Какое подразделение осуществляет секретное делопроизводство в мвд

Обновлено: 30.06.2024

При журнальной системеучета информация о секретных документах хранится в специальных журналах. При карточной системе учета информация хранится на специальных карточках, отдельно для каждого секретного документа.

При учете секретных документов присваиваются регистрационные номера и фиксируется следующая информация:

Учету подлежат:

- отдельные листы бумаги.

Хранение секретных документов – это установленный порядок, обеспечивающий содержание в безопасности секретных документов на рабочих местах и в специальных хранилищах, а также порядок, предотвращающий порчу секретных документов, их утрату и несанкционированное копирование.

В рабочее время секретные документы хранятся у исполнителей в личных сейфах или в секретных портфелях (папках). После окончания работы секретные документы сдаются на хранение в режимно-секретные подразделения.

При обращении с секретными документами следует соблюдать следующие правила:

- секретные документы выдаются только под личную роспись;

-работа с секретными документами осуществляется в специальных помещениях;

-при работе с секретными документами на рабочем столе должны находиться только необходимые в данный момент документы;

-запрещается держать секретные документы вместе с несекретными;

- запрещается хранить секретные документы в рабочих столах;

-при приеме посетителей нельзя оставлять секретные документы в положении, удобном для обозрения;

-необходимо убирать секретные документы в сейф при временном выходе из помещения;

-запрещается выносить секретные документы за пределы охраняемой территории;

-при окончании работы с секретными документами необходимо проверить наличие всех секретных документов;

-секретные документы разрабатываются только в специальных блокнотах, рабочих тетрадях;

-степень секретности документа определяется в соответствии с перечнями;

- количество экземпляров секретных документов определяется служебной необходимостью;

-в секретных документах должен быть представлен минимально возможный объем секретных сведений;

-запрещается снимать копии с секретных документов без разрешения;

-запрещается самостоятельно уничтожать секретные документы.

Порядок оформления секретных документов:

N экземпляра;

Порядок оформления последнего листа:

Исполнители;

Количество листов и экземпляров;

адреса экземпляров;

Размножение секретных документов. Подготовленный секретный документ подается исполнителями для размножения в 1-й отдел РСО.

Секретные документы пересылаются только через РСО предприятия. Полностью оформленный и подписанный секретный документ сдается исполнителем в 1-й отдел для пересылки.

Перед отправкой секретный документ помещается в специальную упаковку, исключающую несанкционированное изъятие секретных документов.

Пересылка секретных документов в другие города осуществляется подразделениями специальной связи Министерства Связи РФ и подразделениями фельдегерской связи МО РФ. При пересылке в рамках одного города используются: курьеры, нарочные, работники РСО, исполнители.

Лица, занятые доставкой секретной почты обеспечиваются служебным транспортом и охраной. Передача секретных документов адресатам осуществляется по разносным книгам, распискам, реестрам под личную роспись принимающего, которая скрепляется печатью 1-го отдела с проставлением времени и числа.

Уничтожение секретных документов. Секретные документы, потерявшие свою практическую и другую ценность, подлежат уничтожению. Для уничтожения секретных документов приказом руководителя предприятия назначается комиссия в составе не менее 3-х человек.

Порядок работы комиссии:

1) оценка ценности секретных документов;

2) написание акта на уничтожение секретных документов;

3) проведение сверки представленных на уничтожение документов с записями в журналах и карточках учета;

4) проставление росписей в акте и представление его на утверждение руководителю предприятия;

5) уничтожение в присутствии членов комиссии.

Акт на уничтожение хранится в 1-м отделе.

Заключение

Делопроизводство и режим секретности является важнейшим направлением деятельности правоохранительных органов (ОВД), посредством которого решаются задачи по обеспечению:

-приема, учета, отправки документации;

-контроля за своевременным и правильным оформлением документов;

-сохранности государственной и служебной тайн, содержащихся в документах;

-быстрого нахождения необходимой для реализации функций органов внутренних дел информации в текущих делах и архиве и др.

Деятельность сотрудников правоохранительных органов (ОВД) связана с повседневным составлением, оформлением, изучением самых различных документов. В науке управления в качестве документов рассматриваются любые носители информации, которые могут обращаться в документационных системах, подвергаясь процессам поиска, передачи, хранения.

В современных условиях развития теории и практики управленческой деятельности совершенствование делопроизводства является одним из важных направлений развития МВД России. Одним из путей такого совершенствования является переход на безбумажные технологии делопроизводства посредством автоматизации процессов управления.

Работа с документами всегда требовала больших трудозатрат, а совершенствованию документационных операций препятствовала низкая производительность ручного труда, преобладавшего до недавнего времени в делопроизводстве.

Применение современных компьютерных средств способствует развитию документационного обеспечения управления, а также переходу информационного обеспечения в системе органов внутренних дел на качественно новый уровень.

Библиографический список

Нормативно-правовые акты

1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 года (с изменениями и дополнениями на 21.07.2014 года).

3. Федеральный закон Российской Федерации от 30.11.2011 г. № 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в редакции от 03.07.2016 г. № 305-ФЗ).

16. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов: Государственный стандарт Российской Федерации ГОСТ- Р. 6.30-2003.

Литература

17. Бавсун И.Г. Основы управления и делопроизводства в органах внутренних дел. Учебное пособие.- Омск. Омская академия МВД РФ.- 2011.- 196 с.

18. Бугель Н.В. Обеспечение функционирования механизма управления органами внутренних дел (правовые, методологические и организационные аспекты): Монография. СПб.: СПб ун-т МВД России, 2013.-123 с.

19. Бугель Н.В. Основы управления органами внутренних дел в правовом механизме Российского государства. СПб: СПб ун-т МВД России, 2013.- 234 с.

21. Маркушин А.Г. Основы управления в органах внутренних дел: учебник для вузов/ А.Г. Маркушин, В.В. Казаков.- М.: Издательство Юрайт, 2016.- 260 с.

24. Быкова Т. А. Документационное обеспечение управления (делопроизводство): учебное пособие / Т. А. Быкова, Т. В. Кузнецова, Л.В. Санкина. - 2-е изд. - М.: ИНФРА-М, 2012. - С. 5.

25. Дюкарев Н. Н. Документационное обеспечение управления в ОВД: учебное пособие / Н. Н. Дюкарев; МВД России, ДКО. -М.: ЦОКР МВД России, 2010. - 142 с.

Приложение 1.

01 - Государственный герб Российской Федерации;

02 -герб субъекта Российской Федерации (ГОСТ - Р. 6.30-2003);

03 - геральдический знак - эмблема органов внутренних дел Российской Федерации и внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации;

04 - код организации;

05- основной государственный регистрационный номер (ОГРН) юридического лица;

06 - идентификационный номер налогоплательщика/код причины постановки на учет (ИНН/КПП);

07 - код формы документа;

08 - наименование организации (ОВД);

09 - справочные данные об организации (об ОВД);

10 - вид документа;

11 - дата документа;

12 - регистрационный номер документа;

13 - ссылка на исходящий номер и дату документа;

14 - место составления или издания документа;

16 - гриф утверждения документа;

17 – указания по исполнению документа;

18 – наименование или аннотация к документу;

19 - отметка о контроле;

20 - текст документа;

21 - отметка о наличии приложения;

23 - гриф согласования документа;

24 - визы согласования документа;

25 - оттиск печати;

26 - отметка о заверении копии;

27 - отметка об исполнителе;

28 - отметка об исполнении документа и направлении его в дело;

29 - отметка о поступлении документа в организацию;

30 - идентификатор электронной копии документа.

31 – гриф ограничения доступа к документу.

Приложение 2.

Основные термины и определения

Альбом форм документов – это сборник прошедших унификацию формуляров документов, т.е. образцов применяемых управленческих документов, в которых приведено строго определённое расположение реквизитов.

Аутентификация – это проверка принадлежности субъекта доступа, предъявленного им идентификатора, подтверждение подлинности.

Государственная тайна – это защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации.

Гриф секретности – это реквизиты, свидетельствующие о степени секретности сведений, содержащихся в их носителе, проставляемые на самом носителе и (или) сопроводительной документации на него. Установлены три степени секретности сведений, составляющих государственную тайну, и соответствующие этим степеням грифы секретности для носителей сведений, составляющих государственную тайну: особой важности, совершенно секретно, секретно.

Государственная измена это выдача государственных секретов либо иное оказание помощи иностранному государству, иностранной организации или их представителям в проведении враждебной деятельности.

Делопроизводство – это совокупность документирования управленческой деятельности и документационного обслуживания.

Допуск к государственной тайне это оформленное в установленном порядке право сотрудников на доступ к сведениям, составляющим государственную тайну.

Доступ к сведениям, составляющим государственную тайну это санкционированное полномочным должностным лицом ознакомление конкретного сотрудника со сведениями, составляющими государственную тайну.

Документирование - это правильное составление, оформление и печатание документов.

Документооборот– это процесс движения документов внутри органа с одновременной их технической обработкой (получение (прием) или издание, обработка или поиск, исполнение, отправка или передача, хранение и уничтожение).

Исходящие секретные документы – это корреспонденция, подлежащая отправке (рассылке) какому-либо адресату.

Коммерческая или служебная тайна – это информация, имеющая действительную или потенциальную ценность в силу неизвестности ее другим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании, и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности.

Ключевая информация – это информация, содержанием которой является криптографический ключ (ключи).

Контроль исполнения документов- это совокупность мероприятий, направленных на обеспечение своевременного и качественного исполнения принятых решений и поручений, зафиксированных в служебных документах.

Машинописный номер – это основной учетный номер для секретных документов внутреннего обращения.

Носители сведений, составляющих государственную тайну – это материальные объекты, в том числе физические поля, в которых сведения, составляющие государственную тайну, находят свое отображение в виде символов, образов, сигналов, технических решений и процессов.

Номенклатура дел – это систематизированный перечень наименований дел, заводимых в организации (органе внутренних дел), с указанием сроков их хранения, оформленный в установленном порядке.

Органы безопасности – это федеральные органы исполнительной власти в области обеспечения безопасности и его управления (отделы).

Оформление документа - это расположение необходимых реквизитов в документе, обозначенных правилами документирования.

Пропускной режим это совокупность правил, регламентирующих порядок входа (выхода) сотрудников, въезда (выезда) транспортных средств на охраняемую территорию органов внутренних дел.

Перечень сведений, составляющих государственную тайну – это совокупность категорий сведений, в соответствии с которыми сведения относятся к государственной тайне и засекречиваются на основаниях и в порядке, установленных федеральным законодательством.

Приказ – это правовой акт, устанавливающий управленческие решения по вопросам оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел.

Режим секретности – это совокупность требований, правил, организационных, технических и иных мер, направленных на сохранность сведений, составляющих государственную тайну.

Режимная территория – это охраняемая территория, на которой проводятся секретные работы, и обеспечивается сохранность сведений, составляющих государственную тайну.

Режимное помещение – это помещение, в котором проводятся секретные работы и (или) хранятся в нерабочее время носители сведений, составляющих государственную тайну, и обеспечивается сохранность указанных сведений.

Реквизит документа - это обязательный элемент оформления официального документа. Каждый конкретный вид документа содержит свой набор реквизитов. Государственным стандартом и дублирующими его инструкциями по делопроизводству определено место размещения каждого реквизита на документе.

Разглашение сведений, составляющих государственную тайну– это предание огласке или распространение с нарушением установленного порядка таких сведений лицом, которому они были доверены или стали известны по службе, работе или иным путем, если эти сведения стали достоянием других лиц, не допущенных к такой информации.

Секретные работы – это работы, связанные с использованием сведений, составляющих государственную тайну.

Служебная информация – это несекретная информация, касающаяся деятельности организаций, ограничения, на распространение которой диктуются служебной необходимостью.

Сведения особой важности – это сведения в области военной, внешнеполитической, экономической, научно-технической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб интересам Российской Федерации в одной или нескольких из перечисленных областей.

Совершенно секретные сведения – это сведения в области военной, внешнеполитической, экономической, научно-технической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб интересам министерства (ведомства) или отрасли экономики Российской Федерации.

Секретные сведения – это все иные сведения, составляющие государственную тайну, распространение которых может нанести ущерб интересам предприятия, учреждения или организации в военной, внешнеполитической, экономической, научно-технической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной области деятельности.

Служебная тайна – это сведения ограниченного доступа, ставшие известными сотруднику, в ходе служебной деятельности, распространение которых может нанести ущерб интересам службы и государства.

Система защиты государственной тайны это совокупность органов защиты государственной тайны, используемых ими средств и методов защиты сведений, составляющих государственную тайну, и их носителей, а также мероприятий, проводимых в этих целях.

Табель документов – это перечень форм документов, необходимых и достаточных для реализации функций и задач органов внутренних дел.

Утрата документов, содержащих государственную тайну, а равно предметов, сведения о которых составляют государственную тайну это противоправный выход (в том числе, и временный) их из владения ответственного лица, вследствие которого наступили тяжкие последствия.

Шпионаж – это передача, собирание, похищение или хранение в целях передачи иностранному государству, иностранной организации или их представителям сведений, составляющих государственную тайну.

Различают общее, специальное, секретное и не секретное делопроизводство.

Общее делопроизводство - это документирование общей управленческой деятельности, присущей любому органу государственного управления, и организация работы с документами, создаваемыми в процессе осуществления этой деятельности. Оно обслуживает реализацию обеспечивающих функций (финансовую, хозяйственную деятельность, кадровую работу и т.п.) аппарата управления.

Реализация основных функций органа управления, т.е. его специальная (внешняя) деятельность, обслуживается специальным делопроизводством. Так, составление и оформление уголовно-процессуальных, оперативно-розыскных, административно-процессуальных документов, отражающих деятельность органов внутренних дел по непосредственной охране общественного порядка и борьбе с преступностью, и организация работы с такими документами являются специальным видом делопроизводства.

Документирование сведений, составляющих государственную и служебную тайны, и организация работы с документами, содержащими такие сведения, осуществляются в органах внутренних дел по специальным правилам, имеющим своим назначением предотвращение случайной утраты соответствующих документов и утечки содержащихся в этих документах сведений. Делопроизводство, осуществляемое по этим специальным правилам, называется секретным делопроизводством. Следует иметь в виду, что по правилам секретного делопроизводства в органах внутренних дел может осуществляться как общее, так и специальное делопроизводство.

Так, многие документы, отражающие кадровую работу, а также некоторые документы, создаваемые в процессе финансово-хозяйственной деятельности органов внутренних дел, оформляются, хранятся и пересылаются по правилам ведения секретного делопроизводства. В то же время документирование уголовно-процессуальной, административно-юрисдикционной деятельности не требует применения таких правил.

Задачами делопроизводства в органах внутренних дел являются:

1. Обеспечение приема, учета и отправки корреспонденции.

2. Обеспечение контроля за своевременным исполнением и правильным оформлением документов в органе внутренних дел.

3. Обеспечение сохранности государственной и служебной тайн, содержащихся в документах.

4. Обеспечение быстрого нахождения необходимой для реализации функций органа внутренних дел информации в текущих делах и архиве.

5. Правильное и быстрое отражение в документах работы органа, его структурных подразделений и сотрудников.

6. Экономия затрат времени и сил работниками органа внутренних дел на составление, изготовление и поиск документов.

На лиц инспекторского (оперативного) состава органов внутренних дел возложены следующие основные обязанности по осуществлению делопроизводства:

- своевременное исполнение полученных от работников канцелярии документов и правильное их оформление;

- неукоснительное соблюдение установленных правил работы с секретными документами.

В некоторых случаях на этих работников возлагается выполнение и других обязанностей, связанных с осуществлением делопроизводства. Так, например, на дежурного по органу внутренних дел возлагается прием в праздничные, выходные дни и в вечернее время поступающей корреспонденции. Оперуполномоченные уголовного розыска и подразделений ОБЭП, ОНП и т.д. обязаны лично готовить к отправке некоторые секретные материалы.

На специально назначенных работников этих служб возлагаются учет и регистрация секретных документов, создаваемых в процессе осуществления оперативно-розыскной деятельности. Ответственность за состояние документационного обеспечения управления, соблюдение установленных Инструкцией правил и приемов обработки документов, обеспечение своевременности и качества их исполнения, а также создание надлежащих условий работы сотрудников подразделений делопроизводства и режима возлагается на руководителей органов внутренних дел.

В подразделении делопроизводства и режима должны быть созданы необходимые условия для работы со всеми видами документов.

Должностные лица органов внутренних дел при работе с документами обязаны:




- Знать и точно выполнять требования, установленные настоящей Инструкцией;

- Не допускать нарушений, которые могут привести к разглашению сведений служебного характера или утрате документов;

- Требовать от подчиненных своевременного исполнения полученных документов (поручений, указаний);

- Передавать документы другим сотрудникам только с разрешения руководителя соответствующего структурного подразделения;

- Передавать документы из одного структурного подразделения в другое только через подразделение делопроизводства и режима, под расписку в соответствующих журналах учета. Знакомить с документами посторонних лиц и сообщать сведения, содержащихся в документах посторонним лицам только с разрешения соответствующего руководителя органа внутренних дел;

- Немедленно сообщать руководителю соответствующего структурного подразделения и руководителю подразделения делопроизводства и режима об утрате или недостаче документов, ключей от помещений, хранилищ, в которых хранятся документы, личных печатей, а также о фактах обнаружения излишних или неучтенных документов;

- При увольнении со службы или работы, переводе к новому месту службы или работы, убытии в отпуск, на лечении, в командировку своевременно сдавать все документы в подразделение делопроизводства и режима.

Сведения, содержащихся в документах, могут использоваться только в служебных целях в порядке, установленном нормативными правовыми актами МВД России.

Сотрудники несут персональную ответственность за соблюдение ими установленного порядка работы с документами и их сохранность, а также за разглашение содержащейся в них информации.

При обнаружении утраты документов сотрудник должен немедленно доложить об этом происшествии руководителю соответствующего структурного подразделения, который обязан принять исчерпывающие меры к поиску документов, и руководителю подразделения делопроизводства и режима.

Передача документов и их копий работниками организаций допускается только с письменного разрешения руководителя органа внутренних дел или его заместителей по запросу. О передаче документов делаются соответствующие отметки в учетных формах и на подлинниках документов (если передаются их копии) с указанием, каким должностным лицом разрешена передача документа.


П оводом для статьи стали два вопроса читателей о назначении ответственных за делопроизводство. Но они оказались сложнее, чем кажутся на первый взгляд, в т.ч. из-за недостаточной регламентации законодательством.

Подскажите, пожалуйста, в одной организации может быть два ответственных за делопроизводство? Если да, то надо выпустить приказ об разделении их обязанностей?

Планируем приказом по организации назначить ответственных за делопроизводство в подразделениях и закрепить за ними определенные обязанности. Просим осветить этот вопрос более подробно, а именно: что должно входить в обязанности ответственных за делопроизводство в подразделениях и как это закрепить документально?

Руководитель за все в ответе!

Ответственность за документальный фонд организации, а значит, и за систему делопроизводства и ее построение, несет руководитель (т.е. единоличный исполнительный орган). За документы корпоративного управления и соответствующее делопроизводство такую же ответственность несут совет директоров / его председатель и корпоративный секретарь. Это – ответственность перед учредителями / собственниками за организацию деятельности и ответственность в соответствии с действующим законодательством, в том числе и перед государственными контролирующими органами.

Но ни в одном действующем нормативном правовом акте ответственность руководителя за весь документальный фонд организации, к сожалению, не зафиксирована в прямой форме, в виде конкретной формулировки. Она выражается опосредованно, как правило, в форме полномочий органов управления по утверждению документов, изданию приказов, назначению ответственных / делегированию полномочий опять-таки на основании приказов.

Суды тоже считают такой подход правомерным (см., например, постановления Московского городского суда от 06.05.2015 № 4а-0628/15 и от 29.04.2014 № 4а-748/2014). Они часто отменяют решения нижестоящих судов, которые привлекают к ответственности руководителя при наличии в штате главного бухгалтера.

Конечно, Иван Иванович может подвергнуть Марью Ивановну дисциплинарному взысканию, уменьшить премию и т.п., но в суде или чиновниками трудовой инспекции наказано может быть как ответственное лицо – непосредственный исполнитель (см., например, решение Московского городского суда от 10.07.2012 по делу № 7-1306/2012), так и генеральный директор (см., например, решение Московского городского суда от 08.07.2015 по делу № 7-6031/2015).

Кого накажет суд за нарушение порядка рассмотрения обращений граждан по ст. 5.59 КоАП РФ: руководителя (организующего работу и подписывающего ответы) или должным образом уполномоченного рядового исполнителя (который ведет всю работу и готовит документ на подпись)? Оказывается, первого из них! Подтверждением служит, например, позиция Верховного Суда РФ (постановление № 11-АД12-11), который в ноябре 2012 года отменил решения нижестоящих судов, сняв ответственность с исполнителя и переложив ее на руководителя (в силу ст. 4 и 10 Закона об обращениях граждан).

В уставе почти каждой организации устанавливается ответственность исполнительных органов (коллегиального – правление или единоличного – председатель правления, генеральный директор) за организацию системы управления, а система управления документами (делопроизводство) в настоящее время рассматривается как одна из важнейших инфраструктурных составных частей, наряду с системами управления персоналом, бухгалтерского и налогового учета, управления проектами, информационной безопасности, управления качеством, финансирования и бюджетирования и т.п. Кроме того, устав каждой организации и типовые уставы, которые разрабатываются для предприятий среднего и малого бизнеса, предусматривают ответственность за передачу документов организаций в случае ликвидации в соответствующее архивное учреждение / архив. Ликвидационная комиссия / конкурсный управляющий принимают документы по акту от первого руководителя организации.

Обзоры арбитражной практики и практики судов общей юрисдикции, которые публикуются на страницах нашего журнала, также показывают, что материальную и административную ответственность за документальный и архивный фонды несут прежде всего руководители организаций.

Субсидиарная ответственность бывшего руководителя обанкротившейся организации перешагнула миллиардны.

От руководителя организации, который утверждает организационную структуру, штатное расписание, положения о подразделениях и должностные инструкции, зависит в конечном счете создание, подчиненность и название службы делопроизводства, ее численный состав и квалификационные требования к сотрудникам. Запомним также, что номенклатуру дел организации, с помощью которой систематизируется документальный фонд, описи дел и акты о выделении документов к уничтожению утверждает руководитель организации. Приказом об утверждении номенклатуры дел / своей подписью в грифах утверждения он оформляет и подтверждает свою ответственность за документальный фонд, его состояние и движение. Инструкция по делопроизводству, бланки и типовые унифицированные формы документов организации также утверждаются приказами руководителя. А если он предоставляет право издавать подобные приказы одному из своих заместителей и возлагает контроль за их соблюдением на него или даже на руководителя службы делопроизводства, то в соответствии с законодательством, уставом организации и принципами делегирования полномочий он все равно несет ответственность за реализацию переданных полномочий всеми уполномоченными им лицами.

Подобная регламентация в положениях о должностях руководителей организации и в должностных инструкциях руководителей структурных подразделений является организационной основой для обеспечения документированного приема-передачи дел по акту в случае смены этих лиц.

Пример 1. Формулировка об ответственности руководителя за документы организации


Наконец, поскольку за систему делопроизводства и документальный фонд организации ответственность несет первый руководитель, со времен Единой государственной системы делопроизводства (М., 1974; далее – ЕГСД) существует очень правильная рекомендация о закреплении подчиненности службы делопроизводства непосредственно руководителю организации.

Кто будет вести делопроизводство?

Таким образом, ответственным за делопроизводство, являющееся инструментом системы управления, фактически является руководитель организации. Он определяет, как делопроизводство будет организовано, назначает ответственных за ведение делопроизводства в организации и структурных подразделениях.

От первого руководителя зависит, как будет построена система делопроизводства, будет ли создана и как будет называться служба делопроизводства, каковы будут ее штатный состав и наименования должностей специалистов, фонд оплаты труда и т.п. организационные аспекты. При этом, конечно, должны приниматься во внимание направления и масштаб деятельности, территориальная распределенность, организационно-правовая форма и т.п. факторы. Учитывается объем документооборота, от которого зависит структура службы делопроизводства и ее численность. Типовые наименования службы делопроизводства (управление делами, канцелярия, общий отдел, секретариат) были в свое время установлены ЕГСД. А расчет численности сотрудников службы делопроизводства (или ответственных за его ведение) и в настоящее время рекомендуется осуществлять в соответствии с действующими нормативно-методическими документами:

  • Межотраслевые укрупненные нормативы времени на работы по документационному обеспечению управления (утв. постановлением Минтруда России от 25.11.1994 № 72) и
  • Нормы времени на работы по документационному обеспечению управленческих структур федеральных органов исполнительной власти (утв. постановлением Минтруда России от 26.03.2002 № 23).

В небольшой организации (или в территориально обособленном подразделении) с незначительным объемом документооборота все операции по ведению делопроизводства могут выполняться секретарем организации (или секретарем подразделения). Такая система делопроизводства называется централизованной. А если объем документооборота большой, то даже в небольших организациях может быть создана служба / отдел / сектор / группа делопроизводства или ДОУ, состоящая из 1-2 сотрудников, трудовые функции которых будут связаны исключительно с ведением делопроизводства.

Ответственные за делопроизводство (за его ведение), о которых идет речь в вопросе, назначаются, как правило:

Эта ответственность предполагает, что ведение делопроизводства для данного сотрудника может являться не основной, а дополнительной функцией, наряду с теми, которые он выполняет, будучи специалистом другой предметной области (а с документированием связаны практически все функции). Такая ответственность за ведение делопроизводства в настоящее время возлагается на сотрудников, занимающих самые младшие позиции в организации, и без какого-либо увеличения заработной платы.

Анализ практики выявил 3 основных способа оформления ответственности за ведение делопроизводства.

Пример 2. Фрагмент должностной инструкции ответственного за делопроизводство

Конечно, инструкция по делопроизводству должна быть заранее составлена и утверждена, поскольку от ответственного за ведение делопроизводства, выполняющего эту функцию как дополнительную, требовать разработки инструкции нельзя и даже трудно требовать качества выполнения делопроизводственных операций. Такой способ соответствует лучшим зарубежным практикам, но увеличивает стоимость делопроизводственных работ, поскольку оплата труда специалиста отрасли (например, младшего юрисконсульта) обычно выше, чем заработная плата делопроизводственного работника. Да и качество выполнения делопроизводственной функции в виде дополнительной требует более тщательного контроля.

Пример 3. Фрагмент приказа о назначении ответственного за ведение делопроизводства в подразделении

1.2. Приказ вступает в силу с даты подписания.

Пример 4. Фрагмент приказа о снятии ответственности за ведение делопроизводства в подразделении

1.2. Приказ вступает в силу с даты подписания.

Данный способ часто используется в территориально-распределенных организациях и холдингах, когда в подразделениях не только не создают специализированных отделов делопроизводства, но и экономят на введении должностей соответствующих специалистов. Такой способ, к сожалению, также не благоприятствует качеству работы с документами.

На практике можно встретить и иные ситуации, когда ответственность возлагается за ведение делопроизводства по обращениям граждан, за ведение делопроизводства по исполнению договоров, за работу с научно-технической документацией и ее хранение и т.п. Самое главное – комплексная регламентация этой ответственности в рамках построения системы управления организацией и ее документами.

При журнальной системеучета информация о секретных документах хранится в специальных журналах. При карточной системе учета информация хранится на специальных карточках, отдельно для каждого секретного документа.

При учете секретных документов присваиваются регистрационные номера и фиксируется следующая информация:

Учету подлежат:

- отдельные листы бумаги.

Хранение секретных документов – это установленный порядок, обеспечивающий содержание в безопасности секретных документов на рабочих местах и в специальных хранилищах, а также порядок, предотвращающий порчу секретных документов, их утрату и несанкционированное копирование.

В рабочее время секретные документы хранятся у исполнителей в личных сейфах или в секретных портфелях (папках). После окончания работы секретные документы сдаются на хранение в режимно-секретные подразделения.

При обращении с секретными документами следует соблюдать следующие правила:

- секретные документы выдаются только под личную роспись;

-работа с секретными документами осуществляется в специальных помещениях;

-при работе с секретными документами на рабочем столе должны находиться только необходимые в данный момент документы;

-запрещается держать секретные документы вместе с несекретными;

- запрещается хранить секретные документы в рабочих столах;

-при приеме посетителей нельзя оставлять секретные документы в положении, удобном для обозрения;

-необходимо убирать секретные документы в сейф при временном выходе из помещения;

-запрещается выносить секретные документы за пределы охраняемой территории;

-при окончании работы с секретными документами необходимо проверить наличие всех секретных документов;

-секретные документы разрабатываются только в специальных блокнотах, рабочих тетрадях;

-степень секретности документа определяется в соответствии с перечнями;

- количество экземпляров секретных документов определяется служебной необходимостью;

-в секретных документах должен быть представлен минимально возможный объем секретных сведений;

-запрещается снимать копии с секретных документов без разрешения;

-запрещается самостоятельно уничтожать секретные документы.

Порядок оформления секретных документов:

N экземпляра;

Порядок оформления последнего листа:

Исполнители;

Количество листов и экземпляров;

адреса экземпляров;

Размножение секретных документов. Подготовленный секретный документ подается исполнителями для размножения в 1-й отдел РСО.

Секретные документы пересылаются только через РСО предприятия. Полностью оформленный и подписанный секретный документ сдается исполнителем в 1-й отдел для пересылки.

Перед отправкой секретный документ помещается в специальную упаковку, исключающую несанкционированное изъятие секретных документов.

Пересылка секретных документов в другие города осуществляется подразделениями специальной связи Министерства Связи РФ и подразделениями фельдегерской связи МО РФ. При пересылке в рамках одного города используются: курьеры, нарочные, работники РСО, исполнители.

Лица, занятые доставкой секретной почты обеспечиваются служебным транспортом и охраной. Передача секретных документов адресатам осуществляется по разносным книгам, распискам, реестрам под личную роспись принимающего, которая скрепляется печатью 1-го отдела с проставлением времени и числа.

Уничтожение секретных документов. Секретные документы, потерявшие свою практическую и другую ценность, подлежат уничтожению. Для уничтожения секретных документов приказом руководителя предприятия назначается комиссия в составе не менее 3-х человек.

Порядок работы комиссии:

1) оценка ценности секретных документов;

2) написание акта на уничтожение секретных документов;

3) проведение сверки представленных на уничтожение документов с записями в журналах и карточках учета;

4) проставление росписей в акте и представление его на утверждение руководителю предприятия;

5) уничтожение в присутствии членов комиссии.

Акт на уничтожение хранится в 1-м отделе.

Заключение

Делопроизводство и режим секретности является важнейшим направлением деятельности правоохранительных органов (ОВД), посредством которого решаются задачи по обеспечению:

-приема, учета, отправки документации;

-контроля за своевременным и правильным оформлением документов;

-сохранности государственной и служебной тайн, содержащихся в документах;

-быстрого нахождения необходимой для реализации функций органов внутренних дел информации в текущих делах и архиве и др.

Деятельность сотрудников правоохранительных органов (ОВД) связана с повседневным составлением, оформлением, изучением самых различных документов. В науке управления в качестве документов рассматриваются любые носители информации, которые могут обращаться в документационных системах, подвергаясь процессам поиска, передачи, хранения.

В современных условиях развития теории и практики управленческой деятельности совершенствование делопроизводства является одним из важных направлений развития МВД России. Одним из путей такого совершенствования является переход на безбумажные технологии делопроизводства посредством автоматизации процессов управления.

Работа с документами всегда требовала больших трудозатрат, а совершенствованию документационных операций препятствовала низкая производительность ручного труда, преобладавшего до недавнего времени в делопроизводстве.

Применение современных компьютерных средств способствует развитию документационного обеспечения управления, а также переходу информационного обеспечения в системе органов внутренних дел на качественно новый уровень.

Библиографический список

Нормативно-правовые акты

1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 года (с изменениями и дополнениями на 21.07.2014 года).

3. Федеральный закон Российской Федерации от 30.11.2011 г. № 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в редакции от 03.07.2016 г. № 305-ФЗ).

16. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов: Государственный стандарт Российской Федерации ГОСТ- Р. 6.30-2003.

Литература

17. Бавсун И.Г. Основы управления и делопроизводства в органах внутренних дел. Учебное пособие.- Омск. Омская академия МВД РФ.- 2011.- 196 с.

18. Бугель Н.В. Обеспечение функционирования механизма управления органами внутренних дел (правовые, методологические и организационные аспекты): Монография. СПб.: СПб ун-т МВД России, 2013.-123 с.

19. Бугель Н.В. Основы управления органами внутренних дел в правовом механизме Российского государства. СПб: СПб ун-т МВД России, 2013.- 234 с.

21. Маркушин А.Г. Основы управления в органах внутренних дел: учебник для вузов/ А.Г. Маркушин, В.В. Казаков.- М.: Издательство Юрайт, 2016.- 260 с.

24. Быкова Т. А. Документационное обеспечение управления (делопроизводство): учебное пособие / Т. А. Быкова, Т. В. Кузнецова, Л.В. Санкина. - 2-е изд. - М.: ИНФРА-М, 2012. - С. 5.

25. Дюкарев Н. Н. Документационное обеспечение управления в ОВД: учебное пособие / Н. Н. Дюкарев; МВД России, ДКО. -М.: ЦОКР МВД России, 2010. - 142 с.

Приложение 1.

01 - Государственный герб Российской Федерации;

02 -герб субъекта Российской Федерации (ГОСТ - Р. 6.30-2003);

03 - геральдический знак - эмблема органов внутренних дел Российской Федерации и внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации;

04 - код организации;

05- основной государственный регистрационный номер (ОГРН) юридического лица;

06 - идентификационный номер налогоплательщика/код причины постановки на учет (ИНН/КПП);

07 - код формы документа;

08 - наименование организации (ОВД);

09 - справочные данные об организации (об ОВД);

10 - вид документа;

11 - дата документа;

12 - регистрационный номер документа;

13 - ссылка на исходящий номер и дату документа;

14 - место составления или издания документа;

16 - гриф утверждения документа;

17 – указания по исполнению документа;

18 – наименование или аннотация к документу;

19 - отметка о контроле;

20 - текст документа;

21 - отметка о наличии приложения;

23 - гриф согласования документа;

24 - визы согласования документа;

25 - оттиск печати;

26 - отметка о заверении копии;

27 - отметка об исполнителе;

28 - отметка об исполнении документа и направлении его в дело;

29 - отметка о поступлении документа в организацию;

30 - идентификатор электронной копии документа.

31 – гриф ограничения доступа к документу.

Приложение 2.

Основные термины и определения

Альбом форм документов – это сборник прошедших унификацию формуляров документов, т.е. образцов применяемых управленческих документов, в которых приведено строго определённое расположение реквизитов.

Аутентификация – это проверка принадлежности субъекта доступа, предъявленного им идентификатора, подтверждение подлинности.

Государственная тайна – это защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации.

Гриф секретности – это реквизиты, свидетельствующие о степени секретности сведений, содержащихся в их носителе, проставляемые на самом носителе и (или) сопроводительной документации на него. Установлены три степени секретности сведений, составляющих государственную тайну, и соответствующие этим степеням грифы секретности для носителей сведений, составляющих государственную тайну: особой важности, совершенно секретно, секретно.

Государственная измена это выдача государственных секретов либо иное оказание помощи иностранному государству, иностранной организации или их представителям в проведении враждебной деятельности.

Делопроизводство – это совокупность документирования управленческой деятельности и документационного обслуживания.

Допуск к государственной тайне это оформленное в установленном порядке право сотрудников на доступ к сведениям, составляющим государственную тайну.

Доступ к сведениям, составляющим государственную тайну это санкционированное полномочным должностным лицом ознакомление конкретного сотрудника со сведениями, составляющими государственную тайну.

Документирование - это правильное составление, оформление и печатание документов.

Документооборот– это процесс движения документов внутри органа с одновременной их технической обработкой (получение (прием) или издание, обработка или поиск, исполнение, отправка или передача, хранение и уничтожение).

Исходящие секретные документы – это корреспонденция, подлежащая отправке (рассылке) какому-либо адресату.

Коммерческая или служебная тайна – это информация, имеющая действительную или потенциальную ценность в силу неизвестности ее другим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании, и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности.

Ключевая информация – это информация, содержанием которой является криптографический ключ (ключи).

Контроль исполнения документов- это совокупность мероприятий, направленных на обеспечение своевременного и качественного исполнения принятых решений и поручений, зафиксированных в служебных документах.

Машинописный номер – это основной учетный номер для секретных документов внутреннего обращения.

Носители сведений, составляющих государственную тайну – это материальные объекты, в том числе физические поля, в которых сведения, составляющие государственную тайну, находят свое отображение в виде символов, образов, сигналов, технических решений и процессов.

Номенклатура дел – это систематизированный перечень наименований дел, заводимых в организации (органе внутренних дел), с указанием сроков их хранения, оформленный в установленном порядке.

Органы безопасности – это федеральные органы исполнительной власти в области обеспечения безопасности и его управления (отделы).

Оформление документа - это расположение необходимых реквизитов в документе, обозначенных правилами документирования.

Пропускной режим это совокупность правил, регламентирующих порядок входа (выхода) сотрудников, въезда (выезда) транспортных средств на охраняемую территорию органов внутренних дел.

Перечень сведений, составляющих государственную тайну – это совокупность категорий сведений, в соответствии с которыми сведения относятся к государственной тайне и засекречиваются на основаниях и в порядке, установленных федеральным законодательством.

Приказ – это правовой акт, устанавливающий управленческие решения по вопросам оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел.

Режим секретности – это совокупность требований, правил, организационных, технических и иных мер, направленных на сохранность сведений, составляющих государственную тайну.

Режимная территория – это охраняемая территория, на которой проводятся секретные работы, и обеспечивается сохранность сведений, составляющих государственную тайну.

Режимное помещение – это помещение, в котором проводятся секретные работы и (или) хранятся в нерабочее время носители сведений, составляющих государственную тайну, и обеспечивается сохранность указанных сведений.

Реквизит документа - это обязательный элемент оформления официального документа. Каждый конкретный вид документа содержит свой набор реквизитов. Государственным стандартом и дублирующими его инструкциями по делопроизводству определено место размещения каждого реквизита на документе.

Разглашение сведений, составляющих государственную тайну– это предание огласке или распространение с нарушением установленного порядка таких сведений лицом, которому они были доверены или стали известны по службе, работе или иным путем, если эти сведения стали достоянием других лиц, не допущенных к такой информации.

Секретные работы – это работы, связанные с использованием сведений, составляющих государственную тайну.

Служебная информация – это несекретная информация, касающаяся деятельности организаций, ограничения, на распространение которой диктуются служебной необходимостью.

Сведения особой важности – это сведения в области военной, внешнеполитической, экономической, научно-технической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб интересам Российской Федерации в одной или нескольких из перечисленных областей.

Совершенно секретные сведения – это сведения в области военной, внешнеполитической, экономической, научно-технической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб интересам министерства (ведомства) или отрасли экономики Российской Федерации.

Секретные сведения – это все иные сведения, составляющие государственную тайну, распространение которых может нанести ущерб интересам предприятия, учреждения или организации в военной, внешнеполитической, экономической, научно-технической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной области деятельности.

Служебная тайна – это сведения ограниченного доступа, ставшие известными сотруднику, в ходе служебной деятельности, распространение которых может нанести ущерб интересам службы и государства.

Система защиты государственной тайны это совокупность органов защиты государственной тайны, используемых ими средств и методов защиты сведений, составляющих государственную тайну, и их носителей, а также мероприятий, проводимых в этих целях.

Табель документов – это перечень форм документов, необходимых и достаточных для реализации функций и задач органов внутренних дел.

Утрата документов, содержащих государственную тайну, а равно предметов, сведения о которых составляют государственную тайну это противоправный выход (в том числе, и временный) их из владения ответственного лица, вследствие которого наступили тяжкие последствия.

Шпионаж – это передача, собирание, похищение или хранение в целях передачи иностранному государству, иностранной организации или их представителям сведений, составляющих государственную тайну.

Читайте также: