Какое трудное задание поручил бог ионе

Обновлено: 02.07.2024

"И было слово Господне к Ионе, сыну Амафиину: встань, иди в Ниневию, город великий, и проповедуй в нем, ибо злодеяния его дошли до Меня. И встал Иона, чтобы бежать в Фарсис от лица Господня, и пришел в Иоппию, и нашел корабль, отправлявшийся в Фарсис, отдал плату за провоз и вошел в него, чтобы плыть с ними в Фарсис от лица Господа. Но Господь воздвиг на море крепкий ветер, и сделалась на море великая буря, и корабль готов был разбиться." (Ион.1:1-4)

История про Иону известна очень многим. Кто не слышал о том, как пророк Божий решил однажды Его не послушать и убежать? Почему-то Иона подумал, что уплыв в другой город, он сможет укрыться от лица Господа. Но почему пророк осмелился на такой поступок? Проповедей об Ионе предостаточно, но я почему-то ни разу не слышала о том, ПОЧЕМУ он убежал. Из-за незнания истории у меня сложилось определенное представление об Ионе. Кажется, что поручение Бога было обычной просьбой куда-то пойти и рассказать о Боге. Кто из нас не знаком с ситуацией, когда чувствуешь побуждение от Бога кому-то засвидетельствовать, но определенный страх, стыд, неловкость и т.п. препятствует это сделать? Именно таким мы и представляем Иону. Грехи Ниневии воспринимаются как обычное явление, как тоже самое, что мы видим вокруг : блуд, алкоголизм, ненависть и т.д. Мы спокойно живем в таком окружении, не собираясь куда-то прятаться. Но я думаю, чтобы понять, что же на самом деле заставило Иону убегать в совсем другую сторону, нужно узнать немного исторических фактов.

Ниневия - столица Ассирии, государства, которое просуществовало почти две тысячи лет начиная с XXIV века до н.э. и до её уничтожения в VII веке до н. э. (около 609 до н. э.) Мидией и Вавилонией и располагалось на территории современного Ирака. Ассирия была первой в истории универсальной монархией, покоившейся на военном начале и объединившей, хотя и на короткое время, весь древневосточный мир.
Основанная на непомерной человеческой гордыне Ассирия времён Ионы являла собой зловещее зрелище. В этот период на престол Ассирии вступил Ашшурнасирпал II (883-859). Отличавшийся необыкновенной жестокостью, не имевшей себе равных даже в кровавой летописи ассирийских царей, Ашшурнасирпал II прошёл Месопотамию и Сирию огнём и мечом, повсюду оставляя за собой запустение. Следует отметить, что по своей жестокости и кровожадности ассирийские цари и полководцы и руководимые ими воины превзошли всё, что нам известно о других древневосточных армиях, отнюдь не проявлявших на войне особой гуманности. Бросается в глаза то, что самые изощрённые пытки и издевательства над побеждёнными врагами считались в Ассирии нормальным явлением, более того, даже законным. Сдирание кожи с живых людей, выкалывание глаз, продевание канатов через просверленные губы и подбородки и тому подобные отвратительные изобретения считались естественным способом расправы и запугивания покорённых народов. Страшное зрелище представляла собой местность, куда только ступала нога ассирийского солдата. Дома разрушены и сожжены, поля вытоптаны, сады и виноградники вырублены. Известно, например, что Салманасар II только за первые семь лет своего царствования стёр с лица земли более 900 населённых пунктов! И такие опустошения были произведены не на вражеской территории, а на земле, присоединённой к Ассирии.

Разумеется, на территории враждебных государств опустошения совершались в ещё больших масштабах. За период с 883 по 876 г. до н. э. на землях, которые отошли к Ассирии её войсками было истреблено физически или обращено в рабство не менее трети взрослого мужского населения. К женщинам применялись те же меры, число убитых и обращённых в рабство было ничуть не меньшим. Относительно судьбы маленьких детей можно заметить следующее, что их в плен не брали, а убивали на месте. Дикая, не имеющая себе равных в мире жестокость ассирийцев дошла до того, что в Ниневии некоторые башни столицы были покрыты кожей, содранной ассирийскими воинами с врагов. Даже страшный запах, исходящий от разлагающихся кож не заставлял ассирийцев отказаться от подобной демонстрации своей мощи. Помимо обтянутых людской кожей башен путникам, прибывшим в Ниневию, представлялось следующее зрелище:"У ворот города нас встречает страшное зрелище: в деревянных клетках сидят полуголые, грязные, растрёпанные люди, с безумными глазами. Один покачивается, гремя цепями, другой рычит на проходящих, третий плачет, закрыв лицо руками, четвёртый спит, забившись в угол клетки. Кто они, эти жуткие подобия человека? Это когда-то знаменитые цари, побеждённые во время последних ассирийских походов; недавно царь Ассирии впряг их в свою колесницу, когда ехал в храм праздновать победу". Эти бывшие цари обязаны были в специальных ступках перетирать вырытые кости своих предков.

Вот как описывает свой поход в страну Урарту Ашшурнасирпал II, живший незадолго до пророка Ионы: "Город Арзашну и поселения его округи захватил, разрушил и сжёг огнём. Кучи из голов устроил я напротив городских ворот. Одних из людей живыми свалил я в кучи, а других вокруг куч посадил на кол". А вот, как рассказывает ассирийский царь о разгроме города Суди: "Я велел построить стену, говорит он, перед Большими воротами города; я велел содрать кожу с вождей восстания и обил стену этой кожей. Некоторых из них я велел замуровать в стену; другие были распяты на кресте или посажены на кол вдоль стены. Со многих из них я велел содрать кожу в моём присутствии и покрыл стену этой кожей. Я велел сделать венцы из их голов, и гирлянды из их проколотых тел. Я велел отвести Акиабаха (царя) в Нинуа (Ниневию) и там содрал с него кожу, которую я повесил на стену Нинуа".

Но не только по отношению к другим народам существовала такая узаконенная бессмысленная изуверская жестокость, не имевшая больше места ни в одной древней монархии. Из уголовного ассирийского судопроизводства мы узнаём, что вся судебная процедура была кратка. Сами законы отличались исключительной жестокостью, предусматривали казни и пытки, для того, чтобы добиться признания у обвиняемых. Одних преступников обезглавливали, других сажали на кол, с третьих сдирали кожу. Трупы казнённых выбрасывали на съедение диким животным. За сравнительно небольшие преступления виновникам выкалывали глаза, отрубали руки… Ассирийское законодательство не ограничивало прав ростовщика на эксплуатацию неоплатного должника. Последнего разрешалось бить, выщипывать ему волосы, калечить. Хищения, спекуляции, насилия, всё это разрешалось древнеассирийским законодательством. Наказания за различные преступления были практически идентичны: отрезание носа и ушей, кастрация для мужчин, вырывание сосков для женщин и т.д.

Эту поистине дьявольскую жестокость ассирийцев взращивала их религия. В религии ассирийцев большое значение отводилось ритуалам и обрядам магического характера. Как правило, боги представлялись сильными, завистливыми и грозными в своём гневе существами, в то же время, как роль человека по отношению к ним сводилась всего лишь к роли раба, который постоянно кормит их своими жертвами. Ассирийская религия была тесным образом связана с вавилонской, имея тех же богов в пантеоне, практически те же мифы и философию. Отличием её было лишь наличие верховного бога Ашшура (который не признавался в Вавилоне) и "военизированный" характер всех богов Иштар, Адада, Нергала, требовавших строгого повиновения. Верховный бог Ашшур отличался крайней кровожадностью.
( Опарин А.А. Развенчанные боги. Археологическое исследование книг пророков Ионы и Наума. )

1

8 Училка • 17:19, 10.10.2016 8

Еще я хотела написать, чтобы понять Иону, надо представить, допустим, ИГИЛ или еще кто-то пришел и убил твою семью, твоих родных, твоему народу сделал больно. А потом Бог пришел и говорит: "Пойди к ним, скажи, чтоб покаялись. и я их помилую. "
Надо себя жгутом скрутить, чтобы послушаться Бога, и не пожелать врагу мщения.
Это работа Бога над характером человека, над его совершенством.

0

7 Рут • 17:08, 10.10.2016 7

Ниневия была на 1 месте по грехам. на втором был Израиль. Это время когда Израиль разделился на Южное и Северное царство. В то время Израиль грешил и делал идолов, а Иудея в принципе вела себя хорошо. И если бы Ниневия покаялась, то Израиль бы перешел на 1 место и Бог бы стал разбираться с Израилем ))) а Иона как раз таки был пророком Израиля. и ему бы пришлось высвобождать суды на Израиль. По сути , одна из причин - это его беспокойство о безопасности Израиля.

Еврейские мидраши говорят, что в год смерти Ионы - царь Ниневии пришел и захватил 10 колен Израиля.

0

9 Verah3 • 15:03, 11.10.2016 9

. это его беспокойство о безопасности Израиля .
то есть :
"безопасность" Израиля - это его покаяние перед Богом , ведь так ? .
то есть , Иона знал , что язычники покаются после голоса пророка к ним .
и он же не только знал , а был уверен , что Израиль не покается после голоса пророка к ним . и Богу придется наказывать Израиль .
и поэтому Иона , не пойдя в Ниневию , хотел Израиль оставить вторым в очереди на наказание от Бога . ( я правильно поняла вашу мысль ? )

То есть язычникам легче покаяться , так как они почитают и уважают своих богов , а значит почтут и уважут другого Бога .
А почему так трудно каяться израильскому народу ??

об этом же пишет и Иезекииль во 2 и 3 главах :
3:6. да если бы Я послал тебя к ним ( к народам многим с непонятной речью и с непонятным языком ) , то они послушались бы тебя ;
:7 а дом Израилев не захочет слушать тебя ;
ибо они не хотят слушать Меня ,
потому что весь дом Израилев с крепким лбом и жестоким сердцем .

Так в чем проблема Израиля перед Богом ?
жестокими были и те и эти . значит не в жестокости .

так в чем проблема Божьего народа . и тогда и сейчас ?

0

4 Училка • 12:02, 10.10.2016 4

Спасибо, Галина, за историческую справку.
Но дело не в страхе Ионы за свою жизнь.
Вы почему-то упустили из размышлений 4-ю главу книги, где Иона однозначно говорит, почему он не хотел идти в Ниневию:

Именно поэтому он побежал в Фарсис, а не по другой причине, если мы верим Библии.

Короче говоря, как подсказал мне Господь, Иона хотел РАСПРАВЫ над этим городом за ужасные вещи, которые творили его жители. Возможно за те, о которых вы написали.
Дела жителей Ниневии были такими омерзительными, что Иона хотел, чтобы Бог уничтожил этот город. Он не хотел, чтобы Бог его помиловал.
Иона знал, что если он пойдет и предупредит Ниневитян, они покаются, и Господь помилует их, отложив наказание.
А он хотел РАСПРАВЫ над ними, он хотел НАКАЗАНИЯ и УНИЧТОЖЕНИЯ.


Все христианские тексты, созданные более двух тысяч лет назад, несут в себе глубокий смысл. Они являются сборником мудростей для последующих поколений. Давайте узнаем, о чем нам говорит притча об Ионе. Текст ее незамысловат, а расшифровки ученых богословов собраны в огромные тома. Что же такого рассказал современникам Иона, что потомки ломают голову до сих пор? Давайте разберемся.

притча об ионе

Предварительное замечание

Необходимо отметить, в Ветхом и Новом Заветах содержится множество текстов, которые изучаются теми, кто желает освоить богословие. Они описывают вечные проблемы мира. К примеру, о столкновении народов, невозможности понять друг друга без выработки правил поведения, говорит Вавилонская башня. Притча об Ионе имеет немного иной, но тоже извечный смысл. Нужно знать, что толкуют ее разные школы по-своему. Так уж получилось, библейские тексты каждый старается использовать, чтобы обосновать собственное мировоззрение. Богословы, конечно, изучают все точки зрения. Мы их подробно разбирать не станем, это слишком долго и неинтересно. Постараемся изложить основные выводы, которые необходимо знать культурному человеку, чтобы не теряться при обсуждении данной темы.

Притча об Ионе – это философская история, подталкивающая к размышлениям. Над ее текстом стоит подумать. Ведь каждому открывается свое. Попробуйте поразмышлять о судьбе этого реального человека, когда ознакомитесь с текстом.

вавилонская башня притча об ионе

Притча об Ионе: краткое содержание

притча об ионе краткое содержание

Смысл повествования

Содержание притчи – это обычная история человека того времени. Однако она привлекает внимание богословов и философов много веков подряд глубиной содержания. Они ведут нескончаемый спор о том, чему учит притча об Ионе. На самой поверхности лежит вера в Создателя. На самом деле Иона был далек от того, чтобы опровергать его существование. Но он ослушался, не стал выполнять порученного дела. А это уже граничит с неверием. Человек посчитал, что может сам решать, как ему поступать, действуя из страха. Он просто испугался, что жители города побьют или уничтожат его за мрачную весть и нравоучения. А это уже отступничество. Иона поставил свое эго выше души, говорящей с Господом. Однако потом он покаялся, решив спасти жизни невольных страдальцев – попутчиков ценой собственной. Он поднялся над эгоизмом, смог преодолеть слабости. Господь за это сохранил его жизнь, но не снял ответственности за выполнение задания. Пришлось человеку, сумевшему осознать долг, отправляться на верную смерть, как он это себе представлял. Там же его поджидало удивление. Жители города вняли словам, переданным Господом, и раскаялись.

чему учит притча об ионе

Притча об Ионе: выводы

Смысл повествования в том, что у каждого в этом мире своя ноша, долг, обязанности. И негоже человеку отступать от них, убегать, чтобы облегчить свою судьбу. То, что тебе необходимо сделать, будет преследовать, куда бы ни отправился, хоть на край света. Кроме того, заканчивается притча об Ионе еще более поучительным эпизодом. Человек этот был разочарован и недоволен тем, что Господь не покарал грешников. Он поджидал в тени дерева, пока Бог разрушит город. Но так и не увидел кары. А когда дерево по велению Господа усохло, спасительная тень исчезла, Иона выразил недовольство. Бог в ответ спросил его, почему он жалеет растение. Он не приложил сил к его взращиванию. Но жаждет разрушения города и гибели тысяч его жителей. А ведь на его возведение потрачено много труда. Вывод: не поддавайтесь эмоциям, смотрите в суть явлений.

Заключение

Притча об Ионе, повторимся, глубока и содержательна. Мы рассмотрели только те ее аспекты, что лежат на поверхности. Добавим, что суть существования человека на земле – любовь. А она есть служение долгу, помощь ближним. От этого нельзя уйти. Не гнев Господень, а внутреннее недовольство собой станет тем кнутом, что вернет грешника на истинный путь. Хотя существуют и иные, более подробные и витиеватые толкования приключения Ионы.

Воля Божья ясно объявляется Ионе словами: "Встань, иди в Ниневию, город великий," — это первая часть повеления, а вторая часть: "проповедуй в нем." Встал Иона и пошел, но не пошел в Ниневию: "Встал Иона, чтобы бежать в Фарсис от лица Господня." Здесь двойное непослушание: в городе, куда был он послан, не только он не проповедовал, но и не пошел туда. Поэтому последовало неожиданно праведное Божье наказание: и море и воздух бурный выступили в сражение против строптивой воли Ионы: " Господь воздвиг на море крепкий ветер, и сделалась на море великая буря, и корабль готов был разбиться." Но беглец этот не понял, что волны против него вооружились: "Иона же спустился во внутренность корабля, лег и крепко заснул." Ничего нет горше и ничего нет опаснее, как неизвинительная беспечность. Буря продолжала более и более усиливаться, волны свирепствовали, и сгустившиеся черные тучи сокрыли дневной свет. Корабельщики в страхе и трепете бегали туда и сюда: спускали паруса по причине сильной бури, выбрасывали из корабля тяжелый груз, но ничто не помогало, буря усиливалась и исчезала надежда на спасение. Единственная истинная надежда оставалась им — надежда на Бога: каждый обратился сердечно к Богу.

Разбудили спавшего Иону словами: "встань, воззови к Богу твоему" (Ион. 1:7). На общем совещании мореплавателей предложено было бросить жребий, чтобы узнать, за кого из них послал Бог такую беду, и пал жребий на Иону, и на вопрос: Кто он? Иона отвечал: "я Еврей, чту Господа Бога небес, сотворившего море и сушу" (Там же 1:9). Так ли ты, Иона, почитаешь и боишься Бога? Зачем же воле Божьей не повинуешься? Подобно Ионе многие говорят: "боюсь только Бога," и в тот же час нарушают Его заповеди: "Не пожелай, не отнимай ничего, что принадлежит ближнему" и проч.

О возлюбленные братия! Говорить "боюсь Бога," а на деле поступать против воли Божьей — значит не бояться, не уважать Бога, но пренебрегать Его святую волю — не покоряться, но дерзко противиться своему Создателю и Спасителю. Это подтверждается и поступками самого Ионы: его исповедь, — что он чтит и боится Бога, — не укротила моря, но бурные его воины бушевали сильнее, и сильнее, и наконец Иона брошен был в море, ради укрощения бури. Но прежде этого он перед всеми сознался в своей вине, говоря: "возьмите меня и бросьте меня в море, и море утихнет для вас, ибо я знаю, что ради меня постигла вас эта великая буря."

О дивный Иона! ты был любителем истины, и всем корабельщикам открыл ее относительно самого себя, говоря: знайте, что вся эта ветренная буря, этот шторм ветров, поднявший на море целые горы волн и все бедствия, от него претерпеваемые, произошли единственло от сопротивления собственной моей воли против воли Божественной: Бог приказал мне идти в Ниневию, но не в Фарсис. — Однако ожидает тебя учитель морский, который вскоре наставит тебя, научит той истине, что должно каждому того желать, чего желает Бог, и не желать того, чего не желает Бог: "Взяли Иону и бросили его в море, и утихло море от ярости своей" (Ион. 1:15), "и повелел Господь большому киту поглотить Иону" (Ион. 2:1). Таковы последствия упорного своеволия!

Да послужит это и нам, братия, наукой о том, как принимать на себя благое и легкое бремя Божественной воли. Слушайте дальше, каким образом последовало вразумление наказанного Ионы, и как легко и скоро он покорился повелению Божьему.

Он, заключенный в утробе живого морского зверя, как бы в темном каземате, и погруженный уже почти на дно ада, недоумевал, жив ли он, или мертв? И, как бы находясь во сне, воззвал он к Господу — когда душа его была уже близ кончины, тогда он вспомнил о Боге. Действительно, так бывает и с нами грешными: не скоро приходим мы в чувство; одна крайняя, угрожающая беда пробуждает в нас чувство, и мы тогда начинаем желать того, чего прежде и преступно не желали.

Итак, Иона, пойдешь ли в Ниневию? — "Пойду." Будешь проповедовать Ниневитянам покаяние? — "Буду." Желаешь ли исполнить свои обещания, данные во утробе кита? — "В точности исполню." "И сказал Господь киту, и он изверг Иону на сушу" (Ион. 2:11). "И было слово Господне к Ионе вторично: встань, иди в Ниневию, город великий, и проповедуй в ней, что Я повелел тебе.

И встал Иона и пошел в Ниневию, по слову Господню" (Ион. 3:1–3). Иона теперь отверг собственную волю, и хочет того же, чего Бог хочет; он спешит огласить великий город, работая ногами, руками и голосом, говоря: "после сорока дней город истребится" (Ион. 3:4)! Теперь Иона весь обратился в деятельность: громовым голосом говорит, наставляет и поучает к покаянию граждан, слушая уже Бога и повинуясь повелению Божьему. О если бы он постоянно поступал так, и не возвращался бы к прежнему своеволию!

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Книга пророка Ионы

Книга пророка Ионы Пророк Иона, сын Амафии, родился в Гефаховере Галилейском (около будущего Назарета). Пророчествовал во второй половине VIII века до Р.Х. в Ниневии, столице Ассирии.Предполагают, что он был младшим современником и учеником пророка Елисея. Гробницу Ионы

5. Книга пророка Ионы

5. Книга пророка Ионы Книга пророка Ионы уникальна. Из всех книг Двенадцати пророков только она может быть отнесена к повествовательному жанру. Главный герой повествования — Иона. Возможно, он упомянут в 4 Цар 14:25, однако речь в данном случае может идти лишь о литературных

Книга пророка Ионы.

Книга пророка Ионы. Пророк Иона, сын Амафиин, послан был Господом в Ниневию проповедать покаяние, по пути был брошен в море, поглощен рыбою, извергнут на берег, проповедал покаяние жителям Ниневии и привел их к покаянию и избавлению от гнева Божия.Время жизни пророка и

Книга пророка Ионы

О ЗНАМЕНИИ ПРОРОКА ИОНЫ

О ЗНАМЕНИИ ПРОРОКА ИОНЫ Тогда некоторые из книжников и фарисеев сказали: Учитель! хотелось бы нам видеть от Тебя знамение. Но Он сказал им в ответ: род лукавый и прелюбодейный ищет знамения; и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка; ибо как Иона был во чреве

Непослушание пророка

Непослушание пророка 11 А в Вефиле жил один старый пророк, сыновья которого пришли и рассказали ему обо всём, что совершил там в тот день иудейский пророк. Они передали отцу и то, что он сказал царю.12 Отец спросил их:— Какой дорогой он пошёл?И сыновья показали ему, какой

Знамение пророка Ионы

Непослушание пророка

Непослушание пророка 11 В Вефиле же жил один старый пророк, сыновья которого пришли и рассказали c ему обо всем, что совершил там в тот день Божий человек. Они передали отцу и то, что он сказал царю. 12 Отец спросил их:— Какой дорогой он пошел?И сыновья показали ему, какой

[Ион.] Книга пророка Ионы

[Ион.] Книга пророка Ионы Глава 11 И было слово Господне к Ионе, сыну Амафиину:2 встань, иди в Ниневию, город великий, и проповедуй в нем, ибо злодеяния его дошли до Меня.3 И встал Иона, чтобы бежать в Фарсис от лица Господня, и пришел в Иоппию, и нашел корабль, отправлявшийся в

Книга пророка Ионы

Книга пророка Ионы Глава 1 1 И было слово Господне к Ионе, сыну Амафиину:2 встань, иди в Ниневию, город великий, и проповедуй в нем, ибо злодеяния его дошли до Меня.3 И встал Иона, чтобы бежать в Фарсис от лица Господня, и пришел в Иоппию, и нашел корабль, отправлявшийся в

Книга пророка Ионы

Книга пророка Ионы

Книга пророка Ионы Глава 1 1 И было слово Господне к Ионе, сыну Амафиину:2 встань, иди в Ниневию, город великий, и проповедуй в нем, ибо злодеяния его дошли до Меня.3 И встал Иона, чтобы бежать в Фарсис от лица Господня, и пришел в Иоппию, и нашел корабль, отправлявшийся в

Книга пророка Ионы

Книга пророка Ионы Глава 1 1 И было слово Господне к Ионе, сыну Амафиину:2 встань, иди в Ниневию, город великий, и проповедуй в нем, ибо злодеяния его дошли до Меня.3 И встал Иона, чтобы бежать в Фарсис от лица Господня, и пришел в Иоппию, и нашел корабль, отправлявшийся в Фарсис,

Иона, убегающий от Бога, 1 часть

План:

I. Вступление
Пророки в Библии обычно всегда бежали к Богу, искали Его лица. Но Иона бежал от Бога, от Его лица, хотел спрятаться от Него. Почему это произошло?

III. Что происходит, когда мы бежим от Бога
Числа 6:24-25 Молитва благословения в Израиле. Убегая от Бога, мы лишаем себя Божьих благословений, теряем мир, радость, мы несчастливы. Мы счастливы, когда мы послушны Богу, когда мы с Ним. Иисус все физические страдания переносил молча, но возопиял, когда был разлучен с Отцом (Марк. 15:34).
Луки 11:23 Наше своеволие приводит к тому, что мы не с Ним, мы забываем о Нем, мы вне Его присутствия, мы не общаемся с Ним – мы против Него. Не приходим к Богу, значит не нуждаемся в Нем, делаем все своими силами, по-своему.

Иона1:5 Есть вещи в нашей жизни, которые тянут нас ко дну, их надо вовремя выбросить, чтобы спастись. Люди часто уходят от Бога из-за материальных потерь (Марк.5:16-17 жители города просили Иисуса отойти от них, Мтф.19:22 – богатый юноша отошел от Иисуса). Если мы ценим не то, что ценит Бог, мы будем убегать от Него. Наше сердце должно быть прилеплено к Богу , а не к богатству. Богатство – это то, что мешает тебе идти за Богом.
Иона заснул, когда шла борьба за спасение. Мы не должны спать, когда есть проблемы в нашей жизни. Сон – это бегство от действительности (телевизор, компьютер и др.). Мы убегаем от проблем, чтобы не решать их. Проснись и измени свою жизнь. Не убегай от проблемы, а беги ей навстречу, как Давид бежал к Голиафу. Возьми Слово Божье, и оно поможет тебе победить любую проблему.

Иона1:6 Бегство от Бога приводит к угашению нашей молитвенной жизни. Воззови к Богу и все изменится. Бог дал нам власть изменить этот мир.
Иона 1:9 Когда мы убегаем от Бога, мы теряем свой духовный авторитет среди неверующих. Непослушание Богу лишает нас духовного авторитета.
Иона 1:14-15 Бегство от Бога приводит к наказанию. Нам иногда легче умереть, чем признать свои ошибки, свое непослушание, покаяться и измениться.
1Петра 5:6 Нам необходимо смириться под руку Божью, под Его слово, даже если оно не совпадает с нашим мнением, желанием, кажется, что это невыгодно, не согласуется с мнением влиятельных людей. Господь должен быть мерилом нашей жизни.

Бог ожидает нашего послушания, чтобы совершить то дело, к которому Он призвал нас, чтобы через нас изменить этот мир. Он ожидает, что мы будем исполнять Его волю с радостью из-за любви к Нему, чтобы мы не оказались в той буре, которую поднимает Бог.

Проповедь:

Сегодня мы поговорим о том, почему же пророк, человек Божий, убегал от Бога. Это единственный пророк в Библии, который убегал от Бога. В основном, все пророки бегут к Богу. Божьи люди нуждаются в Боге. Но этот пророк убегал от Бога, он хотел от Него спрятаться. Когда мы читаем Слово Божье, мы должны смотреть в первую очередь на себя. Бог говорит Слово нам. Но пример Ионы – это для нас хороший пример.

Итак, Бог сказал Ионе идти проповедовать в город Ниневию, но он не согласился с Богом, почему? Потому что у него было свое мнение, стоит ли проповедовать ниневитянам или нет. Иона считал, что не стоит им проповедовать. Почему? Потому что это были очень и очень злые люди. Я немного почитал про этих ниневитян. Они любили устраивать разные кровавые зрелища, они наслаждались злостью. Со всех церей, которых они брали в плен, они живьем сдирали кожу. И эта кожа вешалась на столбы на входе в Ниневию. Ты приезжаешь, подходишь к городу, а там столбы со шкурой: там такой-то царь, там такой-то правитель. Это внушало ужас у людей, которые жили вокруг Ниневии. Ниневия – это Ассирийское государство. Поэтому все люди, которые жили в Израиле, думали, что эта страна должна быть наказана Богом.

Например, Моисей. Когда Бог сказал ему идти и проповедовать фараону. Что стал говорить Моисей?

Но когда Бог говорит нам, что-то делать, Он не смотрит на твои природные способности. Бог хочет, чтобы каждый человек научился смотреть на Бога, смотреть на Его способности, смотреть на то, что это Бог будет говорить через тебя, это не ты будешь говорить. Что Господь говорит дальше?

Бог хочет, чтобы наше слово, наша проповедь утверждалась через Дух, через Его силу.

Давайте посмотрим в книгу Ионы.

Иона 1:1 «И было слово Господне к Ионе, сыну Амафиину”.

На прошлом служение мы смотрели очень вразумляющий фильм о корабле, подготовленный служением Рейнхарда Бонке. На этом корабле собрались люди. У них был хороший корабль, хорошая компания, хорошие люди. Вдруг, они слышат весть, что рядом тонет корабль, и люди нуждаются в помощи. Этот корабль был очень хорошо оборудован, у него было 26 спасательных шлюпок, 64 человека команды. Но печально, что только 6 человек откликнулись, и было спущено всего три лодки, которые поплыли спасать людей. Люди на корабле не хотели идти туда, куда их посылает Господь – спасать людей.

Друзья, как же Господь на нас призрит, если нас нет? Как же Он нас благословит, когда мы убегаем? Когда мы находимся в мире с Богом, тогда мир Божий, который превыше всякого разумения, наполняет нас. И когда мы идем и выполняем то, что Господь говорит нам делать, мы идем с миром Божьим. Мы несем этот мир, который Бог дает нам. Самое большое несчастье для нас, это быть вне лица Божьего. Самое большое горе для нас, для верующих, когда мы вне лица Божьего.

Когда Иисус шел на крест, Он претерпел множество пыток и страданий, но глас Его был беззвучен. Все ужасные боли, все физические страдания Он переносил молча. Когда Он закричал? Когда Он был на кресте без Отца.

Когда этот вопль вышел из Иисуса? Когда Он пережил одиночество, когда Он пережил, что нет лица Божьего, нет лица Его Отца, и для Него это было самое большое горе. В этот момент Он не выдержал.

Друзья, насколько мы общаемся с Богом? Как начинается наш день? Когда мы просыпаемся, кому мы направляем свои мысли, о ком мы хотим думать, к кому мы хотим прибежать, с кем мы хотим общаться? Если мы не хотим общаться с Богом, это говорит о том, что мы в Нем не нуждаемся. Почему мы к Нему приходим? Потому что мы в Нем нуждаемся. Почему мы хотим с Ним быть? Потому что мы хотим с Ним общаться. Но если мы не хотим с Ним быть, это тоже бегство от Бога. Если мы не хотим с Ним общаться, то мы становимся Его противниками.

Когда мы не слушаемся Бога, что с нами происходит? Происходит то, что мы начинаем говорить себе: “То, что я делаю, это правильно”. Когда Иона убегал, что он себе говорил? “Я поступаю правильно!”.

У нас есть два пути: путь послушания Богу и путь не послушания Богу. Послушание – это исполнение Слова Божьего. Много людей знают Библию, но они не живут по тем знаниям, которые имеют. Ведь самое главное, чтобы Библия была для нас не просто, как информация, а руководством к нашей жизни, чтобы мы, действительно, жили по Слову, а не просто знали, что там написано. Мы, иногда, любим рассказывать всем, что там написано, но нам надо жить так, как нам говорит Слово, исполнять это Слово.

Когда мы оправдываем себя, не хотим брать отвественность, мы не хотим делать так, как это нужно делать. И по сути дела, это говорит о том, что мы строим свою жизнь на песке. Все знают эту притчу – два строителя, два пути, два основания. На песке, кажется, можно сделать всё быстрее – раз и готово. Но мы знаем финал: тот, кто строил на песке, у него все рассыпалось, все развалилось. Кому хочется, чтобы его жизнь развалилась, его бизнес развалился, служение развалилось, семья развалилась? Никто этого не хочет. Что мы должны для этого делать? Мы должны строить на камне. На камне – это на Слове или по Слову.

На прошлом служении мы читали Марк.4:37-39. Иисус спал на корме, и была буря, ученики боялись, как бы их не смыло волной, и стали будить Иисуса. Но с Ионой другая ситуация. Там кто эту бурю поднял? Дьявол поднял бурю, чтобы ученики вместе с Иисусом не приплыли на другой берег и не освободили человека, который был одержим. Дьявол поднял эту бурю, этот шторм, чтобы они не достигли этой цели. И когда Иисус проснулся, Он запретил буре и шторму, и всё затихло. Но когда Господь поднимает бурю, а в ситуации с Ионой Господь воздвиг эту бурю, то эту бурю мы уже не остановим. У нас нет такой власти и силы, чтобы остановить Бога.

Это был торговый корабль, друзья. И чтобы корабль не утонул, надо было что-то делать, что-то выбросить с корабля, надо было нести материальные убытки.

Бог не просто эти штормы показывает. Что хочет сделать Господь? Он хочет нас воспитывать. Ведь суть воспитания не в наказании. Для чего вообще человек воспитывается? Для того, чтобы он изменился. Поэтому Бог нас воспитывает, потому что хочет, чтобы мы изменились. И что происходит дальше? Во время этой бури, этого шторма, что делает Иона?

Как ты видишь себя? Где ты видишь себя? Бежишь ли ты против проблемы или ты убегаешь от неё? К сожалению, когда люди начинают потихоньку, потихоньку убегать, где-то прятаться, уходить во что-то своё, обычно в это время у людей угасает молитвенная жизнь. Наша молитвенная жизнь – это наш духовный индикатор. Как только человек начинает меньше молиться, меньше времени проводить с Богом, у него угасает светильник. Просто мы берём воду и льём на свой духовный огонь.

Когда мы черпаем от Него силы? Когда мы разговариваем с Богом, когда открываем своё сердце перед Ним, изливаем своё сердце, говорим с Ним. Иногда люди бегут к какому-то человеку, чтобы рассказать о своей беде, о проблеме. Но Бог хочет, чтобы мы бежали к Нему, чтобы мы Ему открывали свои сердца, чтобы мы Ему исповедовали свои грехи, чтобы мы были открытыми перед Ним. И когда мы открыты перед Ним, тогда Бог нас наполняет. Это принцип сосудов. Если сосуд закрыт крышкой, пробкой, то в этот сосуд ничего не попадает. Но когда ты открыт, когда ты изливаешь своё сердце, открываешь, что у тебя на сердце, какие переживания, мысли, сомнения, трудности, обо всём об этом ты говоришь Богу, – ты опустошаешь свой сосуд, и Бог наполняет тебя. Бог наполняет тебя Своим присутствием, Своим Словом, Своей верой, Своей силой, Свой любовью. Поэтому нам нужно не убегать от Бога, а бежать к Нему с открытым сердцем.

Церковь, это от нас зависит, что будет происходить в этом мире. Бог дал власть не миру, не дьяволу. Он дал власть нам, Своей церкви. Поэтому от нас зависит, что будет в этом мире. Но если мы будем себе спокойненько спать, спокойненько сидеть, ничего не делать – ничего не произойдёт, ничего не изменится.

Ведь не бывает, что просто так, без причины, возникает какая-то проблема. Всегда есть причина. Мы должны найти причину.

Итак, когда мы непослушны Богу, мы теряем духовный авторитет. О чём, после этого, Иона мог им свидетельствовать, о каких делах Божьих? О каком покаянии он мог говорить им, когда сам сбежал от Бога? Друзья, очень легко потерять духовный авторитет.

Если соль потеряет силу, ее выбрасывают. Если верующий потеряет авторитет, что остается с ним сделать? Выбросить на помойку? Друзья, наш авторитет – это наша сила. Потому что человек, который имеет авторитет, он по-другому говорит, его по-другому слушают, на его слова по-другому реагируют. Поэтому я верю, что самый большой авторитет на земле должен быть у нас, у людей Божьих, у церкви.

Слава Богу, проблема решена, море утихло. Но это же не конец истории. Конец проповеди на сегодня, а история будет продолжаться.

Просто так Бог нас не оставит. Просто так с этим всё не закончилось, потому что наготове была уже большая рыба кит. Господь устраивает наш путь. И Господь устраивает нам штормы и бури. Господь уже подгоняет рыбу кит. Потому что была первая попытка покаяния – не сработало. Значит, будет вторая попытка. Но это уже в следующий раз.

Итак, подведём итог: что нам нужно делать, друзья? Нам нужно послушаться Богу, если даже это не согласовывается с нашим мнением. Что нам делать, если Слово Божье не соответствует нашему желанию? Слушаться нам или нет? Слушаться. Слушаться ли нам Бога, если нам это не выгодно?

Молитва

Господь, мы славим Тебя! Мы благодарим Тебя! Мы действительно хотим быть не слышателями, а исполнителями Твоего Слова. Поэтому мы просим, прости всякое наше своеволие, непослушание, наши оправдания, которые мы мастера придумывать. Господь, прости нас за всякую спячку, что мы впадаем в спячку и не хотим пробуждаться, не хотим делать то, что Ты повелел нам делать. Прости нас за этот странный и неестественный сон. Господь, прости, что мы убегаем от того, чтобы молиться, проводить время с Тобой. Прости, что мы часто сами теряем свой духовный авторитет перед неверующими.

 Туда и обратно, или Побег Ионы от Бога

Жажда Бога и богоискание связаны друг с другом, как цель и средство, где сама цель направляет к себе, подсказывает, как ее достичь. Однако если человек не может распознать в себе эту жажду по Богу и назвать ее, то богоискание может часто принимать самые противоречивые формы. Попытка убежать от Бога кажется действием, прямо противоположным жажде Бога, но по сути это все тот же поиск Бога. Люди убегают не от Бога, а от своих представлений о Нем.

Бог близок к каждому из нас настолько, что нам даже трудно это себе представить. Жажда жизни — это и есть жажда Бога, ведь жизнь и присутствие Божие в какой-то мере синонимы. Убегать от Бога — значит противоречить Богу, выбрать смерть, умирание, саморазрушение.

В одном из повествований Ветхого Завета, Книге пророка Ионы, главный герой — пророк Божий — прикладывает все силы, пытаясь убежать от Бога. В книге описаны путешествия пророка: в первом из путешествий Иона бежит от Бога, во втором — он, соглашаясь с волей Бога о проповеди язычникам, возвращается к Нему. Каждому из путешествий отведено в книге по две главы.

Иона послан Богом на проповедь в Ниневию. Но он настолько не приемлет саму мысль о возможности обращения Бога к язычникам, что бежит с земли обетованной, от Бога, сам собираясь стать пришельцем в земле язычников. Он садится в Иоппии на корабль, плывущий в Фарсис. В далекой-далекой земле, и, как ему кажется, вдалеке от Бога Израилева, он надеется уклониться от исполнения Его поручения.

В дни правления Ировоама II многие люди верили в то, что каждой из территорий правит определенное божество и власть божества ограничивается пределами его земли. Было ли решение Ионы бежать в дальнюю страну продиктовано мнением, что действие Господа Бога ограничивается землей Израиля и что, следовательно, ему возможно убежать, скрыться от Господа, не известно. Тем не менее Иона приводит свой замысел в исполнение. Переселяясь в чужую землю, Иона лишается всего — принадлежности к народу Божьему и своей земли, кроме того, по представлениям древних, он прерывает и свою связь с Богом. Таким образом, побег в другую страну означает для Ионы потерю самого себя, своей идентичности, индивидуальности.

С самого начала своих путешествий Иона находится на грани жизни и смерти, и смерть нередко кажется ему более желанной, чем жизнь: сначала из-за того, что Бог благоволит язычникам, потом, убедившись в несостоятельности своей затеи с побегом, он приказывает морякам бросить его в море, и в конце повествования он весьма огорчается из-за засохшего растения и объявляет Богу, что лучше бы Тот послал ему смерть. Таким образом, смерть и милосердие Божие противопоставляются друг другу. Иона не знает милосердия, не хочет его проявить к другим. Он не желает нести слово Божие ниневитянам, он суров также по отношению к себе и готов понести наказание, даже говорит о смерти.

Бог все сотворил, привел все в гармонию, но человек разрушает ее своими действиями. Левиафан, огромное чудовище, мощь и сила, повинуется своему Создателю. Животные, растения, кит слушаются Господа, но не человек, который занимает особое место в тварном мире. Человек нарушает красоту и гармонию творения. Тем более равновесие в мире нарушается, если противостоит Богу Его пророк: море приходит в волнение, разражается великая буря, нарастает хаос, беспорядок — все это последствия решения Ионы бежать от лица Божьего.

Противостояние Ионы и Господа усиливается конфликтом первого со всем окружающим миром, который безусловно подчиняется Господу. Ионе как будто не остается места ни на земле, ни на море, ни под солнцем. Это противостояние усиливает основную идею — показывает всемогущество Господа. И в этом всемогуществе еще более величественно, глубоко и удивительно Его милосердие.

Иона брошен с корабля в море, но и там, начиная тонуть, он не взывает к Богу, ведь он, покинувший свою землю и Бога, теперь, согласно представлениям древних, не может Ему молиться.

Похоже, однако, что лучше быть в руках Божиих, чем в собственных руках. Бушуют волны, разыгралась стихия, но Бог находит для Ионы прибежище в чреве кита. Бог повелел киту проглотить пророка, иначе Иона утонул бы.

Море стихло. Огромный левиафан плывет по морю, а в его брюхе — Иона, и он молчит. Что должно еще произойти, чтобы Иона обратился к Богу? Так проходит три дня и три ночи, и вдруг — гимн, молитва, песня вырывается из уст Ионы. В ней неожиданный поворот, изменение умонастроения героя. Ни морская буря, ни погибель в море не помогли ему измениться, лишь спасение от Бога, осознанная милость к нему оказались сильнее бури, сильнее упорства Ионы.

О чем думал Иона все это время — неизвестно. Мы лишь знаем, что по истечении этого времени Иона возносит Богу гимн прославления. Поначалу Иона сетует на свое отлучение от Бога, а между тем он сам к этому и стремился. Напряженное сетование переходит в крик, а затем в песню о милости Божией человека, пережившего личную встречу с Ним, спасение Его. И мы понимаем, что Иона изменился. Так Иона начинает познавать Бога.

Иона побежден милостью Божией. Кит извергает Иону из своего чрева на берег. Иона благодарит Бога и обещает пойти в Ниневию.

Можно обнаружить несколько причин, почему Иона не хочет проповедовать в Ниневии: политическую, религиозную, психологическую и, наконец, проблему греха, непонимания сути прощения и милосердия. Иона должен возвестить о суде, объявить страшный приговор ниневитянам. Почему же он не хочет этого?

Он не желает допустить общения ниневитян с Богом, потому что знает, что ЛЮБОЕ слово от Бога — благо, даже слово о суде, может обернуться милостью. Иона знает, что Бог может помиловать город. Но представления Ионы о мироустройстве не сходятся с представлениями Бога о Своем творении, Иона не понимает, на чем зиждется взаимодействие Бога с тварным миром, почему Он милует не знающих Его людей. Грешник не умеет прощать, милует и спасает Бог. Потому-то Ионе и приходится на собственном опыте познавать прощение и милость Бога.

До конца познать истину возможно только в любви. Познание Бога приносит человеку жизнь, и оно всегда связано с принятием другого человека, потому что только так можно понять Бога и Его милость ко всем нам. Не проявить к другому милость означает отказать в милости и себе, остаться в стороне от познания Бога, не принять Его жизнь. В этом и состоит побег от Бога.

В некотором смысле Книга Ионы ближе духу Евангелия, чем многие другие книги Ветхого Завета. Книга Ионы описывает отношения не народа и Бога, а личные отношения человека и Бога. Иона чем-то напоминает нам учеников Господа Иисуса, ведь и у них были проблемы. Они не могли понять смысла слов Господних, теряли веру, тонули в море, мечтали о почестях и покинули Господа в Его испытаниях. Предваряя Новый Завет, Книга Ионы ставит перед человеком проблему личной веры и личного греха, поднимает вопрос о прощении, милосердии, жалости, а самое главное — о личном познании Бога.

Читайте также: