Портянки что полагались к лаптям

Обновлено: 04.07.2024

Учёные историки, этнографы до сих пор не могут прийти к единому мнению, какая обувь появилась раньше кожаная или плетёная. Точного времени появления лаптей в жизни наших далёких предков неизвестно.

Чем могла быть вызвана потребность в плетёной обуви? Нуждой! Обнищание деревни, крайняя бедность большей части крестьянства обусловила сохранение примитивной обуви. Наличие липы, берёзы было, конечно важным условием употребления плетёной обуви, но решающим фактором являлось экономическое положение крестьянства. Области бытования обуви из лыка бересты совпадают с областями, где сильнее всего был помещичье - крепостнический гнёт. Лапти носили и в будни и в праздники, носили и зимой и летом, в них венчали, в них и хоронили. Чуть победнее человек – не носить ему дорогой добротной обуви. А лапти плести – привычное дело для крестьянина. Вот и появились у него обутки из одного сырья – лыка, самая дешёвая повседневная обувь.

lapti1

Широкое распространение плетёной обуви породило невероятное множество её сортов и фасонов зависящих, прежде всего от сырья использованного в работе. А плели лапти из коры и подкорья многих лиственных деревьев: липы, берёзы, вяза, дуба, ракиты и т.д. В зависимости от материала и обувка называлась по-разному: берестяники, вязовики, дубовики, ракитники, мочалыжники – которые плели из мочала. Самыми прочными и мягкими в этом ряду считались лыковые лапти, а самыми плохими – ивовые коверзни, даже плести их считалось зазорным. Обувь плели не только из древесной коры, в дело шли и тонкие корни, а потому и сплетенные из них лапти прозывались коренниками. Модели, изготавливаемые из полосок ткани и суконных покромок, назывались плетешками. Лапти плетёные из пеньковой верёвки – курпы, или крутицы.

Лапти плели даже из конских грив и хвостов, их называли волосяники, их чаще носили дома или ходили в них в жаркую погоду. И были ещё лапти плетёные из соломы – соломенники.

Нередко лапти именовались по числу лыковых полос, используемых в плетении: пятерик, шестерик, семерик. В семь лык обычно плели зимние лапти, хотя бывали экземпляры, где количество лык доходило до двенадцати.

lapti9

В некоторых районах встречались плетёные из лыка сапоги (кумыж кем; кымыж кем). Они были выше лодыжки, применялись для хождения в лес и по болоту, для этих целей они были более удобны, чем лапти и защищали ноги гораздо лучше, их считали более не промокаемыми.

Такие лапти-сапоги, к примеру, Пётр I приказал воеводам доставлять для строителей Петербурга, ведь город-то строился на болоте.

Праздничные лапти марийцы плели из девяти лык, опытные мастера плели лапти из двенадцати лык, плетуханы к плетению таких лаптей подходили более ответственно, их плели тщательно и аккуратно. Праздничные лапти в носовой части иногда украшались красной лентой, вплетавшейся вместе с лыком.

Лапти горных мариек имели очень маленькую головку, шириной 1,5 – 2см., поэтому к ней прикреплялись тонкие верёвочки из лыка, чтобы лапти лучше держались на ноге.

lapti10

Лапти носили с онучами, как холщёвыми, так и суконными. Онучи праздничные украшались вышивкой, бисером, мелкими монетами, плоскими стеклянными пуговицами, городчатой тесьмой и оловянными бляшками.

Такое украшение обор было присуще луговым марийкам, тогда как на онучах горных мариек не имелось никаких украшений.

Самыми нарядными были лапти из вязового лыка, после того как их отмачивали в горячей воде, они становились розовыми и твёрдыми. Недаром в них щеголяли сельские модницы, вязовые лапти надевали с белыми онучами с чёрными шерстяными оборами. Красиво – глаз не отвести! Интересный нюанс – с голыми ногами марийцы не ходили.

Расположившись в избе на лавке, плетухан принимался за дело. Для лаптя - пятерика брал пять концов лыка (для пары - в два раза больше), цыновал их, то есть снимал кору, оставляя чистым луб. Молодое лыко достаточно было просто поскоблить ножом-экономкой. Само плетение много времени не занимало. На пару лаптей мастеру требовалось часа три-четыре, не более. Готовые, ещё влажные лапти с целью удаления с них волокон и для придания им специфического аромата костра опаливали над огнём. В старину это делали над небольшим костерком, разведенным на загнётке, прямо перед входом в печь или просто над горящей лучиной, волокна быстро подсыхали и сгорали.

С лаптями в деревне было связано много различных поверий. Прежде всего, существовал запрет дотрагиваться до инструмента мужчины женщинам. Считалось, что если женщина прикоснется к кочедыку, принадлежащему мужчине, инструмент обязательно причинит вред женщине или мастеру, никто кроме мастера не должен дотрагиваться до инструмента. Колодка — значительно более безопасная вещь. Она представляет угрозу только в том случае, если в семье мастера есть незамужние девушки. Считается, что если плетухан случайно дотронется колодкой до девушки, та останется старой девой, поскольку инструмент заберет себе ее пару.

Принято считать, что старый лапоть, подвешенный в курятнике, предохранит кур от болезней, будет способствовать яйценоскости птиц. Считалось, что корова, окуренная после отёла из лаптя, будет здорова и даст много молока. Лапоть, с уложенной в него травой мокрицей, брошенный во время сильной засухи в реку вызовет дождь. Домового в виде пепла и уголька в старину торжественно перевозили в лапте из старого жилища в новое.

Лапоть играл некоторую роль в семейных обрядах. Так, например, по обычаю, вслед свахе отправлявшейся сватать, бросали лапоть, чтобы сватовство было удачным. При встрече молодых, возвращавшихся из церкви, ребятишки поджигали лапти, набитые соломой, чтобы обеспечить им богатую и счастливую жизнь, предохранить их от несчастий. Если молодуху кто-нибудь из старших членов семьи видел без обуви, то в этом случае она платила своеобразный штраф - деньги или платок, рубаху, головной убор, якобы босым хождением она могла навлечь неурожай, засуху, болезни.

Как видим из всего выше сказанного, лапти были не только повседневной обувью, но и праздничной, и обрядовой. Специалисты отмечают, что в XIX - начале XX веков было значительное число разновидностей лаптей, на все случаи жизни; на разную погоду наши предки придумывали и изготавливали свою обувь. Кое-что перенимали у других народов.

Менялось время, менялась мода – менялась обувь. По улицам в лаптях теперь никто не ходит, да и настоящих мастеров - плетуханов днём с огнём не найдёшь. Правда, продаются сувенирные лапти, плетеные упрощенным методом, некоторые люди их носят дома как тапочки, но они не прочные, и далеки от тех, в которых и в зной и в стужу щеголяли наши предки.

Лобанова Софья Юрьевна

Старший научный сотрудник

Отдела учёта и хранения

1. Бежкович А.С., Жегалова С.К., Лебедева А.А., Просвиркина С.К. Хозяйство и быт русских крестьян. – М.: Советская Россия, 1959. – 254 с.

3. Древности Поволжья и Прикамья //АЭМК, вып.25: Сб. статей.- Йо-Ола.: МарНИИ., 2001.- 178с.

4. Козлова К.И. Этнография народов Поволжья. – М.: Издательство московского университета., 1964. – 176 с.

5. Крюкова Т.А. Материальная культура марийцев XIX века. / под ред. проф. Воробьева Н.И. – Й-Ола: Марийское книжное издательство., 1956. – 160 с.

6. Марийцы. Историко-этнографические очерки. Коллективная монография. – Й-Ола: МарНИИЯЛИ., 2005. – 336 с.

7. Молотова Т.Л. Марийский народный костюм. – Й-Ола: Марийское книжное издательство., 1992. – 112 с.

8. Никитин В.В., Никитина Т.Б. К истокам марийского искусства. Научное издание. – Й-Ола.: МарНИИЯЛИ., 2004. – 152 с.

9. Никитина Т.Б. Марийцы в эпоху средневековья (по археологическим материалам): Монография. – Й-Ола.: МарНИИ., 2002. – 432 с.

10. Никитина Т. Б. Марийцы (конец XVI – начало XVIII вв) по материалам могильников.- Й-Ола.: МарНИИ., 1992.- 160с.

11. Очерки истории Марийской АССР. – Й-Ола.: Марийское книжное издательство., 1965. – 364 с.

12. Этнография марийского народа /сост. Сапеев Г.А.– Й-Ола.: МарНИИЯЛИ., 2001.– 184 с.

Читайте также: