которых происходит финансирование утвержденных расходных обязательств. Эта система отношений определяется как муниципальные заимствования. Под муниципальными заимствованиями понимается совокупность долговых займов, осуществляемых путем выпуска ценных бумаг от имени муниципального образования, а также кредитов, привлекаемых в бюджет муниципального образования из других звеньев бюджетов бюджетной системы РФ и кредитных организаций.

Использование различных инструментов заемного финансирования ведет к образованию муниципального долга. Под ним понимается вся совокупность долговых обязательств муниципального образования, возникающих в результате муниципальных заимствований. Долговые обязательства муниципального образования могут существовать в форме обязательств по ценным бумагам муниципального образования (муниципальным ценным бумагам); бюджетным кредитам, привлеченным в местный бюджет из других звеньев бюджетов бюджетной системы РФ; кредитам, полученным муниципальным образованием от кредитных организаций; гарантиям муниципального образования (муниципальным гарантиям); обязательствам, возникшим в результате реструктуризации и пролонгации долговых обязательств муниципального образования прошлых лет. Таким образом, формы муниципального долга отличаются от форм муниципальных заимствований на сумму выданных органом местного самоуправления гарантий по обязательствам третьих лиц.

В объем муниципального долга включаются только номинальная сумма долговых обязательств по выпущенным муниципальным бумагам, привлеченным кредитам и выданным муниципальным гарантиям без учета накопленных по ним процентов.

Долговые обязательства муниципального образования могут быть краткосрочными (менее одного года), среднесрочными (один год и более, но менее пяти лет) и долгосрочными (пять лет и свыше, но не более 10 лет). Органы местного самоуправления могут использовать все полномочия по формированию доходов местного бюджета для погашения своих долговых обязательств и обслуживания долга.

Основным законом, регулирующим долговую политику муниципальных образований Российской Федерации, является Бюджетный кодекс РФ. Согласно Бюджетному кодексу, определение основ осуществления государственных и муниципальных заимствований, а также основ управления государственным и муниципальным долгом относится к компетенции федеральных органов власти. В соответствии с этим федеральное законодательство уже наложило некоторые ограничения на параметры долговой политики муниципальных образований. Так, начиная с 2001 г. внешние заимствования недоступны для муниципальных образований, не успевших к моменту вступления закона в силу выйти на международный финансовый рынок. Помимо запрета на внешние заимствования, Бюджетный кодекс содержит некоторые количественные ограничения на параметры долговой политики субъектов Федерации и муниципальных образований.

Бюджетный кодекс устанавливает несколько ограничений долговой политики местных администраций: предельный объем муниципального долга, который не должен превышать объема собственных доходов соответствующего бюджета без учета финансовой помощи из бюджетов других уровней бюджетной системы РФ и налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений; предельный объем кредитов и облигационных займов, которые могут быть привлечены в течение года сверх объемов выплат основной суммы по уже имеющейся задолженности, - в сумме, не превышающей предельного размера бюджетного дефицита местного бюджета; предельный объем расходов на обслуживание муниципального долга, который не должен превышать 15% совокупного объема расходов местного бюджета, за исключением расходов, осуществляющихся за счет субвенций.

Верхний предел муниципального долга муниципального образования устанавливается представительным органом управления муниципального образования на очередной финансовый год в соответствующем законе о бюджете муниципального образования.

К основным факторам, влияющим на дефицит бюджета муниципального образования, его величину и динамику, относятся обеспеченность бюджета муниципального образования собственными доходами; уровень доходного потенциала муниципального образования (налогового и неналогового); размер кредиторской задолженности по основным социальным статьям (заработной плате и детским пособиям); структура расходов бюджета муниципального образования; степень привлечения средств на возвратной основе для финансирования текущих расходов местных бюджетов и бюджетного дефицита; развитие и эффективность рынка муниципальных долговых обязательств; зависимость местных бюджетов от бюджетов вышестоящих уровней бюджетной системы.

Эффективная муниципальная политика привлечения заемных средств должна строиться на следующих основных принципах.

Во-первых, органы власти муниципальных образований должны иметь формализованную стратегию развития муниципального образования на среднесрочную (3 - 5 лет) и долгосрочную (5 - 10 лет) перспективу. При этом выполнимость разработанной стратегии должна быть обеспечена ресурсами, в том числе инвестиционными.

Во-вторых, инвестиционная стратегия должна быть органично увязана со стратегией развития муниципального образования. При ее формировании необходимо учитывать угрозы (риски) и варианты их нейтрализации. Предпочтение целесообразно отдавать не прямому заимствованию, а созданию условий, способствующих повышению инвестиционной привлекательности муниципального образования и стимулирующих привлечение частного капитала в инфраструктурные проекты. Это является одним из основных путей высвобождения бюджетных средств для последующего их использования на социальные инвестиционные потребности.

В-третьих, займы должны представлять собой целостное звено финансовой системы муниципального образования.

Органы власти муниципального образования должны иметь подсистему управления, координирующую процесс привлечения и эффективного использования заемных средств. Важнейшей функцией этой подсистемы является оптимизация портфеля заемных средств. Это достигается поддержанием оптимального баланса между кратко-, средне- и долгосрочными заемными инструментами, обеспечением ликвидности и ритмичности погашения заемных обязательств. Параметры долга, инвестиционных планов и обязательств должны выступать в качестве составных частей среднесрочного финансового плана, в котором должны быть отражены прогнозный объем доходов, расходов, стоимость обслуживания долга.

В-четвертых, привлечение заемных ресурсов должно осуществляться в целях финансирования экономически значимых муниципальных инвестиционных программ и проектов, реализация которых в кратко- или среднесрочной перспективе приведет либо к значительному снижению базовых бюджетных расходов, либо к созданию предпосылок для увеличения доходов бюджета муниципального образования.

Наконец, расходы по привлечению и обслуживанию заемных ресурсов должны соотноситься с реальным экономическим эффектом от реализации проектов, финансируемых за счет заемных средств.

1. В случае принятия бюджета на очередной финансовый год с дефицитом соответствующим законом (решением) о бюджете утверждаются источники финансирования дефицита бюджета.
В случае принятия бюджета на очередной финансовый год без дефицита соответствующим законом (решением) о бюджете может быть предусмотрено привлечение средств из источников финансирования дефицита бюджета для финансирования расходов бюджета в пределах расходов на погашение долга.
2. Текущие расходы бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета, утвержденные соответственно законом о бюджете субъекта Российской Федерации или нормативным актом представительного органа местного самоуправления, не могут превышать объем доходов бюджета субъекта Российской Федерации, объем доходов местного бюджета, утвержденные соответственно законом о бюджете субъекта Российской Федерации или нормативным актом представительного органа местного самоуправления.
3. Размер дефицита федерального бюджета, утвержденный федеральным законом о федеральном бюджете, не может превышать суммарный объем бюджетных инвестиций и расходов на обслуживание государственного долга Российской Федерации в соответствующем финансовом году.
4. Размер дефицита бюджета субъекта Российской Федерации, утвержденный законом субъекта Российской Федерации о бюджете на соответствующий год, не может превышать 15 процентов объема доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета финансовой помощи из федерального бюджета.
В случае утверждения законом субъекта Российской Федерации о бюджете на соответствующий год размера поступлений от продажи имущества предельный размер дефицита бюджета субъекта Российской Федерации может превышать ограничение, установленное частью первой настоящего пункта, но не более чем на величину поступлений от продажи имущества.
5. Размер дефицита местного бюджета, утвержденный нормативным актом представительного органа местного самоуправления о бюджете на соответствующий год, не может превышать 10 процентов объема доходов местного бюджета без учета финансовой помощи из федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации.
В случае утверждения нормативным актом представительного органа местного самоуправления о бюджете на соответствующий год размера поступлений от продажи имущества предельный размер дефицита местного бюджета может превышать ограничение, установленное частью первой настоящего пункта, но не более чем на величину поступлений от продажи имущества.
6. Соблюдение предельных значений, установленных пунктами 2 - 5 настоящей статьи, должно обеспечиваться также по данным отчета об исполнении соответствующего бюджета за финансовый год.
Комментарий к статье 92
Комментируемая статья Бюджетного кодекса РФ посвящена не столько самому понятию дефицита (как об этом можно было бы судить по ее названию "Дефицит бюджета"), сколько проблеме законодательного ограничения размеров бюджетного дефицита.
Практически все государства в те или иные периоды своей истории сталкивались с проблемой бюджетного дефицита. Для оценки состояния экономики и публичных финансов определяющее значение имеет не сам факт наличия дефицита, а его размер и качество. Дефицит может возникнуть в результате чрезвычайных обстоятельств (войны, катастрофы и т.д.). Он может быть связан с необходимостью осуществления крупных государственных вложений в развитие экономики (еще Дж.М. Кейнс обосновал экономическую политику, предусматривающую опережающий рост государственных расходов над доходами на отдельных этапах развития общества). Наряду с этим дефицит бюджета может отражать кризисные явления в экономике, неэффективность финансово - кредитной политики, неспособность правительства контролировать финансовую ситуацию в стране. Бюджетный дефицит такого качества представляет собой особую опасность.
Мировой опыт свидетельствует, что величина бюджетного дефицита не должна превышать предельно допустимого размера, определяемого 2 - 3% валового национального продукта . Дефицит, превышающий предельно допустимые размеры, требует скорейшего принятия таких мер, которые могли бы привести к его быстрейшему сокращению.
--------------------------------
Финансы / Под ред. В.М. Родионовой. М., 1993. С. 274.
Закон (решение) о бюджете на очередной финансовый год, если он предполагает превышение расходов над его доходами, обязательно должен содержать нормы, устанавливающие источники финансирования дефицита бюджета. В случае принятия бюджета на очередной финансовый год без дефицита соответствующим законом (решением) о бюджете может быть предусмотрено привлечение средств из источников финансирования дефицита бюджета для финансирования расходов бюджета в пределах расходов на погашение долга.
При установлении предельной величины дефицита бюджета на очередной финансовый год законодатель должен придерживаться следующих ограничений.
1. Ограничения, устанавливаемые в отношении дефицита федерального бюджета.
Предельная величина дефицита федерального бюджета определяется как сумма общего объема бюджетных инвестиций (ст. 79, 80 Бюджетного кодекса РФ) и расходов на обслуживание государственного долга Российской Федерации.
2. Ограничения, устанавливаемые в отношении дефицита регионального бюджета.
а) Текущие расходы регионального бюджета не могут превышать объем доходов регионального бюджета.
Текущие расходы бюджетов - часть расходов бюджетов, обеспечивающая текущее функционирование органов государственной власти, органов местного самоуправления, бюджетных учреждений, оказание государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций на текущее функционирование, а также другие расходы бюджетов, не включенные в капитальные расходы в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации (ст. 69 Бюджетного кодекса РФ).
Размер дефицита регионального бюджета не может превышать 15% объема доходов без учета финансовой помощи (дотаций, субсидий, субвенций и т.д.) из федерального бюджета. Величина в 15% была установлена в Федеральном законе от 5 августа 2000 года N 116-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Бюджетный кодекс РФ". До этого предельная величина составляла 5% объема доходов. Дефицит регионального бюджета может превысить предельную величину только в одном случае - когда в законе о региональном бюджете на соответствующий год утвержден размер поступлений от продажи имущества. В этом случае предельный размер дефицита регионального бюджета может превысить установленный лимит, но не более чем на величину поступлений от продажи имущества.
При этом поступления из источников финансирования дефицита регионального бюджета могут направляться на финансирование только инвестиционных расходов и ни при каких условиях не могут быть использованы для финансирования расходов на обслуживание и погашение долга субъекта Российской Федерации.
3. Ограничения, устанавливаемые в отношении дефицита местного бюджета.
а) Текущие расходы местного бюджета не могут превышать объем доходов местного бюджета.
б) Размер дефицита местного бюджета не может превышать 10% объема доходов местного бюджета без учета финансовой помощи из федерального и регионального бюджета. До принятия Федерального закона от 5 августа 2000 года N 116-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Бюджетный кодекс РФ" предельная величина составляла 3%.
Как и в случае с региональным бюджетом, в отношении ограничения дефицита местного бюджета могут быть применены две следующие оговорки:
1) предельный размер дефицита местного бюджета может быть увеличен на сумму поступлений от продажи имущества;
2) поступления из источников финансирования дефицита местного бюджета могут направляться на финансирование только инвестиционных расходов и не могут быть использованы для финансирования расходов на обслуживание и погашение муниципального долга.
Соблюдение предельных значений дефицитов бюджетов должно обеспечиваться также по данным отчета об исполнении соответствующего бюджета за финансовый год.

Порядок определения предельно допустимый размер дефицита бюджета муниципального района и его граничные нормы. Процесс расчета неналоговых доходов бюджета субъекта РФ, основные источники. Нормативно-правовое регулирование государственных учреждений.

Рубрика Финансы, деньги и налоги
Вид контрольная работа
Язык русский
Дата добавления 15.08.2013
Размер файла 12,8 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

1. Практическая часть

1.1 Ситуационная (практическая) задача № 1

Рассчитайте предельно допустимый размер дефицита бюджета муниципального района, если:

Доходы запланированы в размере 215 млн. рублей, в том числе:

Налоговые доходы - 112 млн. рублей;

Неналоговые доходы - 53 млн. рублей;

Межбюджетные трансферты - 50 млн. рублей, в том числе субвенций из Регионального фонда компенсаций - 12 млн. рублей

Бюджет муниципального района относится к местному бюджету, размер дефицита местного бюджета не может превышать 10% объёма доходов местного бюджета без учёта финансовой помощи из федерального бюджета и бюджета субъекта РФ.

Итак допустимый размер дефицита составит:

0,1*(112+53)=0,1*165 =16,5 млн.руб

Ответ: допустимый размер дефицита бюджета муниципального района составляет 16,5 млн .руб

1.2 Ситуационная (практическая) задача № 2

Рассчитайте неналоговые доходы бюджета субъекта РФ, если он сформирован за счет следующих источников:

Государственная пошлина -1,8 млн. рублей

Доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности субъекта РФ - 639 млн. рублей;

Платежи за пользование лесным фондом -11,8 млн. рублей;

Плата за негативное воздействие на окружающую среду -36 млн. рублей;

Сбор за пользование объектами водных биологических ресурсов -1,2 млн. рублей;

Сбор за пользование объектами животного мира -1,5 млн. рублей

Лицензионные сборы - 21 млн. рублей

Доходы бюджетов субъектов -это денежные ср-ва ,поступающие в безвозмездной и безвозвратной повезке в соответствии с законодательством РФ .Неналоговые доходы бюджетов субъектов РФ формируются в соответствии с статьями 41-43,46 бюджетного кодекса т.е за счёт:

-доходов от пользования имущества в государственной собственности субъекта РФ

- Платежи за пользование лесным фондом по нормативу -100%

-сбор за выдачу лицензий на осуществление видов деятельности по нормативу -100%

- Плата за негативное воздействие на окружающую среду, по нормативу -40%

дефицит бюджет муниципальный доход

2. Тестовая часть

1. Термин бюджет используется для обозначения:

А. бюджетных отношений

Б. бюджетного регулирования

В. бюджетного контроля

Г. бюджетного плана

2. Нормативным актом, определяющим основы бюджетного устройства в РФ, является:

А. Конституция РФ

Б. Гражданский кодекс

В. Бюджетный кодекс

3. Установление основ бюджетного процесса и межбюджетных отношений относится к ведению:

А. федеральных органов власти

Б. региональных органов власти

В. Президента РФ

Г. местных органов власти

4. Группировкой доходов, расходов бюджетов, а также источников финансирования дефицитов бюджетов по однородным признакам является:

А. бюджетная роспись

Б. бюджетная классификация

В. бюджетный процесс

Г. сводный финансовый баланс

5. По экономическому содержанию доходы бюджетов подразделяются на:

А. доходы федерального, региональных и местных бюджетов

Б. налоговые и неналоговые доходы

В. прямые и косвенные доходы

6. Доля налога на доходы физических лиц, закрепленная Бюджетным Кодексом за бюджетами муниципальных районов составляет:

7. Налог на добычу полезных ископаемых является источником формирования: А. бюджетов субъектов РФ

Б. бюджетов городских округов

В. федерального бюджета

Г. бюджетов муниципальных районов

8. Фонд, образуемый в целях предоставления субвенций на исполнение расходных обязательств нижестоящих органов власти:

А. фонд финансовой поддержки

Б. фонд регионального развития

В. фонд компенсаций

Г. фонд софинансирования расходов

9. Источниками, не разрешенными к использованию органами местного самоуправления для финансирования дефицита своего бюджета, являются:

А. кредиты, предоставленные в иностранной валюте кредитными организациями

Б. бюджетные кредиты от региональных бюджетов

В. средства от продажи муниципального имущества

Г. муниципальные займы, осуществляемые в иностранной валюте

1. Герасименко, Владислав Павлович, Финансы и кредит учебник В. П. Герасименко, Е. Н. Рудская : 2011 (гриф УМО)

2. Годин, А. М., Бюджетная система Российской Федерации учеб. для вузов по экон. специальностям и направлениям А. М. Годин, В. П. Горегляд, И. В. Подпорина : 2009 (гриф МОРФ)

3. Ермасова, Наталья Борисовна, Бюджетная система РФ учебник Н. Б. Ермасова : 2009 (гриф УМО)

Размещено на Allbest

Подобные документы

Сущность и содержание доходов бюджета. Стратегические направления развития менеджмента неналоговых доходов российского бюджета. Роль и особенности неналоговых доходов Российской Федерации. Состав, виды и характеристика неналоговых доходов бюджета.

контрольная работа [33,1 K], добавлен 28.07.2010

Основные черты и структура федерального бюджета. Формирование доходов федерального бюджета за счёт налоговых и неналоговых источников. Экономическая сущность региональных и местных бюджетов. Доходы и расходы бюджета субъекта Российской Федерации.

курсовая работа [86,1 K], добавлен 24.12.2011

Структура и анализ доходов муниципального бюджета г. Рязань за 2004-2006 гг. Исполнение доходной части муниципального бюджета. Основные направления расходования бюджетных средств муниципального образования. Анализ дефицита (профицита) местного бюджета.

курсовая работа [81,8 K], добавлен 19.09.2010

Бюджет субъекта федерации. Размер дефицита федерального бюджета, утвержденный федеральным законом о федеральном бюджете. Капитальные и текущие расходы. Осуществление государственных или муниципальных заимствований. Дотация. Собственные доходы.

контрольная работа [15,5 K], добавлен 04.02.2009

Особенности формирования доходов и расходов местных бюджетов. Характеристика Чебаркульского муниципального района и основные направления его бюджетной политики. Анализ структуры доходной и расходной части бюджета Чебаркульского муниципального района.

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 9 апреля 2013 года N 02-04-11/11661

Министерство финансов Российской Федерации в связи с обращениями финансовых органов субъектов Российской Федерации о применении положений статьи 92.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Бюджетный кодекс) в части превышения ограничений размера дефицита бюджета субъекта Российской Федерации и размера дефицита местного бюджета сообщает следующее.

Статьей 92.1 Бюджетного кодекса установлены ограничения размера дефицита бюджета субъекта Российской Федерации и размера дефицита местного бюджета, которые составляют соответственно 15 процентов утвержденного общего годового объема доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений и 10 процентов утвержденного общего годового объема доходов местного бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений и (или) поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.

Для субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, в отношении которых осуществляются меры, предусмотренные соответственно пунктом 4 статьи 130 и пунктом 4 статьи 136 Бюджетного кодекса, ограничения размера дефицита бюджета составляют соответственно 10 процентов утвержденного общего годового объема доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений и 5 процентов утвержденного общего годового объема доходов местного бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений и (или) поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.

Статьей 92.1 Бюджетного кодекса также установлено, что в случае утверждения в составе источников финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета) поступлений от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в собственности соответствующего публично-правового образования, и снижения остатков средств на счетах по учету средств соответствующего бюджета, дефицит бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета) может превысить указанные ограничения в пределах суммы указанных поступлений и снижения остатков средств на счетах по учету средств соответствующего бюджета.

В то же время правоприменительная практика показала неоднозначность применения этой нормы.

Обязательное одновременное применение двух условий (утверждение в составе источников финансирования дефицита суммы поступлений от продажи акций и иных форм участия в капитале и суммы снижения остатков средств на счетах по учету средств соответствующего бюджета) при определении суммы возможного превышения дефицита бюджета с учетом ограничений не соответствует экономической сущности данной нормы, поскольку планирование и исполнение бюджета по одному из указанных источников финансирования дефицита бюджета осуществляется независимо от планирования и исполнения бюджета по другому.

Статья 92.1 Бюджетного кодекса должна предусматривать возможность превышения ограничения размера дефицита бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета) в случае утверждения в составе источников финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета) как только одного из указанных параметров, так и их суммы.

В этой связи следует отметить, что принятым Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в первом чтении проектом федерального закона N 116795-6 "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части совершенствования бюджетного процесса и в отдельные законодательные акты Российской Федерации", предусмотрены уточнения в пункты 2 и 3 статьи 92.1 Бюджетного кодекса, устанавливающие возможность превышения ограничения размера дефицита бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета) в случае утверждения в составе источников финансирования дефицита бюджета поступлений от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в собственности соответствующего публично-правового образования, и (или) снижения остатков средств на счетах по учету средств соответствующего бюджета в пределах суммы поступлений от указанных источников финансирования дефицита бюджета.

Таким образом, Министерство финансов Российской Федерации считает возможным до принятия указанного законопроекта превышение ограничения размера дефицита бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета) в случае утверждения в составе источников финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета) как только одного из указанных параметров, так и их суммы.

Дефицит федерального бюджета утверждается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период и определяется как разница между общим объемом расходов и общим объемом доходов федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период.

Комментарий к Ст. 92 Бюджетного кодекса РФ

Комментируемая статья Бюджетного кодекса РФ посвящена не столько самому понятию дефицита (как об этом можно было бы судить по ее названию "Дефицит бюджета"), сколько проблеме законодательного ограничения размеров бюджетного дефицита.

Практически все государства в те или иные периоды своей истории сталкивались с проблемой бюджетного дефицита. Для оценки состояния экономики и публичных финансов определяющее значение имеет не сам факт наличия дефицита, а его размер и качество. Дефицит может возникнуть в результате чрезвычайных обстоятельств (войны, катастрофы и т.д.). Он может быть связан с необходимостью осуществления крупных государственных вложений в развитие экономики (еще Дж.М. Кейнс обосновал экономическую политику, предусматривающую опережающий рост государственных расходов над доходами на отдельных этапах развития общества). Наряду с этим дефицит бюджета может отражать кризисные явления в экономике, неэффективность финансово - кредитной политики, неспособность правительства контролировать финансовую ситуацию в стране. Бюджетный дефицит такого качества представляет собой особую опасность.

Мировой опыт свидетельствует, что величина бюджетного дефицита не должна превышать предельно допустимого размера, определяемого 2 - 3% валового национального продукта . Дефицит, превышающий предельно допустимые размеры, требует скорейшего принятия таких мер, которые могли бы привести к его быстрейшему сокращению.

Закон (решение) о бюджете на очередной финансовый год, если он предполагает превышение расходов над его доходами, обязательно должен содержать нормы, устанавливающие источники финансирования дефицита бюджета. В случае принятия бюджета на очередной финансовый год без дефицита соответствующим законом (решением) о бюджете может быть предусмотрено привлечение средств из источников финансирования дефицита бюджета для финансирования расходов бюджета в пределах расходов на погашение долга.

При установлении предельной величины дефицита бюджета на очередной финансовый год законодатель должен придерживаться следующих ограничений.

1. Ограничения, устанавливаемые в отношении дефицита федерального бюджета.

Предельная величина дефицита федерального бюджета определяется как сумма общего объема бюджетных инвестиций (ст. 79, 80 Бюджетного кодекса РФ) и расходов на обслуживание государственного долга Российской Федерации.

2. Ограничения, устанавливаемые в отношении дефицита регионального бюджета.

а) Текущие расходы регионального бюджета не могут превышать объем доходов регионального бюджета.

Текущие расходы бюджетов - часть расходов бюджетов, обеспечивающая текущее функционирование органов государственной власти, органов местного самоуправления, бюджетных учреждений, оказание государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций на текущее функционирование, а также другие расходы бюджетов, не включенные в капитальные расходы в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации (ст. 69 Бюджетного кодекса РФ).

Размер дефицита регионального бюджета не может превышать 15% объема доходов без учета финансовой помощи (дотаций, субсидий, субвенций и т.д.) из федерального бюджета. Величина в 15% была установлена в Федеральном законе от 5 августа 2000 года N 116-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Бюджетный кодекс РФ". До этого предельная величина составляла 5% объема доходов. Дефицит регионального бюджета может превысить предельную величину только в одном случае - когда в законе о региональном бюджете на соответствующий год утвержден размер поступлений от продажи имущества. В этом случае предельный размер дефицита регионального бюджета может превысить установленный лимит, но не более чем на величину поступлений от продажи имущества.

При этом поступления из источников финансирования дефицита регионального бюджета могут направляться на финансирование только инвестиционных расходов и ни при каких условиях не могут быть использованы для финансирования расходов на обслуживание и погашение долга субъекта Российской Федерации.

3. Ограничения, устанавливаемые в отношении дефицита местного бюджета.

а) Текущие расходы местного бюджета не могут превышать объем доходов местного бюджета.

б) Размер дефицита местного бюджета не может превышать 10% объема доходов местного бюджета без учета финансовой помощи из федерального и регионального бюджета. До принятия Федерального закона от 5 августа 2000 года N 116-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Бюджетный кодекс РФ" предельная величина составляла 3%.

Как и в случае с региональным бюджетом, в отношении ограничения дефицита местного бюджета могут быть применены две следующие оговорки:

1) предельный размер дефицита местного бюджета может быть увеличен на сумму поступлений от продажи имущества;

2) поступления из источников финансирования дефицита местного бюджета могут направляться на финансирование только инвестиционных расходов и не могут быть использованы для финансирования расходов на обслуживание и погашение муниципального долга.

Соблюдение предельных значений дефицитов бюджетов должно обеспечиваться также по данным отчета об исполнении соответствующего бюджета за финансовый год.

Читайте также: