Какое право не предоставлено должностным лицом ростехнадзора при осуществлении федерального

Обновлено: 30.06.2024

Согласно п. 1 ст. 14.1 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее - "Федеральный закон № 116-ФЗ"), работники, в том числе руководители организаций, осуществляющие профессиональную деятельность, связанную с проектированием, строительством, эксплуатацией, реконструкцией, капитальным ремонтом, техническим перевооружением, консервацией и ликвидацией опасного производственного объекта, а также изготовлением, монтажом, наладкой, обслуживанием и ремонтом технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте (далее - работники), в целях поддержания уровня квалификации и подтверждения знания требований промышленной безопасности обязаны не реже одного раза в пять лет получать дополнительное профессиональное образование в области промышленной безопасности и проходить аттестацию в области промышленной безопасности.

Согласно п. 5 ст. 14.1 Федерального закона № 116-ФЗ, аттестация работников в области промышленной безопасности проводится в объеме требований промышленной безопасности, необходимых для исполнения ими трудовых обязанностей.

В связи с вышеизложенным, прошу разъяснить, требуется ли инженеру-наладчику, проводящему режимно-наладочные испытания в котельной, проходить аттестацию в области промышленной безопасности по областям А.1 (Основы промышленной безопасности) и Б.8.1 (Эксплуатация опасных производственных объектов, на которых используются котлы) или достаточно только одной области аттестации Б.8.6 (Проектирование, строительство, реконструкция, капитальный ремонт и техническое перевооружение опасных производственных объектов, изготовление, монтаж (демонтаж), наладка, обслуживание и ремонт (реконструкция) оборудования, работающего под избыточным давлением, применяемого на опасных производственных объектах).

Категории работников, обязанных получать дополнительное профессиональное образование в области промышленной безопасности, определены пунктом 1 постановления Правительства № 1365.

Категории работников, в отношении которых проводится аттестация в области промышленной безопасности, по вопросам безопасности гидротехнических сооружений, безопасности в сфере электроэнергетики, определены пунктом 2 Положения.

Согласно пункту 5 статьи 14.1 Федерального закона № 116-ФЗ аттестация работников в области промышленной безопасности проводится в объеме требований промышленной безопасности, необходимых для исполнения ими трудовых обязанностей.

Начальник Правового управления Д.А. Яковлев

Комментарий от нас:

В разделе V - газоопасные работы п.129 сказано, что к газоопасным работам относятся в числе прочего:

удаление закупорок, установка и снятие заглушек на действующих газопроводах, а также отключение или подключение к газопроводам газоиспользующего оборудования, проведение его наладки;

На основании этого Заказчик требует аттестация по Б.7.1, Б.7.3 и выписывает нашим наладчикам наряды-допуска на выполнение газоопасных работ.

Вопрос от 08.07.2021:

Согласно п. 1 ст. 14.1 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее - "Федеральный закон № 116-ФЗ"), работники, в том числе руководители организаций, осуществляющие профессиональную деятельность, связанную с проектированием, строительством, эксплуатацией, реконструкцией, капитальным ремонтом, техническим перевооружением, консервацией и ликвидацией опасного производственного объекта, а также изготовлением, монтажом, наладкой, обслуживанием и ремонтом технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте (далее - работники), в целях поддержания уровня квалификации и подтверждения знания требований промышленной безопасности обязаны не реже одного раза в пять лет получать дополнительное профессиональное образование в области промышленной безопасности и проходить аттестацию в области промышленной безопасности.

Согласно п. 5 ст. 14.1 Федерального закона № 116-ФЗ, аттестация работников в области промышленной безопасности проводится в объеме требований промышленной безопасности, необходимых для исполнения ими трудовых обязанностей.

В связи с вышеизложенным, прошу разъяснить, требуется ли лицу, ответственному за эксплуатацию здания на опасном производственном объекте металлургической промышленности, проходить аттестацию в области промышленной безопасности по области Б.3.9 (работы по ремонту данного здания осуществляются сторонней организацией).

Ответ: Письмо Ростехнадзора от 21.07.2021 N 07-00-05/1056 "Ответ на обращение"

Управление горного надзора рассмотрело обращение и сообщает. Согласно п. 1 ст. 14.1 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" работник, осуществляющий профессиональную деятельность, связанную с эксплуатацией опасного производственного объекта, обязан проходить аттестацию в области промышленной безопасности.

Работник ответственный за эксплуатацию и техническое состояние зданий на опасном производственном объекте металлургической промышленности обязан проходить аттестацию в области промышленной безопасности по области Б.3.9 "проектирование, строительство, реконструкция, капитальный ремонт объектов металлургической промышленности".

Вопрос от 20.04.2021:

В Перечне областей аттестации в области промышленной безопасности, по вопросам безопасности гидротехнических сооружений, безопасности в сфере электроэнергетики, введенном в действие в сентябре 2020 г., отсутствует область аттестации по тепловым энергоустановкам. Где и по каким вопросам будет проводиться аттестация ответственного персонала по тепловым энергоустановкам?

Ответ: На данный вопрос ответ дан Правовым управлением Ростехнадзора.

Порядок проведения аттестации в области промышленной безопасности, по вопросам безопасности гидротехнических сооружений, безопасности в сфере электроэнергетики определен Положением об аттестации в области промышленной безопасности, по вопросам безопасности гидротехнических сооружений, безопасности в сфере электроэнергетики, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 25.10.2019 № 1365 (далее – постановление Правительства № 1365).

При этом исключение указанной области аттестации не отменяет обязательной проверки знаний в соответствии с Правилами технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденными приказом Минэнерго России от 24.03.2003 № 115.

Вопрос от 24.03.2020:

Необходима ли аттестация по правилам промышленной безопасности специалистам организаций, выполняющих экспертизу промышленной безопасности?

Таким образом, аттестация руководителей и специалистов организаций, осуществляющих экспертизу промышленной безопасности опасных производственных объектов, в соответствии с Положением не требуется.

Проверки в строительной отрасли: что нужно знать

С 1 ноября 2020 начала действовать реформа контрольно-надзорной деятельности, так называемая регуляторная гильотина. Проблема состояла в том, что каждый вид надзора был прописан не по типовой матрице, а индивидуально под свое ведомство. Объявленная президентом РФ реформа призвана провести инвентаризацию устаревших нормативных актов, созданных еще во времена СССР, и принять новые, соответствующие актуальным принципам установления обязательных требований.

В развитие данной реформы Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 утверждено Положение о федеральном государственном строительном надзоре № 1087 и начиная с 1 июля 2021 года начали действовать новые правила проверок в строительстве.

В части проведения проверок в регионах в срок до 1 января 2022 года в каждом субъекте РФ высшему исполнительному органу государственной власти предстоит утвердить положение об осуществлении регионального государственного строительного надзора. А пока проверки в регионах осуществляются по старым правилам.

Перечислим основные изменения, которые произошли в отношении государственного строительного надзора.

В новом положении о государственном строительном контроле установлен подробный перечень профилактических мероприятий.

Такие мероприятия, как информирование, объявление предостережения, консультирование, профилактический визит позволит застройщику не допускать нарушений и ошибок при строительстве.

В свою очередь, следует понимать, что профилактические меры — это не замещение проверочных мероприятий, и будут проводиться профилактические мероприятия только в отношении незначительных нарушений норм и правил строительства.

Еще одной из новелл нового регулирования контрольной деятельности в строительной отрасли является расширение оснований для проведения контрольно-надзорных мероприятий.

Как и ранее, контрольные мероприятия проводятся на основании программы проверок, которая формируется органом строительного надзора не позднее 10 рабочих дней после поступления извещения о начале работ по строительству или реконструкции объекта капитального строительства на весь срок строительства или реконструкции. Только сейчас срок проведения проверки не 20 рабочих дней, а 10 дней.

Кроме того, исключено требование о проведении плановых контрольных мероприятий со стороны государственного строительного надзора.

После завершения строительства или реконструкции объекта капстроительства органом государственного строительного надзора проводится выездная проверка, по результатам которой оцениваются выполненные работы и принимается решение о выдаче заключения о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям проектной документации либо об отказе в выдаче такого заключения.

Кроме надзорных мероприятий, проводимых на основании программы проверок, новым законом дополнены основания проверок, например:

  1. наличие у надзорного органа сведений, что охраняемым законом ценностям причинен вред или есть угроза причинения вреда;
  2. президент РФ, правительство РФ поручили провести проверочные мероприятия в отношении конкретных контролируемых лиц;
  3. прокурор потребовал провести проверочные мероприятия в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;
  4. истек срок исполнения решения контрольного органа об устранении нарушения обязательных требований.

Органу государственного строительного надзора вменяется новая функция — осуществление контроля за строительством самовольных объектов и объектов, возводимых с нарушениями.

В случае если выявлен факт осуществления строительства или реконструкции объекта капитального строительства без разрешения на строительство или факт несоответствия объекта капитального строительства параметрам, указанным в разрешении на строительство, орган строительного надзора в срок не позднее 5 рабочих дней направляет в орган местного самоуправления уведомление о выявлении самовольной постройки с приложением документов, подтверждающих соответствующий факт.

Из новелл — на законодательном уровне закреплен принцип недопустимости проведения проверки одних и тех же обязательных требований несколькими контролирующими органами в отношении одного объекта контроля.

В случае осуществления строительного контроля в отношении строящегося или реконструируемого объекта не осуществляются такие виды государственного контроля, как государственный пожарный надзор, государственный санитарно-эпидемиологический надзор, государственный экологический контроль (за исключением экологического контроля в отношении объектов, строительство или реконструкция которых осуществляются во внутренних морских водах, границах особо охраняемых природных территорий).

Таким образом, в настоящем действует новое правило: двойной контроль деятельности контролируемого лица недопустим.

Набирает обороты и информированность предпринимателей по проведению контрольно-надзорных мероприятий. Все действия контролирующих органов по проведению контрольно-надзорных мероприятий теперь должны отражаться в информационной системе. В связи с чем органы государственного строительного надзора обязаны вести реестр объектов капитального строительства (это касается объектов, проектная документация которых подлежит экспертизе).

По моему мнению, цифровизация контроля в определенной мере обеспечит соблюдение прав контролируемого лица, поскольку застройщик в любое время может проверить какие профилактические и контрольные мероприятия будут проводиться в отношении него, а впоследствии узнать о результатах проверки.

Из новелл, на которые следует обратить внимание: обязательный досудебный порядок обжалования действий или бездействия должностных лиц государственного строительного надзора. Сразу оговорюсь, что сейчас только для четырех видов строительного контроля применяется обязательный досудебный порядок рассмотрения жалоб. К ним относится контроль за промышленной безопасностью, энергетический контроль, надзор за строительством гидротехнических сооружений, надзор за ведением работ, связанных с пользованием недрами.

В том случае, если надзорные мероприятия проведены с нарушением закона, решения по итогам проверки будут отменены.

Подытоживая изложенное, отмечу, новые правила направлены на снижение давления административной нагрузки на предпринимателей, поэтому будем надеяться, что в ближайшем будущем частота проверок уменьшится, правила проведения проверок станут простыми, понятными и прозрачными.

1) расследование причин возникновения аварий, несчастных случаев на производстве (согласно пункту 5 части 3 статьи 1 Закона N 294-ФЗ);

2) проверки устранения обстоятельств, послуживших основанием назначения административного наказания в виде административного приостановления деятельности (согласно пункту 6_1 части 3 статьи 1 Закона N 294-ФЗ);

3) плановые и внеплановые проверки органов местного самоуправления и органов государственной власти субъектов РФ (в том числе при осуществлении федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений), проводимые в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и Федеральным законом от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации";

4) обследования гидротехнических сооружений, предшествующие разработке декларации безопасности гидротехнических сооружений, находящихся в эксплуатации, консервируемых или ликвидируемых (преддекларационные обследования), в соответствии с Положением о декларировании безопасности гидротехнических сооружений, утвержденным постановлением Правительства РФ от 06.11.1998 N 1303;

5) мероприятия по выдаче разрешений на допуск в эксплуатацию энергоустановок, предусмотренные Порядком организации работ, утвержденным приказом Ростехнадзора от 07.04.2008 N 212 (включая осмотр энергоустановок);

7) мероприятия по вводу в эксплуатацию (участие в комиссиях с целью принятия решения о возможности ввода в эксплуатацию), включая осуществление административных процедур в рамках указанной деятельности в отношении объектов, в том числе:

Установленные Постановлением N 438 запреты и ограничения не применяются к проверкам, проводимым в соответствии с Федеральным законом от 21.11.1995 N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии".

В отношении иных видов федерального государственного контроля (надзора) Постановлением N 438 установлен исчерпывающий перечень оснований для проведения проверок в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также предусмотрен особый порядок их проведения.

2. Подпунктом "б" пункта 2 Постановления N 438 допускается проведение плановых проверок исключительно в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, деятельность и (или) используемые производственные объекты которых отнесены к категории высокого риска.

Сводный план проверок Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору на 2020 год таких проверок не содержит.

3. Все проверки, в том числе юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих опасные производственные объекты I, II, III классов опасности, гидротехнические сооружения I, II, III классов, подлежат исключению из плана проверок на 2020 год в порядке, установленном пунктом 3 Постановления N 438 и Правилами подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденными постановлением Правительства РФ от 30.06.2010 N 489 (далее - Правила).

Исключение проверок должно осуществляться на основании абзацев 11-13 подпункта "а" пункта 7 Правил.

4. Пункты 1, 2, 6, 7 и 7_1 Постановления N 438 устанавливают перечень оснований и формы проведения внеплановых проверок в 2020 году.

При наличии фактов причинения вреда жизни, здоровью граждан или угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера внеплановые проверки проводятся по согласованию с органами прокуратуры. При этом необходимо согласовывать с органами прокуратуры выездной характер таких проверок.

Аналогичные требования установлены для проверок, проводимых в целях проверки исполнения ранее выданного предписания о принятии мер, направленных на устранение нарушений, влекущих непосредственную угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан.

При этом, если основанием для проведения проверок на опасных производственных объектах I и II классов опасности, на гидротехнических сооружениях I и II классов являются факты причинения вреда жизни, здоровью граждан, должностные лица территориального управления Ростехнадзора вправе приступить к проведению внеплановой выездной проверки незамедлительно с извещением органов прокуратуры в порядке, установленном частями 6, 7, 12 статьи 10 Закона N 294-ФЗ.

Внеплановые проверки также проводятся на основании поручения Президента РФ, поручения Правительства РФ с указанием конкретного юридического лица и (или) индивидуального предпринимателя, требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

Проверки по данным основаниям могут быть выездными в случае, если такая возможность предусмотрена самими основаниями.

В отношении соискателя лицензии, представившего заявление о предоставлении лицензии, или лицензиата, представившего заявление о переоформлении лицензии, в соответствии с частью 2 статьи 19 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" внеплановые проверки проводятся в сроки, установленные соответствующими административными регламентами (с учетом режима нерабочих дней).

Руководствуясь пунктом 4 Постановления N 440, такие проверки целесообразно проводить в выездной форме при осуществлении лицензирования:

1) эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I и II классов опасности;

2) деятельности, связанной с обращением взрывчатых материалов промышленного назначения (на опасные производственные объекты I и II классов опасности).

6. Особенности проведения проверок при осуществлении государственного строительного надзора в 2020 году установлены пунктом 3 приложения N 3 к Постановлению N 440.

Должностные лица территориальных органов Ростехнадзора должны проводить выездные проверки в соответствии с программой проверок, а также в случае получения извещений, указанных в части 6 статьи 52 и части 3 статьи 53 Градостроительного кодекса РФ (пункт 11 Положения об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 01.02.2006 N 54).

Организация проведения внеплановых проверок осуществляется в общем порядке, установленном Постановлением N 438.

Результаты проверочных мероприятий подлежат внесению в Федеральную государственную информационную систему "Единый реестр проверок" в порядке, установленном Правилами формирования и ведения единого реестра проверок, утвержденными постановлением Правительства РФ от 28.04.2015 N 415.

При проведении контрольных мероприятий необходимо обеспечить исполнение условий, запретов, ограничений и других обязательных требований по предупреждению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации.

8. Несоблюдение установленных запретов на проведение проверок является нарушением требований законодательства о государственном контроле (надзоре) и влечет недействительность результатов проверки в соответствии с частью 1 статьи 20 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

Читайте также: