Какого место сферы услуг в обеспечении потребностей населения

Обновлено: 19.05.2024

Узнаем. Что такое сфера услуг и какие виды деятельности она объединяет. Каковы особенности развития и размещения видов деятельности, входящих в сферу услуг. Какова роль сферы услуг в современном хозяйстве.

Размышляем. Почему в структуре мирового ВВП сфера услуг по стоимости продукции стала преобладать над сферой материального производства?

26.1. Виды услуг и структура сферы услуг. Вы уже знаете, что виды деятельности, относящиеся к сфере материального производства, создают продукцию в форме вещества и энергии. Все это – реальная продукция, которую можно, например, перевозить, производить в одном месте, а использовать в другом. Поэтому все виды деятельности материального производства иногда называют реальным сектором хозяйственной деятельности людей .

Продукцией видов деятельности, входящих в сферу услуг, являются действия, направленные на удовлетворение разнообразных материальных и духовных потребностей человека . Насколько многообразны потребности человека, настолько разнообразны и виды деятельности, входящие в сферу услуг. Развитие сферы услуг тесно связано с развитием материального производства. Определяющее влияние на формирование современной сферы услуг оказал социальный и научно-технический прогресс.

Рассмотрим это на конкретных примерах. Производство больших объемов продукции в сельском хозяйстве и промышленности требовало обмена ею и способствовало развитию торговли. Обмен продукцией предполагал ее перемещение с одного места в другое. Для этого нужно было развивать транспорт и транспортные услуги. Торговля была связана с денежными расчѐтами, что способствовало развитию финансовых, банковских услуг. Производство большого количества техники требовало ее обслуживания и ремонта. Поэтому, например, возникали услуги по ремонту автомобилей. Развитие науки и усложнение знаний об окружающем мире способствовало развитию образования. В связи с развитием машинного производства и ростом производительности труда увеличилось благосостояние людей. У них появилось больше свободного времени. Это способствовало развитию услуг в сфере отдыха. Под влиянием всего перечисленного количество видов деятельности в сфере услуг постоянно увеличивалось, а сама сфера услуг по стоимости продукции превзошла материальное производство.



Услуги транспорта и связи направлены на обеспечение перевозок грузов и пассажиров, а также на передачу информации. Торговля включает деятельность по перераспределению материальной продукции между производителями и потребителем. Торговля бывает оптовой и розничной (рис. 2).


При оптовой торговле продукция продается партиями, обычно с целью ее дальнейшей обработки и перепродажи. Розничная торговля предназначена для продажи продукции конечному потребителю. Финансовая деятельность связана с накоплением и перераспределением денежных ресурсов (рис. 3). В образовании оказываются услуги по передаче знаний (рис. 4). Услуги в области здравоохранения направлены на обеспечение здоровья человека, лечение болезней (рис. 5).




Как видно из приведенных примеров, каждый вид услуги – это совокупность определенных действий, направленных на удовлетворение разнообразных потребностей современного человека.
Спрос на определенные виды услуг в мире существенно различается. Соответственно различаются и их масштабы, а также стоимость оказываемых услуг. Соотношение масштабов оказываемых услуг по их видам позволяет определить структуру сферы услуг. Ведущее место в ней занимают транспорт и связь, торговля, финансовая деятельность.

26.2. Особенности развития и размещения сферы услуг. Особенности развития и размещения сферы услуг обусловлены особенностями самой услуги как вида деятельности. Услуга – это одно или несколько действий. Ее нельзя оказать про запас, действия выполняются там и тогда, когда в них возникает необходимость. Услуга неотделима от того, кто ее предоставляет, поэтому для ее получения необходимо обратиться к непосредственному производителю услуги. Качество услуг является непостоянным и зависит от многих факторов. Например, на качество транспортных услуг существенное влияние могут оказать погодные условия.

С учетом перечисленных особенностей происходит размещение предприятий сферы услуг. Если предприятия материального производства могут размещаться в одном месте, а их продукция потом поставляется во все страны мира, то предприятия сферы услуг стремятся приблизиться к потребителю, чтобы ему было удобно получать ту или иную услугу.

Так, например, крупные банки создают свои многочисленные отделения и филиалы в разных странах и населенных пунктах. Продуктовые магазины, аптеки, парикмахерские, мастерские по ремонту одежды и обуви стремятся размещаться в шаговой доступности от потребителя. (Приведите другие примеры приближения предприятий сферы услуг к потребителю.)

Наиболее значительных масштабов сфера услуг достигла в экономически развитых странах. Для этих стран характерно также большое разнообразие видов оказываемых услуг и густая сеть предприятий и организаций сферы услуг. В развивающихся странах сфера услуг сосредоточена преимущественно в крупных городах. Для жителей сельской местности этих стран многие виды услуг являются недоступными или качество их оказания очень низкое.

26.3. Роль сферы услуг в современном хозяйстве. Сфера услуг играет определяющую роль в структуре современного мирового хозяйства и национальных хозяйств большинства стран мира. В структуре ВВП экономически развитых стран доля сферы услуг составляет 70 % и более, а у большинства развивающихся стран находится на уровне 50 %. В этих видах деятельности сегодня занята основная часть экономически активного населения. В перспективе виды деятельности сферы услуг будут становиться все более разнообразными, их роль в хозяйственной деятельности людей всех стран будет возрастать.

Для некоторых стран виды деятельности сферы услуг имеют важное экспортное значение. Например, для нашей республики, благодаря ее выгодному географическому положению, значительными являются доходы от экспорта транспортных услуг. Через территорию нашей страны осуществляется перевозка грузов и пассажиров из Европы в Россию и страны Азии. Перевозчики из этих стран оплачивают те транспортные услуги, которые оказываются им на нашей территории, в том числе платят за пользование нашими транспортными путями. Основой экономики многих стран является оказание туристических или банковских услуг (Багамские острова, Кипр).

Обобщим и запомним. Услуга – это одно или несколько действий, направленных на удовлетворение разнообразных материальных и нематериальных потребностей человека. Основными видами деятельности в сфере услуг являются транспорт и связь, торговля и финансовая деятельность. Главной особенностью развития и размещения видов деятельности сферы услуг является их приближение к потребителю. Наиболее высокого уровня сфера услуг достигла в экономически развитых странах, где она характеризуется большими масштабами оказания услуг и их разнообразием.

2. В чем заключаются основные отличия продукции сферы услуг от продукции материального производства? 3. Какие виды деятельности являются ведущими в структуре сферы услуг и почему? 4. Какова главная особенность размещения видов деятельности сферы услуг? 5. В каких странах и почему сфера услуг получила наибольшее развитие? 6. Какую роль играет сфера услуг в современном хозяйстве?

От теории к практике. Представьте, что вы решили заняться оказанием одного из перечисленных видов услуг: транспортные перевозки пассажиров, парикмахерские услуги, услуги по ремонту обуви, гостиничные услуги, ресторанные услуги. Перечислите виды действий, которые необходимо будет совершить, оказывая данный вид услуги. Продукцию каких видов промышленной деятельности вы будете использовать для оказания данной услуги?

Обсудим. Как вы считаете, сможет ли так произойти, что процесс оказания услуг будет полностью автоматизирован? Если да, то какие виды услуг могут быть автоматизированы в первую очередь, а в оказании каких услуг еще долго будет задействован человек?

Для любознательных. Используя разные источники информации, определите, какие компании являются крупнейшими в мире по оказанию услуг определенного вида (розничной торговли, авиаперевозок пассажиров, банковских услуг, информационных услуг, гостиничного бизнеса, туризма). Где находятся их штаб-квартиры и в каких регионах и странах они осуществляют свою деятельность?

Submit to our newsletter to receive exclusive stories delivered to you inbox!


Энджелл

Лучший ответ:


Суррикат Мими

"Обеспечение прав и свобод человека и гражданина в деятельности органов внутренних дел (организационно-правовые аспекты): Курс лекций" (Бутылин В.Н., Гончаров И.В., Барбин В.В.) ("Академия управления МВД России", 2007)

АКАДЕМИЯ УПРАВЛЕНИЯ МВД РОССИИ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА
В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
(ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ)
КУРС ЛЕКЦИЙ
В.Н. БУТЫЛИН, И.В. ГОНЧАРОВ, В.В. БАРБИН
Рецензенты:
Прудников А.С., заслуженный юрист РФ, доктор юридических наук, профессор (Московский университет МВД России);
Альхименко В.В., заслуженный юрист РФ, кандидат юридических наук, профессор (Институт государства и права РАН);
Коробов В.Б., доктор юридических наук, профессор (Академия управления МВД России).
ПРЕДИСЛОВИЕ
Российскому государству, строящему новый общественный строй, приходится решать различные по характеру проблемы политического, экономического, социального, духовного характера, связанные с идеями прав человека. Трудный путь России к правовому государству, господству прав человека осложняется рядом негативных факторов прошлого и настоящего: многовековыми традициями деспотизма и крепостничества, всесилием властей и бесправием населения, стойким правовым нигилизмом большинства населения, несоблюдением и неисполнением законов, низкой правовой культурой управляющих и управляемых, в целом общества. В России еще не создано настоящее гражданское общество, а возможности его саморегуляции оказались преувеличенными.
В то же время необходимо признать, что в российском обществе постепенно формируется понимание важности проблем обеспечения прав человека, верховенства прав и свобод человека как основы правового государства. Государство провозгласило, что "человек, его права и свободы являются высшей ценностью", и приняло на себя обязанности по их признанию, соблюдению и защите (ст. 2 Конституции Российской Федерации). Данные положения составляют основы конституционного строя России, которым не могут противоречить другие принципы, определенные Основным законом. Права и свободы человека являются непосредственно действующими, определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием, осуществляемым только судом (ст. 18 Конституции РФ).
Уровень демократического развития общества определяется не только формальным признанием приоритета прав и свобод человека и гражданина, включая их закрепление в национальном законодательстве и провозглашение общепризнанных норм и принципов международного права в области прав человека частью правовой системы Российской Федерации. В обществе должен быть создан эффективно действующий государственно-правовой механизм охраны и защиты прав и свобод человека, позволяющий индивиду воспользоваться существующими правовыми и организационными процедурами с целью фактической реализации своих прав и свобод.
Особое место в механизме обеспечения прав и свобод человека и гражданина занимают органы внутренних дел - специально уполномоченные государственные органы, деятельность которых непосредственно направлена на охрану и защиту этих прав и свобод. К сожалению, на практике использование органами внутренних дел своих полномочий не всегда сочетается с такими принципами, как законность, обоснованность и соразмерность, что нередко приводит к нарушениям прав и свобод личности. Поэтому важную роль в профессиональной подготовке личного состава органов внутренних дел играет общетеоретическая правовая подготовка, непосредственно направленная на формирование у сотрудников и их руководителей системы теоретических и практических знаний, использование которых поможет переосмыслить и скорректировать практику обеспечения указанных прав и свобод.




Вы можете из нескольких рисунков создать анимацию (или целый мультфильм!). Для этого нарисуйте несколько последовательных кадров и нажмите кнопку Просмотр анимации.

Другие вопросы:


Пармезан Черница

про що розповідається в книжці , яку ти нещодавно прочитала. напиши про це текст - розповідь. 5-7 речень попелюша


Суррикат Мими


Главный Попко

Прочитайте, переведите текст и выберите правильный ответ: This story is set in Wales in the Middle Ages. There was a prince whose name was Llevellyn. He lived in a valley. He had a baby-son. He also had a dog called Gelert. One day the prince went hunting. He left the dog to watch the baby. Some wo.


Энджелл


Энджелл

Подчеркните слова,в которых ь не является разделительным,а обозначает мягкость согласных. Обозначьте орфограммыСер..ёзная,опа..ность,об..единиться с друз..ьями,пис..мо мал..чика,об..явить благодарность,счас..ливое де..ство,под..ехать к мосту,люблю кос..бу,с..едобный гри. вз..ерошенные вороб..и,ле.



Таня


Васян


Екатерина

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Сформировать представление о составе и роли третичного сектора в экономике страны.

Развивать мышление обучающихся, привлекая к анализу таблиц, обобщению материала и формулировке выводов.

Развивать эмоциональную сферу личности и познавательные интересы школьников путем изложения дополнительного материала по проблемам развития инфраструктурного комплекса России.

Воспитывать организованность, внимание учащихся, стремление рационально использовать время.

Создать условия для организации внутригруппового сотрудничества и делового общения; совместной выработки решений; публичного выступления, презентации результатов работы;

Планируемые результаты:

Предметные: определять состав и значение сферы услуг; раскрывать зависимость развития сферы услуг от экономического освоения территории.

Метапредметные: поиск и выделение необходимой информации, анализ объектов с целью выделения признаков.

Личностные: сформирование ответственного отношения к учению, готовность к саморазвитию; ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях; выполнять самоанализ полученных знаний.

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний.

Учитель: Продолжаем знакомство с особенностями развития хозяйства России.

Вспомним, что называется хозяйством страны? (Хозяйство - совокупность предприятий и учреждений, удовлетворяющие потребности населения)

Синоним слова хозяйство (ЭКОНОМИКА)

Какие проблемы стоят перед экономикой любого государства ? (что, как и для кого)

Пожалуйста, сформулируйте главную задачу хозяйства страны? ( обеспечение населения благами)

главные субъекты экономической деятельности: это люди, фирмы, предприятия, учреждения . Они объединяются в отрасли, сферы, межотраслевые комплексы и сектора.

Вспомним, какие сектора выделяют по видам хозяйственной деятельности в экономике нашей страны. (Первичный и вторичный)

Учитель : Как еще называют этот первичный сектор?

Ученик: Его называют добывающим.

Учитель: Главная задача этого сектора?

Ученик: Добыча полезных ископаемых и сырья.

Учитель: Следующий сектор хозяйственной деятельности.

Ученик: Вторичный сектор.

Учитель: Чем он занимается?

Ученик: Переработкой сырья

Задания.

1 ученик. Из предложенного перечня отраслей выбрать, те, которые относятся к первичному сектору экономики: горнодобывающая промышленность, химическая промышленность, машиностроение, лесная промышленность, сельское хозяйство.

2 ученик. Из предложенного перечня отраслей выбрать, те которые относятся к вторичному сектор у экономики: электроэнергетика, горнодобывающая промышленность, машиностроение, рыбная промышленность, легкая промышленность

Учитель : Кроме первичного и вторичного сектора в экономике нашей страны есть еще один сектор?

Этот сектор называется - третичный.

III. Изучение нового материала

Ученики: Это понятие означает

1 .Инфраструктура от лат. infra — ниже, под и structura — строение, расположение.

2. Инфраструктура - это Термин для обозначения комплекса отраслей хозяйства, обслуживающих промышленное и сельскохозяйственное производство.

3. Инфраструктура - отрасли экономики, научно-технических знаний, социальной жизни, которые непосредственно обеспечивают производственные процессы и условия жизнедеятельности общества (Словарь Ожегова)

4. Инфраструктура – это совокупность сооружений, зданий, систем и служб, необходимых для нормального функционирования и обеспечения повседневной жизни населения

Учитель: Как видим определений много, но в тетрадь мы запишем только одно из них.

Третичный сектор или инфраструктурный комплекс стал преобладающей отраслью в экономике ведущих стран мира. Обратите внимание на таблицу 9 стр.63 учебника, которая показывает долю сферы услуг в экономике отдельных государств. Проанализируйте таблицу и сделайте вывод о тенденциях развития сферы услуг в США, Великобритании, ФРГ и России .

Ученик: Мы видим, что доля третичного сектора в экономике США, Великобритании и ФРГ очень высокая, она составляет более 70%, а в России 55%, можно сделать вывод, что развитие инфраструктурного сектора в нашей стране значительно отстает от ведущих стран мира.

Учитель: Почему такое отставание? Ведь наша страна имеет огромную территорию, богатый природно - ресурсный потенциал? Возникает проблема? Связаны ли между собой экономическое развитие страны и развитие третичного сектора? Мы можем решить эту проблему ? Ученик : Нам не хватает знаний по этой теме.

Учитель: Следовательно, чтобы решить проблему, что мы должны узнать и понять сегодня на уроке.

Ученик: 1. Чем занимается инфраструктурный комплекс, какую продукцию он производит.

2.Установить его отраслевой состав.

3.Рассмотреть особенности развития на территории России.

4.Показать роль в экономике.

5.Выявить проблемы развития комплекса.

6 .Установить взаимосвязь между экономическим развитием страны и развитием инфраструктурного комплекса.

Учитель: Этот жизненно важный комплекс состоит из двух взаимосвязанных групп отраслей: коммуникационной системы и сферы обслуживания. (рис. 23; стр. 63) .

Р ассмотрим 1 часть инфраструктурного комплекса- сферу обслуживания.

Подумаем, какую продукцию производить инфраструктурный комплекс? И чем эта продукция отличается от продукции первичного и вторичного сектора.

Ученик: Инфраструктурный комплекс производит услуги.

Учитель: Что такое услуга?

Это особый вид продукции, который потребляется не в виде вещи, а в качестве деятельности. (Запишем в тетрадь)

Учитель: Какие виды услуг вы знаете, и являетесь ли вы их потребителями?

Ученик: Я считаю, что являюсь потребителем услуг потому, что каждый день хожу в магазин, езжу на автобусе в школу, а сейчас я получаю образовательные услуги

Ученик: Есть еще медицинские услуги, электроснабжения, теплоснабжения.

Учитель: Если бы вам предложили составить классификацию услуг, какие бы признаки, вы бы положили в основу классификации. Найдите интересующую нас информацию в таблицах учебника стр.61-62, таб. 7-8. И сделайте выводы.

Ученик: 1. Анализируя таблицу, я пришла к выводу, что услуг очень много. Их можно разделить по характеру, периодичности потребления и по широте потребления.

По характеру услуги бывают материальные и нематериальные. К материальным относятся такие как торговля, общественное питание, транспорт, связь. К нематериальным образование культура, здравоохранение, оборона, государственное управление.

2.Ученик: продолжает. По периодичности получения все услуги можно с группировать в две группы. Первая группа – постоянные к ним относятся жилищное обслуживание, покупка продуктов, транспортное обслуживание и нужные иногда - парикмахерские, больницы, автосервис, ремонтные службы. Еще одна большая группа по широте потребления : нужные всем - покупка продуктов, многим- транспортные услуги, нужные немногим - автосервис.

Учитель: А теперь, ребята, проведем небольшую игру по этим таблицам , чтобы лучше запомнить классификацию услуг. У вас на партах лежат карточки с профессиями. Наша задача определить к каким отраслям, оказывающим услуги относятся эти профессии и какие виды услуг по характеру и периодичности они производят.

- Учитель . Моя профессия относится к отрасли – наука и образование . Значит моя услуга по характеру - нематериальная , по периодичности потребления – постоянная , по широте круга потребителей – нужная немногим .

- Парикмахер . Твоя профессия, к какой отрасли относится? (бытовое обслуживание)

Значит твоя услуга по характеру, какая? Материальная . По периодичности? Нужная иногда. По широте потребителей? Нужная всем

- Водитель автобуса. Моя профессия относится к отрасли транспорт. (По характеру - материальная, по периодичности получения- постоянная, по кругу потребителей –нужна многим

– Врач. Моя профессия относится к отрасли здравоохранение. По характеру – нематериальная, по периодичности – нужные иногда, по кругу потребителей - нужные немногим.

Учитель: Все эти отрасли объединяются в очень важную группу отраслей, которая называется сфера обслуживания.

Самостоятельная работа.

Задание1 . Составить перечень предприятий по отраслям производящим услуги и заполнить таблицу:

Название отрасли

Предприятия, производящие услуги

Наука и образование

Здравоохранение и физкультура

Культура и искусство

Торговля и общественное питание

Бытовое обслуживание

Социальное обеспечение

Государственное управление

Финансово-кредитная сфера

Задание2. Составить перечень предприятий сферы услуг на территории микрорайона, в котором находиться наша школа.

П редполагаемый ответ : На территории нашего района есть много предприятий, которые оказывают услуги населению -это школы, детские сады, библиотеки, множество магазинов, спортивная площадка.

Задание 3 Используя статистические материалы, сделайте сравнительный анализ занятости инфраструктурой территории Центрального района и Дальнего Востока.


Название района


Доля инфраструктуры в территории, в%

Предполагаемый ответ. Анализируя, развитие инфраструктуры. Я пришла к выводу, что чем лучше освоена территория, тем больше на ней разнообразных инфраструктурных сооружений: дорог, линий электропередач, водопроводов, зданий, сооружений, жилья. Например, в наиболее развитом районе страны - Центральном – инфраструктурой занято10% территории, а на Дальнем Востоке – только 0,5%. Это можно объяснить тем, что в Центральном районе проживает больше людей, выше плотность населения и лучше развито хозяйство, чем на Дальнем Востоке.

Учитель: Действительно развитие отраслей сферы услуг во многом зависит от заселенности и экономического освоения территории. Одна из проблем в России- это слабое развитие инфраструктурного комплекса.

И сейчас это приоритетная задача перед нашим государством.

Учитель: Обратите Внимание на рис 23 стр. 63, что кроме сферы обслуживание в инфраструктурный комплекс входит еще одна группа отраслей. Что это за группа как она называется, чем занимается, какие отрасли включает?

Учитель: Какие виды транспорта и связи вы знаете?

Ученик : Транспорт бывает автомобильный, железнодорожный, речной, морской, авиационный, трубопроводный, электронный. Связь бывает почтовая, телеграф, телефон, сотовая, Интернет.

Учитель: Транспорт России-коммуникационная сфера хозяйства по перемещению в пространстве людей и грузов .

Подведение итогов.

Итак, решили ли мы проблему, поставленную в начале урока.

Учитель: Мы можем ответить на вопрос, какую роль играет третичный сектор в экономике? Связаны ли между собой экономическое развитие страны и развитие третичного сектора?

Ученики: Я считаю, что третичный сектор играет ключевую роль в развитии экономики государств. Мы убедились, чем выше уровень развития третичного сектора, тем лучше экономическое развитие, тем выше уровень жизни в стране. Если представить, что экономика единый организм, то Он является – основой фундаментом. Это скелет, кровеносная система хозяйства.

Учитель: Может ли сфера обслуживания и другие отрасли экономики обойтись без транспорта и связи?

У ченик: Я думаю, что не может обойтись без транспорта и связи. Например, наша школа не может обойтись без автомобильного транспорта, он доставляет продукты в столовую, не может она существовать и без связи: телефона, Интернета .

Учитель: Вот почему ведущие страны мира вкладывают много сил и средств в развитие третичного сектора. Вот почему правительство России считает этот инфраструктурный комплекс самым проблемным в хозяйстве страны и его развитие станет приоритетным направление на ближайшие десятилетия.

IV. Закрепление. Тестирование.

1. Установите соответствие:


Частота спроса Вид услуг

1.Повседневные А. Химчистка, прачечная, парикмахерская

2.Эпизодические Б. Покупка мебели, бытовой техники

3.Периодические. В. Покупка продуктов

2. Выберите лишнее:

Сфера услуг включает отрасли: образование, пищевую промышленность, культуру, спорт, сельское хозяйство, транспорт, коммунальное обслуживание, искусство.

3. Дополните: Совокупность сооружений, систем, служб, обеспечивающих условия для нормальной работы населения — это ___________________


Домашнее задание: п.13

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Сферу обслуживания называют еще третичным сектором экономики. Отрасли сферы услуг принято делить на три категории:

Отрасли сферы услуг, которые занимаются обеспечением потребительской активности населения, по своим функциям могут быть условно разделены следующие группы:

  • жилищные услуги — оказание услуг по обеспечению жилья электроэнергией, газом, водоснабжением, канализацией, отоплением, телефонной связью, системой утилизации отходов;
  • услуги социальной поддержки населения: детские сады и детские дома, школы и интернаты, пенсия и социальные пособия, медицинское страхование;
  • розничная торговля и общественное питание (как взаимодополняющие отрасли могут быть объединены в одну функциональную группу);
  • обслуживание клиентов — это обширная группа отраслей, которые связаны как с отраслью услуг, так и с производством: ателье индивидуального пошива одежды, обуви, головных уборов; изготовление мебели на заказ; фотоуслуги; ремонт бытовой техники, обуви, одежды, жилья и т. д.

Следующая группа более обширна:

  • услуги, связанные с личной гигиеной (душевые, прачечные, химчистки, парикмахерские, салоны красоты);
  • услуги на дому (клининг, приборка, стирка, чистка и другое);
  • услуги аренды или проката чего-либо;
  • почтовые услуги;
  • спортивные комплексы, а также спортивно-туристические базы, кемпинги, мотели, пансионаты, гостевые дома и дома для отдыха общего типа;
  • комплексное жизнеобеспечение изолированных групп населения: обитателей домов престарелых, детских домов, инвалидов и неизлечимо больных; образовательных учреждений;
  • ритуальные услуги, связанные с отправлением определенного религиозного культа;
  • организация и уход за кладбищами;
  • услуги крематория;
  • юридические услуги (нотариус, адвокатура, суды — в случаях нарушения личных прав и по другим гражданским делам);
  • банковские услуги;
  • услуги по культурному досугу и образованию — театры, кинозалы, концерты и выставки, цирк, музей, стадионы и клубы культуры, библиотека; в этой области работают газетные, журнальные и книжные издательства, радио и телевидение, книготорговая деятельность;
  • образование и воспитание детей: детские сады и ясли, система общего школьного образования (включая музыку, спорт и т.д.), дома отдыха для школьников, дома юных техников и натуралистов;
  • медицинское обслуживание обеспечивается медицинскими клиниками, поликлиниками, больницами и поликлиниками, скорой медицинской помощью на предприятиях и фельдшерско-акушерскими пунктами (ФАП) в небольших сельских районах, аптеками;
  • обеспечение безопасности людей и защиты их имущественных прав, правопорядка на основе соответствующей части работы полиции, сотрудничества судебных органов в районах, службы пожарной охраны;
  • транспортные услуги, включая пассажирский транспорт, доставку еды и почтовых отправлений, вызов скорой помощи, ремонт автомобилей, автозаправочные станции и другое.

Каждая из соответствующих групп имеет свои собственные модели, проблемы развития и территориальную организацию. Все отрасли вместе взятые можно назвать социальной инфраструктурой общества.

В современном обществе значительная часть всех трудовых ресурсов занята в сфере услуг, и она продолжает расти. Согласно различным расчетам она достигает от 50 до 70 % (в США) от всех работников. В России в 1995 году примерно 30 % всех работников были заняты в сфере услуг (сюда не вошли транспортники и связисты, которые также обслуживают население).

Особенности сферы обслуживания

Согласно ОКВЭД (общероссийскому классификатору видов экономической деятельности) в России с 2005 года согласно международным стандартам выделяют 9 видов услуг:

  • торговля (опт и розница), оказание ремонтных услуг;
  • транспортные услуги и связь;
  • рестораны и гостиницы;
  • банковские, финансовые, кредитные и страховые услуги;
  • недвижимое имущество — купля-продажа, аренда и другие услуги;
  • образовательные услуги;
  • услуги здравоохранения и социальной сферы;
  • услуги, связанные с государственным сектором (обязательное соцобеспечение, обеспечение военной безопасности, госуправление);
  • все прочие социальные, коммунальные и индивидуальные услуги

Положительные условия для развития сферы услуг в России связаны с реформами в экономике, развитием малого бизнеса и выходом на внутренний рынок иностранных компаний, обладающих большим опытом.

  1. Низкая конкуренция снижает уровень предоставляемых услуг.
  2. Значительная доля государственных предприятий, плохо отвечающих реальным потребностям общества и имеющих слабую динамику развития.
  3. Недостатки законодательной базы, регулирующей работу в сфере услуг, что затрудняет предпринимательскую деятельность в этом секторе экономики.

География сферы обслуживания

Сфера услуг включает в себя комплекс услуг, предназначенных для удовлетворения потребностей отдельных лиц, — индивидуальных потребителей.

Услуги могут быть разделены на следующие категории:

  • по распространенности и степени уникальности;
  • по степени уникальности;
  • по себестоимости;
  • по предмету и предмету;
  • по сектору услуг.

В секторе услуг выделяются следующие подсекторы:

  • общественная и розничная торговля;
  • образовательные услуги;
  • услуги в области здравоохранения и социального обеспечения;
  • рекреационные (обеспечение досуга, развлечений, отдыха, восстановления сил и т. д.) и спа-услуги;
  • финансовые и банковские услуги;
  • культурные услуги;
  • услуги связи.

Факторы, влияющие на объем, структуру и частоту использования услуг Специализированных учреждений:

  • материальное благосостояние;
  • индивидуальные характеристики пользователей услуг;
  • местоположение услуг;
  • специалист организации;
  • характер деятельности;
  • способ действия;
  • качество и разнообразие услуг;
  • цена услуги;
  • материальное благосостояние потребителей услуги;
  • наличие свободного времени;
  • сам потребитель услуг (религия; пол, возраст, семейное положение, уровень образования и его социальный статус, состояние здоровья);
  • предпочтения потребителя (культурные, национальные, религиозные);
  • удаленность услуги от места жительства потребителя;
  • предоставление потребителю отдыха или автотранспортной услуги;
  • затраты на разработки, достигнутые за счет использования услуг;
  • возможность использования более чем одной услуги одновременно;
  • центры крупных городов;
  • экономия времени за счет использования различных транспортных услуг для размещения услуг.

Сектор услуг варьируется в зависимости от иерархии. Большинство услуг предоставляется в крупных городах. Напротив, в сельских населенных пунктах количество и разнообразие сервисных компаний не имеет особого значения для населения.

Читайте также: