Укажите какие из приведенных положений можно назвать отличительными признаками правосудия

Обновлено: 30.06.2024

Правосудие – это высшая юрисдикционная деятельность, осуществляемая непосредственно судами от имени государства, на основании Конституции и действующего законодательства РФ.

Для определения понятия правосудия надо прежде всего установить отличительные черты, характерные для данного вида государственной деятельности.

Первым отличительным свойством правосудия является его осуществление только судом. Правосудие вправе осуществлять только указанные в Конституции и федеральных конституционных законах суды, что должно исключить возможность присвоения его функций иными государственными органами и общественными объединениями. А воплощать в жизнь правосудие вправе только судьи, наделенные в законном порядке полномочиями и выполняющие свои обязанности на профессиональной основе, а также, как отмечалось, в установленных законом случаях представители населения.

Вторым отличительным свойством правосудия является рассмотрение дел в определенной форме, в соответствии с установленными законом правилами. Оно происходит в форме судебных заседаний непрерывно, устно и открыто. В нем участвуют стороны, наделенные равными правами для защиты своих интересов.

Третьим отличительным свойством правосудия является то, что оно может осуществляться только определенными законом способами, а именно путем рассмотрения и разрешения в судебных заседаниях в установленном законом порядке юридическихдел.

Порядок рассмотрения различных дел в судах именуется судопроизводством. Конституция РФ предусматривает четыре вида судопроизводства (ч. 2 ст. 118): конституционное, гражданское, административное и уголовное. Федеральное законодательство знает также арбитражное судопроизводство.

Следующим отличительным признаком правосудия является то, что этот вид государственной деятельности может осуществляться только с соблюдением особого порядка (процедуры), который детально определен процессуальным законодательством.

Процессуальный порядок судебного разбирательства призван создать оптимальные условия для установления истины, обеспечивать обоснованность и законность, объективность и справедливость судебных решений, недопущение и устранение ошибок (система обжалования, пересмотр дела по вновь открывшимся обстоятельствам, в порядке надзора и др.), является важной гарантией защиты прав и интересов участников процесса. При осуществлении правосудия судьи обязаны быть беспристрастными и справедливыми (ст. 8 Закона о статусе судей).

Судопроизводство не совпадает с правосудием, являющимся основной формой осуществления судебной власти, ибо первое может закончиться и без осуществления правосудия. Правосудие не исчерпывает всего объема судебной деятельности.

Таким образом, правосудие – это совершаемая в процессуальном порядке правоприменительная деятельность суда по рассмотрению и разрешению гражданских и уголовных дел, подведомственных судам административных дел, а также экономических споров в целях охраны прав и интересов граждан, организаций и государства.

Отправление правосудия осуществляется на основе принципов независимости судей и подчинения их только закону, несменяемости судей, их неприкосновенности, открытости судопроизводства, состязательности и равноправия сторон.

Министерство юстиции РФ, его стуркутра, основные задачи, полномочия и организация деятельности.

Министерство юстиции РФ (Минюст России) является федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в сфере юстиции, а также координирующим деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти.

Руководство деятельностью Минюста России осуществляет Президент РФ, координирует ее Правительство РФ. Возглавляет Минюст на основе единоначалия Министр юстиции, наделенный значительными полномочиями, назначаемый на должность и освобождаемый от нее Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ.

Минюст России, его территориальные органы, иные органы и учреждения юстиции, а также организации, обеспечивающие их деятельность, образуют систему Министерства. В каждом федеральном округе образованы федеральные управления Минюста России по федеральным округам, в 21 субъекте РФ действуют главные управления, в 63 – управления (отделы) по субъектам РФ.

В соответствии с п. 5 Положения о Минюсте России на него возложены следующие основные задачи: реализация государственной политики в сфере юстиции; обеспечение прав и законных интересов личности и государства; обеспечение правовой защиты интеллектуальной собственности; обеспечение установленного порядка деятельности судов; обеспечение исполнения актов судебных и других органов; обеспечение исполнения уголовных наказаний.

В целях реализации государственной политики в сфере юстиции Минюст России:

координирует нормотворческую деятельность федеральных органов исполнительной власти;

обеспечивает деятельность полномочных представителей Правительства РФ в Государственной Думе и Конституционном Суде РФ;

проводит юридическую экспертизу законопроектов и иных нормативных правовых актов, выносимых федеральными органами исполнительной власти на рассмотрение Президента РФ и Правительства РФ, а также нормативных правовых актов субъектов на предмет их соответствия Конституции РФ и федеральным законам;

осуществляет государственную регистрацию нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, а также проверку отбора ими актов, подлежащих государственной регистрации, и контроль за правильностью и своевременностью их опубликования;

ведет государственный реестр актов федеральных органов исполнительной власти и учет актов субъектов РФ;

ведет федеральный регистр нормативных актов субъектов РФ и проводит их юридическую экспертизу;

участвует в работе по ведению классификатора правовых актов и подготовке Свода законов РФ;

изучает практику применения законодательства РФ в сфере юстиции;

участвует в разработке реализации программ правовой информатизации;

осуществляет информационное обеспечение судов общей юрисдикции;

готовит ежегодные доклады Президенту РФ и Правительству РФ о соблюдении законности органами государственной власти и должностными лицами при принятии ими нормативных правовых актов, о состоянии работы по исполнению актов судебных и других органов, исполнению уголовных наказаний.

Правосудие - это особый вид государственной деятельности, реализуемый в рамках строгих процессуальных правил, предусмотренных законодательством, заключающийся в рассмотрении гражданских, административных и уголовных дел и направленный на защиту интересов личности и государства.

Правосудие обладает рядом отличительных признаков:

2. Цель правосудия – защита интересов личности и государства. Согласно статье 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.

3. Содержание правосудия. Рассмотрение дел в суде осуществляется благодаря процедуре судоговорения.

4. Правосудие осуществляется в соответствии с точно установленной законом процедурой. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства (ст. 118 Конституции РФ). Для каждого дела предусмотрена своя статья закона.

5. Предметом правосудия выступают уголовные, гражданские, административные дела, арбитражные споры, споры в Конституционном Суде.

6. Результатом осуществления правосудия всегда является принятие судом определенного судебного акта: решения; приговора; постановления; определения; заключения. Итоговое судебное решение должно вступить в законную силу, тем самым приобретает свойство общеобязательности. В случае неисполнения решения к нарушителю применяются меры государственного принуждения.

I. Уголовный процесс – это правовые отношения, урегулированные нормами Уголовного процессуального кодекса в деятельности суда, прокурора, следователя, органа дознания, дознавателя и других лиц (свидетелей, потерпевшего, подозреваемого). Правовые отношения возникают при возбуждении, расследовании уголовных дел, при раскрытии преступлений, изобличении виновных, в предотвращении новых преступлений, а также реабилитации каждого необоснованно подвергнутого уголовному преследованию.

II. Гражданское правосудие. Гражданский процесс – это правовые отношений, урегулированные нормами Гражданского процессуального кодекса в деятельности суда лиц, участвующих в деле, и других участников по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений.

Задачами гражданского судопроизводства являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты прав и свобод граждан, организаций, государства и общества. Гражданское судопроизводство должно способствовать укреплению законности и правопорядка, предупреждению правонарушений, формированию уважительного отношения к закону и суду.

Виды гражданского процесса:

1. Приказное производство;

2. Исковое производство;

III. Арбитражное правосудие. Арбитражный процесс – это правовые отношения, урегулированные номами Арбитражного процессуального кодекса в деятельности суда, лиц, участвующих в деле, и других участников по экономическим спорам, по делам о несостоятельности (банкротстве) и иным спорам между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.

Задачами судопроизводства в арбитражных судах являются защита нарушенных прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, а также прав и законных интересов государства в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Особенностью арбитражного процесса заключается в том, что в нём отсутствует досудебный порядок урегулирования споров.

IV. Конституционное правосудие. Основанием к рассмотрению дела является обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Конституции РФ закон, иной нормативный акт, договор между органами государственной власти, не вступивший в силу международный договор.

Задачей конституционного правосудия является защита основ конституционного строя, верховенства Конституции РФ и её прямого действия на территории всего государства.

V. Административное правосудие. Административный процесс - это правовые отношения, урегулированные номами Кодекса об административных правонарушениях, Кодекса об административном судопроизводстве и законами субъектов РФ, регулирующих отношения в сфере исполнительной власти, где управленческая деятельность выступает в качестве объекта правового регулирования

Судебная система РФ

Согласно статье 18 Конституции РФ правосудие осуществляется только судом. Создание чрезвычайных судов не допускается.

В Конституции Российской Федерации прописано, что в государстве действуют:

- Конституционный Суд РФ (статья 125);

- Верховный Суд РФ (статья 126);

- суды общей юрисдикции.

Действующая судебная система построена в первую очередь на принципе федерализма. Поэтому все суды подразделяются на:

- суды субъектов РФ.

Федеральные суды создаются и упраздняются на основании федеральных законов.

Федеральные суды действуют на основании только федерального законодательства, в то время как деятельность судов субъектов РФ регулируется ещё и законами того субъекта РФ, где они действуют. Федеральные судьи назначаются на должность федеральными органами государственной власти, судьи субъектов РФ – законодательным (представительным) органом субъекта РФ или избираются народом. Материальное обеспечение федеральных судов осуществляется из федерального бюджета, а суды субъектов РФ финансируются за счёт средств субъекта РФ (сами же судьи получают заработную плату из федерального бюджета).

Федеральные суды – это орган государственной власти, который создается и упраздняется только Конституцией РФ или федеральным законом. К ним относятся:

1. Конституционный суд РФ – является судебным органом конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства.

2. Верховный Суд РФ – является высшим судебным органом по гражданским делам, делам по разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам, образованным на территории РФ;

3. Федеральные суды общей юрисдикции: верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов; районные суды. Осуществляют судопроизводство по уголовным, гражданским, административным делам;

4. Военные и специализированные суды – осуществляют судебную власть в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба;

5. Федеральные арбитражные суды: федеральные арбитражные суды округов, арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов РФ, суд по интеллектуальным правам – рассматривают экономические споры, а также иные дела, отнесенные к их компетенции.

К судам субъектов Российской Федерации относятся:

1. Конституционные (уставные) суды, которые могут создаваться для рассмотрения вопросов соответствия законов субъекта Российской Федерации, нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления субъекта Российской Федерации конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, а также для толкования конституции (устава) субъекта Российской Федерации;

2. Мировые судьи субъектов РФ - рассматривают гражданские, административные и уголовные дела в качестве суда первой инстанции.

Все суды также можно разделить на:

- верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов;

- гарнизонные военные суды;

- окружные (флотские) военные суды

- Конституционный суд РФ;

- конституционные (уставные) суды;

- федеральные арбитражные суды округов;

- арбитражные апелляционные суды;

- арбитражные суды субъектов РФ;

- Суд по интеллектуальным правам.

Упразднение Высшего Арбитражного Суда РФ в 2014 г. возложило дополнительные полномочия на Верховный Суд РФ, который теперь не относится к судам общей юрисдикции. Верховный Суд Российской Федерации (статья 126 Конституции РФ) является высшим судебным органом по гражданским делам, разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам, образованным в соответствии с законом, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью этих судов и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Судебная система обладает отличительными признаками:

2. Упорядоченность – каждый судебный орган наделён определенной компетенцией;

3. Взаимосвязанность элементов – решения нижестоящих судов подлежат обжалованию в вышестоящий суд.



Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.


Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Правосудие – это высшая юрисдикционная деятельность, осуществляемая непосредственно судами от имени государства, на основании Конституции и действующего законодательства РФ.

Для определения понятия правосудия надо прежде всего установить отличительные черты, характерные для данного вида государственной деятельности.

Первым отличительным свойством правосудия является его осуществление только судом. Правосудие вправе осуществлять только указанные в Конституции и федеральных конституционных законах суды, что должно исключить возможность присвоения его функций иными государственными органами и общественными объединениями. А воплощать в жизнь правосудие вправе только судьи, наделенные в законном порядке полномочиями и выполняющие свои обязанности на профессиональной основе, а также, как отмечалось, в установленных законом случаях представители населения.

Вторым отличительным свойством правосудия является рассмотрение дел в определенной форме, в соответствии с установленными законом правилами. Оно происходит в форме судебных заседаний непрерывно, устно и открыто. В нем участвуют стороны, наделенные равными правами для защиты своих интересов.

Третьим отличительным свойством правосудия является то, что оно может осуществляться только определенными законом способами, а именно путем рассмотрения и разрешения в судебных заседаниях в установленном законом порядке юридическихдел.

Порядок рассмотрения различных дел в судах именуется судопроизводством. Конституция РФ предусматривает четыре вида судопроизводства (ч. 2 ст. 118): конституционное, гражданское, административное и уголовное. Федеральное законодательство знает также арбитражное судопроизводство.

Следующим отличительным признаком правосудия является то, что этот вид государственной деятельности может осуществляться только с соблюдением особого порядка (процедуры), который детально определен процессуальным законодательством.

Процессуальный порядок судебного разбирательства призван создать оптимальные условия для установления истины, обеспечивать обоснованность и законность, объективность и справедливость судебных решений, недопущение и устранение ошибок (система обжалования, пересмотр дела по вновь открывшимся обстоятельствам, в порядке надзора и др.), является важной гарантией защиты прав и интересов участников процесса. При осуществлении правосудия судьи обязаны быть беспристрастными и справедливыми (ст. 8 Закона о статусе судей).

Судопроизводство не совпадает с правосудием, являющимся основной формой осуществления судебной власти, ибо первое может закончиться и без осуществления правосудия. Правосудие не исчерпывает всего объема судебной деятельности.

Таким образом, правосудие – это совершаемая в процессуальном порядке правоприменительная деятельность суда по рассмотрению и разрешению гражданских и уголовных дел, подведомственных судам административных дел, а также экономических споров в целях охраны прав и интересов граждан, организаций и государства.

Отправление правосудия осуществляется на основе принципов независимости судей и подчинения их только закону, несменяемости судей, их неприкосновенности, открытости судопроизводства, состязательности и равноправия сторон.

Министерство юстиции РФ, его стуркутра, основные задачи, полномочия и организация деятельности.

Министерство юстиции РФ (Минюст России) является федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в сфере юстиции, а также координирующим деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти.

Руководство деятельностью Минюста России осуществляет Президент РФ, координирует ее Правительство РФ. Возглавляет Минюст на основе единоначалия Министр юстиции, наделенный значительными полномочиями, назначаемый на должность и освобождаемый от нее Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ.

Минюст России, его территориальные органы, иные органы и учреждения юстиции, а также организации, обеспечивающие их деятельность, образуют систему Министерства. В каждом федеральном округе образованы федеральные управления Минюста России по федеральным округам, в 21 субъекте РФ действуют главные управления, в 63 – управления (отделы) по субъектам РФ.

В соответствии с п. 5 Положения о Минюсте России на него возложены следующие основные задачи: реализация государственной политики в сфере юстиции; обеспечение прав и законных интересов личности и государства; обеспечение правовой защиты интеллектуальной собственности; обеспечение установленного порядка деятельности судов; обеспечение исполнения актов судебных и других органов; обеспечение исполнения уголовных наказаний.

В целях реализации государственной политики в сфере юстиции Минюст России:

координирует нормотворческую деятельность федеральных органов исполнительной власти;

обеспечивает деятельность полномочных представителей Правительства РФ в Государственной Думе и Конституционном Суде РФ;

проводит юридическую экспертизу законопроектов и иных нормативных правовых актов, выносимых федеральными органами исполнительной власти на рассмотрение Президента РФ и Правительства РФ, а также нормативных правовых актов субъектов на предмет их соответствия Конституции РФ и федеральным законам;

осуществляет государственную регистрацию нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, а также проверку отбора ими актов, подлежащих государственной регистрации, и контроль за правильностью и своевременностью их опубликования;

ведет государственный реестр актов федеральных органов исполнительной власти и учет актов субъектов РФ;

ведет федеральный регистр нормативных актов субъектов РФ и проводит их юридическую экспертизу;

участвует в работе по ведению классификатора правовых актов и подготовке Свода законов РФ;

изучает практику применения законодательства РФ в сфере юстиции;

участвует в разработке реализации программ правовой информатизации;

осуществляет информационное обеспечение судов общей юрисдикции;

готовит ежегодные доклады Президенту РФ и Правительству РФ о соблюдении законности органами государственной власти и должностными лицами при принятии ими нормативных правовых актов, о состоянии работы по исполнению актов судебных и других органов, исполнению уголовных наказаний.

Признаки правосудия


Признаки правосудия – основные положения, определяющие общую характеристику государственно-правовой действительности страны. При помощи выстроенной системы осуществляются обязанности, соблюдаются правила общежития, происходит отстаивание интересов заинтересованных сторон. Данная ветвь власти выступает неким арбитром в сложных жизненных ситуациях.
Многоканальная бесплатная горячая линия Юридические консультации по уголовному праву. Ежедневно с 9.00 до 21.00

По каким признакам распознаётся правосудие

Книги

В основе существующей системы лежит закон, определяющий развитие общества.

Термин предполагает действие в правовых границах, обладает отличительными признаками:

  • безоговорочное исполнение решений судов всеми гражданами, частными структурами, должностными лицами, осуществляющими какую-либо деятельность на территории Российской Федерации;
  • ответственность за неисполнение судебного акта, возможность применения мер принуждения в отношении недобросовестных лиц. Для этих целей создан институт приставов, имеющих право действовать от имени заявителя;
  • вынесение законных и обоснованных решений уполномоченными структурами на основании заявлений;
  • рассмотрение дела коллегиально или единолично в зависимости от инстанции;
  • отправление правосудия только учреждениями, действующими на территории страны, при равноправии и состязательности сторон;
  • соблюдение законности на основании установленных регламентов и процессуальных норм;
  • осуществление принципов независимости, подчинения только законодательным нормам, неприкосновенности судейского состава;
  • деятельность по рассмотрению дел только соответствующими органами. Наличие мировых, гражданских, административных, арбитражных, уголовных судов, решающие вопросы строго в пределах своей компетентности;
  • строгая иерархия, общая структура в порядке подчинённости. Первая, апелляционная, кассационная, надзорная инстанция;
  • соблюдение норм международного права;
  • разъяснения вышестоящих судов являются существенными при принятии того или иного решения;
  • наличие судебной практики, позволяющей ориентироваться в правовом поле;
  • возможность обращения в Европейский суд по правам человека и принятие выводов Судебной коллегии за основу при пересмотре дела;
  • составление запросов и жалоб в Конституционный суд на проверку законности того или иного правового положения;
  • возможность подачи гражданского иска от потерпевшего в процессе рассмотрения уголовного дела;
  • наличие права суда, исследующего материалы, выйти за рамки исковых требований;
  • отсутствие возможности наказать граждан, участвующих в процессе, за неуважение к судейскому составу;
  • четкая процедура проверки фактических обстоятельств рассматриваемого вопроса;
  • непрерывность процесса;
  • осуществление прокурором функции защиты и обвинения в суде от имени государства и граждан.

Правосудие – понятие, отражающее задачи демократического строя, принципы устройства государственной структуры правоохранительных органов. Предназначение, которого – выявление истины, устранение ошибок, защиты прав участников процесса, путём вынесения актового документа.

Виды правосудия

  • конституционного,
  • гражданского,
  • административного,
  • уголовного судопроизводства.

В реальной судебной действительности к вышеперечисленным формами правосудия добавляется еще арбитражная форма, которая регулируется Арбитражным процессуальным Кодексом РФ.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Виды и формы правосудия 490 руб.
  • Реферат Виды и формы правосудия 220 руб.
  • Контрольная работа Виды и формы правосудия 190 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Кроме того, каждый из вышеназванных видов правосудия имеет свою процессуальную форму, котрая закреплена:

  • гражданское — ГПК РФ,
  • уголовное — УПК РФ,
  • административное — КАС РФ,
  • конституционное – закон о Конституционном суде.

Правосудие – это компетентная деятельность уполномоченных государственных органов (судов), заключающаяся в рассмотрении и разрешении гражданских, уголовных, административных, а также арбитражных дел, осуществляемая в специальном процессуальном порядке, предусмотренном законом. Правосудие всегда ассоциируется у граждан со справедливостью, объективностью, обоснованностью.

Принципы существующего строя

Судебная власть осуществляет работу на основании положений, закреплённых действующим законодательством, которые зависят от норм отраслевого права.Уголовное законодательство имеет цель – выяснение возможности применения норм ответственности к тому или иному конкретному случаю в жизни.

  1. Наказание за преступление назначается при соблюдении индивидуальных особенностей совершённого деяния, с учётом личностных характеристик подсудимого.
  2. К ответственности привлекаются лица, независимо от социального, имущественного положения, занимаемой должности.
  3. Наказание назначается за действия или наступившие последствия при наличии доказательной базы, установлении вины.
  4. Мера принуждения, применяемая к совершившему преступление, должна соответствовать характеру и степени опасности.
  5. Невозможность привлечения к ответственности за конкретное деяние более одного раза.
  6. Меры правового характера, применяемые к участнику процесса, не должны причинять физические страдания, унижать человеческое достоинство.
  7. Защита от незаконного преследования.
  8. Достижение определённого возраста лица, привлекаемого к ответственности.
  9. Назначение принудительных мер медицинского характера к лицу, признанного невменяемым.
  10. Наличие состава преступления в соответствии с УПК.
  11. Невозможность наказания вследствие физического принуждения к совершению опасного деяния.
  12. Освобождение от наказания в связи с примирением потерпевшего и подозреваемого.
  13. Амнистирование граждан на основании государственного акта.
  14. Возможность помилования осуждённого на основании решения Президента страны.
  15. Невозможность задержания по подозрению без наличия законных оснований.
  16. Осуществление безопасности в отношении свидетелей и потерпевших.
  17. Осуществление обыска в жилом помещении на основании решения суда.
  18. Установление виновности только приговором.
  19. Осуществление защиты при помощи адвоката. Приглашение для участия в деле специалиста от имени государства, при невозможности оплатить услуги самостоятельно.
  20. Соблюдение территориальной подсудности.
  21. Возможность привлечения эксперта, специалиста, переводчика для установления истины по делу.
  22. Отвод участников процесса.
  23. Наложение ареста на имущество, корреспонденцию.
  24. Невозможность привлечения к ответственности за преступление по делу, основанному на недопустимых доказательствах.
  25. Наличие и погашение судимости.
  26. Замена не отбытой части наказания в виде лишения свободы иным видом.
  27. Применение срока давности за совершённое преступление.
  28. Отсрочка матерям, имеющим малолетних детей.
  29. Возможность реабилитации от незаконного уголовного преследования.
  30. Снижение наказания при заключении соглашения с правоохранительными органами.
  31. Право потерпевшего, обвиняемого на ознакомление с материалами уголовного дела.
  32. Возможность проведения судебного разбирательства в упрощённой форме, без исследования доказательств.

Верное применение положений закона предполагает основное свойство – выяснение истины по конкретному делу.

Понятие и основные признаки

Замечание 1
Правосудие – это компетентная деятельность уполномоченных государственных органов (судов), заключающаяся в рассмотрении и разрешении гражданских, уголовных, административных, а также арбитражных дел, осуществляемая в специальном процессуальном порядке, предусмотренном законом.

Правосудие должно ассоциироваться у граждан со справедливостью, объективностью, обоснованностью.

Через признаки можно дать обстоятельное определение для такого понятия, как правосудие. Каждый признак отражает важную характеристику правосудия, отличающую ее от иных видов деятельности, в том числе правовой.

К основным признакам правосудия следует отнести:

  • осуществление правосудия специальным государственным органом, а именно — судом. Данный принцип обозначает, что в нашей стране не допускается создание чрезвычайных или иных судилищ, не предусмотренных федеральным законом;
  • особый правовой статус судей, гарантирующий их независимость. Каждый судья неприкосновенен и может быть привлечен к уголовной ответственности только в специальном порядке. Судья имеет хорошие социальные гарантии: высокую заработную плату, длинный отпуск, достойную пенсию;
  • правосудие осуществляется в форме гражданского, конституционного, уголовного, административного и арбитражного судопроизводства. Иных форм для осуществления правосудия законом не предусмотрено;
  • решения и определения суда носят общеобязательный характер. Данный принцип обозначает, что решения любого суда должны исполняться под угрозой наказания.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Признаки правосудия 480 руб.
  • Реферат Признаки правосудия 270 руб.
  • Контрольная работа Признаки правосудия 200 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Гражданское законодательство

Оно призвано защищать от незаконного посягательства частную жизнь граждан, собственность физических и юридических лиц.

Необходимо перечислить основные моменты, которые закреплены в Гражданском кодексе:

  • осуществление интересов в соответствии с личным волеизъявлением;
  • свобода в определении условий договора, не противоречащих действующему законодательству;
  • возможность ограничения прав отдельных лиц в целях обеспечения их нравственности, здоровья;
  • возмещение убытков стороной, нарушившей право;
  • компенсация ущерба от незаконных действий государственных органов, должностных лиц;
  • правоспособность граждан с момента рождения до смерти. Возможность приобретать в собственность имущество, заниматься коммерцией, совершать сделки, участвовать в процессе наследования, выбирать место жительства;
  • обязанность отвечать по своим обязательствам;
  • возможность применения процедуры банкротства;
  • получение опеки в соответствии с недееспособностью;
  • разумный срок судопроизводства;
  • условия подсудности рассматриваемых дел;
  • возможность отказа от исковых требований, подписания мирового соглашения;
  • возможность участия в деле представителя по доверенности либо адвоката по соглашению;
  • необходимость предоставления доказательства для принятия верного решения;
  • привлечение экспертов, специалистов для выяснения вопросов, требующих специальных знаний;
  • обязательность уплаты госпошлины;
  • протоколирование судебного процесса. Каждое слово должно быть подтверждено документально.

Общий смысл цели существующего правосудия в институте гражданского судопроизводства – восстановление нарушенных прав путём приведения к законной форме.

Роль и значение

  1. Беспристрастность.
  2. Принуждение по необходимости.
  3. Принятие решений по вопросам реализации законных интересов отдельных лиц и организаций.
  4. Урегулирование социально-экономических, политических споров.
  5. Формирование современного обществознания в совокупности с другими науками.
  6. Деятельность государственных структур осуществляется только определённым способом, в соответствии с законодательной нормой. Данное правило позволяет заинтересованному лицу готовиться к отстаиванию своих интересов, соблюдать права и обязанности.
  7. Формирование правозащитных функций, устанавливающих равенство граждан.
  8. Воздействие на общество с целью приведения к определённым структурным и функциональным характеристикам. Необходимо для установления порядка, нравственности, справедливости.
  9. Содействие в создании партнерских отношений, формированию этики делового мира в соответствии с АПК.
  10. Создание законопослушной модели поведения граждан.

Все это является мерами обеспечения безопасности человека и страны. Однако виды существующего сегодня правосудия не всегда законны.

Читайте также: