Какое общее требование содержалось в нюрнбергской декларации 1947 г

Обновлено: 04.07.2024

Нюрнбергский кодекс не оказал прямого влияния на экспериментальную практику после войны [ 5 ] : они были более чувствительны к Хельсинкской декларации 1964 года [ 6 ] и даже больше к ее пересмотру в 1975 году во время Токийского конгресса, который предусматривал исследования на людях, не соответствующих требованиям Декларации, больше не должны публиковаться. Но он остается основополагающим текстом нового международного нормативного порядка в области исследований человека, который последующие международные тексты продолжали консолидировать [ 7 ] .

Работая отдельно, два эксперта возглавляется прокурорами производить сходящиеся отчеты об условиях , в которых были допущены человеческие эксперименты с конца XIX - го века по медицинской этике. Скандальные приемы, которые акцентируют внимание на истории медицинских экспериментов, указывают на то, что в начале ХХ века было принято считать, что согласие испытуемых было первым условием [ 12 ] . Однако это согласие запрашивали только у здоровых, а не у больных.

Исторические прецеденты

Дебаты

Фактически, Американскому трибуналу трудно полагаться на формальные правовые элементы (существующие кодексы экспериментов на людях). Клятва Гиппократа оказывается недостаточным и недостаточно. В 1916 году действительно велись дебаты о введении в американский кодекс согласия и сотрудничества субъекта (как здорового, так и больного), но в этом было отказано, поскольку приоритетом был поиск добра для пациента. Эту трудность можно обойти путем ускоренного пересмотра американского кода по инициативе Эндрю Айви. Последний представит этот пересмотр в форме отчета в Трибунал 10 декабря 1946 года (то есть на следующий день после начала судебного разбирательства). Судьям он ответит, что этот обзор является лишь обновлением того, что уже делалось в Соединенных Штатах на протяжении десятилетий. Эта редакция не будет официальной до 1947 года, после окончания испытания.

Вторая линия защиты обвиняемых: нацистские эксперименты в концентрационных лагерях эквивалентны экспериментам, проводимым в американских тюрьмах [ 17 ] , особенно в Иллинойсе . Эксперт по обвинению Эндрю Айви возвращается в Соединенные Штаты, чтобы расследовать и опровергнуть эту защиту. В июне 1947 года Айви вернулась, чтобы предстать перед судом в качестве эксперта и председателя комиссии по расследованию этого вопроса (Зеленый комитет, названный в честь губернатора Иллинойса). Фактически, этот комитет никогда не собирался. Только Айви представляет свое личное мнение в результате расследования: эксперименты над задержанными проводятся в соответствии с медицинской этикой. Комитет Зеленых соберется после испытания, в конце 1947 года, чтобы изменить этот вывод: американские эксперименты более чем соответствуют, они достигают высших стандартов идеальной модели [ 4 ] .

Современный справочный перевод [ 18 ] Нюрнбергского кодекса, сделанный из текста постановления, для 10 статей выглядит следующим образом:

  1. Добровольное согласие человека абсолютно необходимо. Это означает, что заинтересованное лицо должно иметь правоспособность давать согласие; что он должен иметь возможность осуществлять свободное право выбора без вмешательства какого-либо элемента силы, мошенничества, принуждения, обмана, обмана или других скрытых форм принуждения или принуждения; и что она должна обладать достаточными знаниями и пониманием того, что это влечет за собой, чтобы позволить ей принять осознанное решение. Этот последний пункт требует, чтобы перед принятием положительного решения испытуемым он был осведомлен о: характере, продолжительности и цели эксперимента; методы и средства, с помощью которых это будет выполнено; все неудобства и риски, которых можно разумно ожидать; и последствия для его здоровья или человека, которые могут возникнуть в результате его участия в эксперименте. Обязанность и ответственность за оценку качества согласия ложится на каждого человека, который инициирует, направляет или работает над экспериментом. Это личная обязанность и ответственность, которую нельзя безнаказанно делегировать;
  2. Опыт должен быть таким, чтобы приносить результаты, полезные для блага общества, невозможные получить другими методами или средствами изучения, и не быть случайными или избыточными по своей природе;
  3. Эксперимент должен быть построен и основан на результатах экспериментов на животных и на знании естественной истории болезни или другой исследуемой проблемы, чтобы ожидаемые результаты оправдывали проведение эксперимента.
  4. Эксперимент должен проводиться таким образом, чтобы избежать ненужных страданий и травм, физических и психических;
  5. Не следует проводить эксперимент, если есть априорная причина полагать, что произойдет смерть или инвалидность; за исключением, возможно, тех экспериментов, в которых врачи-экспериментаторы также выступают в качестве субъектов;
  6. Уровень риска, на который следует пойти, никогда не должен превышать гуманитарную важность проблемы, которую предстоит решить с помощью эксперимента;
  7. Должны быть приняты меры и предоставлены средства для защиты испытуемого от случайностей, даже незначительных, в виде травм, немощи или смерти;
  8. Эксперименты должны проводиться только квалифицированными научными сотрудниками. Наивысшая степень профессиональной компетентности должна требоваться от всех тех, кто руководит ею или участвует в ней;
  9. В ходе эксперимента человек должен иметь право прекратить эксперимент, если он достиг физического или психического состояния, в котором продолжение эксперимента кажется ему невозможным;
  10. В ходе эксперимента ответственный за него ученый должен быть готов прервать его в любое время, если ему внушили уверенность, - проявив добросовестность, компетентность самого высокого уровня и тщательно рассмотрев все необходимые условия. от него требовалось - чтобы продолжение эксперимента могло привести к травме, инвалидности или смерти испытуемого.

В США

По мнению Х.-М. Сасс, который приводит пример Reichsrundschreiben 1931 года, этические правила и законы особенно хрупки, они могут быть превышены, обойдены или нарушены различными силами, действующими в обществе [ 16 ] .

Во Франции

Французские версии Нюрнбергского кодекса взяты из двух источников:

Нюрнбергский кодекс очень часто принимался за деонтологический или этический текст, но это юридический текст: суд над врачами действительно был международным уголовным процессом.

Первым и одним из самых важных "малых Нюрнбергских процессов" стало дело нацистских врачей, открывшее миру всю правду о медицинских экспериментах в Третьем рейхе и впервые со времен Гиппократа заставившее мир пересмотреть кодекс медицинской этики.


Одним из главных обвиняемых Нюрнбергского процесса над врачами стал личный врач Гитлера Карл Брандт,
© picture-alliance / dpa

Говоря о Нюрнбергском процессе, обычно подразумевают основной процесс по делу высокопоставленных военных преступников Третьего рейха, среди которых в частности были рейхсмаршал Третьего рейха Герман Геринг (Hermann Göring) и министр иностранных дел Йоахим фон Риббентроп (Joachim von Ribbentrop). Он начался 20 ноября 1945 года в Нюрнберге, длился почти год, участие в нем принимали все четыре страны-союзницы и для многих обвиняемых он завершился смертными приговорами. Однако за период с 1946 года по 1949 в Нюрнберге были проведены в общей сложности 12 последующих процессов, где на скамье подсудимых сидели другие крупные функционеры Третьего рейха – врачи, дипломаты, промышленники, бизнесмены, юристы и военные.

Медицина против человечества

Нюрнбергский процесс над нацистскими врачами проходил под официальным названием "США против Карла Брандта и других", поскольку был инициирован США и, как и другие "малые Нюрнбергские процессы", единолично велся американской стороной (Нюрнберг был частью американской оккупационной зоны).


Суд начался в декабре 1946 года и длился почти десять месяцев. На скамье подсудимых оказались 23 врача. Среди обвиняемых были личный врач Гитлера Карл Брандт (Karl Brandt), руководивший евгенический программой "Т-4" по умерщвлению душевнобольных и умственно отсталых людей, главный врач концлагеря Бухенвальд Вальдемар Ховен (Waldemar Hoven), один из инициаторов медицинских экспериментов над заключенными концлагерей Карл Гебхардт (Karl Gebhardt) и другие высокопоставленные нацистские медики.

Основными пунктами обвинения были заговор и соучастие в военных преступлениях и преступлениях против человечества. Об истинном масштабе беспощадности национал-социалистов страны-союзницы стали постепенно узнавать еще до окончания Второй мировой войны: в июле 1944 года советская армия освободила концентрационный лагерь Майданек, где впервые собственными глазами увидела газовые камеры, тысячи пар детской обуви и другие свидетельства происходящего в лагерях смерти зла.

"Те злодеяния, которые мы пытаемся осудить и наказать, были настолько изощренными, настолько коварными и настолько беспощадными, что цивилизованный мир не может их игнорировать – вынести их повторения он будет уже не в состоянии", – говорил главный обвинитель со стороны США Роберт Джексон.

Вера в правоту Гитлера снимала личную ответственность

Принудительная стерилизация, опыты с сульфаниламидом, эксперименты с заражением такими особо опасными инфекциями, как сыпной тиф, малярия, туберкулез или гепатит, или с реакцией на низкие температуры, эксперименты по пересадки органов и эвтаназия – в ходе рассмотрения дела открывались все новые подробности того, как нацисты в белых халатах использовали обстоятельства того времени, зачастую оправдывая свои действия научными целями.

"Третий рейх предоставил мне, как я старался продемонстрировать, большой шанс на врачебном поприще. Я этим шансом воспользовался", – заявлял на процессе Гебхардт (позднее приговоренный к смерти).

Свою личную вину никто из врачей на суде не признавал. "Вера в юридическую правоту руководства, государства и фюрера, как мне тогда казалось, давали юридическую защиту и оправдание и снимали с меня, как мне подчеркнуто высказывали, индивидуальную ответственность", – говорил один из обвиняемых, хирург Фриц Фишер (Fritz Fischer). В женском концлагере Равенсбрюк он проводил опыты с использованием сульфаниламида на заключенных женщинах и по итогам разбирательства был приговорен к 15 годам заключения.


Семь обвиняемых, в том числе Брандт, Ховен и Гебхардт, были приговорены к смерти через повешение, семеро были оправданы, остальные получили различные тюремные сроки (однако затем даже те, кто был приговорен к пожизненному заключению, досрочно вышли на свободу). Впрочем, наказание постигло далеко не всех – всего в нацистской Германии было 90 тысяч врачей, а партбилет НСДаП был у каждого второго. Многие из них затем успешно продолжили работу в послевоенной Германии.

Не оказалось на скамье подсудимых и печально известного Йозефа Менгеле (Joseph Mengele) – врача из концлагеря Освенцим, получившего за свою жестокость прозвище "ангел смерти". В концлагере он в частности проводил эксперименты над детьми (особенный интерес для него представляли близнецы), а после капитуляции Германии, как и многие другие нацисты, бежал в Латинскую Америку.

И вот после этого главного процесса в 1947 году был создан Нюренбергский кодекс, состоящий из 10 статей.

Десять заповедей врачебной этики

Вместе с вынесением обвинительного приговора, который не подлежал обжалованию, американские судьи сформулировали так называемый Нюрнбергский кодекс, где были обозначены этические нормы для проведения медицинских экспериментов в будущем. Основным постулатом стало обязательное получение "информированного добровольного согласия", а также отсутствие у участников физических и психических страданий и повреждений.

Этот кодекс, состоящий из десяти пунктов, называют "десятью заповедями" современных медиков и ученых – именно он лег в основу современной деонтологии. Через год после окончания Нюрнбергского "дела врачей" на Второй Генассамблее Международной медицинской ассоциации была принята Женевская декларация, ставшая современным вариантом клятвы Гиппократа.

Один из ее пунктов гласит:

"Я буду проявлять абсолютное уважение к человеческой жизни с момента зачатия и никогда, даже под угрозой, не использую своих медицинских знаний в ущерб нормам гуманности".

Вашему вниманию его текст:


Тяжесть свидетельских показаний, лежащих перед нами, заставляет делать вывод, что некоторые виды медицинских экспериментов на человеке отвечают этическим нормам медицинской профессии в целом лишь в том случае, если их проведение ограничено соответствующими, четко определенными рамками.

Защитники практики проведения экспериментов на людях оправдывают свои взгляды на том основании, что результаты таких экспериментов чрезвычайно полезны для всего общества, чего невозможно достичь с помощью других методов исследования. Все согласны, однако, что нужно соблюдать определенные основополагающие принципы, удовлетворяющие соображениям морали, этики и закона.

1. Абсолютно необходимым условием проведения эксперимента на человеке является добровольное согласие последнего.

Это означает, что лицо, вовлекаемое в эксперимент в качестве испытуемого, должно иметь законное право давать такое согласие; иметь возможность осуществлять свободный выбор и не испытывать на себе влияние каких-либо элементов насилия, обмана, мошенничества, хитрости или других скрытых форм давления или принуждения; обладать знаниями, достаточными для того, чтобы понять суть эксперимента и принять осознанное решение.

Последнее требует, чтобы до принятия утвердительного решения о возможности своего участия в том или ином эксперименте испытуемый был информирован о характере, про должительности и цели данного эксперимента; о методах и способах его проведения; обо всех предполагаемых неудобствах и опасностях, связанных с проведением эксперимента, и, наконец, возможных последствиях для физического или психического здоровья испытуемого, могущих возникнуть в результате его участия в эксперименте.

Обязанность и ответственность за выяснение качества полученного согласия лежит на каждом, кто инициирует, руководит или занимается проведением данного эксперимента. Это персональная обязанность и ответственность каждого такого лица, которая не может быть безнаказанно переложена на другое лицо.

2. Эксперимент должен приносить обществу положительные результаты, недостижимые другими методами или способами исследования; он не должен носить случайный, необязательный по своей сути характер.

3. Эксперимент должен основываться на данных, полученных в лабораторных исследованиях на животных, знании истории развития данного заболевания или других изучаемых проблем. Его проведение должно быть так организовано, чтобы ожидаемые результаты оправдывали сам факт его проведения.

4. При проведении эксперимента необходимо избегать всех излишних физических и психических страданий и повреждений.

5. Ни один эксперимент не должен проводиться в случае, если "a priori" есть основания предполагать возможность смерти или инвалидизирующего ранения испытуемого; исключением, возможно, могут являться случаи, когда врачи-исследователи выступают в качестве испытуемых при проведении своих экспериментов.

6. Степень риска, связанного с проведением эксперимента, никогда не должна превышать гуманитарной важности проблемы, на решение которой направлен данный эксперимент.

7. Эксперименту должна предшествовать соответствующая подготовка, и его проведение должно быть обеспечено оборудованием, необходимым для защиты испытуемого от малейшей возможности ранения, инвалидности или смерти.

8. Эксперимент должен проводиться только лицами, имеющими научную квалификацию. На всех стадиях эксперимента от тех, кто проводит его или занят в нем, требуется максимум внимания и профессионализма.

9. В ходе проведения эксперимента испытуемый должен иметь возможность остановить его, если, по его мнению, его физическое или психическое состояние делает невозможным продолжение эксперимента.

10. В ходе эксперимента исследователь, отвечающий за его проведение, должен быть готов прекратить его на любой стадии, если профессиональные соображения, добросовестность и осторожность в суждениях, требуемые от него, дают основания полагать, что продолжение эксперимента может привести к ранению, инвалидности или смерти испытуемого.

Нюрнбергский кодекс был принят Нюрнбергским трибуналом после завершения Нюрнбергского процесса над нацистскими врачами в августе 1947 года

Нюрнбергский кодекс - был принят Нюрнбергским трибуналом после завершения Нюрнбергского процесса над нацистскими врачами в августе 1947 года.

На этом процессе были раскрыты вопиющие факты чудовищных медицинских экспериментов над миллионами людей.

Нюрнбергский кодекс стал первым международным документом описывающим принципы проведения медицинских опытов на людях, вводящий этические нормы для ученных, занимающимися медицинскими экспериментами.

Основной принцип сформулированный Нюрнбергским трибуналом в рамках Нюрнбергского кодекса сводится к тому, что для проведения эксперимента на человеке необходимо его добровольное осознанное согласие после предоставления ему полной информации о характере, продолжительности и цели проводимого эксперимента; о методах и способах его проведения; обо всех предполагаемых неудобствах и опасностях, связанных с проведением эксперимента, и, наконец, возможных последствиях для физического или психического здоровья испытуемого, могущих возникнуть в результате его участия в эксперименте.

Принципы, сформулированные в Нюрнбергском кодексе, стали основой для многих международных и национальных законодательных актов в области проведения медицинских исследований на человеке.

Нюрнбергский кодекс

Тяжесть свидетельских показаний, лежащих перед нами, заставляет делать вывод, что некоторые виды медицинских экспериментов на человеке отвечают этическим нормам медицинской профессии в целом лишь в том случае, если их проведение ограничено соответствующими, четко определенными рамками. Защитники практики проведения экспериментов на людях оправдывают свои взгляды на том основании, что результаты таких экспериментов чрезвычайно полезна для всего общества, чего невозможно достичь с помощью других методов исследования. Все согласны, однако, что нужно соблюдать определенные основополагающие принципы, удовлетворяющие соображениям морали, этики и закона.

1. Абсолютно необходимым условием проведения эксперимента на человеке является добровольное согласие последнего.

Это означает, что лицо, вовлекаемое в эксперимент в качестве испытуемого, должно иметь законное право давать такое согласие; иметь возможность осуществлять свободный выбор и не испытывать на себе влияние каких-либо элементов насилия, обмана, мошенничества, хитрости или других скрытых форм давления или принуждения; обладать знаниями, достаточными для того, чтобы понять суть эксперимента и принять осознанное решение. Последнее требует, чтобы до принятия утвердительного решения о возможности своего участия в том или ином эксперименте испытуемый был информирован о характере, продолжительности и цели данного эксперимента; о методах и способах его проведения; обо всех предполагаемых неудобствах и опасностях, связанных с проведением эксперимента, и, наконец, возможных последствиях для физического или психического здоровья испытуемого, могущих возникнуть в результате его участия в эксперименте.

Обязанность и ответственность за выяснение качества полученного согласия лежит на каждом, кто инициирует, руководит или занимается проведением данного эксперимента. Это персональная обязанность и ответственность каждого такого лица, которая не может быть безнаказанно переложена на другое лицо.

2. Эксперимент должен приносить обществу положительные результаты, недостижимые другими методами или способами исследования; он не должен носить случайный, необязательный по своей сути характер.

3. Эксперимент должен основываться на данных, полученных в лабораторных исследованиях на животных, знании истории развития данного заболевания или других изучаемых проблем. Его проведение должно быть так организовано, чтобы ожидаемые результаты оправдывали сам факт его проведения.

4. При проведении эксперимента необходимо избегать всех излишних физических и психических страданий и повреждений.

5. Ни один эксперимент не должен проводиться в случае, если "a priori" есть основания предполагать возможность смерти или инвалидизирующего ранения испытуемого; исключением, возможно, могут являться случаи, когда врачи-исследователи выступают в качестве испытуемых при проведении своих экспериментов.

6. Степень риска, связанного с проведением эксперимента, никогда не должна превышать гуманитарной важности проблемы, на решение которой направлен данный эксперимент.

7. Эксперименту должна предшествовать соответствующая подготовка, и его проведение должно быть обеспечено оборудованием, необходимым для защиты испытуемого от малейшей возможности ранения, инвалидности или смерти.

8. Эксперимент должен проводиться только лицами, имеющими научную квалификацию. На всех стадиях эксперимента от тех, кто проводит его или занят в нем, требуется максимум внимания и профессионализма.

9. В ходе проведения эксперимента испытуемый должен иметь возможность остановить его, если, по его мнению, его физическое или психическое состояние делает невозможным продолжение эксперимента.

10. В ходе эксперимента исследователь, отвечающий за его проведение, должен быть готов прекратить его на любой стадии, если профессиональные соображения, добросовестность и осторожность в суждениях, требуемые от него, дают основания полагать, что продолжение эксперимента может привести к ранению, инвалидности или смерти испытуемого.

Первым и одним из самых важных "малых Нюрнбергских процессов" стало дело нацистских врачей, открывшее миру всю правду о медицинских экспериментах в Третьем рейхе и впервые со времен Гиппократа заставившее мир пересмотреть кодекс медицинской этики.


Одним из главных обвиняемых Нюрнбергского процесса над врачами стал личный врач Гитлера Карл Брандт,
© picture-alliance / dpa

Говоря о Нюрнбергском процессе, обычно подразумевают основной процесс по делу высокопоставленных военных преступников Третьего рейха, среди которых в частности были рейхсмаршал Третьего рейха Герман Геринг (Hermann Göring) и министр иностранных дел Йоахим фон Риббентроп (Joachim von Ribbentrop). Он начался 20 ноября 1945 года в Нюрнберге, длился почти год, участие в нем принимали все четыре страны-союзницы и для многих обвиняемых он завершился смертными приговорами. Однако за период с 1946 года по 1949 в Нюрнберге были проведены в общей сложности 12 последующих процессов, где на скамье подсудимых сидели другие крупные функционеры Третьего рейха – врачи, дипломаты, промышленники, бизнесмены, юристы и военные.

Медицина против человечества

Нюрнбергский процесс над нацистскими врачами проходил под официальным названием "США против Карла Брандта и других", поскольку был инициирован США и, как и другие "малые Нюрнбергские процессы", единолично велся американской стороной (Нюрнберг был частью американской оккупационной зоны).


Суд начался в декабре 1946 года и длился почти десять месяцев. На скамье подсудимых оказались 23 врача. Среди обвиняемых были личный врач Гитлера Карл Брандт (Karl Brandt), руководивший евгенический программой "Т-4" по умерщвлению душевнобольных и умственно отсталых людей, главный врач концлагеря Бухенвальд Вальдемар Ховен (Waldemar Hoven), один из инициаторов медицинских экспериментов над заключенными концлагерей Карл Гебхардт (Karl Gebhardt) и другие высокопоставленные нацистские медики.

Основными пунктами обвинения были заговор и соучастие в военных преступлениях и преступлениях против человечества. Об истинном масштабе беспощадности национал-социалистов страны-союзницы стали постепенно узнавать еще до окончания Второй мировой войны: в июле 1944 года советская армия освободила концентрационный лагерь Майданек, где впервые собственными глазами увидела газовые камеры, тысячи пар детской обуви и другие свидетельства происходящего в лагерях смерти зла.

"Те злодеяния, которые мы пытаемся осудить и наказать, были настолько изощренными, настолько коварными и настолько беспощадными, что цивилизованный мир не может их игнорировать – вынести их повторения он будет уже не в состоянии", – говорил главный обвинитель со стороны США Роберт Джексон.

Вера в правоту Гитлера снимала личную ответственность

Принудительная стерилизация, опыты с сульфаниламидом, эксперименты с заражением такими особо опасными инфекциями, как сыпной тиф, малярия, туберкулез или гепатит, или с реакцией на низкие температуры, эксперименты по пересадки органов и эвтаназия – в ходе рассмотрения дела открывались все новые подробности того, как нацисты в белых халатах использовали обстоятельства того времени, зачастую оправдывая свои действия научными целями.

"Третий рейх предоставил мне, как я старался продемонстрировать, большой шанс на врачебном поприще. Я этим шансом воспользовался", – заявлял на процессе Гебхардт (позднее приговоренный к смерти).

Свою личную вину никто из врачей на суде не признавал. "Вера в юридическую правоту руководства, государства и фюрера, как мне тогда казалось, давали юридическую защиту и оправдание и снимали с меня, как мне подчеркнуто высказывали, индивидуальную ответственность", – говорил один из обвиняемых, хирург Фриц Фишер (Fritz Fischer). В женском концлагере Равенсбрюк он проводил опыты с использованием сульфаниламида на заключенных женщинах и по итогам разбирательства был приговорен к 15 годам заключения.


Семь обвиняемых, в том числе Брандт, Ховен и Гебхардт, были приговорены к смерти через повешение, семеро были оправданы, остальные получили различные тюремные сроки (однако затем даже те, кто был приговорен к пожизненному заключению, досрочно вышли на свободу). Впрочем, наказание постигло далеко не всех – всего в нацистской Германии было 90 тысяч врачей, а партбилет НСДаП был у каждого второго. Многие из них затем успешно продолжили работу в послевоенной Германии.

Не оказалось на скамье подсудимых и печально известного Йозефа Менгеле (Joseph Mengele) – врача из концлагеря Освенцим, получившего за свою жестокость прозвище "ангел смерти". В концлагере он в частности проводил эксперименты над детьми (особенный интерес для него представляли близнецы), а после капитуляции Германии, как и многие другие нацисты, бежал в Латинскую Америку.

И вот после этого главного процесса в 1947 году был создан Нюренбергский кодекс, состоящий из 10 статей.

Десять заповедей врачебной этики

Вместе с вынесением обвинительного приговора, который не подлежал обжалованию, американские судьи сформулировали так называемый Нюрнбергский кодекс, где были обозначены этические нормы для проведения медицинских экспериментов в будущем. Основным постулатом стало обязательное получение "информированного добровольного согласия", а также отсутствие у участников физических и психических страданий и повреждений.

Этот кодекс, состоящий из десяти пунктов, называют "десятью заповедями" современных медиков и ученых – именно он лег в основу современной деонтологии. Через год после окончания Нюрнбергского "дела врачей" на Второй Генассамблее Международной медицинской ассоциации была принята Женевская декларация, ставшая современным вариантом клятвы Гиппократа.

Один из ее пунктов гласит:

"Я буду проявлять абсолютное уважение к человеческой жизни с момента зачатия и никогда, даже под угрозой, не использую своих медицинских знаний в ущерб нормам гуманности".

Вашему вниманию его текст:


Тяжесть свидетельских показаний, лежащих перед нами, заставляет делать вывод, что некоторые виды медицинских экспериментов на человеке отвечают этическим нормам медицинской профессии в целом лишь в том случае, если их проведение ограничено соответствующими, четко определенными рамками.

Защитники практики проведения экспериментов на людях оправдывают свои взгляды на том основании, что результаты таких экспериментов чрезвычайно полезны для всего общества, чего невозможно достичь с помощью других методов исследования. Все согласны, однако, что нужно соблюдать определенные основополагающие принципы, удовлетворяющие соображениям морали, этики и закона.

1. Абсолютно необходимым условием проведения эксперимента на человеке является добровольное согласие последнего.

Это означает, что лицо, вовлекаемое в эксперимент в качестве испытуемого, должно иметь законное право давать такое согласие; иметь возможность осуществлять свободный выбор и не испытывать на себе влияние каких-либо элементов насилия, обмана, мошенничества, хитрости или других скрытых форм давления или принуждения; обладать знаниями, достаточными для того, чтобы понять суть эксперимента и принять осознанное решение.

Последнее требует, чтобы до принятия утвердительного решения о возможности своего участия в том или ином эксперименте испытуемый был информирован о характере, про должительности и цели данного эксперимента; о методах и способах его проведения; обо всех предполагаемых неудобствах и опасностях, связанных с проведением эксперимента, и, наконец, возможных последствиях для физического или психического здоровья испытуемого, могущих возникнуть в результате его участия в эксперименте.

Обязанность и ответственность за выяснение качества полученного согласия лежит на каждом, кто инициирует, руководит или занимается проведением данного эксперимента. Это персональная обязанность и ответственность каждого такого лица, которая не может быть безнаказанно переложена на другое лицо.

2. Эксперимент должен приносить обществу положительные результаты, недостижимые другими методами или способами исследования; он не должен носить случайный, необязательный по своей сути характер.

3. Эксперимент должен основываться на данных, полученных в лабораторных исследованиях на животных, знании истории развития данного заболевания или других изучаемых проблем. Его проведение должно быть так организовано, чтобы ожидаемые результаты оправдывали сам факт его проведения.

4. При проведении эксперимента необходимо избегать всех излишних физических и психических страданий и повреждений.

5. Ни один эксперимент не должен проводиться в случае, если "a priori" есть основания предполагать возможность смерти или инвалидизирующего ранения испытуемого; исключением, возможно, могут являться случаи, когда врачи-исследователи выступают в качестве испытуемых при проведении своих экспериментов.

6. Степень риска, связанного с проведением эксперимента, никогда не должна превышать гуманитарной важности проблемы, на решение которой направлен данный эксперимент.

7. Эксперименту должна предшествовать соответствующая подготовка, и его проведение должно быть обеспечено оборудованием, необходимым для защиты испытуемого от малейшей возможности ранения, инвалидности или смерти.

8. Эксперимент должен проводиться только лицами, имеющими научную квалификацию. На всех стадиях эксперимента от тех, кто проводит его или занят в нем, требуется максимум внимания и профессионализма.

9. В ходе проведения эксперимента испытуемый должен иметь возможность остановить его, если, по его мнению, его физическое или психическое состояние делает невозможным продолжение эксперимента.

10. В ходе эксперимента исследователь, отвечающий за его проведение, должен быть готов прекратить его на любой стадии, если профессиональные соображения, добросовестность и осторожность в суждениях, требуемые от него, дают основания полагать, что продолжение эксперимента может привести к ранению, инвалидности или смерти испытуемого.

Читайте также: