Неприятие права подданных на свержение верховной светской власти какая церковь

Обновлено: 30.06.2024

1 Источник религиозной истины - Библия и Священное Предание (которое включает в себя постановления Вселенских Соборов) - Библия (Евангелие) - Библия
12 География для позднего средневековья - Европейские страны - Франция, Испания, Италия, Португалия и т. д. Влияние католической церкви стало резко падать в позднее Средневековье, с окончанием процесса централизации. Светская власть заметно оттеснила духовенство от принятия государственных решений, что вылилось в некоторую либерализацию всех сторон жизни. - Начало лютеранской Реформации - в Германии. - Основанные на КАЛЬВИНИЗМЕ вероисповедания были приняты протестантами Франции (гугеноты), Нидерландов, в некоторых областях Германии, Венгрии и Чехии.

Вложенные файлы: 1 файл

Параметры для сравнения.docx

Параметры для сравнения

Источник религиозной истины

Библия и Священное Предание (которое включает в себя постановления Вселенских Соборов)

Формула спасения души

Католицизм учит заслуживать спасение благими делами в повседневной жизни. Творимое добро, в том числе добросовестный труд, уравновешивает совершаемые грехи и в конечном итоге его перевес определят шансы верующего на обретение вечного блаженства.

Грехи уже искуплены Божьей жертвой. Спасение одной только верой. Принята доктрина о предопределении некоторых избранных людей к спасению.

Спасение возможно исключительно в рамках церкви. Большое значение в кальвинистском вероучении имеет доктрина о предопределении, согласно которой Бог избрал одних людей к вечному блаженству, а других — к погибели.

Человек спасается потому, что избран к спасению и получает дар веры, рождается свыше

В англиканстве, как и в других протестантских конфессиях, существует положение о спасении человека личной верой. Вместе с тем англикане не отвергают полностью православную и католическую доктрину о спасающей силе церкви. О предопределении в англиканском вероучении говорится довольно неопределённо.

Католическая церковь в высшей степени централизованна. Во главе ее стоит папа Римский, который считается преемником апостола Петра и наместником Бога на земле. Папа обладает высшей законодательной и судебной церковной властью, а также может управлять всеми церковными делами.

Римскому епископу принадлежит главенство над другими епископами вследствие утвержденного самим Иисусом Христом первенства апостола Петра среди других апостолов как главы видимой церкви. Поэтому папство является в католической церкви особым институтом и обеспечивающим единство церкви.

В католицизме утвердился папский принцип формирования церкви. По католическому вероучению Собор не может быть выше папы. Отсюда - единая церковная организация с центром в Ватикане, объединяющая христиан-католиков вне зависимости от их национальной и государственной принадлежности.

Правящий орган Ватикана носит название Святой престол. Центральный административный аппарат Римской католической церкви называется Римская курия. Римская курия руководит церковными и мирскими организациями, действующими в большинстве стран мира. Главное учреждение римской курии - государственный секретариат, возглавляемый государственным секретарем, назначаемым Папой Римским. Полномочия государственного секретаря аналогичны полномочиям главы правительства в светском государстве. При государственном секретаре действуют совет кардиналов и 9 министерств - конгрегации по вопросам вероучения, канонизации, католического образования, по делам духовенства и др.

Самостоятельными учреждениями курии являются папские трибуналы, канцелярии и апостолический церковный суд, занимающийся рассмотрением дел, связанных с внутренней жизнью католической церкви. В римскую курию включены 12 папских советов, призванных расширять связи церкви с внешним миром.

Высший духовный чин после Папы Римского - кардинал. Кардиналов назначает Папа с согласия консистории - собрания кардинальской коллегии. Следующая ступень в церковной иерархии - примасы - старшие епископы местных национальных церквей, которые представляют собой скорее почетные звания.

Иерархическая организация католической церкви требует, чтобы все католические епископы в любой стране назначались с согласия Папы Римского и непосредственно ему подчинялись.

Низовая ступень в этой иерархии - приход (парафия), управляемый священником. Несколько приходов объединяются в деканаты, которые в свою очередь образуют более крупные образования - диоцезы. Ими управляют епископы. Несколько диоцез объединяются в митрополию, или архиепископство.

Отсутствует в лютеранстве и единая система церковного устройства. В лютеранских церквах существуют епископальные, пресвитерианские и конгрегациональные формы организации. Главы церквей могут иметь титул епископа, генерального суперинтендента или президента. Делами церквей управляют синоды, в состав которых входят как священнослужители, так и миряне. Как правило, лютеранские церкви в различных государствах совершенно самостоятельны.

Лютеранство провозгласило священство всех верующих и этим стёрло резкую грань, отделявшую мирян от священников. Тем не менее священнослужители (пасторы) в лютеранских церквах всё же имеются, поскольку священнослужение, как подчёркивают лютеране, было установлено самим Христом. Пасторы в лютеранских церквах избираются и остаются в сане пожизненно

Церковная организация Кальвинизм строилась на основе жесточайшей дисциплины и беспрекословного подчинения рядовых членов руководству общины.

Высшим органом стал провинциальный синод, состоящий из делегатов от провинциальных консисторий. На национальном уровне действовал национальный Синод.

По своему устройству англиканская Церковь — епископская. Члены ее разделяются на пастырей и пасомых. Группирующиеся подле своего храма верующие, составляя из себя церковную общину или приход, на своих приходских собраниях определяют налог в пользу Церкви и избирают из своей среды попечителя, или старосту, на обязанности которого лежит управление церковным имуществом, попечение о благолепии храма и забота о снабжении храма всем потребным для богослужения. Низшее духовенство разделяется на соборное, во главе которого стоит декан, и приходское. Духовенство каждого собора представляет собою организованную коллегию, называемую капитулом. Приходское духовенство делится на приходских священников и их помощников — викариев и капелланов. Пастырская деятельность приходского духовенства подчинена надзору и руководству так называемых архидьяконов, которые назначаются епископом из лиц пресвитерского сана, большею частью служащих при соборе, и являются его ближайшими помощниками по епархиальному управлению.

Во главе епархии, в качестве ее верховного пастыря, судьи и правителя, стоит епископ. Ему одному принадлежит право совершать конфирмацию и рукополагать священнослужителей в свою епархию. По церковному управлению Англия разделяется на две провинции: Кентерберийскую и Йоркскую, во главе которых стоят архиепископы, причем архиепископ Кентерберийский именуется примасом всей Англии и пользуется преимуществом чести и среди имеющихся отдельных ветвей англиканской Церкви за пределами Англии.

Высшей, полной, непосредственной, вселенской и ординарной властью в Католической церкви обладает Папа Римский

В лютеранских церквах существуют епископальные, пресвитерианские и конгрегациональные формы организации. В зависимости от этого главы церквей могут иметь титул епископа, генерального суперинтендента или президента.

Основу кальвинистской церкви составляют автономные сообщества (конгрегации), управляемые консисториями в составе пастора, диакона и старейшин, выбранных из числа мирян

Главой англиканской церкви в Англии раньше являлся король а теперь парламент. Поныне все изменения вероучения, богослужения должны быть одобрены парламентом.

Отношение к монашеству

Особую структуру в католической церкви составляют монашеские ордена. Первые из них появились в V в. и сейчас насчитывают десятки. Как правило, ордена строго централизованы. Они подразделяются на, так называемые, нищенствующие, уставы которых запрещают своим членам владеть каким-либо имуществом (капуцины, доминиканцы, францисканцы и др.), и ордена, обладающие правом зарабатывать деньги, которые поступают в церковную казну или на благотворительные цели. Из католических монашеских орденов наиболее известен орден иезуитов. Он насчитывает в настоящее время 25 тыс. членов, руководит 177 католическими университетами и культурными центрами в различных странах, 500 школами, ведет активную религиозно-политическую пропаганду, хотя католическая церковь заявляет о своей аполитичности.

Изначально лютеранские богословы считали монашество и вовсе недопустимой практикой церковной жизни. монашеское возрождение началось В начале и середине 20 века в лютеранских церквях Германии, США, Скандинавских стран и в Израиле возникли аутентичные монашеские общины.

Монашество противоречит естественной природе человека. Кальвинисты желали закрытия монастырей ( за бесполезностью) и секуляризации церковных земель.

Англиканство не признает монашество

Целибат для духовенства

Обязательный целибат священства. Был узаконен в эпоху папы Григория. Обет безбрачия приписывает соблюдение целомудрия, нарушение которого рассматривается как святотатство.

Целибат не признается.

Целибат отменен, так как противоречит естественной природе человека.

Целибат не обязателен – предпочтение женатым священникам.

Национальный язык богослужения.

Родной язык богослужения

Национальный язык богослужения

В Католической церкви существует семь таинств:

Крещение ( погружение в воду)

Брак( получают благодать Божию для супружеского счастья, а также для благословенного рождения и христианского воспитания детей)

миропомазание (конфирмация) (так верующему подаются дары Святого Духа, укрепляющие его в духовной жизни)

евхаристия (таинство, заключающееся в освящении хлеба и вина в особом статусе и последующем их вкушении)

исповедь (признание верующим своих грехов перед Богом).

Елеосвящение ( помазании тела освящённым елеем, служащее духовным врачеванием от телесных недугов, а также дарующее больному оставление тех грехов, в которых он не успел раскаяться).

Священство (посвящение человека, наделяющее его правами совершать таинства и обряды).

Двумя общепризнанными таинствами в лютеранстве являются крещение и причащение (Вечеря Господня, евхаристия, таинство алтаря). Они не рассматриваются лишь как простые культовые обряды. Крещение, совершаемое в детском возрасте, воспринимается лютеранами как вода возрождения, крещёный человек как бы вновь рождается во Христе, ему прощаются грехи и он освобождается от власти зла. Крещение считается обязательным условием спасения. Вечеря Господня, считают лютеране, была учреждена Христом для укрепления веры, для выражения союза верующего с Богом. На исповедь у лютеран не выработалось единого взгляда. Если в лютеранских исповеданиях XVI в. она считалась таинством, то теперь часть лютеран рассматривает её просто как обряд. Только обрядами считают лютеране также конфирмацию, рукоположение, брак и соборование.

Крещение и причащение рассматриваются как символические обряды.

От протестантов к англиканам перешло признание только двух таинств - Крещения и Евхаристии. Но англикане не так радикальны как лютеране или кальвинисты. В их богослужебной практике удержались и брак, и священство, и конфирмация, и соборование, но они не называют их таинствами, употребляя термины "священный обряд" или "священнодействие". Иногда их называют "малыми таинствами".

Уничтожение из культа почти всего : музыки, колоколов, свечей, ладана и т. д . нет, а значит церкви не за чем иметь богатство, точнее не из не чего. Фактически нет храмов.

Ряд церковных обрядов, в отличие от католицизма, упрощен, а значит нет пышности обрядов, чрезмерного богатства.

Отношение к мирской активности

Католицизм акцентирует внимание на душеспасительном значении труда как сотворчества Богу, настаивает на том, что творимые в посюстороннем мире добро, труд уравновешивают грехи, стимулируя мирскую активность, дисциплину, трудовую добродетель, профессиональное совершенство и ответственность.

Реабилитация мирской активности - мирское призвание

Взаимоотношения со светской властью

Верховенство церковной власти надо светской, противоборство. Идет постоянная смена главенства, борьба светской власти – короля и Папы Римского.

Подчинение любой власти. Но законы светской власти простираются не далее тела и имущества того, что является внешним на земле. Светская власть не имеет ни права, ни силы диктовать законы душам. Критика католических священников – священник должен подчиняться государству.

Отделение Церкви от государства – разделение светской и церковной власти, богоугодность власти и покорность, до тех пор, пока она защищает истинную веру.

Светская власть выше церкви - главой англиканской церкви в Англии раньше являлся король а теперь парламент. Поныне все изменения вероучения, богослужения должны быть одобрены парламентом. Англикане, рассеянные по другим странам мира, могут изменять свой строй как хотят, не советуясь со светской властью.

География для позднего средневековья

Европейские страны - Франция, Испания, Италия, Португалия и т. д. Влияние католической церкви стало резко падать в позднее Средневековье, с окончанием процесса централизации. Светская власть заметно оттеснила духовенство от принятия государственных решений, что вылилось в некоторую либерализацию всех сторон жизни.

Устойчивыми позиции церкви оказались в тех государствах Европы, где темп экономического роста заметно отставал от лидеров (Италия, Испания).

Начало лютеранской Реформации - в Германии.

1527 – лютеранская Реформация в Швеции, частью которой была Финляндия. В 1536 году король Кристиан III делает лютеранство государственной религией Дании, которая в то время включала в себя Норвегию и Исландию. В 1555 году был заключен Аугсбургский религиозный мир, закрепивший разделение Германии на лютеранский Север (Бранденбург, Гессен, Саксония) и преимущественно католический Юг (Бавария).

В 1561 году лютеранство укрепилось в Прибалтике.

Возник в Англии. В ХVІІ веке влияние англиканства ограничивалось исключительно колониями Виргиния и Мэриленд.

ГДЗ по новой истории, готовые ответы к учебнику Юдовской.

§ 12. Распространение Реформации в Европе. Контрреформация

§ 12. Распространение Реформации в Европе. Контрреформация

§ 12. Распространение Реформации в Европе. Контрреформация

Вопрос в начале параграфа

Почему движение за переустройство церкви стало общеевропейским?

Потому что кризис Католической церкви и падение ее авторитета были повсеместным. В европейских странах монархи стремились освободиться от власти Папы Римского, общество выражало недовольство богатством и роскошью церкви и падением морального облика духовенства. Как и в Германии феодалы желали заполучить церковные земли, а горожане и крестьяне избавиться от десятины. И повсеместно требовалось вероучение на родном языке, которое бы отвечало новому мировоззрению человека Нового времени.

Вопрос в параграфе

На какие качества иезуитов обращает внимание автор карикатуры?

Найдите фрагмент текста, который помогает объяснить замысел художника.

Вопросы к параграфу

Вопрос 1. Составьте словарик новых терминов параграфа. Внесите в него термины, характеризующие кальвинизм, и термины, характеризующие процесс Контрреформации.

Кальвинизма – учение Ж. Кальвина

Пресвитерианская церковь – самоуправляющаяся церковь, исповедующая учение Ж. Кальвина, во главе которой стояли старейшины – пресвитеры.

Пастор – проповедники в пресвитерианской церкви.

Контрреформация – политика Римской католической церкви против Реформации.

Орден иезуитов – монашеский орден, созданный для борьбы с Реформацией.

Тридентский собор – собрание католического духовенства в 1545-1563 гг. для разрешения спорных и кризисных явлений в церкви.

Вопрос 2. Расскажите об учении Кальвина и устройстве кальвинистской церкви.

Кальвин утверждал, что души людей предопределены Богом либо к вечному спасению, либо к вечной погибели. Никто из верующих не может знать своего предопределения. Но человек, согласно учению Кальвина, не должен пассивно ожидать свершения своей судьбы, его долг – идти ей навстречу, быть тружеником, выявить все заложенные в нём Богом способности.

В этом заключается его главное служение Богу, которое в конечном счёте должно помочь узнать своё предопределение: успех в земных делах знак спасения. Учение Кальвина заставляло его последователей упорно трудиться: иным путём знак спасения души получить было невозможно.

Кальвинистская церковь признавала только два обряда – крещение и причастие, а по своему устройству отличалась и от католической, и от лютеранской. Церковная община не подчинялась городским светским властям и пользовалась правом самоуправления. Она избирала и контролировала своих руководителей – проповедников и старшин, пресвитеров (от греч. — старейшина).

Поэтому кальвинистскую церковь иногда называют пресвитерианской. В этой церкви не существовало возведённых в сан священников. Вместо них имелись проповедники — пасторы, которых избирали из числа наиболее грамотных прихожан, знающих Священное Писание.

Вопрос 3. Используя материал параграфа, документы к нему и художественную литературу, ответьте на вопрос: когда и с какой целью был создан орден иезуитов?

Орден иезуитов был создан в 1540 г. Целью ордена стало борьба с реформацией, для чего иезуиты стремились всеми средствами укрепить авторитет католической церкви, а также участвовать во всех сферах деятельности (в политике, в торговле и предпринимательстве, в колонизации и миссионерской деятельности, в образовании). Также орден ставил целью на основе идей католицизма воспитать новые элиты в европейских странах.

Вопрос 4. Назовите причины Контрреформации.

Причины Контрреформации: нежелание Католической церкви смириться с Реформацией, нежелание терять источник богатств – десятину.

Задания к параграфу

Вопрос 1. Сравните общие черты и различия в учениях М. Лютера и Ж. Кальвина. Сделайте вывод.

Общее – неприятие церковной организации и католического духовенства во главе с папой Римским. Священной писание имеет абсолютный авторитет. Отрицание таинств кроме крещения и причастия.

  • Спасение определено верой
  • Церковь подчинена государству
  • Пастор назначается
  • Божественное предопределение
  • Церковь самоуправляема
  • Пастор выбирается общиной
Вопрос 2. Согласны ли вы с утверждением, что кальвинизм способствовал развитию предпринимательской деятельности в странах Европы? Свою точку зрения докажите.

Да, кальвинизм способствовал развитию предпринимательской деятельности, т.к. приверженцы кальвинизма стремились преуспеть в предпринимательской деятельности, чтоб убедиться, что их успешность означает богоизбранность. Учение, соответствовало настроениям буржуазии и купцов, поднимая их предпринимательский дух, т.к. накопительство больше не воспринималось как грех.

Также кальвинизм провозглашал новые моральные ценности, новые нормы отношения к труду – бережливость, расчёт, скупость, накопление в сочетании с неустанным трудом.

У верующего человека, по мнению И. Лайолы, должен быть следующие черты характера: фанатичная преданность и покорность церковному авторитету, безропотное повиновение, почитание вышестоящих, отказ от собственной воли и мнения, подчинение своего разума, готовность исполнить любой приказ. Нет, я не согласен, т.к. в описании не верующий человек, а фанатик, готовый на все.

Учение Ж. Кальвина, которое определяло очень суровые и жесткие правила жизни, Вольтер сравнивает с уставом средневекового католического монастыря.. Согласно учению последователи кальвинизма должны были подчиняться строгому уставу, который запрещал развлечения и предписывал лишь трудиться и молиться, как это требовалось от монахов.


Огромную роль в укреплении господства феодалов и в подавлении борьбы народных масс против феодальной эксплуатации играла христианская церковь в Европе. Пользуясь религиозными средствами идеологического воздействия на людей, церковь выступала в качестве защитницы интересов господствующего класса и видела свою основную задачу в том, чтобы примирить трудящихся с их тяжёлым положением в феодальном обществе.

Источники богатства и власти церкви

Церковь в средние века над людьми имела огромную власть. Народ был тёмным и невежественным. Солнечные затмения и землетрясения, частые неурожаи и массовые болезни — внушало им всё это суеверный ужас.

Трудящиеся, изнывавшие под феодальным гнётом, хотели знать, всегда ли они будут мучиться. Церковь учила, что такой порядок якобы установлен богом, что простой народ должен подчиняться королям и феодалам. Она обещала покорным беднякам рай, а непокорным грозила адом. Христианская церковь использовала темноту и невежество народа для укрепления власти феодалов.

За церковной оградой люди могли найти приют во время войн и бедствий. Церковь использовала это, чтобы усилить своё влияние. В разных странах Европы люди говорили на разных языках, подчинялись различным королям и князьям, но во всех странах Западной Европы молились на одном, латинском языке одному богу. Церковь учила поэтому, что она выше самих королей. За поддержку, которую феодалы получали от церкви, они дарили ей обширные поместья с тысячами крепостных крестьян. Особенно большие владения захватили монастыри. Когда возникло христианство, в монахи шли люди, которые хотели избавиться от несправедливых порядков и вести простую и уединённую жизнь. Однако позднее монахи забыли о простоте и бедности. Монастырям стали принадлежать огромные земли; населявшие их крепостные крестьяне жестоко эксплуатировались.

Церковная знать — аббаты, епископы — мало чем отличалась от баронов и графов. Она жила в роскоши, пьянствовала, занималась войной, охотой и даже разбоем.

Роль христианской церкви в эпоху феодализма

Низкий уровень развития производительных сил в средние века (следствием чего являлась огромная зависимость основного производителя материальных благ — крестьянина от стихийных сил природы), социальный гнёт, невыносимой тяжестью лежавший на народных массах, а также культурная отсталость — всё это обусловливало господствующую роль религиозной идеологии в феодальном обществе и создавало чрезвычайно благоприятные условия для всевозможных суеверий. Власть духовенства (которое к тому же держало всё образование в своих руках) над умами людей была чрезвычайно велика. Утверждая божественность власти феодалов и освящая господство эксплуататоров над эксплуатируемыми, церковь учила, что обязанность трудящихся масс состоит в том, чтобы выполнять феодальные повинности в пользу сеньоров и безропотно переносить гнёт и насилие с их стороны.

Содержание работы

Kościół a państwo w wiekach średnich // Dawson Ch. Szkice o kulturze średniowiecznej. W-wa, 1966. – S.86-107.

Истории средневековой Церкви, ее отношение к государству и общественной жизни, будет нам непонятна, если мы будем ее рассматривать с позиции сегодняшнего дня. Церковь была не только более универсальным и более широким сообществом, чем средневековое государство, но и выполняло многие функции, которые мы по природе своей считаем политическими. Как привык подчеркивать Ф. У. Мейтленд, трудно найти такое определение государства, которое бы не охватывало средневековой Церкви, в то время как государству в феодальном устройстве часто не хватало прерогатив и функций, без которых почти не возможно представить себе его существование.

В современном мире смотрят на Церковь как на сообщество по природе своей добровольное, имеющее ограниченное количество членов и определенные задачи. В свою очередь государство есть явление основополагающее, охватывающее любой аспект общественной жизни и оставляющее не много места для какой-либо независимой деятельности. Для нас главной задачей является сохранение этого минимума общественной независимости, без которой ни духовное сообщество Церкви, ни естественные ячейки общества, как, например, семья, не сумеют исполнить своих задач. В раннем средневековье государство не имело ни физической силы, ни морального престижа, чтобы иметь такого рода универсальные претензии. Оно было достаточно занято проблемами собственного существования. Государство занимало неуверенную позицию между универсальным сообществом Церкви, обладающей монополией на высшую культуру, и более мелкими территориальными единицами, обладающими столь широкой местной автономией, что в руках номинального владыки оставались только немногочисленные политические прерогативы. В соответствие с этим в средних веках вершиной социального сообщества было не национальное королевство, а всеобщее единство христианского народа, для которого государство было только светским инструментом, а король указанным Небесами стражем и защитником.

Церковь и государство естественно сохранили свои формальные отличия. С определенной точки зрения, действительно существовали большие, чем сегодня, социологические различия между этими двумя сообществами, ибо унаследовали они разные культурные традиции и разные исторические фундаменты. Церковь обращалась к цивилизованному прошлому, сохраняла традиции латинской культуры и римского порядка, в то время как средневековое государство было наследником варварских конквистадоров и представляло социальные традиции и институты германских народов: франков, саксов, лангобардов и вестготов. Отсюда средневековое общество имело две стороны. С одной, существовало идеальное христианское единство, объединявшее всех крещенных в один народ и одну семью, против варваров Севера, и цивилизованного мусульманского мира Юга; с другой же стороны, существовали центростремительные тенденции национального и локального партикуляризма, разделившего Западную Европу на запутанные союзы воинственных княжеств.

Важно помнить, что этих двух сторон средневекового общества нельзя напрямую отождествлять с церковными и политическими категориями в узком значении. Средневековый король был не только представителем старой племенной варварской монархии; одновременно он был служащим в христианском сообществе, находящимся в близких отношениях с Церковью, его коронация была религиозным обрядом. И хотя более реформистски настроенные специалисты по каноническому праву могут указать на существенные различия между помазанием королевским и священническим, однако, средневековый монарх обладал как бы священническим сакральным характером, которого по существу никогда не терял вплоть до конца ancien regime’ в конце XVIII в.

Учение средневековой христианской церкви и его классовый смысл

Христианство, как и всякая сложившаяся религиозная идеология, представляет собой определённую систему взглядов и соответствующих им учреждений. Феодальный строй держался не одними только средствами насилия. Церковь потому и играла в средние века крупную социальную роль, что в её распоряжении были тонкие и универсальные средства принуждения — специфические религиозные способы идеологического воздействия.

С учением о врождённой греховности людей было связано широко проповедовавшееся христианской церковью представление о загробных муках и о вездесущем и всесильном дьяволе, подбивающем человека на грехи, главным из которых церковь вместе с господствующим классом считала возмущение против феодалов духовных и светских. Неверие в дьявола представители церкви приравнивали к неверию в бога.

Отрезание руки у ‘святого’ после его смерти для использования её в качестве реликвии. Миниатюра XII в.

Все отмеченные выше представления в ранний период средневековья были характерны для христианской церкви в целом. Однако со временем между западнохристианской и восточнохристианской церковью возникли и различия. Эти различия установились в церковной организации, в вероучении (догматике) и в культе (обрядах).

Могущество пап римских

Когда же трудящиеся восставали против своих господ, церковь тотчас приходила на выручку всем знатным и богатым людям.

Информация о работе

Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).

Ссылка на скачивание — внизу страницы.

Разрыв между западной и восточной церквами

Деятельность византийских церковных миссий наталкивалась на сильное противодействие со стороны римской церкви, заинтересованной в расширении собственного влияния, и служила одной из причин для резких конфликтов между константинопольскими патриархами и римскими папами. Это была борьба за власть, за церковные доходы и политическое влияние.

Особенной остроты взаимоотношения между римским папой и константинопольским патриархом достигли в 60-х годах IX в. Созванный патриархом Фотием в Константинополе церковный собор восточных епископов (867 г.) предал анафеме (церковному проклятию) папу Николая I и объявил его вмешательство в дела восточной церкви незаконным. Хотя видимость мира между церквами была в конце IX в. восстановлена, однако расхождения между ними всё время углублялись.

В первой половине XI в. возник спор между константинопольским патриархом Михаилом Керулларием и римским папой Львом IX по вопросу о том, кому должно подчиняться духовенство Южной Италии. Этот спор и послужил поводом к окончательному разрыву между восточной и западной церквами. В 1054 г. папские послы возложили на алтарь Софийского собора в Константинополе грамоту с анафемой патриарху Михаилу, а церковный собор византийского духовенства, созванный императором по настоянию патриарха, объявил анафему римским послам. Это было внешним проявлением разрыва между западной и восточной церквами, после чего они открыто провозгласили свою полную независимость друг от друга.

Образование папского государства

По мере того как возрастало религиозное и политическое влияние римского епископа, возрастали и притязания последнего сначала на равную власть со светскими владыками, а потом и на верховную. Характерной особенностью папской политики всегда была ориентация на более сильные государства, при поддержке которых недостаточно мощное само по себе папство рассчитывало с наибольшим успехом осуществить свои планы. Когда в 568 г. в Италию вторглись лангобарды и она оказалась поделённой между ними и византийцами, папы стремились использовать в своих интересах борьбу этих противников, вступая с ними попеременно в соглашения. Когда же на Западе всё большую роль стало играть государство франков, римские епископы стали сближаться с франкскими королями и искать в них союзников против лангобардов.

Пипин Короткий совершил два похода в Северную Италию (в 754 и 755 гг.), разбил лангобардов, отнял у них территории Римской области и Равеннского экзархата и передал их в 756 г. папе. Этим было положено начало существованию государства римского папы — Папской области. С этих пор папа начал вести себя, как светский государь. Возникшее в VIII в. папское государство было таким же феодальным государством, как и другие государства Западной Европы.

Притязания пап на верховное господство сталкивали их со светскими государями и с епископами, главным образом восточными. Расхождения между церквами на Востоке и на Западе, начавшиеся со времени разделения Римской империи, всё больше углублялись.

Зависимость папства от римских феодалов и германских императоров

Период с X до середины XI в. — время наибольшей слабости папства. Оно стало игрушкой в руках феодальных клик в Италии. В это время за папский престол нередко боролись одновременно два-три претендента, каждый из которых провозглашал себя папой. Знатная римлянка Мароция сажала на папский престол своих родственников и возлюбленных. Один из них, Сергий III (был папой в 904 — 911 гг.), начал свою деятельность главы католической церкви с того, что велел задушить двух своих предшественников, свергнутых с папского престола и брошенных в тюрьму.

Клюнийское движение

Упадок папства в X—XI вв. был невыгоден для церкви, в частности для богатых монастырей. Их представители раньше, чем прочее духовенство, выдвинули требование укрепить церковную организацию. В укреплении папства как церковного центра были заинтересованы и епископы западноевропейских стран, находившиеся в зависимости от местных феодалов и королей и считавшие для себя менее тягостным подчинение далёкому Риму, чем более близким к ним королям и феодалам. С развёрнутой программой переустройства церкви и укрепления папства выступили монахи монастыря Клюни во французской Бургундии, подчинённого непосредственно папе. Выдвинутая ими программа к концу XI в. была подхвачена монастырями далеко за пределами Франции. Клюнийцы требовали укрепления церковной дисциплины путём введения строгого монастырского устава, так как распущенность духовенства и монахов подрывала их авторитет в народе. Они требовали установления строгого безбрачия духовенства, чтобы предотвратить расхищение церковных богатств и передачу их женатыми церковниками по наследству своим детям. Особенно настаивали клюнийцы на независимости духовенства от светских феодалов. Они выступали против так называемой симонии, т. е. против продажи императорами и королями церковных должностей, а также против назначения светской властью епископов и аббатов. Всё это было направлено к укреплению авторитета папства и католической церкви в целом.

Активным проводником этой программы в XI в. явился клюнийский монах Гильдебранд, ставший папой под именем Григория VII (1073—1085). Ещё до своего избрания на папский престол он оказывал большое влияние на папскую политику. Осуществлению его планов способствовало то обстоятельство, что императорская впасть в Германии после смерти Генриха III находилась в упадке. В целях противодействия германским феодалам Гильдебранд в 1059 г. заключил союз с норманнами, утвердившимися в Южной Италии. Норманские графы Ричард и Роберт Гюискар признали папу своим сюзереном и обязались защищать его от врагов. Гильдебранд добился реформы папских выборов: на созванном в 1059 г. Латеранском церковном соборе в Риме папа Николай II огласил декрет о том, что отныне папа избирается только кардиналами, т. е. первыми после папы сановниками церкви, назначаемыми самим папой; светские феодалы Римской области и германские императоры от участия в папских выборах отстранялись. Решающее влияние со стороны феодалов, королей и императоров на избрание папы такими решениями уничтожено не было. Однако от формального участия в выборах пап светские лица были устранены.

Гильдебранд повёл решительную борьбу и против симонии. Тот же Латеранский собор принял постановление против светской инвеституры, т. е. против вмешательства светских государей в назначение епископов и аббатов. Это в первую очередь касалось Германии, где назначение духовенства зависело от императора. Собор подтвердил также прежние постановления о безбрачии духовенства (целибат).

Теократические притязания папства с самого начала натолкнулись на сильные препятствия. Уже при Григории VII началась длительная борьба римских пап с германскими императорами за право назначать представителей духовенства на епископские кафедры. В этой борьбе, несмотря на первоначальные успехи, Григорий VII потерпел неудачу. Вынужденный покинуть Рим, захваченный войсками германского императора, он призвал к себе на помощь норманнов с юга Италии, и они приступом овладели городом. Однако Григорий VII уже не смог в нём оставаться, так как опасался враждебных действий со стороны римского населения. Он ушёл с норманнами в Южную Италию и там же умер. Личная судьба Григория VII ни в какой степени не остановила его преемников в их стремлении подчинить светскую власть папству. Теократические планы папства, которые способствовали лишь увековечению политической раздробленности в феодальной Европе, потерпели полнейшее поражение значительно позже. Это произошло в период формирования и создания централизованных феодальных государств.

Кол-во блоков: 16 | Общее кол-во символов: 35786
Количество использованных доноров: 4
Информация по каждому донору:


Вероисповедные реформы в Государственной думе (1906-1917гг.): надежды, дискуссии и исторические уроки

М.И. Одинцов

Вероисповедные реформы в Государственной думе (1906-1917гг.): надежды, дискуссии и исторические уроки

· запись актов гражданского состояния

· предоставление разнообразных сведений для земств, статистических и архивных комитетов, других гражданских и военных ведомств

· сбор пожертвований на государственные и общественные нужды

· призрение неимущих и незащищенных слоев населения

· управление не только духовными учебными заведениями (академиями и семинариями), но и низшими мужскими и женскими училищами, начальными школами

· преподавание Закона Божьего как обязательного предмета в государственных и частных учебных заведениях

· обслуживание религиозных потребностей верующих в армии и флоте

· работа в пенитенциарных учреждениях

· обязанности мировоззренческой и нравственной цензуры

· контроль за исполнением подданными религиозных предписаний и норм

· проправительственная политическая пропаганда, борьба с инаковерием и инакомыслием, свободомыслием и атеизмом

· миссионерство и религиозная проповедь в национальных районах с целью русификации населения.

Используя религиозно-церковные структуры в своих политико-идеологических и социальных целях, государство в ответ создавало для Церкви условия наибольшего благоприятствования, поддерживая ее материально, организационно и морально. В правовом отношении интересы Российской церкви защищены были более чем тысячью статей в Своде законов Российской Империи.

Церковь обладала широкими налоговыми льготами и имела монопольное право на производство и продажу церковных свеч, что составляло большую часть церковных доходов. Кроме того, обязанности по содержанию духовенства государством возлагались на верующих, устанавливая в правовой форме источники церковных доходов, как то: обеспечение земельными наделами и помещениями причтов, плата за обязательные требы, натуральные сборы в пользу причта и пр.

Государство также оказывало Церкви значительную материальную помощь, выплачивая пособия и государственные пенсии не только духовным лицам и причетникам, но и преподавателям, и воспитателям духовных учебных заведений. Особый порядок применялся в расследовании и разбирательстве гражданских и уголовных дел в отношении священников и духовных учреждений.

Основные законы Российской Империи

Первенствующая и господствующая в Российской Империи вера есть Христианская Православная Кафолическая Восточного исповедания.

Император, престолом Всероссийскими обладающий, не может исповедовать никакой иной веры, кроме Православной (ст. 62).

Император, яко Христианский Государь, есть верховный защитник и хранитель догматов господствующей веры, и блюститель правоверия и всякого в Церкви святой благочиния.

В управлении Церковном самодержавная Власть действует посредством Святейшего Правительствующего Синода, Ею учрежденного.

Все не принадлежащие к господствующей Церкви подданные Российского Государства, природные и в подданство принятые, также иностранцы, состоящие в Российской службе, или временно в России пребывающие, пользуются каждый повсеместно свободным отправлением их веры и богослужения по обрядам оной.

Свобода веры присвояется не токмо Христианам иностранных исповеданий, но и Евреям, Магометанам и язычникам; да все народы, в России пребывающие, славят Бога Всемогущего разными языки по закону и исповеданию праотцев своих, благословляя царствование Российских Монархов и моля Творца вселенной о умножении благоденствия и укреплении силы Империи.

Дела церковные Христиан иностранных исповеданий и иноверцев в Империи Российской ведаются их духовными властями и особенными правительствами, Верховною Властию к сему предназначенными.

Правила охранения веротерпимости и пределы ее подробно означены в Уставах по принадлежности.

Свод законов Российской империи. М., 1910. Кн. 1. Т. 1. Стб. 6.

В России сохранялось одно из наиболее тесных в сравнении с другими странами Европы переплетение религиозных и правовых норм. Само уголовное право подтверждало многие религиозные запреты и применяло меры церковного наказания (покаяние, заключение в монастырь). Законодательными нормами обеспечивалось исполнение подданными религиозных предписаний и обрядов.

В свою очередь, контроль за его исполнением, а также сбор необходимой отчетности возлагались на Департамент духовных дел иностранных

Уставы Духовных дел иностранных исповеданий

Об управлении духовных дел христиан протестантского исповедания

Устав Евангелическо-Лютеранской церкви.

При общественном богослужении поются только такие духовные песни, которые с одобрения высшего начальства внесены в общее для всех Евангелическо-лютеранских приходов в Империи или в особое, для каждого консисторского округа, собрание церковных песней. Исключения из сего правила в особенных случаях допускаются с разрешения местных консисторий.

Об управлении духовных дел евреев

Евреи могут отправлять общественные молитвы и богомоление в местах общей их оседлости. Никто не имеет права препятствовать им в том ни словом, ни делом.

Под именем общественного богомоления евреев разумеется собрание их при кивоте, заключающем в себе пять книг Моисеевых (Тора), в числе не менее десяти человек взрослых, т.е. имеющих более тринадцати лет отроду.

Устройство молелен и хозяйственных при них правлений для вновь образовавшихся еврейских обществ, вне черты постоянной их оседлости, разрешается министром внутренних дел, по представлениям губернских начальств, на тех началах, кои установлены для существующих в городе С.-Петербурге, подобных учреждений

Духовные дела евреев в губерниях Царства Польского управляются на основании особых правил.

Общественные молитвы и богомоление могут быть совершаемы только в особых зданиях, для сего определенных, а именно в синагогах (бес гакнейсыс) и молитвенных школах (бес гомедраш). Допустивший, без разрешения губернского начальства, в своем доме или ином, ему принадлежащем или им занимаемом помещении совершать публичное или общественное богомоление евреев, для совершения коего вне установленных мест требуется разрешение начальства, подвергается взысканию по законам уголовным.

В синагогах и молитвенных домах строго запрещается:

всякое собрание для других дел, кроме молитвы и совершения обрядов веры, и хранение всяких других вещей, кроме

а) принадлежащих к богослужению, и

б) метрических книг.

Свод законов Российской империи.

М., 1910. Кн. 3. Ч. 1. Т.Х I. Стб. 30, 149-150.

В самом начале XX века, когда все с предельной очевидностью свидетельствовало о глубоком кризисе общественно-политической системы в

Л.Н. Толстого императору Николаю II

Ваши советники говорят Вам, что русскому народу как было свойственно когда-то православие и самодержавие, так оно свойственно ему и теперь, и будет свойственно до конца дней, и что поэтому для блага русского народа надо во что бы то ни стало поддерживать эти две связанные между собой формы: религиозного верования и политического устройства. Но, ведь, это двойная неправда. Во-первых, никак нельзя сказать, чтобы православие, которое когда-то было свойственно русскому народу, было свойственно ему и теперь. Из отчетов обер-прокурора Синода Вы можете видеть, что наиболее духовно развитые люди народа, несмотря на все невзгоды и опасности, которым они подвергаются, отступая от православия, с каждым годом все больше и больше переходят в так называемые секты. Во-вторых, если справедливо то, что народу свойственно православие, то незачем так усиленно поддерживать эту форму верования и с такой жестокостью преследовать тех, которые отрицают ее.

…Самодержавие есть форма правления отжившая, могущая соответствовать требованиям народа где-нибудь в Центральной Африке, отделенной от всего мира, но не требованиям русского народа, который все более и более просвещается общим всему миру просвещением. И потому поддерживать эту форму правления и связанное с ней православие можно только, как это и делается теперь, посредством всякого насилия: усиленной охраны, административных ссылок, казней, религиозных гонений, запрещения книг, газет, извращения воспитания и вообще всякого рода дурных и жестоких дел.

Былое. 1917. № 1. С. 17,18

Из статьи К.К. Арсеньева

Арсеньев К.К. Свобода совести веротерпимость. СПб., 1905. С. 281.

В конфиденциальном письме обер-прокурора в Синод излагались причины, по которым и было принято решение о несвоевременности Собора:

Последующая разработка нормативных актов, которые способствовали бы реализации идей указа, была возложена на особое совещание, созванное по представлению Комитета министров. Но, к удивление всех, царь утвердил его председателем известного реакционера графа А.П. Игнатьева, который, к тому же параллельно председательствовал в другом совещании, ведавшем вопросами высшей государственной полиции. Такое совпадение трактовалось однозначно: не следует ожидать форсирования разработки предложений по вероисповедным реформам. И действительно, вскоре Совещание закончилось ничем, а собранный им материал был передан в министерство внутренних дел, откуда его изъял лишь П.А. Столыпин.

Либералы об указе от 17 апреля

1905 г.

Административные распоряжения в их чрезмерном и исключительном развитии, ослабляя силу закона, как, например, и в данном вопросе о веротерпимости признаваемой и нашими основными законами, и указами монархов, — являются характерной особенностью современной русской жизни.

Астров П. На пути к свободе совести //

Свободная совесть: религиозно-философский сборник. СПб., 1906.

А. Карташев. Церковный вестник. М. 1906. № 19. С. 401.

С.Н. Булгаков. Вопросы жизни: религиозно-общественная хроника. СПб., 1905. № 5. С. 504.

Из воспоминаний С.Ю. Витте

Витте С.Ю. Воспоминания. М., 1960. Т. 2. С. 552-554.

Листовка Тверского комитета

партии социал-революционеров (эсеров)

Правительство вот уже сколько лет ведет войну со всем русским народом, а в последние два-три года оно уже и совсем потеряло стыд и совесть и распоряжается по всей Руси как в неприятельской стране. Тысячами расстреливает и избивает оно народ русский, десятки тысяч томятся в тюрьмах и ссылке. И давно уже народ понял, что самый главный, самый злой его враг — это царское правительство.

Манифест оказал воздействие на реформирование российского общества, по крайней мере, в трех направлениях: им положено начало пересмотру законодательных актов, регулирующих социально-политическое и национально-государственное устройство России; он стал правовой базой для образования легальных политических партий и начала преобразования государственно-церковных отношений.

Из воспоминаний Н.С. Таганцева

Конечно, если слой духовенства признается одним из устоев государства, то именно у нас в России при разноверном составе населения нельзя было забыть прежде всего инославные вероисповедания, в особенности наиболее культурные из них.

Нельзя было в виду Царства Польского устранить представителей католического духовенства, а ввиду Прибалтийских губерний представителей протестантизма. Нельзя было также забывать наших воистину страстотерпцев — старообрядцев. Из представителей же иноверного духовенства нельзя было исключить магометанское духовенство – и по численности магометан в Империи, и по консервативной устойчивости его духовенства. То же нужно сказать и о представителях 6-ти миллионного еврейства. Конечно, их представителями не могли быть казенные раввины, ничего общего не имеющие с представителями религиозных верований и вековых религиозных преданий народа, ищущего и поныне землю обетованную, провозглашенную и обещанную ему Иеговой, в блеске молний и среди раскатов грома.

Таганцев Н.С. Пережитое. Учреждение Государственной Думы

в 1905-1906 гг. Пг. 1919. С. 113-114.

На седьмое апреля Николай II назначил третье секретное совещание в Царском Селе для обсуждения обоих проектов. Оно продолжалось несколько дней. Приглашены были Великие князья, министры, несколько членов Государственного Совета и другие высшие чиновники. Ряд участников предыдущих Совещаний, продемонстрировавших свою либеральную позицию, приглашены не были.

Все русские граждане равны перед законом. Различие происхождения и вероисповедания не может иметь своим последствием неравенство гражданских или политических прав и обязанностей.

Каждому обеспечивается свобода совести. Посему никто не может быть ни преследуем за исповедуемые им верования или убеждения, ни понуждаем участвовать в обрядах какого-либо вероисповедания.

Никому не может быть возбранено выйти из состава вероисповедного общества, к коему он принадлежит.

«1. Все российские граждане равны перед законом.

Примечание: Из сего изъемлются евреи, католики, конституцио ”а своеобразная сатира на “тироительства, но порядок выборов был принят в компромиссной форме: он определялся Святейшим синналисты-демократы и прочие лица, образ мыслей коих, представляется сомнительным.

..4. Торжественно провозглашается полная свобода вероисповедания.

Как видим, государство даже в условиях революции продолжало ориентироваться на сохранение особых отношений с Российской православной церковью, и стремилось опереться на нее в период политической нестабильности. Не предполагалось вводить какие-либо принципиальные изменения ни в целом в вероисповедную политику, ни в положение всех других религиозных объединений.

Читайте также: