Защищали права парламента считая что только ему может принадлежать законодательная власть

Обновлено: 02.07.2024

Полномочия парламента в государственных делах сложились также не единовременно. Некоторые закрепились за парламентом по традиции, в силу политического равновесия времен сословной монархии. Некоторые были утверждены короной в целях общественного согласия. Но за некоторые полномочия парламенту пришлось вести длительную, с переменным успехом борьбу.

Основным источником определения полномочий парламента стала историческая компетенция собрания магнатов. За собранием знати (или Королевским советом) признавались права на высший суд, в особенности против должностных лиц или представителей знати, на утверждение налогов, на подачу королю советов по государственным делам, на мнение по поводу законов, предложенных королем. Эти полномочия и были возложены на первые парламенты в XIII в.

Позднее и далеко не в полной мере парламент закрепил за собой контрольные права. Объектом парламентского контроля была королевская администрация. Естественно, корона наиболее ревностно отстаивала ее неприкосновенность. В период кризиса середины XIII в. парламенту удалось ввести правило обязательной присяги королевских должностных лиц перед парламентом, но затем это правило исчезло. В XIV–XV вв. парламенту несколько раз удавалось добиться королевского согласия на удовлетворение парламентских петиций о назначении должностных лиц или о снятии их. Наиболее ярким проявлением этой стороны прав парламента стало признание за ним прав обвинения должностных лиц в злоупотреблениях и преступлениях. Впервые эта процедура импичмента была применена в 1376 г. В дальнейшем она неоднократно использовалась как по инициативе парламента, так и по инициативе короны, в том числе для борьбы с политическими противниками из числа знати.

Глава XVII. НАЧАЛО ПАРЛАМЕНТА

Глава XVII. НАЧАЛО ПАРЛАМЕНТА Поздние годы правления Генриха III, если учитывать их последствия, имели особенно важное значение для становления и развития английских институтов. Этот период можно назвать временем, когда были посеяны зерна нашей парламентской системы, хотя

Штурм парламента

Штурм парламента В середине XIX века было ликвидировано большинство ограничений, наложенных на британских евреев. Осталось только одно: им было позволено подчиняться законам страны и осуществлять их на практике, но они не имели права участвовать в создании законов.

РАССТРЕЛ ПАРЛАМЕНТА

РАССТРЕЛ ПАРЛАМЕНТА Если приватизационный процесс в России проходил с минимумом публичной ярости, то отражение этого процесса в политической жизни страны превратилось в нескончаемую череду конфликтов, скандалов, разборок, которые завершились осенью 1993 года

ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПАРЛАМЕНТА В АНГЛИИ

ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПАРЛАМЕНТА В АНГЛИИ Заседание английского парламентаСейчас парламенты есть практически во всех странах мира и считаются неотъемлемым атрибутом демократического устройства государства. Но в Англии этот институт имеет особое значение. Это символ Англии

§ 27. Становление английского парламента

§ 27. Становление английского парламента Возникновение парламента В период сословной монархии в Англии сложилось учреждение, которое стало неотъемлемой и со временем все более значительной частью государственной организации страны — представительный парламент.

Возникновение парламента

Возникновение парламента В период сословной монархии в Англии сложилось учреждение, которое стало неотъемлемой и со временем все более значительной частью государственной организации страны — представительный парламент. Своим возникновением он был обязан как

Противники: господа из парламента

Противники: господа из парламента Следует всегда с осторожностью относиться к словам, особенно словам из XVII века: они лишь с виду похожи на наши, но значение у них совершенно иное.Так, парламент в те времена не был законотворческой ассамблеей (хотя иногда пытался это

Заседание парламента*

Заседание парламента* Бурбонский дворец осаждается массой публики. На трибуне иностранных журналистов, рассчитанной не более как на тридцать человек, сидит не менее шестидесяти. А между тем довольно многочисленный контингент русских журналистов представлен всего 5–6

Расстрел Парламента

Расстрел Парламента Ровно в 20.00, 21 сентября 1993 года, автор включил телевизор, и с монитора на него взглянуло гладко причесанная, а скорее с уложенными волосок к волоску, голова президента с недовольным лицом. Он зачитал свой очередной указ за № 1400 «О поэтапной

Часть 6. Расстрел парламента

Часть 6. Расстрел парламента События 21 сентября — 4 октября описаны многократно, и поэтому я расскажу лишь о тех из них, в которых участвовал сам, и тех, которые были мало освещены.Как я уже говорил в начале своего повествования, в ночь на 21 сентября мы собрались в зале

Через горнило парламента

Через горнило парламента 3 июля 1989 года на первой сессии Верховного Совета СССР формировался состав союзного правительства. Н. И. Рыжков по согласованию с М. С. Горбачевым внес предложение утвердить, министром обороны Д. Т. Язова. При рассмотрении кандидатуры в комитетах

Политическая культура — составная часть общей культуры человечества, включающая в себя элементы духовной сферы, которые связаны с уровнем и характером общезначимых политических знаний, оценок и действий граждан, обусловленных политическим опытом предшествующих поколений и воспроизводством их в ходе текущей политической жизни.

Политическая культура позволяет выявить глубинные причины специфики политического поведения различных социальных общностей и личностей при близких условиях их существования.

Политическая культура — это психология нации в отношении политики. Понятия “политическая культура” и “общественное мнение” частично совпадают — и то и другое включает отношение к политике. Но политическая культура направлена на фиксирование основных, общих представлений о политике и правительстве. Общественное же мнение сконцентрировано на отношении к руководите. лям и политическим действиям. Исследование общественного мнения редко выходит за рамки накопления данных, тогда как исследователи политической культуры могут использовать историю и литературу для понимания внутренних процессов отдельной страны. Политическая культура связана с политической идеологией. Идеология определяет цели политики, а политическая культура — способы реализации и достижения этих целей. Неотъемлемой частью политической культуры того или иного народа являются политические символы, а также система ценностей как критерий в первую очередь желательной формы политического действия, желательного типа политической системы. Политическая культура не только позволяет объяснить поведение и политические позиции людей, но и регулирует способы их поведения (например, будет конфликт разрешаться насильственно или мирно — это прямо зависит от политической культуры населения конкретной страны).

Вхождение в политическую культуру — это процесс развития, посредством которого прививаются общепринятые взгляды и ценности и обеспечивается политическая социализация. Это непрерывный и продолжающийся всю жизнь процесс, являющийся частью условий жизни и обучения каждого индивида как члена той культуры, в которой он рожден. И он не обязательно требует целенаправленной деятельности правительственных ведомств. Агентами политической социализации являются семья, школа, группа равных, средства массовой информации.
( Г.Н. Семенов)


21.Частью какого компонента общей культуры является культура политическая? Укажите две функции политической культуры, отмеченные в тексте.
22. В тексте используется понятие “общественное мнение”. Объясните его смысл. По каким линиям автор проводит сравнение политической культуры и общественного мнения? Укажите две линии.

23. Автор отмечает влияние СМИ на формирование политической культуры личности. Используя обществоведческие знания, собственный социальный опыт, назовите три возможных направления такого влияния и конкретизируйте их.
24. Какое различие в роли идеологии и политической культуры приводится в тексте? Используя обществоведческие знания, раскройте два иных любых различия.

Ответ: Для выполнения заданий 21-24 необходимо внимательно прочитать текст.

Законодательно установленная для выборов парламента или иного органа избирательная система влияет не только на персональный и партийный его состав: все этапы избирательного процесса, начиная от выдвижения кандидатов, в немалой степени также зависят от того, каков метод определения итогов голосования. Не только выборы, но и другие важные аспекты политической жизни страны (региона) находятся под определенным (подчас весьма сильным) воздействием существующей модели избирательной системы: функционирование партий и партийная система в целом; деятельность парламента, ее формы, результаты и эффективность; стабильность правительства и всего механизма исполнительной власти и др. Одни типы избирательной системы могут поощрять развитие партий и многопартийной борьбы, другие — создавать особо благоприятные условия для становления двухпартийной системы; некоторые более выгодны для крупных, другие — для мелких партий и группировок; отдельные ее модели содействуют укреплению и централизации партий, иные, наоборот, стимулируют внутрипартийную борьбу. Хотя детальные правила в данной области закрепляются обычно в текущем законодательстве, основы избирательной системы наряду с принципами избирательного права в качестве основополагающих норм правовой системы страны закрепляются в ее конституции.

Общество по своей структуре неоднородно. В нем существуют различные социальные группы и слои, каждый из которых имеет свои особые политические взгляды и интересы, обладает собственным видением проблем и путей их решения в масштабах всей страны или отдельной его части. Эта палитра взглядов и мнений отражается в различии программ партий и кандидатов, выступающих на выборах под разными, часто взаимоисключающими лозунгами. Следовательно, определяя порядок формирования “народного представительства”, необходимо стремиться, чтобы в нем были представлены все основные политические силы общества. В основу пропорциональной избирательной системы положен принциц пропорционального представительства в законодательном органе различных существующих в обществе политических взглядов, течений и выражающих их партий. Не должно существовать так называемых “пропавших голосов”: группы и слои избирателей, поддержавшие на выборах партию или кандидата, не получившего большинства в масштабе избирательного округа или всей страны (региона), должны тем не менее располагать своими представителями в законодательном органе, которые будут отражать их потребности и интересы. Не только большинство, но и меньшинство (меньшинства) имеет право быть представленным в парламенте. Каждая партия, выставившая список кандидатов, должна получить в парламенте такую же долю мест, которая соответствует доле голосов, поданных за нее на всеобщих выборах: отсюда другое распространенное название данной системы — система партийных списков.

В “чистом” виде содержание пропорциональной избирательной системы заключается в следующем. Вся страна (или ее территориальная единица, на территории которой будет функционировать соответствующий представительный орган: субъект федерации, город, район и т. д.) превращается в единый многомандатный избирательный округ, от которого будет избран весь состав парламента, местного совета и т. д. Каждая партия составляет список кандидатов, который может быть больше или меньше в зависимости от того, сколько она рассчитывает получить голосов. Избиратель на выборах обладает одним голосом, но этот голос подается не за конкретных кандидатов, а за список партии в целом. Далее, исходя из итогов голосования, партия получает такую же долю (процент) мест в парламенте, какую долю (процент) голосов она получила на выборах. Во многих странах, где действует пропорциональная система, вводится так называемый заградительный пункт (барьер) — выраженное обычно в процентном отношении число голосов, которое необходимо получить партии для получения права участвовать в распределении парламентских мандатов.
(А.О. Четвериков)


21. Укажите четыре аспекта политической жизни страны, на которые оказывает влияние избирательная система. В каком документе закрепляются основы избирательной системы?

22. В тексте используется понятие “избирательная система”. Объясните его смысл. Приведите две упомянутые в тексте черты, характеризующие пропорциональную избирательную систему.

23. Какой этап избирательного процесса упомянут в тексте? Используя обществоведческие знания, назовите любые другие три этапа этого процесса.

24. Политологи спорят об эффективности пропорциональной избирательной системы. Опираясь на обществоведческие знания, используя текст, покажите два преимущества и один недостаток этой системы.


№21 1) четыре аспекта политической жизни страны:
— сами выборы;
— функционирование партий и партийной системы;
— деятельность парламента;
— стабильность правительства;
2) назван документ, в котором закрепляются основы избирательной системы - конституция страны
№22 1) смысл понятия, например: избирательная система характеризует порядок выборов в органы власти и должностных лиц, а также порядок определения результатов голосования;
2) две черты пропорциональной избирательной системы:
— создание единого одномандатного избирательного округа;
— голосование по партийным спискам.
№23 1) этап избирательного процесса: выдвижение кандидатов;
2) другие три этапа, например:
— предвыборная агитация;
— голосование на избирательных участках;
— подведение итогов голосования.
№24 1) два преимущества пропорциональной избирательной системы, например:
— более полный учет различных политических сил в стране;
— при доминировании крупных партий обеспечивается стабильность политической жизни;
2) один недостаток, например: персональный состав политиков, включаемых в партийные списки, за исключением партийных лидеров, неизвестен избирателю.

Ответ: Для выполнения заданий 21-24 необходимо внимательно прочитать текст.

Политический процесс представляет собой развертывание политики во времени и в пространстве в виде упорядоченной последовательности единичных действий и взаимодействий, которую связывает определенная логика или смысл. В качестве примера политического процесса можно привести всю ту совокупность взаимодейсrrвий, которая связана с выборами. В ходе избирательной кампании происходит действие и взаимодействие политических акторов (избирателей, политических партий и т. д.). В электоральном процессе также воспроизводятся (или создаются) политические институты (институт выборов, избирательная система и др.). Можно обнаружить также и различные смыслы электорального процесса. Так, для стран современной развитой демократии он заключается в реализации принципа народного суверенитета, выборности и сменяемости органов власти в результате выборов, а также в выборе политических курсов, предлагаемых, например, правящими или оппозиционными партиями.

Политический процесс является динамической характеристикой политики. Поэтому можно утверждать, что формами существования политического процесса являются политические изменения и политическое развитие.

Политическое изменение — процесс появления нового качества в способе и характере взаимодействия между политическими субъектами, между политической системой и внешней средой. Политическое развитие — процесс накопления качественных изменений политики, будь это фазы самого политического процесса или состояния институтов или даже политических систем.

Политические процессы отличаются друг от друга по масштабам, длительности, акторам, характеру взаимодействия между акторами и т. п. Исходя из разномасштабности политических процессов, можно выделить несколько их разновидностей. Это прежде всего повседневные политические процессы (“мелкие” акторы и единицы измерения), которые связаны, в первую очередь, с непосредственными взаимодействиями индивидуальных, групповых и частично институциональных акторов. В качестве примера можно привести законодательный процесс в каком-либо парламенте.

Другим типом политического процесса является исторический политический процесс (более крупные акторы — в основном социальные группы и социальные институты). Это процессы, связанные с совершением какого-либо исторического события. Так, политическая революция, может быть представлена как процесс подобного рода. В качестве такого же исторического процесса может рассматриваться возникновение и развитие какой-нибудь политической партии.

Наконец, это эволюционные политические процессы, которые характеризуются участием (“крупных” акторов (институтов, политической системы), а также поддаются измерению с помощью крупномасштабных временных единиц. Такими процессами может быть, например, процесс превращения полиса в имперскую столицу, или модернизация политической системы в результате череды политических реформ, или переход к демократии в результате демонтажа авторитарного правления, проведения учредительных выборов, а затем их закреп.ления в череде регулярных соревновательных выборов.
(Е.Ю. Мелешкина)


21. Чем политическое изменение отличается, по мнению автора, от политического развития? В тексте говорится о разномасштабных политических процессах. Какие виды политических процессов отражают данный подход классификации? Какие акторы участвуют в среднемасштабном политическом процессе?

22. Какой пример к определению политического процесса приводит автор? Назовите три стороны (аспекта) проявления политического процесса, используя пример из текста.

23. Автор называет “мелких” и “крупных” политических акторов. Опираясь на текст, обществоведческие знания и социальные факты, укажите двух политических акторов каждого вида и приведите по два примера участия каждого из них в политическом процессе (сначала укажите актора, а затем приведите два примера).
24. Используя текст, обществоведческие знания и социальные факты, поясните, как в процессе модернизации политической системы в результате череды политических реформ проявляются и взаимодействуют политическое изменение и политическое развитие (приведите три пояснения).


№21 1) политическое изменение — процесс появления нового качества в способе и характере взаимодействия между политическими субъектами, между политической системой и внешней средой, а политическое развитие — процесс накопления качественных изменений политики;
2) виды процессов:
— повседневные политические процессы;
— исторический политический процесс / процессы, связанные с совершением какого-либо исторического события;
— эволюционные политические процессы;
3) акторы: социальные группы и социальные институты.
№22 1) ответ на первый вопрос: избирательная кампания/ совокупность взаимодействий, которая связана с выборами / электоральный процесс;
2) три стороны (аспекта):
— действие и взаимодействие политических акторов;
— воспроизведение или создание политических институтов;
— определенная логика или смысл.
№23 1) гражданин:
— гражданин Петров проголосовал на выборах депутатов Государственной Думы;
— гражданин Петров принял участие в митинге против коррупции;
2) политическая партия:
— революцию 1917 г. возглавила партия большевиков;
— четыре партии РФ создали фракции в Государственной Думе.
№24 Правильный ответ должен содержать три пояснения, например:
1) каждая политическая реформа меняет политическую ситуацию в стране, привлекает к участию в политической жизни новых акторов, вследствие чего происходят политические изменения;
2) последовательность политических реформ свидетельствует о накоплении изменений, то есть о политическом развитии;
3) политическое изменение и политическое развитие в процессе реформирования общества через цепочку реформ непосредственно связаны между собой.

Ответ: Для выполнения заданий 21-24 необходимо внимательно прочитать текст.

Б. В правовом государстве суд стоит выше других ветвей власти.

верны оба суждения

оба суждения неверны

При выполнении заданий с кратким ответом этой части ответ необходимо записать в месте, указанном в тексте задания.

В приведенном списке указаны черты сходства человека c животными и отличия человека от животных. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку –порядковые номера черт отличия.

1) потребность в пище и воде

2) наличие сознания

3) способность к чувственному познанию

4) умение планировать деятельность

Найдите в приведенном ниже списке прямые налоги и выпишите в строку ответа цифры, под которыми они указаны.

налог на прибыль

налог на имущество

Установите соответствие между фактом и сферой общественной жизни, к которой относится данный факт: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите позицию из второго столбца.

СФЕРЫ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ

А) открытие нового супермаркета

Б) выборы руководителя партии

В) оказание парикмахерских услуг

Г) биржевые торги акциями фирм

Запишите в таблицу выбранные цифры.

Ниже приведён ряд понятий. Все они, за исключением одного, относятся к необходимым условиям существования правового государства.

1) демократия, 2) верховенство закона, 3) двухпалатный парламент,

4) разделение властей, 5) равноправие граждан.

Найдите и выпишите номер понятия , выпадающего из этого ряда.

Прочитайте текст и выполните задания С1 – С6.

В современном демократическом обществе выполнение законодательной функции может осуществляться путем народного референдума. Референдум – это особый тип всенародного голосования, в ходе которого оценивается не некоторый кандидат, а рассматривается некий важный государственный вопрос, по которому необходимо выяснить мнение всей страны. Такая демократия называется прямой (непосредственной). Некоторые политологи считают, что только такая демократия обеспечивает подлинное народовластие.

Народ может действовать через своих представителей, избранных специально для создания и принятия законов. Так он реализует возможности представительной демократии. В этом важнейшую роль играет парламент. Без избираемого народом и сменяемого парламента немыслимо современное демократическое государство.

Но парламентская власть является ограниченной. Она вынуждена взаимодействовать с другими властями.

Парламентская власть сопряжена с выполнением ряда функций, из которых законодательная – главная, но не единственная. Парламент играет решающую роль в формировании исполнительных органов власти. От его решений зависит программа функционирования этой ветви власти.

Парламент обладает правом политического контроля и привлечения к ответственности. Эта функция обычно проявляется как исключительная. Она может состоять, например, в привлечении к ответственности президента.

Одна из функций парламента – обеспечение политической гласности. Суть в том, что в ходе работы парламента партии, фракции вынуждены открыто заявлять о своей позиции по тому или иному обсуждаемому вопросу.

Выделите основные смысловые части текста. Озаглавьте каждую из них (составьте план текста).

Какие два пути выполнения народом законодательной власти в современном демократическом обществе называет автор?

Какие четыре функции парламента выделяет автор?

Какую функцию парламента автор считает главной? Приведите пример, иллюстрирующий выполнение парламентом РФ этой функции. Может ли эту функцию осуществлять правительство?

В государстве Н. депутаты парламента предложили отказаться от проведения референдумов, поскольку они решают ту же задачу, что и парламентские выборы. Верна ли такая оценка референдумов? Найдите и подчеркните в документе предложение, помогающее ответить на этот вопрос.

Согласны ли вы с мыслью о том, что только прямая демократия обеспечивает подлинное народовластие? С опорой на текст и знания обществоведческого курса приведите два аргумента (обоснования) своего мнения.

Читайте также: