Какое право входило в перечень естественных прав человека сформулированных в философии просвещения

Обновлено: 02.07.2024

Естественное право утверждает существование абсолютных и вечных правовых принципов, в основе которых лежит божественное действие или действие высших свойств человеческого разума, отражающих божественную истину.

Теория общественного договора - это социально-философская теория, объясняющая происхождение гражданского общества, государства, права как результат соглашения между людьми. К необходимости подобного соглашения люди пришли, осознав невозможность обеспечить свои естественные права и безопасность вне государства.

В наиболее оформленном виде теория естественного права и общественного договора была сформулирована в работах раннебуржуазных мыслителей: Г. Гроция, Т. Гоббса, Д. Локка, Б. Спинозы, Ж.-Ж. Руссо, А.Н. Радищева и других, т.е. в XVII-XVIII вв. КОНЦЕПЦИИ ОБЩЕСТВЕННОГО ДОГОВОРА.

1. Томас Гобс. По мнению Гоббса, появлению государства предшествует так называемое естественное состояние, состояние абсолютной, ничем неограниченной свободы людей, равных в своих правах и способностях. Люди равны между собой и в желании господствовать, обладать одними и теми же правами. Абсолютная свобода человека - стремление к анархии, хаосу, беспрерывной борьбе, в которой оправдывается и убийство человека человеком.

В этой ситуации естественным и необходимым выходом становится ограничение, обуздание абсолютной свободы каждого во имя блага и порядка всех. Люди должны взаимно ограничить свою свободу, чтобы существовать в состоянии общественного мира. Они договариваются между собой об этом ограничении. Это взаимное самоограничение называется общественным договором.

Ограничивая свою естественную свободу, люди вместе с тем передают полномочия по поддержанию порядка и надзор за соблюдением договора той или иной группе или отдельному человеку. Так возникает государство, власть которого суверенна, т.е. независима ни от каких внешних или внутренних сил. Власть государства, должна быть абсолютна, государство вправе в интересах общества в целом предпринимать любые меры принуждения к своим гражданам. Поэтому идеалом государства для Гоббса была абсолютная монархия, неограниченная власть по отношению к обществу. (ЭТАТИЗМ, роль государства абсолютизируется)

2. Джон Локк. Локк считает первоначальной абсолютной свободе людей не источник борьбы, а выражение естественного их равенства и готовности следовать разумным естественным, природным законам. Эта естественная готовность людей приводит их к осознанию того, что в интересах общего блага необходимо, сохранив свободу, часть функции отдать правительству, которое призвано обеспечить дальнейшее развитие общества. Так достигается общественный договор между людьми, так возникает государство.

Основная цель государства - защита естественных прав людей, прав на жизнь, свободу и собственность. Государство обязано защищать их естественные права на собственность, жизнь, свободу, но не вмешиваться в экономику, частную жизнь.

Общественный договор предполагает ответственность государства перед гражданами. Если государство не выполняет своего долга перед людьми, если оно нарушает естественные свободы - люди вправе бороться против такого государства.

Локка часто называют в числе основных теоретиков демократического государственного устройства. Его идеал - английская конституционная монархия, в которой воплощено равновесие интересов личности, и государства. (КЛАССИЧЕСКИЙ ЛИБЕРАЛИЗМ, интересы человека превыше всего)

3. Жан Жак Руссо был одним из крупнейших представителей французского Просвещения. Его теория общественного договора существенно отличалась как от взглядов Гоббса, так и от воззрений Локка.

Естественное состояние людей Руссо трактует состояние первобытной гармонии с природой. Человек не нуждается ни в общественных ограничителях, ни в морали, ни в систематическом труде. Были свобода, равенство, братство. Появляется частная собственность, богатые и бедные, исчезают свобода, равенство, братство

Общество нуждается в гражданском мире - заключается общественный договор, по которому власть над обществом переходит государству. Но в основе государственной власти, по мнению Руссо, лежит воля и свободы каждого отдельного человека. Эта свобода и воля остаются абсолютными, неограниченными и после заключения общественного договора. Поэтому, Руссо выдвигает свой знаменитый тезис о том, что носителем и источником власти является народ, который может и должен свергать власти, нарушающие условия общественного договора. Суверенно не государство, суеверен народ. Народ творит законы, меняет их, принимает новые.

Эти взгляды отличаются радикализмом и революционностью. Именно они лежали в основе идеологии самой крайне группы революционеров времен Французской революции - якобинцев и служили обоснованием якобинского террора. (КЛАССИЧЕСКИЙ ЭГАЛИТАРИЗМ, Влияние на политические и экономические процессы и события).

Естественное право — совокупность принципов, правил, прав и ценностей, продиктованных самой природой человека и в силу этого не зависящих от законодательного признания или непризнания их в конкретном государстве.

Теория естественного права является антиподом теории позитивного права (как школы и правовой мысли), которая под позитивным правом понимает официально признанное право, действующее в пределах границ государства и получившие закрепление в законодательстве, то есть это право, выраженное в законодательстве. Это вечный спор о том, чем является право — метафизическим принципом или изданным законом.

Таким образом, естественное право не привязано к законодательству конкретных стран, а является неотчуждаемой характеристикой человека и говорит о значимости тех или иных ценностей (например, ценность человеческой жизни). Естественные права являются присущими ему от природы или по праву рождения на территории любой страны. Соответственно, обладание человеком естественными правами носит метафизический, неверифицируемый характер (невозможность понять, какие именно права присущи человеку от рождения), что роднит концепцию естественного права с теологической теорией происхождения права. Теологическая теория говорит нам о том, что естественные права получены человеком во время акта его сотворения богом и неотчуждаемы.

Говоря о естественных правах, стоит сказать, что такие права обусловлены человеческой биологией и психикой, инстинктами и потребностями. Так, право на жизнь является естественным, так как человеку присущ инстинкт самосохранения, а само его существование является более естественным, чем смерть от внешних причин. У него есть потребность жить (а мы помним, что права человека – возможность удовлетворять потребности), а значит есть и право удовлетворения этой потребности.

Отсюда деление естественных прав человека на биологические и социальные. Таким образом, биологические естественные права обусловлены физиологическими потребностями (то же право на жизнь), а социальные социальными потребностями (право на достоинство личности).

Теория естественного права принята как основополагающая при разработке и принятии международных актов и законодательства ряда стран.

Естественное право и авторы концепции

Согласно самым ранним мифологическим и религиозным воззрениям греков все земное устройство восходит к сверхчеловеческому источнику (т. е. установлено богами).

Пятый век до нашей эры характеризуется как точка изменения взглядов на право – оно трактуется как результат деяний людей.

Сократ (вслед за Демокритом) известен тем, что делил право на божественные законы и законы установленные человеком.

Естественное право выделялось и римскими юристами.

Гроций признавал равенство всех людей от рождения. Соответственно, он говорил о том, что естественное право исходит от законов природы, а не зависит от божественной воли. Рационалистическая школа естественного права, созданная Гроцием, развивалась и в последующие эпохи.

Философская и правовая мысль эпохи Просвещения, в отношении естественных прав, стала продолжением идей Гуго Гроция.

Еще одним теоретиком естественного права считается Бенедикт Спиноза. Под естественным правом Спиноза понимал необходимость, в связи с которой происходят некие природные события.

Рассматривая теории естественного права Новейшего времени, стоит уделить внимание концепции Жака Маритена. Он создал и развил персоналистскую концепцию естественного права. Она основана на представлениях о божественном происхождении государства. В целом такие идеи были характеры для последователей неотомизма – учения Фомы Аквинского.

Перечень естественных прав и законодательство

Часть 2 статьи 17 Конституции РФ признает основные права и свободы человека неотчуждаемыми и принадлежащими каждому от рождения.

Таким образом, можно сказать, что указанные в этих актах права являются естественными правами человека.

Стоит оговориться, что любая классификация прав человека в известной степени условна, поскольку некоторые права с примерно равными основаниями могут быть отнесены к разным видам и даже охватывать друг друга.

Обычно называют следующие естественные права:

Право на жизнь (ст. 20 Конституции РФ, ст.3 Всеобщей декларации прав человека 1948г., ст.6 Пакта о гражданских и политических правах 1966г.);

Право на свободу и личную неприкосновенность (ст.22 Конституции РФ, ст.3 Всеобщей декларации прав человека 1948г., ст.9 Пакта о гражданских и политических правах 1966г.);

Право на свободу от рабства или подневольного состояния (ст.4 Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г., ст.4 Всеобщей декларации прав человека 1948 г., ч.2 ст.37 Конституции РФ, ст.8 Пакта о гражданских и политических правах 1966г., КОНВЕНЦИЯ N 105 об упразднении принудительного труда 1957г., Конвенция о рабстве 1926г., Конвенция о принудительном или обязательном труде, 1930г.);

Право на свободу от пыток или жестокого, бесчеловечного или унижающего его достоинство обращения и наказания (ст.21 Конституции РФ, ст.5 Всеобщей декларации прав человека 1948г., ст.3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г., ст.7 Пакта о гражданских и политических правах 1966г.);

Право на владение имуществом (ст.17 Всеобщей декларации прав человека 1948 г., ст.35 Конституции РФ);

Свобода мысли и слова (ст.19 Всеобщей декларации прав человека 1948 г., ст.10 Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г., ст.19 Пакта о гражданских и политических правах 1966 г., ст.29 Конституции РФ);

Свобода вероисповедания (ст.18 Всеобщей декларации прав человека 1948 г., ст.9 Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г., ст.18 Пакта о гражданских и политических правах 1966 г., ст.28 Конституции РФ).

Естественные права человека – это совокупность определенных принципов и привилегий, которые он получает от рождения. Такие категории являются неотъемлемыми. В философии естественные права противопоставляются позитивным. Второе понятие обозначает совокупность привилегий каждого человека, закрепленных законодательно. Итак, в этой публикации мы поговорим про права естественные и позитивные. Понятия, виды, концепции и значение представлены ниже.

Что такое естественное право?

Естественные права – это совокупность свобод, которые присущи каждому человеку от рождения. Эти ценности не связаны с государством, они признаются каждым институтом и считаются неотъемлемыми. В юриспруденции эта категория противоположна позитивному праву.

Можно выделить 3 главных признака естественного права:

  1. Неотъемлемость. Естественные права и свободы человека не могут быть отняты или ограничены. Государство призвано лишь регулировать воплощение этих ценностей и гарантировать их осуществление.
  2. Принадлежность человеку с рождения.
  3. Значимость. Естественные права воплощают наиболее значимые социальные ценности.

Права естественные

Виды естественных прав

В разные исторические эпохи естественные права подразделялись на категории. В целом нельзя выделить общие понятия, характерные для всех этапов развития данной теории.

Сегодня естественные права человека разделяют на следующие виды:

Что такое позитивное право?

Естественно-правовая теория права основана на признании существования двух видов права: естественного и позитивного.

Позитивное (положительное) право – это совокупность общеобязательных норм, признанных государством и действующих в пределах его границ. В юриспруденции эта категория рассматривается как система принципов, воплощенных на законодательном уровне.

Сегодня естественное и позитивное право противопоставляются друг другу. Положительные привилегии устанавливаются государством, контролируются и гарантируются посредством нормативно-правовых актов. Права естественные присущи человеку с момента его рождения. Они не зависят от воли кого-либо.

Естественные права человека

Особенности позитивного права

Данная категория имеет ряд признаков:

  1. Официальность. Это правовые акты, издаваемые государством в установленном порядке. Такие постановления обязательно фиксируются в нормативно-правовых актах.
  2. Общеобязательность. Позитивное право призвано регулировать общественные отношения в том или ином государстве.
  3. Истинность. Нормы права, записанные в законах, могут использоваться для урегулирования общественных конфликтов и решения житейских проблем.

Естественное и позитивное право противопоставляются друг другу. В то же время они образуют некий симбиоз – единство противоположностей. Позитивные права не всегда присущи человеку от рождения в отличие от естественных. Граждане государства получают такие привилегии лишь с принятием определенных нормативно-правовых актов.

Первые попытки разграничить права естественные и позитивные предпринимались еще в античную эпоху.

Согласно самым ранним мифологическим и религиозным воззрениям греков все земное устройство восходит к сверхчеловеческому источнику (т. е. установлено богами). Однако уже с V в. до н. э. право трактуется как результат деяний людей. Софисты утверждали, что все законы обязаны своим происхождением человеку.

Знаменитый древнегреческий философ Сократ утверждал, что есть два вида права. Существуют неписаные божественные законы, которые все знают и строго им следуют. В то же время есть законы, установленные человеком.

Теория естественного права

В римское время юристы также наряду с гражданским и народным законом выделяли естественное право.

Естественно-правовые теории в Средние века

В Средние века теория естественного права, выдвинутая древнегреческими философами, продолжает развиваться.

Естественное и позитивное право

Теория естественного права Г. Гроция

Гроций признавал равенство всех людей от рождения. Соответственно, он говорил о том, что естественное право исходит от законов природы, а не зависит от божественной воли. Кроме того, Г. Гроций утверждал, что государство – это договорной союз свободных людей, заключенный ради соблюдения установленных порядков.

Рационалистическая школа естественного права, созданная Г. Гроцием, развивалась и в последующие эпохи.

Естественно-правовая теория права

Теории естественного права в XVII-XVIII вв.

Характеристика естественного права, разработанная Г. Гроцием, была принята многими учеными эпохи Просвещения. Вслед за этим стали появляться новые концепции, которые нередко использовались для критики феодальных порядков.

Концепции естественного права в Новое время

Концепция естественного права

Концепция естественного права Ж. Маритена

Рассматривая теории естественного права Новейшего времени, стоит уделить внимание концепции Ж. Маритена. Жак Маритен – один из самых видных представителей неотомизма, французский богослов, профессор Вашингтонского университета. Он создал и развил персоналистскую концепцию естественного права. Она основана на представлениях о божественном происхождении государства. В целом такие идеи были характеры для последователей неотомизма – учения Фомы Аквинского. Жак Маритен утверждал, что естественное право образовано от вечного закона. Он рассмотрел это понятие с двух точек зрения: онтологической и гносеологической.

Следует отметить, что Жак Маритен противопоставлял свою концепцию рационалистической теории. В его понимании естественное право – идеальный порядок действий человека, которому должны соответствовать позитивные законы и введение их в жизнь.

Естественные права и свободы

Современные концепции естественных прав

Современная естественно-правовая теория права признает существование наряду с позитивным правом идеального порядка человеческих отношений. По сути, законы государства могут быть легитимны только тогда, когда они не противоречат идеальным (естественным) правам. К ним относятся все неотъемлемые свободы.

В целом современные концепции права можно условно разделить на три группы:

  • социологические;
  • католические;
  • философские.

Социологические теории основаны на научном подходе к обоснованию естественных прав. Ведущие представители этой школы занимаются анализом фактов для обобщения знаний о стремления и свободах человека. Социологические теории наибольшее развитие получили в США и странах Западной Европы.

Католические концепции естественных прав развиваются в тех государствах, где ведущее положение занимает католическая церковь. В основе этих теорий лежат идеи Фомы Аквинского и других теологов эпохи Средневековья.

Философские концепции развиваются в западноевропейских странах. Как правило, они носят неокантианский характер. Представители философской школы права разрабатывают свои идеи на основе взглядов Канта на сферу морали и закона.

Дополнительные готовые рефераты на темы:

Введение

Идеи Просвещения начали развиваться в Англии, затем распространились во Франции и Германии. Одной из центральных проблем английского Просвещения была проблема знания. Прежде чем искать наиболее эффективные методы познания, необходимо выяснить, что такое познание, каковы его источник, содержание и критерии.

Теория естественного права была прямым наследником гуманистических идей эпохи Возрождения, веры в силу и конечный триумф человеческого духа. Она перевела эти идеи на язык права, дала теоретико-правовое обоснование и формулировку общечеловеческих моральных ценностей, представлений о справедливости в отношениях между людьми, обществом и государством. Поэтому теория естественного права, как и современное Просвещение, оказалась универсальной: ее идеи могли восприниматься в различных социально-политических условиях и, соответственно, получали различные интерпретации. Абстрактность предложенных теоретических конструкций позволяла оценивать их по-разному и иногда делать из этих оценок весьма противоречивые политические выводы.

Существенные различия в социально-политических условиях в Италии и Германии по сравнению с ситуацией в Голландии, Англии и Франции обусловили не менее существенные различия в интерпретации и оценке доктрины естественного права и ее выводов итальянскими и немецкими мыслителями. Отсутствие реальной исторической основы для прогрессивной, не говоря уже о революционной, интерпретации теории естественного права (последняя должна была появиться позже даже во Франции) привело к столкновениям между гуманистическими, всечеловеческими принципами, содержащимися в теории, и ее объективной классовой интерпретацией.

Общие черты эпохи Просвещения

Ученых эпохи Просвещения отличала энциклопедическая широта интересов, разработка основных научных проблем вместе с практическими задачами. Рационалисты — Р. Декарт, Г. Лейбниц, С. Спиноза — считали идеи разума отправной точкой для построения научного знания, эмпирики — Ф. Бэкон, Дж. Локк, Дж. Беркли, Д. Дидро, Ж. Ламетри, Д. Юм — рассматривали опыт как основу для построения научного знания. Органики, Лейбниц и Спиноза, рассматривали природу как единое целое, а ее элементы считали живыми организмами, в которых целое определяет свойства отдельного.

Декарт предложил свой способ решения проблем, которые решаются человеческим разумом и имеющимися фактами — скептицизм. Чувственный опыт не может дать достоверного знания, потому что человек часто сталкивается с иллюзиями и галлюцинациями. Мир, который человек воспринимает своими органами чувств, может оказаться сном. Рассуждения также ненадежны: Никто не свободен от ошибок, рассуждение — это выведение заключения из предпосылок, и если нет достоверных предпосылок, то заключение не может считаться достоверным. Декарт считал, что достоверное знание содержится в разуме.

Философские основы доктрины естественного права

Философы эпохи Просвещения отказались от дедуктивно-рационалистического стиля мышления, столь характерного для XV века, что означало отказ от метафизического взгляда на природу. Вольтер, который пробыл в Англии с 1726 по 1729 год, привез домой самые передовые идеи самой передовой европейской страны, философию Локка и физику Ньютона. Благодаря талантливому перу Вольтера они быстро стали популярными. Энтузиазм по поводу сенсуализма Локка был всеобщим, а достоинства эмпирического метода познания казались неоспоримыми. Следуя эмпирической методологии, французские философы стремились опереться на опыт, на естественные науки, особенно на физику Ньютона, которая уже вытеснила физику Декарта. Их взгляды на природу оказались скорее натуралистическими, чем метафизическими.

Внутренняя структура материи рассматривалась философами в полном согласии с естествознанием эпохи, т.е. в духе атомизма. Концепцию о том, что все физические тела состоят из неделимых частиц — атомов и молекул (в то время их предпочитали называть просто молекулами), разделяли такие светила науки, как Ньютон и Бейле. Философы, называвшие себя натуралистами, считали, что взаимодействие невидимых молекул, находящихся в постоянном движении, может объяснить происхождение всех наблюдаемых нами вещей. В духе ньютоновского натурализма был постигнут и внутренний механизм движения материи; как мельчайшие частицы, так и тела движутся и подчиняются трем законам механики — закону притяжения-отталкивания (благодаря которому из молекул образуются и распадаются различные тела), закону инерции (силы, естественные причины, причина является причиной только одного следствия, и необъятная цепь причинно-следственных связей не может быть разорвана ни в одном звене без разрушения целостности и единства природы. Таким образом, движение создает различные части Вселенной, сохраняет их в течение некоторого времени, а затем уничтожает одну за другой. Между тем, количество материи было, есть и всегда будет одним и тем же.

Наука в эпоху просвещения

Наука в эпоху Просвещения развивалась в рамках эмпиризма и рационализма. Наука занимала ведущее место в формировании мировоззрения, она считалась светом разума, высшей культурной ценностью, антитезой порокам социальной действительности и способом ее преобразования.

Ученых эпохи Просвещения отличала энциклопедическая широта интересов, разработка основных научных проблем вместе с практическими задачами. Рационалисты — Р. Декарт, Г. Лейбниц, С. Спиноза — считали идеи разума отправной точкой для построения научного знания, эмпирики — Ф. Бэкон, Дж. Локк, Дж. Беркли, Д. Дидро, Ж. Ламетри, Д. Юм — рассматривали опыт как основу для построения научного знания. Органики, Лейбниц и Спиноза, рассматривали природу как единое целое, а ее элементы считали живыми организмами, в которых целое определяет свойства отдельного.

Декарт предложил свой способ решения проблем, которые решаются человеческим разумом и имеющимися фактами — скептицизм. Чувственный опыт не может дать достоверного знания, потому что человек часто сталкивается с иллюзиями и галлюцинациями. Мир, который человек воспринимает своими органами чувств, может оказаться сном. Рассуждения также ненадежны: Никто не свободен от ошибок, рассуждение — это выведение заключения из предпосылок, и если нет достоверных предпосылок, то заключение не может считаться достоверным. Декарт считал, что достоверное знание содержится в разуме.

Рационализм и эмпиризм спорили о методах получения истинного знания. Точные и естественные науки — математика, физика, химия, биология — занимали центральное место в системе знаний. Астрономия и т.д. Ньютон и Лейбниц, которые использовали математику и физику для выявления отношений между рационализмом и эмпиризмом, пришли к разработке интегральных и дифференциальных уравнений разными путями. Главной заслугой Ньютона, опиравшегося на открытия И. Кеплера — основы планетарного движения, открытие телескопа — стало создание механики земных и небесных тел, а также открытие закона всемирного тяготения. Лейбницем было разработано учение об относительности времени, пространства и движения.

Успехи в механике привели к формированию механического мировоззрения. Философские учения о природе человека, государства и общества были разделами учения о едином мировом механизме. Природа состоит из машин-механизмов различной сложности. И эти машины являются частями элементов. Их сочетание определяет свойства целого.

В эпоху Просвещения возникла сеть научных академий, были созданы отраслевые научные институты, научные общества, кабинеты естественной истории, лаборатории, аптеки и ботанические сады, сформировалась система обмена научной информацией. В моду вошло образование.

Стиль философии Просвещения

Эпоха Просвещения характеризуется противостоянием двух антагонистических стилей:

  • Классицизм, в основе которого лежал рационализм и возвращение к идеалам античности;
  • Романтизм возник как реакция на классицизм и проповедовал сентиментальность, чувственность и иррациональность.

Классицизм нашел свое проявление во всех областях — литературе, живописи, скульптуре, архитектуре.

Сюда же можно добавить третий стиль, характеризующий эпоху Просвещения — рококо. Он возник как отказ от академического классицизма и барокко. Рококо нашло свое проявление в основном в скульптуре и живописи.

Французское, немецкое и русское Просвещение. Век Просвещения — ключевая эпоха в истории европейской культуры. Он связан с развитием научной, социальной и философской мысли. Свобода мысли и рационализм были основой этого интеллектуального движения.

В России век Просвещения приходится в основном на вторую половину XVIII века, когда правительство активно способствовало развитию науки и искусства. В этот период были созданы первые российские университеты, библиотеки, театры, публичные музеи и относительно независимая пресса. Наибольший вклад в Просвещение внесла Екатерина Великая, которая, как и другие просвещенные монархи, сыграла ключевую роль в развитии искусства, науки и образования. Хотя Россия, как и другие европейские страны, претерпела значительные изменения в этот период, разница между ней и западным Просвещением заключается в том, что общественное мнение не только не двигалось в направлении либеральных идей, но, напротив, делало это крайне неохотно. Российское дворянство, в частности, сопротивлялось нападкам на крепостное право. Тем не менее, Пугачевский бунт и Великая французская революция вызвали иллюзии о скорых политических переменах и оказали значительное влияние на интеллектуальное развитие российского общества. Денис Фонвизин, Михаил Щербатов, Андрей Болотов, Иван Болтин и Александр Радищев активно обсуждали место России в мире в эту эпоху. Позже эти дискуссии привели к расколу в российском обществе на западников и славянофилов.

Основные представители Просвещения. Французские философы эпохи Просвещения Б. Паскаль (1623-16262), Ф.М. Вальтер (1694-178), Ш. Монтескье (1689-1755), Дж. Ж.Ж. Руссо (1712 — 1778), Ж. Ламетрике (1709 — 1751), П. Гольбах (1723 — 1789), К. Гельвеций (1715 — 1771), Д. Дидро (1713 — 1784) дали рационалистическое и материалистическое решение основных проблем философии и внесли в ее образ особую тенденцию Просвещения. Который основывался на особой роли знаний в общественном развитии. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: учебник. 3-е изд. переработанное, исправленное и дополненное — М.: ТК Велби, Издательство Проспект 2005 г. — 608с. (Классический университетский учебник) стр. 123.

Наиболее выдающимися представителями русской философии XVIII века были Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765) и Александр Николаевич Радищев (1749-1802).

Заключение

Если в Англии, а затем во Франции доктрина естественного права стала идеологическим оружием в борьбе против феодального абсолютизма и теоретической основой лозунгов буржуазных революций, то в Германии она стала средством рационализации существующего режима и позитивного права со скромными пожеланиями его улучшения во имя общего блага.
Таким образом, эпоха Просвещения дала миру основные правовые и политические доктрины, которые являются краеугольным камнем любого современного цивилизованного государства и конституционного строя — теории естественного права, верховенства закона, разделения властей, демократического политического устройства и другие.

Список использованной литературы

Помощь студентам в учёбе
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Читайте также: