Какое соглашение было подписано в 1945
Обновлено: 10.05.2024
ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ СССР И ЗАПАДНЫМИ СТРАНАМИ
После провала Мирной конференции отношение между западными странами и СССР еще более ухудшились из-за прямой помощи, оказывавшейся Югославией, Болгарией и Албанией, находившимися в зоне Советского влияния, коммунистическому партизанскому движению в Греции, и из-за давления СССР на Турцию, от которой Советский Союз требовал вместе с ним принять участие в охране проливов, "чтобы помешать их использованию другими государствами в целях, враждебным причерноморским державам". США энергично отреагировали на это, направив впечатляющую военно-морскую армаду в восточный сектор Средиземного моря. Решительность Трумэна, поддержанная Парижем и Лондоном и опиравшаяся на американскую атомную монополию, произвела тот же эффект, что и жесткая позиция Великобритании в иранском вопросе. В конечном счете, греческий и турецкий кризисы сыграли в истории "холодной войны" роль , которая далеко превзошла те ставки, которые были сделаны конфликтовавшими сторонами. По существу, они послужили источником доктрины Трумэна, ставшей первым шагом к оформлению американских обязательств в отношении Европы, к созданию НАТО. Чтобы попытаться урегулировать не решенные Мирной конференцией проблемы, новое совещание министров иностранных дел собралось в Москве 10 марта 1947 года, накануне изложения Трумэном конгрессу своей доктрины экономической помощи "свободным народам, сопротивляющимся попыткам закабаления со стороны вооруженного меньшинства, или внешнему давлению". (Первыми получили американскую помощь Турция и Греция). В Москве дискуссия развернулась по нескольким фундаментальным вопросам германской проблемы.
Теория "двух лагерей" похоронила попытки Бенеша и Масарика сохранить хорошие отношения с обоими. Парламентские выборы в Чехословакии должны были состояться в мае 1948 года. Все ожидали отступления коммунистов, на которых часть общественного мнения возлагала ответственность за тяжелый продовольственный кризис. Сознавая нависшую над ними угрозу, коммунисты постарались еще более упрочить свое господство в профсоюзах, армии и полиции. В начале февраля 1948 года министр внутренних дел коммунист Нозек назначил нескольких коммунистов на высшие посты в государственной безопасности. В знак протеста и желая заставить правительство провести досрочные выборы 12 министров из умеренных подали в отставку. Председатель Совета Министров коммунист Готвальд обратился за помощью, согласовав этот шаг с заместителем министра иностранных дел СССР Зориным, находившимся тогда в Праге, к вооруженной рабочей милиции, чье выступление обеспечило окончательную победу коммунистов. 25 февраля Бенеш уступил давлению улиц, отдав коммунистам все важные посты в правительстве, за исключением портфеля министра иностранных дел, оставленного за Масариком (но тот покончил жизнь самоубийством 10 марта). На прошедших 30 мая по единому списку выборах победили коммунисты. 8 июня Бенеш подал в отставку. Хотя "пражская операция" и не внесла каких-либо значительных изменений в сложившуюся геополитическую ситуацию, она получила огромный резонанс в мире.
5 марта 1948 года генерал Клей отправил из Берлина телеграмму, весьма характерную для тревожной обстановки, которая царила в тот момент: "Уже несколько недель я чувствую, что в советской позиции происходят подспудные изменения, заставляющие меня думать, что война может разразиться с драматической внезапностью". Центральному разведывательном управлению США потребовалось 10 дней, чтобы подготовить для Трумэна доклад с заключением о невозможности возникновения войны в ближайшие 60 дней. Конфронтация СССР и Запада поднялась еще на одну ступень летом 1948 года из-за событий, связанных с блокадой Берлина. Провал конференции "последнего шанса" по германской проблеме (Лондон, ноябрь-декабрь 1947 года) ускорил процесс создания Западной Германии. В знак протеста против решения Западных держав об организации выборов в западногерманское учредительное собрание маршал Соколовский, советский представитель в межсоюзническом Контрольном Совете по управлению Берлином, 20 марта вышел из этого органа, что привело к ликвидации четырехсторонней администрации Берлина. Была сохранена только комендатура, управляющая муниципальной деятельностью. 31 марта советская сторона установила контроль за коммуникациями между Западным Берлином и Западной Германией, чтобы заставить западные державы оставить бывшую столицу. Западные страны ответили на это выпуском новой марки общей для их трех зон. В свою очередь СССР через несколько дней ввел новую денежную единицу в своей зоне, заявив, что она будет иметь хождение во всем Берлине. На следующий день (24 июня) советская сторона полностью блокировала западные зоны в Берлине. Маршал Соколовский открыто заявил, что "технические трудности" в передвижении между Берлином и Западной Германией сохранятся до тех пор, пока Вашингтон, Лондон и Париж не откажутся от своего проекта создания "трех зонного" правительства.
Мао Цзедун на IX съезде компартии Китая
14 июня 1955 года, в ответ на действия Запада, Болгария, Венгрия, Чехословакия, СССР, Польша, Румыния, ГДР, Албания подписали Варшавский договор "с целью обеспечения безопасности стран участниц и поддержания мира в Европе". Серьезную опасность для мира представляла все расширяющаяся гонка вооружений . Как США, так и СССР из года в год увеличивали свои военные бюджеты, тысячи ученых и инженеров трудились над созданием самых совершенных видов оружия массового уничтожения. Начиная с 1958 года, проводились попытки положить начало сокращению вооружений, но они оказывались неудачными. Итак, к концу 50-х мир стал значительно более полярным, и никто не видел выхода из "холодной войны".
Первый визит Н. С. Хрущева в США
Хрущев представляет в ООН план разоружения и встречается в Кэмп-Дэвиде с президентом Д. Эйзенхауэром
Созданный в июле 1945 года Совет министров иностранных дел (СМИД) СССР, США, Великобритании, Франции и Китая решил сначала разработать проекты мирных договоров с германскими союзниками, что должно было облегчить в дальнейшем заключение мирного договора с Германией. Согласно решениям Берлинской (Потсдамской) конференции 1945 года, в подготовке проекта договора с каждой из стран - бывших союзниц Германии участвовали те государства, которые подписали с ней договор о перемирии или условия капитуляции (Франция рассматривалась как держава, подписавшая условия капитуляции Италии). Этот принцип получил название формулы 4-3-2: в подготовке договора с Италией участвовали СССР, США, Великобритания и Франция; с Болгарией, Венгрией и Румынией - СССР, США и Великобритания; с Финляндией - СССР и Великобритания. На сессии СМИД в Лондоне (11.9-2.10.1945) советская позиция по проблемам мирного урегулирования в Средиземноморье, на Балканах и в Японии, а также по процедуре обсуждения мирных договоров натолкнулась на англо-американскую оппозицию. На московском совещании СССР, США и Великобритании (16-26.12.1945) противоречия частично удалось преодолеть. Были приняты решения о созыве конференции в составе 5 членов СМИД и 16 других государств антигитлеровской коалиции в Париже не позднее 1.5.1946 года. Конференция должна была предоставить свои рекомендации СМИД, за которым оставалось принятие окончательного решения. Была достигнута договорённость о том, что бывшим союзникам Германии предоставят право обсуждения представленных им договоров (победители не хотели повторять опыт Парижской мирной конференции 1919-1920 годов). Советской делегации удалось отстоять следование формуле 4-3-2, несмотря на англо-американские попытки расширить круг стран, допущенных к разработке Парижских мирных годоворов (путём привлечения Франции и Китая к обсуждению всех 5 договоров). На 1-м этапе сессии СМИД в Париже (25.4-16.5.1946) вопросы о границах Италии и её колониях, репарациях с побеждённых государств, а также американское предложение о включении в повестку дня конференции мирного договора с Австрией вызвали новые противоречия. Конференция была отсрочена. На 2-м этапе парижской сессии (15.6-12.7.1946) урегулирование ряда проблем (в том числе по выплате итальянских репараций СССР) позволило договориться о её созыве к 29 июля, несмотря на сохранившиеся разногласия по 26 пунктам различных договоров (в том числе по проблемам Триеста, судоходства по Дунаю, ряду экономических вопросов). США и Великобритания согласились с советским предложением по процедуре голосования на конференции большинством в 2/3 голосов.
Парижская мирная конференция (ПМК). В работе ПМК (29.7-15.10.1946) участвовали делегации СССР (глава - В.М. Молотов; его действия путём шифропереписки направлялись и контролировались лично И.В. Сталиным), США (Дж. Ф. Бирнс), Великобритании (К. Р. Эттли), Франции (Ж. Бидо), Китая, Австралии, Бельгии, Белорусской ССР (министерства иностранных дел К.В. Киселёв), Бразилии, Греции, Индии, Канады, Нидерландов, Новой Зеландии, Норвегии, Польши, Украинской ССР (министерства иностранных дел Д.З. Мануильский), Чехословакии, Эфиопии, Югославии, Южно-Африканского Союза (ЮАС, с 1961 года ЮАР); всего 844 человека. В состав делегации СССР входили министры иностранных дел Эстонской ССР (Х.Х. Круус), Латвийской ССР (П.И. Валескалн) и Литовской ССР (П.И. Ротомскис). Отдельное представительство Украинской ССР и Белорусской ССР с правом решающего голоса было связано с решениями Крымской (Ялтинской) конференции 1945 года о предоставлении им статуса первоначальных членов ООН. Государствам, выразившим заинтересованность в обсуждавшихся договорах с бывшими союзниками Германии (Мексика, Куба, Египет, Иран, Ирак, Албания и Австрия), была дана возможность изложить свои позиции. В рамках ПМК работало 10 комиссий: генеральная, юридическая и по составлению договоров, военная, две комиссии по экономическим вопросам (одна для Италии, другая для всех остальных государств), 5 комиссий по политическим и территориальным вопросам (по одной на каждое государство). Работа конференции характеризовалась высокой степенью гласности и открытости (её освещали свыше 2 тысяч журналистов).
США и Великобритания, рассматривая договорённость по процедурным правилам, достигнутую в рамках СМИД, как необязательную, добились её пересмотра. Было принято решение (15 голосов против 6) о том, что конференция могла давать 2 вида рекомендаций СМИД: принятые квалифицир. большинством в 2/3 голосов и простым большинством.
Несмотря на серьёзную дипломатическую борьбу и противоречия, с приближением сессии Генеральной Ассамблеи ООН (23 октября), на которую стремились попасть главы многих делегаций, ход переговоров ускорился. К 15 октября были подготовлены 53 рекомендации СМИД, принятые большинством в 2/3 голосов, и 41 рекомендация, одобренная простым большинством.
Рекомендации ПМК по договорам с бывшими союзниками Германии обсуждались на сессии СМИД в Нью-Йорке (4.11-12.12.1946). В результате напряжённых переговоров были достигнуты компромиссные решения по Триесту, созыву конференции для выработки конвенции о режиме судоходства на Дунае (состоялась в Белграде (30.7-18.8.1948) и приняла конвенцию о международно-правовом режиме судоходства на Дунае, вступившую в силу 11.5.1949). Были учтены советские предложения по проблемам итальянских репараций, греко-болгарской границе и другие. В совокупности СМИД принял 71 рекомендацию, данную ПМК (47 из 53, 24 из 41). Это позволило завершить подготовку Парижского мирного договора.
Мирные договоры.
20 января Парижские мирные договоры подписаны от США Дж. Ф. Бирнсом в Вашингтоне, 29 января от СССР В.М. Молотовым в Москве, 4 февраля Э. Бевиным от Великобритании в Лондоне. 10.2.1947 года Парижские мирные договоры подписаны остальными участниками (от СССР, США и Великобритании свою подпись поставили послы в Париже).
Договор с Финляндией подписали 10 государств (СССР, Великобритания, Австралия, Белорусской ССР, Индия, Канада, Новая Зеландия, Украинской ССР, Чехословакия и ЮАС), с Румынией - 11 государств (те же, а также США), с Венгрией - 12 государств (те же, а также США и Югославия). Договор с Болгарией подписали 12 государств (СССР, Великобритания, США, Австралия, Белорусская ССР, Индия, Греция, Новая Зеландия, Украинская ССР, Чехословакия, Югославия и ЮАС), с Италией - 20 государств (те же, а также Франция, Китай, Бельгия, Бразилия, Канада, Нидерланды, Польша, Эфиопия).
Парижские мирные договоры составлены на трёх языках: английском, русском и французском. Все они построены по одному типу и состоят из преамбулы, разделов по территориальным, политическим, военны, экономическим вопросам, о репарациях и реституциях, заключительных постановлений о выполнении и толковании договоров, порядка их ратификации и вступления в силу. Все Парижские мирные договоры (кроме договора с Италией) имеют стандартный набор приложений: карту границ; определение военного, военно-воздушного обучения и военно-морского обучения; определение и перечень военных материалов и техники; специальные постановления, относящиеся к некоторым видам собственности; о контрактах, сроках давности и ценных бумагах; о судах и судебных решениях. Все Парижские мирные договоры (кроме договора с Финляндией, которая не была оккупирована) содержали постановления о сроках вывода союзных войск (через 90 дней со дня вступления договоров в силу; СССР сохранял право содержать в Венгрии и Румынии вооруженные силы для поддержания линий коммуникации с контингентом своих войск в Австрии). Договор с Италией содержал отдельную часть по наказанию военных преступников (в других договорах аналогичные статьи включены в состав политических постановлений). В договорах с Болгарией, Венгрией и Румынией имелись специальные постановления относительно Дуная.
Военные постановления парижских мирные договоров ограничивали численность вооруженных сил и военное производство побеждённых государств, устанавливали ряд запретов. Численность итальянской армии (включая карабинеров) не могла превышать 250 тысяч человек; Италия не могла иметь более 200 тяжёлых и средних танков, допускать к службе в прежних чинах офицеров или унтер-офицеров фашистской милиции или армии (за исключением реабилитированных), строить долговременные укрепления и военные сооружения вдоль границ с Францией и Югославией, на островах Сицилия и Сардиния; острова Пантеллерия, Пианоза, Пелагские острова оставались демилитаризованными. Численность болгарской армии ограничивалась 55 тысячами человек, венгерской - 65 тысячами человек, румынской - 120 тысяч человек, финляндской - 34,4 тысячи человек. Водоизмещение итальянских ВМФ не могло превышать 67,5 тысяч т; Италии запрещалось строить, иметь или приобретать линкоры и авианосцы; численность личного состава итальянских ВМФ ограничивалась 25 тысячами человек; 163 итальянских военных корабля подлежали передаче СССР, Великобритании, США и Франции. Водоизмещение болгарских ВМФ ограничивалось 7,25 тысяч т, его личный состав - 3,5 тысячи человек; румынские ВМФ - 15 тысяч т и 5 тысяч человек; финляндские ВМФ - 10 тысяч т и 4,5 тысячи человек. Итальянские ВВС запрещалось иметь более 350 самолётов, численность их личного состава не могла превышать 25 тысяч человек (соответственно болгарски ВВС - 90 самолётов и 5,2 тысячи человек; венгерские ВВС - 90 самолётов и 5 тысяч человек; румынские ВВС - 105 самолётов и 8 тысяч человек; финляндские ВВС - 60 самолётов и 3 тысячи человек). Всем 5 государствам запрещалось иметь любые виды атомного оружия, самолёты, спроектированные как бомбардировщики, подводные лодки, торпедные катера и ряд других, вооружений.
Экономические постановления парижских мирных договоров определяли порядок реституции собственности, которая была вывезена из стран, принадлежащих к Объединённым Нациям, обязывали побеждённые государства восстановить на своих территориях экономические права и интересы граждан Объединённых Наций. На бывших союзников Германии налагалось обязательство выплатить репарации: Италия должна была выплатить СССР 100 миллионов американских долларов, Албании - 5 миллионов, Эфиопии - 25 миллионов, Греции - 105 миллионов, Югославии - 125 миллионов американских долларов; Болгария выплачивала Греции 45 миллионов американских долларов, Югославии - 25 миллионов американских долларов; Венгрия выплачивала СССР 200 миллионов американских долларов, Чехословакии и Югославии (вместе) - 100 миллионов американских долларов; Румыния и Финляндия выплачивали СССР по 300 миллионов американских долларов каждая. Устанавливались сроки выплаты репараций: для Италии - 7 лет, для остальных государств - 8 лет. Болгария, Венгрия и Румыния признавали права СССР на все германские активы на своих территориях. Позднее Советский Союз, содействуя экономическому развитию Болгарии, Венгрии и Румынии, отказался от значительной части компенсаций за нанесённый ему ущерб (объём репараций в пользу СССР впоследствии был также снижен и для Финляндии).
Для вступления в силу каждого из договоров требовалась его ратификация побеждённым государством и теми странами, которые отвечали за его составление. Парижские мирные договоры были ратифицированы в течение 1947 года: Финляндией 18 апреля, Великобританией 29 апреля, США 14 июня, Францией 26 июня, Венгрией 27 июня, Италией 31 июля, Румынией 23 августа, Болгарией 25 августа, СССР 29 августа. Договоры вступили в силу 15 сентября после передачи ратификационных грамот договора с Италией французскому правительству, ратификационных грамот остальных договоров - советскому правительству. Зарегистрированы в ООН 15.3.1950 года.
Парижские мирные договоры гарантировали суверенитет государств - бывших союзников Германии, зафиксировали новый территориальный статус-кво в Южной, Центральной и Восточной Европе, сложившийся после окончания 2-й мировой войны, создали условия для демократизации внутриполитической жизни в побеждённых государствах и установили барьеры для возрождения фашизма. В целом Парижские мирные договоры были подписаны на условиях, близких советским, способствовали укреплению позиций СССР в Центральной и Восточной Европе, явились успехом советской дипломатии.
Исторические источники:
Советские делегации на Парижской конференции. М., 1947;
Мирный договор с Болгарией. М., 1947;
Мирный договор с Венгрией. М., 1947;
Мирный договор с Италией. М., 1947;
Мирный договор с Румынией. М., 1947;
Мирный договор с Финляндией. М., 1947;
Treaty Series. / United Nations. [N. Y.], 1950. Vol. 49;
Внешняя политика Советского Союза. 1947 год. М., 1952. Ч. 1;
Foreign relations of the United States. 1946. Wash., 1970. Vol. 3-4;
Советско-американские отношения. 1945-1948. М., 2004.
Дополнительная литература:
Международные отношения после второй мировой войны. М., 1962. Т. 1;
Исраэлян В.Л. Из истории подготовки мирного договора с Болгарией (1944–1946 гг.) // Из истории международных отношений. М., 1963;
Мунтян М. А. Подготовка мирного договора с Румынией и позиция советской дипломатии // Прошлое и настоящее. М., 1967; он же. Дунайская проблема в международных отношениях (1945–1948). Киш., 1977;
Intersimone G. L’Italia e il Trattato di pace del 10-2-1947. Roma, 1970;
Lache S., Tutui C. Romania si conferinta de pace de la Paris din 1946. Napoca, 1978;
Внешняя политика СССР и проблемы послевоенного урегулирования в Европе. М., 1978;
С момента окончания Второй мировой войны минуло 76 лет, однако далеко не все споры по ее итогам можно считать полностью урегулированными. Особенно здесь выделяются российско-японские и китайско-японские отношения.
Казалось бы, откуда такая несговорчивость? Ведь Япония, признавшая свое поражение в сентябре 1945 года, не имела возможности диктовать условия.
Японцы вели войну против США и Великобритании, однако в отношениях с СССР сохраняли нейтралитет. Объяснялось это тем, что в Токио помнили уроки Халхин-Гола и дожидались решительного ослабления Советского Союза.
На деле получилось иначе: СССР погнал немцев на Запад, и к 1945 году стало ясно, что Третий рейх обречен на полное поражение. На Ялтинской конференции западные союзники настояли на вступлении СССР в войну против Японии по окончании боевых действий в Европе. Вашингтон и Лондон справедливо полагали, что борьба за полный разгром японцев может стоит дорого, и хотели часть этой кровавой цены переложить на Москву.
Союзнические обязательства
Иосиф Сталин добился соглашения, согласно которому в обмен на участие в войне с Японией Советский Союз получал Южный Сахалин, аннексированный ещё в русско-японской войне, и Курильские острова. За Монголией признавался статус независимого государства. Советской стороне также были обещаны в аренду Порт-Артур и Китайско-Восточная железная дорога (КВЖД).
Вступив в войну в августе 1945 года, Советский Союз в кратчайшие сроки разбил мощную Квантунскую армию, освободив Северо-Восточный Китай и север Корейского полуострова. К началу сентября от японцев очистили Сахалин и Курилы. Советская операция предполагала высадку на острове Хоккайдо, но, пойдя навстречу американцам, от этого плана отказались.
29 января 1946 года Меморандумом № 677 главнокомандующего Союзных держав генерала Дугласа Макартура из территории Японии были исключены Курильские острова (острова Тисима), группа островов Хабомаи (Хабомадзе) и остров Сикотан. 2 февраля 1946 года, в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР, на этих территориях была образована Южно-Сахалинская область в составе Хабаровского края РСФСР, которая 2 января 1947 года вошла в состав новообразованной Сахалинской области в составе РСФСР.
Конференция для избранных
Однако полное урегулирование отношений между воюющими державами требует времени. В 1951 году США и Великобритания выступили с инициативой подписания мирного договора с Японией, который подвел бы черту под прошлым.
Но с 1945 года изменилось многое. Между вчерашними союзниками вовсю шла холодная война, в которой Вашингтон рассматривал Японию уже не как врага, а как важного союзника в Азии. Соответственно, и сам договор, который предполагалось подписать, был выстроен соответствующим образом.
Конференция по подписанию мирного договора открылась 4 сентября 1951 года в Сан-Франциско, куда съехались представители нескольких десятков государств. Договор, предложенный к подписанию, прекращал состояние войны между подписавшими его союзниками и Японией, закреплял порядок выплаты репараций союзникам и компенсаций пострадавшим от японской агрессии странам.
Проблема заключалась в том, что речь не шла о коллективной выработке документа: участникам предлагалось подписать договор, ранее разработанный американцами и британцами.
Кроме того, на конференцию не были приглашены представители КНР, КНДР, Монголии и Вьетнама. То есть страны, понесшие наибольшие потери от действий японских милитаристов, в Сан-Франциско не попали. Вашингтон исходил из простой логики: власти данных стран в своей политике ориентировались на Москву, следовательно, ими можно было пренебречь.
Советская делегация вместе с первым заместителем главы МИД СССР Андреем Громыко в Сан-Франциско приехала. Но подписывать договор в подобном виде советская сторона не собиралась, а воспользовалась случаем, чтобы громко объявить о своей позиции.
Громыко, выступая на конференции 5 сентября 1951 года, заметил: «Американо-английский проект мирного договора с Японией навязывает обязательство вступить в военную группировку, направленную своим острием против соседних с Японией государств. Прежде всего — против Советского Союза и Китайской Народной Республики. Это видно хотя бы уже из того факта, что в предусматриваемом американо-английским проектом мирного договора военном соглашении исключается участие таких стран, как Китайская Народная Республика и Советский Союз…
Отказаться от своих прав, не признавая советские
То есть мирный договор содержал довольно иезуитскую формулу: Япония, отказываясь от территорий, отказывается от них не полностью, а Соединенные Штаты, вопреки своим союзническим обязательствам 1945 года, не признают суверенитет СССР над Сахалином и Курилами.
Документ, предложенный к подписанию в Сан-Франциско, иногда называют сепаратным миром: США и Великобритания оформляли договор в своих интересах, фактически освобождая Японию от обязательств перед Китаем, КНДР, СССР и Вьетнамом. При этом Япония за такую услугу становилась военной базой Соединенных Штатов.
Не хотите — и не надо
Разумеется, позиция СССР на задуманную акцию никак не повлияла: собравшиеся в Сан-Франциско страны договор подписали. Но Москву это ни к чему не обязывало: можно жить без мирного соглашения с Японией.
В 1990-х годах некоторые эксперты стали ставить советскому руководству в вину отсутствие подписи под Сан-Францисским мирным договором: из-за этого, мол, и появились у японцев возможность выдвигать претензии на Курилы. В действительности, как видим, ситуация обстояла иначе: Советский Союз отказался подписывать документ, игнорирующий его законные интересы.
Москва и позднее готова была разговаривать с Токио и даже идти на уступки, но только при одном условии: если Япония перестанет играть роль американского сателлита и не позволит использовать свою территорию для возможных агрессивных действий против нашей страны.
Но такого обещания японцы не давали ни в 1950-х, ни в 1980-х, не дают они его и сейчас.
Что ж, значит, так тому и быть. Тем, кто готов на сэппуку ради интересов Вашингтона, о Шикотане можно и не мечтать.
Большое количество международных договоров, подписанных во время холодной войны, является результатом, с одной стороны, организации мира на два блока, Восток и Запад, а с другой стороны, потому что конкуренция между этими двумя Избегать тотальной войны несовместимо с поиском соглашений до тех пор, пока они не ставят под сомнение общий баланс сил между Соединенными Штатами, Советским Союзом и их соответствующими союзниками.
С начала холодной войны в 1947 году два лагеря (Западный, вокруг США и Восточный, вокруг СССР ) организовались в союзы. В форме многонациональных организаций или договоров, определяющих области сотрудничества, эти союзы стремятся объединить каждый лагерь, продвигая военное, политическое или экономическое сотрудничество.
Договоры, подписанные между странами Восточного блока, устарели с распадом советского блока. Однако Россия, которая в декабре 1991 года сменила Советский Союз в международном праве, унаследовала договоры, подписанные последним с другими государствами.
Резюме
Договоры о политическом и экономическом сотрудничестве
В конце Второй мировой войны Соединенные Штаты доминировали в мире в экономическом и финансовом отношении и, таким образом, внесли весь свой вес в подписание в 1944 году Бреттон-Вудских соглашений большинством государств, которые стали членами Организации Объединенных Наций. Эти соглашения организовали послевоенный экономический и финансовый порядок и создали Международный валютный фонд и Международный банк реконструкции и развития .
Европа
западная Европа
Когда мир погружается в холодную войну, Соединенные Штаты опасаются экономического и социального коллапса стран Европы. Они разработали план экономической помощи, план Маршалла , и просят европейцев создать многонациональную организацию для управления распределением американской помощи. Так в апреле 1948 года родилась Организация европейского экономического сотрудничества (ОЕЭС), к которой присоединились восемнадцать европейских стран. Утратив свое первоначальное предназначение, в 1961 году он был вновь основан под названием Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) в 1961 году, членами которой стали США и Канада. СССР, как и его государства-сателлиты в Восточной Европе, отвергают план Маршалла и не являются членами OEEC или OECD.
Европа оказывается разрушенной и разделенной после Второй мировой войны. Идея европейского единства быстро распространяется в странах Западной Европы, осознающих, что американской помощи будет недостаточно для восстановления Старого континента. На политическом уровне, десять европейских государства основали Совет Европы , первую парламентскую ассамблею в истории, чьи уставы были приняты в 1949 г. В экономических вопросах таможенного союза голландско-бельгийский Люксембург, известный под именем де Бенилюкс , было множество в 1948 году. Решительный шаг был сделан в 1951 году с подписанием договора о создании Европейского сообщества угля и стали (ECSC), свидетельства о рождении Европейского сообщества шести, Западной Германии, Франции, Италии и трех стран Бенилюкса. Государства, включая Договор об учреждении Европейского экономического сообщества (ЕЭС) и Договор об учреждении Европейского сообщества по атомной энергии (ЕАЭС или Евратом), также известный как Рим, в 1957 году завершили строительство постамента. Эти три договора, в которых Великобритания в основном отсутствует, направлены на то, чтобы привязать Западную Германию к западному лагерю, в то время как опасения, унаследованные от войны, все еще присутствуют.
В 1963 году де Голль и Аденауэр подписали так называемый Елисейский договор о франко-германском сотрудничестве, который завершил примирение между двумя странами. Де Голль ожидает, что это будет шагом к формированию независимой Европы и выходом из логики конфронтации между двумя блоками Востока и Запада; но это ожидание быстро разочаровывается, потому что Бундестаг голосует за преамбулу закона о ратификации Елисейского договора, само атлантистское содержание которого частично его лишает.
Восточная Европа
СССР признал Народный Китай 3 октября 1949 года, затем два государства заключили в феврале 1950 года договор о дружбе, союзе и взаимопомощи и несколько соглашений, по которым Советы вернули Китаю определенные территории и оказали Китаю значительную экономическую помощь. Заключенный на тридцать лет этот договор, иногда известный как советско-китайское соглашение, не возобновляется по истечении срока его действия из-за ухудшения отношений между двумя великими коммунистическими странами .
Другие регионы мира
В Америке, как американцы обычно называют Западное полушарие, чтобы лучше подчеркнуть единство, через год после подписания Межамериканского договора о взаимной помощи на 9- й Панамериканской конференции, состоявшейся в Боготе в 1948 г. нация подписывает устав Организации американских государств . Соединенные Штаты и тринадцать их государств-членов проголосовали в 1962 году за исключение Кубы, которая попала в коммунистический лагерь с захватом власти Фиделем Кастро и объединилась с СССР.
Договоры о безопасности и обороне
Европа
В Европе страны Западной Европы в конце Второй мировой войны очень обеспокоены своей безопасностью. Францию особенно беспокоит возможное возрождение Германии, но все отмечают слабость своих средств защиты от Красной Армии, которая остается в силе в Восточной Европе, где между 1945 и 1948 годами становится очевидным, что Сталин окончательно устанавливает там свое господство. Именно в этом контексте двойного страха визави Германии и Советский Союз , что первые союзы были сформированы, с подписанием Договора Дюнкерка в 1947 году между Францией и Соединенным Королевством. , То , что в Договоре Брюссель в 1948 году, который распространил прецедент на Бенилюкс . В то же время страны Западной Европы считают, что только США могут надежно удовлетворить их потребности в безопасности. Переговоры, начатые в 1948 году, привели в 1949 году к подписанию Североатлантического договора Соединенными Штатами, Канадой и десятью европейскими государствами, в рамках которого разразилась Корейская война, разразившаяся в 1949 году. Июнь 1950 г. , ускоряет создание интегрированной военной организации НАТО .
С целью разрешения перевооружения Федеративной Республики Германии (ФРГ) и в значительной степени по инициативе Франции был подписан договор о создании Европейского оборонительного сообщества (EDC). 27 мая 1952 г. шестью западноевропейскими государствами. Подписанная накануне Конвенция об отношениях между тремя державами и ФРГ , известная как Боннские соглашения , предоставляет, с некоторыми ограничениями, суверенитет ФРГ после вступления в силу договора об учреждении EDC.
Но неудача его ратификации французским парламентом в 1954 году привела к отказу от CED. Конференция Девять держав объединяет в Лондоне западных союзников , которые согласны на решение заменителя. Он был реализован Парижскими соглашениями от октября 1954 года, которые открыли путь для присоединения ФРГ к Североатлантическому договору , который вступил в силу в мае 1955 года. В рамках этих соглашений Брюссельский договор развивается и дает начало Западноевропейскому союзу. (ЗЕС), открывшись для ФРГ и Италии. Наконец, три западных союзника, Франция, Соединенные Штаты и Великобритания, подписывают Протокол с Западной Германией о прекращении оккупационного режима в Федеративной Республике Германии.
Советы ответили на вступление ФРГ в НАТО Договором о дружбе, сотрудничестве и взаимопомощи , известным как Варшавский договор, заключенным в 1955 году между семью европейскими государствами с востока и СССР . В том же году Москва завершила этот пакт Договором об отношениях между СССР и ГДР, который, в частности, разрешает советским войскам, находящимся на территории ГДР, оставаться там.
До вторжения в Чехословакию в августе 1968 года советские войска не дислоцировались там постоянно. Москва узаконивает присутствие своих войск, подписав в октябре 1968 года Договор о размещении советских вооруженных сил в Чехословакии , который не устанавливает сроков и не содержит поправки по инициативе чехословацких властей.
В Азии, США плетут сеть союзов, чаще двусторонний, со своими союзниками по перекрытию коммунистической экспансии, благосклонен сдвигом Китая в коммунизм в 1949 г. Основные транснациональные альянсами являются ANZUS заключенного в 1951 годе Австралии , Новый Зеландия и Соединенные Штаты, а также Организация договора о Юго-Восточной Азии (SEAO), заключившая в 1954 году договор между США, Францией, Соединенным Королевством, Австралией, Новой Зеландией, Пакистаном , Филиппинами и Таиландом . В разгар корейской войны Соединенные Штаты подписали двусторонние договоры в области обороны с Японией и Филиппинами в 1951 году, а затем с Южной Кореей в 1953 году.
Договор о взаимном сотрудничестве и безопасности между США и Тайванем затем был подписан в 1954 г. Признания Народной Республики Китая Вашингтон в 1979 году вынудили США прекратить этот договор и заменить его с Законом отношений с Тайванем , который не делает предлагают те же гарантии безопасности, что и предыдущий.
На смену договору 1951 года был подписан новый Договор о взаимном сотрудничестве и безопасности между Соединенными Штатами и Японией в 1960 году. Предыдущий текст санкционировал создание американских баз на архипелаге. Более сбалансированный, новый текст больше уважает суверенитет Японии.
Другие регионы мира
Государства Ближнего Востока и Индийского океана не входят в западный и восточный блоки, а некоторые даже являются лидерами неприсоединения . Однако две великие, но также и средние державы, такие как Франция или Великобритания, пытаются расширить свое влияние там по стратегическим или экономическим причинам. В некоторых случаях заключаются прочные и прочные двусторонние союзы: это случай союза между Соединенными Штатами и Саудовской Аравией или между Соединенными Штатами и Израилем, даже если эти два средневосточных государства не поддерживают дипломатических отношений и выступают против друг друга. израильско-арабский конфликт , который длится в течение всех лет холодной войны. Когда они встретились в 1945 году на борту крейсера Quincy , президент Рузвельт гарантировал, что Соединенные Штаты обеспечат безопасность королевства в обмен на то, что король ибн Сауд оставил месторождение открытым для американских нефтяных компаний для продолжения разведки и разработки. компания Saudi Aramco . Между американскими компаниями и Королевством было подписано соглашение о распределении прибыли 50/50, а в 1951 году был подписан договор о взаимной обороне.
Со своей стороны, Соединенное Королевство, исторически присутствующее на Ближнем Востоке, заключило в 1955 году Багдадский пакт , оборонительный союз с Ираком , Ираном , Пакистаном и Турцией с целью сдерживания своего влияния. Советский Союз в регионе, чьи нефтяные ресурсы стали жизненно важными для Запада. Пакт был переименован в CENTO в 1958 году, когда его покинул Ирак.
Пакистан является участником в 1950 из четырех договоров обороны: членом двух международных союзов, в СЕАТО и СЕНТО , Карачи также подписал соглашение о взаимной обороне в 1954 году и соглашение о военном сотрудничестве в 1959 году с Соединенными Штатами в обеих случаях.
Мирные договоры и дипломатические договоры между Востоком и Западом
Во время холодной войны два блока противостояли друг другу с большим недоверием, продолжали укреплять свой военный потенциал и находились в постоянной конкуренции за господство в регионах мира, в которых они не доминировали напрямую, таких как Юго-Восточная Азия и Ближний Восток . Однако дипломатические отношения по- прежнему очень активны и ведущие, особенно в периоды разрядки, как это было в период с 1953 по 1956 год, а затем с 1969 по 1975 год по соглашениям политического характера или о сотрудничестве и экономических обменах. Фараминская цена "холодной войны" и экономические трудности заставят два лагеря найти точки соприкосновения, как только их глобальное положение не ослабнет. Эти договоры фактически не изменяют глобальные балансы и никогда не затрагивают периметр каждого из двух блоков. Они позволяют снизить напряженность и увеличить разного рода обмены в интересах каждой из сторон.
Европа
Между 1947 и 1955 годами были подписаны мирные договоры со всеми странами, потерпевшими поражение во Второй мировой войне, кроме Германии. Союзники подписали Парижский мирный договор в 1947 году с Италией , Румынией , Венгрией , Болгарией и Финляндией . Мирный договор с Австрией был подписан в 1955 году.
Немецкий вопрос и, в частности, статут Берлина лежат в основе холодной войны в Европе. Западные союзники отказываются отказаться от Потсдамских соглашений 1945 года, которые привели к созданию двух немецких государств в 1949 году и по которым Берлин остается разделенным на четыре зоны оккупации до конца холодной войны. Четырехстороннее соглашение по Берлину , подписанного в 1971 году четырех бывших союзников положить конец разногласиям , касающимся статуса Берлина, предметом двух крупных кризисов, в блокаде Берлина в 1948 году, то второй берлинский кризис был открыт в 1958 году по Сдаться под сомнение Хрущевым об этом статусе , что привело к строительству Берлинской стены в августе 1961 года .
Последний акт мирного процесса в Европе, через сорок пять лет после окончания Второй мировой войны , Договор об окончательном урегулировании в отношении Германии , также называемый Московским договором или Договором 2 + 4 , был подписан в 1990 г. четыре бывших союзника и две Германии. В контексте продолжающегося воссоединения Германии он кладет конец Потсдамским соглашениям и возвращает ей полный суверенитет.
В 1951 году Сан-Францисский договор, многосторонний договор между 48 странами, установил условия мира с Японией. СССР участвует в конференции в Сан-Франциско, но отказывается подписывать окончательный договор. Однако совместная советско-японская декларация 1956 г. установила де-факто состояние мира между двумя странами.
Договоры о контроле и ограничении вооружений
Соединенные Штаты и СССР, и в меньшей степени их основные союзники, участвовали в дорогостоящей гонке вооружений во время холодной войны, подпитываемой опасениями, что одна сторона может взять верх, и лоббированием военно-промышленников, которые пользуются геополитическими преимуществами. контекст. С середины 1950-х годов великие и средние державы устанавливают здесь определенные ограничения, исключая или ограничивая производство или развертывание обычного, биологического или ядерного оружия. Для этих держав речь идет о контроле за ценой этой гонки вооружений, но также и о предотвращении распространения ядерного оружия, монополию на которое они хотят сохранить, а иногда и о соображениях защиты географических территорий. В период с 1957 по 1991 год было подписано более двадцати договоров о контроле и ограничении вооружений .
Подписано двенадцатью государствами под эгидой Организации Объединенных Наций 1 - го Декабря +1959 , Договор об Антарктике - первое международное соглашение об ограничении вооружений во время холодной войны. Он запрещает любое использование Антарктики в военных целях и организует ее научное освоение, что также делает ее договором об охране окружающей среды. Точно так же Договор об использовании космического пространства был подписан в 1967 году, а Договор о запрещении размещения ядерного оружия и других видов оружия массового уничтожения на морском дне был подписан в 1971 году.
Первые переговоры относительно ядерного оружия и его испытаний начались в 1958 году. Они не завершились до 1963 года, когда был подписан Договор о частичном запрещении ядерных испытаний, запрещающий ядерные испытания в атмосфере. Эта длительная задержка отражает тот факт, что между 1958 и 1962 годами американо-советские отношения становились все более плохими, в частности, из-за берлинского кризиса и кубинского кризиса . Их улучшение по сравнению с 1963 годом, ознаменовавшим собой период разрядки, разблокировало переговоры, и два великих из них были готовы продемонстрировать свою готовность к сотрудничеству.
Более амбициозный договор о нераспространении ядерного оружия, подписанный в 1968 году, направлен на ограничение обладания ядерным оружием пятью державами, которые официально им обладают.
Синоптическая таблица
Эта синоптическая таблица дает синтетический обзор основных соглашений всех видов, подписанных во время холодной войны между 1947 и 1991 годами.
70 лет назад произошло событие, результаты которого до сих пор аукаются руководству нашей страны проблемами на международном уровне. 8 сентября 1951 года в Сан-Франциско состоялась церемония подписания мирного договора между государствами-победителями и побежденной во Второй мировой Японией. Однако представитель СССР так и не завизировал этот документ. Почему Россия предпочла остаться формально в состоянии войны со своим дальневосточным соседом, объяснил историк-востоковед.
— На мирную конференцию в Сан-Франциско были созваны выбранные США страны, большинство из которых лишь формально участвовали в войне с Японией и нужны были для создания большинства, лояльного Штатам. Зато оппозиционно настроенные по отношению к Америке государства — Китай, Монголию, Демократическую Республику Вьетнам, КНДР — вообще не пригласили. Еще несколько стран отказались прислать своих представителей — Индия, Бирма…
Также Громыко резко осудил пункт, дающий возможность другим государствам по договоренности с руководством Японии размещать на ее территории свои военные базы. Наш дипломат прекрасно понимал, какая конкретно страна может в реальных условиях воспользоваться этим положением мирного договора.
— Проблема статуса южной части Курильских островов обязана своим появлением и столь долгим существованием именно проамериканскому Сан-Францисскому договору, подытожившему результаты Второй мировой на дальневосточном театре военных действий?
Поражение в войне и полная капитуляция оказали решающее влияние на последующее государственно-правовое развитие Страны восходящего солнца. В 1945-м в Японии высадились войска США, установив там оккупационный режим.
Забыть про генерала Макартура!
— Не только дипломаты, но и высшее руководство СССР прекрасно представляло себе, что предложенный американцами текст Сан-Францисского договора обеспечивает международно-правовую базу для подготовки к новой мировой войне, закладывает фундамент территориальных споров между многими государствами Тихоокеанского бассейна. В том числе подталкивает отношения Японии и России к постоянной конфронтации на грани военного столкновения.
— Советская сторона видела возможность избежать столь негативных последствий?
— Я уже упоминал, что наша делегация предложила ряд поправок к первоначальному тексту статей договора. Среди важнейших — обязательное упоминание о признании Японией полного суверенитета СССР и КНР над перешедшими к ним в соответствии с договоренностями членов антигитлеровской коалиции территориями: для китайцев это Тайвань, Пескадорские и Парасельские острова, а для Советского Союза — Курильские острова и Южный Сахалин.
— Итак, в сентябре 1951-го для подписания был предложен американский вариант мирного договора?
— Да, представители заокеанской державы поставили других участников перед фактом: вот таким будет этот мирный договор, подписывайте!
— И советская сторона…
— …отказалась. Сталин не разрешил Громыко поставить подпись от имени Правительства СССР под этим текстом мирного договора с Японией.
Еще один важный момент, который наверняка повлиял на решение Сталина по Сан-Францисскому договору. В случае его подписания СССР потерял бы многих своих сторонников на мировой арене, таких как Китай, ДРВ, Монголия.
— Советский Союз был единственным государством — участником Сан-Францисской конференции, которое не подписало ее итоговый документ?
— Его отказались визировать также представители Чехословакии и Польши. Другие участники, делегированные 48 странами союзнической коалиции, утвердили своими подписями мирный договор.
— Не забывайте, что были еще не приглашенные и не захотевшие приехать на конференцию. В их числе такие крупнейшие страны, как Индия и Китай.
— Это уточнение только добавляет оснований назвать Сан-Францисский мирный договор сепаратным.
— Долгосрочным перспективам налаживания международных отношений предпочли сиюминутный эффект? Это было ошибкой?
На мой взгляд, какими бы мотивами ни руководствовалось тогдашнее руководство СССР, отказываясь от подписания итогового документа конференции в Сан-Франциско, это был крупный просчет советской дипломатии.
Сан-Францисский мирный договор сыграл решающую роль для провоцирования или эскалации многих пограничных проблем. В сферу действия его положений попали огромные территории от Курильских островов до Антарктики и от Микронезии до островов Спратли. Однако документ не определил ни то, кому эти территории в конечном счете перейдут, ни их четкие границы. Тем самым были созданы предпосылки для появления многочисленных нерешенных проблем региона, уже вызвавших за прошедшие с тех пор 70 лет многочисленные международные конфликты.
Читайте также: