Как увеличить просмотры резюме в два раза

Обновлено: 30.06.2024

Данная статья основана на материалах моего выступления перед студентами Южного Федерального Университета. Большинство примеров – из мира веб-разработки. Однако принципы, о которых я рассказываю, применимы к любой области деятельности.

О себе

Меня зовут Игорь Шелудько.

Я – предприниматель в сфере разработки и продаж программного обеспечения с 2000 года. У меня высшее техническое образование. Cвою трудовую деятельность я начинал как программист, также руководил небольшими командами, занимался как продуктовой, так и заказной разработкой.

Примерно полтора года назад я занялся коммерческим рекрутингом IT-специалистов – то есть не только для себя и своих проектов, а в пользу посторонних компаний. За это время я прочел несколько тысяч резюме и несколько сотен резюме передал на рассмотрение работодателям, получил по ним обратную связь. Хочу поделиться накопленным опытом в формате рекомендаций по подготовке резюме.

Эта статья адресована специалистам, работающим по найму и время от времени перерабатывающим свое резюме.

Вступительное слово

Хорошее резюме должно быть:

  1. Информативным.
  2. Продающим.
  3. Запоминающимся.

Во-вторых, после изучения вашего резюме работодателю должны быть понятны выгоды от найма именно вас.

В-третьих, резюме должно создавать уникальный образ, так чтобы память читателя могла за что-то зацепиться и потом выталкивала ваш положительный образ в разных ситуациях отбора. Будет очень хорошо, если вам удастся заложить в резюме харизму.

Хорошее резюме создает цельный образ привлекательного человека и специалиста с четко выраженными компетенциями, которые можно сразу оценить.

image

Рептильный мозг

image

Нейрофизиологи и психологи в ходе множества экспериментов выяснили, что рептильный мозг чувствителен к следующим мотивам:

Структура резюме

Обычно резюме состоит из следующих блоков:

  1. Фото, ФИО, дата рождения, место проживания, гражданство
  2. Контактная информация
  3. Желаемая должность и зарплата
  4. Ключевые навыки
  5. Опыт работы – где и когда работал, должности, обязанности
  6. О себе в свободной форме (увлечения, интересы)
  7. Образование
  8. Рекомендации

Фото, ФИО, дата рождения, город, гражданство

С датой рождения и гражданством, мы, скорее всего, ничего сделать не сможем в момент написания резюме. Зато можем подобрать подходящее фото. Ваше фото в резюме, а также ваши аватарки в соцсетях и мессенджерах – это первый визуальный образ, который увидит рептильный мозг работодателя или рекрутера и который будет ассоциирован с вами.

Если вам нужна работа, пожалуйста, выберите фото, соответствующее избранной вами должности. Также рекомендую на время поиска работы, поставить соответствующие аватарки в соцсетях и мессенджерах, на которых вы похожи на фото из резюме.

Часто бывают ситуации, когда человек ищет новую работу и не хочет, чтобы текущий работодатель узнал об этом. Многим кажется гениальной идея опубликовать резюме под вымышленным именем. По моему мнению – это плохая практика, потому что надежно скрыться, изменив только имя у вас не получится. Также придется скрыть последнее место работы и указать другие контактные данные, например, телефон и е-мейл вашей бабушки. Это может сильно понизить привлекательность вас как кандидата.

Я рекомендую в такой ситуации просто не выкладывать свое резюме в публичный доступ, а искать интересные вам вакансии и самому на них откликаться, отправляя резюме некоторым избранным работодателям.

Если вы готовы к переезду или рассматриваете только удаленную работу, то обязательно напишите об этом или отметьте соответствующие галочки на площадках поиска работы. Это увеличит область видимости вашего резюме в поиске площадки и повысит ваши шансы быть найденным и приглашенным к собеседованию.

Что отпугивает работодателя в этом блоке?

Проблема №1 в этом блоке резюме – это неудачное фото. Вы можете считать, что если вы и ваши коллеги в обычной жизни выглядите так, то это совершенно нормально. Однако у рекрутера может быть другое мнение. Лучше будет все таки выбрать фото, которое нравится широкому кругу людей, например, вашим родственникам и друзьям не из IT.

image

Также может отпугнуть большой список городов, куда вы готовы переехать. Это производит впечатление, что вы хотите убежать и вам все равно куда. Серьезные люди так себя не ведут. Лучше адаптировать этот элемент резюме под конкретную вакансию.

Часто работодатели при поисках кандидатов имеют ограничения по возрасту, но с этим ничего не поделаешь. Если вам 21 и у вас большой опыт, то попробуйте просто не указывать возраст, но не стоит указывать ненастоящую дату рождения.

Вообще не стоит в резюме врать в таких местах, которые легко проверяются по другим источникам. Сейчас несложно собрать информацию о человеке из многих источников. В первую очередь это соцсети, также есть другие доступные работодателям базы данных.

Желаемая должность и зарплата

Если вы можете работать и готовы рассматривать предложения на любую из нескольких смежных позиций, например, frontend, backend или full-stack разработчик, то стоит сделать 3 резюме, которые будут немного отличаться прежде всего названием желаемой должности. Далее я еще буду возвращаться к этой идее.

Что отпугивает работодателя в этом блоке?

В первую очередь – несоответствие молодого возраста кандидата и притязаний на высокую должность и зарплату. Например, когда в 23 года человек претендует на Senior-квалификацию. Такие люди иногда встречаются, но крайне редко. Чаще попадаются просто хвастуны.
Также я сталкивался с тем, что в некоторых регионах и странах разработчикам несколько быстрее приписывают высокую квалификацию. Я слышал от работодателя из Поволжья, что ему нужен Senior-разработчик, с опытом от 2-х лет. В большинстве регионов РФ про квалификацию Senior все таки говорят после 4-5 лет интенсивной работы в одной тематике или с определенным языком программирования.

Контактная информация

Желательно указать все контакты, которые для вас приемлемы.

Желательно указать ссылки на порфолио и проекты в которых вы активно участвовали. Для разработчиков крайне желательно указать ссылки на личные профили открытых репозиториев – github, bitbacket, чтобы работодатель мог посмотреть на примеры вашего кода и область ваших интересов.

Подразумевается, что хороший разработчик не только работает, но и развивается, чем-то интересуется, и может быть даже участвует в open source проектах, пишет статьи, выступает на конференциях и митапах. Разнообразные примеры вашего кода помогут избежать скучного тестового задания при отборе и ускорить выбор именно вас.

Что делать, если у вас нет интересных личных проектов, которые стоит опубликовать? Многие разработчики публикуют в своих репах успешно выполненные тестовые задания от других работодателей, особенно если они были чем-то примечательны. Это хорошая практика. Вместо проверки типового тестового, техническому эксперту работодателя может быть интереснее покопаться в ваших проектах, придумать каверзные вопросы по вашему коду и потом задать их вам на собеседовании.

Что отпугивает работодателя в этом блоке?

В первую очередь – неизвестность. Если, кроме e-mail, другие контакты отсутствуют, то на начальном этапе отбора рептильному мозгу рекрутера вы сразу не понравитесь. Малоизвестные субъекты часто бывают непривлекательны и даже опасны, поэтому лучше пройти мимо вас и вспомнить про вас, только если совсем не будет других кандидатов.

Конечно в мире все еще есть люди, у которых нет аккаунтов в соцсетях, публикаций, порфолио и репозиториев, вся их работа была строго засекречена, а времени на хобби не оставалось. Но таких людей сейчас уже мало, и они выглядят подозрительно.

Ключевые навыки

Этот блок резюмирует описание вашего опыта, дает сжатое представление о том, что вы знаете и умеете. Желательно расположить его перед подробным описанием опыта работы, это позволит рекрутеру быстро понять стоит ли читать ваше резюме далее. Этот блок желательно подстраивать под желаемую должность. Если вы можете и готовы делать фронтенд и бэкенд, то лучше создать 3 резюме – фронтенд, бэкенд и фул-стэк разработчика, которые будут отличаться в первую очередь блоком ключевых навыков и некоторыми акцентами в описании опыта – подробнее раскрывайте релевантный опыт и поверхностно опишите остальной опыт.

Для разработчиков и других технических специалистов уместно не просто перечислить навыки и технологии, с которыми вы работали, но и указать общий стаж по нескольким местам работы.
Например: Node.js – 3 года, 10 проектов для 2 работодателей, Angular 2 – 1,5 года, 3 проекта на последнем месте работы.

Для фронтенд разработчика, дизайнера, верстальщика будет даже уместным приложить визуальное представление ключевых навыков — это выделит вас в массе других кандидатов. Вспоминаем про мотивы рептильного мозга.

Что отпугивает работодателя в этом блоке?

Отсутствие этого блока или его несоответствие описанию опыта работы может вызвать недоумение и диссонанс у читателя. Заявляя тут какие-либо навыки, убедитесь, что вы упоминаете их в описании вашего опыта работы.

image

Опыт работы – где и когда работал, должности, обязанности

Роль и формат этого блока в последнее время стали шире. Вместо сухого перечисления дат, мест работы и должностей, работодатели и рекрутеры хотят видеть историю вашей трудовой жизни. По каждому месту работы крайне желательно описать, чем вы там занимались, какую пользу причинили работодателю, в каких проектах участвовали и какие части проектов делали именно вы. А также, чему вы научились, какие выводы для себя сделали. Стоит перечислить технологии и инструменты, которые вы применяли. Чем больше информации, релевантной вакансии, будет в этом блоке, тем выше ваши шансы быть приглашенным на собеседование. Этот блок также уместно адаптировать под каждую новую вакансию. Хотя бы фрагмент про ваше последнее место работы. Перечисление технологий и инструментов повышает шанс быть найденным в поиске по базам резюме.

Что отпугивает работодателя в этом блоке?

Очень часто работодатели интересуются причинами смены места работы – почему кандидат покидает предыдущее место работы? Стоит быть готовым ответить на этот вопрос, но я не рекомендую указывать это в резюме. Причины расставания с работодателем — это очень скользкая тема. И любой ваш ответ может быть трактован негативно. Во время собеседования у вас будет шанс произвести впечатление, прежде чем этот вопрос будет задан и общее положительное впечатление о вас сгладит почти любую причину смены места работы.

image

О себе

В этом блоке вы вольны написать о своих принципах, увлечениях и пожеланиях к новому месту работы.

Напишите, какие рабочие задачи вы предпочитаете, чем сейчас увлекаетесь, с какими технологиями хотели бы поработать, что вы не любите, какую дополнительную пользу вы можете принести работодателю.

Также тут можно детализировать ваше видение системы оплаты труда. Сколько вы хотите получать при различных приемлемых для вас вариантах оплаты (при частичной занятости, удаленной работе, переработках и т.п.).

Что отпугивает работодателя в этом блоке?

Резкие, категоричные высказывания, нетрадиционные взгляды, цинизм, черный юмор, противоречие с предыдущей информацией в резюме.

Образование

Образование — это факты о вас, традиционно пользующиеся большим авторитетом и доверием. Это хорошее окончание вашего рассказа о себе. Особенно если в этом блоке вам есть что рассказать.
В начале карьеры, когда у вас еще нет возможности подробно и емко описать ваш опыт работы, на помощь вам могут прийти сертификаты о дополнительном образовании. Это касается как технических навыков, так и знания иностранных языков. Если у вас нет сертификатов, попытайтесь их добыть. Изучите, какие есть онлайн программы и тесты, которые вы могли бы сдать, подготовьтесь и сдайте. Отсутствие сертификатов – это нормально, но их наличие – это хорошо.

Рекомендации

Если у вас есть возможность приложить сканы рекомендательных писем и характеристик с предыдущих мест работы, можете их приложить. По моему опыту, сертификаты о прохождении программ подготовки и тестов в IT ценятся выше, чем мнение предыдущих работодателей.

Подведем итоги

Предоставляя подробную информацию о себе, мы заигрываем с ленью, эгоизмом и самолюбием читателя.

Если вы напишете резюме легким языком, местами с юмором и самоиронией, вы сделаете ваше резюме интересным, харизматичным, запоминающимся. Вы вызовите симпатию и оставите о себе след на эмоциональном уровне читателя. Кроме того, вы обеспечиваете себе различимый контраст на фоне других ленивых соискателей, которые не удосужились подготовить интересное резюме. При этом с юмором стоит быть осторожным. Не стоит использовать известные шутки. Шутите, только если уверены, что ваша шутка оригинальна и не обидит читателя.

Приятное фото в начале и демонстрация ваших регалий в конце, вместе с убедительным опытом работы в середине резюме, делают ваш образ идеального кандидата целостным и законченным.

Комфортный для читателя объем резюме – 2 страницы. На первой странице – фото, ФИО, желаемая должность и оплата, ключевые навыки, одно-два подробно описанных последних места работы. На второй странице – более ранние места работы, образование, личные проекты и интересы.

Не забудьте протестировать созданное вами резюме на ком-нибудь из знакомых. Дайте ему почитать и попросите его охарактеризовать вас на основании информации из вашего резюме, которую он запомнил. Используйте результаты такого эксперимента для доработки резюме и улучшения вашего образа, возникающего после прочтения вашего резюме.

Сотрудник то ценный,не везде найдешь человека с опытом,с вышкой и свободным разговорным английским. ах да . забыла написать,она только из декрета вышла. может поэтому?

Кукурузик, сама когда искала работу после долгого сидения дома,мало кто звонил мне. сама напрашивалась.

может стоит разместить свое резюме в первых позициях. Вы делить его из многих, либо точную цифру по з/п указать. многие, кто делает выборку соискателей указывают определенное условие в поисковике по з/п.

Кукурузик
,причем з/п она рассматривает по договоренности.Она постоянно обновляет,резюме полностью . еще заполнено,фото есть,ах да и еще английский свободный. но тишина.

Лично я такие резюме пропускаю без внимания. Получается лишняя трата времени, потому что -это как "кот в мешке". Хитромудростью отдаёт. Т.к. человек же должен уметь сам свои способности оценить. Если уж так нужна работа, ну промахнётся первоначально и что? Если окажется ценным работником, работодатель сам оценит, чтобы его не потерять.

1. Уровень ЗП надо указать. Я думаю датель боится звонить менеджер с ВО и англицким - наверняка продавец не по карману.
2. Менеджер - это не вакансия. Это непонятно что. Если резюме так называется - никто звонить не будет.
3. Если недавний декрет указан в резюме - это тоже может быть причиной.
4. Пусть сама откликается активно

Я думаю, есть вероятность, что из-за декрета. Про него лучше не упоминать. А то датели сразу решают, что сотрудница без передышки будет пропадать по больничным и детским утренникам.

Согласна со всеми.
Надо указать желаемый уровень зп!
На сколько объективно оценивает + чуть-чуть сверху и - декрет

Когда я устраивала эксперимент с указанием зп и без получила результат: с указанием (ставила ради интереса 2 суммы, сначала поменьше, потом больше на 10 тысяч) звонило и откликались много, а потом установила "по договоренности" звонков стало раза в 3-4 меньше.

Думаю что большинство соискателей не умеют правильно и грамотно составлять резюме к которому будет проявлен интерес работодателя, я тоже в их числе. Раньше тут была тема вроде по оценке резюме но она пропала, а так все равно ждать звонков не надо надо самому звонить, спрашивать и прочее, как говорится "под лежачий камень вода не течет" , да и почитав немного форум я понял, что если работу ищешь ты то тебе и звонить надо.

А еще вероятно что зависит от сезона?
Я тоже помню зимой искала работу,звонков не было вобще,поработала малость,дотянула до лета и начали предлагать такиие вакансии с таааакими з.п. что и не снилось

Кукурузик, Я всегда была убеждена что летом работу найти проще))) мертвый сезон и датель хватает уже хоть кого-нибудь, если особенно вакансия горит

Это не всегда так. Если ищешь работника с дефицитной специализацией (например: обслуживание производственного оборудования, станочники с разрядом и стажем работы и т.п.), то сразу и звонишь и письма пишешь и м.б. несколько раз. И скорее, скорее!

это теперь так работу ищут?
разместила резюме и ждут звонов?

ммм
крута.
ну пусть ждет чо

Нужно врать, что не из декрета)) а то конечно, кто захочет брать когда впереди зима и дети болеют и будет брать больничный. Больше врите и говорите так как это хочет услышать компания и тогда вас возьмут!

B13, Все нюансы по зп можно прописать в одном резюме в разделе "дополнительная информация".
Вообще мне очень нравятся такие резюме, где прописывают чего хотят, чего ищут, что не приемлемо и т.д.

Есть сумма зарплаты, которая человеку комфортна. Ее и нужно знать.

От каких обстоятельств зависит? То есть Вы можете получать 60, а можете 30?
И получая 30 Вы будете нормально работать, и не совмещать еще десять других работ?

Вы думаете что в о.к. сидит ищет сотрудников: нетушки. Братишка работает программистом в одной известной компании под названием "Вымпелтелеком". и им по России 1,5тыщ человек не хватает. когда они просмотрели в каких сайтах сидят О.К. то выяснили только в соц.сетях.

Да, получать можно 30-60 - это наиболее типичный диапазон. Но бывает и 20, и 80. 80 - достаточно редко, это с премиями и сильно ненормированным днем. А 20 - с сильно низкой загрузкой. Но и у 20 м.б. свой плюс - масса сводного времени, которое без ущерба для дателя можно потратить на себя и заработать еще столько и даже два раза по столько. А если брать диапазон 30-60, то и тут не все однозначно и очевидно. При 30 м.б. перспектива, а условия как при 20, а при 60 - без перспектив, а условия как при 80. Да и сама работа может сильно функционалом разниться - это нормально, но есть нюансы (швец, жнец и игрец или что-то сложное и трудоемкое, но одно).
Все это в доп. инфе прописать практически нереально, особливо про 20.
И получается, если поставлю 20-80 или даже 30-60, то посмотрят как на неадеквата, который сам не знает, чего хочет. Поэтому до раздела "дополнительная информация" (если удастся туда впихнуть невпихуемое) дело даже не дойдет. А если и дойдет, то после прочтения инфы у дателя может появиться искушение: 20, без перспектив и как при 80. Или у чела ум за разум зайдет от сложности комбинаций.
Замкнутый круг?

Пишите честно, на что вы по своим способностям расчитываете и не заморачивайтесь за работодателя, что он подумает про ваш уровень адекватности. Всё решается при собеседовании.Уже при этой процедуре многое становится ясным. Сомнения решаются на испытательном сроке.

B13
Да, получать можно 30-60 - это наиболее типичный диапазон. Но бывает и 20, и 80. 80 - достаточно . еще редко, это с премиями и сильно ненормированным днем. А 20 - с сильно низкой загрузкой. Но и у 20 м.б. свой плюс - масса сводного времени, которое без ущерба для дателя можно потратить на себя и заработать еще столько и даже два раза по столько. А если брать диапазон 30-60, то и тут не все однозначно и очевидно. При 30 м.б. перспектива, а условия как при 20, а при 60 - без перспектив, а условия как при 80. Да и сама работа может сильно функционалом разниться - это нормально, но есть нюансы (швец, жнец и игрец или что-то сложное и трудоемкое, но одно). Все это в доп. инфе прописать практически нереально, особливо про 20. И получается, если поставлю 20-80 или даже 30-60, то посмотрят как на неадеквата, который сам не знает, чего хочет. Поэтому до раздела "дополнительная информация" (если удастся туда впихнуть невпихуемое) дело даже не дойдет. А если и дойдет, то после прочтения инфы у дателя может появиться искушение: 20, без перспектив и как при 80. Или у чела ум за разум зайдет от сложности комбинаций. Замкнутый круг?

По способностям я и 60 могу по схеме 20, еще и время может остаться. Только сложность-то в том, что резюме (я его сам шлю) и разговор по телу ли, личном присутствии ли не с дателем происходит, а с кадровиком или секретарем каким-нибудь. А с ним можно разговаривать только о судимости, которой нет, или о хобби, которое никого не интересует, потому что он в специальности ничего не понимает. Он мне ничего путного и конкретного сказать не может, и я ничего объяснить не могу. Про кадровика ничего не скажу, но у секретаря с дателем в лучшем случае получится Карузо в исполнении Рабиновича. На дателя практически не попадаю, а когда попадаю, то еще оказывается, что заявленная вакансия не соответствует действительности.
На себя работаю по более широкому профилю, чем ищу, но трудовая валяется, стаж не идет со всеми вытекающими. А ездить на смотрины на авось - слишком шикарная роскошь.
Ладно, это уже лирика пошла. Будем-с думать.

B13
На дателя практически не попадаю, а когда попадаю, то еще оказывается, что заявленная вакансия не соответствует действительности.

Это- хорошо. На примере нашего главног руководителя: он может быть совсем не в курсе вакансий и ляпнуть не то. Зачем к нему обращаться? Есть соответствующие службы по кадровому обеспечению. Они и знают всё, что им положено. Остальное - на месте при собеседовании.

Разместил вакансию, а откликов мало
Андрей Соболь

От чего зависит скорость закрытия вакансии?

От того, насколько грамотно составлено объявление

Если правильно указать в тексте должность и зарплату, показать на карте, где расположен офис, избегать общих фраз и дискриминирующих формулировок, шансы найти нужного специалиста резко возрастут.

От скорости обработки откликов

От количества конкурентов

Причем не только в категории, но и в районе города, где будут показаны объявления. Так, для поиска распространителя листовок около центральных станций метро лучше активнее привлечь внимание соискателей именно к вашей вакансии — скорее всего, конкуренты тоже ищу промоутеров для работы в центре.

От интереса пользователей к профессии

Какими-то специальностями люди интересуются ежедневно, какими-то — раз в неделю или того реже. Иногда с описанием работы и предлагаемыми условиями труда все в порядке — просто соискателям нужно помочь увидеть ваше объявление, используя продвинутые типы вакансий.

Продвинутые типы вакансий? Что это?

Это комплексные предложения, подготовленные VK Работой. В них входит набор услуг, рекламных кампаний и размещений в популярных соцсетях и на досках объявлений, где люди чаще всего ищут работу. Продвинутые типы вакансий можно применять к бизнесу любого масштаба.

Как размер бизнеса определяет специфику найма?

Крупный бизнес

Увеличиваем просмотры вакансии до 14 раз

Большие предприятия нанимают много и часто — сетевые магазины постоянно ищут продавцов-кассиров или кладовщиков, сервисы доставки — курьеров, грузовые перевозчики и агрегаторы такси — грузчиков и водителей.

Средний бизнес

Малый бизнес

Хорошая отправная точка

ИП или небольшие компании могут начать с обычной вакансии — первое размещение на сервисе VK Работа бесплатно. В таком темпе, например, можно неспешно искать продавца-сменщика в магазин или добирать репетиторов в небольшую школу английского языка.

Чтобы объявление не потерялось среди похожих, его можно продвигать — или сразу, в момент публикации, или позже, используя услуги продвижения.

Что за услуги продвижения? Зачем они нужны?

Услуги продвижения — это точечная реклама вакансий. Дополнительное продвижение нужно, чтобы ваше объявление увидели как можно больше кандидатов, а количество откликов выросло в несколько раз.

Если правильно выбрать продвижение, вакансию увидит нужная вам аудитория, а на собеседование будут приходить подходящие и действительно заинтересованные кандидаты. Быстрое закрытие позиций экономит компаниям тысячи рублей на длительной процедуре найма, косвенно увеличивая прибыль.

Когда точно нужно продвигать вакансию?

Ваш бизнес очень похож на конкурентов

Какое продвижение подойдет: продвинутая вакансия, поднятие в поиске

Если вы предлагаете условия труда и оплату, мало чем отличающуюся от средних значений на рынке, вакансию нужно продвигать. Допустим, вы ищете продавцов — вместе с вами это делают два-три крупных ритейлера. Ваши зарплатные предложения, рабочий график и график отпусков, оплата больничных и бонусные части похожи — кандидат не понимает, какую компанию выбирать, и просто звонит по телефонам из нескольких первых объявлений в поиске.

Чем выше ваше предложение окажется в поисковой выдаче, тем больше вероятность, что соискатель придет именно к вам. Обычно для закрытия таких позиций хватает продвинутой вакансии или поднятия в поиске.

Ваш бизнес, напротив, уникален и почти не имеет аналогов

Какое продвижение подойдет: премиум-размещение, услуги продвижения

Другой вариант — редкая работа с высоким окладом или особыми условиями труда. К примеру, специалисты, работающие вахтовым методом.

В таком случае лучше оставаться на виду хотя бы неделю, выбрав премиум-размещение, или периодически использовать услуги продвижения.

Какие услуги продвижения выбрать?

А можно самостоятельно собрать пакет услуг?

Да. В личном кабинете работодателя есть интерактивный калькулятор. Выбирайте регион, где хотите разместить вакансию, услуги продвижения и их количество. Чем больше услуг покупаете — тем дешевле получается.

Как найти кандидата еще быстрее?

Параллельно с использованием услуг продвижения можно искать специалистов самостоятельно — мы открыли доступ к базе резюме. Сейчас в ней семь миллионов кандидатов, почти два миллиона из которых активно ищет работу.

Одно резюме стоит 45 рублей. При желании можно оформить доступ к базе на один, семь или 30 дней. В этом случае каждый контакт обойдется дешевле: 15 рублей при покупке доступа на один день, 5 рублей — при покупке доступа на 30 дней.

Work.ua публикует советы Михаила Притулы, который имеет опыт работы в HR-сфере более 10 лет, был HR-директором телеканала СТБ и HRBP в Альфа-Банке, просмотрел за всю карьеру более 100 тысяч резюме и действительно разбирается в том, как сделать резюме более привлекательным.

1. Резюме не билет на интервью, а банкнота

Бытует мнение, что, мол, резюме — это билет на интервью. Главная его задача — получить звонок. Это очень ошибочное мнение, которое погубило большое количество профессионалов.

Главная задача резюме — показать настоящую стоимость вас как профессионала. Если вы сразу не показали свою настоящую стоимость, то на интервью это будет сделать уже сложнее.

2. Думайте, как продать своё резюме

3. Наберите максимальное количество очков у рекрутера

Рекрутер в день получает от 100 до 300 резюме. На просмотр каждого резюме у него уходит всего от 5 до 10 секунд. За это время глаза рекрутера пролетают по основным разделам резюме:


Каждое резюме проходит внутренний скоринг (подсчёт очков) у рекрутера. Если резюме набирает нужное количество очков, рекрутер начинает с ним работать: звонит, приглашает на интервью, пересылает резюме заказчику и дальше по цепочке. При этом каждый раздел резюме может как добавить новых очков, так и забрать ранее начисленные.


4. Кастомизируйте резюме под свою профессию

Универсальных резюме для всех профессий нет. Для каждой профессии важны разные виды резюме. Задача каждого вида резюме — показать то, что наиболее важно для профессии. Список типовых профессий с указанием того, что должно показывать резюме:



5. Покажите рекрутеру свой успех

Резюме — это не набор отдельных блоков о работе, образовании и тренингах. Резюме на миллион — это резюме, которое выстроено в историю успеха. Что такое история успеха? Это когда понятно, как связано ваше образование, карьерный путь, всевозможные тренинги и сертификаты, личностные качества и должность, которую вы ищете.

6. Берите пример с лендинговых страниц

Вы, наверное, встречали в интернете классные лендинговые страницы сайтов. Ваше резюме должно быть не хуже. Хорошее резюме интересно читать, хочется дочитать до конца. Каждая фраза в резюме усиливает желание его купить. В нём очень простая и понятная навигация (разделы). Кроме того, резюме должно соответствовать общепринятым нормам. Поэтому, если вы не дизайнер и не представитель креативной профессии, никаких фоновых рисунков в резюме.

7. Используйте только деловой разговорный язык

Я всегда очень большое внимание уделяю языку резюме.


8. Следуйте идеальной структуре

Я видел очень много структур резюме и последовательности изложения информации. На мой взгляд, идеальная последовательность расположения информации в резюме такая:

9. Форматируйте: шрифт Calibri или Arial, кегль 10 или 12, без таблиц, одинарный отступ между строк

Здесь всё очень просто:

10. Объединяйте много мест работы в одно

Нормой считается, если человек работает в компании 2–3 года. Если он меняет работу чаще, его могут назвать job hopper. Конечно же, каждый имеет право на ошибку, и в хорошем резюме может быть пара мест, где кандидат отработал 1–1,5 года. Но если так выглядит всё резюме, то его ценность очень низкая.

Везде, где это возможно, я рекомендую оформлять несколько мест работы с одним названием и общими датами работы. А внутри этого блока можно ненавязчиво показывать смену должностей, но так, чтобы визуально при беглом осмотре резюме не было ощущения частой смены мест работы. Это беспроигрышный вариант для тех, кто занимается проектной работой или переходил из компании в компанию в рамках холдинговой структуры.

11. Соблюдайте идеальный размер резюме

Я считаю, что идеальный объём резюме — это строго две страницы. Одна страница допустима для начинающего специалиста, а с тремя, четырьмя и так далее страницами всё не так очевидно. Рекрутер посмотрит только две страницы в 80% случаев. Поэтому, что бы вы ни написали на третьей и последующих страницах, оно может остаться без внимания.

12. Делитесь своими достижениями

Если из моей статьи вы запомните только одно предложение, пусть оно будет про достижения. Это сразу добавляет 50% стоимости к вашему резюме. Рекрутер просто не в состоянии прособеседовать всех, кто прислал резюме. Поэтому всегда победит тот, кто указал свои достижения и смог тем самым заинтересовать рекрутера.

Достижения — это ваши измеримые успехи, которые выражаются в цифрах, сроках или существенных качественных изменениях в компании.


Пример достижений:

  • За три месяца увеличил продажи ТВ на 30% (директор магазина).
  • Вывел на рынок новый продукт за четыре месяца, который помог заработать 800 тысяч долларов за полгода (маркетинг-директор).
  • Провёл переговоры с поставщиками и увеличил отсрочку по платежам на 30 дней, экономия компании на кредитах — 100 тысяч долларов ежемесячно (закупщик).
  • Сократил текучесть персонала с 25 до 18% через работу с вовлечённостью сотрудников (HR).

13. Расскажите о своих личностных качествах

Сейчас всё больше и больше внимания при отборе кандидатов уделяется личностным качествам сотрудника. Если проанализировать, что именно будут оценивать на собеседовании, то, скорее всего, будет так:

  • 40% — профессиональные знания;
  • 40% — личностные качества;
  • 20% — мотивация (желание делать именно эту работу именно в этой компании).

Личностные качества, особенно если они соответствуют требующимся в вакансии, крайне важны. И если раньше было достаточно просто их перечислить, то теперь нужно подтверждать их наличие. Я рекомендую писать их так:

  • Инициативность: разработал и реализовал стратегию выхода отдела из кризиса, когда ушёл руководитель.
  • Энергичность: объём моих продаж за 2014 год был на 30% выше среднего по отделу.
  • Стрессоустойчивость: провёл успешные переговоры с клиентом, который отказал семи менеджерам, и заключил с ним договор.
  • Лидерство: провёл пять тренингов по менеджменту и вырастил 10 руководителей из линейных сотрудников.

Здесь важно написать не много качеств, а качества с примерами. То есть примеры здесь важнее количества.

14. Выбросьте должностные обязанности из должностной инструкции в урну!

Я всегда рекомендую писать именно обязанности, а не зоны ответственности, и описывать их в виде действий, которые вы выполняли. Это примерно как с достижениями, но здесь не обязательны цифры, обязанности могут быть не столь внушительными, и, естественно, это не разовые действия.

Перед их написанием я рекомендую почитать несколько вакансий, чтобы представить, о чём вообще стоит писать. Далее выписывать обязанности в порядке их значимости: на первом месте наиболее значимые (разработка стратегии, планирование бюджета, вывод новых продуктов на рынок), а на последнем — наименее (подготовка отчётов).

15. Продавайте название должности и компании

Названия должностей и список компаний — это, по сути, и есть именно то, что рекрутер ищет в резюме в первую очередь. Это как покупатель скользит глазами по полке в магазине в поиске знакомых ему брендов. Именно по этим строкам рекрутер формирует первоначальную стоимость резюме в своей голове и только потом начинает искать детали.

17. Всегда проверяйте орфографию

Обычно около 5% всех просматриваемых мною резюме содержат ошибки:

  • элементарные грамматические ошибки (не было проверки орфографии);
  • ошибки в написании иностранных слов (настроена проверка только русской орфографии);
  • ошибки в знаках препинания: пробел перед запятой, запятая между словами без пробелов;
  • в списках в конце предложения стоят разные знаки препинания (в идеале их не должно быть; точка ставится после последнего пункта списка).

18. Сохраняйте резюме в формате DOCX и никак иначе

  • Не PDF — многие рекрутеры вносят свои правки или примечания (ожидания по зарплате, свои впечатления о кандидате, информацию, которая была получена в ходе собеседования) в резюме перед отправкой заказчику, в PDF они их не смогут внести.
  • Не ODT — может некорректно открываться на ряде компьютеров.
  • Не DOC — признак того, что резюме родом из прошлого (до Office 2007).
  • Не RTF — обычно весит больше альтернатив.

19. Используйте удобное для рекрутера название файла резюме

Название файла резюме должно содержать как минимум фамилию и желательно должность. Так удобнее рекрутеру будет искать резюме у себя на диске, пересылать его и так далее. Маленькая забота о рекрутере будет обязательно отмечена. Опять же, в глазах рекрутера это делает резюме немного дороже.

20. Показывайте свою пользу в сопроводительном письме

Существуют разные мнения о сопроводительных письмах. Я всегда говорю так: хорошее сопроводительное письмо в 20% случаев может добавить ценности резюме, если оно написано правильно. Но оно не всегда обязательно.

Если решил его писать, то вот простая структура:


А если показать на примере, то это могло бы выглядеть так:


21. Уберите непонятные аббревиатуры

Когда вы долго работаете в компании, некоторые принятые в ней аббревиатуры уже кажутся настолько родными, что вы их пишете в резюме. Но рекрутеру они незнакомы, поэтому теряется очень важная информация. Старайся избегать аббревиатур везде, где это можно.

22. Перефразируйте шаблонные фразы

Очень часто хочется поддаться искушению и запихнуть в своё резюме шаблонные фразы, которые можно легко найти в любом резюме или описании вакансий. Избегай их, так как для рекрутера они представляют пустое место.

  • Ориентация на результат = в своей работе всегда думаю о результате.
  • Клиентоориентированность = клиент для меня всегда на первом месте = ставлю интересы клиента выше своих личных.
  • Коммуникабельность = легко договариваюсь с любыми клиентами/коллегами = свободно поддерживаю разговор с клиентами.

23. Создайте нормальный ящик

Что отличает профессионала от ребёнка? Профессионал называет свой почтовый ящик по имени и фамилии, а ребёнок — детскими словами, никами из игр и форумов, датой рождения.

Кроме того, для поиска работы я рекомендую заводить почтовый ящик на профессиональных порталах вроде Gmail или Yahoo. Остальные не годятся.

Ещё не рекомендую использовать почтовый ящик родственников, где в названии почты фамилия или имя отличается от твоего.

24. Удаляйте семейный статус

Существует только один случай, когда указание семейного статуса может сыграть положительную роль: если молодая девушка ищет работу и хочет показать, что не уйдёт в декрет сразу после трудоустройства. В этом случае можно указать наличие детей.

25. Объясняйте разрыв в опыте работы


26. Уберите дату окончания работы на последнем месте

Это та единственная хитрость в резюме, которую можно простить. Считается, что человек составляет резюме ещё до увольнения и после увольнения просто не обновляет эту дату. В любом случае указанная дата увольнения будет играть против вас.

27. Не пишите причины увольнений

Нет причины, по которой нужно прописывать причины увольнения. Что бы вы там ни написали, у рекрутера всегда возникнет подозрение насчёт вашего желания объяснять причину увольнения. А может, вы врёте?

28. Не объясняйте детали своего резюме

В резюме не допускается писать объяснения, комментарии, сноски и прочее. Только даты, факты, достижения.

29. Удалите рекомендателей

30. Уберите таблицы и большие отступы

Таблицы в резюме были приняты в начале 2000-х годов. Потом весь цивилизованный мир от них отказался. Не показывай себя динозавром. Также не занимайте большую часть резюме очень большими отступами слева в документе.

31. Первые места работы оставьте для своей бабушки

Для простоты я просто опишу, как будет ОК:

  • Последнее место работы: 7–10 строк обязанностей и 5–7 строк достижений.
  • Прошлое место работы: 5–7 строк обязанностей и 3–5 строк достижений.
  • Позапрошлое место работы: 3–5 строк обязанностей и 3 строки достижений.
  • Остальные места работы: 3 строки + 3 строки достижений, если они входят в интервал последних 10 лет работы.
  • Всё, что было раньше 10 лет назад: только названия компаний и должностей.
  • Если в вашей карьере были нерелевантные текущей должности места работы — смело их удаляйте. Например, сейчас вы маркетинг-директор, а начинал 15 лет назад с инженера на заводе или продавца на рынке.

32. Уберите ПТУ

Если вы учились в ПТУ, колледже, техникуме, а потом окончили ВУЗ, показывайте только ВУЗ.

33. Не показывайте резюме знакомым HR-специалистам, если не уверены в их профессионализме

У нас много HR-специалистов считают себя гуру и дают советы направо и налево. Узнайте, сколько вакансий они закрыли сами, сколько людей в день в среднем собеседуют, какие книги прочитали о рекрутинге. Сколько из них было иностранных. Если вы получите такие ответы:

Правила составления резюме. Как улучшить своё резюме. Что должно быть в резюме?

Фото Как составить резюме: структура и советы. Как улучшить резюме

Первое, что спрашивают при приёме на работу, — резюме. Оно помогает работодателю определить, подходите ли вы ему. От качества резюме зависит, позовут ли вас на собеседование, поэтому важно уметь его составлять. Как? Расскажем в этой статье.

Структура резюме

Напишите в резюме конкретную должность, на которую вы претендуете. Так работодатель поймёт, чего вы ожидаете от работы, и чего можно ожидать от вас. Важное правило: одна должность — одно резюме, так как для каждой вакансии есть свои требования и компетенции.

Не стесняйтесь указывать ту заработную плату, на которую действительно рассчитываете. Главное, помните, что это нужно подтверждать соответствующими навыками, опытом и уровнем образования.

Здесь нужно указать не только высшее образование, но и профильные курсы и курсы по повышению квалификации, которые вы проходили. Желательно подписать даты обучения, чтобы работодатель понимал, насколько актуальны ваши знания.

В резюме стоит писать релевантный опыт, то есть тот, который соответствует указанной должности. Например, вы претендуете на должность менеджера. При этом вы два года работали менеджером, а до этого пять лет были электриком. В резюме пишите только об опыте работы менеджером.

  1. Профессиональные компетенции и знания

В этом разделе можно написать немного о себе или добавить информацию, которая не подошла в другие разделы (например, готовы вы к переработкам или командировкам).

Если вы решили рассказать о себе, пишите то, что касается вашей работы. Работодателю не важно, ходит ли его потенциальный менеджер на танцы. Но ему будет интересно знать, что вы увлекаетесь копирайтингом или умеете запускать рекламу в соцсетях, так как это может помочь в работе.

Если у вас есть отзывы или рекомендации от предыдущих работодателей, добавляйте их в этот раздел. Перед тем, как указать бывшего работодателя, уточните у него, можете ли вы это сделать. Если получите согласие, не забудьте указать контакты, по которым в организации могут уточнить, действительно ли вас рекомендуют.

Как оформить резюме

Есть много способов оформить резюме. Самый простой вариант — составить таблицу. Можно использовать готовый шаблон из гугл-документов или создать его, например, в Canva. Некоторые делают мини-презентации или создают сайты-визитки. В таких случаях стоит быть осторожнее: ваше резюме должно одинаково хорошо открываться в любых условиях и на любых носителях.

Где бы вы ни оформляли своё резюме, помните о нескольких нюансах:

  • Текст должен быть читаемым. Идеальный вариант: белый фон, чёрные буквы. Это привычно для восприятия, такой текст хорошо читается при любом освещении.
  • Обращайте внимание на шрифт. Удобнее всего шрифты без засечек (Verdana, Roboto, Arial, Calibri). От них не устают глаза, и все буквы будет одинаково хорошо видно. Размер шрифта выбирайте средний (кегль 12–14). Не слишком большой, но и не слишком маленький.
  • Отформатируйте документ. Посмотрите, удобно ли читать ваше резюме. Не слишком ли узкие поля, достаточное расстояние между буквами и строками?
  • Не перегружайте резюме. В документе всё должно быть по сути. Лишний декор только отвлекает внимание работодателя, и вероятность, что ваше резюме прочитают, уменьшается.

3 совета, как улучшить резюме

Резюме должно занимать 1–2 листа А4. Если что-то можно сократить, сокращайте. Чем быстрее можно просмотреть ваше резюме и получить нужную информацию, тем лучше.

Избегайте общих фраз. По предложению должно быть понятно, о чём оно. Например:

  • Стрессоустойчивый. — Закрыл два проекта, пока снаружи было землетрясение, и обошёлся без психолога.
  • Умею вести переговоры. — Договорился на крупную сделку с партнёрами на 8 встречах из 10.
  • Разбираюсь в документообороте. — С нуля выстроил систему документооборота на предприятии.
  1. Правдивость

Пишите в резюме правду. Рано или поздно руководитель всё равно узнает, что некоторых навыков из резюме у вас нет или уровень их владения вы преувеличили. Это поставит вас в неловкое положение и испортит репутацию.

Составить грамотное резюме несложно, но это требует внимания. Когда документ будет готов, отложите его, а потом вновь перечитайте. Проверьте, нет ли грамматических или стилистических ошибок. Даже если для вашей специальности быть грамотным не обязательно, это добавит вам баллов при устройстве на работу.

Читайте также: