Сколько лет кандидат на должность президента рф должен проживать на территории российской федерации

Обновлено: 18.05.2024

Назначает выборы Президента РФ Совет Федерации. Если он эту обязанность не выполняет, то выборы назначает Центральная избирательная комиссия РФ (ЦИК). Днем голосования по общему правилу является второе воскресенье месяца, в котором проводились предыдущие выборы Президента РФ четыре года назад и в котором Президент РФ был избран (а в случае досрочных выборов – последнее воскресенье перед днем, когда истекают три месяца со дня досрочного прекращения полномочий Президентом РФ).

Активным избирательным правом на выборах Президента РФ обладают граждане РФ, достигшие на день голосования 18 лет, за исключением недееспособных и находящихся в местах лишения свободы по приговору суда. При этом каждый избиратель независимо от каких-либо цензов, пола, места проживания и т. п. имеет один голос. Кандидат в Президенты РФ должен отвечать следующим требованим:

иметь гражданство РФ (приобретенное по любому основанию – см. тему 8.2);

быть не моложе 35 лет (предельный возраст законодательство не устанавливает; по Конституции 1978 г. кандидат не мог быть старше 65 лет);

постоянно проживать в Российской Федерации не менее десяти лет (нет указания на необходимость непрерывного проживания в течение этого срока; кроме того, кандидат может проживать или находиться в период подготовки и проведения выборов Президента РФ за пределами территории Российской Федерации).

Президентом РФ, помимо общих ограничений избирательных прав, не может быть избран гражданин Российской Федерации, в отношении которого вступил в силу приговор суда о лишении его права занимать государственные должности в течение определенного срока и этот срок ко дню голосования не истек, а также на досрочных выборах – гражданин Российской Федерации, замещавший должность Президента РФ и прекративший исполнение полномочий досрочно вследствие добровольной отставки, стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие полномочия или отрешения от должности. Других ограничений пассивного избирательного права (по образованию, знанию языка, вероисповеданию, полу, национальности, наличию судимости, уголовному наказанию, не связанному с лишением свободы, и т. д.) законодательство не устанавливает.

Выдвижение кандидатов возможно:

политическими партиями, избирательными блоками, при этом партия, блок могут выдвинуть только одного кандидата, в том числе и не являющегося членом данной партии или партий и объединений, входящих в избирательный блок;

в порядке самовыдвижения, т. е. самим гражданином, обладающим пассивным избирательным правом при условии поддержки его самовыдвижения группой избирателей численностью не менее 500 человек.




Обязательного порога явки при повторном голосовании не устанавливается, и победитель определяется по мажоритарной системе относительного большинства: избранным считается кандидат, получивший больше, чем другой, голосов, но при условии, что количество голосов, поданных за него, больше количества голосов, поданных против всех кандидатов. Если выборы Президента РФ будут признаны несостоявшимися или недействительными, то назначаются повторные выборы, которые должны состояться не позднее чем через четыре месяца.

Избранный Президент РФ вступает в должность на тридцатый день со дня официального опубликования ЦИК результатов выборов. При вступлении в должность в присутствии членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы и судей Конституционного Суда РФ (на практике круг присутствующих намного шире) Президент РФ приносит народу присягу, текст которой закреплен в ч. 1 ст. 82 Конституции РФ. Именно с момента принесения присяги приступает к исполнению полномочий избранный Президент РФ и прекращает их исполнение прежний Президент РФ.

Срок полномочий Президента РФ составляет четыре года, при этом одно и то же лицо не может быть избрано Президентом более двух сроков подряд. Однако Президент РФ может прекратить исполнение полномочий и досрочно. Основаниями досрочного прекращения полномочийявляются:

отставка, т. е. добровольный уход с поста, являющийся бесповоротным юридическим фактом;

стойкая неспособность по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия; конкретизации этого основания (условий и процедуры определения стойкой неспособности) ни Конституция РФ, ни специальное законодательство не содержат;

отрешение от должности.

Президент РФ обладает неприкосновенностью, однако при определенных обстоятельствах он может быть отрешен от должности, а после этого – привлечен к ответственности (в том числе уголовной). Конституционно установленная (ст. 93) процедура отрешения Президента РФ от должности достаточно сложна (схема 14). В основе досрочного прекращения исполнения полномочий Президентом РФ здесь может лежать только государственная измена или совершение иного тяжкого преступления (следовательно, совершение других преступлений основанием для отрешения от должности не является). Инициировать процедуру отрешения Президента РФ от должности может группа депутатов Государственной Думы численностью не менее 1/3 установленного состава (не менее 150 депутатов). В случае поддержки предложения должным количеством депутатов Государственная Дума должна образовать специальную комиссию для установления обстоятельств совершения преступления, сбора доказательств и т. п. При наличии положительного заключения указанной комиссии Государственная Дума квалифицированным большинством (2/3 от установленного числа депутатов, т. е. 300) голосов должна выдвинуть обвинение Президенту РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления. Данное обвинение должно быть подтверждено заключениями Верховного Суда РФ о наличии в действиях Президента РФ признаков преступления и Конституционного Суда РФ о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения.

Должность Президента РФ учреждена в 1991 году по результатам референдума. Первый глава государства в новом статусе был избран 12.06.1991. Перемены в управлении страной потребовали реорганизации законодательной базы.

В настоящее время должность Президента РФ регулируется:

В Конституции установлены требования к кандидату в Президенты, срок его полномочий, права, обязанности и ответственность. ФЗ-19 регулирует порядок избрания гражданина на пост главы государства. В Указе от 21.01.2020 Президент РФ возглавляет список государственных должностей России.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону 8 (800) 350-29-87 . Это быстро и бесплатно !

Основные требования к кандидатам в Президенты РФ

В соответствии со ст. 81 Конституции РФ кандидат, претендующий на пост главы государства, должен отвечать следующим требованиям:

  • гражданство РФ;
  • старше 35 лет;
  • на момент избрания не менее 25 лет проживший в РФ;
  • не имеющий и не имевший ранее гражданства, вида на жительство или иного права постоянного проживания на территории иностранного государства.

Избранному Президенту РФ запрещено открывать или иметь счета в зарубежных банках, равно как и хранить деньги или другие ценности на вкладах за пределами страны.

Конституция ограничивает пребывание на посту Президента РФ одним и тем же гражданином более двух сроков, каждый из которых равен шести годам.

Подробные требования к Президенту

При подаче документов на регистрацию кандидата в Президенты РФ претендент в соответствии со ст. 34 ФЗ-19 предоставляет сведения:

  • ФИО, дата и место рождения, должность и место работы, гражданство, адрес и срок проживания в РФ;
  • данные паспорта;
  • ИНН;
  • диплом или документ об образовании (при наличии);
  • сведения об имеющихся судимостях, в том числи погашенных и снятых;
  • документы, подтверждающие смену ФИО, если такая смена происходила;
  • сведения об источниках и размерах доходов претендента и его супруга(и) за предыдущие шесть лет, об имуществе в собственности супругов, о имеющихся ценных бумагах и вкладах в банках;
  • сведения о наличии имущества за пределами РФ у кандидата, его супруга(и) и несовершеннолетних детей, а также документально подтвержденная информация об источниках доходов, на которые приобретено такое имущество;
  • сведения о расходах претендента, его супруга(и), несовершеннолетних детей об источниках доходов, на которые за последние три года были приобретены материальные ценности (акции, облигации, недвижимость и пр.) по каждой сделке, превышающей совокупный доход кандидата и его супруга(и).

В соответствии со ст. 44 ФЗ-19 в регистрации кандидатом в Президенты РФ будет отказано гражданам:

  • признанным судом недееспособными или ограниченным в дееспособности;
  • не представившим всех документов, указанных в ст. 34 ФЗ-19;
  • тяжело больным;
  • имеющим стойкое расстройство здоровья, а также имеющим тяжело больных близких родственников.

В соответствии со ст. 3 ФЗ-19 не могут претендовать на пост главы РФ граждане:

  • находящиеся в заключении;
  • осужденные за особо тяжкие и тяжкие преступления, если на момент выборов судимость не погашена или не снята или с момента снятия/погашения прошло менее 10 лет по тяжким и менее 15 — по особо тяжким преступлениям;
  • осужденные за террористическую или экстремистскую деятельность;
  • отбывающим административное наказание за использование нацистской или экстремистской символики или ее пропаганду (ст. 20.3 КоАП), за распространение и производство материалов экстремистского характера (ст. 20.29 КоАП);
  • нарушившие правила предвыборной агитации, факт нарушений которых установлен судом;
  • осужденные и лишенные судом права быть государственными должностными лицами РФ.

Какое нужно образование и нужно ли оно вообще?

Требований к уровню образования кандидата в Президенты Конституция РФ не устанавливает.

Американский боец смешанных единоборств Джефф Монсон получил паспорт гражданина России, 12 июня 2018 года. Фото: ТАСС

Проект Настоящего Времени "Один день – одна поправка" продолжает ежедневно рассказывать о сути поправок к Конституции, которые россиянам предлагается "одобрить". Досрочное голосование началось 25 июня, основной день "всенародного" волеизъявления – 1 июля 2020 года. Всего в Конституцию вносят 206 уточнений, исправлений и дополнений, но мы отобрали 15 самых значимых и заметных.

На этот раз речь пойдет о запрете для людей, когда-либо живших за границей или имевших иностранное гражданство, становиться президентом России: разбираемся, зачем такой запрет нужен и кого он касается.

Что изменится

Статья 81, в которой идет речь о роли президента России, поменяется весьма существенно – об обнулении сроков и исчезновении слова "подряд" мы расскажем в наших следующих материалах. Что же касается того, кто может или не может стать президентом страны, то об этом говорится в части 2 этой статьи. Она сформулирована так:

"Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 25 лет, не имеющий и не имевший ранее гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства. Требование к кандидату на должность президента Российской Федерации об отсутствии у него гражданства иностранного государства не распространяется на граждан Российской Федерации, ранее имевших гражданство государства, которое было принято или часть которого была принята в Российскую Федерацию в соответствии с федеральным конституционным законом, и постоянно проживавших на территории принятого в Российскую Федерацию государства или территории принятой в Российскую Федерацию части государства. Президенту Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом, запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации".

Что сейчас запрещено и разрешено кандидату в президенты

В действующей пока редакции 81-й статьи Основного закона России эта часть в семь раз короче и выглядит так:

"Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет".

Кроме того, в Конституции России есть статья 6, в которой говорится, что гражданство России "является единым и равным независимо от оснований приобретения", а "каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации".

Впрочем, ограничения есть в другом законе – "О выборах Президента Российской Федерации". В статье 5 есть часть 5.1, добавленная в закон в 2006 году. Она не позволяет иметь действующий ВНЖ или иностранное гражданство избранному президенту России. Но формулировки "не имевший ранее" в этом законе нет – то есть сейчас человеку, который когда-то учился или по другой причине постоянно жил за пределами РФ или даже был иностранным гражданином, не запрещено участвовать в выборах и становиться президентом России.

"Путают родину и Лубянку": поправка как выражение недоверия ко всему иностранному

По мнению политолога Дмитрия Орешкина, вписанный в Конституцию категоричный запрет на любые связи с заграницей – продолжение политики враждебности и подозрительности ко всему иностранному. Как признание "Левада-Центра" иностранным агентом за то, что у него есть иностранные клиенты, приводит пример эксперт.

"Это отражает мировоззрение Владимира Путина, а оно, в общем-то, чекистское: иностранцы – враги. Если человек когда-то жил за рубежом, то он уже как бы "бракованный". Человек, который когда-то имел иностранное гражданство, является если не предателем, то по крайней мере опасным для родины человеком, – объясняет Орешкин. – Это типичный взгляд чекистов, которые путают родину и Лубянку. Так у них устроен образ мира".

По мнению политолога, эту поправку Путин и его окружение принимают по своей инициативе, а не чтобы угодить электорату – россияне, особенно молодые, уже не так подвержены этой "антизападной паранойе": "От этого излечивается страна, хотя и медленно. Наверное, кому-то из старшего поколения было неприятно видеть, как [российский хоккеист] Павел Буре играет в Канаде. Но для молодых людей это нормально – человек получил работу хоккеиста в Канаде. А какой-то другой человек получил работу программиста в Тайване. А кто-то поехал в Париж, там натурализовался, а потом вернулся".

Что же касается шестой статьи Конституции, где для всех граждан России закреплены равные обязанности и права – в том числе и избирательные, – то на страже буквы и духа Основного закона должен был стоять Конституционный суд, говорит Орешкин: "И он уже принял для нас с вами это решение, не увидел здесь ограничений прав российского гражданина. Или так: счел эти ограничения нормальными для трактуемого документа, который называется Конституцией".

О том, что измененная Конституция сделает с самим Конституционным судом, читайте в одном из наших предыдущих материалов.

Правом стать президентом РФ обладают многие граждане страны – действующее законодательство предусматривает возможность баллотироваться на пост главы государства практически для каждого человека. Однако существует ряд ограничений и достаточно строгих требований к кандидатам в президенты России, которым должно соответствовать лицо перед допуском к всенародному голосованию. Узнайте, кто может стать президентом РФ и как это сделать.



ПРЕЗИДЕНТ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ РОССИЙСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Права, полномочия и обязанности Президента РФ закреплены, в первую очередь, в положениях Главы 4 Конституции РФ. В основном же документе также излагаются и главные требования к претендентам на должность Президента. Кроме этого, указывается и механизм, в соответствии с которым проводятся выборы – тайное всенародное голосование дееспособных граждан. Однако Конституция регулирует лишь самые основные требования к кандидатам в Президенты РФ, к каковым относится:


  • Возраст кандидата. Статья 81 Конституции предусматривает, что избран в качестве Президента может быть лишь кандидат, достигший 35-летнего возраста. При этом достичь 35-летнего возраста необходимо к моменту регистрации в качестве кандидата, а не к моменту всенародного голосования или вступления в должность.
  • Гражданство. К участию в выборах Президента Российской Федерации допускаются лишь лица, являющиеся полноправными гражданами РФ.
  • Срок гражданства. Кандидаты должны не просто иметь российское гражданство, но и находиться в нём в течение не менее чем 10 лет до момента голосования.
  • Правовой статус. Не может подавать свою кандидатуру на участие в выборах лицо, каковое уже занимало президентское кресло на протяжении предыдущих двух сроков президентского правления подряд.

Более подробно действующие нормативы, касающиеся порядка регистрации кандидатов в Президенты РФ, а также проведения таковых выборов и требований, предъявляемых к кандидатам, соответственно положениям статьи 81 Конституции определяются соответствующим Федеральным законом. Таковым является ФЗ №19 от 10.01.2003. Данный закон регулярно обновляется и дополняется нормативами с целью обеспечения эффективной защиты национальной безопасности и независимости Российской Федерации в целом и Президента в частности.

Обратите внимание

Статус Президента в соответствии с законодательством, а также кандидата в Президенты наделяет как определенным спектром дополнительных прав и полномочий в сравнении с остальными гражданами и должностными лицами РФ, так и соответствующими ограничениями. В частности, таковые могут включать обязательный отказ от ведения предпринимательской деятельности, хранения средств на счетах в иностранных организациях и так далее.

ПОДРОБНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К КАНДИДАТУ В ПРЕЗИДЕНТЫ РФ


  1. Кандидат в президенты не должен обладать судимостью за свершение уголовно караемых преступлений тяжкого характера, либо относимых к особо тяжким. В случае наличия и последующего снятия или погашения таковой судимости, к выборам в качестве кандидата в Президенты РФ, таковое лицо может быть допущено не ранее, чем через 10 лет после фактического снятия или погашения наличествующей судимости в случае тяжкого преступления или 15 лет – для особо тяжких преступлений.
  2. Лица, отбывающие наказание в местах лишения свободы, не могут баллотироваться в Президенты.
  3. Лица, уличенные и привлеченные к ответственности за использование, пропаганду или распространение нацистской символики или материалов, признанных экстремистскими не могут регистрироваться в качестве кандидатов в Президенты РФ до истечения срока, в течение которого таковые лица считаются подвергнутыми административному наказанию.
  4. Лица, лишенные права занимать государственные должности по решению суда также не могут в течение этого срока выдвигаться в качестве кандидатов на президентские выборы.
  5. Лица, обладающие иностранным гражданством или видом на жительство на территории другого государства, не могут быть избраны Президентом, если не откажутся от таковых преференций и сторонних гражданств окромя российского.
  6. Недееспособные граждане, лишенные дееспособности в судебном порядке, вне зависимости от причин такового лишения не могут баллотироваться в Президенты.

Обратите внимание

Все вышеозначенные ограничения касаются как лиц, самовыдвигающихся в Президенты, так и выдвинутых политическими партиями.

Порядок самовыдвижения кандидатов либо выдвижения их от политических партий является различным. При этом политическая партия не имеет права выдвигать кандидатов, состоящих в иных партиях, но может предлагать к выдвижению беспартийных лиц. Для регистрации в качестве кандидата в Президенты необходимо подтвердить наличие народной поддержки у такового кандидата.

ПОРЯДОК ДЕЙСТВИЙ ДЛЯ РЕГИСТРАЦИИ КАНДИДАТА В ПРЕЗИДЕНТЫ РОССИИ

В целом, подать документы на регистрацию себя в качестве кандидата в Президенты РФ может любое лицо, соответствующее вышеозначенным требованиям. Однако прежде чем лицо будет внесено в избирательные списки, следует совершить целый ряд дополнительных действий в соответствии со строгим регламентом действующего законодательства. Порядок действий для регистрации кандидата в Президенты РФ будет следующим:


  1. Необходимо собрать группу из как минимум 500 граждан Российской Федерации, каковые обладают активным избирательным правом для демонстрации поддержки избирателями будущего кандидата.
  2. Следует назначить дату собрания группы избирателей, а также уведомить Центризбирком РФ не позднее, чем за пять дней до даты такового собрания. На собрании должно быть вынесено решение про поддержку самовыдвижения потенциального кандидата, формировании избирательной группы и назначении уполномоченных лиц таковой группы. Протокол собрания и все его решения должны быть зафиксированы в нотариальной форме.
  3. В течение 20 дней с момента объявления и публикации решения про назначение выборов Президента РФ, кандидат должен обратиться в Центризбирком с ходатайством про регистрацию избирательной группы граждан. Кроме этого, в Избирком предоставляются также документы, удостоверяющие личность и гражданство потенциального кандидата, а также решения собрания избирательной группы, заявление самого кандидата о его самовыдвижении, декларация о доходах кандидата и его семейства, декларация об имуществе,
  4. После одобрения регистрации кандидата, он обязан собрать не менее 300 тыс. подписей граждан РФ (для самовыдвиженцев, при выдвижении от партии — 100 тыс. подписей). При этом Центризбирком запрещает предъявлять более 7500 подписей из каждого из конкретных субъектов РФ, а также – более 7500 автографов от граждан РФ, находящихся вне российской территории. Подписные листы производятся исключительно за наличествующие средства избирательного фонда потенциального кандидата по установленной на федеральном уровне форме.
  5. После сбора подписей, их проверки, а также предоставления окончательного пакета документов, в том числе свидетельствующего о закрытии всех имеющихся иностранных счетов, проводится окончательная регистрация кандидата в Президенты РФ и внесение информации о нём в избирательные списки, а также её публикация.

Важный факт

Все отказы центральной избирательной комиссии по поводу регистрации кандидатов на любом этапе должны выдаваться не более, чем в двухдневный с момента подачи документов. Кроме этого, любой отказ должен быть мотивирован. Оспаривание таковых отказов проводится исключительно в Верховном Суде РФ, а рассмотрение таковых исков составляет не более пяти суток с момента их подачи.

В целом, касательно регистрации кандидата действует дополнительный существенный список ограничений прав. В частности, не допускается превышение установленного на федеральном уровне максимума затрат на ведение избирательной компании и предвыборной агитации более, чем на 5 процентов. Таковые нормативы призваны обеспечить равные права у участников предвыборной гонки вне зависимости от наличествующих у них финансов.

Присяга приносится в торжественной обстановке в присутствии сенаторов Российской Федерации, депутатов Государственной Думы и судей Конституционного Суда Российской Федерации.

5.Каковы полномочия Президента РФ? Каковы поправки к ним?

Полномочия Президента РФ отражены в статье 83.

Президент Российской Федерации:

а) назначает Председателя Правительства Российской Федерации, кандидатура которого утверждена Государственной Думой по представлению Президента Российской Федерации, и освобождает Председателя Правительства Российской Федерации от должности ;

б) осуществляет общее руководство Правительством Российской Федерации; вправе председательствовать на заседаниях Правительства Российской Федерации.

Внимание! НОВОЕ (б1)!

б.1) утверждает по предложению Председателя Правительства Российской Федерации структуру федеральных органов исполнительной власти, вносит в нее изменения; в структуре федеральных органов исполнительной власти определяет органы, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации, и органы, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации. В случае если Председатель Правительства Российской Федерации освобожден Президентом Российской Федерации от должности, вновь назначенный Председатель Правительства Российской Федерации не представляет Президенту Российской Федерации предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти

в) принимает решение об отставке Правительства Российской Федерации;

Внимание! НОВОЕ (в1)!

в.1) принимает отставку Председателя Правительства Российской Федерации, заместителей Председателя Правительства Российской Федерации, федеральных министров, а также руководителей федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации;

г) представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка Российской Федерации; ставит перед Государственной Думой вопрос об освобождении от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации;

Внимание! НОВОЕ (новая формулировка д)!

д) назначает на должность заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров, кандидатуры которых утверждены Государственной Думой (за исключением федеральных министров, указанных в пункте «д.1″ настоящей статьи), и освобождает их от должности ;

Внимание! НОВОЕ (д1)!

д.1) назначает на должность после консультаций с Советом Федерации и освобождает от должности руководителей федеральных органов исполнительной власти (включая федеральных министров), ведающих вопросами обороны, безопасности государства, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, общественной безопасности;

Внимание! НОВОЕ (новая формулировка е)!

е) представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должность Председателя Конституционного Суда Российской Федерации, заместителя Председателя Конституционного Суда Российской Федерации и судей Конституционного Суда Российской Федерации, Председателя Верховного Суда Российской Федерации, заместителей Председателя Верховного Суда Российской Федерации и судей Верховного Суда Российской Федерации; назначает председателей, заместителей председателей и судей других федеральных судов;

(В прежней редакции было просто «судей Конституционного и Верховного Судов, теперь формулировка более конкретная).

е.1) назначает на должность после консультаций с Советом Федерации и освобождает от должности Генерального прокурора Российской Федерации,

Внимание! НОВОЕ!

ДОБАВЛЕНО! … заместителей Генерального прокурора Российской Федерации, прокуроров субъектов Российской Федерации, прокуроров военных и других специализированных прокуратур, приравненных к прокурорам субъектов Российской Федерации; назначает на должность и освобождает от должности иных прокуроров, для которых такой порядок назначения и освобождения от должности установлен федеральным законом ;

Внимание! НОВОЕ (е2 – е5)!

е.2) назначает и освобождает представителей Российской Федерации в Совете Федерации;

е.3) вносит в Совет Федерации представление о прекращении в соответствии с федеральным конституционным законом полномочий Председателя Конституционного Суда Российской Федерации, заместителя Председателя Конституционного Суда Российской Федерации и судей Конституционного Суда Российской Федерации, Председателя Верховного Суда Российской Федерации, заместителей Председателя Верховного Суда Российской Федерации и судей Верховного Суда Российской Федерации, председателей, заместителей председателей и судей кассационных и апелляционных судов в случае совершения ими поступка, порочащего честь и достоинство судьи, а также в иных предусмотренных федеральным конституционным законом случаях, свидетельствующих о невозможности осуществления судьей своих полномочий;

е.4) представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должность Председателя Счетной палаты и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты; представляет Государственной Думе кандидатуры для назначения на должность заместителя Председателя Счетной палаты и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты ;

е.5) формирует Государственный Совет Российской Федерации в целях обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов публичной власти, определения основных направлений внутренней и внешней политики Российской Федерации и приоритетных направлений социально-экономического развития государства; статус Государственного Совета Российской Федерации определяется федеральным законом;

ж) формирует Совет Безопасности Российской Федерации, возглавляет Совет Безопасности Российской Федерации. Статус Совета Безопасности Российской Федерации определяется федеральным законом

ДОБАВЛЕНЫ ЦЕЛИ СБ:

в целях содействия главе государства в реализации его полномочий по вопросам обеспечения национальных интересов и безопасности личности, общества и государства, а также поддержания гражданского мира и согласия в стране, охраны суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, предотвращения внутренних и внешних угроз;

з) утверждает военную доктрину Российской Федерации;

и) формирует Администрацию Президента Российской Федерации. ДОБАВЛЕНЫ ЦЕЛИ: в целях обеспечения реализации своих полномочий;

к) назначает и освобождает полномочных представителей Президента Российской Федерации;

л) назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил Российской Федерации;

м) назначает и отзывает после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях.

6.Каковы полномочия Президента РФ организационного характера?

Данные полномочия изложены в статье 84.

Президент Российской Федерации:

а) назначает выборы Государственной Думы в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным законом;

б) распускает Государственную Думу в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией Российской Федерации;

в) назначает референдум в порядке, установленном федеральным конституционным законом;

г) вносит законопроекты в Государственную Думу;

д) подписывает и обнародует федеральные законы;

е) обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства.

6.Каковы полномочия Президента РФ по руководству внешней политикой?

Данные полномочия изложены в статья 86 .

Президент Российской Федерации:

а) осуществляет руководство внешней политикой Российской Федерации;

б) ведет переговоры и подписывает международные договоры Российской Федерации;

в) подписывает ратификационные грамоты;

г) принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей.

Вспомним термины.

Ратификационная грамота – международно-правовой акт, свидетельствующий об утверждении национальным законом (ратификации) международного договора. В РФ его подписывает Президент РФ. Документ скрепляется печатью Президента РФ и подписью министра иностранных дел РФ.

Верительные грамоты — документы, которыми снабжаются главы дипломатического представительства класса послов или посланников для удостоверения их представительного характера и аккредитования в иностранном государстве. В нём выражается просьба верить всему тому, что будет излагать посол от имени главы своего государства и правительства, отсюда и пошло название документа.

Отзывная грамота – официальное письмо главы государства, пославшего дипломатического представителя, главе государства, принявшего дипломатического представителя, об отзыве этого представителя с занимаемого им поста.

Аккредитуемый — уполномочивать (то есть поручать сделать что-либо) кого-нибудь в каком-либо отношении и поручиться за его действия в пределах его полномочий.

Дипломатический представитель – лицо, откомандированное за границу для проведения международных отношений.

7.Каковы полномочия Президента РФ как Верховного Главнокомандующего?

Данные полномочия изложены в статье 87.

8.Может ли Президент вводить чрезвычайное положение?

Вспомним термин.

Чрезвычайное положение – это особый правовой режим, предусматривающий ограничение установленных Конституцией Российской Федерации и законами прав граждан и организаций, возложение на них дополнительных обязанностей, а также особый порядок деятельности органов государственной власти и местного самоуправления. Этот режим объявляется в исключительных случаях, в интересах обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя. Создаваемый в результате введения чрезвычайного положения (ЧП) правовой порядок способствует устранению обстоятельств, являющихся факторами угрозы, восстановлению законности, правопорядка, нормализации чрезвычайной ситуации.

9.Каковы полномочия деятельности Президента по отношению к конкретным лицам или гражданам РФ?

Данные полномочия изложены в статье 89.

Президент Российской Федерации:

а) решает вопросы гражданства Российской Федерации и предоставления политического убежища;

б) награждает государственными наградами Российской Федерации, присваивает почетные звания Российской Федерации, высшие воинские и высшие специальные звания;

в) осуществляет помилование.

Вспомним термины.

Политического убежище – это гарантирование государством, которое предоставляет убежище, безопасности лицу, просящему убежища, на своей территории, невысылка и невыдача его стране, где оно может быть подвергнуто преследованию, предоставление этому лицу основных прав и свобод своего государства. Государство само определяет, кому и на какой срок оно предоставляет убежище. В России убежище предоставляется лицам, преследуемым у себя на родине за политические убеждения, а также за действия (бездействия), не признаваемые в Российской Федерации преступлениями.

Помилование – акт верховной власти (обычно главы государства), полностью или частично освобождающий осуждённого от назначенного или могущего быть назначенным впоследствии наказания, либо заменяющий назначенное ему судом наказание более мягким. Акты помилования имеют всегда индивидуальный характер, то есть они принимаются в отношении конкретного лица или нескольких определённых лиц.

10.Какие нормативно-правовые акты издаёт Президент РФ?

Данные полномочия изложены в статье 90.

  1. Президент Российской Федерации издает указы и распоряжения.
  2. Указы и распоряжения Президента Российской Федерации обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации.
  3. Указы и распоряжения Президента Российской Федерации не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам.

11.Что такое неприкосновенность Президента РФ (статья 91)?

Неприкосновенность — общий термин, обычно применяющийся к должностным лицам, обычно выборным (но возможно и к назначаемым, например, к прокурорам, а также к часовым на посту), означающий наличие у определенных лиц особых прав. Для таких лиц устанавливается (обычно законом) чёткий, ограниченный по сравнению с общим случаем, порядок того, как они могут привлекаться к уголовной, административной либо иной ответственности. Вплоть до практической невозможности привлечения, как в случае дипломатической неприкосновенности.

Президент Российской Федерации обладает неприкосновенностью , то есть невозможностью по действующему российскому законодательству привлечь Президента к юридической ответственности. До отрешения Президента от должности против него нельзя возбудить уголовное дело, принудительно доставить его в суд в качестве свидетеля, подвергнуть иным мерам принудительного воздействия.

Неприкосновенность Президента распространяется на занимаемые им помещения, на используемые им транспортные средства, на повседневную деятельность и на обеспечивающий эту деятельность персонал (чиновников, органов, помогающий Президенту в осуществлении его полномочий).

Неприкосновенность Президента распространяется на личность Президента и членов его семьи, включая супругу и проживающих с ними детей (возможно, и на совместно проживающих родителей).

12.Каков порядок исполнения Президентом РФ своих полномочий?

Данный порядок изложен в статье 92.

  1. Президент Российской Федерации приступает к исполнению полномочийс момента принесения им присяги и прекращает их исполнение с истечением срока его пребывания в должности с момента принесения присяги вновь избранным Президентом Российской Федерации.
  2. Президент Российской Федерации прекращает исполнение полномочий досрочно в случае его отставки, стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия или отрешения от должности. При этом выборы Президента Российской Федерации должны состояться не позднее трех месяцев с момента досрочного прекращения исполнения полномочий.
  3. Во всех случаях, когда Президент Российской Федерации не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно исполняет Председатель Правительства Российской Федерации.

Исполняющий обязанности Президента Российской Федерации не имеет права:

  • распускать Государственную Думу,
  • назначать референдум,
  • вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции Российской Федерации.

НОВАЯ СТАТЬЯ 92.1.

  1. Президент Российской Федерации, прекративший исполнение полномочий в связи с истечением срока его пребывания в должности либо досрочно в случае его отставки или стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия, обладает неприкосновенностью.
  2. Иные гарантии Президенту Российской Федерации, прекратившему исполнение полномочий в связи с истечением срока его пребывания в должности либо досрочно в случае его отставки или стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия, устанавливаются федеральным законом.
  3. Президент Российской Федерации, прекративший исполнение своих полномочий, может быть лишен неприкосновенности в порядке, предусмотренном статьей 93 Конституции Российской Федерации.

13.Как называется процедура отрешения Президента от должности?

Процедура отрешения Президента от должности – импичмент .

14.В каких случаях могут быть прекращены полномочия Президент РФ?

Конституция РФ (статья 92) предусматривает несколько оснований прекращения полномочий Президента РФ.

В обычном порядке Президент РФ прекращает осуществление своих полномочий с истечением срока, на который он был избран, в момент принесения присяги вновь избранным Президентом РФ. Полномочия

Президента РФ могут быть прекращены досрочно:

1) по инициативе самого Президента РФ — в случае его отставки;

2) по не зависящим от воли Президента РФ причинам — в случае стойкой неспособности Президента РФ по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия;

3) по инициативе Федерального Собрания — в случае принятия им решения об отрешении Президента РФ от должности.

Под отставкой понимается добровольный уход главы государства со своего поста.

Читайте также: