Какое второе название естественно правовой теории происхождения государства

Обновлено: 25.06.2024

Теории происхождения государства и права — это научные концепции, объясняющие условия и причины возникновения государства.

Государственно-правовая действительность окружает людей на протяжении многих тысячелетий. Люди являются подданными, или гражданами определенного государства, сообразуют свои действия с правовыми требованиями и предписаниями, подчиняются государственной власти.

Еще в глубокой древности люди начали задумываться о том, как появились государство и право, причины и пути их возникновения. Различные теории по- разному отвечают на эти вопросы. Множественность теорий обусловлена различиями социальных и исторических условий, в которых жили исследователи, разнообразием философских и идеологических позиций, которые они занимали.

Основные теории происхождения государства и права:

  • теологическая теория;
  • патриархальная теория;
  • органическая теория;
  • теория насилия;
  • психологическая теория;
  • теория общественного договора (естественного права);
  • историко-материалистическая теория.

Теологическая, патриархальная, органическая теории

Теологическая теория была одной из первых теорий происхождения государства и права. Она объясняла их происхождение исключительно божественной волей. Представители теологической теории: религиозные деятели средневековой Европы (XIII век — Фома Аквинский), Древнего Востока, идеологи ислама и современной католической церкви (неотомисты).

Теологическая теория отстаивает идеи вечности и незыблемости государства, необходимости всеобщего подчинения государственной воле, как воле Бога, которая проявляется через религиозные организации и церковь. Теологическая теория недоказуема, ее невозможно прямо опровергнуть. Вопрос об истинности теологической теории решается только вместе с вопросом о существовании Высшего Разума, Бога и т.п.

Готовые работы на аналогичную тему

Патриархальная теория. Ее основатель — Аристотель (III в. до н.э.). Идеи патриархальной теории высказывали и поддерживали Михайловский, Фильмер и др. Суть теории в том, что государство появляется из разрастающейся во времени, из поколения в поколение семьи. Глава семьи становится монархом, главой государства. Его власть является продолжением власти отца. Монарх выступает отцом всех подданных. Все население должно подчиняться законам и государственной власти.

Патриархальная теория полностью опровергнута исследованиями современных ученых. Не существует ни одного исторического свидетельства, подтверждающего эту теорию. Доказано, что патриархальная семья и государство появились одновременно в процессе разложения первобытнообщинного строя. Родственные связи в таком обществе достаточно быстро утрачиваются.

Органическая теория возникла в XIX веке в результате определенных успехов в естествознании. Еще древнегреческие мыслители сравнивали государство с живым организмом, законы которого представляли собой процессы человеческой психики. С появлением дарвинизма социологи и юристы стали применять некоторые биологические закономерности (эволюция, межвидовая и внутривидовая борьба, естественный отбор и т.д.) на социальные процессы. Наиболее яркие представители этой теории: Г. Спенсер, Блюнчли, Прейс, Вормс и др.

Согласно органической теории человечество появляется в виде результата эволюции животного мира:

  1. Развитие человечества привело к объединению людей, обусловленных процессом естественного отбора (противостояние и борьба с соседями) в единый организм — государство.
  2. В этом организме функции мозга выполняет правительство, которое управляет всем организмом, используя право в качестве импульсов, передаваемых мозгом.
  3. Низшие классы выполняют функции обеспечения жизнедеятельности организма (внутренние функции), а господствующие классы — внешние функции (нападение, оборона).

Органическая теория проявила свою несостоятельность. Все существующее в ней выстроено с учетом разных уровней проявления, жизнедеятельности и бытия. Развитие каждого уровня обусловлено характерными для этого уровня законами (классической и квантовой механики, биологии, химии и т.п.). Как нельзя объяснить эволюцию исходя только из законов естественных наук, так и нельзя распространить на развитие человеческого общества биологические законы. Отдельные положения органической теории можно использовать, как аналоги для понимания процессов возникновения государства.

Теория насилия, психологическая теория, теория общественного права, историко-материалистическая теория

Теория насилия появилась в XIX веке. Основные представители: К. Каутский, Л. Гумплович, Е. Дюринг и др. Теория насилия объясняет происхождение государства и права определенными аспектами военно-политического характера — союзом племен. Государственный аппарат создавался для подавления порабощенного племени, принимались нужные законы. Возникновение государства — реализация закономерности принципа подчинения слабого сильному. Сторонники теории опирались на факт происхождения таких государств, как: венгерское раннегерманские и др.

Психологическая теория появилась XIX веке. Ее представители: Л.И. Петражицкий, Г. Тард и др. Появление государства и права объяснялось развитием и проявлениям свойств человеческой психики: подражанием, потребностью подчиняться, осознанием справедливости определенных вариантов отношений и действия, зависимости от элиты первобытного общества и др. Социальные закономерности могут реализоваться только через человеческую деятельность и поведение. Свойства психики оказывают некоторое влияние на реализацию этих закономерностей, но при этом не являются решающими. Сама психика формируется под воздействием соответствующих социальных, экономических и других внешних условий.

Историко-материалистическая теория связана с именами Л. Моргана, К. Маркса и Ф. Энгельса. Суть теории в том, что государство появляется, как естественный результат развития религии, первобытного общества, экономического развития, которое обеспечивает материальные условия появления государства и права, определяет социальные трансформации общества, представляющие важные условия и причины возникновения государства и права.

Изучение происхождения государства и права имеет не только чисто познавательный, академический, но и политико-практический характер. Оно позволяет глубже понять социальную природу государства и права, их особенности и черты; дает возможность проанализировать причины и условия их возникновения и развития; позволяет четче определить свойственные им функции - основные направления их деятельности, точнее установить их место и роль в жизни общества и в политической системе.
Среди теоретиков государства и права нет не только единства, но даже общности взглядов в отношении процесса происхождения государства и права. В мире всегда существовало множество различных теорий, объясняющих процесс возникновения и развития государства. Это вполне естественно и понятно. Ибо каждая из них отражает или различные взгляды различных групп, слоев, классов, наций и других социальных общностей на данный процесс, или - взгляды и суждения одной и той же социальной общности на различные аспекты данного процесса возникновения и развития государства. В основе этих взглядов и суждений всегда находились различные экономические, финансовые, политические и иные интересы.
За время существования юридической, философской и политической науки были созданы десятки самых различных теорий и доктрин. Высказаны сотни, если не тысячи самых различных предположений. Вместе с тем споры о природе государства и права, причинах, истоках и условиях их возникновения продолжаются и по сей день.
Причины их и порождаемых ими многочисленных теорий заключаются в следующем. Во-первых, в сложности и многосторонности самого процесса происхождения государства и права и объективно существующих при этом трудностях его адекватного восприятия. Во-вторых, в неизбежности различного субъективного восприятия данного процесса со стороны исследователей, обусловленного их не совпадающими, а порою противоречивыми экономическими, политическими и иными взглядами и интересами. В-третьих, в преднамеренном искажении процесса первоначального или последующего (на основе ранее существовавшего государства) возникновения государственно-правовой системы в силу конъюнктурных или иных соображений. И, в-четвертых, в преднамеренном или непреднамеренном смешении в ряде случаев процесса возникновения государства и права с другими соотносящимися с ним процессами.
Таким образом, актуальность выбранной мной темы курсовой работы обусловлена тем, что невозможно понять процессы, происходящие в том или ином государстве, если не знать, каким образом оно исторически формировалось. Целью работы является изучение основных теорий происхождения государства. Соответственно, задачами, поставленными в данной работе, является детальное рассмотрение основных теорий происхождения государства, достоинства и недостатки теорий, представителей выдвигаемых теорий.

Теологическая теория происхождения государства

Патриархальная теория происхождения государства

Договорная теория происхождения государства

- общество воспринимается одномерно, как единое целое, в то время как в реальной действительности оно разделено на различные группы - классы, сословия, страты, общины, как правило, имеющие разные интересы и враждебные друг другу.

Теория насилия

(возникла и получила распространение в конце XIX - начале XX вв. Ее основоположники Л. Гумплович, К. Каутский, Е. Дюринг и др.)

Теория насилия.

Недостатком теории насилия является то, что насилие (при его важной роли) было не единственным фактором, повлиявшим на возникновение государства. Для того чтобы могло возникнуть государство, необходим такой уровень экономического развития общества, который позволил бы содержать государственный аппарат. Если этот уровень не достигнут, то никакие завоевания сами по себе не могут привести к возникновению государства. И для того чтобы государство появилось в результате завоевания, к этому времени должны уже созреть внутренние условия, что имело место при возникновении германских или венгерского государств

Органическая теория происхождения государства(получила широкое распространение во второй половине XIX в. в

Виднейшие представители Органической теории
Герберт Спенсер (27 апреля 1820 — 8 декабря 1903) — английский философ и социолог, один из родоначальников эволюционизма, идеи которого пользовались большой популярностью в конце XIX века, основатель органической школы в социологии; идеолог либерализма. Его социологические взгляды являются продолжением социологических воззрений Сен-Симона и Конта, определённое влияние на развитие идеи эволюции оказали Ламарк и К. Бэр, Смит и Мальтус.
Рене Вормс (08 декабря 1869 – 12 февраля 1926) - французский социолог и философ, основатель журнала "Revue internationale de sociolo-crie" (1893), Международного институтата социологии (1894). В работе "Организм и общество" (1895) он проводил многочисленные аналогии между структурой и функциями человеческого общества и биологического организма, полагая, что общества и индивидуальные организмы, как части живой природы, подвержены общим законам развития.

Органическая теория происхождения государства.

Представления о государстве как о своеобразном подобии человеческого организма были сформулированы первоначально ещё древнегреческими мыслителями. Платон, например, сравнивал структуру и функции государства со способностью и сторонами человеческой души. Аристотель считал, что государство во многих отношениях напоминает живой человеческий организм, и на этом основании отрицал возможность существования человека как существа изолированного. Образно свои взгляды он аргументировал следующим сравнением: как руки и ноги отнятые от человеческого тела, не могут самостоятельно функционировать, так и человек не может существовать без государства.
Суть органической теории такова: общество и государство представлены как организм, и поэтому их сущность возможно понять исходя из строения и функций этого организма. Все неясное в строении и деятельности общества и государства может быть объяснено по аналогии с закономерностями анатомии и физиологии.
Органическая теория, видным представителем которой является Герберт Спенсер, в окончательном виде была сформулирована в XIX веке. По мнению Г. Спенсера, государство есть некий общественный организм, состоящий из отдельных людей, подобно тому, как живой организм состоит из клеток. Важным аспектом данной теории является утверждение о том, что государство образуется одновременно со своими составными частями - людьми - и будет существовать, пока существует человеческое общество. Государственная власть - это господство целого над своими составными частями, выражающееся в обеспечении государством благополучия своего народа. Если организм здоровый, то и клетки его функционируют нормально. Болезнь организма подвергает опасности составляющие его клетки, и, наоборот, больные клетки снижают эффективность функционирования всего организма.
Такое представление о государстве с первого взгляда может показаться наивным и ненаучным. Однако в нем есть существенное рациональное зерно, к которому нашей науке, возможно, придется возвратиться. Утверждение Спенсера о том, что теория государства станет научной лишь при условии, восприятия ее методологии и понятий естественных наук, не лишено объективного смысла.
Во-первых, законы социальной жизни предопределяются законами естественными. Человек становится существом общественным, будучи уже биологически сформированным индивидом, обладающим волей и сознанием. Первично он являлся творцом природы, затем членом общества, а затем гражданином государства. Понятно, что исчезновение человека как биологического вида одновременно будет означать гибель и общества, и государства. Следовательно, в общественной жизни необходима гармония естественных и социальных законов человеческого развития.
Во-вторых, органическая теория довольно четко вводит в понятие об обществе и государстве системный признак. Подавляющее большинство ее сторонников считает, что общество и его государственная организация - это сложная система, состоящая из взаимодействующих и взаимообусловленных элементов.
В-третьих, органической теорией обосновывается (Спенсер) дифференциация и интеграция общественной жизни. Одно из важных ее положений состоит в том, что разделение труда ведет к дифференциации общества. С другой стороны, интеграция объединяет людей в государство, посредством которого они могут удовлетворять и защищать свои интересы.
Теория общественного договора имела большое прогрессивное значение:
- были разрушены теологические и патриархальные представления о возникновении государства, а вместе с ними идеалы святости и непогрешимости власти, полного подчинения ей, отсутствия у народа возможности повлиять на власть;
- сделан шаг к созданию гражданского общества;
- фактически выдвинут принцип народного суверенитета ~ власть производна от народа и принадлежит народу;
- государственные структуры, власть существуют не сами по себе, а должны выражать интересы народа, быть у него на службе;
- теория, демократичная по своей сути, подготовила почву возникновению республик - как альтернативы реакционным монархиям XVII - XVIII вв.;
- согласно теории государство и народ имеют взаимные обязательства - народ соблюдает законы, платит налоги, выполняет воинскую и другие повинности; государство регулирует отношения между людьми, наказывает преступников, создает условия для жизни и деятельности людей, защищает от внешней опасности;
- в случае нарушения государством своих обязанностей народ может разорвать общественный договор и найти других правителей; обосновано прогрессивное для того времени право народа на восстание, говоря современным языком - право менять власть, если она перестала выражать интересы народа.
Существенным недостатком данной теории является ее идеалистичность:
- "общественный договор" - скорее идеал, чем реальная действительность; зачастую государства возникали дру¬гими путями - войнами, насилием и при наличии иных условий;
- ни одно государство не возникло на основе договора между гражданами (подданными) и правителями;
- сам по себе общественный договор между всеми членами общества маловероятен в силу различия интересов и слишком большого числа жителей государства, физически неспособных знать и учитывать интересы друг друга;
- общество воспринимается одномерно, как единое целое, в то время как в реальной действительности оно разделе¬но на различные группы - классы, сословия, страты, общины, как правило, имеющие разные интересы и враждебные друг другу.

Психологическая теория происхождения государства.

(Основоположником считается польско-российский юрист и социолог Л. И. Петражицкий. Также данную теорию разрабатывали 3. Фрейд и Г.Тард.)
Виднейшие представители Психологической теории.
Лев Иосифович Петражицкий (13 апреля 1867—15 мая 1931) — социолог и философ права. Основатель и виднейший представитель психологической школы права. Согласно его теории, психологические эмоции не только удостоверяют власть, но и создают явления власти. Идеи Петражицкого оказали большое влияние на современную американскую социологию права.
Зигмунд Фрейд (05 июня 1856 -23 сентября 1939) – австрийский психолог, психиатр и невропатолог, основоположник психоанализа. Развил теорию психосексуального развития индивида, в формировании характера и его патологии главную роль отводил переживаниям раннего детства. Первоначально проводил исследования по анатомии и физиологии нервной системы. С 80-х г.г. ХIХ в. работал в области практической медицины.

Психологическая теория

Материалистическая теория

Заключение:

Происхождение государства – представляется мне одним из самых интересных и познавательных вопросов, изучаемых наукой теория государства и права.
Теория государства и права является по своей структуре исторической
наукой - она систематизирует знания, связанные с историческими
особенностями развития государства и права на различных этапах
общественного развития, изучает наиболее известные мысли, теории
связанные с государством и правом.
Проанализировав вопрос происхождения государства, воспользовавшись трудами разных исследователей, я заметила, что в целом в литературе взгляды на эту тему схожи. Все ученые выдвигают в качестве основных теорий происхождения государства – теологическую, материалистическую (классовую), договорную (естественно - правовую), патриархальную, психологическую, органическую, теорию насилия.
Наиболее обоснованной теорией, по моему мнению, является классовая, которая говорит, что государство возникло прежде всего в силу экономических причин: общественного разделения труда, появления прибавочного продукта и частной собственности, а затем раскола общества на классы с противоположными экономическими интересами. И для подавления противоборства этих классов было и создано государство.

Список используемой литературы:

1) Основатели Церкви имели два меча; один они оставили себе, вложив его в ножны. Второй вручили государям для того, чтобы те могли управлять государствами и решать споры с другими странами. При этом процесс сотворения государства подобен процессу сотворения Богом мира. Теологическая

2) Государства появились в результате коренных изменений в экономике и в самом первобытном обществе. Произошло разделение труда. Появились богатые и бедные, образовались классы. Чтобы управлять в этих новых условиях, потребовалась сила, которая подавляла бы эксплуатируемых и защищала интересы богатых. Такой силой стало государство. Марксистская

3) Человеческие расы физически и психически неравноценны. Есть расы высшие и низшие. Высшие расы призваны господствовать над остальными с помощью государства и законов. Расовая

5) Государство происходит из семьи и является результатом ее разрастания. Оно – высшая форма человеческого общения. Государственная власть – это продолжение отцовской власти, власти главы семьи. Патриархальная

6) Государство появляется потому, что у одних людей сильна потребность властвовать, а у других – подчиняться. Народ – пассивная масса, предназначенная для подчинения. Властвуют люди, одаренные качествами лидеров, правителей, хозяев. Психологическая

Государство есть осуществление суверенной властью справедливого управления многими семьями и тем, что находится в их общем владении.

Всякое государство либо происходит от семьи, которая постепенно размножается, либо сразу учреждается посредством собирания народа воедино, либо образуется из колонии, происшедшей от другого государства подобно пчелиному рою или подобно ветви, отделенной от дерева и посаженной в почву. Но и те и другие государства учреждаются по принуждению сильнейших или же в результате согласия одних людей добровольно передать в подчинение других людей всю свою свободу целиком, с тем, чтобы эти последние ею распоряжались, опираясь на суверенную власть, либо без всяких законов, либо на основе определенных законов и на определенных условиях. Государство должно обладать достаточной территорией и местностью, пригодной для жителей, достаточно обильным плодородием страны, множеством скота для пропитания и одежды для подданных, а чтобы сохранять их здоровье – мягкостью климата, температуры воздуха, доброкачественной водой, а для защиты народа и пристанища для него – материалами, пригодными для строительства домов и крепостей, если местность сама по себе не является достаточно укрытой и естественно приспособленной к защите. Это – первые вещи, которым больше всего уделяется забот во всяком государстве.

Боден Ж. Шесть книг о государстве. – Цит. по: Политика. Право. Граждановедение. Школьный практикум. 9-11 кл. – М., 1999. С.39

1. От семьи, то есть путем разрастания одной семьи. 2. От колонии, которая отделившись от гос-ва начала самостоятельно развиваться

Наличие публичной власти(" согласия одних людей добровольно передать в подчинение других людей всю свою свободу целиком, с тем, чтобы эти последние ею распоряжались, опираясь на суверенную власть, ")

Принятие ряда обязательств перед населением (" множеством скота для пропитания и одежды для подданных, а чтобы сохранять их здоровье – мягкостью климата, температуры воздуха, доброкачественной водой, а для защиты народа и пристанища для него – материалами, пригодными для строительства домов и крепостей ")

Я частично соглашусь с точкой зрения автора. Безусловно я согласна с тем, что государству необходима верховная власть, отсутствие которой способно повергнуть мир в хаос. Также нельзя не согласиться с таким признаком как право, потому что определенные законы, установленные в гос-ве так же наводят определенный порядок и дисциплину в нём.

Поспорить же я могу с таким признаком как территория(именно по описанию Бодена), потому что на сегодняшний день многие гос-ва не имеют достаточную территорию и местность для проживания всего населения, люди ютятся в крошечных домишках, но несмотря на это мы с полной уверенность говорим что это государства. Во-вторых я бы поспорила с высказыванием " а чтобы сохранять их здоровье – мягкостью климата, температуры воздуха ". Думаю, это физически невозможно, потому что то или иное гос-во сложилось несколько веков назад, а за такой большой период времени климат мог измениться(а он не подчиняется власти правительства)

По мнению автора гос-ва возникают" по принуждению сильнейших или же в результате согласия одних людей добровольно передать в подчинение других людей всю свою свободу целиком, с тем, чтобы эти последние ею распоряжались, опираясь на суверенную власть, либо без всяких законов, либо на основе определенных законов и на определенных условиях. "

1. Созвучность с патриархальной теорией: " Всякое государство либо происходит от семьи, которая постепенно размножается, либо сразу учреждается посредством собирания народа воедино "

2. Параллель с органической теорией: " либо образуется из колонии, происшедшей от другого государства подобно пчелиному рою или подобно ветви, отделенной

Кто еще велик так, как наш бог? Он один, творящий чудеса, установил закон, предваряющий истину и благодать, чтобы в нем обвыкло человеческое естество, от многобожия языческого отходящее к вере в единого бога, чтобы человечество, как сосуд скверный, но омытый, словно водою, законом и обрезанием, восприняло бы млеко благодати и крещения. Ибо закон предтечей был и слугой благодати и истине, истина же и благодать – слуги будущему веку, жизни нетленной. Как закон приводил принявших его к благодатному крещению, так и крещение открывало путь своим сынам к вечной жизни.

Чего достиг закон и чего благодать? Прежде закон, потом – благодать, прежде – подобие, потом – истина.

По мнению Илариона лишь Бог способен устанавливать законы: " Он один, творящий чудеса, установил закон, предваряющий истину и благодать "

4. Что типичного для взглядов идеолога теологической теории происхождения государства и права вы нашли в высказываниях Илариона?

2. Лишь Богу дано устанавливать законы: " Он один, творящий чудеса, установил закон, предваряющий истину и благодать "

3. Зависимость каких-либо идей от Бога, от его силы: " Ибо закон предтечей был и слугой благодати и истине, истина же и благодать – слуги будущему веку, жизни нетленной. ", то есть он говорит о том, что божественный закон- это власть, верховная власть, а остальные мысли, идеи это лишь слуги.

2. Суть какой теории происхождения государства состоит в утверждении потребности человека жить в рамках организованного общества?

3. Какая из теорий объясняет возникновение государства, в первую очередь, экономическими причинами?
а) Естественно-правовая.

а) Одним из представителей этой теории был Фома Аквинский.
б) Многие современные авторы упрекают создателей данной теории в разжигании классовой ненависти.
в) Второе название этой теории – марксистская.
г) Второе название этой теории – договорная.
д) Данная теория исходит из того, что государство возникло, прежде всего, в силу экономических причин.
е) Одним из представителей этой теории был В. И. Ленин.

Во времена античности, когда стала активно развиваться и эволюционировать философская мысль, лучшие умы человечества сформулировали первые теории происхождения государства. Поначалу это были просто абстрактные размышления о мироустройстве и взаимодействии различных социальных групп, но позже идеи переросли в полноценные стройные гипотезы. На сегодняшний день теории возникновения государства исчисляются десятками, при этом многие из них в той или иной форме перекликаются между собой.

Естественно-научные теории

Органическая теория

Теория происхождения государства - основные теории и их характеристики

В рамках этого подхода государство рассматривается как живой организм, то есть оно рождается, растет, достигает расцвета и потом медленно умирает. Подобные идеи можно встретить еще в трудах античных философов, которые имели смутное представление о природе, Но пик их популярности пришелся на XIX век, когда Герберт Спенсер изложил подробное видение “государственной эволюции”. В его понимании страна — это организм, а люди — клетки. Если в этой структуре нарушается баланс, государство заболевает, как следствие — либо претерпевает серьезные изменения, либо умирает. Современные политологи и ученые не воспринимают данную гипотезу всерьез.
Рис. 2. Теории происхождения государства

Диффузная теория

Основоположник — Фриц Гребнер. Сторонники этой гипотезы считают, что государство, как территориальная и социальная единица, возникает в результате взаимодействия разных народов. Кратко ее суть можно описать следующим образом — все народы стремятся к развитию и имеют равный генетический потенциал. Единственная разница между этносами обусловлена климатическими условиями их проживания (как следствие — у них отличаются специализации). То есть одни народы находятся в выигрышном положении, а другие — вынуждены довольствоваться скромными ресурсами. По мере сближения этносов происходит обмен опытом, вследствие чего уровни их развития выравниваются. Государство здесь рассматривается как носитель этой цивилизации.

Важно! В целом гипотеза Гребнера подтверждается историческими примерами. Самый яркий из них — колонизация европейскими государствами “диких земель” в Америке и Африке. Теория удачно встраивается в концепцию великого переселения народов, но у нее есть один существенный минус — она не объясняет, почему вообще появились первые государства (зачем люди перешли от примитивной охоты и собирательства к созданию сложных структур).

Кризисная теория

Расово-антропологическая теория

Важно! В настоящее время расовая теория отвергается не только как социально-вредная концепция, но и вследствие опровержения ее ключевых положений генетическими исследованиями, которые стали проводиться лишь во второй половине XX века.

Космическая гипотеза

В XX веке на свет появилась новая теория происхождения государства с претензией на научность. В свое время ее активно отстаивал писатель-фантаст Эрих фон Дэникен. Сторонники этого подхода считают, что государственное устройство люди унаследовали от представителей инопланетной цивилизации. То есть на рубеже неолитической революции произошел контакт между землянами и представителями иного рода, которые обучили наших предков различным ремеслам и основам построения социума.

Важно! В сущности, эта идея является обновленной версией ряда божественных гипотез, просто в ней роль “всевышнего” отведена высокоразвитым инопланетянам. Доказательств она не имеет и поэтому отвергается научным сообществом.

Социально-экономические теории происхождения государства

Договорная теория

Это — одна из самых проработанных и логичных гипотез, которая при этом не требует сложных объяснений и абстрактных допущений. Ее сторонники (Т. Гоббс, Дж. Локк, А. Радищев и другие) считают, что государство является формой общественного договора. Общественный договор — это негласное соглашение, в рамках которого широкие массы отказываются от части своих естественных свобод в обмен на безопасность, предоставляемую сильным меньшинством . В качестве достоверного исторического примера такой формы построения социума можно привести приглашение Рюрика на княжение в Новгород. По сути, любое современное государство является общественным договором, просто он заключается в неявной форме через конституцию и прочие законодательные акты.

Важно! Один из вариантов договорной теории — насильственная. В данном случае власть концентрируется в руках сильного меньшинства не с согласия широких масс, которым нужна защита, а в принудительном порядке, путем подавления.

Классовая теория (историко- или диалектико-материалистическая)

Теория происхождения государства - основные теории и их характеристики

Авторы — К. Маркс и Ф. Энгельс. Пожалуй, на постсоветском пространстве это самая известная концепция, и если убрать из нее идеологическую составляющую, она действительно предлагает простое и понятное объяснение процессу возникновения государства. Сторонники марксистской теории считают, что государство является следствием развития экономики, то есть сначала произошло разделение труда, затем закрепилось право частной собственности, а в итоге появились разные классы, интересы которых часто являются противоречивыми.
Рис. 6. Глава и 700 мэров Каталонии на встрече по подготовке референдума о независимости. 2017 год Фридрих Энгельс в своих трудах объяснял, что государственная власть играет роль своеобразной силы, которая сдерживает разные классы, чтобы они не уничтожили друг друга. Татьяна Кашанина, автор ряда книг по политологии, отмечает следующие основные плюсы классовой гипотезы:

  • Она признает важную роль материальных благ в развитии общества;
  • Маркс и Энгельс оперировали реальными историческими фактами;
  • В классовой теории социальный аспект неразрывно связан с экономикой.

С другой стороны, у этой стройной на первый взгляд теории есть и минусы:

  • Во-первых, кроме экономики существуют и другие факторы, серьезно влияющие на становление государства, например, психологические и религиозные особенности народов.
  • Во-вторых, в животном мире тоже есть расслоение на условные классы (главные и слабые самцы), но их ареал обитания не имеет ничего общего с человеческим обществом.
  • В-третьих, известно, что экономические модели древних западных и восточных регионов отличались, поэтому применять к ним одну теорию некорректно.

Гидравлическая теория

Теория происхождения государства - основные теории и их характеристики

Автор — Карл Виттфогель. Согласно этой гипотезе, государство возникает в том случае, если люди вынуждены для выживания создавать сложные ирригационные сооружения. Здесь действует простая логика: поскольку строительство и обслуживание каналов требует высокой концентрации ресурсов, особенно трудовых, в процессе их возведения появляется класс “управленцев” (чиновников, надзирателей). Так формируется иерархия. Ярким примером подобных обществ являются все древние рабовладельческие государства, где деспот решал, какую долю от имеющихся ресурсов получает за службу знать, а аристократия, в свою очередь, следила, чтобы рабы исправно обслуживали хозяйство.
Рис. 7. Подходы к типологии государств

Патримониальная концепция

По своей сути она похожа на ирригационную, так как в данном случае источником первоначальной власти признается земля.

Естественно-правовая теория

Один из основоположников — Аристотель. Эта концепция исходит из деления права на естественное и позитивное. Первое — дано от природы, а второе — является результатом общественного соглашения. Центральное место в этой гипотезе отведено справедливости, то есть предполагается, что позитивное право не должно умалять естественные права людей. Эта модель нашла отражение и в современных концепциях, например, в декларации прав человека.

Патерналистская теория

Подобные идеи высказывали Аристотель и Конфуций, но позже их развивал Роберт Филмер. В данном случае государство рассматривается как большая “семья”, где роль отца играет верховный правитель (поэтому она еще называется патриархальной).

Религиозные и современные концепции

Теологическая

Разработчиком общей теократической гипотезы считается средневековый монах Фома Аквинский. Вернее сказать, он просто дал комплексную характеристику господствовавшим тогда взглядам. В соответствии с положениями этой концепции, любое государственное образование является проявлением воли Бога.

Важно! Здесь же следует упомянуть о том, что еще существует теория двух мечей (сегодня эта доктрина не используется), которая устанавливала за Папой Римским надгосударственную власть. Проще говоря, в Средние Века церковь была одним из инструментов объединения феодальной Европы.

Психологическая теория

Ее разработчик, Лев Петражицкий, считал, что одни люди в силу своих личностных особенностей могут только подчиняться и выполнять приказы, а другие — способны управлять. В результате взаимодействия этих групп и возникают монархии, республики и другие объединения.

Инцестная концепция

Автор — социолог Клод Леви-Стросс. В ее основе лежит предположение о том, что первые государственные структуры стали появляться для защиты общества от близкородственного смешивания, которое приводит к вырождению.

Важно! Исследователи относятся к этой концепции неоднозначно, так как по общей логике получается, что первые государства должны были возникнуть еще в эпоху неолита.

Спортивная теория

Автор данного направления (социолог Хосе Ортега-и-Гассет) предположил, что ключевую роль в становлении основных классов сыграли соревнования и физический отбор. Если кратко, то наиболее развитые мужчины завоевывали высокое положение в племени (были прототипами солдат и вождей), слабые — занимались рутинным трудом, а женщины растили детей.

Таблица 1. Теории происхождения государств

Теория происхождения государства - основные теории и их характеристики

Теории возникновения славянских государств

Довольно часто среди специалистов возникают споры на предмет того, какой моделью описывать происхождение древнеславянских стран, так как они не подпадают ни под одну цельную гипотезу. Особенно хорошо это видно на примере дуалистической теории, которая формулирует два пути — восточный и западный. Первый — по сути близок к ирригационной гипотезе, а второй — к классовой. На исконно славянских территориях можно найти подтверждения обеих теорий, поэтому эксперты формулируют специфические региональные гипотезы происхождения государств. Основные их разновидности отражены в таблице 1.

Важно! В настоящее время преобладает норманнская теория, так как она имеет убедительные исторические источники.

Подводя итоги, нельзя не заметить тот факт, что демографическая ситуация в современных странах практически не зависит от их исторического пути развития, поэтому подобные исследования носят скорее теоретический, а не прикладной характер. Тезисно закрепить пройденный материал вам поможет нижепредложенные видео и тест.

Правоведение Система органов государственной власти РФ - структура и функции законодательных, исполнительных, судебных органов управления

Объясняла возникновение государства и права в результате божественной воли (еще в Древнем Египте и Вавилоне).

В силу занимаемого положения и влияния духовенству удавалось оказывать значительное влияние на формирование соответствующего общественного мнения.

Представители: Ф. Аквинский, Ж. Маритен, Ф. Лебюфф.

Учения о божественном сотворении мира - креационизм. Полностью отрицает процесс эволюции и естественного отбора. Наибольшее признание в период становления и развития феодализма.

Теологическую теорию, как и любую догму, нельзя доказать, как и нельзя прямо опровергнуть . Вопрос о ее истинности решается вместе с вопросом о существовании Бога, это вопрос веры .

Патриархальная теория происхождения государства

Возникла в древности. Основатель – Аристотель, однако, подобные идеи высказывались Г. Мэмом, Д. Мэрдоком, Н. К. Михайловским (19 век).

Суть данной теории: государство возникает из разрастающейся из поколения в поколение семьи. Глава семьи становится главой государства – монархом. Его власть, таким образом, - это продолжение власти отца.

Положение этой теории развивал и Конфуций (Китай).

Н. К. Михайловский, предлагая устранять из жизни все безнравственное, вредное и неразумное по отношению к человеку, считал такое возможным только в обществе, построенном по типу семейных отношений.

В современных условиях патриархальная теория с ее положениями семейственности в отношениях отражена в идее государственного материализма - возложения на государство обязанностей по выполнению общественно полезных функций. Это выражается в решении социальных вопросов.

Договорная теория (теория общественного договора)

Объясняет происхождение государства посредством общественного договора, рассматриваемого как результат разумной воли народа, на основе которой произошло добровольное объединение людей с целью лучшего обеспечения свободы и взаимных интересов.

Поэтому, государство рассматривается как искусственное произведение сознательной воли людей, стремящихся таким способом более эффективно обеспечить принадлежащие им свободы и порядок в обществе.

Ее отдельные положения разрабатывались еще в 5-6 веках до нашей эры софистами в Древней Греции.

Согласно этой теории в процессе развития человечества, права одних людей входят в противоречие с правами других людей, нарушается порядок. Возникает насилие. Для обеспечения нормальной жизни люди заключают между собой договор о создании государства, добровольно передавая ему часть своих прав.

Основой теории общественного договора является положение о том, что этапу возникновения государства предшествовал период естественного состояния человека.

Два вида права:
    1. естественное – предшествовало появлению общества и государства (принадлежит человеку от рождения);
    2. позитивное – возникает с государством, формируется им и является логическим продолжением естественного права в реальных условиях.
    Теория общественного договора критикуется по нескольким положениям:

    М. Коркунов: договорные начала приводят к крайне индивидуалистическому пониманию общественной жизни, общественный порядок является всецело определяемым произволом отдельных личностей (а не наоборот).

    Г. Шершеневич: сторонники механического представления редко становились на точку зрения исторической действительности.

    Природное равенство людей – основание и возможность для мирного сосуществования между собой. Возникшие права и обязанности были основаны на принципах справедливости и милосердия.

    Базовые естественные права – право на жизнь, свободу, собственность.

    Для лучшей защиты своей собственности (жизни и т. д.) люди посчитали необходимым объединиться в государство, передав ему часть своих полномочий.

    Переданная отдельным человеком обществу власть не сможет вернуться к нему до тех пор, пока существует это общество.

    Но власть может передаваться на временной основе конкретному человеку или группе лиц.

    Власть: законодательная, исполнительная, федеративная.

    Изначально присущие людям свобода и равенство были нарушены с появлением частной собственности. Общественное соглашение может состоять из двух частей:

      1. условия объединения людей в один единый народ (суверен);
      2. конкретная форма государственного правления.

      Люди могут создавать такую форму ассоциации, которая при необходимости способна защитить личность и имущество каждого из членов ассоциации.

      Власть: законодательная, исполнительная.

      Однако в силу разумного начала человек сам определил естественные законы, запрещающие совершение определенных действий, носящих пагубный характер для него лично и для окружающих.

      Гарантом соблюдения этих и других законов является государство (общая власть), которая может формироваться на основе договора, иметь право требовать и при необходимости применять силу в целях достижения общего блага.

      Требования Т. Гоббса к качеству и легитимности законов:

        • закон есть закон лишь для тех, кто способен его понимать;
        • закон является законом того лица, кто осуществляет юрисдикцию с его помощью, а не обязательно того, кто его создал;
        • закон не может считаться законом, если не известен человек, его установивший или санкционизирующий;
        • все законы нуждаются в толковании, а содержание толкования зависит от верховной власти и может осуществляться специальными судьями.

        Различал 3 формы государства:

          1. демократия;
          2. аристократия;
          3. монархия;
          4. (олигархию рассматривал лишь условно).

          Теория насилия

          Принадлежит к числу относительно новых теорий. Однако, идейные предпосылки зародились лишь в эпоху рабовладения.

          Как самостоятельное учение возникла в 19 веке. Л. Гумплович, К. Каутскиий, Е. Дюринг.

          На этом этапе первоначального формирования они объясняли возникновение государства и права факторами военно-политического характера, то есть завоевание одного племени другим. В этой связи для подавления порабощенного племени создается государство и принимаются законы.

          Однако, государство продолжает быть органом угнетения только в тех странах, где еще существует юридически запрещенное неравенство между победителями и побежденными.

          Фактор насилия рассматривался и с точки зрения противопоставления интересов между различными слоями общества – внутреннее насилие, влекущее за собой начало гражданской войны (революции).

          Насилие рассматривается не как некое ограниченное и локальное, а как глобальное и естественное явление . Оно порождает определенные социально-экономические последствия (рабство, частная собственность, изменение государственного строя). Абсолютизируя роль насилия, эта теория не учитывает того, что многие государства и правовые системы создают и развиваются не только в результате завоеваний или революций.

          В целом, насилие как причина возникновения государств носит вторичный характер. Однако, в определенные периоды может стать доминирующей (ВОВ, 2МВ – социальные государства в Европе).

          Е. Дюринг:

          Основа общественного развития – политические отношения (экономические – производные от политики).

          В качестве доказательства: в интересах нормального развития любое решение общества может приниматься большинством голосов. Меньшинство обязано подчиняться большинству.

          Возникновение права собственности, классов и самого государства – рост насилия одной части над другой.

          Л. Гумплович, К. Каутский:

          Государство возникает в результате завоевания одного племени другим – рабство – частная собственность, классы.

          Насилие – это глобальное и естественное явление, порождающее единство интересов победителей и побежденных, правящих и управляемых. Эти функции влекут за собой необходимость решения новых социально-экономических вопросов – дальнейшее развитие по пути демократии.

          Психологическая теория происхождения государства

          Г. Тард, Л. И. Петражицкий (1867-1931).

          Возникла в середине 19 века, объясняла появление государства и права через свойства человеческой психики, то есть потребностью подчиняться и быть зависимым от элиты.

          Народ – пассивная и инертная масса, ищущая подчинения.

          Общество и государство – сумма психических взаимодействий людей и их различных объединений.

          Человечеству присуща психологическая потребность жить в рамках организованного сообщества, а также в необходимости коллективного взаимодействия.

          Л. И. Петражицкий:

          Право предназначено выполнять две общественно значимые функции:

            • распределительную (наделение граждан материальными и идеальными благами в виде неприкосновенности людей, свободы слова и свободы собственности);
            • организационную (наделение определенных категорий субъектов права властными полномочиями).

            Материалистическая теория

            Представителем данной теории является М. Вебер. По мнению сторонников данной теории пПервостепенное значение для развития экономики, а, следовательно, и для появления государственности, имели три крупных разделения труда и связанное с ними совершенствование орудий труда. Рост производительности труда привел к возникновению избыточного продукта, и, в конечном счете, к возникновению различных форм собственности: коллективной и частной. Важнейшим последствием появления частной собственности выступает выделение публичной власти, уже не совпадающей с обществом и не выражающей интересы всех его членов.

            К представителям материалистической теории происхождения государства обычно относят и К.Маркса, Ф.Энгельса, В.И.Ленина. Они объясняют возникновение государственности прежде всего социально-экономическими причинами. "Государство есть продукт и проявление непримиримых классовых противоречий", - основная формула марксистской теории.

            Таким образом, согласно материалистической теории, государство возникло преимущественно в целях сохранения и поддержки господства одного класса над другим, а также в целях обеспечения существования и функционирования общества как единого целого. Однако государство нередко зарождалось и формировалось до возникновения классов, кроме того, на процесс появления государственности влияли также и другие, не менее важные факторы.

            В данной теории весьма заметно увлечение экономическим детерминизмом и классовыми антагонизмами при одновременной недооценке национальных, религиозных, психологических, военно-политических и иных причин, влияющих на процесс происхождения государственности. Поэтому данная теория является наиболее предпочтительной при учете положений других теорий.

            Читайте также: