Какое из перечисленных прав характеризует особый правовой статус ребенка в отличие от взрослого

Обновлено: 19.04.2024

Права лиц, не достигших совершеннолетия, разделяются по возрасту, этот статус – одна из частей правового статуса граждан Российской Федерации.

Правовой статус личности – это часть его социального статуса. Поэтому понятие правовой статус несовершеннолетнего трактуется также, как и статус совершеннолетнего, а именно, как основные права и обязанности несовершеннолетнего, сложившиеся в свод прав и обязанностей, подходящие по возрастным параметрам, которые исполняются в особом режиме, охраняемом государством.

Правовой статус несовершеннолетних, может состоять не только из норм, прописанных в конституции, но и из положений в Конвенции о правах детей, которые устанавливают нормы семейного законодательства.

Права и обязанности подростка

Особенности прав и обязанностей подростка могут быть определены многими факторами. Медицинские и социальные разделения по возрасту подростков имеют правовую значимость, опираясь на определенную часть права. Например, в гражданском праве, лица, не достигшие восемнадцати лет делятся на три группы:

  • лица от ноля до шести лет – не имеют никаких прав и обязанностей (п. 2 ст. 28), принятие решений и любые действия за них совершают родители или законные представители;
  • дети от шести до четырнадцати лет вправе действовать в некоторых случаях по своему усмотрению (п. 2 ст. 28);
  • подростки от четырнадцати до восемнадцати лет вступают в статус взрослого человека (ст. 26 ГК).

По уголовному кодексу России, гражданин, достигший шестнадцатилетнего возраста, должен нести уголовную ответственность за определенные поступки (ч. 1 ст. 20), в исключительных случаях уголовную ответственность может нести и подросток, достигший четырнадцатилетнего возраста (ч. 2 ст. 20).

Категории детей и подростков по возрасту

В семейном кодексе дети и подростки также разделяются на категории. Например, дети, которым уже исполнилось десять лет, обладают некоторыми правами (п. 2 ст. 57).

Это может быть обращение в специальные инстанции за помощью от неправовых действий родителей и опекунов. С четырнадцати лет можно требовать отмены усыновления и оспаривания отцовства или материнства. Если же подростки в возрасте шестнадцати лет являются родителями, то они имеют все права по отношению к своим детям, даже если родители не состоят в браке. Подростки имеют право вступать в конституционные правоотношения, по поводу гражданства в России. Данная категория граждан, может быть как детьми, так и родителями, они имеют право содержать родителей и быть кормильцами для своих детей.

Также данная категория может являться работником или работодателем (ст. 20 ТК). По законам гражданского права, они могут являться собственниками и быть нанимателем жилых помещений, участвовать в предпринимательской деятельности, участвовать в составлении и исполнении договоров или деликтных обстоятельств, быть как наследниками, так и отказываться от наследства.

В особых случаях лица, не достигшие совершеннолетия могут оказаться как и правонарушителями, так и потерпевшими, и свидетелями.

Правовой статус ребенка и подростка

Правовой статус подростков – это часть системы правового статуса личности, в которой подростки играют разные специальные социальные роли: работники, родители, правонарушители, а также субъекты гражданских прав. Так как законы, поясняющие права детей и подростков установлены в специальных категориях прав: гражданского, семейного, трудового, жилищного, административного, уголовного, процессуального, то допускается такое понятие, как международный правовой статус несовершеннолетних.

Из вышеперечисленных видов правового статуса детей и подростков выделяется и конституционно-правовой статус. Трудно выделить из законов Конституции права, которые поясняли бы правовой статус лиц не достигших совершеннолетия только внутри Конституции.

Многие права и свободы граждан нельзя применять к правовому статусу детей и подростков, так как в них содержатся правила, которые есть в ст. 31 и 32 Конституции, которые применимы только по достижению восемнадцати лет. Раньше совершеннолетия не допускается осуществлять их ни самому, ни через своих законных представителей. Но право лица использовать свой родной язык, и указывать или не указывать свою национальную принадлежность действуют в Конституционном праве. (ст. 26 Конституции).

Подростки могут использовать право на установление своей национальности, но только по достижению четырнадцати лет, когда выдается паспорт, а использовать свой язык можно и с рождения. Эти нормы, входят в свод Конституционных законов, которые утверждают весь правовой статус личности, так взрослых, так детей и подростков.

Это относится к правам граждан любого возраста. Обращение может быть личном или в письменном виде, последнее может быть как личным так и в коллективном виде (ст. 33 Конституции).

Другие права личности

Другие права личности, которые определяются в зависимости от особенности личности ответственного лица, не достигшего совершеннолетия. Подробные нормы содержатся не в конституционных правах, а в других видах законов и правовых актов. При рассмотрении правового статуса несовершеннолетних учитываются не Федеральные и Конституционные законы, а законодательство, которое существует в данный момент, с участием которого применяются такие права подростков, как:

  • личные;
  • политические;
  • социально-экономические;
  • культурные.

Разделяя отдельные правовые статусы несовершеннолетних по категориям отраслевых особенностей, устанавливая нормы статуса, следует понимать, что эти правила применимы именно к несовершеннолетним, а также нужно принимать во внимание возрастные особенности граждан, которые имеют такие права и обязанности. Но не в каждом случае можно разделить особые виды правового статуса детей и подростков по отраслевым видам.

Например, особый статус несовершеннолетнего в сфере охраны здоровья, применяются не только в ст. 24 Основ законодательства об охране здоровья граждан, но и в трудовом праве (гл. 42 ТК), а также в семейном праве (ст. 77 СК), и в других категориях. Эти же нормы или акты не во всех случаях позволяется применять ко всем отраслям законодательства и полагать, что там установлены нормы одного вида права.

Конвенция о правах ребенка

Вследствие этого, более действенным способом для выявления смысла правового статуса детей и подростков может стать Конвенция о правах ребенка, так как это международно-правовой документ, который входит в свод правил Российской Федерации.

Исходя из этого, анализ Конвенции нужен так же, как и анализ национального законодательства Российской Федерации, который, в свою очередь, регулирует правовой статус детей и подростков. Также Конвенция никак не возражает Конституционным нормам.

Зачастую права ребенка в Конвенции относятся к правам и свободам личности, а также к другим видам прав: политическим, социально-экономическим и культурным. Определение прав ребенка, указывает на его особенности гораздо больше, нежели Конституция. Но некоторые права в Конвенции не могут быть полными, как в Конституции, потому что перечень прав в Конституции не опровергает других прав ребенка, которые могут быть прописаны в законах государства или в нормах международного права.

С помощью данной статьи можно полностью понимать другие положения международного права, которые фиксируют права ребенка и способ защиты, а также понимать, насколько законы Конвенции использованы в правовой системе Российской Федерации. Также поясняются права и обязанности детей и подростков, которых нет в Конвенции, но есть в других сферах российского права, которые действуют внутри государства и поясняют некоторые особенности правового статуса несовершеннолетнего.

Комитет ООН по делам детей

  • выживание;
  • развитие;
  • защиту;
  • участие в общественной жизни.

Конвенция устанавливает только права детей и подростков, не включая обязанности. Но в статье 64 Конституции в правовой статус личности входят не только права, но и обязанности. В данный момент появилась потребность стандартизировать обязанности детей для других стран-участниц, гарантировать реализацию обязанностей с помощью участия других государств, принимающих Конвенцию, которым, в свою очередь, необходимо взять на себя обязательства. Но также Конвенция не имеет права отвергать ряд обязанностей гражданина, которые утверждаются национальным государством.

Так как мы говорим об общем правовом статусе детей и подростков, то в него могут входить другие обязанности, предусмотренные ч. 2 ст. 6 и ч. 3 ст. 17 Конституции. В ч. 2 ст. 6 указано, что каждый гражданин, имеющий гражданство в Российской Федерации имеет все права свободы и обязанности, на территории страны. В ч. 3 ст. 17 поясняет, что реализация прав и свобод человека не должна противоречить правам других граждан.

В современном обществе популярной становится идея о недопустимости превышения своих прав, вне зависимости от того, установлены ли они в правовой норме. Например, статья 10 гражданского кодекса и статья 7 семейного кодекса. Данная идея отражает свод прав, которые установлены не только внутренним законодательством, но и положениями международного права, которые в соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции представляются частью правовой системы Российской Федерации. Устанавливать содержание прав по отношению к детям и подросткам следует в отдельных случаях, когда закон акцентирует юридические акценты на особенностях содержания или исполнения.

2. Что из перечисленного характеризует социальные статусы человека:
а) они могут меняться в течение жизни
б) могут подразделяться на более и менее важные
в) отличаются многообразием
г) все перечисленное +

3. Что такое социальная роль:
а) положение в обществе
б) соответствующие статусу права и обязанности человека +
в) отнесенность к какому-либо государству
г) семейная или профессиональная функция

4. Социальный статус, приобретаемый человеком благодаря собственным усилиям, называется:
а) прирожденным
б) предписанным
в) приписываемым
г) достигаемым +

5. Что не относится к достигаемому статусу:
а) работа
б) образование
в) возраст +
г) хобби

6. Что не относится к предписанному статусу:
а) пол
б) расовая принадлежность
в) образование +
г) возраст

7. Изменение социального статуса человека – это пример:
а) социальной адаптации
б) социальной стратификации
в) социализации
г) социальной мобильности +

8. Деление профессий на мужские и женские – это:
а) деление на поколения
б) деление на гендерные роли +
в) деление на возрастные роли
г) деление на социальные нормы

9. Поощрения и наказания, которые поддерживают предписанное социальной ролью поведение, называются:
а) санкции +
б) правила
в) мораль
г) законы

10. Процесс приспособления человека к изменениям окружающей его социальной среды – это:
а) нострификация
б) социализация
в) модификация
г) адаптация +

11. Родители, осуществляющие контроль выполнения их детьми домашнего задания, выполняют:
а) социальное предписание
б) социальное обязательство
в) социальную роль +
г) социальный заказ

12. Процесс интеграции индивида в социальную систему, усвоение ее социальных норм, образцов поведения и духовных ценностей:
а) модификация
б) социализация +
в) нострификация
г) адаптация

13. Как называется признание обществом в целом или отдельной группой людей личных и деловых качеств одного из их членов:
а) статус
б) авторитет +
в) престиж
г) достижение

14. Статус ученика является:
а) прирожденным
б) достигаемым +
в) предписанным

15. Титул ребенка королевской семьи является:
а) прирожденным статусом
б) достигаемым статусом
в) предписанным статусом +

16. Какой из перечисленных статусов является прирожденным:
а) девочка +
б) сын
в) покупатель
г) племянник

17. От чего зависит набор социальных ролей, которыми наделен человек:
а) от пола
б) от возраста
в) от поколения
г) от всего перечисленного +

18. Имеют ли мужчина и женщина различия в социальных статусах и ролях:
а) имеют различия в статусах и ролях +
б) не имеют различий в статусах и ролях
в) имеют одинаковые статусы, но разные роли
г) имеют одинаковые роли, но разные статусы

19. Что из перечисленного является социальным статусом человека, связанным с его профессиональной принадлежностью:
а) сын
б) супруг
в) директор +
г) горожанин

20. Гендерные отличия определяются:
а) биологически и анатомически
б) представлением общества о роли и предназначении мужчины и женщины +
в) воспитанием человека

21. Отношение общества к людям определенного социального статуса:
а) возникает при создании общества и в последствии не меняется
б) определяется заслугами человека
в) меняется в ходе развития общества и культуры +

22. Какая из перечисленных социальных ролей характерна как для подростков, так и для старшего поколения:
а) пользователь мобильной связи +
б) избиратель
в) работник завода
г) ученик школы

23. Жизненный этап, включающий в себя период экспериментов, поисков себя и своего места в жизни:
а) детство
б) подростковый возраст
в) юность +
г) взрослый возраст

24. Что из перечисленного можно отнести к основным социальным ролям человека:
а) друг, семьянин, работник
б) семьянин, работник, гражданин +
в) работник, гражданин, шахматист-любитель
г) друг, шахматист-любитель, семьянин

25. Десоциализация – это:
а) переосмысление ценностных ориентаций
б) утрата или сознательный отказ от усвоенных ценностей, норм, социальных ролей +
в) переобучение, возврат к нормальному образу жизни

26. Достигаемый социальный статус приобретается в результате:
а) свободного выбора, личных усилий
б) сложившихся социальных условий +
в) имеющихся социальных связей

27. Какой статус приобретает человек при рождении:
а) профессию
б) уровень доходов
в) образование
г) национальность +

28. Если человек не соответствует своей социально роли:
а) он получает другую роль
б) общество применяет к нему санкции +
в) это его право, так как он свободная личность

29. Пассивное восприятие целей и ценностей окружающих людей – это:
а) конформизм+
б) популизм
в) экстравагантное поведение
г) эмансипация

30. Что такое приписанный статус:
а) принадлежащий человеку с рождения +
б) получаемый по достижении определенного возраста
в) передаваемый по наследству статус


Шаблоны документов

Почему права ребенка отличаются от прав взрослого

В чем отличия прав детей от прав взрослых?

Всеобщая декларация прав человека признает всех людей равными с момента рождения и до последнего дня жизни. Однако на практике права детей и взрослых сильно отличаются. Попробуем разобраться, почему так происходит.

Декларация по правам человека имеет юридическую силу во всех странах. При этом в каждом отдельном государстве существуют собственные акты и постановления, закрепляющие правовые нормы. В Российской Федерации все права и свободы граждан отражены в Конституции. В тексте документа фигурируют такие понятия как правоспособность и дееспособность.

Первым каждый россиянин наделен с рождения, второе наступает с момента совершеннолетия при условии соответствующего физического и психического развития. Иными словами, даже здоровые дети ущемлены в некоторых правах до 18 лет. Дети с ограниченными физическими и умственными способностями могут быть признаны недееспособными и после совершеннолетия.

Следовательно, часть прав будет для них недоступна.

В Конституции РФ закреплены права человека на жизнь, свободу, личную неприкосновенность, образование, жилище, охрану здоровья и медицинскую помощь, наследование и собственность, воспитание в семье, свободу передвижения и места жительства, выбор национальности, творчество и т.п.

Основные права закрепляются за гражданином при рождении, но большинство становятся действующими после наступления совершеннолетия.

К таковым относятся экономические права (частная собственность, работа, отдых, забастовки, предпринимательство), право на пенсионное обеспечение, избирательное право и политические свободы, право на справедливый суд и т.д. Подобные ограничения существуют во всем мире в той или иной степени.

Связано это с тем, что дети не могут нести ответственность за собственные действия. Участие в подобных вопросах без достаточных знаний и опыта может нанести вред жизни и здоровью ребенка. По этой причине вся ответственность за действия детей лежит на уполномоченных опекунах.

Можно сказать, что чем старше человек, тем больше у него прав. К примеру, уже в 14 лет гражданин получает избирательное право, а в 15 лет самостоятельно дает разрешение на медицинское вмешательство.

Он может быть владельцем некого имущества по документам, но распорядиться им сможет только после наступления совершеннолетия.

За соблюдением прав человека в РФ следят государственные органы и уполномоченные лица. Гарантом прав и свобод человека является Президент РФ. С 2009 в России существует должность уполномоченного по правам ребенка.

Выводы:

Права человека: права детей

В чем отличия прав детей от прав взрослых?

This post is also available in: Английский

Более того, каждый человек или был ребенком, или является им сейчас: недаром первая же статья основополагающего правозащитного документа — Всеобщей Декларации прав человека — объявляет всех людей свободными и равными в правах с момента рождения, то есть с самого раннего детства.

Еще недавно в Европе совершеннолетними считались лишь люди, достигшие 21 года, теперь же в большинстве стран для получения права голоса, имущественных полномочий, разрешения на брак или для службы в армии достаточно дорасти до 18 лет.

Отчасти эти ограничения связанны с заботой о младших: маленький ребенок неопытен, он может невольно подвергнуть опасности свою жизнь и здоровье; необразованные люди — в том числе необученные дети — часто недооценивают важность учения, не стремятся тяжким трудом получать знания, без которых их будущее может оказаться мрачным и тоскливым. Великий педагог-гуманист и писатель Януш Корчак говорил, что дети не глупее и ничем не хуже взрослых — им просто не хватает опыта. В своей знаменитой книге про короля-ребенка Матиуша I Корчак показал, как трудно детям самим нести ответственность за сложный и противоречивый мир политической и общественной жизни.

В идеале ограничение прав детей должно касаться лишь тех вопросов, в которых неопытность может реально повредить им самим или другим людям.

При этом власть взрослых может быть не только неполезной, но и губительной для ребенка, порой много лучше всех понимающего, что ему нужно, но не имеющего возможности защитить себя и настоять на своем мнении.

Дети не только неопытнее, но и слабее взрослых. Поэтому их права должны защищаться специальными дополнительными мерами — такими, как российский Закон о защите материнства и детства, а еще лучше — Конвенцией о правах детей Организации Объединенных Наций.

Эта конвенция была принята 20 ноября 1989 и стала законом для почти 200 стран мира.

Конвенция подтверждает основные универсальные права человека в отношении детей и возлагает на государства дополнительную ответственность за всех детей до 18 лет, находящихся на территории или в подчинении страны, ратифицировавшей конвенцию (в их число входит и РФ).

Дети имеют право на жизнь (ст.6), на достойное обращение (ст.19), на защиту от пыток и насилия (ст. 37 и др.), на защиту от дискриминации (ст.2), на создание благоприятных физических, социально-экономических и культурных условий для развития (ст. 24-31), на отношения с членами семьи и близкими людьми (ст.9-10), на отстаивание своих взглядов в вопросах совести и идеологии (ст. 12).

Соблюдение этого принципа в вопросах, касающихся любых решений или действий в отношении ребенка, является обязательным для всех представителей власти, государственных институтов, судов и частных детских заведений. Интересы ребенка могут пониматься по-разному.

Насилие запрещено — любое…

Позиция ООН по вопросу обо всех формах насилия абсолютно определенная и ясная: насилие по отношению к детям должно быть запрещено любое — физическое, сексуальное и психологическое.

«Насилие по отношению к детям не имеет оправдания.

К проблеме сексуального насилия над детьми относят как любые действия или прикосновения сексуального характера, так и вынуждение детей вести половую жизнь против их желания — в том числе принуждение детей к ранним бракам.

В некоторых странах Африки девочек отдают замуж начиная с пяти лет, что причиняет им и физические, и психологические страдания. Проблема ранних браков остро стоит во многих традиционных сообществах, в том числе и цыганских.

Этот обычай, безусловно, вредит детям — они не могут закончить даже начальное образование, у них слишком рано прерывается пора детских игр, раннее отцовство и материнство вредит здоровью как родителей-подростков, так и их малышей.

Большинство детей, вынуждаемых вступить в брак слишком рано, страдают психологически от навязанных им нежелательных отношений, от невозможности выбрать себе пару по душе, от жестких требований, предъявляемых к женатым детям старшими (особенно свекровью и свекром). Несчастливость в браке часто становится причиной семейного насилия.

Психологическое насилие — еще одна форма неприемлемого обращение с детьми. К этой форме насилия относятся высмеивание, оскорбления, обзывание (обидные клички), любые словесные издевательства или сознательное нанесение обид. Все дети разные, это не может быть иначе.

Но именно отличия, какие-то особенности ребенка чаще всего становятся объектом издевательств и травли.

Выход один: тем, кто меньше, надо дать стулья повыше, тем, кто не может ходить — удобные коляски и т.п. То же касается и прав — детям, чьи возможности от природы или в силу жизненных обстоятельств отличаются от нормы, нужно дать дополнительные права, чтобы обеспечить и их доступом к основным жизненным благам.

Раз все одинаковые — давайте все сдавать спортивные нормы, кто-то не может — выгнать из школы на домашнее обучение. Все одинаковые — давайте все говорить только по-русски и участвовать в православном молебне 1 сентября.

Кто-то говорит по-цыгански со своим братом — запретить, отказывается молиться — травля (как в этом году, когда 1 сентября первоклассника в Воронежской области избили за отказ принять участие в молебне).

Права детей с особенностями — физическими, культурными, идейными — тоже закреплены правозащитными нормами.

Кроме того, существуют и другие конвенции, касающиеся прав как детей, так и взрослых. В ООН — по запрету всех видов расовой дискриминации, по запрету всех видов дискриминации женщин, по социально-экономическим и культурным правам, по гражданским и политическим правам.

В Совете Европы принята отдельно Рамочная конвенция по правам национальных меньшинств.

Следует понимать, что необходимость принятия и выполнения всех этих важнейших международных документов связана именно с существующим реальным неравенством людей — детей и взрослых, мужчин и женщин, представителей национального большинства и меньшинств, сторонников власти и инакомыслящих, богатых и бедных.

В той или иной степени такие неравные распределения благ пока неизбежны (как, к сожалению, неизбежно в нашем обществе и явно более выгодное положение богатых людей и их детей по отношению к бедным).

Но самый необходимый минимум — реальная возможность добраться до к школы и больницы, безопасность окружающей среды для жизни и развития ребенка, возможность поддерживать личную гигиену, играть и отдыхать — все это должно быть доступно абсолютно всем детям, где бы они ни жили, кем бы ни были их родители, каким бы ни был их общественный или государственный статус. К сожалению, миллионы детей все еще лишены этих самых элементарных условий, и все мировое сообщество несет ответственность за несоблюдение их прав. Это касается и сотен тысяч детей в РФ — бездомных, заключенных, пациентов некоторых стационаров и жителей интернатов, неграждан, беженцев, да и просто детей из неблагополучных и труднодоступных районов, из экологически загрязненных зон, из бедных и заброшенных общин коренных народов и национальных меньшинств.

Право ребенка на собственное мнение

Как понятно, детей касаются почти все вопросы — будь то политика или экономика, культура или экология, жизнь семьи, школы или общины. Осуществлению этого права могут способствовать школьные и молодежные парламенты, всевозможные детские выборы и заседания.

Однако эксперты видят и опасность в вынуждении детей обязательно участвовать в прениях и дискуссиях: это может само по себе стать формой давления на детей и их порабощения.

Как тут не вспомнить наше пионерское детство и все эти мучительные сборы отрядов! Участие детей в принятии решений, в рассмотрении касающихся их проблем и вопросов должно оставаться сугубо добровольным и независимым. Устраивать псевдодемократическую показуху, быть может, хуже, чем просто оставить детей в покое.

Самое главное и самое трудное, на мой взгляд, в воплощении и в жизнь принципа детского участия — это изменение по этому вопросу сознания взрослых.

В обществе, в семье и в государстве власть находится в руках взрослых. Признать право детей как-либо влиять на эту власть — огромный вызов для большинства из нас.

Права ребенка — равны ли они правам взрослых?

В чем отличия прав детей от прав взрослых?

Быть кем-то с рождения, и реализовывать свои права – это две разные вещи. До определенного возраста дети находятся под опекой родителей, и некоторые семейные нормы родители определяют для ребенка самостоятельно. Иногда то, что приемлемо в одной семье, совершенно недопустимо в другой.

С рождения мы получаем определенные права, которые защищаются Декларацией прав человека (общие права) и Конвенцией о правах детей ООН (права, касающиеся именно детей).

Ключевой принцип конвенции

Согласно действующей конвенции, права ребенка должны быть на первом месте как в семье, так и у представителей власти, судов, государственных и частных институтов. Но, к сожалению, интересы ребенка трактуют по-разному.

Поэтому главный принцип конвенции, за который отвечают взрослые, должен всегда рассматриваться с остальными, не менее важными принципами: защита от насилия, право на гуманное обращение и тд.

Проверочная работа по обществознанию Права и обязанности граждан. Защита прав человека и гражданина. Правоохранительные органы РФ 9 класс с ответами. Работа представлена в 6 вариантах. В 1-4 вариантах по 10 заданий, в 5-6 — по 3 задания.

1 вариант

1) право
2) права человека
3) социальные нормы
4) политика

1) системе прав и свобод личности
2) основам религиозного учения
3) конкретной личности
4) государству и праву

3. К правам гражданина принято относить

1) права, закреплённые в юридическом документе
2) политические права
3) все без исключения права граждан
4) право на жизнь

4. Среди перечисленного к социальным правам относится право на

1) свободу передвижения
2) свободу вероисповедания
3) охрану здоровья
4) участие в отправлении правосудия

5. Среди перечисленного к реализации культурных прав относится

1) проведение выборов в Государственную Думу
2) назначение Уполномоченного по правам человека
3) соблюдение правил этикета в гостях
4) запись первоклассников в школу

1) в соответствии с законами РФ действует всеобщая воинская обязанность
2) государство отказывается от защиты граждан
3) прохождение военной службы зависит от желания граждан
4) государство отказывается от предоставления гражданам права на замену военной службы альтернативной гражданской службой

7. Правосудие в Российской Федерации осуществляется

1) Президентом
2) высшими органами государственной власти
3) Правительством
4) только судом

8. Верны ли следующие суждения о защите прав граждан?

А. Гражданин может защищать свои права сам или обратиться за содействием к государственным и негосударственным организациям.
Б. Право на судебную защиту нарушенных политических, гражданских, социальных, трудовых, культурных прав и свобод гарантировано Конституцией РФ.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

9. Верны ли следующие суждения о правах ребёнка?

А. Ребёнок не имеет особенных прав, отличающихся от прав взрослых людей.
Б. До совершеннолетия человек не может быть участником правоотношений.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

10. Верны ли следующие суждения о прокуратуре Российской Федерации?

А. Главная обязанность прокуратуры РФ — разрабатывать бюджет правоохранительных органов.
Б. Прокуратуру РФ возглавляет Генеральный прокурор, которого выбирают судьи.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

2 вариант

1) законы
2) право
3) обязанности гражданина
4) права гражданина

2. Система прав человека и гражданина включает следующие группы прав

1) собственные, государственные, общественные
2) гражданские (личные), экономические, социальные, политические, культурные
3) личные, трудовые, семейные, коллективные
4) частные, публичные, материальные, процессуальные

3. К правам гражданина принято относить

1) социальные права
2) экономические права
3) все без исключения права
4) политические права

4. Среди перечисленного к экономическим правам относится право на

1) общедоступное и бесплатное образование
2) труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности
3) добровольное социальное страхование
4) благотворительность

5. Среди перечисленного к реализации культурных прав относится

1) уборка двора
2) поступление старшей сестры в политехнический университет
3) пенсия, которую ежемесячно получает бабушка
4) обращение гражданина в прокуратуру

1) государство гарантирует гражданам соблюдение их прав и свобод
2) ни одна сила, кроме государства, не заинтересована в защите прав и свобод
3) граждане обязаны защищать свои права и свободы от посягательств государства
4) государство отказывается гарантировать гражданам права и свободы

1) вооруженные силы
2) правоохранительные органы
3) систему государственной службы
4) государственное управление

8. Верны ли следующие суждения о судьях Конституционного Суда РФ?

А Конституционный Суд РФ состоит из девятнадцати судей.
Б. Судьи Конституционного Суда РФ назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

9. Верны ли следующие суждения о правах ребёнка?

А. Права ребёнка защищают только его родители.
Б. Права ребёнка закреплены в международных и российских документах.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

10. Верны ли следующие суждения о функциях прокуратуры?

А. Прокуратуру в РФ возглавляет Уполномоченный по правам человека.
Б. Прокуратура осуществляет надзор за исполнением закона органами государственной власти и должностными лицами.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

3 вариант

1. Конституция РФ провозглашает высшей ценностью

1) свободу и независимость
2) избирательное право
3) права и свободы человека и гражданина
4) борьбу за мир

2. Выберите окончание предложения. Реализация (осуществление) прав человека и гражданина

1) предполагает выполнение обязанностей
2) никак не связана с обязанностями граждан
3) недопустима, если человек не выполняет своих обязанностей
4) не имеет значения в демократическом обществе

3. Какое из перечисленных прав относится к правам гражданина (в отличие от прав человека)?

1) быть избранным в орган государственной власти
2) на отдых
3) на образование
4) на пользование культурными ценностями

5. Вступление в политическую партию — это реализация

1) гражданского права
2) личного права
3) политического права
4) социального права

6. В какой из приведённых ситуаций речь идет о нарушении прав человека?

1) Мама не разрешила четырнадцатилетней дочери пойти с друзьями на дискотеку.
2) Врач не разрешил пациенту проводить летний отпуск за пределами средней полосы России.
3) Учитель запретил школьникам пользоваться мобильным телефоном во время урока.
4) За полученную двойку по физике отец лишил сына обеда и ужина.

1) будет включён в Конституцию РФ
2) не противоречит Конституции РФ
3) принят судьями Конституционного Суда РФ
4) предварительно рассматривался в Конституционном суде

8. Верны ли следующие суждения о судьях Российской Федерации?

А. Судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону.
Б. Полномочия судьи могут быть приостановлены решением местных органов власти.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

9. Верны ли следующие суждения о судебной системе в Российской Федерации?

А. Уголовный процесс может осуществляться судом с участием присяжных заседателей.
Б. В судебном разбирательстве могут участвовать граждане РФ, а также иностранные граждане и лица без гражданства.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

10. Верны ли следующие суждения о принципах правосудия в Российской Федерации?

А. Перед законом и судом все равны.
Б. Каждый подозреваемый и обвиняемый имеет право на защиту.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

4 вариант

1. Конституция РФ провозглашает высшей ценностью

1) демократию
2) права и свободы человека и гражданина
3) частную собственность
4) свободные, равные, тайные и прямые выборы

2. Права и свободы человека характеризуются в законах как

1) неотъемлемые и неотчуждаемые
2) природные и социальные
3) разрешённые и запрещённые
4) нужные и лишние

3. Какое из перечисленных прав относится к правам гражданина (в отличие от прав человека)?

1) на труд
2) избирать в органы государственной власти
3) на частную собственность
4) на медицинское обслуживание

5. Участие гражданина в митинге — это реализация

1) личного права
2) гражданского права
3) социального права
4) политического права

6. Виновность обвиняемого устанавливает

1) потерпевший
2) суд
3) судебный медик
4) полиция

7. Высшей судебной инстанцией по рассмотрению экономических споров между юридическими лицами является

1) Высший Арбитражный Суд РФ
2) Верховный Суд РФ
3) Конституционный Суд РФ
4) Счётная палата РФ

8. Верны ли следующие суждения о судьях Российской Федерации?

А. Судьями могут быть граждане РФ, достигшие совершеннолетия.
Б. Судьи неприкосновенны.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

9. Верны ли следующие суждения о судебном процессе в Российской Федерации?

А. Участниками уголовного процесса являются суд, сторона обвинения и сторона защиты.
Б. Обвинение в суде поддерживает адвокат, а защиту — прокурор.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

10. Верны ли следующие суждения о принципах правосудия в Российской Федерации?

А. Недопустимо повторное осуждение гражданина за совершённое преступление.
Б. Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в суде.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

5 вариант

1. В состязательном судебном процессе участвуют адвокат и прокурор. Сравните функции прокурора и адвоката. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера функций прокурора, а во вторую колонку — порядковые номера функций адвоката.

1) поддерживает сторону защиты
2) выступает на стороне обвинения
3) выступает от лица государства
4) представляет интересы доверителя

Прокурор Адвокат

2. Установите соответствие между правоохранительным органом и его функциями: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.

A) участие в дознании и предварительном следствии для защиты подозреваемых, а также обвиняемых и подсудимых
Б) надзор за исполнением законов администрацией органов и учреждений, исполняющих наказание
B) помощь при составлении жалоб, заявлений, а также других документов, которые носят правовой характер
Г) консультации по правовым вопросам
Д) участие в судебном процессе в качестве государственного обвинителя

1) прокуратура
2) адвокатура

3. Прочитайте текст, каждое положение которого отмечено буквой.

(А) Правовая культура немыслима без уважения к закону. (Б) Соблюдение законов является обязанностью каждого гражданина. (В) Можно признать, что соблюдение законов — это фундамент правовой культуры.

Определите, какие положения текста

1) отражают факты
2) выражают мнения

6 вариант

1. Сравните признаки двух органов: адвокатуры и прокуратуры. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера признаков, общих для этих органов, а во вторую колонку — порядковые номера их особенностей.

1) является негосударственным учреждением
2) защищает права и свободы граждан
3) сотрудники учреждения обязаны иметь высшее юридическое образование
4) осуществляет надзор за законностью деятельности государственных органов

Общие признаки Особенности

2. Установите соответствие между правоохранительным органом и его функциями: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.

1) полиция
2) суд

3. Прочитайте приведённый текст, каждое положение которого отмечено буквой.

(А) Равноправие означает, что закон одинаково распространяется на всех граждан. (Б) Все граждане РФ равны в своих правах. (В) Несомненно, что признание юридического равенства было важнейшим завоеванием на пути создания правового государства.

Определите, какие положения текста

1) отражают факты
2) выражают мнения

Читайте также: