Один из основных законов которым подчиняется семья как система

Обновлено: 30.06.2024

Самые распространённые направления – системное семейное консультирование и системная семейная терапия.
Теоретической основой системного взгляда на семью является общая теория систем, которая была разработана в 40-е годы Людвигом фон Берталамфи. Он утверждал, что большинство объектов окружающего мира представляют собой целесообразно организованные системы – организмический взгляд на мир. Таким же образом, как системы, функционирует человек и также различные социальные образования, в том числе семья.

Прикрепленные файлы: 1 файл

контрольная работа по семейной психологии.docx

За последние 50 лет в семейном консультировании господствующим является системный подход, который рассматривает семью как систему. Это значит, что семья рассматривается как целостная единица. Она состоит из частей, которые в неё входят. Объектами влияния семьи считаются не те элементы из которых она состоит, а вся семья в целом. Семейный психолог помогает семье в целом.

Самые распространённые направления – системное семейное консультирование и системная семейная терапия.

Теоретической основой системного взгляда на семью является общая теория систем, которая была разработана в 40-е годы Людвигом фон Берталамфи. Он утверждал, что большинство объектов окружающего мира представляют собой целесообразно организованные системы – организмический взгляд на мир. Таким же образом, как системы, функционирует человек и также различные социальные образования, в том числе семья.

1.Семья как система.

Постулаты этой теории систем:

1.Целое больше, чем сумма составляющих его частей. Система описывается теми составными частями, из которых она состоит. Семья не состоит из мамы, папы и ребёнка. Все эти элементы присутствуют, но семья как система – нечто большее.

2.Все элементы и процессы, происходящие внутри семьи, взаимно влияют и взаимообусловливают друг друга. Соответственно изменения, которые происходят в отдельном элементе системы могут вторично обусловливать изменения в других частях системы или в системе в целом. Влияя на ребёнка можно вызвать изменения во всех остальных участниках семьи.

С точки зрения теории системы семья представляет собой открытую систему. Закрытые системы – те, которые функционируют автономно. Открытые – те, которые для своей жизнедеятельности нуждаются в обмене с окружающей средой. Что-то нужно отдавать в окружающую среду и что-то из неё принимать. Чтобы семье выжить – она существует в социуме и она должна взаимодействовать с элементами социума. Если этого нет – системе начинает чего-то не хватать. Функции семьи могут нарушаться.

Кроме этого, семья является системой самоорганизующейся. Это значит, что семья как система является построенной по принципу целесообразности и всё поведение семьи является целесообразным. Источник преобразования находится внутри самой семьи. Если в семье есть цель, то она определяет всю жизнедеятельность семьи как системы.

Семья также является первичной системой по отношению к каждому входящему в неё элементу. Это значит что закономерность, по которым существует семья могут отличаться и не соответствовать тем закономерностям, по которым существуют её элементы – члены семьи. То что происходит в семье часто не зависит от намерений людей, а регулируется свойствами системы как таковой. Родители хотят хорошего в воспитании детей, а по факту получается другое. Намерения и поступки людей в системе являются вторичными (семья первична) и подчиняются правилу функционирования систем. Семья первична и находится над элементами её составляющими. Это положение носит практический характер. Психолог может много времени уделить желаниям и намерениям одного элемента системы, но так и не понять ничего, почему в этой системе возникают проблемы.

Если окружающая среда пытается воздействовать на семью, он должен учитывать её функционирование как системы. Главный принцип – опосредованное воздействие. Это значит, что семья как система больше элементов из которых она состоит, также она больше и психолога, хотящего что-то изменить в ней (психолог). Воздействие на один из элементов получит противодействие, направленное чтобы снивелировать действие психолога. Наркомания – проблема системы, а не индивидуума. Наркоман для семьи – аномалия и система пытается восстановить старый статус.

Поэтому все интервенции, которые используют люди для помощи, носят опосредованный характер. Фрейд (случай маленького Ганса) описал первым. Общение с одним членом семьи, чтобы помочь другому. Агрессивность ребёнка может исчезнуть не путём прямого воздействия на ребёнка, но путём воздействия на родителей. Работа с детьми до 4-х лет мало целесообразна. Поэтому родители более подходящая среда для воздействия - опосредованный способ воздействия. Семья является системой связанной с другими также и в продольном разрезе. Системы семьи жены воздействуют с системой семьи мужа, поэтому многие закономерности в новой семье не изобретены заново, но приходят к нам из прошлых систем. Поэтому важно владеть техникой генограмм. Напоминает гениологическое древо. С помощью генограмм удаётся записать и описать характер взаимоотношений людей в поколениях и выявить основные стереотипы в отношениях, которые передаются и воспроизводятся в поколениях. Носят характер передачи стереотипов путём воспроизведения семьёй стереотипов родительских семей. Например, передача стереотипа алкоголизма. Какие- то нерешённые проблемы в родительской семье, в качестве какой-то формы поведения воспроизведутся в следующей семье. Например, у матери и сына был хронический конфликт. Мать сына недолюбливала. Сын чего-то недополучил от матери. Их отношения стали сложными и он ушёл из семьи, чтобы создать новую семью. Он её создаёт, но в отношениях с женой он воспроизводит тот же конфликт, который был с матерью.

Теория дифференциации: если есть дисфункция по вертикали (между поколениями), она обязательно воспроизведётся по горизонтали. Верджиния Сатир – первый психолог, ставший воздействовать на семью, а не по отдельности. Сальвадор Минухин – психология семьи. Он изучил структуру семьи и обнаружил, что структура отношений в семье серьёзно влияет на жизнедеятельность семьи и обнаружил, что структура отношений в семье серьёзно влияет на жизнедеятельность семьи и её деятельность. Динамика семейной жизни зависит от структуры отношений в семье. Коалиция – важнейший элемент взаимоотношений. Коалиция – образование, создаваемое внутри системы, которое в зависимости от их характеров может либо способствовать развитию семьи, либо приводить к её дисфункции. Закономерность: вертикальные коалиции в семье являются дисфункциональными, горизонтальные – функциональными. Коалиция у мамы с бабушкой против мужа, феномен тёщи и пр. – дисфункциональная.

Во многих семьях структура взаимоотношений нарушена так, что одни элементы систем находятся близко, а другие дальше. Тактика сближения и воссоздание супружеской коалиции.

Существует 2 основных закона, которым семья как система подчиняется:

Оба эти закона существуют и действуют одновременно. Закон гомеостаза – любая система стремится сохранить существующее положение любым путём. Причём этот закон относится как к функциональным семьям, так и для дисфункциональных семей. Положение в семье мучительное, но она стремится сохранить это положение и делает его стабильным. Любые перемены пугают семью. Она считает, что перемены хуже, чем существующее положение. Закон гомеостаза делает понятным, почему в семье многие годы могут сохраняться проблемы.

Закон развития – любая открытая система стремится развиваться и пройти свой путь от 0 до завершения. Источник творческих сил заложен внутри семьи. На уровне семьи закон развития проявляется в том, что семья как система должна прожить свой жизненный цикл, который представляет собой последовательную смену основных событий или стадий.

Грегори Бейтсон предложил свою классификацию стадий развития:

1стадия - монады – добрачная стадия. Представлена индивидуальной жизнью каждого из людей, которые потом создадут семью. Молодой человек взрослеет, реализует правила родительской семьи. Аналогично с женской части.

2 стадия – диады. Пар начинает жить вместе и сталкивается с проблемами. Она должна договариться, по каким правилам будут строить свою систему. Закон развития будет реализовываться , если произойдёт распределение обязанностей.

Здесь важно помнить, что есть правила лёгкие – внешние правила, которые относятся к плохо осознаваемым правилам или правилам, связанным с самооценкой. Пример ситуации, когда муж работает, а жена нет – вопрос – как ей будут доставаться финансы или когда жена сталкивается с правилами семьи мужа (отмечать дни рождения бурно по понятиям жены и противоположное по мужу). Дистанция между двумя в диаде очень близкая.

3 стадия – триады, когда появляется ребёнок. Это делает семейную структуру более устойчивой. С другой стороны триада отделяет супругов – дистанцирование, за счёт большего внимания к ребёнку. Говорят что появление ребёнка – это символический развод с мужем. Возникновение ребёнка изменяет функции, права и обязанности членов семьи. Нужно договариться о правилах новой жизни.

4 стадия – квадрата, появление 2-го ребёнка. Новый член семьи выталкивает 1-го ребёнка. Синдром детронизации – младший свергает с трона старшего, лишая его полномочий единоличного обладания папой и мамой. Порождается сильная ревность, зависть и напряжение в семьях. Старший оказывается перед ситуацией, когда младшему всё, а мне ничего. Здесь надо вновь договориться кто кого воспитывает и о том, что старший должен быть не забыт, распределение сил и средств и прийти к новым договорам.

5 стадия выхода детей во внешний мир. Она начинается, когда в семье появляется первоклассник. Это серьёзная стадия, т.к. происходит проверка семьи как системы на эффективность использованных правил воспитания. Закономерность: если в течении всего 1-го класса ребёнок попадая в школу справляется с предъявляемыми требованиями, то это означает, что семья на данном этапе является функциональной. И наоборот, если в первом классе появляются проблемы, это говорит о дисфункциональности семьи. Важно помнить, что функциональность или дисфункциональность семьи не продолжается весь жизненный цикл. Она может быть функциональной на стадии диады и стать дисфункциональной на фоне триады.

Выход в школу оказывается проверкой для гиперсоциализированных семей также, т.е. семей которые живут по социальным правилам как все. Когда поведение ребёнка становится нестандартным, то он легко может превратиться в так называемый позор семьи. Обычно это связано с теми желаниями, которые оказались неисполненными у самих родителей. Ребёнком пытаются восполнить то, чего сами не могли иметь. Отношения в семье – отношения фрустрации. Благие побуждения не срабатывают.

6 стадия взрослеющих детей подросткового возраста. Закон гомеостаза очень сильно расходится с законом развития. Семья пытается сохранить прежний статус, но сильными являются центробежные силы. Ребёнок ищет себя, становится взрослым, с другой стороны семья пытается сохранить его статус члена семьи. Возникает мораторий на идентичность, когда с помощью семьи ребёнок прекращает искать свою идентичность. Чтобы преодолеть эту стадию, важно изменить отношение к этому элементу. Семья – реанимобиль – это функциональная модель. Семья, где есть подросток, должна отпускать его во внешний мир, но при этом оставаться для него надёжным. Также кризис подростков сочетается с кризисом 30-летних, тылом, где он может залечить свои раны, рассказать обо всём.

7 стадия – пожилой диады – все дети вышли из семьи (синдром пустого гнезда).

8 стадия – пожилой монады – после смерти одного из супругов.

2.Основные параметры семьи как системы.

Выделяют шесть основных параметров семьи как системы:

1.Стереотипы взаимодействия семьи.

Один уровень всегда является словесным,2-й – невербальным.

Если содержание информации по двум каналам совпадает – конгруэнтные.

Эти взаимодействия (интеракции) часто бывают повторяющимися и те стереотипы, которые часто повторяются, называются стереотипами взаимодействия.

В функциональной семье большая часть стереотипов взаимодействия является функциональной (конгруэнтной).

Для проблемной семьи особый интерес представляет анализ патогенных (неконгруэнтных) стереотипов взаимодействия. 2.Семейные правила.

В каждой семье существуют свои правила жизни. Они делятся на гласные и негласные, о которых все знают, по которым все живут, но которые не озвучиваются либо не сознаются. Если речь идёт о гласных правилах, то по ним договориться легко. Если они не озвучены, подчинения негласны, люди делают вид, что правил нет. Важно выявить не только гласные, но и

Правила бывают ещё: 1.Культурными, которые существуют в конкретной культуре и принимаются многими семьями. Они известны всем членам семьи и всем семьям.2. Уникальные правила касаются каждой семьи, возникают в силу уникальности истории семьи и известны только членам этой семьи. Часто бывают негласными.

Обычно в функциональной семье миф находится очень глубоко.

. Чем более семья становится дисфункциональной, тем больше начинает просыпаться миф. Миф не всегда является дисфункциональным. Он может быть вполне естественным и определяться теми условиями, где живёт семья. Но если в 1-м поколении он воспринимается нормально, то к третьему он может стать болезненным для кого-то из членов семьи.

Люди, находящиеся внутри мифа, как правило этот миф не осознают. Поскольку они находятся внутри мифа, то и реальность они начинают видеть в категориях этого мифа. Часто семейные мифы соответствуют известным древнегреческим мифам. В семьях живут Гераклы, Домоклы, Танталы и пр.

В зависимости от этапа развития мифа, семья может развиться из функциональной в дисфункциональную. Миф: "Мы – дружная семья. " в двух поколениях, в третьем поколении приводит к сложностям отделения детей от родителей.

4. Границы семьи

Любая семья – это система, а любая система имеет свою структуру и границы. Границы семьи тесно зависят от состояния границ больших социальных систем. Чем более открыты границы большей социальной системы (государства), тем более закрытыми являются границы меньшей социальной системы (семьи) и наоборот. 70 лет СССР был закрытым государством, при этом семьи были очень открытыми. Теперь система государства открылась и границы семьи стремительно закрываются. Формируется позитивное отношение к закрытым семейным системам. Но если границы семьи закрыты, то границы подсистемы (мамы, папы) всё более открываются. Для таких систем очень частыми являются вертикальные дисфункциональные коалиции (мама с дочкой против папы). Все вертикальные коалиции дисфункциональны, а горизонтальные – функциональные.

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Любовь Богданова

Семейная система

Семейная система - это открытая система, она находится в постоянном взаимообмене с окружающей средой. Семейная система - это самоорганизующаяся система, т. е. поведение системы целесообразно, и источник преобразований системы лежит внутри ее самой (там же). Исходя из этого понятно, что люди, составляющие семью, поступают так или иначе под влиянием своих потребностей и мотивов. Система первична по отношению к входящему в нее элементу. Поэтому целесообразно работать со всей семейной системой, а не с одним ее элементом.

Семейная система - это группа людей, связанная общим местом проживания, совместным хозяйством, а главное - взаимоотношениями. То, что происходит в семье, часто не зависит от намерений и желаний людей, входящих в эту семейную систему, потому что жизнь в семье регулируется свойствами системы, как таковой. В этом психотерапевтическом подходе утверждается, что намерения и поступки людей вторичны и подчиняются законам и правилам функционирования семейной системы. Это - так называемый принцип тотальности системы.

Представьте себе, что имеется шкала, на которой располагается некое измерение, называемое системностью. От начала этой шкалы к концу ее увеличивается опора в процессе психотерапии на семейную систему как на единицу воздействия.

Крайняя левая точка на этой шкале обозначает вклад психоанализа в семейную психотерапию.

Человеком, который провел работу, которую мы теперь считаем первым примером работы с семьей, был Зигмунд Фрейд.

Рассмотрим известный случай маленького Ганса. Что там было такого, что потом стало использоваться в системной семейной терапии в любом ее варианте?

У мальчика развилась боязнь выхода на улицу из дома в связи с тем, что он боялся встретить на улице лошадей в упряжке. Отец мальчика был одним из учеников Фрейда и рассказал о своем ребенке Фрейду. Фрейд в основном имел дело с отцом, но два раза видел и самого мальчика. Маленький Ганс вырос, стал благополучным молодым человеком и абсолютно не помнил ни о каких своих встречах с Фрейдом, т. е. произошло полное вытеснение этого эпизода из его жизни. Свою фобию он тоже не помнил.

Фрейд разговаривал с отцом и давал ему разные советы по поводу того, как разговаривать со своим сыном. И вот это опосредованное воздействие в конечном итоге привело к излечению ребенка.

Подробнее об этой работе 3. Фрейда как о варианте семейной психотерапии вы можете прочесть в статье М. Ю. Арутюнян, напечатанной в Московском психотерапевтическом журнале.

Итак, опосредованность воздействия - общение с одним человеком с тем, чтобы помочь другому, прием, который используется в семейной терапии с тех пор.

Случай маленького Ганса - своего рода преддверие семейной психотерапии. А вот непосредственно работой с семьей, хоть и в психоаналитической традиции, занимался классик современной системы терапии - Мюррей Боуэн. У него на приеме присутствовал один человек, что теперь редко можно увидеть, потому что на прием приходит вся семья целиком; но разговаривал Мюррей Боуэн с этим человеком о том, как пережитое в его родительской семье переносится в его текущую жизнь. Он создал технику ге-нограммы, которая используется до сих пор, и предложил некоторые принципы ее анализа. Генограмма - это система записи взаимоотношений людей в поколениях.

Анализируя семейные истории и семейные генограммы, Мюррей Боуэн пришел к некоторым интересным наблюдениям: он заметил, что существуют определенные стереотипы взаимоотношений, которые повторяются и воспроизводятся в поколениях. Представим себе, что в некоторой семье существовал определенный конфликтный стереотип в отношениях матери и сына. По мнению Боуэна, если конфликты не изживаются в процессе жизни и взросления человека, в данном случае сына, то это есть признак семьи с низким уровнем дифференциации ее членов друг от друга. То есть он считал это такой особенностью семейной жизни, которая тормозит все дальнейшее психическое развитие ребенка, растущего в подобной семье. Так вот, если такой конфликт (даже если мать с сыном не живут вместе уже 10 лет и не видятся) остается неотработанным, неотреагированным в психическом содержании сына, то он обязательно воспроизведется в отношениях этого человека с его собственной женой.

Представьте себе ситуацию: приходит семья, которая не давала никакого запроса на получение психологической помощи, вообще не понимает, что она делает у психотерапевта. По постановлению суда семья является в такое-то время в такой-то кабинет, и альтернатива психотерапии - отсидка в тюрьме. У психотерапевта в такой ситуации есть совершенно конкретная задача. Он должен немедленно сформировать у семьи мотив на получение психологической помощи. Вирджиния Сатир с этим справилась блестяще. Она создала систему воздействий, меняющих семейные отношения хотя бы на тот час, который люди проводили у нее в кабинете. Испытав нечто новое в кабинете психотерапевта, люди могли эти новые отношения попробовать воспроизвести в своей реальной жизни.

Следующая точка на рассматриваемой оси указывает на начало проникновения идей кибернетики в психотерапию семьи.

Стали возникать наблюдения за тем, что все системы: технические, биологические и социальные - более или менее развиваются и подчиняются одним и тем же законам. Например, было замечено, что структура системы в большой мере влияет на содержание ее деятельности. Собственно говоря, это новое было хорошо забытым старым. Например, правилами этикета предписывалось звать на вечер нечетное число гостей - не меньше трех, но не больше девяти. Мужчин должно было быть на одного человека больше, чем женщин. Если эти правила соблюдались, вечер проходил весело и интересно.

Представители структурного подхода в семейной психотерапии показали, как содержание семейной системы зависит от ее структуры. Человеком, который очень много занимался этим, был Сальвадор Минухин. Он рассматривал границы семей и коалиции, существующие в ней, и выявил некую закономерность, которая сейчас уже всеми признана, а именно: вертикальные коалиции - дисфункциональны, а горизонтальные коалиции - функциональны. Представьте себе семью, состоящую из мамы и папы и двух детей - девочки и мальчика. Между родителями отношения конфликтные, но у мамы отличные отношения с сыном, а у папы - с дочерью (рис. 1).

Таким образом, есть две коалиции, существующие в этой системе. Это и называется коалицией по вертикали.

Такого рода коалиция, когда межпоколенная близость людей больше, чем внутрипоколенная, и считается дисфункциональной. В связи с этим возникают разного рода нарушения развития: как нарушения развития всей семейной системы, так и нарушения развития детей, втянутых в эти коалиции.


Например, случай, который длится у меня уже года два, нет - три. Для меня это очень нетипично: при системном подходе годами случаи не длятся.

Итак, идентифицированный пациент - девушка, которая попадает ко мне по просьбе моего коллеги, - в депрессии, связанной со смертью матери.

Одинокая, с двумя высшими образованиями, умница-красавица. Папа у нее был алкоголиком. С мамой она всегда была очень близка. Когда папа приходил пьяным, мама оставалась с маленьким братом, а девочка шла успокаивать пьяного папу, потому что он ее не бил, а маму бил. Она его очень боялась, но, поскольку она понимала, что мама не может оставить маленького ребенка, она шла, разговаривала с папой, успокаивала его. Цель была - чтобы папа лег. Когда папа ложился и засыпал, можно было жить. Девушка помогала маме выживать в трудном браке всю свою жизнь. Папа изменяет маме, мама рассказывает об этом дочери. Дочь утешает маму. Ей очень приятно, что мама ей так доверяет. Все последние классы школы и в студенческие годы ее сверстники общаются, веселятся, влюбляются и создают семьи, а она - в булочную и домой: не обижает ли папа маму?

Таким образом, мы видим, что все вертикальные коалиции - дисфункциональны. Функциональны - горизонтальные коалиции. Был бы нормальным брак, была бы супружеская коалиция сильнее детско-родительской, не было бы проблем у нашей клиентки.

Примерно в это время (конец 60-х годов) и стала появляться системная семейная терапия в том современном виде, в котором она существует и теперь. Выделяют несколько вариантов системной семейной терапии. Мы уже упоминали структурный подход С. Минухина.

Сальвадор Минухин много работал с бедными негритянскими семьями. Это так называемые женские семьи. Мама и дети - в центре семьи, папа - на периферии: он то пьет, то колется, то пропадает где-то. Такая структура американской черной семьи сложилась неслучайно. Во времена рабства не принято было сохранять и культивировать семейные связи рабов. Черного раба использовали как производителя - у него были женщины и дети, но не было семьи. Роль мужа и отца была разрушена, она до сих пор не восстановлена в популяции. Интересно, что в Латинской Америке католическая церковь настояла на нерушимости и святости супружеских уз для всех, для рабов в том числе, и там роль мужчины в семье полностью сохранилась. Минухин создал целую систему включения этого периферийного папы в семью и выстраивания супружеской коалиции, здоровой коалиции (рис. 2).

С. Минухин усиливал супружеские связи, повышал внутрисемейный статус отца, его авторитет, меняя тем самым структуру семейной системы.

Существует стратегическая системная семейная терапия. Джей Хейли, Клу Маданес - очень известные имена в этом подходе. Стратегическая семейная терапия ориентирована прежде всего на решение проблем в русле Problem Solving approach . Они сосредотачивают свое внимание на системном симптоме и вырабатывают комплекс предписаний, направленных на снятие симптома. Предлагаемые ими воздействия на семейную систему часто очень эффективны и всегда остроумны.


Жизнь семейной системы подчиняется двум законам: закону гомеостаза и закону развития. Закон гомеостаза гласит: всякая система стремится к постоянству, к стабильности. Для семьи это означает, что она в каждый данный момент времени своего существования стремится сохранитьstatusquo. Нарушение этого статуса всегда болезненно для всех членов семьи, несмотря на то, что события могут быть и радостными, и долгожданными, например, рождение ребенка, распад мучительного брака и т.п. Закон постоянства обладает огромной силой. Одновременно действует закон развития: всякая семейная система стремится пройти полный жизненный цикл. Было замечено, что семья в своем развитии проходит определенные стадии, связанные с некоторыми неизбежными объективными обстоятельствами. Одним из таких обстоятельств является физическое время. Возраст членов семьи все время меняется и обязательно меняет семейную ситуацию.

Был предложен вариант типичного американского жизненного цикла семьи (Carter, McGoldrick, 1980).

1. Первая стадия — жизнь одинокого молодого человека, финансово практически самостоятельного, живущего отдельно от своих родителей. Эта стадия была названа “временем монады”. Она очень важна для формирования самостоятельных, независимых от родителей взглядов на жизнь.

2. Вторая стадия начинается в момент встречи с будущим брачным партнером. Влюбленность, роман, возникновение идеи брачного союза, то есть длительных, стабильных отношений, — все это относится к ней. Если данная стадия жизненного цикла протекает удачно, то партнерам удается обменяться ожиданиями относительно будущей совместной жизни, а иногда даже и согласовать их.

3. Третья стадия - заключение брака, объединение влюбленных под одной крышей, начало ведения совместного хозяйства, общая жизнь. Эта стадия была названа “временем диады”. Это время первого кризиса семьи. Молодые люди должны заключить договор о том, как жить вместе. Вольно или невольно для организации жизни необходимо решить, как распределяются функции в семье, кто придумывает и организует развлечения, кто принимает решения, на что тратить деньги, кто из супругов работает, а кто нет, когда заводить ребенка, какое поведение и какой внешний вид являются сексуально привлекательным и, и много подобных равно важных вещей.

4. Четвертая стадия возникает в том случае, если преодолен кризис третьей стадии, брак сохранился и, главное, появился первый ребенок. Возникающий на этой стадии кризис еще более серьезный. Появился третий член семьи, изменилась семейная структура. Она стала, с одной стороны, более устойчивой, а с другой — члены этой новой системы стали более дистантными по отношению друг к другу.

5. Пятая стадия жизненного цикла семьи характеризуется появлением второго ребенка. Она проходит достаточно просто, так как не нужно заключать новый договор о том, как жить с детьми и кто за что отвечает, как это было на предыдущей стадии.

6. Шестая стадия — это школьные годы детей. В это время семья вплотную сталкивается с правилами и нормами внешнего мира, отличными от правил внутрисемейной жизни. Здесь решаются вопросы о том, что считать успехом, а что неудачей, как стать успешным, какую цену семья готова заплатить за внешний успех и соответствие общественным нормам и стандартам.

7. Седьмая стадия жизненного цикла семьи связана с временем полового созревания детей. Она начинается с периода пубертата у первого ребенка. Ведущая потребность ребенка в это время — построить свою идентичность, ответить на вопрос: кто я и куда иду.

8. Восьмая стадия — это повторение третьей стадии, только члены диады находятся в другом возрасте. Дети выросли и живут самостоятельной жизнью, родители остались вдвоем. Эта стадия часто называется “стадией опустевшего гнезда”.

9. Девятая стадия жизненного цикла — это жизнь монады, одиночество; супруг умер, человек доживает свою жизнь один, так же, как он жил в молодости, еще не создав своей семьи, только теперь это старый человек, у которого за плечами прожитая жизнь.

Рассмотрим жизненный цикл российской семьи.

1. Первая стадия жизненного цикла — это родительская семья со взрослыми детьми. Молодые люди не имеют возможности пережить опыт самостоятельной, независимой жизни. Всю свою жизнь молодой человек — элемент своей семейной системы, носитель ее норм и правил, ребенок своих родителей.

2. На второй стадии жизненного цикла семьи кто-то из молодых людей знакомится с будущим брачным партнером, женится и приводит его в дом своих родителей. Это существенная ломка правил родительской семьи. Задача очень сложная — создать маленькую семью внутри большой. Молодые люди должны договориться не только друг с другом о том, как они будут жить вместе, по каким правилам.

3. Третья стадия семейного цикла связана с рождением ребенка. Это также кризисный период для всей системы. Опять необходимо договариваться о том, кто что делает и кто за что отвечает. В семьях с размытыми границами подсистем и невнятной организацией нередко плохо определены семейные роли.

4. На четвертой стадии появляется второй ребенок в семье. Как и в западном аналоге, эта стадия достаточно мягкая, так как она повторяет во многом предыдущую стадию и ничего кардинально нового, кроме детской ревности, в семью не вносит.

5. На пятой стадии начинают активно стареть и болеть прародители. Семья опять переживает кризис. Старики становятся беспомощными и зависимыми от среднего поколения. Фактически они занимают позицию маленьких детей в семье, сталкиваясь, однако, чаще с досадой и раздражением, чем с любовью.

6. Шестая стадия повторяет первую. Старики умерли, и перед нами семья со взрослыми детьми. Нередко это минимально возможный размер российской семьи.

Основные особенности российской семьи заключаются в том, что

· семья, как правило, является не нуклеарной, а трехпоколенной;

· материальная и моральная зависимость членов семьи друг от друга очень велика;

· границы семейной системы имеют некоторые особенности; как правило, они не адекватны требованиям оптимальной организации;

· часто все вышеуказанное приводит к явлению слитности, спутанности семейных ролей, невнятному разделению функций, необходимости все время договариваться и невозможности договориться надолго, замещению, когда каждый в семье может функционально быть каждым и одновременно никем.

· индивидуальность и суверенность практически отсутствуют. Молодое поколение гораздо теснее и жестче связано с предыдущим поколением, чем на Западе; традиционность, преемственность и одновременно конфликтность выражены очень явно.

Берт Хеллингер заметил, что часто источник проблемы клиента лежит на уровне жизни предков, например, родителей или бабушек-дедушек. Какие-либо задачи, непрожитые до конца сценарии или неисправленные ошибки прошлого, передаются потомкам по Роду, тем самым, вплетая их в проживание и проработку того, что не завершили предки. Поэтому другие методы, которые ограничиваются рассмотрением только текущей жизни человека, как правило неэффективны, не дают увидеть и устранить причины тех или иных нежелательных явлений. Неотреагированные чувства, разрушительные сценарии поведения, болезни передаются потомкам и проживаются как свои собственные. В рамках семейных расстановок, исследование проблемы клиента ведётся шире, системно, выявляются и устраняются источники проблем, корень которых находится в жизни не только текущих, но и предыдущих поколений. Итак, расстановки по Хеллингеру – это метод, позволяющий работать с человеком как с частью системы, находить и устранять причины тех или иных негативных явлений в жизни человека, источник которых, находится в жизни предков.

В ходе своих наблюдений, Берт Хеллингер выявил безсознательные поступки и реакции членов семьи, ведущие к увеличению страданий (например месть дочери другим мужчинам за маму, с которой плохо обращался папа, ведёт к тому что появляется еще больше невинных жертв и несчастья, в то время как проблема не решается), а также несколько ключевых законов семейных систем (будут подробно рассмотрены ниже), нарушение которых приводит к тем или иным негативным последствиям.

Многим расстановки помогают решить проблемы, некоторые люди выходят совершенно изменившимися, несмотря на то что совсем не понимают что произошло, всё выглядело как какой-то странный театр, но, в тоже время, есть ощущение, что случилось нечто важное. В процессе расстановки можно выделить некоторую структуру, ключевые моменты, понимая которые, происходящее становится более ясным и нередко поучительным.

Как происходит системная расстановка по Хеллингеру

Человек приходит с какой-то проблемой, которую хочет решить. С ведущим идёт небольшое обсуждение, выявляется насколько для решения подойдёт метод расстановки (иногда человеку просто знаний не хватает, возможно какого-то житейского совета). Далее для рассматриваемой системы клиента, например семьи, выявляется несколько значимых в данной ситуации человек. На их роли из числа участников клиент или ведущий выбирает заместителей и расставляет в соответствии с тем, как ощущается их положение в системе. Проявляется поле рассматриваемой системы, постепенно заместители погружаются в роли и начинаются транслировать процессы, происходящие в семье. Например, заместитель мамы может ощутить родительские чувства к заместителю своей дочери, заместители двух враждующих членов семьи начинают проявлять друг к другу агрессию, а сестра начнет плакать по поводу рано умершего брата. Если необходимо, в расстановку добавляются еще некоторые роли и отслеживается как их появление влияет на систему и изменения в поведении.

По взаиморасположению и отношению между элементами системы определяются нарушения, связанные с запросом клиента. Далее предпринимаются различные шаги для того чтобы устранить выявленные нарушения, например, через изменение положения заместителей, расстановке их в нужном порядке или через проговаривание разрешающих фраз, в результате чего меняется поле семьи и состояние клиента, уходят причины негатива (иногда необходима дополнительная работа для устранения накопленных последствий). Клиент, как правило, наблюдает всё со стороны, а затем вводится в поле расстановки для совершения ключевых действий, проживания и закрепления образа-решения.

В результате расстановки, система перестраивается, поэтому могут появиться новые, измениться, либо прекратиться прежние отношения между людьми, уйдёт то, что их связывало вместе. Возможны существенные метаморфозы в жизни членов системы, например уходят болезни или перестают происходить нежелательные события, кто-то женится, взрослые дети уезжают из квартиры родителей и начинают жить самостоятельно, непримиримые родственники мирятся, иногда проявляется что-то, что долго скрывалось и призывает к ответственности, к уплате по старым счетам, на которые закрывались глаза. Т.е. могут происходить не только приятные изменения, но и то, что болезненно воспринимается некоторыми членами системы, требующее отработки и перестройки.

Идея переложить функцию отображения скрытых тонких процессов на самих людей – очень хороша, т.к. люди, по своей сути, от природы, хорошие трансляторы, они постоянно отрабатывают сигналы из тонкого плана, реализуя в плотном (более подробно ниже). Человек имеет больше степеней свободы, более гибкий, чем любая другая система, любой другой инструмент, например, карты, маятник, рамка и др. Заместители могут перемещаться, говорить, проявлять эмоции, выстраивать фигуры, показывать динамику, связь, взаимодействовать и т.д., что позволяет более полно и живо передать тонкие процессы. Также это даёт некоторую наглядность и проще воспринимается окружающими, происходящее понятнее, естественнее и ближе к повседневной жизни человека, чем, форма в которой выдаётся информация в других системах (Таро, маятник и др.).

Метод расстановок может применяться не только для развязывания семейных переплетений, но также и для решения вопросов личного развития (на чем сейчас лучше сконцентрировать своё внимание), поиска места в жизни, прогнозирования (какой выбор наиболее оптимален для человека), для прояснения и налаживания отношений внутри коллективов, например организаций (что происходит между сотрудниками на тонком плане, где слабые места, почему директор перестал хорошо работать, как лучше выстраивать отношения с тем или иным сотрудником, в чем причина текущих неудач, массовых увольнений и апатии в компании, что можно сделать, как клиенты отнесутся к нововведениям). Можно сказать, что это техника, в основе которой лежит феномен замещающего восприятия, способность человека отождествляться с какими-либо объектами (субличность, человек, фигура сна, коллектив, орган тела) или довольно абстрактными понятиями, процессами, качествами и явлениями (смерть, отношения, причина, эмоция, заболевание, жизнь, мудрость).

Системное рассмотрение проблем

Распространенный узкий взгляд на те или иные негативные поступки или пороки человека часто не позволяет решить проблему, т.к. нередко в этом участвуют несколько людей и причина, источник такого поведения может быть в другом человеке, а всё сваливают на жертву и ищут (и находят) изъяны в ней. Если посмотреть на проблему шире, увидеть человека как часть системы, обратить внимание на взаимоотношения элементов, то нередко ситуация представляется совсем в другом свете, соответственно и решения появляются другие.

Первый муж женщины ушел от неё и она через некоторое время выходит за другого, скорее всего, не по любви. Женщина постоянно недовольна своим новым мужем, сравнивает его с другими и находит недостатки, а особенно с первым. Это происходит как явно – что бы мужчина ни сделал, всё не то, так и на тонком плане – женщина внутри регулярно агрессирует, посылает негативные мысли, не уважает и презирает мужчину, вместо дома как крепости, хорошего уюта, одни зуботычины. Муж постепенно начинает пить, т.к. не выдерживает постоянных атак. Возможно он и не осознает источника проблемы, чувствует что ему нехорошо и чтобы как-то уйти от этих чувств, забывается в спиртном. Мужчина жертвует собой ради сохранения брака.

Воздействие эгрегора на человека

С выходом из расстановочного поля, воздействие эгрегоров не заканчивается, т.к. эгрегоры есть повсюду, человек просто переходит из области управления одного эгрегора, в область другого. Человек выходит на улицу и попадает под воздействие эгрегора пешеходов, который незаметно регулирует движение потока людей (можно почувствовать необходимую скорость перемещения и некоторые силовые линии, по которым лучше идти. В сторону тех, кто нарушает предпочтительную скорость и траекторию, например, когда человек идёт поперёк толпы или постоянно резко меняет направление и скорость, эгрегор наводит другим людям чувство недовольства, агрессии), или автомобилистов, или метро. Дальше он приходит на работу, домой или в магазин – там также есть свои эгрегоры, которые управляют ситуацией и поведением людей.

В магазине появляется и как-то себе объясняется (или не объясняется вовсе) жгучее желание купить что-то, что после выхода из магазина может восприниматься как лишнее и ненужное, хотя в момент выбора ощущалось как отчетливо необходимое, чуть ли не жизненно важное. Чем дольше человек ходит по магазину, тем выше вероятность попасть в полутрансовое состояние и купить многое из того, что совсем не планировалось. Поэтому во многих магазинах хлеб ставят подальше, чтобы идя за ним покупатель набрал по дороге еще что-нибудь. Огромные стеллажи, большой выбор, разноцветная упаковка – всё это рассеивает внимание и способствует переходу в нужное состояние. Составление списков, быстрое и сосредоточенное перемещение снижают количество импульсных покупок.

Всё происходящее воспринимается лично, человеку кажется, что мысли, эмоции, импульсы к действиям и восприятие других людей являются его собственными. На самом деле, эгрегор, ведущий ситуацию, организует подходящее стечение обстоятельств, одевает на участников некоторые роли и предлагает сценарии для игры, соответствующие ролям, наводит те или иные состояния. Учитывая то, что под воздействием поля человек находится не 15 минут, а чаще всего гораздо дольше – нередко это дни и годы, можно предположить насколько мощно и глубоко это воздействие, насколько оно привычно и незаметно. В жизни каждый человек еще лучше актер, чем на расстановках, он еще лучше вживается в роли, долго их разучивает, в совершенстве и по-настоящему, самозабвенно исполняет.

Поэтому, в большинстве случаев, действия, предписанные сценарием, выполняются человеком не задумываясь, на автомате, от начала и до конца, без оценки того насколько они полезны и с полной уверенностью, что они его собственные. Иногда подобные реакции неадекватны ситуации, нелогичны и ведут к негативным последствиям. Часто сценарии повторяются не один раз, и человек даже замечает что это плохо заканчивается, всё же входит в них и отрабатывает, его что-то засасывает.

Решением будет увидеть то что происходит на самом деле, что эти чувства не принадлежат ей, а наводятся, разотождествиться. Многих проблем можно избежать зная законы (порядки) семейных систем и то, какое воздействие оказывает их нарушение на жизни членов семьи.

Закон принадлежности

Родовой эгрегор

Все члены системы имеют равное право на принадлежность роду, никто не может быть исключен, здесь нет разделения на хороших и плохих. К членам системы относятся бабушки, дедушки, родители, предыдущие партнёры родителей и бабушек с дедушками, кто-то, кто серьезно повлиял на систему (например, спас кого-то из членов системы, либо убил), дети, абортированные или мертворождённые, убийцы и их жертвы, те, кто как-либо пострадали от действий членов системы, и неважно живы сейчас эти люди или нет – они все являются частью системы. Нередко бывает что кого-то из членов системы забывают или вытесняют, например, родителям внутри больно из-за того, что они сделали аборт, они стараются забыть, не думать о случившемся, тем самым как бы пытаются исключить ребёнка из своей семьи. Или отвергаются родственники с тяжелой, необычной по социальным стандартам судьбой – о них предпочитают не говорить, появляется некое табу.

В случае какого-либо исключения одного из членов, система стремится восстановить свою целостность тем, что потомки начинают отрабатывать сценарии поведения, нести судьбу и чувства исключенных, происходит идентификация, которую люди, чаще всего, не осознают.

Дедушка-бизнесмен на одном деле разорился, всё потерял, жена от него ушла вместе с ребёнком и больше о нём предпочитают не говорить. Внук также занимается бизнесом и как только подходит к моменту существенного успеха, начинает совершать ошибку за ошибкой и в, конечном итоге, терпит крах. Таким образом он вспоминает своего деда. Необходимо отдать должное судьбе дедушки, с любовью признать что он является частью семьи, если возможно, наладить с ним контакт.

Можно посмотреть немного с другой стороны. Род, эгрегор – это система, у которой есть свои задачи(карма), а члены семьи – это элементы, которые выполняют определенные функции. В случае исключения кого-либо из членов семьи, функции перераспределяются между оставшимися участниками, либо начинаются поиски человека на соответствующую роль (например, мужчине кажется что он ищет молодую любовницу, а на самом деле, ему не хватает его нерожденной дочери). При появлении подходящего человека, система на него наводит недостающую роль, он бессознательно идентифицируется с исключенным и начинает выполнять его функции. Если же вытесненного члена семьи вспомнят, отдают ему должное, то даже если он уже давно умер – он, всё равно, присутствует в системе и нет необходимости переносить его функции на кого-либо другого. Задача человека, который идентифицирован, увидеть реальную ситуацию, понять с кем происходит идентификация, с любовью включить его в систему, тогда происходит разотождествление, навязываемые функции, эмоции, мысли, жизненные сценарии уходят к её владельцу и нет больше необходимости играть чужую роль.

Закон Иерархии

Поток жизни течет из прошлого в будущее, от более ранних членов системы к более поздним, его нельзя повернуть вспять, можно только передать дальше. Для семьи тот, кто пришел в систему раньше – важнее, чем те, кто пришли позже. Например, родители важнее детей, старший ребёнок важнее своих братьев и сестёр, деды и бабушки важнее родителей. Поэтому более поздние члены семьи, нередко, бессознательно жертвуют собой ради более ранних, частный случай – когда потомок начинает замещать своего предка для восстановление целостности системы, не смотря на то, что это ему вредит. А на уровне систем, более новые системы важнее прежних, например, семья молодоженов для их членов важнее, чем их прежние семьи, где они были детьми своих родителей. Или новая семья важнее чем, прежние семьи партнёров.

Внучка чувствовала печаль и желание уйти из жизни. В расстановке оказалось, что это чувство и желание двигаться в смерть было перенято у её мамы. Мать сделала много абортов, грустила по своим нерожденным детям и хотела уйти в след за ними. Мама же, в свою очередь, переняла это чувство и жизненный сценарий от бабушки, у которой также было много абортированных детей и желание пойти за ними. Решением для внучки, в таком случае, может быть: увидеть что происходит, разотождествиться, оставить маме возможность нести свою судьбу и отвечать за последствия принятых решений.

Нарушением Закона Иерархии будут различные попытки более младших встать на уровень или выше старших. Например, когда ребёнок вмешивается в жизнь родителей, занимает по отношению к ним позицию родителя-воспитателя, становится на место одного из своих родителей (символический брак), высокомерие. Последствия могут быть совершенно различными: конфликты с родителями, энергетическое истощение, болезни, невозможность найти пару или проблемы в семье, крах. Когда ребёнок как-либо отказывается от своего родителя, например через агрессию, высокомерие или один родитель вытесняется другим родителем, к нему перестаёт поступать женский или мужской поток, что ведёт к проблемам во взаимоотношениях с противоположным полом, отсутствию уверенности, ощущения поддержки.

Закон Баланса

Отношения возникают тогда, когда одна сторона даёт что-либо другой. Тот, кто даёт ощущает некоторую лёгкость, превосходство и право требовать. У получателя же возникает чувство вины, внутреннее напряжение, желание что-либо дать взамен, и это внутреннее чувство будет терзать человека, пока он не восстановит баланс. Так система через чувство вины и невиновности направляет людей к соблюдению баланса, пытается привести к равновесию обмен внутри себя между равными по статусу – например, между мужем и женой.

При восстановлении баланса отношения могут прекратиться, т.к. напряжение уходит, у участников возникает чувство легкости. Поэтому, для продолжения отношений, если получено нечто хорошее, можно вернуть немного больше, чтобы напряжение постоянно сохранялось, а также рос объем обмена между людьми, что ведёт к взаимному обогащению, наполнению участников и увеличению хорошего. Если же человек совершил нечто плохое, то для продолжения отношений и улучшения их качества, нужно вернуть немного меньше плохого, т.о. объем обмена в плохом с каждым разом будет всё меньше и меньше.

В случае нарушения баланса, когда один даёт больше, чем другой, вероятно разрушение отношений, т.к. первый начинает чувствовать истощение и превосходство, а второй – выталкивается из обмена под давлением чувства вины и гнетущего ощущения себя ниже другого. Иногда дающий всячески уходит от того чтобы берущий отдал долг, таким образом он хочет сохранить ощущение превосходства.

Берущему искренне признаться что он больше получает, что он как бы ниже, очень сложно, т.к. это отношения равных и переход к другому статусу – очень серьезный удар по чувству собственного достоинства. Отказ другому в равенстве внутри воспринимается как агрессия и берущий испытывает в этом случае:

  • Глубинное чувство вины и сильное желание выйти из отношений, его просто выталкивает
  • агрессию к тому, кто пытается поставить себя выше
  • порывы к восстановлению баланса в плохом или в хорошем. Если обмен уравновесить в хорошем не получается, т.е. нет возможности отблагодарить соразмерно, то остаётся вариант в плохом (по сути, в размере разницы в обмене хорошим и тем давлением которая она оказывает). Это могут быть попытки унизить дающего, желание мести, пакости и другие негативные проявления.

Когда идёт неравноценный обмен, подсознание берущего находит различные выходы для защиты психики и снижения давления на сознание, например через обесценивание того что получается. Периодически давление трансформируется во вспышки злости и агрессии на того, кто даёт больше, которые со стороны кажутся совершенно неадекватными и незаслуженными. Когда терпеть и подавлять уже нет сил, происходит взрыв, и берущий выходит из отношений. Поэтому в отношениях равных необходимо держать в уме размер того сколько другой в состоянии вернуть и не переходить эту границу.

Если равновесие не восстановлено, то ощущение долга или права требовать, мстить передаётся более поздним членам системы.

Есть и другой вид отношений – тот, в котором изначально присутствует неравенство и одни значительно больше дают, а другие – берут, например между родителями и детьми или между учителем и учеником. В таком случае, принимающая сторона не может вернуть свой долг тому, кто даёт, а может лишь передать полученное дальше, например своим ученикам или детям.

Самые распространённые направления – системное семейное консультирование и системная семейная терапия.
Теоретической основой системного взгляда на семью является общая теория систем, которая была разработана в 40-е годы Людвигом фон Берталамфи. Он утверждал, что большинство объектов окружающего мира представляют собой целесообразно организованные системы – организмический взгляд на мир. Таким же образом, как системы, функционирует человек и также различные социальные образования, в том числе семья.

Прикрепленные файлы: 1 файл

контрольная работа по семейной психологии.docx

За последние 50 лет в семейном консультировании господствующим является системный подход, который рассматривает семью как систему. Это значит, что семья рассматривается как целостная единица. Она состоит из частей, которые в неё входят. Объектами влияния семьи считаются не те элементы из которых она состоит, а вся семья в целом. Семейный психолог помогает семье в целом.

Самые распространённые направления – системное семейное консультирование и системная семейная терапия.

Теоретической основой системного взгляда на семью является общая теория систем, которая была разработана в 40-е годы Людвигом фон Берталамфи. Он утверждал, что большинство объектов окружающего мира представляют собой целесообразно организованные системы – организмический взгляд на мир. Таким же образом, как системы, функционирует человек и также различные социальные образования, в том числе семья.

1.Семья как система.

Постулаты этой теории систем:

1.Целое больше, чем сумма составляющих его частей. Система описывается теми составными частями, из которых она состоит. Семья не состоит из мамы, папы и ребёнка. Все эти элементы присутствуют, но семья как система – нечто большее.

2.Все элементы и процессы, происходящие внутри семьи, взаимно влияют и взаимообусловливают друг друга. Соответственно изменения, которые происходят в отдельном элементе системы могут вторично обусловливать изменения в других частях системы или в системе в целом. Влияя на ребёнка можно вызвать изменения во всех остальных участниках семьи.

С точки зрения теории системы семья представляет собой открытую систему. Закрытые системы – те, которые функционируют автономно. Открытые – те, которые для своей жизнедеятельности нуждаются в обмене с окружающей средой. Что-то нужно отдавать в окружающую среду и что-то из неё принимать. Чтобы семье выжить – она существует в социуме и она должна взаимодействовать с элементами социума. Если этого нет – системе начинает чего-то не хватать. Функции семьи могут нарушаться.

Кроме этого, семья является системой самоорганизующейся. Это значит, что семья как система является построенной по принципу целесообразности и всё поведение семьи является целесообразным. Источник преобразования находится внутри самой семьи. Если в семье есть цель, то она определяет всю жизнедеятельность семьи как системы.

Семья также является первичной системой по отношению к каждому входящему в неё элементу. Это значит что закономерность, по которым существует семья могут отличаться и не соответствовать тем закономерностям, по которым существуют её элементы – члены семьи. То что происходит в семье часто не зависит от намерений людей, а регулируется свойствами системы как таковой. Родители хотят хорошего в воспитании детей, а по факту получается другое. Намерения и поступки людей в системе являются вторичными (семья первична) и подчиняются правилу функционирования систем. Семья первична и находится над элементами её составляющими. Это положение носит практический характер. Психолог может много времени уделить желаниям и намерениям одного элемента системы, но так и не понять ничего, почему в этой системе возникают проблемы.

Если окружающая среда пытается воздействовать на семью, он должен учитывать её функционирование как системы. Главный принцип – опосредованное воздействие. Это значит, что семья как система больше элементов из которых она состоит, также она больше и психолога, хотящего что-то изменить в ней (психолог). Воздействие на один из элементов получит противодействие, направленное чтобы снивелировать действие психолога. Наркомания – проблема системы, а не индивидуума. Наркоман для семьи – аномалия и система пытается восстановить старый статус.

Поэтому все интервенции, которые используют люди для помощи, носят опосредованный характер. Фрейд (случай маленького Ганса) описал первым. Общение с одним членом семьи, чтобы помочь другому. Агрессивность ребёнка может исчезнуть не путём прямого воздействия на ребёнка, но путём воздействия на родителей. Работа с детьми до 4-х лет мало целесообразна. Поэтому родители более подходящая среда для воздействия - опосредованный способ воздействия. Семья является системой связанной с другими также и в продольном разрезе. Системы семьи жены воздействуют с системой семьи мужа, поэтому многие закономерности в новой семье не изобретены заново, но приходят к нам из прошлых систем. Поэтому важно владеть техникой генограмм. Напоминает гениологическое древо. С помощью генограмм удаётся записать и описать характер взаимоотношений людей в поколениях и выявить основные стереотипы в отношениях, которые передаются и воспроизводятся в поколениях. Носят характер передачи стереотипов путём воспроизведения семьёй стереотипов родительских семей. Например, передача стереотипа алкоголизма. Какие- то нерешённые проблемы в родительской семье, в качестве какой-то формы поведения воспроизведутся в следующей семье. Например, у матери и сына был хронический конфликт. Мать сына недолюбливала. Сын чего-то недополучил от матери. Их отношения стали сложными и он ушёл из семьи, чтобы создать новую семью. Он её создаёт, но в отношениях с женой он воспроизводит тот же конфликт, который был с матерью.

Теория дифференциации: если есть дисфункция по вертикали (между поколениями), она обязательно воспроизведётся по горизонтали. Верджиния Сатир – первый психолог, ставший воздействовать на семью, а не по отдельности. Сальвадор Минухин – психология семьи. Он изучил структуру семьи и обнаружил, что структура отношений в семье серьёзно влияет на жизнедеятельность семьи и обнаружил, что структура отношений в семье серьёзно влияет на жизнедеятельность семьи и её деятельность. Динамика семейной жизни зависит от структуры отношений в семье. Коалиция – важнейший элемент взаимоотношений. Коалиция – образование, создаваемое внутри системы, которое в зависимости от их характеров может либо способствовать развитию семьи, либо приводить к её дисфункции. Закономерность: вертикальные коалиции в семье являются дисфункциональными, горизонтальные – функциональными. Коалиция у мамы с бабушкой против мужа, феномен тёщи и пр. – дисфункциональная.

Во многих семьях структура взаимоотношений нарушена так, что одни элементы систем находятся близко, а другие дальше. Тактика сближения и воссоздание супружеской коалиции.

Существует 2 основных закона, которым семья как система подчиняется:

Оба эти закона существуют и действуют одновременно. Закон гомеостаза – любая система стремится сохранить существующее положение любым путём. Причём этот закон относится как к функциональным семьям, так и для дисфункциональных семей. Положение в семье мучительное, но она стремится сохранить это положение и делает его стабильным. Любые перемены пугают семью. Она считает, что перемены хуже, чем существующее положение. Закон гомеостаза делает понятным, почему в семье многие годы могут сохраняться проблемы.

Закон развития – любая открытая система стремится развиваться и пройти свой путь от 0 до завершения. Источник творческих сил заложен внутри семьи. На уровне семьи закон развития проявляется в том, что семья как система должна прожить свой жизненный цикл, который представляет собой последовательную смену основных событий или стадий.

Грегори Бейтсон предложил свою классификацию стадий развития:

1стадия - монады – добрачная стадия. Представлена индивидуальной жизнью каждого из людей, которые потом создадут семью. Молодой человек взрослеет, реализует правила родительской семьи. Аналогично с женской части.

2 стадия – диады. Пар начинает жить вместе и сталкивается с проблемами. Она должна договариться, по каким правилам будут строить свою систему. Закон развития будет реализовываться , если произойдёт распределение обязанностей.

Здесь важно помнить, что есть правила лёгкие – внешние правила, которые относятся к плохо осознаваемым правилам или правилам, связанным с самооценкой. Пример ситуации, когда муж работает, а жена нет – вопрос – как ей будут доставаться финансы или когда жена сталкивается с правилами семьи мужа (отмечать дни рождения бурно по понятиям жены и противоположное по мужу). Дистанция между двумя в диаде очень близкая.

3 стадия – триады, когда появляется ребёнок. Это делает семейную структуру более устойчивой. С другой стороны триада отделяет супругов – дистанцирование, за счёт большего внимания к ребёнку. Говорят что появление ребёнка – это символический развод с мужем. Возникновение ребёнка изменяет функции, права и обязанности членов семьи. Нужно договариться о правилах новой жизни.

4 стадия – квадрата, появление 2-го ребёнка. Новый член семьи выталкивает 1-го ребёнка. Синдром детронизации – младший свергает с трона старшего, лишая его полномочий единоличного обладания папой и мамой. Порождается сильная ревность, зависть и напряжение в семьях. Старший оказывается перед ситуацией, когда младшему всё, а мне ничего. Здесь надо вновь договориться кто кого воспитывает и о том, что старший должен быть не забыт, распределение сил и средств и прийти к новым договорам.

5 стадия выхода детей во внешний мир. Она начинается, когда в семье появляется первоклассник. Это серьёзная стадия, т.к. происходит проверка семьи как системы на эффективность использованных правил воспитания. Закономерность: если в течении всего 1-го класса ребёнок попадая в школу справляется с предъявляемыми требованиями, то это означает, что семья на данном этапе является функциональной. И наоборот, если в первом классе появляются проблемы, это говорит о дисфункциональности семьи. Важно помнить, что функциональность или дисфункциональность семьи не продолжается весь жизненный цикл. Она может быть функциональной на стадии диады и стать дисфункциональной на фоне триады.

Выход в школу оказывается проверкой для гиперсоциализированных семей также, т.е. семей которые живут по социальным правилам как все. Когда поведение ребёнка становится нестандартным, то он легко может превратиться в так называемый позор семьи. Обычно это связано с теми желаниями, которые оказались неисполненными у самих родителей. Ребёнком пытаются восполнить то, чего сами не могли иметь. Отношения в семье – отношения фрустрации. Благие побуждения не срабатывают.

6 стадия взрослеющих детей подросткового возраста. Закон гомеостаза очень сильно расходится с законом развития. Семья пытается сохранить прежний статус, но сильными являются центробежные силы. Ребёнок ищет себя, становится взрослым, с другой стороны семья пытается сохранить его статус члена семьи. Возникает мораторий на идентичность, когда с помощью семьи ребёнок прекращает искать свою идентичность. Чтобы преодолеть эту стадию, важно изменить отношение к этому элементу. Семья – реанимобиль – это функциональная модель. Семья, где есть подросток, должна отпускать его во внешний мир, но при этом оставаться для него надёжным. Также кризис подростков сочетается с кризисом 30-летних, тылом, где он может залечить свои раны, рассказать обо всём.

7 стадия – пожилой диады – все дети вышли из семьи (синдром пустого гнезда).

8 стадия – пожилой монады – после смерти одного из супругов.

2.Основные параметры семьи как системы.

Выделяют шесть основных параметров семьи как системы:

1.Стереотипы взаимодействия семьи.

Один уровень всегда является словесным,2-й – невербальным.

Если содержание информации по двум каналам совпадает – конгруэнтные.

Эти взаимодействия (интеракции) часто бывают повторяющимися и те стереотипы, которые часто повторяются, называются стереотипами взаимодействия.

В функциональной семье большая часть стереотипов взаимодействия является функциональной (конгруэнтной).

Для проблемной семьи особый интерес представляет анализ патогенных (неконгруэнтных) стереотипов взаимодействия. 2.Семейные правила.

В каждой семье существуют свои правила жизни. Они делятся на гласные и негласные, о которых все знают, по которым все живут, но которые не озвучиваются либо не сознаются. Если речь идёт о гласных правилах, то по ним договориться легко. Если они не озвучены, подчинения негласны, люди делают вид, что правил нет. Важно выявить не только гласные, но и

Правила бывают ещё: 1.Культурными, которые существуют в конкретной культуре и принимаются многими семьями. Они известны всем членам семьи и всем семьям.2. Уникальные правила касаются каждой семьи, возникают в силу уникальности истории семьи и известны только членам этой семьи. Часто бывают негласными.

Обычно в функциональной семье миф находится очень глубоко.

. Чем более семья становится дисфункциональной, тем больше начинает просыпаться миф. Миф не всегда является дисфункциональным. Он может быть вполне естественным и определяться теми условиями, где живёт семья. Но если в 1-м поколении он воспринимается нормально, то к третьему он может стать болезненным для кого-то из членов семьи.

Люди, находящиеся внутри мифа, как правило этот миф не осознают. Поскольку они находятся внутри мифа, то и реальность они начинают видеть в категориях этого мифа. Часто семейные мифы соответствуют известным древнегреческим мифам. В семьях живут Гераклы, Домоклы, Танталы и пр.

В зависимости от этапа развития мифа, семья может развиться из функциональной в дисфункциональную. Миф: "Мы – дружная семья. " в двух поколениях, в третьем поколении приводит к сложностям отделения детей от родителей.

4. Границы семьи

Любая семья – это система, а любая система имеет свою структуру и границы. Границы семьи тесно зависят от состояния границ больших социальных систем. Чем более открыты границы большей социальной системы (государства), тем более закрытыми являются границы меньшей социальной системы (семьи) и наоборот. 70 лет СССР был закрытым государством, при этом семьи были очень открытыми. Теперь система государства открылась и границы семьи стремительно закрываются. Формируется позитивное отношение к закрытым семейным системам. Но если границы семьи закрыты, то границы подсистемы (мамы, папы) всё более открываются. Для таких систем очень частыми являются вертикальные дисфункциональные коалиции (мама с дочкой против папы). Все вертикальные коалиции дисфункциональны, а горизонтальные – функциональные.

Читайте также: