Имеет ли право нотариус рекламировать свою деятельность

Обновлено: 28.06.2024

Какие документы регламентируют нотариат онлайн

Работу нотариусов в России по-прежнему регулируют Основы законодательства РФ о нотариате (утв. ВС РФ 11.02.1993 № 4462-1) (далее – Основы). Но с 29 декабря 2020 года Федеральный закон от 27.12.2019 № 480-ФЗ внёс в Основы многочисленные изменения и дополнения. Они направлены на:

  • оптимизацию нотариальной деятельности;
  • повышение востребованности нотариальной защиты прав граждан и юридических лиц в условиях развития цифрового общества.

В развитие положений о нотариусах онлайн приказ Минюста России от 30.09.2020 № 232 утвердил:

  • порядок направления заявления о совершении нотариального действия удаленно;
  • порядок оплаты нотариального действия, в т. ч. с использованием электронных средств платежа;
  • порядок возврата заявителю платежа за совершение нотариального действия удаленно;
  • порядок взаимодействия заявителя или его представителя, обратившихся за совершением нотариального действия удаленно, и нотариуса.

Эти регламенты также одобрены решением правления Федеральной нотариальной палаты (ФНП) от 16.09.2020 № 16/20.

Что нового в законе о нотариусах с 29.12.2020

В части взаимодействия с нотариусами по электронным каналам это следующее:

  • обеспечение возможности автоматизированной проверки нотариального документа на действительность по машиночитаемой маркировки, размещенной на нём (с использованием ЕИС);
  • формирование правил взаимодействия единой информационной системы нотариата (далее – ЕИС) с иными информационными системами (при совершении нотариальных действий нотариусы получают через ЕИС сведения из других информационных систем и проверяют в этих системах сведения, представленные обратившимся лицом);
  • установление права нотариуса при отсутствии документа, удостоверяющего личность, или при наличии сомнений в личности устанавливать её посредством единой биометрической системы;
  • обеспечение возможности представления сведений об открытии наследственного дела по Интернету (ежедневно и круглосуточно);
  • развитие возможности удаленного обращения за совершением нотариального действия;
  • установление возможности удостоверения сделки двумя и более нотариусами;
  • уточнение порядка совершения нотариусом отдельных действий.

Только за январь-октябрь 2020 года бизнес и граждане 2,8 млн раз обратились к нотариусу, чтобы перевести бумажный документ в цифровую форму, сохранив его юридическую силу, или наоборот (кроме документов, удостоверяющих личность и договоров в простой письменной форме – это ограничено законом).

С 29.12.2020 расширен спектр нотариальных действий, которые могут быть совершены в электронной форме удаленно. То есть, без личной явки обратившегося лица к нотариусу. Сюда входят, например, следующие нотариальные действий и услуги:

  • свидетельствование верности перевода документов с одного языка на другой;
  • передача документов физических и юридических лиц другим физическим и юридическим лицам;
  • принятие в депозит денежных средств;
  • взыскание денежных сумм или истребование имущества от должника по исполнительной надписи нотариуса;
  • депонирование нотариусом безналичных средств или бездокументарных ценных бумаг;
  • обеспечение доказательств в виде осмотра сайта;
  • выдача выписки из реестра уведомлений о залоге движимого имущества;
  • совершение исполнительной надписи в виде электронного документа;
  • принятие на хранение электронных документов.

Само собой, выбрать между обращением онлайн или личной явкой к нотариусу – это право заявителя. Никаких требования к проверке нотариусом такого волеизъявления нет.

Как подать нотариусу заявление онлайн

Заявитель направляет нотариусу через ЕИС заявление о совершении нотариального действия с приложением установленных законом документов – в электронной форме или скан-образов. Затем нотариус изготавливает нотариальный документ в электронной форме и направляет обратившемуся. Либо по просьбе заявителя может выдать его на бумаге.

Заявление нотариусу онлайн можно передать сайт Госуслуг. При этом личность заявителя в этом случае установят путем проверки:

  • его регистрации в Единой системе идентификации и аутентификации при предоставлении государственных и муниципальных услуг в электронной форме;
  • усиленной квалифицированной электронной подписи обратившегося лица.
  • личный кабинет ЕИС нотариата;
  • веб-сервиса ЕИС.

Для подачи заявления его форму заполняют в одном из указанных сервисов.

Нужно выбрать место совершения действия – нотариальный округ или субъект РФ. И заявление поступит первому в очереди нотариусу. О его принятии придёт уведомление. Но могут попросить поменять место, если нотариусов в очереди не было.

Порядок оплаты и сроки

После получения нотариусом заявления и документов он укажет размер платы за услуги (нотариальный тариф), реквизиты для денежного перевода, способы оплаты. Уведомление о ее поступлении придёт на адрес электронной почты из заявления, а также через сайт Госуслуг или сервисы ЕИС.

Не позднее 5 рабочих дней со дня получения подтверждения оплаты заявителю направят нотариальный документ либо мотивированное постановление об отказе в совершении нотариального действия или о его отложении.

При отказе нотариуса он вернет деньги в течение 10 дней со дня вынесения соответствующего постановления.

Несколько нотариусов

Урегулирован порядок удостоверения сделки с привлечением 2-х и более нотариусов – новая ст. 53.1 Основ. Она устанавливает общие положения такого порядка, в частности:

  • создание нотариусами в электронной форме проекта сделки посредством ЕИС;

подписание экземпляра сделки в электронной форме электронной подписью участника сделки и каждого из удостоверивших ее нотариусов (до этого каждая сторона в присутствии своего нотариуса заверит экземпляр сделки простой электронной подписью и распишется на бумажном экземпляре);

  • обеспечение неизменности текста сделки в электронной форме средствами ЕИС;
  • регистрацию посредством ЕИС удостоверенной сделки в реестре регистрации нотариальных действий.

Этот способ удобен, когда стороны находятся в отдалённых друг от друга регионах России.

Договор, который заверили несколько нотариусов, будет считаться заключенным в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами.

Порядок удостоверения сделки двумя и более нотариусами очень востребован российским бизнесом, учитывая большую территорию России. Подобная практика уже не первый год успешно реализуется во Франции, позволяя участникам сделки значительно экономить свое время и средства.

Заключение

Хранить такую электронную версию документа можно на любом носителе или устройстве – флешке, планшете, телефоне. Если же адресату нужен документ в бумажном формате, то любой ближайший нотариус переведет документ обратно в бумажную форму, удостоверит и отдаст на руки.

  • либо не откроется впоследствии;
  • либо УКЭП нотариуса открепится от него.

По мнению руководителя Министерства цифрового развития, уже в 2021 году у граждан может появиться возможность создавать и хранить в мобильном приложении цифровые двойники основных документов. В т. ч. удостоверяющих личность.


Сделка в бизнес-сфере - это зачастую сложная процедура, при которой нужно думать не только о возможности прямого ущерба, но и о сопутствующих рисках. Обезопасить себя от дополнительных осложнений предпринимателям помогают нотариусы: защищают права и интересы собственников компаний, взаимодействуют с налоговыми органами, гарантируют сохранность важных документов и многое другое. О том, какие услуги нотариусов полезны для бизнеса, - в материале ТАСС и Федеральной нотариальной палаты.

Защита прав и законных интересов собственников

Удостоверение сделки нотариусом не только гарантирует ее законность, но и снижает к минимуму риски оспаривания, а также надежно защищает права и интересы собственника. Привлечение нотариуса к регулированию правоотношений в корпоративной сфере сводит к минимуму риски рейдерских захватов бизнеса и повышает достоверность данных в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ).

При желании у нотариуса можно удостоверить любую сделку, однако в ряде случаев нотариальная форма обязательна. В сфере бизнеса это все сделки, связанные с отчуждением и залогом долей в обществах с ограниченной ответственностью, заявления о выходе участника из состава ООО и требования о выкупе доли, оферта о продаже доли третьему лицу, а также решения общего собрания участников ООО, связанные с увеличением уставного капитала компании.

Также пользуется спросом нотариальное удостоверение соглашений о предоставлении опциона на заключение договора об отчуждении доли в ООО. По этому соглашению доля может перейти только при определенных обстоятельствах, выгодных компании. К примеру, при опционной сделке можно передать долю бизнеса нынешнему директору предприятия при условии, что она будет в его собственности, пока он занимает эту должность.

Решение вопросов с регистрацией юрлица или ИП

Заявителю нужно лишь принести в нотариальную контору необходимые документы. Нотариус переведет их в электронный вид вместе с заявлением о внесении изменений в ЕГРЮЛ и направит в налоговый орган по месту регистрации заявителя. Кстати, именно при таком электронном варианте подачи документов в ФНС заявителю по закону не нужно оплачивать госпошлину.

Получить готовые документы у нотариуса можно уже через пять рабочих дней - в бумажном и электронном виде.

Гарантия сохранности списка участников ООО

Общества с ограниченной ответственностью могут поручить ведение и хранение списка своих участников Федеральной нотариальной палате (ФНП). Для этого в Единой информационной системе нотариата существует отдельный реестр.

Сведения из него всегда доступны учредителям компании и собственникам долей в ООО, что позволяет застраховать их от рисков утери или умышленного сокрытия списка. Такие проблемы нередко возникают в случае исчезновения или смерти генерального директора организации.

Кроме того, при хранении списка в реестре участники ООО могут своевременно получить соответствующую выписку у любого нотариуса - она нужна, к примеру, для совершения сделки.

Проверка юридически значимых сведений через онлайн-сервисы нотариата

Большим спросом у предпринимателей и граждан пользуются два бесплатных онлайн-сервиса ФНП - реестр уведомлений о залоге движимого имущества и сервис проверки доверенностей.

Первый позволяет узнать о кредитной чистоте того или иного движимого имущества и определить старшинство залога. В сфере бизнеса оборот заложенного имущества - частое явление. При этом именно сведения реестра о дате приобретения того или иного имущества могут подтверждать факт его залога или отсутствия. Судебная практика говорит о том, что даже если покупатель приобрел заложенное имущество, но информации о нем в реестре на момент покупки не было и покупатель не знал о залоге, то он будет считаться добросовестным и чужие долги платить ему не придется.

Вне зависимости от того, кто является залогодержателем - банк, какая-то организация или частное лицо, своевременно сообщить о факте залога нотариусу не составит труда - в нотариате существует удобная система подачи сведений о залоге, в том числе в онлайн-формате.

Востребован в корпоративной среде и сервис проверки доверенностей на портале ФНП. Система ищет документ по указанным реквизитам и показывает, действителен и актуален ли он на данный момент. Если доверенность уже была отменена, сервис выдаст соответствующую информацию с указанием даты отмены. Таким образом можно моментально выявить фальшивку и оградить себя от деловых отношений с недобросовестными лицами.

Внесудебный возврат долгов через исполнительную надпись нотариуса

Исполнительная надпись нотариуса позволяет взыскать бесспорную задолженность по кредитному договору или по любому нотариально удостоверенному договору, устанавливающему обязательства по передаче денег или имущества, а также по договорам поручительства или услуг связи.

Выбор в пользу исполнительной надписи нотариуса помогает избежать издержек, которые возникают при решении долговых вопросов в судебном порядке. Кредитор экономит время и деньги: весь процесс занимает чуть более двух недель, а тариф за такое нотариальное действие составляет всего 0,5% (не более 300 тыс. рублей) от общей суммы долга и входит в сумму взыскания.

Обеспечение доказательств правонарушений в реальной жизни и онлайн-среде

Практически каждая компания или бизнесмен рано или поздно сталкиваются с некачественным выполнением работ по договору, незаконным использованием чужой интеллектуальной собственности, плагиатом, шантажом и клеветой в свой адрес, в том числе в интернете. Случается, что недобросовестные конкуренты или просто третьи лица нарушают авторские права компании на название той или иной торговой марки, узнаваемые элементы корпоративного стиля, рекламные образы.

Защитить свое имя и наказать правонарушителя можно через суд. Однако нередко истцы не могут собрать веских улик, так как ответчик успевает скрыть все следы содеянного. А иногда доказательства исчезают сами собой. Такое случается, например, когда наступает срок автоматической очистки папок в электронной почте, в которых были важные документы или нужная переписка с контрагентом.

Чтобы этого избежать, следует как можно скорее обратиться к нотариусу. Если речь идет о правонарушении в интернете, он сможет осмотреть необходимые веб-страницы и приобщить их скриншоты к специальному протоколу. При наличии доказательств, засвидетельствованных нотариусом, в суде уже не сыграет роли, виден ли факт нарушения на момент разбирательства или нет.

Наследственный фонд как способ сохранить бизнес после смерти владельца

Наследственные фонды появились в российской правовой практике не так давно. Однако за рубежом они уже успели зарекомендовать себя как эффективный инструмент сохранения предприятия и обеспечения его работы даже в случае смерти владельца. Заранее зафиксированные нотариусом условия управления бизнес-активами помогут решить многие спорные вопросы: кто будет управлять бизнесом после смерти собственника, кому и в каком порядке будут распределяться доходы от деятельности фирмы и другие.

Когда наследодатель оставляет завещание, предусматривающее создание наследственного фонда, он должен назначить кого-либо на должность директора этого фонда. Впоследствии нотариус, открывший наследственное дело, будет запрашивать у назначенного лица соответствующее согласие. Аналогичные предложения направляются и лицам, которые в силу завещания должны войти в состав коллегиальных органов фонда. Решив все формальности и получив все необходимые согласия, нотариус самостоятельно подписывает и подает заявление о регистрации наследственного фонда.

Решение спорных вопросов посредством медиативного соглашения

Обращение к медиации позволяет конфликтующим сторонам найти удовлетворяющее всех решение спора с помощью беспристрастной третьей стороны - медиатора. Удостоверенное нотариусом медиативное соглашение предоставляет его участникам дополнительную гарантию соблюдения прописанных в нем условий.

В сентябре общественная палата предложила четко определить ответственность риэлторов, обязать их лицензирование, а правовые аспекты оставить нотариусам.

Все в общем-то правильно. Лицензирование должно быть, равно как и сокращение числа непрофессионалов на рынке. История со штрафом ФНС, который превысил стоимость сделки известна многим. Там риэлтор не предупредил собственников о необходимости аккредитива в сделке с нерезидентом, и они получили штраф более 10 млн при цене сделки около 12 млн.

Неграмотность риэлтора, за которую нужно призвать к ответу как за ошибку в профессиональной деятельности или финансовая неграмотность собственника? Платить никто не хочет, страхуют свою профессиональную ответственность тоже далеко не все риэлторы.

Ну и правовые аспекты. В нашей работе это львиная часть труда. Наследство, сделки, проверка контрагентов и многие другие нюансы. Мы все знаем, сколько обременений может иметь квартира, а участок земли и подавно. Будут ли все это проверять нотариусы, к которым и так очередь, если риэлтору оставят лишь коммерческую сторону. А главное – будут ли они в полной мере и глубоко погружаться в каждую сделку…

Не лучше ли ввести единый стандарт лицензирования профессионального риэлтора и закрепить те обязанности, что мы и так выполняем? Рынок будет менее конкурентным, но более экспертным. Что думаете?

1. Лицензирование не приведет ни к снижению конкуренции, ни к повышению экспертности. Все останется таким же, если не хуже. На место, возможно, выбывших индивидуалов заступят помощники "брокеров", "агентов" и других красивых слов. Со временем, подкопив денег, и они вольются в лицензированные ряды. Выгодоприобретатель - производитель лицензий. Общественная палата в 56 раз сделала заход с подачи нотариусов, которые уже 20 лет назад пообещали нотариусам Европы, что они вернут все сделки с недвижимостью себе. 2. О каком "стандарте" деятельности может идти речь, если самое ценное - проверки- базируются в значительной степени на неофициальных данных? 3. Приведенный пример про налоги. Всегда удивляюсь с какой легкостью иногда риэлторы готовы взяться за самостоятельные виды деятельности, и "отвечать" за них. Налоговое консультирование - самостоятельный вид деятельности. А за второй пояс зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения лицензированные риэлторы готовы "ответить"? А за браки, отметки о которых нет в паспорте? За подлинность паспорта? За деестпособность? За выполнение противопожарных норм у ОКСов? Поэтому, лицензирование деятельности лишь ухудшит качество предоставляемых услуг, поскольку по "профессиональному стандарту" к перечисленным сферам деятельности риэлтор и близко не должен подходить. И нотараиус не подойдет, он же не сумасшедший. Да, риэлтор будет, как Вы выразились, "приложением к маркетплэйсу". И к нотариусам. Работать в интересах клиентов без лицензии - это лучше, чем с лицензией, но в интересах нотариусов.

1. Лицензирование не приведет ни к снижению конкуренции, ни к повышению экспертности. Все останется таким же, если не хуже. На место, возможно, выбывших индивидуалов заступят помощники "брокеров", "агентов" и других красивых слов. Со временем, подкопив денег, и они вольются в лицензированные ряды. Выгодоприобретатель - производитель лицензий. Общественная палата в 56 раз сделала заход с подачи нотариусов, которые уже 20 лет назад пообещали нотариусам Европы, что они вернут все сделки с недвижимостью себе.

Лицензирование предполагает знание чего-либо. Мы не касаемся коррупционных схем, но если так – зачем нужны права на машину? Люди как нарушали, так и нарушают, а иногда даже покупают права, или дают взятку инспектору. Выгодоприобретатель здесь ГИБДД. Но тем не менее, плохое или хорошее лицензирование все же снижает безнаказанность. А она, как известно, рождает вседозволенность.

2. О каком "стандарте" деятельности может идти речь, если самое ценное - проверки- базируются в значительной степени на неофициальных данных?

Почему на неофициальных? И ваш пример про браки и отметку в паспорте. Да, ее там нет, но кто мешает вам сделать запрос в ЗАГС и узнать. Ваша лень?

3. Приведенный пример про налоги. Всегда удивляюсь с какой легкостью иногда риэлторы готовы взяться за самостоятельные виды деятельности, и "отвечать" за них.
Да, риэлтор будет, как Вы выразились, "приложением к маркетплэйсу". И к нотариусам. Работать в интересах клиентов без лицензии - это лучше, чем с лицензией, но в интересах нотариусов.

Так вот и хороший риэлтор – управленец. И у него есть команда, и да он – ЛПР. Принимает решение и несет ответственность. Если не разбирается в налогах, идет и консультируется. Если есть вопросы земельного права – читает кодекс или обращается к прецедентному опыту.

Марина, БРАВО! Я восхищаюсь Вашим блестящим парированием. Деятельность агента лицензировать нужно, это однозначно, сфера деятельности огромная, многозадачная, занимает огромные пласты населения. Так же полностью с Вами согласен, что профессиональный агент, не может никогда знать ответы на все вопросы, потому что любой агент давно работающий в этой сфере хорошо знает, каждый раз может попасться совершенно новая и уникальная ситуация, которая может больше никогда не повторится, и грамотный агент просто будет знать куда обратиться, приложит усилия и углубится в новый для него вопрос, а дилетант либо откажется, в лучшем случае, либо возьмется за решение на авось. В силу своей сложности и многозадачности, данная сфера деятельности включает в себя множество разных сфер, и выделить это в отдельную профессию, с необходимым спектром обучения нужных предметов, видимо ещё никто не осилил. Надеюсь что я дождусь того времени, когда это воплотится в жизнь. Я верю в то, что от этого станет всем лучше. Как ни крути, если посмотреть на другие сложные сферы, все рано или поздно приходят к лицензированию. Взять например недвижимость, введение СРО и проектного финансирования, кто скажет что это ухудшило рынок? наоборот, это нормальные этапы эволюции. А риэлторы в эволюции застряли, кроме того что, то добавляют то наоборот отменяют какие либо обязательные нотариальные регистрации, вспомните, буквально пару лет назад таких обязательных нотариатов было больше, год нотариусы продержались, может чуть больше, видимо взвыли от потока, и отказались, если все сделки подвести под обязательный нотариат, рынок встанет, люди взвоют, нотариусы захлебнутся. Вторая сторона медали того, что всё отдать им. А никто не задавался вопросом, как нотариус проверяет историю квартиры? кроме проверки действующих документов на собственность, и заказа свежей выписки ЕГРН, банкротства и дееспособности? В историю квартиры насколько глубоко он вникает? был ли мат капитал использован, например одну сделку назад? или выписанные перед приватизацией дети, так же хотя бы одну сделку назад, и таких нюансов очень много. Что мешает дать доступ к тем же базам, что и у нотариуса, лицензированному агенту. А пресловутая финансовая ответсвенность на 5 млн рублей нотариальная, не покроет даже самую дешевую однушку в Москве. Как говорил наш юристконсульт на юридических часах в ИНКОМе (спасибо данной компании за вложенные знания в своё время), вы слышали хотя бы одну историю что бы кто то из нотариусов отдал эти деньги за свою ошибку? а ошибки такие есть и найти их можно. А ходить с клиентами по квартирам, разбираться в их сложных внутрисемейных передрягах, находить максимально выгодные экономические с дальнейшей перспективой решение сложных вопросов, тоже ноатриус будет делать? думаю врятли. Марина ещё раз БРАВО, Ваше ход мыслей мне полностью импонирует.

Полезные разъяснения для граждан о правах и обязанностях нотариуса сделала Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда РФ. Сейчас нотариусы участвуют в жизни простых граждан гораздо чаще и разнообразнее, чем несколько лет назад. Через них можно теперь оформить не только завещание, но и, к примеру, покупку квартиры. В нашем случае через нотариуса были оформлены деньги на выплату алиментов. Но вот какие правила, порядки и законы действуют во взаимодействии гражданина с нотариусом, знают далеко не все, включая судей, рассматривающих подобные споры.

Наша история началась с похода в районный суд некоего гражданина. Он принес иск к нотариусу, от которого хотел получить назад свои деньги. Этому иску предшествовала следующая история.


Все нотариусы по закону несут материальную ответственность за ошибки, допущенные по их вине. Фото: Аркадий Колыбалов

Мужчина расторг брак и принес нотариусу солидную сумму - 1 миллион 112 тысяч рублей, как сказано в официальных бумагах - "для дальнейшей передачи взыскателю алиментов", то есть его бывшей жене.

Но женщина ничего от нотариуса не получила. Деньги нотариус положил на депозит в банк, который через полтора месяца прекратил свое существование. Так что бывшая жена вынуждена была обратиться в суд и попросить начислить ей алименты, что и было сделано. Ту же сумму в один миллион 112 тысяч рублей гражданину пришлось выплачивать второй раз. Теперь гражданин требовал первоначально уплаченную сумму с нотариуса. Районный суд ему в иске отказал.

Апелляция сочла такое решение правильным. Гражданин обратился в Верховный суд РФ, где дело изучили и сказали, что требования правомерны. Вот что увидел в этом деле Верховный суд.

В мае гражданин принес нотариусу деньги для выплаты их бывшей супруге. Точнее, он перечислил их на депозит нотариуса. Нотариус открыл в банке счет и внес на него всю сумму. Но спустя полтора месяца у банка была отозвана лицензия, а еще через полгода Арбитражный суд признал его банкротом. Так что этих алиментных денег та гражданка, которой они предназначались, не увидела. А требование нотариуса к банку - вернуть всю вложенную сумму - просто включили в третью очередь реестра требований кредиторов банка. Когда стало понятно, что очереди можно не дождаться, бывшая супруга пошла в суд, и взыскала те же деньги, что "зависли" в банке.

Фото: iStock

Отказывая в иске, райсуд заявил следующее: нотариус законов не нарушал, все сделал правильно - своевременно и "надлежащим образом" известил гражданку, что на ее имя внесены деньги. И у банка все было в норме - у него была лицензия. А деньги никто не получил потому, что их выдаче "препятствует проводимая процедура банкротства". Апелляция с решением согласилась.

Но не согласился Верховный суд. По его мнению, коллеги "существенно нарушили нормы материального и процессуального права, которые привели к неправильному разрешению спора". Приводить свои аргументы Верховный суд начал с Гражданского кодекса, в 401-й статье которого сказано, что "лицо, не исполнившее обязательства, либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности)". А еще сказано, что человек признается невиновным, если он "принял все меры для надлежащего исполнения обязанностей". И добавлено, что "отсутствие вины доказывается лицом, нарушавшим обязательство". То есть человек должен сам доказывать, что он исполнял обязанности.

Работа нотариусов подчиняется "Основам законодательства о нотариате". Там в 17-й статье сказано, что нотариус несет полную имущественную ответственность за вред, причиненный "в результате совершения нотариальных действий" имуществу гражданина или юридического лица. Принятие денег в депозит является нотариальным действием. В 87-й статье нотариального закона написано, что нотариус принимает от должника в депозит деньги для передачи кредитору. О поступлении этих денег он извещает кредитора и по его требованию может выдать ему эти деньги. По "Правилам нотариального делопроизводства", которые утверждало министерство юстиции, человеку, внесшему в депозит деньги, нотариус выдает справку на своем личном бланке и заверяет подписью и печатью с гербом страны. О принятии в депозит денег нотариус заказным письмом сообщает кредиторам или наследникам.

Из всего сказанного Верховный суд делает следующий вывод: нотариус несет ответственность за вред, причиненный по его вине из-за "ненадлежащего осуществления нотариальных действий". При этом, по Гражданскому кодексу, доказывать, что его вины нет, должен сам нотариус.

Местные суды, отказывая в иске, не сказали, чем они руководствовались, заявляя, что женщина о деньгах на депозите была "извещена надлежащим образом" нотариусом. Также суды не дали оценку последующему взысканию судом денег с должника, при этом внесение денег на депозит не было названо надлежащим исполнением обязательств. Ведь в том, что женщина не получила денег, вины ее бывшего нет. Это очень важные, юридически значимые обстоятельства, подчеркнул Верховный суд.

В материалах дела Верховный суд увидел, что в судебном извещении, которое райсуд послал нашему истцу, сказано, что его дело отправлено в апелляцию. Но не названо ни место, ни время заседания. Других сведений о том, что истца поставили в известность о будущем суде, в деле нет. Апелляция прошла в отсутствие заявителя, но с участием нотариуса. А вот у нотариуса в извещении указано и время, и место рассмотрения апелляции. Из этого Верховный суд сделал вывод - рассмотрение апелляции в отсутствие истца существенно нарушило нормы права.

И еще важный момент, о котором напомнил Верховный суд. При решении спора об имущественной ответственности нотариуса из-за "ненадлежащего исполнения нотариальных действий" по закону о нотариате надо было привлекать страховую компанию, в которой была застрахована гражданская ответственность этого нотариуса. О привлечении страховой компании нотариус заявил, но суд это ходатайство не удовлетворил.

Читайте также: