Какое суждение является верным а р и п вступили в брак

Обновлено: 07.07.2024

Выпишите соответствующие понятия и раскройте смысл любого одного из них.

2. Что является признаком государства любого типа?

1) наличие двухпалатного парламента
2) наличие правоохранительных органов
3) всенародное избрание главы государства
4) многопартийность

3. Тоталитарный режим отличает

1) всесторонний контроль государства над жизнью общества
2) гарантия прав и свобод граждан
3) деятельность свободной прессы
4) наличие государственного аппарата

4. Совокупность негосударственных отношений и организаций, выражающих частные интересы граждан в различных сферах, называют

1) гражданским обществом
2) многопартийностью
3) федерацией
4) правовым государством

5. В государстве Н. президент формирует парламент и правительство. При этом существует парламент, который должен утвердить состав правительства, предложенный президентом. Какая форма правления представлена в государстве Н.?

1) конституционная монархия
2) парламентская республика
3) абсолютная монархия
4) президентская республика

6. Инициативная группа граждан выступила против намеченного руководством города переименования нескольких улиц. Данный факт говорит о наличии

1) авторитарного режима
2) гражданского общества
3) местного самоуправления
4) политической системы

7. В государстве Z состоялись выборы, в которых приняли участие около половины граждан, обладающих правом голоса. Какая информация позволит сделать вывод, что выборы имели демократический характер?

1) Члены правящей партии получили дополнительные голоса на выборах.
2) Избиратели должны были ориентироваться на мнение властей о каждом из кандидатов.
3) Избиратели выбирали из нескольких альтернативных кандидатов, предлагающих свои программы.
4) Участвовать в выборах могли только те граждане, кто имеет постоянную работу.

8. Верны ли следующие суждения о правовом государстве?

А. Государство определяет нравственные ценности общества.

Б. Задача государства – защищать интересы граждан.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

9. Исполнение норм права, в отличие от норм морали, обеспечивается

1) силой государственного принуждения
2) мнением юристов
3) силой общественного мнения
4) привычками и традициями общества

10. Бабушка с внуком, гуляя в лесу, нарвали букет цветов, которые занесены в Красную книгу. Нормы какой отрасли права регулируют данную ситуацию?

1) уголовного права
2) административного права
3) гражданского права
4) трудового права

11. Какая отрасль права регулирует имущественные и личные неимущественные права граждан?

1) трудовое право
2) административное право
3) уголовное право
4) гражданское право

1) деяние, виновность, общественная опасность
2) высшая юридическая сила, всенародное голосование
3) договор, право собственности, возмещение ущерба
4) правовой обычай, судебный прецедент

13. Родители восьмилетнего Алёши часто кричат на него, ругают грубыми словами. В этой ситуации нарушается право ребёнка.

1) жить и воспитываться в семье
2) на выражение собственного мнения
3) на уважение человеческого достоинства
4) на общение с родственниками

14. Что относится к полномочиям Президента Российской Федерации?

1) определение основных направлений внутренней политики
2) разработка и принятие законов
3) управление федеральной собственностью
4) разработка и исполнение бюджета РФ

15. Исполнительную власть в Российской Федерации осуществляет

1) Государственная Дума
2) Правительство РФ
3) Совет Федерации
4) Общественная палата

16. Конституция РФ провозглашает нашу страну социальным государством. Это означает, что

1) политика государства направлена на создание условий для достойной жизни человека
2) народы, проживающие на территории РФ, имеют равные права
3) каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность
4) человек, его права и свободы признаются высшей ценностью

17. Гражданин К. подарил сыну на день рождения свой автомобиль. Этот пример, прежде всего, иллюстрирует право гражданина К. как собственника в отношении принадлежащего ему имущества

1) владеть
2) распоряжаться
3) пользоваться
4) наследовать

18. Верны ли следующие суждения о Конституции Российской Федерации?

А. Конституция Российской Федерации обладает высшей юридической силой.
Б. Конституция является сводом законов Российской Федерации.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

19. Сравните две формы политического участия граждан в демократическом государстве. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку — порядковые номера черт различия:

1) граждане голосуют за представителей политических партий;
2) граждане участвуют в управлении делами государства;
3) граждане свободно выражают свое мнение в режиме тайного голосования;
4) граждане выражают одобрение или неодобрение какого- либо решения, закона.

20. Установите соответствие между примерами и элементами формы государства: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца.

ЭЛЕМЕНТЫ ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА

А) демократия
Б) федерация
В) республика
Г) унитарное государство
Д) монархия

1) форма государственно-территориального устройства
2) форма правления
3) политический режим

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

21. Заполните пропуск в таблице.

Отрасли права

Характеристики

Устанавливает и закрепляет основы государственного устройства, обеспечивает соблюдение прав человека, регулирует порядок формирования органов государственной власти и принципы их деятельности.

Регулирует разнообразные имущественные и неимущественные отношения.

Прочитайте текст и выполните задания 22-24. Запишите сначала номер задания, а затем развернутый ответ на него. Ответы записывайте четко и разборчиво.

Брак и условия его заключения

Брак должен быть основан на взаимных чувствах, уважении и дружбе супругов. В реальной жизни, это хорошо известно, в брак вступают и по экономическим (так называемые браки по расчёту), и по другим соображениям. Учёные считают самыми прочными браки, созданные любящими друг друга людьми.

Первое. Взаимное добровольное согласие мужчины и женщины вступить в брак. В отличие от дореволюционной России, где обязательным было благословение родителей, сегодня согласия третьих лиц не требуется. Однако практика показывает, что счастливы, как правило, те браки, на которые дали сердечное согласие близкие.

Второе. Закон требует, чтобы желающие заключить брак достигли брачного возраста. В России и для мужчин, и для женщин он составляет 18 лет. Это возраст совершеннолетия. В других странах брачный возраст может быть иным. Например, в Англии —nbsp; для женщин и мужчин —nbsp;16 лет, во Франции —nbsp;15 лет для женщин и 18 лет для мужчин. Согласно Семейному кодексу РФ, при наличии уважительных причин по решению местных органов власти брачный возраст может быть снижен не более чем на два года (до 16 лет).

Третье. Брак не может быть заключён, если хотя бы одна из сторон уже состоит в другом браке. В нашей стране существует принцип моногамии.

Четвёртое. Не допускается заключение брака между близкими родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии, а также между полнородными (общие отец или мать) братьями и сёстрами.

Пятое. Не могут вступать в брак лица, признанные судом недееспособными. Порядок регистрации брака включает личную подачу заявления будущими супругами в районный (городской) ЗАГС по месту жительства одного из них. ЗАГС определяет день регистрации брака не раньше чем через месяц после подачи заявления. Этот срок может быть сокращён по уважительным причинам или увеличен, но не более чем до трёх месяцев.

Государственная регистрация происходит в торжественной обстановке. Присутствие жениха и невесты при регистрации обязательно. Под записью регистрации брака в книге актов гражданского состояния молодожёны ставят свои подписи, а затем эта подпись скрепляется подписью должностного лица ЗАГСа. Супругам выдаётся свидетельство о браке.

22. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

23. Какие условия, согласно нормам Семейного кодекса РФ, обязательны для вступления в брак? Используя текст, укажите любые три условия, обязательные для регистрации брака.

24. Назовите место, где происходит государственная регистрация брака. Перечислите любые два правила порядка его регистрации.

Вариант 2.

1. Какие из перечисленных понятий используются для обозначения видов социальных норм?

Санкция, лишение свободы, право; обычай; совесть.

2. Способность и возможность отдельного человека или группы общества подчинять своей воле других людей — это

1) социализация
2) власть
3) политика
4) престиж

3. Что из перечисленного характеризует демократический режим?

1) верховенство исполнительной власти
2) командно-административные методы управления
3) господство одной общеобязательной идеологии
4) защита прав и свобод граждан

4. Что является признаком любого государства?

1) верховенство права
2) выборность высших органов власти
3) суверенитет
4) многопартийность

5. Парламент наложил вето на законопроект, предложенный монархом, обратился в Конституционный суд с просьбой дать заключение о соответствии законопроекта Конституции. В условиях какой формы правления возможна подобная ситуация?

1) парламентской республики
2) абсолютной монархии
3) ограниченной монархии
4) президентской республики

6. Активисты молодежного движения провели благотворительную акцию, направленную на сбор средств для поддержки детей, оставшихся без попечения родителей. В данном примере отразилось функционирование

1) местного самоуправления
2) гражданского общества
3) государственной власти
4) политической партии

7. Высший орган законодательной власти в стране Z формируется выборным путём. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что в стране Z демократический политический режим?

1) на каждое место в парламенте претендует один кандидат.
2) население избирает коллегию выборщиков, которые избирают депутатов.
3) голосование проходит тайно.
4) избиратели, награждённые государственными наградами, имеют дополнительные голоса

8. Верны ли следующие суждения о правовом государстве?

А. К признакам правового государства относят незыблемость прав человека, их охрану и гарантированность.

Б. Отличительным признаком правового государства является наличие единой общеобязательной идеологии.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

9. Право, в отличие от морали,

1) охраняется силой государства
2) опирается на представления о добре и зле
3) регулирует общественные отношения
4) опирается на общественное мнение

10. Среди приведённых примеров противоправного поведения административным проступком является

11. Отрасль права, регулирующая имущественные и личные неимущественные отношения граждан и фирм

1) семейное право
2) административное право
3) трудовое право
4) гражданское право

12. Правонарушение — это

1) противоправное, виновное, общественно опасное деяние, причиняющее вред обществу
2) поведение, нарушающее принятые в данном обществе этические правила
3) деяние, наказанием за которое является лишение свободы
4) общественное отношение, участники которого имеют определённые права и юридические обязанности

13. Родители двухлетней девочки в силу разных причин не зарегистрировали в органах ЗАГС её рождение. Какое право ребёнка было нарушено?

1) быть защищённым от насилия
2) знать своих родителей
3) жить и воспитываться в семье
4) получить имя и фамилию

14. Президент Российской Федерации

1) решает вопрос о доверии Правительству РФ
2) осуществляет управление федеральной собственностью
3) разрабатывает федеральный бюджет
4) определяет основные направления внутренней и внешней политики РФ

15. Президент государства М. заявил о своем намерении баллотироваться на следующих выборах президента, несмотря на то, что он уже занимает этот пост в течение двух сроков подряд. Таким образом, он нарушил Конституцию. Нормы какой отрасли права будут регулировать этот вопрос?

1) административного
2) трудового
3) конституционного
4) гражданского

16. Что относится к полномочиям Правительства Российской Федерации?

1) разработка и принятие законов
2) решение вопросов войны и мира
3) управление федеральной собственностью
4) введение чрезвычайного положения

17. Сергей Николаевич живет в одной квартире уже много лет. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что эта квартира является его собственностью?

18. Верны ли следующие суждения о Конституции Российской Федерации?

А. Конституция Российской Федерации была принята путем всенародного референдума.

Б. Конституция Российской Федерации предусматривает особый порядок внесения в нее изменений и дополнений.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

19. Сравните выборы и референдум. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку — порядковые номера черт отличия:

1) тайное голосование граждан;
2) граждане выражают одобрение или неодобрение какого-либо решения, закона;
3) голосование за кандидатов на государственные должности;
4) правом голоса обладают только совершеннолетние граждане.

20. Установите соответствие между примерами и элементами формы государства: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца.

ЭЛЕМЕНТЫ ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА

А) демократия
Б) федерация
В) республика
Г) унитарное государство
Д) монархия

1) форма государственно-территориального устройства
2) форма правления
3) политический режим

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

22. Заполни пропуск в таблице.

Формы государственного (территориального) устройства

Характеристики

Имеет единые органы государственной власти, построенные по системе вертикального подчинения.

Представляет собой добровольное объединение нескольких административно-территориальных образований, обладающих определенной политической самостоятельностью.

Прочитайте текст и выполните задания 22-24

Человек существует в обществе, т.е. в среде себе подобных, а следовательно, вступает в определённое общение с ними. Все виды взаимодействий между людьми так или иначе регламентируются. Эта регламентация осуществляется системой социальных норм.

Мораль как свод определённых норм и правил поведения, выступая от имени общих интересов, в конечном счёте, обеспечивает индивидуальные интересы. Безусловно, правила поведения всегда заключают в себе определённое ограничение свободы индивидуальных действий. Но, будучи осознанными как необходимые, они становятся предпосылкой свободного выбора наиболее целесообразного с точки зрения общества и личности поведения.

В отличие от других видов социальных норм, действующих в обществе (например, права), мораль опирается на неофициальные санкции. Но какими бы глубокими общественными потребностями ни порождалась мораль и какими бы многочисленными группами не поддерживалась, в конечном счёте, она проявляется в отдельных личностях: в их сознании, деятельности и отношениях, составляющих нравственный мир человека, степень его нравственной культуры.

В сферу нравственной культуры личности входят нравственные чувства (стыд, сострадание и т.д.), нравственное сознание (совокупность знаний и представлений о добре, зле, долге, чести, порядочности, ответственности), нравственные привычки, нравственные поступки.

22. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

23. Что, по мнению автора, входит в сферу нравственной культуры личности?

24. Какое отличие морали от других видов социальных норм отметил автор? Проиллюстрируйте это отличие двумя примерами.

Задание 2.
Выберите верные суждения о человеке и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Последовательность стадий жизни человека, при которой детство сменяется юностью, юность – зрелостью, а затем наступает старость, биологически обусловлена.
2) Становление человека как личности связано с приобретением социальных черт и качеств.
3) Человек наследует моральные нормы.
4) Влияние генетических факторов на развитие способностей человека служит выражением его социальной сущности.
5) Природная предрасположенность человека к тем или иным видам деятельности проявляется в социальных обстоятельствах.

А) наблюдение
Б) эксперимент
В) описание объекта
Г) объяснение существующих взаимосвязей
Д) формулирование закономерностей

Задание 4.
Один из телевизионных каналов снял многосерийный фильм о жизни нескольких поколений одной семьи. Что из перечисленного позволяет отнести этот сериал к произведениям массовой культуры? Запишите цифры, под которыми указаны признаки произведений массовой культуры.
1) ориентация на вкусы и запросы узкого круга знатоков и ценителей
2) использование в фильме народной музыки и эпических сюжетов
3) расчёт на усреднённый потребительский вкус
4) пропаганда традиционных семейных ценностей, понятных большинству зрителей
5) реализация создателями фильма в полной мере своих потребностей в самовыражении, высказывании взглядов, не разделяемых большинством
6) позиционирование фильма как продукта для отдыха и развлечения

Задание 5.
Выберите верные суждения о финансовых институтах и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Коммерческие банки занимаются производством материальных благ, торговлей и страхованием имущества.
2) Паевые инвестиционные фонды объединяют средства для совместного приобретения активов и раздела связанных с этим рисков, прибыли или убытков.
3) Целью деятельности Банка России является защита и обеспечение устойчивости рубля.
4) Банк России осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп.
5) Коммерческие банки осуществляют эмиссию денег.

Задание 8.
Выберите верные суждения о социальной стратификации и социальной мобильности и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Горизонтальная мобильность предполагает переход в социальную группу, находящуюся на другой ступени социальной иерархии.
2) Личные качества человека выступают критерием социальной стратификации современного общества.
3) Один из критериев дифференциации социальных групп – доход.
4) Социологи различают индивидуальную и групповую мобильность.
5) Одним из критериев социальной стратификации общества является доступ к власти.

Задание 10.
Выберите верные суждения о политическом лидерстве и запишите цифры,
под которыми они указаны.
1) К харизматическому типу политического лидерства относятся лидеры, наделённые, по мнению других людей, особыми выдающимися качествами.
2) Авторитарный стиль характеризуется тем, что лидер, выполняя свои функции, всегда учитывает мнения ведомых, развивает их творческое отношение к делу.
3) По способу легитимации власти различают легальный (рационально-легальный), традиционный и харизматический типы лидерства.
4) Политическое лидерство – это устойчивое, приоритетное и легитимное влияние одного или нескольких лиц, осуществляющих властные функции, на общество.
5) Любой политический лидер обязательно является лидером партии.

Задание 11.
В демократическом государстве Z в ходе реформы избирательной системы выборов в парламент был осуществлён переход от пропорциональной избирательной системы к мажоритарной.
Что из перечисленного осталось неизменным в ходе этой избирательной реформы? Запишите соответствующие цифры.
1) зависимость количества депутатских мандатов, полученных партией, от количества голосов избирателей
2) свободное и добровольное участие граждан в выборах
3) наличие этапа предвыборной агитации
4) возможность выдвижения независимых беспартийных кандидатов
5) процедура тайного голосования
6) голосование по одномандатным округам

Задание 12.
Какие из перечисленных позиций относятся к основам конституционного строя Российской Федерации? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) единство экономического пространства
2) наличие официальной идеологии
3) правовое государство
4) приоритет судебной власти
5) светское государство



Задание 14.
Выберите верные суждения о правоохранительных органах и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Одна из функций правоохранительных органов – укрепление законности и правопорядка.
2) Единая централизованная система федеральных органов, осуществляющих надзор за точным и единообразным исполнением
законов, называется адвокатура.
3) Правоохранительные органы могут принимать соответствующие законы.
4) На полицию возложены задачи выявления и расследования преступлений.
5) В ходе судебного производства по уголовному делу прокурор поддерживает государственное обвинение, обеспечивая его законность и обоснованность.


Задание 15.
Установите соответствие между примерами и мерами юридической ответственности в Российской Федерации: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) предупреждение
Б) лишение свободы на определённый срок
В) взыскание неустойки
Г) возмещение убытков
Д) дисквалификация



Задание 16.
Александр, совершеннолетний дееспособный гражданин государства Z, решил стать гражданином Российской Федерации.
При каких условиях Александр может подать заявление о приёме в гражданство Российской Федерации в общем порядке? Запишите цифры, под которыми указаны эти условия.
1) наличие законного источника средств к существованию
2) обязательство соблюдать Конституцию РФ и законодательство России
3) наличие документа о профессиональном образовании
4) владение русским языком
5) наличие родственных связей в Российской Федерации
6) наличие собственности на территории России

Право представляет собой систему, которая состоит из целого ряда элементов. К таким элементам относятся отрасли права, а также правовые нормы.

Отношения между государством и правом в действительности очень сложные. Так, деятельность государства в нормальном случае ограничивается правом. При таком положении право является набором норм, действительным не только для людей, но и для государства как субъекта общественной жизни. Другими словами, государство, как и обычные граждане, может иметь права и обязанности, а если оно нарушает нормы, то должно нести ответственность.

В то же время между государством и правом возможны и противоположные отношения, когда государство оказывается выше права. Такое положение достаточно опасно, так как может стать причиной произвола по отношению к гражданам со стороны государства. По крайней мере, отказ государства действовать в соответствии с юридическими нормами практически всегда приводит к негативным последствиям, так как большинство граждан начинает осознавать, что государство не действует в соответствии с установленными им же самим нормами.

Фактически между государством и правом одновременно имеют место оба типа отношений. По крайней мере, именно государству принадлежит право последнего голоса при принятии того или иного закона, следовательно, право является продуктом в том числе и государственной деятельности. Обычно после того, как закон был принят, государство подчиняется ему и начинает действовать в соответствии с ним. А это уже означает, что право превалирует над государством. В нормальном случае государство не может отменить ту или иную правовую норму, не прибегая к достаточно сложным процедурам, опять-таки установленным законодательно, то есть не может изменять правовые нормы произвольно.

С другой стороны, отношения между государством и правом нельзя рассматривать только как антагонистические. В действительности они могут иметь и взаимодополняющий характер. Государство устанавливает правовые нормы, обеспечивает их выполнение.

(С.И. Самыгин)

Задание 17.
Как в тексте охарактеризовано положение государства как субъекта общественной жизни? (Выпишите соответствующее предложение из текста.)
Какая ситуация, по мнению автора, может стать причиной произвола по отношению к гражданам со стороны государства? Что позволяет автору рассматривать право как продукт государственной деятельности?

правильном ответе должны быть следующие элементы:
1) ответ на первый вопрос, например: государство, как и обычные
граждане, может иметь права и обязанности, а если оно нарушает
нормы, то должно нести ответственность;
2) ответ на второй вопрос, например: когда государство
оказывается выше права ИЛИ отказ государства действовать
в соответствии с юридическими нормами ИЛИ государство
не действует в соответствии с установленными им же самим
нормами;
3) ответ на третий вопрос, например: именно государству
принадлежит право последнего голоса при принятии того или
иного закона ИЛИ государство устанавливает правовые нормы,
обеспечивает их выполнение.
Элементы ответа могут быть представлены как в форме цитат,
так и в форме сжатого воспроизведения основных идей
соответствующих фрагментов текста

В правильном ответе должно быть приведено объяснение,
например: государство – обладающая суверенитетом на
определённой территории организация политической власти,
осуществляющая управление обществом и обеспечивающая в нём
порядок и стабильность.
Может быть дано другое объяснение смысла понятия




Задание 19.
Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, проиллюстрируйте примерами действия, регулируемые тремя различными отраслями российского права.
(В каждом случае сначала приведите пример, затем укажите отрасль. Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)

В правильном ответе могут быть следующие примеры и отрасли:
1) совершеннолетний гражданин Сергей Петров принял участие
в выборах в качестве кандидата в муниципальное собрание
(конституционное право);
2) 16-летний гражданин Макар Иванов прошёл предварительный
медицинский осмотр при заключении трудового договора
(трудовое право);
3) Лидия и Олег заключили брак (семейное право).
Могут быть приведены другие примеры, иллюстрирующие
действия, регулируемые другими отраслями права.
Засчитываются только примеры, сформулированные развёрнуто
(отдельные слова и словосочетания не засчитываются в качестве
примеров)


Задание 20.
Используя обществоведческие знания, сформулируйте три суждения о роли права в жизни государства.
(Каждое суждение должно быть сформулировано как распространённое предложение.)

В правильном ответе могут быть следующие суждения:
1) право закрепляет форму государственного устройства,
политический режим и форму правления определённого
государства;
2) право определяет компетенцию государственных органов
и компетенцию должностных лиц, которые представляют
государственные органы;
3) право защищает граждан от произвола со стороны государства;
4) посредством права осуществляется государственная
правотворческая деятельность, которая, в свою очередь, определяет
потребность в регламентации (юридического характера)
определённых отношений. Таким образом, при помощи
правотворческой деятельности государства создаются законы,
указы и иные рациональные юридические формы;
5) право регламентирует государственную деятельность: придаёт
ей юридическую форму и вводит её в рамки юридических
требований;
6) право упорядочивает жизнь общества, определяет границы
дозволенного, делает поведение граждан более предсказуемым.
Могут быть приведены другие суждения в соответствии
с требованием задания.
Засчитываются только суждения, сформулированные как
распространённые предложения (отдельные слова
и словосочетания не засчитываются в качестве суждений)

В правильном ответе должны быть следующие элементы:
1) ответ на первый вопрос: равновесная цена уменьшилась;
2) ответ на второй вопрос (одно обстоятельство (фактор)
с объяснением влияния), например: благодаря внедрению новых
высокопроизводительных технологий сократилось время
производства одного автомобиля, что позволило увеличить
количество произведённых автомобилей;
(Может быть названо и объяснено другое обстоятельство / другой
фактор.)
Засчитывается только объяснение, данное применительно
к рынку, указанному в тексте задания.
Ответ на второй вопрос засчитывается только при правильном
указании обстоятельства/фактора и объяснения).
3) ответ на третий вопрос: рост доходов населения приведёт
к увеличению спроса и увеличению равновесной цены.
(Ответ на третий вопрос засчитывается только при правильном
указании изменения спроса и равновесной цены.)
Элементы ответа могут быть представлены в других формулировках

Задание 22.
В стране Z основные процессы производства и управления компьютеризированы, активно развиваются наукоёмкие производства и средства коммуникации. В структуре экономики высока доля сферы услуг.
Основой экономики являются частная собственность и частная хозяйственная инициатива. Доля государственного сектора в экономике страны незначительна.
В период с 2013 по 2018 г. наметился рост популярности дистанционного обучения, в школах страны Z на 25% увеличилось количество занятий с использованием интернет-технологий. В среднем доля учеников, имеющих доступ к видеоурокам, методическим материалам, выросла в 2,5 раза.
Социологические опросы позволили установить, что в Z преобладают семьи демократического типа.
К какому типу относится общество страны Z? Каков тип экономической системы страны Z? Какую тенденцию развития образования иллюстрируют приведённые данные? Какие черты характеризуют семью демократического типа? (Приведите любые две характеристики.)

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) ответ на первый вопрос: Z относится к обществу
постиндустриального/информационного типа;
2) ответ на второй вопрос: рыночная;
3) ответ на третий вопрос: информатизация/компьютеризация
образования;
4) ответ на четвёртый вопрос (две характеристики), например:
– муж и жена обладают в семье равными статусами (являются
равноправными партнёрами);
– все виды домашних работ выполняются супругами
взаимозаменяемо (нет чёткого распределения домашних
обязанностей по гендерному признаку);
– решения по семейным вопросам принимаются совместно.
(Могут быть приведены другие характеристики.
Ответ на четвёртый вопрос засчитывается только при
правильном указании двух или более характеристик.)
Ответы на вопросы могут быть даны в других формулировках,
не искажающих смысла соответствующих элементов ответа



Задание 23.
Конституцию Российской Федерации называют социально-ценностной конституцией.
На основе положений Конституции Российской Федерации приведите три подтверждения этой характеристики.
(Каждое подтверждение должно быть сформулировано как распространённое предложение с опорой на конкретное положение Конституции Российской Федерации.
Обратите внимание на то, что правильное выполнение задания не требует указания в ответе номеров соответствующих статей Конституции РФ и дословного воспроизведения их содержания.)

Могут быть приведены такие подтверждения:
1) в Конституции Российской Федерации утверждается ценность
прав и свобод человека, гражданского мира и согласия;
2) в Конституции закреплены социальные ценности исторической
памяти, патриотизма, детства и семьи;
3) в Конституции закреплена ценность российской культуры,
разнообразия культур народов России;
4) в Конституции закреплён социальный характер Российского
государства.
Могут быть приведены другие подтверждения в соответствии
с требованием задания.
Засчитываются только подтверждения, сформулированные как
распространённые предложения (отдельные слова
и словосочетания не засчитываются в качестве подтверждений)
с опорой на конкретное положение Конституции Российской
Федерации.
Не требуется указания в ответе номеров соответствующих
статей Конституции и дословного воспроизведения их
содержания!

Один из вариантов плана раскрытия данной темы
1. Понятие политической партии.
2. Особенности политических партий как общественных
организаций:
а) наличие программы;
б) наличие устава;
в) наличие организационной структуры;
г) наличие партийного аппарата и др.
3. Функции политических партий в демократическом обществе:
а) представительство интересов большинства социальных групп;
б) политическая социализация;
в) участие в выборах (электоральная функция) и др.

4. Классификации политических партий:
а) по идеологическому признаку (либеральные, консервативные,
социалистические и т.п.);
б) по организационному признаку (массовые, кадровые);
в) по отношению к проводимой политике (правящие,
оппозиционные);
г) по отношению к закону (легальные, нелегальные).
5. Типы партийных систем:
а) однопартийная система;
б) двухпартийная система;
в) многопартийная система и её разновидности.
6. Политические партии в современной России.
Возможны другое количество и (или) иные корректные
формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть
представлены в назывной, вопросной или смешанной формах



Задание 25.
Обоснуйте необходимость политического многообразия, многопартийности в демократическом обществе. (Обоснование может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)
Какие политические партии действуют в Российской Федерации? (Назовите любые три партии.) Для каждой из них приведите по одному примеру, иллюстрирующему реализацию любой функции политической партии в жизни общества и государства. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто. В совокупности примеры должны иллюстрировать три различные функции.)

В заданиях этой части выберите только один правильный ответ.

Каждый правильный ответ оценивается 1 баллом. Итого за часть I – 10 баллов.

1. Любая совокупность людей, выделенных по социально - значимым критериям, называется:

1) социальной группой 2) социальным классом

3) социальной общностью 4) социальной мобильностью

2. Верны ли следующие суждения о социальных ролях?

А. В каждый момент своей жизни человек одновременно исполняет целый набор социальных ролей.

Б. Исполнение определенных социальных ролей может привести к личностно-ролевому конфликту, в условиях которого личные принципы человека противоречат ролевым установкам.

1) верно только А 2) верно только Б

3 ) оба суждения верны 4) оба суждения неверны

1) оценка обществом с точки зрения социальной значимости положения, должности, занимаемых человеком.

2) ожидаемое обществом от человека поведение, связанное с занимаемым им положением.

3) изменение человеком своего положения в обществе, переход из одной социальной группы в другую.

4) положение, занимаемое человеком в обществе, определяющееся его образованием, доходами, иными признаками.

4. Верны ли следующие суждения о социальном статусе?

А. Социальный статус – это положение человека в обществе, дающее ему права и обязанности.

Б. Все социальные статусы люди приобретают от рождения.

1) верно только А 2) верно только Б

3 ) оба суждения верны 4) оба суждения неверны

5. К социальным группам, выделяемым по поселенческому (территориальному) признаку, относится (-ятся):

1) класс 2) программисты 3) нация 4) горожане

6. Верны ли следующие суждения о межнациональных отношениях?

А) Демократические принципы межнациональных отношений заключаются в равноправии представителей разных национальностей.

Б) В демократическом государстве каждый гражданин волен указывать этническую принадлежность по своему усмотрению.

1) верно только А 2) верно только Б

3 ) оба суждения верны 4) оба суждения неверны

7. Каждый человек в обществе обладает рядом статусных ролей. Часть из них носит достигаемый характер, часть – предписанный. Предписанным статусом личности является статус:

1) коммерсант 2) аристократ

3) гуманитарий 4) стихотворец

8. Поведение, не согласующееся с общественными нормами, называется:

1) девиантным 2) демонстративным

3) дезинтеграционным 4) деструктивным

9. Отличительным признаком нации как этнической общности является:

1) общность языка и духовной культуры

2) суверенность во внешней политике

3) наличие публичной власти

4) многообразие отношений собственности

10. Примером межнациональной интеграции является:

1) протекционизм в экономике

2) религиозный фанатизм

3) национализм в различных формах

4) транснациональные корпорации

Часть II .

11. Установите соответствие между социальными общностями и критериями их выделения: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца. - 2 б.

СОЦИАЛЬНЫЕ ОБЩНОСТИ

12 . В приведенном списке указаны черты сходства племени и нации и отличия племени от нации. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку — порядковые номера черт отличия:- 1 б.

1) возникает в догосударственный период

2) относится к этническим общностям

3) является элементом социальной структуры

4) основывается на кровном родстве

черты сходства

черты отличия

13. Запишите слово, про­пу­щен­ное в таблице. - 1 б.

ЭЛЕМЕНТЫ СОЦИАЛЬНОГО КОНТРОЛЯ

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Система запретов, ограничений, разрешений, основанных на поддержке большинства членов общества

Общественная реакция на поведение человека или группы

14. Какие два из пе­ре­чис­лен­ных по­ня­тий ис­поль­зу­ют­ся в первую оче­редь при опи­са­нии социальной сферы об­ще­ства? - 2 б.
Этнос; глобализация; власть; страта; тоталитаризм.

Прочитайте текст и выполните задания 15- 16

Социальный статус

Один человек обладает множеством статусов, так как участвует во множестве групп и организаций. Например: мужчина, отец, муж, сын, преподаватель, профессор, доктор наук, человек средних лет, член редколлегии, православный и т. д. Один человек может занимать два противоположных статуса, но по отношению к разным людям: для своих детей он отец, а для своей матери сын.

Совокупность всех статусов, занимаемых одним человеком, называется статусным набором. В статусном наборе обязательно найдется главный. Главным статусом именуют наиболее характерный для данного человека статус, с которым его отождествляют другие люди или с которым он отождествляет себя сам. Для мужчин чаще всего главным является статус, связанный с основным местом работы (директор банка, юрист, рабочий), а для женщин - с местом жительства (домохозяйка). Хотя возможны и иные варианты. Это значит, что главный статус относителен — он не связан однозначно с полом, расой или профессией. Главным всегда является тот статус, который определяет стиль и образ жизни, круг знакомых, манеру поведения.

15 . Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них - 2 б.

16 . В тексте приводится точка зрения, согласно которой в статусном наборе обязательно найдется главный статус. Разделяете ли вы эту позицию? Приведите два аргумента в обоснование своей позиции. - 2 б.

Критерии оценки:

Часть I .

В заданиях этой части выберите только один правильный ответ.

Каждый правильный ответ оценивается 1 баллом. Итого за часть I – 10 баллов.

1. Совокупность взаимосвязанных элементов, составляющих внутреннее строение общества, называется:

1) социальной группой 2) социальной структурой

3) социальной стратой 4) социальной мобильностью

2. Верны ли следующие суждения о социальной мобильности?

А) Социальное падение, как и восхождение, могут совершать целые социальные группы.

Б) Вертикальная социальная мобильность связана с изменениями социального положения в пределах одной и той же страны.

1) верно только А 2) верно только Б

3) оба суждения верны 4) оба суждения неверны

3. Среди основных форм социальной мобильности ученые выделяют горизонтальную и вертикальную. Какой из приведенных примеров иллюстрирует вертикальную социальную мобильность?

1) молодой чиновник сделал головокружительную карьеру, быстро поднявшись от специалиста отдела министерства до начальника управления

2) сотрудник банка, операционист-кассир был переведен в новое отделение банка.

3) владелец крупной сети салонов мобильной связи открыл филиалы своей фирмы в двух провинциальных городах страны.

4) воспитательница детского сада перешла на работу в другой детский сад ближе к дому

4. Верны ли следующие суждения об этнических группах?

А) Этнические группы выделены по национальному признаку.

Б) Разновидностями этнических групп являются племена и народности

1) верно только А 2) верно только Б

3) оба суждения верны 4) оба суждения неверны

5. К этническим группам относится:

1) племя 2) сословие 3) каста 4) класс

6. Верны ли следующие суждения об отклоняющемся поведении?

А) Отклоняющееся поведение иногда является средством самоутверждения, особенно у подростков.

Б) Отклоняющееся поведение нередко является следствием недостатков воспитания в семье.

1) верно только А 2) верно только Б

3) оба суждения верны 4) оба суждения неверны

7. Достигаемым статусом не является:

1) работа 2) образование 3) возраст 4) хобби

8 . Мера, принимаемая против стороны, нарушившей правила поведения, называется:

1) фикцией 2) презумпцией 3) деликтом 4) санкцией

9. Национальная принадлежность человека является характеристикой его:

1) прирожденного статуса 2) социальной роли

3) достигаемого статуса 4) общественного престижа

10. Какая из перечисленных социальных групп выделена по экономическому признаку:

1) москвичи 2) мусульмане 3) инженеры 4) землевладельцы

Часть II .

11. Установите соответствие между социальными общностями и критериями их выделения: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца. - 2 б.

Тест по обществознанию Семья и быт для 10 класса с ответами. Тест включает две части. Задания с выбором ответа (10 заданий) и задания с кратким ответом (3 задания).

Задания с выбором ответа

1. Семья — это

1) социальный институт
2) ячейка общества
3) малая социальная группа
4) всё перечисленное

2. К функциям семьи не относится

1) правоохранительная
2) хозяйственная
3) репродуктивная
4) духовного общения

3. К признакам патриархальной семьи не относится(-ятся)

1) экономическая зависимость женщины от супруга
2) признание безусловного приоритета мужчины в вопросах семейного главенства
3) взаимозаменяемость супругов в решении бытовых проблем
4) все перечисленные

4. Современная семья, включающая несколько поколений, проживающих совместно, называется

1) расширенной
2) нуклеарной
3) коллективистской
4) партнёрской

5. Верны ли следующие суждения о семье?

А. Семья — это институт, регулирующий отношения между супругами, между родителями и детьми.
Б. Семья — это институт, регулирующий отношения между полами.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

6. Верны ли следующие суждения о тенденциях развития семейно-брачных отношений?

А. Тенденцией развития семейно-брачных отношений является уменьшение числа разводов.
Б. Тенденцией развития семейно-брачных отношений является увеличение профессиональной и общественной занятости женщин.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

7. Верны ли следующие суждения о нравственных основах существования семьи?

А. Нравственной основой существования семьи является участие детей в приготовлении обеда, уборке квартиры и т. п.
Б. Нравственной основой существования семьи является взаимная помощь супругов в быту.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

1) социально-статусную
2) досуговую
3) первичного социального контроля
4) эмоциональную

9. В семье М. имеет место справедливое, пропорциональное распределение семейных обязанностей. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что семья М. относится к партнёрскому типу семьи?

1) признание безусловного приоритета женщины в вопросах семейного главенства
2) обсуждение основных проблем и совместное принятие важных для семьи решений
3) наличие нескольких поколений, проживающих совместно
4) сохранение мужского лидерства

Результаты опроса (в процентах от числа отвечавших) представлены в гистограмме.

Диаграмма Воспитательная функция семьи

Проанализируйте результаты опроса и выберите верные утверждения.

1) Меньшее число опрошенных высказалось за вмешательство родственников в воспитание детей в качестве фактора, снижающего в большей степени воспитательную функцию семьи, чем за недостаточный уровень знаний родителей о воспитании детей.
2) Треть опрошенных указала в качестве фактора, снижающего в большей степени воспитательную функцию семьи, на неполный состав семьи.
3) Две трети опрошенных высказались за конфликты между родителями в качестве фактора, снижающего в большей степени воспитательную функцию семьи.
4) Четвёртое место по популярности среди опрошенных заняло вмешательство родственников в воспитание детей в качестве фактора, снижающего в большей степени воспитательную функцию семьи.

Задания с кратким ответом

1. Запишите слово, пропущенное во фрагменте таблицы

Виды семьи

Наименование вида Его сущность
Многопоколенная Семья, включающая наряду с супругам и и детьми других родственников (бабушек, дедушек и др.)
Семья, состоящая из супругов с детьми

2. Найдите в приведённом ниже списке характерные черты патриархальной (традиционной) семьи и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) женщина имеет экономическую независимость
2) наличие как минимум трёх поколений
3) жена (мать) участвует в общественном труде
4) лидерство принадлежит мужчине
5) муж (отец) — добытчик и кормилец
6) равные права у всех членов семьи

3. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

1) группа
2) многопоколенная семья
3) воспроизводство
4) ячейка
5) нуклеарная семья
6) брак
7) ребёнок
8) развод
9) неполная семья

Читайте также: