Начинать надо с конца как обеспечить достижимость планируемых результатов

Обновлено: 20.05.2024

Новый образовательный стандарт устанавливает требования к результатам освоения образовательной программы, согласно которым ученик должен уметь соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, уметь оценивать правильность выполнения учебной задачи, владеть основами самоконтроля, самооценки, контролировать процесс и результаты своей деятельности, вносить коррективы и, наконец, адекватно оценивать свои достижения.

Здесь возникает довольно острая для нашего образования проблема: для того, чтобы этот процесс реализовался на практике ученику необходим доступ к оцениванию, так как согласно ФГОС, оценка – это особое действие, которое должно отражать то, чему научился обучающийся, на сколько он продвинулся к цели, что нового узнал. То есть учитель, всегда остававшийся контролёром должен поделиться с учеником инструментами оценивания, раскрыть ему основания, или критерии, по которым производится оценивание, и дать возможность воспользоваться результатами оценивания в своих интересах.

Существует два подхода к вопросу оценивания:

Формирующее оценивание, когда оценка применяется для получения данных о текущем состоянии для определения ближайших шагов в направлении улучшения. Итоговое оценивание, когда оценка применяется для определения количества изученного материала за пройденный период.

Разница между ними в том, для чего используется информация.

Если представить, что дети – цветы жизни, то итоговое оценивание– это просто их измерение. Может быть интересно сравнить и проанализировать результаты измерений, но это никак не влияет на рост растений. Формирующие оценивание-эквивалент уходу и поливу, соответствующему потребностям растений, что непосредственно влияет на их рост.

Формирующее оценивание помогает каждому учителю получить информацию о том, как много и насколько успешно учатся его ученики. Педагоги могут на основе полученной обратной связи переориентировать преподавание так, чтобы дети учились более активно и более эффективно. Поэтому формирующее оценивание необходимо для того, чтобы диагностировать, как идёт процесс обучения и - если данные окажутся неудовлетворительными – на основе полученной информации внести в него необходимые изменения по совершенствованию качества учебной деятельности (учения).

Именно это стоит за определением формирующего оценивания как оценивания для обучения.

Таким образом, формирующие оценивание это процесс поиска и интерпретации данных, которые ученики и их учителя используют для того, чтобы решить, как далеко ученики уже продвинулись в своей учёбе, куда им необходимо продвинуться и как сделать это наилучшим образом.

Формирующее оценивание строится на применение различных оценочных техник, обеспечивающих эффективную обратную связь учителя и учеников. Надо отметить, что не все техники имеют балльное оценивание, некоторые служат только для сбора информации.

Чтобы начать внедрение какой – либо техники, необходимо:

Этапы введения техник внутриклассного оценивания:

1. решить, что надо узнать посредством внутриклассного оценивания;

2. выбрать техники, соответствующие стилю работы преподавателя и легко вводимые в данный класс;

3. объяснить цель происходящего ученикам;

4. после завершения оценить результаты и определить, что надо изменить в учебном процессе;

5. дать информацию детям о том, что узнал преподаватель и как он собирается это использовать.

Техника недельных отчетов

Одной из таких техник является техника недельных отчетов. Недельные Отчёты обеспечивают быструю обратную связь, в которой ученики сообщают, чему они научились за неделю и какие трудности у них возникли. Недельные отчёты – это листы, которые ученики заполняют раз в неделю, отвечая на 3 вопроса:

− Чему я научился за эту неделю?

− Какие вопросы остались для меня неясными?

− Какие вопросы я задал бы ученикам, если бы я был учителем, чтобы проверить, поняли ли они материал?

Недельные отчёты дают ученикам возможность отрефлектировать вновь приобретённые знания, задать вопросы о том, что им неясно.

Читая отчёты, преподаватель может:

− Узнать о концептуальных затруднениях и ошибочных понятиях, сформированных у учеников.

− Получить полезную обратную связь и реорганизовать содержания курса.

− Проникнуть в то, как ученик осознаёт собственную учебную деятельность.

Ограничения

Если недельные отчёты хорошо организованы, они служат полезным и легко воспринимаемым инструментом. Возможно, наиболее существенным ограничением этой оценочной техники является то, что ученики должны серьёзно попрактиковаться, прежде чем она станет полезным средством обратной связи для них и учителя. Но, как правило, с этим они справляются в течение нескольких недель.

Техника карты понятий .

Еще одним эффективным оценочным инструмент

Основой этой методики является противопоставление осмысленного и механического усвоения знаний .

Варианты

Составление карт в группе.

выполнять картирование в группах по 3–4 человека. Это упражнение обычно дает детям весьма богатый и полезный опыт обсуждения, аргументирования и защиты своей позиции.. Результат этого процесса – обмен и взаимное обогащение идеями, которые к тому же становятся очевидными для учителя.

Заполнение карт. Преподаватель предварительно строит карту понятий, а затем убирает все подписи в рамках сохраняя подписанные связи-линки. Затем учеников просят подписать пустые рамки так, чтобы вся структура, изображенная на карте, приобрела смысл.

Карта для выборочных понятий. Можно приготовить список из 10–20 понятий и попросить учеников построить карту, используя только эти термины. Акцент здесь делается на установлении взаимосвязей и постепенном усложнении тех структурных конструкций, которые могут построить ученики, опираясь на свои

знания в данной области.

Если преподаватель и ученики приобрели опыт работы с картами, можно применить для их количественного оценивания одну или несколько оценочных рубрик . В наиболее распространенной схеме оценивания 1 балл дается за каждую корректную связь между двумя соседними понятиями; 5 баллов –за каждый правильно установленный иерархический уровень, 10 –за каждую содержательную и точную связь понятий из разных частей карты сквозной линк) и 1 балл – за каждый пример.

Опросники самодиагностики

Ещё один инструмент формирующего оценивания

Они дают информацию о том, как ученики воспринимают происходящее на уроках, включая общее отношение к уроку, предмету, к собственному учению. Получив информацию из самоотчетов, можно определить, какие элементы в преподавании максимально поддерживают учебную деятельность ученика.

Что представляет собой опросник

Опросники могут быть разнообразными по форме, но, как правило, они состоят из ряда утверждений, которые ученик должен рассмотреть и определить степень своего согласия или несогласия с ними по определенной шкале.

(АН – абсолютно не согласен; Н – не согласен; О – одинаково; С – согласен; АС – абсолютно согласен; НП – не понял).

Результаты оценивания

В зависимости от содержания вопросов учитель может получить информацию об учебном стиле ученика, о тех способах работы, которые он предпочитает. Это позволяет педагогу выбрать те формы обучения, которые отвечают потребностям ученика. Он также может сделать вывод о том, какие элементы содержания и преподавания являются наиболее существенными для обучения.

Еще одно преимущество этой формы опросника состоит в том, что он побуждает учеников к рефлексии собственного учебного стиля, своих сильных и слабых сторон. Это часто помогает им лучше организоваться и найти более продуктивный способ работы.

Техники внутриклассного оценивания, сфокусированные на критериальном оценивании являются - Рубрики

Рубрики – это способ описания оценочных критериев, которые опираются на ожидаемые учебные результаты и достижения учеников. Обычно их используют при письменном оценивании и устных презентациях. Но они могут применяться для оценивания любых форм учебных достижений (домашние работы, самостоятельные работы, контрольные работы, работа на уроке, работа в паре, изучение определенной темы курса и т.д.).

Каждая рубрика содержит набор оценочных критериев и соответствующих им баллов. Эти баллы аккумулируются и определяют рейтинг ученика на определенном этапе. Такой подход позволяет определить средний уровень учеников в классе или в школе.

Таким образом, применение данных техник позволяет сделать оценивание - для обучения.

Оценивание необходимо рассматривать как механизм, обеспечивающий преподавателя информацией, которая нужна ему, чтобы совершенствовать преподавание, находить наиболее эффективные методы обучения, а также мотивировать учеников более активно включиться в своё учение.

Применяя данные методики формирующего оценивания, учителю следует придерживаться следующих рекомендаций:

n Будьте уверены, что каждый ученик может стать лучше.

n Создавайте среду, способствующую партнёрству учителя и учеников.

n Используйте оценивание, чтобы получать информацию об учении и преподавании.

n Обсуждайте с учениками результаты оценивания и вместе устанавливайте ясные и достижимые учебные цели.

n Давайте обратную связь, помогая ученикам определить свои следующие шаги и то, как их осуществить.

Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования относит к метапредметные результатам освоения основной образовательной программы умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях. Таким образом, перед учителем ставиться проблема обучения школьников приёмам постановки цели, выбору стратегии её достижения.

Что же такое цель? С точки зрения психологии, цель — субъективный образ конечного результата, регулирующий ход деятельности. Она должна обладать следующими свойствами: конкретностью, измеримостью, достижимостью, ориентированностью на результат, соотносимостью с конкретным сроком.

Как формулировать цель?

  • Цели формируются через результаты, выраженные в действиях учащихся.
  • Цель, сформулированная через результаты обучения, выраженные в таких действиях учеников, которые можно реально опознать, называется диагностической (диагностичной, диагностируемой или операциональной).
  • Цель описывает желаемый, но, возможно, еще не достигнутый результат.

Постановка учебной задачи: соотнесение того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.

Целеполагание является проблемой современного урока

В чем суть проблемы?

Постановка собственной цели учителя. Учащиеся цель не ставят, поэтому им может быть на уроке не интересно. В педагогике целеполагание — это процесс выявления целей и задач субъек­тов деятельности (учителя и ученика), их предъявления друг другу, согласования и достижения. Оно должно быть субъектным и соответствовать планируемому результату

Цель — это то, к чему стремятся, что надо осуществить. На уроке ставятся обу­чающая (образовательная), воспитывающая и развивающая цели.

Цели должны быть:

Под целями занятия понимают те результаты, которые предполагает достичь педагог в процессе совместной деятельности с обучающимися при их обучении, воспитании, развитии. Все три цели тесно взаимосвязаны, и в зависимости от конкретных условий их роль в организации и проведении занятия различна. На занятии практически решаются все три цели. Одна из них, как правило, выступает в роли основной, а другие, решая собственные задачи, в то же время помогают достижению главной, ведущей цели

Основные категории учебных целейХарактеристика
целей
Ключевые слова для постановки задач
ОбразовательнаяФормирование программных знаний и умений на уровне знания, понимания, применения.Повторить, дать определение, познакомить, описать, объяснить, демонстрировать, использовать, проконтролировать, обеспечить, закрепить, перечислить, выполнить, систематизировать…
РазвивающаяФормирование обще учебных и специальных умений; совершенствование мыслительных операций; развитие эмоциональной сферы, моноло­гической речи учащихся, вопросно-ответной формы, диалога, коммуникативной культуры; осуществление самоконтроля и самооценки.Обеспечить развитие, способствовать формированию умений, учить сравнивать, учить выделять главное, учить строить аналоги, развивать глазомер, развивать мелкую моторику рук, развивать умение ориентироваться на местности.
ВоспитательнаяФормирование эмоционально-личностного отношения к явлениям окружающего мира, формирование интересов и склонностей, переживание тех или иных чувств. воспитанию положи­тельного отношения к знаниям, к процессу учения; формиро­вание идей, взглядов, убеждений, качеств личности, оценки, самооценки и самостоятельности; приобретение опыта адек­ватного поведения в любом обществе.Обеспечить, содействовать формированию, стимулировать, вызвать интерес, пробудить любознательность, пробудить интерес к самостоятельному решению задач, побудить учащихся к активности, выразить свое отношение… прививать, укреплять… навыки

Современная педагогика требует умения осознавать и другие цели. Для этого необходимо учить детей выделять главное, то есть выбору целей обучения.

Преподаватель может назвать тему урока и предложить учащимся сформулировать цель с помощью приемов целеполагания.
Легко заметить, что практически все приемы целеполагания строятся на диалоге, поэтому очень важно грамотно сформулировать вопросы, учить детей не только отвечать на них, но и придумывать свои.

Цель необходимо записать на доске. Затем она обсуждается, при этом выясняется, что цель может быть не одна. Теперь необходимо поставить задачи (это можно сделать через действия которые будут выполняться: читать учебник, сделать конспект, слушать доклад, составить таблицу, выписать значения слов и так далее). Задачи также записываются на доске. В конце урока необходимо вернуться к этой записи и предложить учащимся не только проанализировать, что им удалось сделать на уроке, но и увидеть, достигли ли они цели, а в зависимости от этого – формулируется домашнее задание.

Обязательными условиями использования перечисленных приемов является:

  • учет уровня знаний и опыта детей,
  • доступность, т.е. разрешимая степень трудности,
  • толерантность, необходимость выслушивания всех мнений правильных и неправильных, но обязательно обоснованных,
  • вся работа должна быть направлена на активную мыслительную деятельность.

Некоторые приемы целеполагания

  • Самостоятельное решение
  • Коллективная проверка результатов
  • Выявление причин разногласий результатов или затруднений выполнения
  • Постановка цели урока.

Процесс целеполагания – это коллективное действие, каждый ученик – участник, активный деятель, каждый чувствует себя созидателем общего творения. Дети учатся высказывать свое мнение, зная, что его услышат и примут. Учатся слушать и слышать другого, без чего не получится взаимодействия.

Автор: Чернова Анна Геннадьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Школа №121"
Населённый пункт: г. Нижний Новгород
Наименование материала: статья
Тема: Планируемые результаты и особенности системы оценки их достижения
Раздел: начальное образование

Планируемые результаты

и особенности системы оценки их достижения

начального общего образования — новый, ранее не использованный механизм

реализации требований Стандарта. Этот механизм призван обеспечить связь между

системой оценки, с другой.

Основное назначение этого механизма — уточнять и детализировать общие

целевые установки Стандарта для разных категорий пользователей – учителей,

материалов, детей, родителей и других участников образовательного процесса.

одновременно и для определения содержания и организации образовательного

процесса, и для различных оценочных процедур.

Структура и содержание планируемых результатов должны не только выражать

частности, специфику целей изучения отдельных предметов), но и отвечать целому

ряду требований, предъявляемых теорией и практикой педагогических измерений.

устанавливаемых Стандартом: личностных, метапредметных и предметных

– предметные результаты (знания и умения, опыт творческой деятельности и

одного или нескольких предметов, применимые как в рамках образовательного

процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях);

мотивации учащихся и др.).

Таким образом требования к предметным и метапредметным результатам

задаются в предметно-деятельностной форме , которая включает предметные и

Особенностью реализации деятельностного подхода при разработке стандартов

системы ключевых задач, которые должны уметь решать учащиеся в результате

Требования к личностным результатам обучения (ценностным ориентациям,

интересам, готовности к обучению на данной ступени образования и продолжению

обучению на последующей ступени, мотивации к обучению) представляются и

формулируются с учетом основных целей общего образования.

Приоритетными являются те личностные результаты, которые преимущественно

образования, именно те результаты, за формирование которых в основном несёт

ответственность образовательное учреждение.

В педагогических измерениях различают три уровня результатов образования

Первый уровень – планируемый, тот, который заложен в государственных

Второй уровень – реализуемый – характеризует те результаты, к которым

отношения к предмету, профессиональной квалификации.

Третий уровень – достигнутый, уровень реальных достижений учащихся.

Все три уровня представления результатов образования отличаются друг от дру-

га. Реальные достижения учащихся ниже планируемого уровня в образовательных

стандартах и реализуемого учителями.

Стандарт гарантирует возможность для достижения каждым учащимся плани

-руемых результатов образования при выполнении условий организации учебного

процесса, указанных в стандарте.

Одно из основных назначений системы оценки результатов образования – выя

требований служит основанием при определении содержания и критериев оценки.

Образовательный стандарт фиксирует объем и уровень полноценного образова-

ния по каждой его области, учебной дисциплине и курсу. Все, чем обязан овладеть

учащийся на уровне планируемых стандартом требований к результатам образова-

ния, должно стать его личным достоянием, усвоено сознательно и прочно.

Первым шагом обновления системы оценки становиться обязательность провер-

ки и оценки овладения учеником теми знаниями и умениями, на которые можно

опереться при организации последующего обучения, его дальнейшей дифферен-

циации и специализации.

Объективность оценки предполагает, во-первых,

планируемым целям, в данном случае – требованиям к результатам образования,

т.е. валидность содержания проверочной работы.

Во-вторых, объективность оценки невозможна, если не будет обеспечена одно-

значность оценки работы учащегося любым проверяющим. Выполнение этого

условия во многом зависит от выбора формы и способа оценки.

Данная система оценки включает различные формы и способы оценки, при

процедур принятой системе требований к освоению образовательных программ.

Для оценки достижения требований к результатам образования (построения

образовательных достижений учащихся, учитывающей динамику их развития. Она

должна включать создание системы мониторинга образовательных достижений

учащихся от стартовой диагностики до определения индивидуального прогресса

Среди отличительных особенностей предлагаемой системы оценки следует особо

результатов образования (оценка предметных,

метапредметных и личностных результатов общего образования);

• использование планируемых результатов освоения основных образовательных

программ в качестве содержательной и критериальной баз оценки;

основе деятельностного подхода, проявляющегося в способности к выполнению

учебно-практических и учебнопознавательных задач;

• оценка динамики индивидуальных образовательных достижений учащихся;

сочетание внешней и внутренней оценок как механизма обеспечения качества

и неперсонифицированных процедур в целях оценки состояния и

тенденций развития системы образования, а также в иных аттестационных целях;

• использование накопительной системы оценивания, характеризующей динамику

индивидуальных образовательных достижений;

со стандартизированными письменными или устными

работами таких методов оценки, как проекты, практические работы, творческие

работы, самоанализ и самооценка, наблюдения и др.;

• использование контекстной информации об условиях и особенностях реализации

претерпеть определенные изменения. Готовность и способность к самостоятельной

познавательной деятельности, к поиску смыслов учебной деятельности, к само-

самооценку и другие необходимые учебные действия не будут сформированы, если

выполнения репро- дуктивных заданий.

Это означает, что и выбор технологий обучения не может вестись учителем

Выбирая ту или иную технологию, следует в первую очередь оценивать ее

особенностей системы планируемых результатов и системы оценки их достижения:

достижение всех

планируемых

результатов —

метапредметных, предметных, —или только их части, связанной с освоением

требования? Если да, то как, какими средствами?

она дифференцировать

требования к освоению содержания

образования? Предусматривает ли выделение в этих требованиях базового и

требования? Если да, то как, какими средствами?

ли учитывать возрастные особенности? Помогает ли учителю в

самостоятельную учебную деятельность?

–Позволяет ли формировать ученическое сообщество? Помогает ли учителю в

использовать для мотивации учащихся вести совместную учебную деятельность

(например, в парах,малых группах)?

–Какую систему

оценки предлагает?

самостоятельной оценочной деятельности детей? Предусматривает ли оценку

индивидуального прогресса? Как, какими средствами? Как в ней соотносятся

системы текущего, промежуточного и итогового оценивания?

Это далеко не полный список вопросов, по которому следует в первую очередь

оценивать избранную для преподавания технологию обучения. В настоящее время

коррекции. Но на ряду с этим, в практике обучения сложились определенные

адекватны требованиям ФГОС следующие технологии (практики) обучения.

Практика обучения, основанная на дифференциации требований к уровню

уровневой дифференциацией обучения.

Ее реализация предполагает проецирование системы итоговых результатов на

соответствующие этим результатам примеры учебных заданий, образцы учебных

действий открыто предъявляются всем учащимся с самого начала изучения соот-

В частности, открыто и в доступной форме (на примерах заданий) демонстри-

руется различие в заданиях базового и повышенных уровней или в критериях

достижения данного результата на базовом и на повышенном уровне.

В отношении освоения повышенных уровней технология рекомендует руково-

Оценка достижения базового уровня ведется в этой технологии на основе дихото-

Обязательность освоения базового уровня не позволяет учителю оставить

необходимость использования накопительной системы оценки.

Возможность освоения учащимися базового уровня в любой момент учебного

процесса — сразу после введения нового материала или чуть позже, после его

отработки и закрепления или даже много позже, после повторных разъяснений

учителем, — означает необходимость такой организации учебного процесса, при

котором все дети фактически учатся в индивидуальном темпе.

Такая индивидуализация учебного процесса может вестись, например, на основе

группами (группами, состав которых может меняться

даже на одном и том же уроке, в зависимости от достижения или недостижения

детьми базового уровня). В этом случае учитель поочередно уделяет приоритетное

внима- ние одной или другой группе учащихся — тем, кто уже достиг базового

уровня, или тем, кто еще его не достиг. Другая же группа в это время работает

самостоятельно над выполнением предложенных учителем заданий. Например,

учитель работает с

группой учащихся, достигших базового уровня, а остальные учащиеся выполняют

разъясняет учебный материал или алгоритм действий группе детей, не достигших

индивидуальные или групповые задания, направленные на применение изученного,

интеграцию с материалом других предметов и т.д.

Индивидуализировать учебный процесс можно и на основе заранее подготов-

ленного списка заданий, которые учащиеся выполняют в определенном порядке:

сначала нужно выполнить, например, первые 2–3 задания базового уровня, а затем

— кто сколько успеет –дополнительные задания № 4–6 повышенного уровня.

Учитель же выполняет роль консультанта, помогая тем, кому это требуется.

Возможны и иные технологичные приемы, позволяющие учителю индиви-

дуализировать учебный процесс.

Использование этой технологии предполагает постоянный мониторинг учебных

Уровневая дифференциация обучения может сочетаться с другими базовыми

учебных ситуаций и обучением с использованием ИКТ.

Практика обучения на основе учебных ситуаций исходит из фундаментального

положения о том, что между обучением и развитием человека всегда стоит его

организации условий, которые бы позволяли включать активность и осознанность

ребенка. Т.е. при постановке учебного задания необходимо предусмотреть создание

таких условий, которые бы инициировали (или даже провоцировали) собственные

учебной ситуации психологи вкладывают следующий смысл : «Это такой фрагмент

урока, в котором, выполняя задание, ученик совершает действия, которые далее

станут его собственными, превратятся в его собственные приобретения, станут

Иными словами, говоря об учебной ситуации, говорят о такой аранжировке

младших школьников — как обусловленным возрастным развитием, так и сугубо

индивидуальным. Поясню сказанное на примере. Одно и то же задание (например,

задание написать отзыв о прочитанной книге) будет выполняться ребенком по-

разному в зависимости от того, как его преподнесет учитель, — как очередное

отзывов, к которой может обратиться любой ученик класса, выбирая себе книгу для

чтения. В последнем случае шанс включения ребенка в осознанную деятельность, в

ходе которой осваивается способ написания отзывов, значительно выше.

В начальной школе, как показывает опыт, педагогически эффективными являются

учебные ситуации, использующие:

соревнования — командные и индивидуальные;

• элементы проектной (творческой, конструкторской, социальной) деятельности,

• элементы исследовательской деятельности:

маркировка, группировка и упорядочивание, классификация, сопоставление и

сравнение объектов, в ходе выполнения и обсуждения которых учащиеся

эксперименты с изучаемыми объектами, в ходе которых выявляют и устана-

вливают общие и особенные свойства изучаемых объектов, устанавливают

существенные связи и закономерности;

описание и оценка;

проведение мини-исследований, в ходе которых выдвигаются и проверяются

гипотезы, используются рассуждения, аргументация, обоснования действий

и суждений и т.д.;

создание учебных моделей и установление их связи с изучаемыми объектами

и элементами символьного ряда;

элементы деятельности в контексте, максимально приближенном к реаль-

ным жизненным ситуациям, в ходе которой на основе приобретенных знаний

действий (плакаты, памятки, инструкции, списки слов…).

Реализация требований Стандарта предполагает и активное использование в

использование возможностей ИКТ для реализации деятельностного подхода.

заданий. В 2 ч. / М.Ю. Демидова, С.В. Иванов, О.А. Карабанова и др.; под ред. Г.С.

Ковалёвой, О.Б. Логиновой. М. : Просвещение, 2009. 215 с. (Стандарты второго


В общегосударственном плане качество образования – это его соответствие современным жизненным потребностям развития страны.

В педагогическом плане - это ориентация образования не столько на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, сколько на развитие личности. Образовательное учреждение должно формировать новую систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть современные ключевые компетенции, что и составляет современное содержание образования.

Сегодня на федеральном уровне особое внимание уделяется формированию единого образовательного пространства через оценочные процедуры с одинаковой шкалой, едиными требованиями, подходами во всех регионах РФ.

Одной из оценочных процедур Всероссийской системы качества образования являются Всероссийские проверочные работы (ВПР). ВПР позволяют осуществить диагностику достижения предметных и метапредметных результатов, в т.ч. уровня сформированности универсальных учебных действий (УУД) и овладения межпредметными понятиями, а также оценку личностных результатов обучения.

Специалисты утверждают, что ежегодное проведение ВПР в результате позволит:

Психологически подготовить обучающихся к экзаменам в старших классах, в частности к ОГЭ и ЕГЭ.

Определить количество и уровень знаний, которые были получены в течение пройденного года обучения.

Даст стимул к систематическим занятиям в течение всех лет обучения, а не только в выпускных классах.

Будут видны недостатки учебной программы по проверяемым предметам.

Родители будут в курсе уровня знаний своего ребёнка.

Даст возможность улучшить общую систему обучения.

Результаты ВПР используются на разных уровнях

Общероссийский Федеральные органы власти используют результаты ВПР, чтобы: сформировать единые ориентиры в оценке результатов обучения; позволяют осуществить мониторинг результатов введения федеральных государственных образовательных стандартов; разработать региональные и внутришкольные механизмы самоаудита и самоконтроля; сформировать единое образовательное пространство в стране

Региональный Регионам результаты ВПР нужны, чтобы: провести диагностику качества образования на региональном уровне; сформировать программы повышения квалификации педагогов; совершенствовать региональную систему оценки качества образования

Родители и обучающиеся Результаты выполнения ВПР служат родителям для выявления проблемных зон в обучении, определения образовательной траектории своих детей.

Главная цель проведения ВПР – получить объективную оценку качества образования, выявить проблемы в преподавании конкретной предметной области, чтобы своевременно произвести коррекцию.

После проведения ВПР школы с низкими результатами обучения должны разработать пути повышения образовательных результатов.

Рассмотрим варианты возможных решений по результатам ВПР :

1.Решения относительно ученика.

- Здесь необходимо выяснить, на каком уровне освоена основная образовательная программа (повышенный, высокий, базовый ниже базового, критический). Принимаются решения относительно продолжения обучения школьником на следующей ступени образования.
- Проектирование индивидуальных образовательных маршрутов для школьников-участников оценочной процедуры.
- Также готовятся педагогические рекомендации для индивидуальной поддержки обучающегося (какие имеются дефициты в необходимых для продолжения обучения знаниях и навыках, и каким образом их можно восполнить).

2.Решения относительно учителя.

- Полученные данные могут использоваться для аттестации педагога. В этом случае результаты итоговой оценки обучающихся должны служить одним из критериев деятельности педагога.
- Выработка плана профессионального развития и повышения квалификации с целью преодоления профессиональных дефицитов, выявленных в ходе итоговой оценки обучающихся, и повышения качества обучения школьников.

3. Решения относительно школы.

Администрация образовательной организации:
- может учитывать результаты ВПР в качестве одного из критериев результативности работы школы при проведении самообследования школы.
- Использовать результаты в рамках Внутришкольного Контроля по предмету и классу с низким % выполнения работы.
- проектировать систему методической работы и повышения квалификации педагогов.

Общая черта для заданий ВПР по всем предметам – практикоориентированность. Поэтому одним из условий повышения качества образования является регулярное выполнение практико-ориентированных заданий как на уроке, так и во внеурочной деятельности.

Следует помнить, что большим потенциалом обладают упражнения, направленные на формирование действий самоконтроля. Необходимо планировать диагностический контроль по выявлению пробелов в знаниях и умениях обучающихся, формировать у них диагностико-коррекционные действия.

Результаты ВПР должны стать объектом пристального внимания учителей. В течении всего учебного года должна проводиться кропотливая работа по подготовке обучающихся к независимой оценке качества образования как на уроках, так и во внеурочное время по предмету.

Предлагаем Вашему вниманию рекомендации педагогам для повышения образовательных результатов

1. Проанализировать результаты ВПР и провести поэлементный анализ уровня достижения планируемых результатов обучения, установить дефициты в овладении базовыми знаниями и умениями как для каждого обучающегося, так и для класса в целом. Необходимо внести изменения в тематическое планирование по предметам в связи с результатами Всероссийских проверочных работ. Важно включить учебные часы на повторение тем, по которым получены низкие результаты, уточнить виды учебной деятельности обучающихся.

2. Необходимо реализовать преемственные связи с начальным общим образованием в основной школе. Следует приступать к изучению каждой темы, продолжающей тему начальной школы, с уровня, гарантированного программой, по которой обучались дети в начальной школе.

3. Особая роль возлагается на грамотную работу методического объединения. Руководителям МО на заседаниях необходимо рассмотреть и произвести детальный анализ результатов ВПР, выявить проблемы, оказать методическую помощь учителям начальных классов и учителям-предметникам, показавшим низкие результаты. Должны быть определены задачи на новый учебный год.

4. Использовать результаты анализа для совершенствования методики преподавания предметов

5. При разработке рабочих программ по предмету включить такие задания, чтобы развить вариативность мышления обучающихся и способности применять знания в новой ситуации, создавать и преобразовывать модели и схемы для экспериментальных задач.

6. Проектировать и проводить уроки в логике системно-деятельностного подхода. 7. Усилить работу по формированию УУД: применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и заданий из смежных дисциплин; включает учебно-практические задания, которые диагностируют степень сформированности универсальных учебных действий у обучающихся. Усилить работу по развитию коммуникативных и познавательных УУД.

8. Организовывать коллективную проектную деятельность.

10. Следует вести разъяснительную работу с родителями обучающихся о целях ВПР, ознакомить с результатами ВПР в образовательной организации, проводить работу по консультированию родителей.

11. Каждому учителю повысить личную ответственность при организации, проведении и проверке ВПР.

Читайте также: