Какая ересь была осуждена на первом вселенском соборе

Обновлено: 15.05.2024

Арий не был удовлетворен современным ему состоянием тринитарного богословия, которое было оригенистским. Логика Ария была следующей: если Сын сотворен не из ничего, не из несущих, следовательно, Он сотворен из сущности Отца, а если рождение при этом мыслится еще и как предвечное, то между Отцом и Сыном вообще нет никакой разницы, и мы таким образом впадаем в савеллианство.

Кроме того, происхождение Сына из сущности Отца обязательно должно предполагать либо эманацию, либо разделение Божественной сущности, что само по себе нелепо, ибо предполагает в Боге некоторую изменчивость.

Около 310 г. Арий переехал из Антиохии в Александрию и около 318 г. выступил с проповедью своего учения, суть которого может быть сведена к следующим положениям:

Так же как в триадологии Оригена, в учении Ария имеет место убывающая Троица. Однако существенное различие между ними состоит в том, что Арий резко отделяет Сына и Духа от Отца, признавая их тварями, чего, несмотря на свой субординатизм, не делал Ориген. У ариан Троица оказывалась сообществом трех совершенно неподобных существ.

Арианство в силу своего рационализма и крайнего упрощения христианского учения было весьма привлекательно для широких народных масс, недавно пришедших в Церковь, оно делало христианскую догматику понятной для людей с недостаточно высоким образовательным уровнем.

Вести полемику с арианством в IV столетии пришлось многим выдающимся отцам Церкви, среди которых особое место занимают на Востоке свят. Афанасий Александрийский и Великие Каппадокийцы, а на Западе – свят. Амвросий Медиоланский и свят. Иларий Пиктавийский.

Свят. Афанасий критиковал учение Ария и с сотериологических позиций. Ведь если Спаситель есть тварное существо, происшедшее из ничего, то и истина, сообщенная Им людям, не может быть непреложной, а Его Евангелие вечным и неизменным. Кроме того, в рамках арианской доктрины понимание спасения как реального соединения с Богом оказывается невозможным. Если воплотившийся Сын Божий не есть истинный Бог, то, сочетавшись с тварью, человек не мог бы действительно обожиться.

Опровержение арианства на Первом Вселенском соборе.

Первый Вселенский Собор был созван в 325 г., в гор. Никее, при императоре Константине Великом.

Созван этот Собор был против лжеучения александрийского священника Ария, который отвергал Божество и предвечное рождение второго Лица Св. Троицы, Сына Божия, от Бога Отца; и учил, что Сын Божий есть только высшее творение.

На Соборе участвовало 318 епископов, среди которых были: Св. Николай Чудотворец, Иаков епископ Низибийский, Спиридон Тримифунтский, Св. Афанасий Великий, бывший в то время еще в сане диакона и др.

Собор осудил и отверг ересь Ария и утвердил непреложную истину – догмат; Сын Божий есть истинный Бог, рожденный от Бога Отца прежде всех веков и так же вечен, как Бог Отец; Он рожден, а не сотворен, и единосущен с Богом Отцом.

Чтобы все православные христиане могли точно знать истинное учение веры, оно было ясно и кратко изложено в первых семи членах Символа Веры.

Единосу́щие (греч. homoousios) – понятие православного богословия, отражающее бытийное тождество Божественной природы (сущности, естества) Лиц Пресвятой Троицы, а также бытийное тождество человеческой природы Христа и всего человеческого рода.

Вопрос №10

Свидетельства Священного Писания о троичности Лиц в Боге. Указания на троичность (множественность) Лиц в Боге в Ветхом Завете. Свидетельства о троичности в Новом Завете. Свидетельства Священного Писания о Божественном достоинстве и равенстве Божественных Лиц.

Свидетельства Священного Писания о троичности Лиц в Боге.

К числу таких указаний относится прежде всего Крещение Господа Иисуса Христа в Иордане от Иоанна, которое получило в церковном Предании наименование Богоявления. Это событие было первым явным Откровением человечеству о Троичности Божества. Наилучшим образом сущность этого события выражена в тропаре праздника Богоявления.

Указание на троичность Божественных Лиц содержится еще в ряде новозаветных текстов:

б) Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога Отца, и общение Святаго Духа со всеми вами (2Кор.13:13). Этими словами, которые вошли в текст чинопоследования византийской литургии, ап. Павел указывает на Сына и Духа как на два различных Лица, Которые подают дарования наравне с Отцом.

в) Три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святый Дух; и Сии три суть едино (1Ин.5:7).

Указания на троичность (множественность) Лиц в Боге в Ветхом Завете.

В Ветхом Завете имеются как указания собственно на троичность Божественных Лиц, так и свидетельства о множественности Лиц в Боге без указания на Их конкретное число.

Аналогичные указания на множественность Лиц содержатся в следующих стихах:

И сказал Бог: сотворим(множественное число. – О. Д.) человека по образу Нашему(множественное число. – О. Д.) и по подобию Нашему(множественное число. – О. Д.) (Быт.1:26).

В Новом Завете видение пророка Исаии осмыслено как Откровение о Пресвятой Троице. В Ин.12видение пророка отнесено к Сыну Божию: Исайя видел славу Его (Божию) и говорил о Нем, т. е. о Сыне. В Деян.28:25–26 говорится, что Исайя слышал глас Святого Духа, Который посылал его к израильтянам. Таким образом, согласно Новому Завету, видение Исаии было явлением Сына и Духа Святого, а следовательно, оно было Откровением Троицы.

В общем в Ветхом Завете нет не только собственно тринитарного богословия, но и сколько-нибудь четких свидетельств о троичности божественных Лиц, имеются лишь разрозненные указания, смысл которых раскрывается только в свете новозаветного Откровения.

Ересь Ария послужила толчком к появлению другой ереси, основателем которой был константинопольский епископ МАКЕДОНИЙ. Будучи вначале строгим арианином, он постепенно пришел к мысли, что не только Сын Божий подчинен Отцу и является Его творением, но и Дух Святой есть также служебная тварь. Вопрос заинтересовал праздные умы, и особенно много из строгих ариан присоединились к Македонию. Последователей Македония называют духоборами. Борьбу против ереси повели свв. Василий Великий, Григорий Богослов и Григорий Нисский.

Василий Великий неоднократно обращался к императору и к западным епископам с предложением созвать Вселенский собор, чтобы положить конец арианству и его порождению — ереси духоборов. В целях укрепления православия Василий Вел. послал в Константинополь Сасимского епископа Григория Богослова — своего друга, который очень успешно там боролся с арианством.

Для того, чтобы восстановить православное учение во всей империи, по внушению православных епископов имп. Феодосий в 381 г. созвал в Константинополе Второй Вселенский собор. На соборе присутствовало 150 отцов. Из них особенно замечательны: Григорий Богослов, Мелетий Антиохийский, Григорий Нисский, Кирилл Иерусалимский и др.

Отцы собора предложили македонским 36 епископам, бывшим на соборе, принять православное учение о единосущии Св. Духа с Богом Отцом и Сыном, но они решительно отказались и оставили собор. Отцы собора осудили и арианство со всеми его отраслями, и духоборцев; подтвердили Никейский символ, изложили точное и полное учение о Св. Духе, и кроме того, были добавлены к Символу последующие члены. Так составился полный, известный нам Никео-Цареградский символ веры.

На соборе был поднят вопрос о замещении Антиохийской и Константинопольской кафедр. Египетские епископы опротестовали назначение Григория Богослова на Константинопольскую кафедру. Ради мира Церкви св. Григорий Богослов добровольно отказался от Константинопольской кафедры.

На соборе составлено было также 7 правил канонического характера.

Постановления собора были скреплены подписью императора, который издал указ всем епископам исповедовать Никео-Цареградский символ, а упорствующим предложил удалиться из империи. Часть ариан ушла к готам,— а иные тайком жили в Константинополе и ночью совершали свои богослужения. В противовес этому константинопольские епископы установили совершать всенощные бдения.

Ересь Аполлинария

В связи с арианством и во время арианских смут возникло лжеучение Аполлинария.

Аполлинарий Младший, ученый епископ Лаодикийский (с 362 г.), своим еретическим учением обязан арианству. Арий, между прочим, проводил такое воззрение, что Сын Божий в воплощении принял только человеческое тело без души, а вместо души у Него во время земной жизни было Его Божество. На основании этого воззрения все выражения Св. Писания об ограниченности существа Господа Иисуса Христа Арий относил не к человеческой Его природе, а к ограниченной Божественной. Аполлинарий в учении о существе Сына Божия был согласен с православными и отрицал учение арианское, однако, желая опровергнуть арианское учение об ограниченности божественной природы в И.Христе, он почти повторил учение Ария.

Аполлинарию нужно было доказать, что выражения Св. Писания об ограниченности существа Иисуса Христа относятся к Его человеческой природе, но тут он натолкнулся на вопрос о соединении в Лице И.Христа Божественной и человеческой природы. Для него, как и для Ария, было непонятно, каким образом две самостоятельные природы — Божеская и человеческая — соединяются вместе и образуют одно существо Богочеловека.

При самостоятельности обоих природ ему казалось невозможным единство Лица Господа Иисуса Христа. Если во Христе полная человеческая природа и полная Божественная, то, думал он, выходит два Лица, два Христа: Христос человек и Христос Бог.

Следуя платоновскому делению человека на три части — дух, или ум, душу неразумную и тело, — Аполлинарий так объяснял догмат о воплощении: Сын Божий принял только душу неразумную и тело человеческое, а вместо ума человеческого у Него было Божество. Таким образом, приписав Иисусу Христу неполную человеческую природу, Аполлинарий полагал, что он опроверг ариан, относя к человеческой душе Иисуса Христа все выражение Св. Писания об ограниченности Его природы, и избежал представлявшегося ему раздреления в Лице И.Христа.

Но в воззрениях Аполлинария заключалась ересь. Правда, он не имел большого числа последователей. Отцы Церкви — свв. Афанасий Великий, Григорий Богослов — опровергали и это лжеучение. Но его воззрения служили поводом к развитию других ересей. Ересь Аполлинария была осуждена на Втором Вселенском соборе.

Несторий и его учение

Вопрос о соединении двух природ в Лице Иисуса Христа довольно долго интересовал умы людей науки, хотя в конце IV в. Церковь вполне раскрыла учение о Лице Иисусе Христа. Первой из ересей, возникших при научном разъяснении вопроса об образе соединения в Лице И.Христа Божественной и человеческой природ и их взаимном отношении, была ересь Нестория.

НЕСТОРИЙ, как и Арий, был воспитанником Антиохийского училища, не допускавшего таинственности в понимании догматов веры. Богословам Антиохийского училища казалось непонятным учение о соединении двух природ, Божественной и человеческой, ограниченной и неограниченной, в одном лице Богочеловека. Признавая православное учение о единосущии Христа Спасителя с Богом Отцом, эти богословы старались уяснить чисто рационалистическим путем учение о таинственном соединении Божественной и человеческой природ в Лице Иисуса Христа, вследствие чего уклонились далеко в сторону от церковного учения и впали в новую ересь.

Виновником новой церковной смуты является Несторий, патриарх Константинопольский. Однако первое появление такого рода еретических мыслей следует отнести к ДИОДОРУ, еп. Тарсийскому (+394 г.) и его ученику ФЕОДОРУ Мопсуетскому, видному преподавателю Антиохийского училища. Эти два епископа учили о двух природах в И.Христе и двух лицах: одно лицо земное — человека, другое — Божественное. Бог Слово воспринял в Себя человека. Человек носил в себе Бога. Тесного единства между ними не было, разве только моральное.

Несторий был учеником Феодора Мопсуетского. Развивая учение своих предшественников, Несторий не стал признавать соединения двух естеств в И.Христе в одну Ипостась. От Девы Марии, учил Несторий, родился только человек Иисус естественным образом. Бог Слово соединился с ним Своею благодатью, которая освящала Иисуса-человека. За добродетельную жизнь человек Иисус во время крещения был удостоен усыновления от Бога. Человеческое естество представляло собою одежду, или храм, в котором обитало Божество. Страдало человечество, так как Божество страдать не может. Богородица называется у Нестория Христородицей, так как она родила человека Христа, а не Бога Слова.

Выводом из этого учения является отрицание таинства воплощения и искупления, отрицание христианства.


Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Статья принадлежит новомученику о. Даниилу Сысоеву. Актуальность ее нисколько не изменилась, поэтому выкладываю во славу Божию, для утверждения Православной веры и в светлую память об отце Данииле, которому по праву принадлежит похвала за чистоту Церковного учения и нижайший поклон за труды.

Пятый Вселенский собор и новый оригенизм

1 мая 553 года в священном города Константина начался Пятый Вселенский Собор, ставший с самого начала камнем преткновения для всех неутвержденных в Истине. На этом великом явлении Духа Истины Церковь навеки поставила преграду всем попыткам пересмотра Евангелия в угоду гуманистическим предрассудкам и соблазнам подменить здравую трезвенность и мужество Христово сладкой водичкой "розового христианства". Поводом к созыву Собора было послание императора Юстиниана о "Трех главах", где рассматривались рационалистические заблуждения Феодора Мопсуэстийского и еретические сочинения Феодорита Кирского и Ивы Эдесского. Отцы Собора поддержали императора и отвергли это нечестие, возрождавшее несторианство в его наихудшей разновидности. Феодор был осужден посмертно за то, что он не признавал во Христе соединения двух природ в единой Ипостаси, но учил что две отдельные Личности Бога Сына и Человека Иисуса соединились лишь по благодати и силе и достоинству, причем человеческая природа у Господа была будто бы подвержена греховным страстями вожделениям, которые Он в Себе постепенно побеждал (к несчастью это заблуждение недавно вновь стало пропагандироваться одним русским богословом).

Также Собор осудил этого епископа за его нечестивые толкования Библии, которую он понимал в грубо буквальном смысле и при экзегезе которой он использовал критический метод (и они, к сожалению, теперь опять проповедуются в некоторых "православных" изданиях). Например, он учил ,что 15, 21 и 68 не относятся ко Христу, что нельзя относить все пророчества к Господу Иисусу, а лишь к иудеям, что Бог специально допустил людям узнать грех и Сам ввел в мир смерть (как этому учат и сейчас "христиане-эволюционисты"), что после конца мира Творец восстановит все творение, включая и грешников, и демонов в первозданное блаженное состояние. Он осуждал книгу Иова и учил будто в Песни Песней сказано о плотской любви между Соломоном и его любовницей, а также дерзнул поставить Владыку Христа в один ряд с Платоном, Манихеем, Эпикуром и Маркионом. Выслушав все эти богохульства Собор единогласно возгласил анафему Феодору, всем его мнениям и книгам и всем, кто защищает их.

Это, конечно, относится и к тому иеромонаху, который в своей работе о преп.Исааке Сирине, приписывает этому святому сочинения проклинающие всех, осуждающих Феодора, т.е.и отцов Пятого Собора.(4.стр.37). Очевидно, что такой священнослужитель, считающий православными такие взгляды, какие исповедывал мнимый Исаак ,сам анафематствовал себя, тем более, что Феодор и Диодор для него отцы и учителя Церкви, а лже-"Исаак жил в гармонии с Церковью, сочетая полную свободу и самостоятельность мысли с верностью церковной традиции"(4.стр.38). Не удивительно, что после такого заявления иером. Иларион принимает как вполне правильные такие выражения ,как"мы веруем, что все, что относится к Нему (Человеку Иисусу), поднято до Того (Бога Сына), Кто принимает это на Себя, возжелав, чтобы Он (Человек Иисус) участвовал в этой славе".(4.стр.60)-Это чистейшее несторианство не вызывает никаких вопросов у пресвитера!

Затем Отцы Собора применяя древнее правило "Ненавидь грех, но люби грешника" отделили дало Феодорита Кирского и Ивы Эдесского от их сочинений. Они были посмертно оправданы (ибо на Халкидонском Соборе они отреклись от заблуждений), но сочинения Феодорита против святого Кирилла и послание Ивы к Мареперсу были анафематствованы,как и все ,кто защищает их. И наконец, исповедав православное учение об распятом Господе нашем Иисусе Христе, истинном Боге и Господе славы, Едином по Ипостаси и поклоняемом единым поклонением в двух природах, Собор изрек: "Если кто не анафематствует Ария, Евномия, Маке дония, Аполлинария, Нестория, Евтихия и ОРИГЕНА, с нечестивыми их сочинениями, и всех прочих еретиков, которые были осуждены и анафематствованы святой кафолической и апостольской Церковью и святыми четырьмя помянутыми (Вселенскими) Соборами, и тех, которые мудрствовали или мудрствуют подобно вышесказанным еретикам, и пребыли в своем нечестии до смерти: тот да будет анафема". Так Отцы Собора подтвердили осуждение Оригена произошедшее в 543 году на Поместном Константинопольском Соборе. Этот Собор принял предложенные святым императором Юстинианом 10 анафематствований против этого еретика.

"1.Кто говорит или думает, что души человеческие предсуществовали, что они были прежде умами и святыми силами, а затем обратились к худшему и чрез это охладели в любви к Богу, отчего и называются духами и в наказание посланы в тела, тот да будет анафема.

2.Кто говорит или думает, что душа Господа прежде существовала и соединилась с Богом Словом прежде воплощения и рождения его от Девы,- да будет анафема.

3.Кто говорит или думает, что сначала во чреве святой Девы образовалось тело Господа нашего Иисуса Христа и за тем с ним соединился Бог Слово и душа существовавшая уже прежде, - да будет анафема.

4.Кто говорит или думает, что Слово Божие уподоблялось всем небесным чинам, было для херувимов херувимом, для серафимов серафимом, и уподоблялось всем вообще высшим силам, - да будет анафема.

5.Кто говорит или думает,что тела человеческие в воскресении восстанут шарообразными, а не исповедуют, что мы восстанем в правильном виде, - да будет анафема.

6.Кто говорит, что небо, солнце, луна, звезды, воды, которые выше небес, суть существа одушевленные и некоторые разумно-вещественные силы, - да будет анафема.

7.Кто говорит или думает, что Господь Иисус распнется в будущем веке за демонов, как и за людей, - да будет анафема.

8.Кто говорит или думает, что могущество Бога ограниченно, или что Он создал столько, сколько мог обнять, - да будет анафема.

9.Кто говорит или думает, что НАКАЗАНИЕ ДЕМОНОВ И НЕЧЕСТИВЫХ ЛЮДЕЙ ВРЕМЕННО И ЧТО ПОСЛЕ НЕКОТОРОГО ВРЕМЕНИ ОНО БУДЕТ ИМЕТЬ КОНЕЦ,ИЛИ ЧТО БУДЕТ ПОСЛЕ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ДЕМОНОВ И НЕ ЧЕСТИВЫХ ЛЮДЕЙ,-ДА БУДЕТ АНАФЕМА. (Заметим, что св.Юстиниан и с ним Отцы Собора четко различали теорию всеобщего спасения и ересь всеобщего восстановления, и равным образом осудили и то, и другое заблуждение. Это необходимо особенно добавлять т.к. модернисты, например, иеромонах Иларион (Алфеев) утверждают, что осуждены только оригеновские мысли о апокатастасисе, а не вообще мысль о всеобщем спасении (см.4.стр.304-309).-Д.Д.)

10.Анафема и Оригену, прозванному адамантовым, изложившему это, вместе с его нечестивым ,непотребным и преступным учением, и ВСЯКОМ, КТО ДЕРЖИТСЯ ЭТИХ МЫСЛЕЙ, ИЛИ ЗАЩИЩАЕТ ИХ,ИЛИ КАКИМ-ЛИБО ОБРАЗОМ КОГДА-ЛИБО ОСМЕЛИТСЯ ПОВТОРЯТЬ ИХ."(1.стр.536-537).

На этом сохранившиеся до нашего времени акты (а они дошли только в латинском переводе) заканчиваются .Однако предание Церкви связывает с деятельностью этого Вселенского Собора не только подтверждение, но и собственно осуждение еще трех ересиархов - Оригена, Евагрия и Дидима. Вот как пишет об этом событии Евагрий Схоластик в своей "Церковной Истории"(цит.по3.стр.187-188):"Потом (т.е.после решения вопроса о "трех главах"), когда монахи - Евлогий, Конон, Киприан и Панкратий подали (императору) письменное донесение против учения Оригена, называемого Адамантовым, и против последователей его нечестия и заблуждения, Юстиниан спросил у отцов Собора и об этом, предоставив им копию с того донесения и свое послание к Вигилию (Римскому папе) о том же предмете. Из всего этого можно было уразуметь, что чистоту апостольских догматов Ориген старался наполнить эллинскими и манихейскими плевелами.

Посему, вслед за восклицаниями в укоризну Оригену и его вымыслам, на Соборе составлен был Юстиниану доклад ,которого иные места изложены так:"имея душу, причастную горнего благородства, христианнейший император. ",и после нескольких выражений:"итак избегли мы, избегли этого; ибо не признали гласа чуждых ,но такого человека (Оригена),как татя и разбойника, связавши узами анафемы, извергли вне священной ограды".Потом немного ниже:"силу наших деяний вы узнаете из чтения их". К этому присовокупили и все главы, которые обыкновенно защищаемы были почитателями Оригенова учения, и из которых явствовало, в чем они соглашались (с православными), и в чем разногласили и многообразно заблуждались.

Между этими главами пятая принадлежала к числу осуждаемых даже от некоторых частных лиц так называемой Новой Лавры; она содержала в себе следующее:"Феодор Аскида Каппадокийский сказал, что если апостолы и мученики чудодействуют и пользуются столь великой честью, то, предположив, что при воскресениии они не будут равны Христу, каково будет воскресение их?"С великим тщанием избрали они и выставили на вид много и других богохульств Дидима, Евагрия и Феодора."

Чтобы уяснить себе, было ли это так ,как всегда думала Церковь или же как мыслят современные "нью-теологи" обратимся к позднейшим свидетельствам обладающим для нас крупнейшим авторитетом. Для начала должно процитировать слова общительного послания, отправленного св.Софронием Иерусалимским в 634 году главам автокефальных Церквей. Оно было ободрено VI Вселенским Собором как вполне православное. "Кроме этих великих и вселенских и всесвященных четырех равночестных собраний святых и блаженных отцов ,принимаю еще и другой ,сверх этих и после сих состоявшийся ,пятый святой и вселенский собор6бывший также в этом царствующем городе во время Юстинианова управления скиптромс римской империи, а также принимаю и все определения его. Он собран был для утверждения знаменитого собора халкидонского. Он уничтожает и исторгает в погибель прежде всего безумного Оригена и все его напыщенные бредни, а также и вымыслы, полные нечестием всякого рода; вместе с ним и учение Евагрия и Дидима и все языческие и чудовищные и совершенно баснословные пустословия."(2.стр.157).

Таким образом святитель Софроний также как и все последующие церковные историки, убежден, что Пятый Собор осудил оригенизм. Надо заметить, что он больше чем кто-либо иной был компетентен в этом вопросе, ибо оригенизм в шестом веке возник и расцвел пышным цветом именно в Палестине, так, что еретики смогли даже возвести на некоторое время своего патриарха на Иерусалимскую кафедру. Очевидно, что именно в архивах Иерусалимской Церкви должны были в первую очередь содержать документы по осуждению этой ереси. Хотелось бы привести еще несколько выдержек из этого великого догматического документа, принятого святой Церковью за основу при выработке определения Шестого вселенского Собора, по интересующей нас теме.

"Хотя души человеческие, - пишет святитель, - благодатью Божией и освободились от смерти, естественным образом преследующей все в созданной природе, однако ж ради этого мы не будем предполагать, что они существовали прежде тел, и не будем думать, будто они до появления и до основания этого видимого мира жили какой-то вечной жизнью, не будем говорить, что они обладали жизнью небесной, живя жизнью бестелесной и бесплотной и вечной на небе, некогда не существовавшем, как желал бы этого заблуждавшийся Ориген и сообщники и единомышленники его, Дидим и Евагрий, и остальное полчище их, выдумывающее басни. Они не только это проповедуют ошибочно, увлекаясь языческими учениями и оскверняя высокое происхождение христианское, но даже безумно отвергают воскресение этих тел, которыми мы ныне облечены, и бестолково болтают многое множество того, что достойно нечестивого баснословия их.

Не только в этом они, безумные, обманываются и сбиваются с прямого пути (это было бы, как и при измышлении зол, нечестие сносное), но и многое другое говорят противно апостольскому и отеческому преданию: отвергают НАСАЖДЕНИЕ РАЯ, НЕ ХОТЯТ ДОПУСТИТЬ, ЧТО АДАМ БЫЛ СОЗДАН ВО ПЛОТИ, ПОРИЦАЮТ ОБРАЗОВАНИЕ ИЗ НЕГО ЕВЫ, ОТРИЦАЮТ ГОЛОС ЗМЕЯ (точно также, как современные христиане – эволюционисты - Д.Д.), не допускают, чтобы таким образом Богом установлено было стройное распределение небесных тел, а фантазируют, будто оно произошло вследствие первоначального осуждения и превращения. Они безбожно и вместе баснословно бредят, будто бы в единичности умов произошло все разумное, охуждают создание превышенебесных вод, хотят ХОТЯТ,ЧТОБЫ БЫЛ КОНЕЦ НАКАЗАНИЮ, допускают совершенное повреждение всего чувственного, говорят о восстановлении всех разумных существ (как видим святой Софроний различает эти два аспекта одной ереси и не дает основания надеяться на создание какой-то православной картины мира признающей конечность мучений-Д.Д.): ангелов, людей, демонов, и опять сливают разные свойства их в мифическую единичность.

Мы же, будучи напоены разумным молоком правой и непорочной и разумной веры и вкусивши благого Божия глагола, отвергая все темные учения их, и будучи свободны от всех бессвязных пустословий их, и идя по стопам отцов своих, говорим и об окончании настоящего мира, и веруем, что после настоящей жизни будет вечно продолжаться та другая жизнь, а также принимаем и нескончаемое наказание. Первая (вечная жизнь) будет вечно доставлять радость творившим прекрасные дела, а последнее (наказание) будет непрестанно удручать и непременно мучить тех, которые здесь были приверженцами зла и не хотели покаяться до отбытия и отшествия от сюда. Ибо червь их не умирает, говорит Христос-Судья и Истина, и огнь их не угасает (Мк.9,46)".(2.стр.155-156).

Последующие Вселенские соборы подтвердили осуждение наложенное на сторонников лжеучений Оригена, Дидима и Евагрия. Так VI Вселенский собор (680 г.) в своем догматическом определении (оросе) засвидетельствовал свое согласие с кафолической верой такими словами: "наш святой и вселенский собор, отвергнув заблуждение нечестия от прежних времен доселе, и неуклонно следуя по прямому пути святых и славных отцов, во всем благочестиво присоединился к голосу пяти славных и вселенских соборов, именно - . пятого святого собора, собранного здесь (в Константинополе) против Феодора мопсуэстийского, Оригена, Дидима и Евагрия, против сочинений Феодорита, написанных в опровержение двенадцати глав достохвального Кирилла и против так называемого послания Ивы к Маре персу, - возобновив без всяких нововведений определения благочестия и отверг самоизмышленные догматы нечестия". (2.стр.219).

Проходивший вскоре после этого (в 692 г.) Трулльский собор, вошедший в историю под названием Пято-Шестого Собора, дополнил деяния прошедших двух Вселенских Соборов 102 каноническими правилами. Они вошли в корпус канонического права нашей Церкви и были утверждены следующим VII Вселенским Собором. Первое правило этого Собора имееет отношение к нашей теме. В нем перечисляются деяния всех предыдущих Вселенских соборов и опредяется наказание всем, кто преступает их постановления.

Блаженные Отцы постановляют:"признаем и научаем преемников признавать как-бы произнесенными от Духа благочестивые изречения160 богоносных отцов, собиравшихся в сем царствующем городе при благочестивой памяти Юстиниане, бывшем нашем императоре, которые соборно анафематствовали и отреклись Феодора Мопсуэстийского, учителя Несториева, Оригена, Дидима и Евагрия, воспроизводивших языческие басни и снова повторявших нам в бреду ума и в сонных видениях переходы и превращения некоторых тел и душ, и нечестиво восстававших против воскресения мертвых, также сочинения Феодорита против правой веры и двенадцати глав блаженного Кирилла и так называемое послание Ивы. Отвергаем и анафематствуем всех, кого они отвергали и анафематствовали, как врагов истины, тщетно воздымавшихся против Бога и замышлявших неправду против Всевышнего. Если же кто-нибудь не содержит и принимает упомянутых выше догматов благочестия, и не мыслит и не проповедует так, но старается идти против них, тот да будет анафема, согласно уже прежде изложенному определению упомянутых выше святых и блаженных отцов, и да будет исключен и извержен из списка христиан как чужой"(2.стр.273-274).

Это правило должно помнить всех православным христианам, особенно ученым, среди которых сейчас распространена тенденция оправдывать уже осужденных Соборами еретиков. Например, многие современные богословы склонны считать ,что Ориген и Евагрий осуждены напрасно, что нельзя следовать только тем их лжеуениям, которые непопулярны в наше время (например, учение о развоплощении и разрушении материального мира), а те которые льстят ленивым (лжеучение о всеобщем спасении),-можно популяризовать прикрываясь теорией теологумена, которым можно замаскировать любую ересь. Однако, все они по строгому смылу этого канона подвергают себя анафеме. Последний вселенский Собор проходивший в Никее (в 787 г.) также осудил ересь Оригена в своем оросе. -"анафематствуем бредни Оригена, Евагрия и Дидима, как сделал это пятый (вселенский) собор, бывший в Константинополе".(2.стр.590)

Так что всякий, кто берется защищать оригенизм в любой его форме (или учение о предсуществовании душ, или теорию всеобщего спасения) - спорит с святыми и блаженными Отцами ТРЕХ Вселенских Соборов и подпадает под правило Трулльского собора.

В завершение необходимо заметить, что защитники столь популярной ныне теории всеобщего спасения, утверждающие, что может существовать не оригенистский вариант этой ереси как терпимый теологумен, заблуждаются. Еще в 1088 году Поместный собор в Константинополе анафематствовал Иоанна Итала и всех его настоящих и будущих последователей-гуманистов такими словами: "Всем, которые принимают и преподают другим ложные и языческие мнения, будто есть предсуществование душ и будто все сотворенное произошло не из ничего; также будто мучению грешников в будущей жизни будет конец и будто творению и человечеству предстоит вообще восстановление; и таким образом Царство небесное представляют разрушимым и преходящим, тогда как Сам Иисус Христос и Бог наш предал нам учение, что оно вечно и нерушимо, и мы на основании всего Священного Писания, как Ветхого, так и Нового Завета веруем, что муки будут нескончаемы и царство небесное вечно; тем, которые таковыми своими мнениями и себя самих погубляют, и других творят общниками вечного осуждения: анафема"(5.стр.140-141).

вселен-1

Вселенские соборы - собрания высшего духовенства и представителей поместных христианских церквей, на которых разрабатывались и утверждались основы христианского вероучения, формировались канонические богослужебные правила, оценивались различные богословские концепции и осуждались ереси. Церковь, как Тело Христово, имеет единое соборное сознание, руководимое Духом Святым, получающее свое определенное выражение в решениях церковных соборов. Созыв соборов является древнешей практикой для разрешения возникших церковных вопросов (в Деян. 15, 6 и 37 правило свв. Апп.). Из-за возникновения вопросов общецерковного значения стали созываться Вселенские Соборы, которыми были точно сформулирован и утвержден ряд основных вероучительных истин, ставших, таким образом, частью Священного Предания. Статус собора устанавливается Церковью на основе характера решений собора и их соответствия церковному опыту, носителем которого является церковный народ.

В качестве "Вселенских" Православная Церковь признает семь Соборов:

  • I Вселенский собор - Никейский 325 г.
  • II Вселенский собор - Константинопольский 381 г.
  • III Вселенский собор - Ефесский 431 г.
  • IV Вселенский собор - Халкидонский 451 г.
  • V Вселенский собор - Константинопольский 2-й 553 г.
  • VI Вселенский собор- Константинопольский 3-й (680-681) гг.
  • VII Вселенский собор - Никейский 2-й. 787 г.

ПЕРВЫЙ ВСЕЛЕНСКИЙ СОБОР

Состоялся в 325 г., в г. Никее, при императоре Константине Великом. Созван этот Собор был против лжеучения александрийского священника Ария, который отвергал Божество и предвечное рождение второго Лица Св. Троицы, Сына Божия, от Бога Отца; и учил, что Сын Божий есть только высшее творение. Соборе участвовало 318 епископов. Собор осудил и отверг ересь Ария и утвердил догмат о том, что Сын Божий есть истинный Бог, рожденный от Бога Отца прежде всех веков и так же вечен, как Бог Отец; Он рожден, а не сотворен, и единосущен с Богом Отцом.

Чтобы все православные христиане могли точно знать истинное учение веры, оно было ясно и кратко изложено в первых семи членах Символа Веры.

На этом же Соборе было постановлено праздновать Пасху в первый воскресный день после первого весеннего полнолуния, определено было также священникам быть женатыми, и установлены были многие другие правила.

ВТОРОЙ ВСЕЛЕНСКИЙ СОБОР

Второй Вселенский Собор был созван в 381 г., в Константинополе, при императоре Феодосии Великом. Созван этот Собор был против лжеучения бывшего арианского епископа константинопольского Македония, который отвергал Божество третьего Лица Св. Троицы, Духа Святого; он учил, что Дух Святый не есть Бог, и называл Его тварью или сотворенною силою и при том служебною Богу Отцу и Богу Сыну так как Ангелы. На Соборе присутствовало 150 епископов. Ересь Македония была осуждена и отвергнута. Собор утвердил догмат о равенстве и единосущии Бога Духа Святого с Богом Отцом и Богом Сыном.

Собор также дополнил Никейский Символ пятью членами, в которых излагается учение: о Святом Духе, о Церкви, о таинствах, о воскресении мертвых и жизни будущего века. Таким образом составился Никео-цареградский Символ, который и служит руководством для Церкви на все времена.

ТРЕТИЙ ВСЕЛЕНСКИЙ СОБОР

Третий Вселенский Собор был созван в 431 г., в г. Ефесе, при императоре Феодосии 2-м Младшем. Собор был созван против лжеучения константинопольского архиепископа Нестория, который нечестиво учил, будто Пресвятая Дева Мария родила простого человека Христа, с Которым, потом, Бог соединился нравственно, обитал в Нем, как в храме, подобно тому, как прежде обитал в Моисее и других пророках. Потому и Самого Господа Иисуса Христа Несторий называл богоносцем, а не Богочеловеком, а Пресвятую Деву называл христородицею, а не Богородицею. На Соборе присутствовало 200 епископов. Собор осудил и отверг ересь Нестория и постановил признавать соединение в Иисусе Христе, со времени воплощения, двух естеств: Божеского и человеческого; и определил: исповедовать Иисуса Христа совершенным Богом и совершенным Человеком, а Пресвятую Деву Марию, - Богородицею.

Собор также утвердил Никео-цареградский Символ Веры и строго воспретил делать в нем какие бы то ни было изменения и дополнения.

ЧЕТВЕРТЫЙ ВСЕЛЕНСКИЙ СОБОР

Четвертый Вселенский Собор был созван в 451 году, в г. Халкидоне, при императоре Маркиане. Собор был созван против лжеучения архимандрита одного константинопольского монастыря Евтихия, который отвергал человеческую природу в Господе Иисусе Христе. Опровергая ересь, и защищая Божественное достоинство Иисуса Христа, он сам впал в крайность, и учил, что в Господе Иисусе Христе человеческое естество было совершенно поглощено Божеством, почему в Нем следует признавать только одно Божеское естество. Это лжеучение называется монофизитством, а последователи его называются монофизитами (одноестественниками). На Соборе присутствовало 650 епископов. Собор осудил и отверг лжеучение Евтихия и определил истинное учение Церкви, а именно, что Господь наш Иисус Христос есть истинный Бог и истинный человек: по Божеству Он вечно рождается от Отца, по человечеству Он родился от Пресвятой Девы и во всем подобен нам, кроме греха. При воплощении (рождении от Девы Марии) Божество и человечество соединилось в Нем, как едином Лице, неслиянно и неизменно (против Евтихия), нераздельно и неразлучно (против Нестория).

ПЯТЫЙ ВСЕЛЕНСКИЙ СОБОР

Пятый Вселенский Собор был созван в 553 году, в Константинополе, при императоре Юстиниане I. Собор был созван по поводу споров между последователями Нестория и Евтихия. Главным предметом споров были сочинения трех учителей сирийской церкви, пользовавшихся в свое время известностью, именно Феодора Мопсуетского, Феодорита Кирского и Ивы Едесского, в которых ясно выражались несторианские заблуждения, а на Четвертом Вселенском Соборе ничего не было упомянуто о этих трех сочинениях. Несториане в споре с евтихианами (монофизитами) ссылались на эти сочинения, а евтихиане находили в этом предлог отвергать самый 4-й Вселенский Собор и клеветать на Православную Вселенскую Церковь, что она будто бы уклонилась в несторианство. На Соборе присутствовало 165 епископов. Собор осудил все три сочинения и самого Феодора Мопсуетского, как не раскаявшегося, а относительно двух остальных осуждение ограничилось только их несторианскими сочинениями, сами же они были помилованы, т. к. отказались от своих ложных мнений и скончались в мире с Церковью. Собор снова повторил осуждение ереси Нестория и Евтихия.

ШЕСТОЙ ВСЕЛЕНСКИЙ СОБОР

Шестой Вселенский Собор был созван в 680 году, в Константинополе, при императоре Константине Погонате, и состоял из 170 епископов. Собор созван был против лжеучения еретиков - монофелитов, которые, хотя признавали в Иисусе Христе два естества, Божеское и человеческое, но одну Божественную волю. После 5-го Вселенского Собора волнения, производимые монофелитами продолжались и грозили Греческой Империи большою опасностью. Император Ираклий, желая примирения, решил склонить православных к уступке монофелитам и силою своей власти повелевал признавать в Иисусе Христе одну волю при двух естествах. Защитниками и изъяснителями истинного учения Церкви явились Софроний Иерусалимский и константинопольский монах Максим Исповедник. Шестой Вселенский Собор осудил и отверг ересь монофелитов, и определил признавать в Иисусе Христе два естества -Божеское и человеческое, - и по этим двум естествам - две воли, но так, что человеческая воля во Христе не противна, а покорна Его воле Божественной.

Через 11 лет Собор вновь открыл заседания в царских палатах называемых Трулльскими, для решения вопросов по преимуществу, относящихся к церковному благочинию. В этом отношении он как бы дополнил Пятый и Шестой Вселенские Соборы, потому и называется Пято-шестым. Собор утвердил правила, которыми Церковь должна управляться, а именно: 85 правил Св. Апостолов, правила 6-ти Вселенских и 7-ми поместных Соборов, и правила 13 Отцов Церкви. Эти правила впоследствии были дополнены правилами Седьмого Вселенского Собора и еще двух Поместных Соборов, и составили так называемый "Номоканон", а по-русски "Кормчая Книга", которая и является основанием церковного управления Православной Церкви.

На этом Соборе осуждены были некоторые нововведения Римской Церкви, не согласные с духом постановлений Церкви Вселенской, а именно: принуждение к безбрачию священников и диаконов, строгие посты в субботы Великого Поста, и изображение Христа в виде агнца (ягненка).

СЕДЬМОЙ ВСЕЛЕНСКИЙ СОБОР

Седьмой Вселенский Собор был созван в 787 году, в г. Никее, при императрице Ирине (вдове императора Льва Хазара), и состоял из 367 отцов. Собор был созван против иконоборческой ереси, возникшей за 60 лет до Собора, при греческом императоре Льве Исавре, который, желая обратить магометан в христианство, считал необходимым уничтожить почитание икон. Эта ересь продолжалась при сыне его Константине Копрониме и внуке Льве Хазаре. Собор осудил и отверг иконоборческую ересь и определил - поставлять и полагать в св. храмах, вместе с изображением Честного и Животворящего Креста Господня, и святые иконы, почитать и воздавать им поклонение, возводя ум и сердце к Господу Богу, Божией Матери и Святым, на них изображенным.

После 7-го Вселенского Собора, гонение на святые иконы снова было воздвигнуто последующими тремя императорами (Лев Армянин, Михаил Бальба и Феофил) и еще около 25 лет волновало Церковь. Почитание св. икон было окончательно восстановлено и утверждено на Поместном Константинопольском Соборе в 842 году, при императрице Феодоре. На этом Соборе, в благодарность Господу Богу, даровавшему Церкви победу над иконоборцами и всеми еретиками, установлен праздник Торжества Православия, который положено праздновать в первое воскресенье Великого Поста и который празднуется и доселе во всей Вселенской Православной Церкви.

Ряд соборов созывались как Вселенские Соборы, но по каким-то причинам не были признаны Православной Церковью как Вселенские. Чаще всего это происходило из-за того что их решения отказывался подписывать папа Римский. Тем не менее эти соборы пользуются высочайшим авторитетом в Православной Церкви и некоторые православные богословы считают что их надо включить в состав Вселенских Соборов.

  • Пято-шестой собор (Трулльский) 692 г.
  • IV Константинопольский собор 879-880 гг. [1]
  • V Константинопольский собор 1341-1351 гг.

Трулльский собор был создан императором Юстинианом II в 691 году в Константинополе. Пятый и Шестой Вселенские соборы не выносили никаких определений, сосредоточившись на догматических нуждах Церкви и борьбе с ересями. Между тем в Церкви усиливался упадок дисциплины и благочестия. Новый Собор замысливался как дополнение к предыдущим Соборам, призванным унифицировать и дополнить церковные нормы. Собор был собран в той же зале, что и VI Вселенский собор, представляя с наглядностью как бы его продолжение, и с тем же вселенским значением. Для заседаний его отведена была та же зала со сводами, так называемыми "труллами", и всему собору официально в документах присвоили название Трулльского. A задача восполнения им канонами двух вселенских соборов — V и VI — обозначена прибавкой к его названию: "Пято-Шестой — πενθεκτη" (Quinsextus).

Результатом деятельности Трулльского собора стали 102 канонических правила, принятые на нем (некоторые из этих канонов повторяют правила предыдущих Вселенских соборов). Они составили основу для развития Православного канонического права.

Православная Церковь объединила Трулльский собор с VI Вселенским Собором, рассматривая его как продолжение VI Собора. Поэтому 102 канона Трульского Собора иногда называются Правилами VI Вселенского Собора. Римско-Католическая Церковь, признавая Шестой Собор - Вселенским, не признала постановлений Трулльского собора, и по необходимости рассматривает его как отдельный собор.

102 канона Трулльского собора откровенно рисуют широкую картину непорядков церковных и нравственных и стремятся все их устранить, напоминая этим задачи наших русских соборов: Владимирского 1274 г. и Московского 1551 г.

Каноны Трулльского собора и Римская церковь

Разбойничьи соборы

Разбойничьими соборами называются церковные соборы, которые Церковь отвергла как еретические, часто такие соборы проходили под внешним давлением или с нарушениями процедуры. Ниже приведены разбойничьи, соборы которые организовывались как вселенские:

Четвертый Вселенский собор был самым многочисленным из всех Вселенских соборов. Его решения привели не только к уточнению православной веры, но, к сожалению, дальнейшему отторжению Церквей Армении, Египта и Рима.


Халкидонский собор, четвертый вселенский собор в истории христианства, был созван императором Маркианом и проходил в одноименном городе в 451 г. (с 8 октября по 1 ноября). На соборе было осуждено монофизитство и принят ряд дисциплинарных постановлений.

Император Феодосий издал указ от имени западного императора Валентиниана III (имп. 425-455), приказав всем епископам и их викарным епископам собраться в Никее. В то время вся Западная Европа была в большом волнении от нападения гуннов во главе с Аттилой, и большинство западных епископов не могли присутствовать на соборе, проводившемся на Востоке. Папа Лев согласился прислать своих представителей.

В 450 г. император умер в результате несчастного случая, а его сестра благочестивая и православная Пульхерия, чтобы сохранить династию Феодосиев, вышла замуж за Маркиана, чиновника, который также был верен православию. Чтобы решить монофизитский вопрос (который рисковал ввергнуть саму Империю в политический хаос), оба супруга, по согласию с папой Львом в 451 г. созвали собор в городе Халкидон.

Первоначально Пульхерия и Маркиан намеревались открыть Собор 1 сентября. Но, учитывая некоторые недоумения Льва (вдруг участники собора 449 г. поднимут сосстание) и обеспокоенность Маркиана по поводу возможных нарушений во время соборной работы, решено было открыть собор 8 октября. На Соборе, который проходил в церкви святого Евфимия, присутствовало от пятисот до шестисот епископов, из которых более пятисот прибыли из провинций Восточной Римской империи. Среди них выделялись патриарх Константинопольский Анатолий и патриарх Александрийский Диоскор. Запад, напротив, был представлен только 5 духовными лицами, двумя епископами и тремя папскими легатами во главе с Пасказием Лилибейским.

Сразу после открытия Пасказий от имени папы Льва поднял вопрос о том, что Диоскор, главный зачинщик Ефесского собора в 449 г., был обвинен в нарушениях, допущенных на этом соборе. Отказавшись предстать перед судом, Диоскор, оставленный группой епископов, просивших прощения за поддержку монофизитства двумя годами ранее, был осужден 308 отцами Собора и смещен с должности патриарха вместе с другими епископами.

25 октября ознаменован кульминацией Собора. После того, как Диоскор был низложен, Евтихий приговорен к изгнанию, а Флавиан реабилитирован посмертно, вновь был поднят христологический вопрос, так воспламенивший души восточных христиан. Столкнувшись с риском новых разделений, Пасказий добился того, чтобы патриарх Анатолий принял это письмо от папы Льва, адресованное Флавиану. Письмо, которое помнят под именем Томос к Флавиану, до сих пор является основой различных христианских конфессий, признающих Халкидонский собор (то есть Католической церкви, Православной церкви и различных протестантских конфессий). Документ, по сути, свидетельствует, что Иисус Христос, является истинным Богом и истинным Человеком одновременно, без смешения или разделения.

О природе Иисуса Христа в Томосе говорится в отрицательных определениях, поскольку положительно этот союз Божества и Человечества трудно передать. Святой отец Дидим Слепец (IV в.) указывал, что тайну соединения во Христе Божества и человечества можно сопоставить с тайной соединения в человеке души и тела.

За 17 заседаний, проведенных до торжественного дня закрытия Вселенского Собора (1 ноября или 10 ноября), было создано 30 дисциплинарных правил. Отцы соборов высказали чрезвычайно интересные мнения относительно церковной дисциплины, поскольку упомянутые вопросы еще не поднимались на предыдущих соборах. Так 2 канон, осуждает симонию; 3 канон предусматривает суровые наказания священников, занятых мирскими делами; 4 канон подчини монахов местному епископу; 5–10 каноны регулируют монашескую дисциплину. Не менее интересны каноны 15 и 16, касающиеся религиозной жизни женщин: в первом говорится о посвящении в диаконисы; во втором — о запрете монахине вступать в брак.

Однако один из канонов стал водоразделом для Западной Церкви, особенно для папы Льва. 28 канон санкционировал превосходство Константинопольского патриархата над Александрийским и Антиохийским патриархатом и его положение на втором месте после апостольского престола древнего Рима, основываясь на аргументе, что Константинополь был новым центром Империи, Новым Римом. Папские легаты не были согласны с таким решением, и они удалились с заседания собора.

В ответ Папа Лев протестовал, отменив 28 канонов и объявив его недействительным, противоречащим канонам I Вселенского Собора. Еще несколько подобных писем папа направил императору Маркиану, императрице Пульхерии и патриарху Анатолию. Папа Лев ратифицировал все постановления Собора, касающиеся веры. Таким образом, первые шесть заседаний собора считаются Вселенскими, следовательно, сам собор входит в состав Вселенских соборов.

Император Маркиан, со своей стороны, издал несколько указов (7 февраля, 13 марта и 28 июля 452 г.), подтверждающих все каноны Халкидонского Собора и запрещающих дальнейшее обсуждение вопросов, касающихся веры. Несмотря на множество споров, после IV Вселенского Халкидонского Собора о Константинопольском епископе уже говорили как о патриархе.

Решения Собора усилили антагонизм между Константинополем, с одной стороны, и восточными провинциями Египта и Сирии, с другой. Армения находилась тогда в стадии войны с Персией и не могла должным образом принять участие в заседаниях Собора. Поэтому решения IV Вселенского собора не были приняты Армянской Церковью.

Первым следствием Собора было четкое отделение Ближнего Востока и Египта от Византии. Хотя все еще политически объединенный под Константинополем, Египет восстал против православного патриарха Протерия, убил его и избрал на его место мифизита Тимофея II Элура. Византийские императоры, такие как Зенон, Юстиниан I и Ираклий, пытались с помощью различных декретов богословского содержаниея (Энотикон, осуждение Трех глав и монофелитское исповедание веры) найти примирение с этими регионами, но между сторонами не было примирения.

Раскол между Анатолией и Халкидонской Грецией и монофизитской Сирией и Египтом, а также последующая потеря лояльности и симпатии к империи со стороны населения этих южных провинций будет одной из основных причин успеха исламских завоеваний Сирии и Египта. Жители этих территорий не сопротивлялись народу, с которым они чувствовали себя более похожими в культурном отношении, чем греки. Лингвистически арамейский язык, на котором говорили сирийцы, похож на арабский; два народа вели торговлю веками. Кроме того, существовали монофизитские арабские королевства, наиболее знаменитое из которых королевство Гассанидов. Кроме того, арабы обещали меньшее финансовое и религиозное притеснение, чем Византия.

Читайте также: