Какое значение имеет установление данных обстоятельств для изучения личности несовершеннолетних

Обновлено: 04.07.2024

Следует отметить, что это важное условие необходимо для качественного применения тактических приемов, что, в свою очередь, повышает эффективность многих следственных действий.

Сформировавшееся мнение практических работников о том, что для изучения личности несовершеннолетнего преступника можно ограничиться сбором формальной информации о подозреваемом, обвиняемом, на сегодняшний день является неактуальным и не отображает истинных потребностей следственной тактики.

Именно личность преступника, исследованная с криминалистических позиций, наиболее полно выражает не только его социальную сущность, но и преступный профессионализм, что позволяет определить наиболее вероятные поиски подозреваемого лица, прогнозировать возможные следственные ситуации и меры по их разрешению[5].

К обстоятельствам, характеризующим личность обвиняемого, относятся: социальный статус обвиняемого (принадлежность к определенной социальной группе), социально-демографическая характеристика (пол, возраст, национальная принадлежность, место жительства, образование и т.д.); социальные функции личности (выполняемые виды деятельности в системе общественных отношений); нравственно-психологическая характеристика, выражающая отношение к социальным ценностям и выполняемым социальным функциям, психофизиологическая характеристика (психическое состояние до совершения, в момент его совершения и после).

Уместно отметить и такую особенность, что в отношении несовершеннолетних далеко не всегда выносится мера наказания в виде лишения свободы, что, в свою очередь, порождает склонность к совершению новых преступлений.

Комплекс сведений о личности несовершеннолетнего должен быть оптимальным как с точки зрения полного изучения личности, так и с позиции решения поставленных задач уголовного судопроизводства. Формальный подход к изучению личности просто недопустим, что неоднократно отмечалось в научной литературе, поскольку если исследовать личность подростка исключительно с процессуальной точки зрения, то установленные рамки окажутся слишком узкими для решения тактических вопросов. Следователю необходимо знать о несовершеннолетнем подозреваемом, обвиняемом намного больше, чем просто информацию, имеющую доказательственное значение, поскольку эти сведения в дальнейшем могут помочь установить психологический контакт, вызвать доверие и желание давать правдивые показания.

Необходимо обратить внимание на то, что обстоятельства, характеризующие личность несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого могут повлиять на степень и характер ответственности. Если в ходе предварительного расследования личность несовершеннолетнего не была изучена в полном объеме, то в процессе уголовного судопроизводства не представляется возможным восполнить данные о личности обвиняемого, которые, возможно, могли повлиять на определение наказания. При возникновении таких ситуаций дело необходимо направлять на дополнительное расследование, тем не менее, судам необходимо также всесторонне, объективно и полно исследовать данные о личности подсудимого в связи с тем, что указанные обстоятельства могут повлиять на определение вида и размера наказания.

в структуре личности несовершеннолетнего необходимо выделить наиболее важные элементы, несущие значительную криминалистическую нагрузку. К ним можно отнести:

1. Персонографические или социально-демографические признаки: фамилию, имя, отчество, дату и место рождения, место жительства, национальность, гражданство, социальное окружение, влияющее на его поведение и формирование мировоззрения, и т.д.

2. Психические процессы: свойства восприятия и памяти, речь, скорость мыслительных процессов, интеллектуальное развитие личности несовершеннолетнего учитываются как при выборе тактических приемов, так и в самой методике расследования.

3. Темперамент несовершеннолетнего отражает интенсивность, скорость и ритм психических процессов и состояний. Важно учитывать особенности темперамента при установлении психологического контакта с подозреваемым, обвиняемым.

4. Психические состояния. В основном наиболее криминалистически значимыми являются эмоциональные состояния личности (стресс, тревога, страх и т.д.), они довольно четко проявляются, особенно у несовершеннолетних, что делает их достаточно несложными для визуального восприятия. Разрабатывая тактику любого следственного действия, важно учитывать психические состояния участников.




5. Мировоззрение, т.е. совокупность взглядов человека на окружающую действительность, межличностные отношения, жизненная позиция и т.д. Сведения о характере (привычная для человека устойчивая форма поведения в деятельности и общении) могут помочь в установлении фактической картины события преступления при избрании тактических приемов и методов.

Проведенное нами исследование уголовных дел о корыстных преступлениях, совершенных несовершеннолетними, дало возможность понять, что личность несовершеннолетнего преступника необходимо изучать в большем объеме, нежели личность взрослого. Характерной особенностью корыстного преступника является то, что это не случайно оступившийся человек, а личность, состоящая из ряда неизменных отрицательных черт, исключительно связанных с материальной выгодой и неспособностью воспринимать объекты вне собственной выгоды.

Особенности психики несовершеннолетних:

1. искаженное представление о нравственных понятиях (смелость, трусость, верность, предательство, дружба, измена, героизм, мужество, скромность);

2. неумение оценивать человека;

3. эмоциональная неуравновешенность, неустойчивость, повышенная возбудимость;

4. обостренное отношение к окружающему, незнакомому при отсутствии знаний и опыта;

5. повышенной физической активности, инициативности, избытка сил и энергии;

6. стремления к самостоятельности, самовыражению и самоутверждению "любой ценой";

7. неприятия "чужих советов", педагогических сентенций старших и иных форм воспитательного воздействия;

Возможность наступления уголовной ответственности закон связывает с достижением лицом определенного возраста. Каким образом устанавливается, достиг ли несовершеннолетний, совершивший преступление, необходимого возраста, если никаких документов по этому поводу не имеется?

Возраст субъекта преступления является принципиально важным фактором решения вопросов уголовной ответственности, поскольку определяет социальную зрелость лица и его способность давать правильную оценку социальным явлениям.

По общему правилу, установленному ч.1 ст.20 УК РФ, уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее ко времени совершения преступления шестнадцатилетнего возраста.

Вместе с тем, с учетом повышенной общественной опасности отдельных категорий преступлений уголовным законом предусмотрено наступление ответственности за их совершение и с четырнадцати лет (например, за убийство, причинение тяжкого вреда здоровью и ряд других преступлений, перечень которых исчерпывающе приведен в ч.2 ст.20 УК РФ).

При производстве предварительного расследования и судебного разбирательства по уголовному делу о преступлении, совершенном несовершеннолетним, возраст несовершеннолетнего, число, месяц и год его рождения подлежат обязательному установлению и входят в перечень обстоятельств, подлежащих доказыванию (ст.421 УПК РФ).

При отсутствии документов, устанавливающих возраст несовершеннолетнего, он определяется на основе экспертного заключения. Так, ст.196 УПК РФ (Обязательное назначение судебной экспертизы) предусмотрено, что назначение и производство судебной экспертизы является обязательным, если необходимо установить возраст подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего, когда это имеет значение для уголовного дела, а документы, подтверждающие его возраст, отсутствуют или вызывают сомнение.

Днем рождения несовершеннолетнего считается последний день года, указанного в заключении. При невозможности определения года рождения и установлении возраста в пределах минимального и максимального числа лет возраст определяется исходя из их минимального числа.

Прокуратура
Ульяновской области

Прокуратура Ульяновской области

15 апреля 2020, 15:03

Возможность наступления уголовной ответственности закон связывает с достижением лицом определенного возраста. Каким образом устанавливается, достиг ли несовершеннолетний, совершивший преступление, необходимого возраста, если никаких документов по этому поводу не имеется?

Возраст субъекта преступления является принципиально важным фактором решения вопросов уголовной ответственности, поскольку определяет социальную зрелость лица и его способность давать правильную оценку социальным явлениям.

По общему правилу, установленному ч.1 ст.20 УК РФ, уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее ко времени совершения преступления шестнадцатилетнего возраста.

Вместе с тем, с учетом повышенной общественной опасности отдельных категорий преступлений уголовным законом предусмотрено наступление ответственности за их совершение и с четырнадцати лет (например, за убийство, причинение тяжкого вреда здоровью и ряд других преступлений, перечень которых исчерпывающе приведен в ч.2 ст.20 УК РФ).

При производстве предварительного расследования и судебного разбирательства по уголовному делу о преступлении, совершенном несовершеннолетним, возраст несовершеннолетнего, число, месяц и год его рождения подлежат обязательному установлению и входят в перечень обстоятельств, подлежащих доказыванию (ст.421 УПК РФ).

При отсутствии документов, устанавливающих возраст несовершеннолетнего, он определяется на основе экспертного заключения. Так, ст.196 УПК РФ (Обязательное назначение судебной экспертизы) предусмотрено, что назначение и производство судебной экспертизы является обязательным, если необходимо установить возраст подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего, когда это имеет значение для уголовного дела, а документы, подтверждающие его возраст, отсутствуют или вызывают сомнение.

Днем рождения несовершеннолетнего считается последний день года, указанного в заключении. При невозможности определения года рождения и установлении возраста в пределах минимального и максимального числа лет возраст определяется исходя из их минимального числа.

Ядром правового регулирования семейных споров является самостоятельное семейно-правовое понятие "интересы ребенка". Нормы семейного кодекса РФ предусматривают различные способы выявления судом интересов ребенка: непосредственное выяснение его мнения, опрос в суде родителей и свидетелей, заключение органов опеки и попечительства. Необходимость выявления судом, наряду с материальными, бытовыми условиями, ряда обстоятельств, имеющих психологическое и клинико-психологическое значение, определяет целесообразность участия в спорах специалистов - психологов и психиаторов. Как правило в рамках экспертизы эти специалисты устанавливают следующие обстоятельства:

  • мотивы поведения
  • особенности личных отношений родителей к ребенку и друг другу
  • индивидуально-психологические особенности всех членов семьи, способных повлиять на обеспечение ребенку условий для воспитания и полноценного психического развития

Кто проводит экспертизу детско-родительских отношений?

Экспертиза детско-родительских отношений проводится с участием эксперта в области психологии. Если на экспертизу поставлены вопросы о состоянии психического здоровья одного из родителей или ребенка, то в этом случае к экспертизе привлекается специалист в области психиатрии.

Насколько широк круг вопросов, на которые отвечает эксперт в рамках экспертизы детско-родительских отношений?

К компетенции эксперта относится предоставление суду рекомендаций по очень широкому кругу вопросов, в частности:

  • оценка степени привязанности между родителеми и ребенком
  • оценка планов родителей относительно воспитания ребенка
  • способности каждого из родителей удовлетворять потребности развития ребенка
  • целесообразность определения местожительства ребенка с одним из родителей
  • порядок общения ребенка с родителем и другими родственниками
  • выяснение предпочтений ребенка, с кем из родителей он хотел бы жить

Должен ли суд учитывать мнение ребенка при вынесении вердикта?

Суды с большим вниманием относятся к педпочтениям ребенка старше 10 лет. Детям же младшего возраста вопрос о предпочтениях задается редко в связи с тем, что мнение такого ребенка в значительной степени зависит от мнения окружающих его взрослых, а также в силу того, что такой вопрос, заданный во время экспертизы, может усугубить внутренний конфликт ребенка и повлиять на результаты всего исследования.
Если вопрос о предпочтениях задается и ребенок в ответ четко формулирует желание жить с одним из родителей, то эксперт должен определить, является ли это желание свободным желанием ребенка, или же повторением чужих слов и результатом психологического воздействия. Также надо учитывать, что в младшем возрасте при ответе на такой вопрос ребенок чаще выбирает того родителя, перед кем испытывает больше страха, или которого считает более злопамятным или ранимым.
Если же ребенок враждебно настроен по отношению к одному из родителей, то эксперт должен определить характер такого отвержения и сформулировать гипотезу о его природе и значении - в некоторых случаях негативные чувства подогреваются другим родителем и не содержат в своей основе серьезных проблем во взаимоотношении между родителем и ребенком.

Во время проведения экспертизы детско-родительских отношений оцениваются ли способности каждого из родителей к воспитанию ребенка?

Определение функциональной способности каждого из родителей к удовлетворению нужд ребенка в настоящем и будущем является важной задачей экспертизы. Эта задача является комплексной и включает в себя:

  • анализ психологических нужд и потребностей развития ребенка, оценку способностей родителя удовлетворять эти нужды и потребности
  • оценка качества детско-родительского взаимодействия и стилей воспитания каждого из родителей с заключением, какой из них наиболее предпочтителен для ребенка
  • определение методов дисциплинарного воздействия каждого из родителей на ребенка и выявление того из них, который лучше помогает ребенку
  • оценка психического состояния ребенка и определение хронических состояний, требующих специального ухода; оценка способности каждого из родителей обеспечить такой уход
  • оценка образовательных потребностей ребенка, оценка образовательных планов обоих родителей, а также то, насколько они соответствуют друг другу
  • оценка этических и духовных ценностей родителей и степень их влияния на ребенка
  • определение у родителей антисоциальных тенденций, личностных расстройств, разъяснение степени их влияния на ребенка.

Если родители ребенка являются представителями разных этносов или религиозных конфессий, то как это отразится на результатах экспертизы детско-родительских отношений?

При выполнении экспертизы эксперт должен оценить наличие культурных и этнических влияний и их важность для развития ребенка. Также эксперт должен оценить значимость религиозного воспитания в семье. Ребенок может без ущерба для себя воспитываться в рамках двух религиозных традиций (совместная опека родителями), но продолжающийся конфликт между родителями по поводу его религиозного воспитания будет наносить ребенку вред, и если таковой конфликт имеется в семье, эксперт должен определить степень его влияния на ребенка и предложить пути его разрешения.

Влияет ли пол ребенка на принятие решения о том, кому будет передана опека?

Существует мнение, что дочери лучше воспитываться матерью, а сыну - отцом, однако нет достаточных данных, подтверждающих его справедливость. Более важным являются отношения каждого из родителей с ребенком и их чувствительность к поло-ролевым потребностям ребенка.

Какие социальные факторы влияют на результаты спора об опеке?

При выполнении экспертизы эксперт анализирует множество социальных факторов:

  • наличие социальной поддержки окружения - бабушек и дедушек, других членов семьи, друзей, собственные социальные связи ребенка.
  • наличие братьев или сестер
  • наличие мачехи или отчима
  • гомосексуализм родителя
  • воровство детей, жестокость
  • использование репродуктивных методов при зачатии ребенка - донорство спермы, суррогатное материнство и т.д.

Могут ли братья или сестры быть отданы на опекунство разным родителям?

Специалист при проведении экспертизы должен охарактеризовать отношения между сиблингами (родными братьями и сестрами). Как правило, в период развода и спора об опеки сиблинги оказывают друг другу огромную эмоциональную и психологическую поддержку. Разделение братьев и сестер между родителями на практике используется судами редко и только тогда, когда эксперт доказал необходимость такого разделения.

Кто должен быть обследован при проведении экспертизы детско-родительских отношений?

Чаще всего при проведении экспертизы обследуется ребенок и родители, однако при необходимости обследовано может быть также и близкое окружение ребенка - его бабушки и дедушки, потенциальные отчим и мачеха, няни и т.д.

Можно ли проводить экспертизу детско-родительских отношений без участия второго родителя?

Считается, что если эксперт видел только одного родителя, то он не может высказать свою точку зрения относительно опеки в целом или относительно другого родителя. То есть если в силу каких-либо обстоятельств обследование второго родителя не происходило, то эксперт в своем заключении сможет отразить только те вопросы, которые касались взаимоотношения между исследуемым родителем и ребенком, но не между родителями и не между ребенком и вторым родителем.

Проводится ли во время экспертизы детско-родительских отношений психологическое тестирование родителей?

Как правило, психологическое тестирование родителей (MMPI, TAT, тест Роршаха и пр.) во время экспертизы не проводится. Это связано с тем, что такого рода тесты направлены на выявление психопатологии, а не на оценку родительства, и использование результатов этих тестов в суде приводит к проблеме трактовки их результатов.

При проведении экспертизы детско-родительских отношений обязательна ли встреча детей и родителей, можно ли их обследовать раздельно?

Каждый из детей должен быть хотя бы раз обследован совместно с каждым из родителей. Совместная сессия ребенка с родителем должна происходить после индивидуальной беседы эксперта с ребенком. Во время совместной беседы эксперт устанавливает характер взаимодействия родителя и ребенка, легкость их отношений, признаки тревоги, способность родителя передать ребенку лидерство, методы привлечения к порядку, одобрения, повышения детской самооценки.
В ряде случаев встреча ребенка и родителей может проходить в присутствии судебных приставов.

Как долго длится обследование ребенка и родителей при проведении экспертизы детко-родительских отношений?

Продолжительность собеседований эксперт определяет самостоятельно исходя из анализа ситуации, поставленных вопросов, личностей испытуемых, но, как правило, обследование родителей занимает от 3 до 6 часов, обследование ребенка от 1 до 4 часов, обследование других значимых близких от 1 до 2 часов. В зависимости от количества подэкспертных общее время проведения исследования может потребовать нескольких дней.

Может ли эксперт указывать с кем из родителей должен жить ребенок или какой должен быть установлен порядок встреч родителя и ребенка?

Нет, подобные вопросы входят в компетенцию суда и эксперт не имеет права отвечать на правовые вопросы такого рода. (перечень типовых вопросов, поставленных на экспертизу, см. в статье экспертиза детско-родительских отношений)

При проведении экспертизы детско-родительских отношений нужно ли для исследования предоставлять медицинскую карту ребенка?

В истории развития и болезней ребенка содержится большое количество сведений, имеющих значение для экспертизы. Это данные о гинекологическом анамнезе его матери, сведения о течении беременности и родах, динамике психического развития ребенка на первом году жизни. Также имеет значение насколько регулярно осуществлялось медицинское наблюдение за ребенком, данные о наличии у ребенка рецидивирующих и хронических заболеваний, о систематическом отказе родителей от рекомендуемых медицинских процедур, госпитализаций и т.д.
Большое значение имеют записи о консультациях ребенка у невропатолога, логопеда, имевшиеся обращения к психиатору, психотерапевту как до, так и во время конфликтной ситуации в семье.
Также имеет значение кто проходил обследование с ребенком - мать, отец, бабушка и т.д.
Все эти сведения должны быть отражены в описательной части экспертного заключения.

Может ли эксперт во время проведения экспертизы детско-родительских отношений установить то, что у одного из родителей имеется психическое заболевание?

В случае, когда имеется подозрение на психическое заболевание у родителя или ребенка к проведению экспертизы привлекается эксперт-психиатр, который проводит оценку психического состояния родителей и ребенка, а также анализирует историю болезни (если таковая была представлена на исследование).

Может ли психическое заболевание родителя быть причиной категорического запрета на совместное проживание родителя и детей?

К оценке психического растройства эксперт должен подходить дифференцировано. Имеющееся у родителя, с которым постоянно проживает ребенок, психическое расстройство, в том числе хроническое, во многих случаях не препятствует исполнению им родительских обязанностей и не оказывает негативного влияния на психическое состояние и развитие несовершеннолетнего.

Один родитель в течении продолжительного времени настраивает ребенка против другого родителя. Как это отразится на результатах экспертизы детско-родительских отношений?

Проводя исследование эксперт определяет глубинное, истинное отношение ребенка к родителю. Любое долгое, длящееся в течение продолжительного времени воздействие на ребенка с целью настроить его против одного из родителей будет, безусловно, отмечено экспертом и отражено в содержательной части экспертизы.
Ситуация, при которой ребенок утрачивает позитивное отношение к одному из родителей, является аномальной с клинико-психологической точки зрения и создает риск нарушения психического развития ребенка. В подобных ситуациях определение места жительства ребенка в соответствии с его желанием может противоречить его собственным интересам.

Может ли знакомый психолог или психотерапевт, ранее консультирующий семью, проводить экспертизу детско-родительских отношений?

Если специалист был психотерапевтом одного из членов семьи, то его отношение к другим членам семьи будет предвзятым, сформированным на основе мнения его пациента, и итоговое заключение нельзя будет назвать независимым. Законодательно запрещено проводить экспертизы лицам, состоящим ранее в тесных контактах с испытуемыми. Поэтому, в случае проведения экспертизы личным психологом или психотерапевтом экспертиза может быть не принята судом.

Сколько методик должен использовать эксперт во время проведения экспертизы детско-родительских отношений? Достаточно ли использовать только одну методику, например "Рисунок семьи"?

Обязательно ли проводить экспертизу детско-родительских отношений в Центре, можно ли организовать осмотр дома?

Да, наши эксперты могут провести осмотр на вашей территории, для выяснения подробностей свяжитесь с нами любым удобным для вас способом.

С какого возраста ребенка проводятся экспертизы детско-родительских отношений?

В Законе нет ограничений на возраст ребенка. Но практикуются исследования с 3-х и 3,5 летнего возраста, т.к. в этом возрасте уже имеются зачатки долговременной памяти и ребенок может выражать отношение к людям не только эмоционально, но и вербально.

Как возраст ребенка влияет на выбор методов исследования при проведении экспертизы детско-родительских отношений?

Возраст влияет на выбор методов исследования, потому что у ребенка развиваются познавательные функции и социальные навыки, что определяет рост сложности методик. С возрастом ребенок становится все умнее, а следовательно, возможности психологической работы с ним расширяются, он научается рисовать, у него развивается воображение и игровые навыки (ролевая игра, через которую видно, какие социальные роли он на себя примеряет и с кем идентифицируется). И конечно, в первую очередь исследуется интеллект, потому что на нем основываются и социальные навыки. Также развивается и личностная сфера, появляется самосознание с установлением своего места в мире, что влечет понимание семейной атмосферы и отношения родителей между собой и к ребенку. Таким образом с возрастом ребенка возможности по использованию методик расширяются.

Есть ли смысл в экспертизе детско-родительских отношений если последние годы ребёнок живёт с мамой, а папу видел всего несколько раз?

Все зависит от цели судебного процесса. Если папа хочет определить место жительства с ним, то, скорее всего, он проиграет - если ребенок в долгое время жил только с мамой, тогда экспертиза ничего не решит.
Если цель судебного процесса - определение порядка общения, то экспертиза может быть полезна, особенно, если папа все-таки виделся с ребенком. В этом случае результат экспертизы сильно зависит от возраста ребенка.
Надо помнить, что экспертиза кроме прочего направлена и на выявление негативных личностных качеств родителей, следовательно, она может выявить и позитивные качества папы, что может им впоследствии быть использовано в суде в свою пользу. Кроме того, если ребенок все-таки видится с отцом иногда, то в ходе исследования их совместной деятельности могут всплыть какие-то позитивные эмоции ребенка по отношению к отцу, что также может ему помочь в будущем.
Также, если у отца есть сомнения в необходимости экспертизы, то он может пройти психологическое обследование по имеющимся методикам, и представить его в суд.

Алгоритм взаимодействия по проведению анализа причин и условий совершения преступлений несовершеннолетними и в отношении несовершеннолетних, а также по проведению анализа причин и условий, повлекших суицидальные действия несовершеннолетних

Общие положения

1. Настоящий Алгоритм определяет порядок информационных и ситуационных действий территориальных комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав Свердловской области (далее – территориальные комиссии), специалистов органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (далее – органы и учреждения системы профилактики, субъекты системы профилактики) и сотрудников территориальных следственных отделов следственных управлений Следственного комитета Российской Федерации по Свердловской области (далее – следственные отделы) в случаях выявления преступлений, совершенных несовершеннолетними, преступлений, совершенных в отношении несовершеннолетних, а также по проведению анализа причин и условий, повлекших суицидальные действия несовершеннолетних.

2. Территориальные комиссии в контексте настоящего Алгоритма рассматриваются как постоянно действующий коллегиальный (совещательный) орган, входящий в систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, имеющий межведомственный характер формирования.

3. Настоящий Алгоритм разработан с учетом норм законодательства, действующего в сфере защиты прав и законных интересов несовершеннолетних.

Основные цели

4. Повышение эффективности совместной работы по защите и восстановлению прав и законных интересов несовершеннолетних.

5. Оперативное взаимоинформирование с целью своевременного принятия мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению преступных действий, оказанию реабилитационной помощи несовершеннолетним, совершившим преступление, несовершеннолетним, потерпевшим от преступлений, а также по проведению анализа причин и условий, повлекших суицидальные действия несовершеннолетних.

Порядок взаимодействия

6. Следственные отделы своевременно информируют территориальные комиссии о преступлениях, совершенных в отношении несовершеннолетних, о преступлениях, совершенных несовершеннолетними, о фактах суицидальных действий несовершеннолетних.

Информация следственных отделов о преступлениях, совершенных в отношении несовершеннолетних, о преступлениях, совершенных несовершеннолетними, должна содержать следующие сведения:

Ф.И.О. несовершеннолетнего, дата рождения, адрес проживания;

фабулу совершенного преступления, время совершения преступления (дневное, вечернее, ночное), место совершения преступления (квартира, подъезд дома, лифт, дача, надворные постройки, лесной массив, парк, иное место), способ совершения преступления (с применением насилия, угрозы, телесных повреждений, иные способы совершения преступления);

иные обстоятельства, способствующие совершению преступления (состояние подозреваемого (обвиняемого) на момент совершения преступления (алкогольное/наркотическое опьянение, состояние агрессии, психическое расстройство, месть, обида и другое);

дату возбуждения уголовного дела, статью Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ);

сведения об избрании в отношении подозреваемого (обвиняемого) меры пресечения и о предъявлении обвинения;

сведения о родителях и других лицах, на попечении которых находится несовершеннолетний потерпевший от преступлений либо несовершеннолетний подозреваемый (обвиняемый);

иную информацию, необходимую для анализа причин и условий совершения преступлений (характеристика лица, совершившего преступление в отношении несовершеннолетнего, пол, возраст, имеет ли своих детей, семью, наличие судимости, в том числе преступления в отношении детей (когда, статья УК РФ, отбывал ли наказание в местах лишения свободы и другое), характер отношений с потерпевшим (отец, брат, отчим, сожитель матери, близкий родственник, друг семьи, приятель, знакомый родителей, не знакомый и другое).

7. Сотрудники следственных отделов в ходе предварительного расследования по уголовным делам о преступлениях, совершенных в отношении несовершеннолетних, разъясняют родителям (законным представителям) несовершеннолетних необходимость обращения к специалистам, в том числе психологам, для решения вопроса реабилитации ребенка.

8. Территориальные комиссии при получении информации следственных отделов о преступлениях, совершенных в отношении несовершеннолетних, о преступлениях, совершенных несовершеннолетними, рассматривают информацию на ближайшем заседании территориальной комиссии и с учетом сведений органов и учреждений системы профилактики о несовершеннолетнем, об условиях его воспитания, решают вопрос о целесообразности постановки несовершеннолетнего и/или семьи на персонифицированный учет и разработки индивидуальной программы реабилитации и адаптации несовершеннолетнего, по результатам выносят постановление.

9. Территориальные комиссии в ходе работы с информацией следственных отделов о преступлениях, совершенных в отношении несовершеннолетних, о преступлениях, совершенных несовершеннолетними, координируют работу субъектов системы профилактики, в том числе по:

оказанию психологической, юридической, социальной, социально-педагогической и других видов помощи несовершеннолетнему, потерпевшему от преступлений и родителям (законным представителям) несовершеннолетнего, потерпевшего от преступлений (с их согласия);

проведению комплекса реабилитационных, диагностических, профилактических мероприятий с несовершеннолетним, совершившим преступление, несовершеннолетним, потерпевшим от преступлений;

осуществлению иных мер, необходимых для защиты и восстановления прав и законных интересов несовершеннолетних.

10. Территориальные комиссии в ходе работы с информацией следственных отделов в течение трех рабочих дней запрашивают от субъектов системы профилактики необходимые характеризующие сведения в отношении несовершеннолетнего, членов его семьи, условиях воспитания, а также иные данные, необходимые для проведения анализа причин и условий, способствовавших совершению преступления несовершеннолетним, либо в отношении несовершеннолетнего.

11. Субъекты системы профилактики в течение пяти рабочих дней с момента получения запроса предоставляют в территориальную комиссию максимально полные характеризующие данные о несовершеннолетнем, членах его семьи, условиях воспитания, а также иные данные, с обязательным включением сведений о предполагаемых причинах и условиях, способствовавших совершению преступления несовершеннолетним, либо в отношении несовершеннолетнего.

12. Территориальные комиссии в течение пяти рабочих дней с момента получения данных субъектов системы профилактики направляют в следственные отделы обобщенную характеризующую информацию о несовершеннолетнем и его родителях, законных представителях, референтном окружении, об условиях воспитания, содержания, обучения несовершеннолетнего, с обязательным включением сведений о предполагаемых причинах и условиях, способствовавших совершению преступления несовершеннолетним, либо в отношении несовершеннолетнего.

Обобщенная характеризующая информация территориальной комиссии должна содержать выводы о возможности применения к несовершеннолетним, совершившим преступления, принудительных мер воспитательного воздействия или необходимости ходатайствовать перед судом о направлении их в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа.

Проведение анализа причин и условий, способствующих совершению преступлений

несовершеннолетними и в отношении несовершеннолетних

13. Сотрудники следственных отделов информируют территориальные комиссии о выявленных в ходе предварительного расследования по уголовному делу недостатках в деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, препятствующих предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, направляют в территориальные комиссии иную информацию, необходимую для проведения анализа причин и условий, способствующих совершению преступлений несовершеннолетними, либо в отношении несовершеннолетних.

14. Установив в ходе предварительного расследования по уголовному делу обстоятельства, способствовавшие совершению преступления несовершеннолетним, либо обстоятельства, способствовавшие совершению преступления в отношении несовершеннолетнего, руководитель, следователь следственного отдела, в соответствии со статьей 158 Уголовного процессуального кодекса Российской Федерации вносит в соответствующий орган или учреждение системы профилактики мотивированное представление о принятии мер по устранению указанных обстоятельств или других нарушений закона.

Данное представление подлежит рассмотрению органом или учреждением системы профилактики не позднее одного месяца со дня его вынесения с обязательным уведомлением о принятых мерах к должностным лицам, чьи действия (бездействие) способствовали совершению преступления несовершеннолетним либо в отношении несовершеннолетнего.

15. При выявлении в ходе предварительного расследования по уголовному делу обстоятельств, способствовавших совершению преступления несовершеннолетним, либо обстоятельств, способствовавших совершению преступления в отношении несовершеннолетнего, наступивших в результате отсутствия координации деятельности органов и учреждений системы профилактики со стороны территориальной комиссии, руководитель, следователь следственного отдела, в соответствии со статьей 158 Уголовного процессуального кодекса Российской Федерации вносит в территориальную комиссию мотивированное представление о принятии мер по устранению указанных обстоятельств или других нарушений закона.

Данное представление подлежит рассмотрению на заседании территориальной комиссии с участием представителя следственного отдела, направившего представление, с обязательным уведомлением о принятых мерах не позднее одного месяца со дня его получения территориальной комиссией.

16. По результатам рассмотрения представления следственного отдела территориальная комиссия выносит постановление, включающее оценку эффективности действий субъектов системы профилактики:

по проведению анализа причин и условий, способствующих совершению преступления несовершеннолетним, либо в отношении несовершеннолетнего;

по своевременности и достаточности мер, принятых субъектами системы профилактики по устранению причин и условий, повлекших совершение преступления; работы специалистов субъектов системы профилактики;

по своевременности постановки несовершеннолетнего и/или семьи на персонифицированный учет;

по своевременности организации профилактических мероприятий, проведенных с несовершеннолетним, родителями, законными представителями;

по привлечению лиц, допустивших совершение преступления в отношении ребенка, родителей, законных представителей несовершеннолетнего к ответственности.

В постановлении территориальной комиссии указываются выявленные нарушения прав и законных интересов несовершеннолетних, причины и условия, способствующие безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, меры по их устранению и сроки принятия указанных мер.

Проведение анализа причин и условий, приводящих

к суицидальным действиям несовершеннолетних

17. Территориальные комиссии в ходе работы с информацией следственных отделов о фактах суицидальных действий несовершеннолетних проводят анализ каждого случая суицидальной попытки среди несовершеннолетних в целях выявления причин совершения суицидальных действий несовершеннолетними, обеспечивают координацию работы субъектов системы профилактики по:

оказанию амбулаторной психиатрической помощи несовершеннолетним, демонстрирующим суицидальное поведение, с привлечением специалистов (психиатра, медицинского психолога, социального работника);

оказанию консультативной помощи детских врачей-психиатров, врачей психиатров-наркологов несовершеннолетним, демонстрирующим суицидальное поведение;

проведению бесед с родителями (законными представителями) несовершеннолетних, демонстрирующих суицидальное поведение, с рекомендациями о получении профессиональной помощи психолога либо психиатра.

18. Территориальные комиссии ежеквартально обобщают и анализируют информацию следственных отделов о фактах суицидальных действий несовершеннолетних, принимают меры по совершенствованию механизмов межведомственной координации в сфере профилактики суицидального поведения несовершеннолетних, проведению мероприятий, направленных на снижение суицидальных рисков и предупреждение случаев склонения несовершеннолетних к суицидальным действиям.

Читайте также: