Какое влияние оказало византийское право на древнерусское

Обновлено: 28.05.2024

Содержание

Введение 3
1. Исторические факторы, определяющие рецепцию иностранного права в России 5
2. Рецепция византийского права у славянских народов 8
3. Рецепция Византийского права в России в IX-XV вв. 17
Заключение 23
Список источников и литературы 24

Введение


Ни одна из правовых систем современного мира от начала и до конца никогда не развивалась исключительно за счет своих внутренних ресурсов, без взаимодействия с правовыми системами других государств. Именно вопросу взаимодействия правовых систем, и в частности влиянию византийского права на государственность и правовую систему славянских народов посвящена настоящая работа.
Актуальность темы рассмотрения в настоящем исследовании обусловлена, в первую очередь тем, что современный этап развития правовой системы российского государства, по сути, является переходным, и именно на данном этапе Россия неизменно внедряет в систему своего права элементы правовых систем иностранных государств. Интеграция России в мировое сообщество потребовало приведение отечественного законодательства в полное соотв етствии с мировыми стандартами. На протяжении десятилетий, после 1991 года правовая система Российской Федерации трансформировалась из социалистической в романо-германскую, которая основана, в свою очередь, на традициях римского права.
Данная работа посвящена рассмотрению не только теоретико-правового аспекта взаимодействия правовых систем, но и историко-правового аспекта влияния византийского права на государство и право славянских народов.
Предметом настоящего исследования является проблема влияния византийского права на государство и право славянских народов, и, в частности на русское право.
Целью настоящего исследования является определение наличия влияния византийского права на процесс становления и развития государства и права славянских народов, и в частности, России.
Для достижения поставленной цели были опосредованы следующие задачи данного исследования:
1. Выявить преемственность между правом славянских народов и византийскими государственно-правовыми институтами;
2. Определить влияние византийского права на российскую правовую систему.
При подготовке данного исследования автором были использованы труды ученых, которые посвящены проблеме рецепции права вообще и отражении рецепции византийского права на правовой системе России в частности. Среди авторов стоит назвать таких как: И.Д.Беляев, В.А. Летяев, В.А. Рыбаков, В.И. Сергеевич, В.А. Туманов и др.
По своей структуре настоящая работа состоит из введения; основной части, включающей две главы; заключения и списка используемой литературы.

Фрагмент работы для ознакомления

Список литературы

1. Абдурахманова И.В. История государства и права зарубежных стран: Учебное пособие / И.В. Абдурахманова. - М.: ИНФРА-М, Академцентр, 2012. - 480 c.
2. Альбов А.П. История государства и права России: Курс лекций / А.П. Альбов, О.В. Симанин. - М.: Юрлитинформ, 2012. - 352 c.
3. Бушуев С.В. История государства Российского. Книга 2. XVII-XVIII вв.: Историко-библиографические очерки / С.В. Бушуев. - Новосиб.: Сиб. хронограф, 2012. - 414 c.
4. Влияние византийского права на древнерусское и российское законодательство X - XVII вв. (опыт сравнительного анализа): Автореф. дис. на соиск. учен. степ. к.ю.н. / Чемеринская В.В.
5. Вологдин А.А. История государства и права зарубежных стран: Учебник для бакалавров / А.А. Вологдин. - М.: Юрайт, 2013. - 767 c.
6. Всеобщая декларация прав человека. Принятана третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217А (III) от 10 декабря 1948г.
7. Декларация прав и свобод человека и гражданина от 22.11.91г. // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР 1991 г.
8. Дмитревский Н.П. Всеобщая история государства и права. В 2-х т.Т. 1. Древний мир и средние века: Учебник для вузов / Н.П. Дмитревский. - М.: Зерцало-М, 2013. - 640 c.
9. Исаев И.А. История государства и права зарубежных стран: Учебник для бакалавров / К.И. Батыр, И.А. Исаев, Г.С. Кнопов; Под ред. К.И. Батыр. - М.: Проспект, 2013. - 576 c.
10. Исаев И.А. История государства и права России: Учебник / И.А. Исаев. - М.: Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 800 c.
11. Исаев М.А. История государства и права зарубежных стран: Учебник для бакалавров / М.А. Исаев. - М.: Юрайт, ИД Юрайт, 2013. - 959 c.
12. Карамзин Н.М. История государства Российского / Н.М. Карамзин. - М.: Эксмо, 2013. - 1024 c.
13. Клеандрова В.М. История государства и права России: Учебник / В.М. Клеандрова, Р.С. Мулукаев; Под ред. Ю.П. Титов. - М.: Проспект, 2012. - 576 c.
14. Лысенко О.Л. История государства и права зарубежных стран. В 2-х т.Т. 1. Древний мир и Средние века: Учебник / О.Л. Лысенко. - М.: Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 720 c.
15. Попова А.В. История государства и права зарубежных стран: Краткий курс лекций / А.В. Попова. - М.: Юрайт, 2013. - 222 c.
16. Прудников М.Н. История государства и права зарубежных стран: Учебник для бакалавров / М.Н. Прудников. - М.: Юрайт, ИД Юрайт, 2013. - 811 c.

Пожалуйста, внимательно изучайте содержание и фрагменты работы. Деньги за приобретённые готовые работы по причине несоответствия данной работы вашим требованиям или её уникальности не возвращаются.

* Категория работы носит оценочный характер в соответствии с качественными и количественными параметрами предоставляемого материала. Данный материал ни целиком, ни любая из его частей не является готовым научным трудом, выпускной квалификационной работой, научным докладом или иной работой, предусмотренной государственной системой научной аттестации или необходимой для прохождения промежуточной или итоговой аттестации. Данный материал представляет собой субъективный результат обработки, структурирования и форматирования собранной его автором информации и предназначен, прежде всего, для использования в качестве источника для самостоятельной подготовки работы указанной тематики.

Объектом выступает взаимодействие и отношения Византии и Древней Руси в период с IX-XVI вв.
Цель контрольной работы изучить влияние Византии на развитие государства и права в Российском государстве.
Задачи: изучить основные нормативно-правовые акты Византии; рассмотреть произошедшие изменения в праве и государстве Древней Руси.

Содержание работы

Введение 3
Влияние Византии на Русь в период правления князя Олега до крещения Руси……………………………………………………………………………. 5
Период появления церковных судов и принятие Русской Правды…………7
Принятие Судебников 1497 и 1550 годов ……………………..……………10
Заключение 13
Список литературы

Файлы: 1 файл

контрольная работа по ИГПР.docx

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Византийское влияние на развитие Российского государства и права (в IX-XVI вв.)

Выполнила студентка Францева

академическая группа ЮЗ-101, курс 1

заочной формы обучения

направления подготовки 40.03.01.

Ученая степень: Кандидат исторических наук

  1. Влияние Византии на Русь в период правления князя Олега до крещения Руси…………………………………………………………………… ………. 5
  2. Период появления церковных судов и принятие Русской Правды…………7
  3. Принятие Судебников 1497 и 1550 годов ……………………..……………10

Список литературы 15

В большинстве случаев современные цивилизованные государства поддавались влиянию других более развитых стран в разные периоды времени и использовали их опыт в различных отраслях производства, законов, военной промышленности, торговли и другие. К таким государствам можно и отнести Россию, а точнее Древнюю Русь в IX-XVI веках.

В IX-XVI веках на Древнюю Русь особенно повлияла Византия. Законы Византии использовали как источник, на основе которых, впоследствии, строилось и развивалось государство и право. Основным таким законом является Василики, состоящие из 60 книг, основанные на Кодексе Юстиниана относящиеся к правлению Льва Мудрого. Василики представляют собой целую энциклопедию права, в которой все разделы законодательства Юстиниана объединены и распределены по тематическому принципу. Это тот же принцип, по которому построен и Кодекс Юстиниана. Внутри каждого титула эксцерпты из права Юстиниана располагались в определенном порядке, по большей части соблюдался хронологический принцип.

В настоящее время существуют три основные концепции, характеризующие степень влияния Византии на развитие российского государства и права. Но современные ученые и исследователи придерживаются одной концепции, а именно, то, что на определенных этапах развития российское право заимствовало отдельные римские институты и понятия. В определённые периоды истории российского права обнаруживаются следы римского влияния.

Актуальностью контрольной работы является то, что для изучения истории государства и права того или иной страны, в дано случает Древней Руси, необходимо изучить чьи идеи и опыт использовался при развитии страны.

Объектом выступает взаимодействие и отношения Византии и Древней Руси в период с IX-XVI вв.

Цель контрольной работы изучить влияние Византии на развитие государства и права в Российском государстве.

Задачи: изучить основные нормативно-правовые акты Византии; рассмотреть произошедшие изменения в праве и государстве Древней Руси.

Контрольная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы. В главах описаны основные нормативно-правовые акты Византии и Древней Руси, способы влияния Византии на Русь

    1. ВЛИЯНИЕ ВИЗАНТИИ НА РУСЬ В ПЕРИОД ПРАВЛЕНИЯ КНЯЗЯ ОЛЕГА ДО КРЕЩЕНИЯ РУСИ

Начиная с образования Древней Руси заметны связи с Византией. Но, в начале, это были экономические межгосударственные договоры, связанные с сопротивлением с Восточной Римской империей. В XI веке Византия первой признала юридический суверенитет Киевской Руси. Договора между Русью и Византией отражали не только соотношение сил между двумя договаривающимися странами, но разнообразные политические, торговые, культурные и другие связи, существовавшие между Русью и Византией. Мирные договоры были заключены государствами, из которых одно существовало уже много веков и являлось развитым, а второе недавно возникло и бурно развивается.

Первый договор был подписан великим князем Олегом и византийскими императорами Львом I и Александром в 911 г. Второй договор, подписанный в 945 г. между князем Игорем и греческими императорами Леоном и Александром, был составлен аналогично первому, но более подробно. По мирному договору 907 года византийцы обязались выплатить Руси денежную контрибуцию, а затем ежемесячно уплачивать еще и дань, предоставлять для приходящих в Византию русских послов и купцов, как и для представителей других государств, определенное продовольственное содержание . Князь Олег добился для русских купцов права беспошлинной торговли на византийских рынках. Руссы даже получили право мыться в константинопольских банях , до этого их могли посещать только свободные поданные Византии. Договор был закреплен во время личной встречи Олега с византийским императором Львом VI. В 911 году Олег подтвердил свой мирный договор с Византией. В 13-ти статьях стороны договорились по всем интересующим их экономическим, политическим, юридическим вопросам, определили ответственность своих подданных в случае совершения ими каких-либо преступлений. В одной из статей шла речь о заключении между ними военного союза. Отныне русские отряды регулярно появлялись в составе византийского войска во время его походов на врагов.1

Договор 944 года упоминает всех русских людей для того, чтобы крепче подчеркнуть непосредственно следующую за этой фразой мысль об обязательности договоров для всех русских людей. Не от имени вече заключались договоры, а от имени князя и боярства. Большая часть договоров 911 и 944 гг. содержит нормы, относящиеся к уголовному праву и процессу.2 Договор 911 года включал видоизменённые нормы римского процесса о судебных доказательствах. С этого момента клятва или присяга, розыск, показания свидетелей начинают фигурировать в русском законодательстве в качестве судебных доказательств.

Анализируя русско-византийские договоры, нетрудно прийти к выводу, что о ни каком господстве византийского права не может быть и речи. В них или дается так называемое договорное, на основе компромисса между русским и византийским правом или проводятся принципы русского права - закона русского.

Но особое влияние на развитие права древней Руси оказало принятие Русью христианства. В 988 году, во время княжения в Киеве князя Владимира, происходит так называемое "Крещение Руси".

    1. ПЕРИОД ПОЯВЛЕНИЯ ЦЕРКОВНЫХ СУДОВ И ПРИНЯТИЕ РУССКОЙ ПРАВДЫ

В конце X - начале XI века вместе с новой религией на языческую Русь

приходят новые законодательные акты, преимущественно византийские и южнославянские, содержащие в себе фундаментальные основы церковного - византийского права, которое впоследствии стало одним из источников изучаемого мною правового памятника. В процессе укрепления позиций христианства и его распространения на территории Киевской Руси особое значение принимает ряд византийских юридических документов - номоканонов, т.е. объединений канонических сборников церковных правил христианской церкви и постановлений римских и византийских императоров о церкви. Наиболее известными являются Эклога и Закон Судных Людей

В этот период появились церковные суды, в которых и применялись эти документы, над делами всех людей, не только христиан, но и мирян. Такой суд должен был осуществляться на основе номоканона, привезённого из Византии и на основании церковных уставов, изданных первыми христианскими князьями Руси Владимиром Святославовичем и Ярославом Владимировичем. Второй же функцией церковных судов было право суда над христианами (духовными и мирянами), по всем делам: церковным и не церковным, гражданским и уголовным. Церковный суд по не церковным гражданским и уголовным делам, простиравшийся только на церковных людей, должен был производиться по местному праву и вызывал потребность в письменном своде местных законов, каким и явилась Русская Правда.3

Главным судебным источником применяющемся при разбирательствах выступала Русская Правда, принятая в XI веке. Она переработана и дополнена статьями из Судного закона и Эклоги. Из Эклоги в Русскую Правду были включены статьи об ответственности хозяина (господина) за преступления его холопа. Были заимствованы также статьи об обеспечении иска, о поручительстве, о судебных сроках. На основании византийских источников в данном законе были предприняты попытки отделить вещный иск от личного. Законом был установлен обязательный минимум свидетелей.4

Русская правда разграничивала и давала понятие многим слоям населения. Князя ставила при выше всего, особую роль играло купечество, которое начало преобразовыватся в корпорации, и многие другие.

Русская правда использовалась до XIV века.

Московский период в истории русской государственности и права (XIV- XVI вв.) был тесно связан с нашествием монголо-татарских орд с востока, движением на Русь немцев и шведов с запада. В этот период на русских землях образовались два государства - Московское и Литовско-Русское, называвшееся Великим княжеством Литовским (с усилением княжеской власти, исчезновением вече). История Великого княжества Литовского тесно стыкуется с историей Украины, Польши (Речи Посполитой).

В московский период российской государственности законодательство было направлено на узаконение обычаев. Это время равновесия законов и обычаев. Почти вся юридическая жизнь народа подчинялась обычному праву и частной воле князей. Письменными формами права были жалованные и уставные грамоты. Жалованными грамотами закреплялось пожалование недвижимого имущества, угодий, различных льгот (например, освобождение от податей, от суда местных властей и т.п.), обеспечивалась охрана частных лиц, землевладельцев от беззаконных деяний, превышения власти со стороны наместников, государства. Уставные грамоты определяли порядок местного управления той или иной области, закрепляли права населения провинции и тем самым также защищали население от произвола представителей государства на местах. В них определялись судебные пошлины, уголовные штрафы в пользу наместника, права наместника и т.п.

На рубеже XI—XII вв. высокоцентрализованное Византийское государство становится объективным тормозом, мешавшим прогрессивному развитию народов, входивших в состав Византии.

Политический и социально-экономический кризис Византии в XIII в. и последующая гибель Византийского государства стали поэтому закономерным историческим итогом, из-за этого Византия больше не могла влиять на Российское государство, которое шагнула далеко вперед, и требовало изменений существующих законов.

Западная часть Рима через 80 лет пала под давлением варваров, а Восточная часть – Византия, осталась наследницей Древнего Рима.

Рисунок 1. Византия. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Византия существовала в течение тысячелетия пока в 1453 г не пала под напором турок-османов.

Византия нуждалась в крепкой и сильной армии для защиты своей территории. Держать крупную армию и платить жалование солдатам позволяла торговля между Западом и Востоком – Византия контролировала причерноморские торговые пути, а Константинополь был посредником в этом деле.

Император, с целью укрепления своего влияния в регионе, выдавал своих дочерей за руководителей, примыкавших к Византии государств.

Аристократы, скупавшие землю у военных поселенцев, становились властителями (сеньорами) и имели свои собственные военные отряды.

Во время борьбы аристократии с императором, опорой для него становился простой народ.

В изданном указе устанавливалось право покупки земли, если хозяин продавал её. Приоритетное право принадлежало родственникам, затем соседям и односельчанам.

Готовые работы на аналогичную тему

Для защиты личной собственности прописаны были и другие меры. Находясь между двумя агрессивными народами, соседями булгарами и русами, Византии приходилось лавировать, периодически стравливая их между собой.

Русы переплывали Черное море на больших ладьях в огромном количестве и осуществляли опустошительные набеги на Византию.

Летописи тех времен рассказывают о свирепых русах, которые своими набегами сотрясали волжско-камских булгар, Поволжье, хазар, прикаспийские владения халифата.

Русские в Константинополе впервые появились в 838 г, в это время к василевсу Феофилу прибыла делегация от народа росс, а затем она в составе Византийской делегации оказалась в Западной Европе при дворе Людовика Благочестивого.

Византийцев в Киевской Руси воспринимали как торговых важных партнеров, однако все вопросы торговли решались только через военные походы.

Киевские князья Аскольд и Дир совершили первый поход в 860 г, а второй поход, как говорит летопись, состоялся под началом князя Олега в 911 г.

В результате этого похода был заключен договор с Византией. По договору между Киевом и Византией устанавливались дружественные отношения, определялся порядок выкупа пленных, наказания за преступления.

Договор создавал благоприятные условия для взаимной торговли и давал возможность русским купцам жить в Византии, посещать общественные бани, что было большим доверием к иностранцам.

Политическое и правовое влияние Византии на Русь

Отношения Византии с Русью были обусловлены традиционализмом идеологических установок, заключавшихся в римском имперском универсализме.

Византийская дипломатия была довольно гибкой, она балансировала между традиционной теорией и реальностью.

Во взаимоотношениях с Русью византийская дипломатия использовала принципы и методы, которые включали в себя установление межгосударственных договорных отношений.

Эти отношения вводили международную политику в правовое русло и препятствовали оказанию военного давления, разгрому городов, неожиданным набегам.

Особенно это влияние проявилось в период формирования великорусского государства в XIV-XVI веках.

Важное место в межгосударственных отношениях уделялось церемониям приемов, торжественным обедам, официальным и неофициальным беседам. В русской истории было важное событие, связанное с браком князя Ивана III Васильевича и племянницы последнего императора Византии Софьи, при которой утвердились обычаи и порядки византийского двора.

Это отразилось и на Великом князе, который вдруг возвысился в глазах современников и одним своим видом стал внушать страх.

Положение Древней Руси на международной арене браком князя и Софьи было укреплено.

Иван III очень хочет показать, что Москва является преемницей Константинополя во всех отношениях и с этой целью вводит обряд венчания на царство, объединяет московский герб с византийским.

На гербе красуются московский Георгий Победоносец, убивающий змея, и византийский двуглавый орел. Позже, Иван IV Грозный по аналогии с византийским императором, называет себя царем.

На Руси стали возникать монастыри, и церковь превращается в богатую организацию, а митрополит на Руси назначается с согласия византийского императора.

Что касается правового влияния Византии, то русские познакомились с византийским правом до принятия христианства, а греко-русские договоры X века проникнуты элементами византийского права.

Церковные и светские византийские права греческим духовенством были внесены после принятия христианства.

Между государствами торговые и политические отношения регулировались договорами, которые заключались в ходе многих походов, а их содержание представляло собой нормы византийско-русского права.

Поскольку договоры были международными, то и фиксировали межгосударственные нормы. По договору 945 г. Русь взяла на себя обязательство не претендовать на крымские владения Византии.

После поражения русских войск в болгарском Доростоле между Святославом Игоревичем и императором Иоанном Цимисхием в 971 г. был заключен ещё один договор, правда, его условия были для Руси неприятны – Русь должна была прекратить нападения на Византию.

Рисунок 2. Отношения Византии и Руси. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Важную роль в международных отношениях в это время, судя по договорам, играли купцы. За границей они не только торговали, но, имея связи с иностранными дворами, ещё выступали в роли дипломатов.

Отношения Византии и Руси

Византии сегодня не существует, но именно она, в свое время, оказала большое влияние на культурную и духовную жизнь Древней Руси.

Византия и Древняя Русь граничили через Черное море и контактировали друг с другом с IX века. Контакты сначала были враждебные, русы часто совершали набеги, но постепенно вражда закончилась.

После уничтожения Хазарского каганата, угрожавшего Константинополю, обе страны наладили торговые и дипломатические связи. Были и династические браки, например, Мария, мать Владимира Мономаха, была дочерью византийского императора Константина IX Мономаха.

Византия дала Руси христианскую религию. От византийцев были унаследованы особенности церковного пения, иконописи, православного подвижничества.

Из Византии в XII веке на Русь была привезена икона Божией Матери, одна из величайших христианских святынь – сегодня она известна как Владимирская.

После принятия христианства на Руси между странами окрепли торговые связи. На Русь из Византии шли ткани, вино, пряности, а уходили меха, рыба, икра.

Шло развитие и культурного обмена, например, знаменитый иконописец Феофан Грек, писал иконы в новгородских и московских храмах.

Менялась и архитектура – на Руси впервые началось строительство каменных зданий – Софийские соборы в Киеве и Новгороде. Новорожденным младенца на Руси давали при крещении греческие имена – Александр, Андрей, Софья, Галина, Петр, Георгий, Андрей.

Из Византии на Русь привозили первые книги, которые позже переводили на русский язык, например, жития святых. Кроме духовных произведений, были и художественные.

Основой славянской письменности является греческое уставное письмо и этим русские обязаны деятелям византийской культуры Кириллу и Мефодию.

После крещения Руси во многих городах, в частности, в Киеве и Новгороде, по византийскому образцу открывали школы. В Москве в 1685 г по просьбе патриарха Иоакима была открыта славяно-греко-латинская академия. В русской столице эта академия стала первым высшим учебным заведением.

Все учебные заведения в свою программу включали греческий язык, потому что основная часть священных текстов была написана на греческом языке. Изучение истории, культуры и искусства Византии – родины православия, было в России престижной и важной областью гуманитарного знания.

Византия прекратила свое существование в 1453 г после захвата Константинополя османами, но, несмотря на это, Россия не забыла о Византии.

Итак, первый военный поход Русь совершила на Константинополь. Но и свой первый государственный визит она совершила туда же: именно в Царьград — вслушайтесь в набатный звук самого этого именования — Царь-град! — при­ехала с дипломатической миссией княгиня Ольга. Именно тогда две цивили­за­ции — очень молодая, еще младенческая, и очень старая, весьма умудрен­ная — впервые пристально взглянули друг на друга. Могли ли они по­нять друг друга, а тем паче друг другу понравиться? Вряд ли. Хотя император Константин Багрянородный и постарался принять Ольгу со всеми положен­ными почестя­ми, княгиня почувствовала себя униженной. Во всяком случае, древнерусская летопись содержит не только широко известный и абсолютно недостоверный анекдот о сватовстве императора, на самом деле женатого, к своей гостье, но и кажущееся подлинным злобное обещание Ольги продер­жать Константина в прихожей, если он приедет к ней в Киев.

В общем, этот выбор Владимира не так уж и очевиден. Распространенное объяснение, что торговые контакты крепко связывали Русь именно с Визан­тией, не вполне подтверждается археологическими данными: к примеру, араб­ских монет — дирхамов на нашей территории находят в сотни раз больше, чем визан­тийских монет — номисм. Поэтому не исключено, что выбор был дей­стви­тельно сделан, как нас в том убеждает летописный рассказ, на основа­нии эстетических или, во всяком случае, не до конца прагматических мотивов.

После 988 года контакты с Византией стали интенсифицироваться. Но при этом следует помнить, что греки не проявляли уж слишком большого миссио­нерского пыла. Достаточно сказать, что, отправив под военным давлением принцессу Анну замуж на Русь, ее венценосный брат Василий Второй и не по­думал послать священников и необходимый для крещения инвентарь — и то и другое Владимиру пришлось самовольно вывезти из захваченного им Херсона. Да и позднее греки действовали с прохладцей: первые сведения о киев­ской митрополии у нас появляются лишь спустя полвека после кре­ще­ния. Отдаленность затрудняла не только физический контакт, но и шансы на вовлечение новокрещенных северных территорий в культурно-политиче­скую орбиту империи — так во имя чего же было грекам стараться?

И тем не менее контакты Византии с Русью постоянно расширялись. Нам видна лишь малая их часть — все-таки письменных источников дошло мало, да и произведений искусства уцелела лишь ничтожная толика, но зато уцелели лексические заимствования — драгоценные свидетельства низовых контактов.

Тут необходимо сделать важную оговорку. Конечно, с христианизацией на Русь были принесены сотни переведенных в Болгарии книг, и через них в наш пись­менный язык проникло около 1200 греческих слов: не только христианской лексики, но и политической, и военной, и всякой. Однако это изобилие само по себе еще не свидетельствует о том, что все слова находились в живом употребле­нии. Это мог быть искусственный язык ужайшего круга перевод­чиков и пере­писчиков.

Византийцы принесли с собой навыки каменного строительства, какого до них не было на Руси. Нет сомнений, что самый первый храм, построенный в Киеве, Десятинная церковь, имел вид типичной византийской базилики (от нее оста­лись фундаменты). Однако второй храм, Святая София Киевская, уже откло­няется от норм византийского храмового строительства. То же касается и более поздних церквей, особенно Святой Софии Новгородской, у которой вообще обнару­живаются признаки влияния западной архитектуры. Таким образом, уже с пер­вого шага строительство на Руси пошло несколько своими путями. Тут сыграло роль и отсутствие сейсмической угрозы, преследовавшей абсо­лютно все визан­тийские территории, и разница в строительном материале, но все же в первую очередь — различие в эстетических представлениях.

Безусловно византийской оказывается древнерусская иконопись. Види­мо, дело в том, что, в отличие от строительства и монетной чеканки, живопись могла твориться греками без всякого соучастия местных подмастерьев. Лишь очень исподволь русские мастера начинают различаться, особенно во фреско­вой живописи, но следование греческому образцу все равно достигает такой сте­пени, что в отношении многих произведений мы вообще не можем отли­чить греческую руку от русской. Например, Мирожский монастырь в Пскове навер­няка создавался той же разъездной бригадой греческих художников, что и ан­самбль Мартораны в Палермо на Си­цилии, в норманнском королевстве. В Нов­городе найдена усадьба живописца Олисея Гречина, известного нам также и по письменным источникам. Скорее всего, он был человеком древнерусской культуры, однако провел много лет в Византии.

В таком же направлении, хотя и быстрее, развивалось стеклодувное производ­ство. Археологи обнаружили остатки мастерских с некоторым оборудованием, да и сама продукция местного стеклопроизводства свидетельствует о том, что в течение первых двух столетий греческие мастера работали по византий­ским принципам и лекалам и получали продукцию, мало отличимую от той, что привозили из самой Византии. Однако постепенно они начали видоиз­менять ее, видимо, подстраиваясь под местные вкусы.

Грекам было крайне неуютно в суровом кли­мате Руси: у нас есть переписка митрополита Иоанна, который жалуется, что не только состояние благочестия у аборигенов остав­ляет желать лучшего, но и по причине морозов приходится нарушать правила и поддевать под литур­гическую одежду меха — иначе не выжить. В самых древних рукописных книгах Древней Руси сохранились миниатюры, выполненные греческими художниками, — в них они явно выра­жают свою ностальгию по далекой теплой родине: на полях славянских руко­писей бродят львы, павлины, стоят сказочные дворцы, каких не было на Руси. А на могиле византийской принцессы, жившей в Суздале, замужем за местным князем, нарисованы пальмы, выглядящие довольно экзотично в холодной северной Кидекше, где принцесса нашла последнее упокоение.

Недавно обнаруженные на стенах Святой Софии Киевской граффити четко показывают, что греки (видимо, не клирики, а миряне) стояли в храме за ли­тургией отдельно от местной паствы: надписи на греческом языке четко кон­центрируются на гранях одного опорного столба и отсутствуют в иных местах. Помимо банальных просьб к Богородице или святой Софии о заступ­ничестве среди граффити встречаются и весьма необычные: например, автор одного из них признается, что совершил блуд с ослом. Возможно, это грехопа­дение отражало не столько сексуальные пристрастия конкретного человека, сколько затрудненность всяких контактов с местным человеческим населе­нием.

Гре­ческий язык на Руси мало кто знал. Конечно, клирики, дипломаты, купцы и наемники владели навыками устной речи, но письменная была доступна единицам, так что культурное взаимонепонимание усугублялось языковым. Был ли греческий язык, пусть и неизвестный, престижен? Мы уже отме­чали, что самые первые монеты несут надписи . При этом надписи на княжеских, митрополичьих и епископских печатях, указывающие обычно имя и должность обладателя, а зачастую и молитвенное обращение к Богу или патрональному святому, в XI веке сделаны все-таки . Однако уже в XII веке князья переходят на славянский, а в XIII веке так же поступают и иерархи церкви. Интересно отметить, что если в Софии Киевской, закон­ченной в середине XI века, мозаичные надписи выполнены , то в Михай­ловском Златоверхом соборе в том же Киеве, относящемся к концу того же столетия, надписи уже на славянском, притом что техника мозаики в обеих церквях одинаковая — это значит, что при византийских мозаичистах состояли местные заказчики, приказывавшие им выкладывать надписи на местн­ом языке. Все это свидетельствует о постепенном вытеснении греческого из всех сфер жизни.

Читайте также: