1 сми являются источниками информации для общества а кто или что предоставляет информацию самим сми

Обновлено: 04.05.2024

Актуальность: до начала 20-го столетия печатные СМИ являлись основным орудием формирования общественного сознания. Затем появилось радио и кардинально изменило методы воздействия на человека. После Второй мировой войны настала эра телевидения - новый уровень в возможностях формирования общественного мнения и новый тип манипуляции. СМИ выполняют важную роль в обществе, а именно формирует общественное мнение. Развитие средств массовой информации повлекло за собой возможность влияния на общественное сознание. В наше время к средствам массовой коммуникации можно отнести: радио, газеты, телевидение и другие средства передачи информации. В последние время к ним можно отнести и интернет, который в короткое время успел завоевать наше внимания, поэтому он считается, пожалуй, самым мощным источником манипулирования. СМИ имеют свою долгую историю развития, свои законы существования и функционирования, мир средств массовой информации постоянно развивается, живёт, дышит, а вместе с ним развиваются и появляются более изощренные методы манипулирования.

Теоретическая и практическая значимость заключается в возможности применять полученные знания на практике, исследуя СМИ на предмет манипулирования общественным мнением, а также защищать себя от манипуляций.

Объектом изучения является формирование общественного мнения.

Предметом изучения данной курсовой работы является возможности влияния СМИ на общественное мнение.

Целью данной работы является изучить возможности влияния СМИ на общественное мнение.

· изучить основные понятия и сущность манипулирования СМИ;

· изучить роль СМИ в современном обществе;

· рассмотреть методы воздействия СМИ на общественное мнение;

· изучить вторичное исследование;

· провести собственное исследование;

· сделать выводы по проведенному исследованию.

Глава 1. Средства массовой информации. Понятие и сущность

Виды СМИ и их типология

На данный момент принято выделять четыре вида СМИ: Печатные издания. Информация в таких случаях предоставляется в виде текста, графических изображений, рисунков и т.д. и может восприниматься без специальных технических средств. Далее доступность и избирательность, т.е. человек, приобретает то печатное издание, которое ему необходимо в любое удобное для него время. К тому же читать газету или журнал можно в любом месте, не мешая при этом окружающим, можно возвращаться к одному и тому тексту, делать пометки, зачитывать интересные места, фиксировать необходимую информацию. Недостатки это низкая оперативность.

Радиовещание. В данном случае информация передаётся с помощью звука, поэтому оперативность достаточно высокая. Такой способ информации оптимален для людей, которые не могут отвлекаться на просмотр, например, для водителей. Минус в том, что отсутствует избирательность, т.е. вы не можете сами выбрать подходящее для вас время получения информации, не можете вернуться назад, чтобы прослушать ещё раз и т.д.

Телевидение. Здесь информация подаётся одновременно аудио и видео способом. Достоинством, несомненно, является очень высокая оперативность, возможность во время просмотра делать акцент либо на звук, либо на картинку, а так же доступность и избирательность.

Печатные средства массовой информации, которые производят при помощи печатного станка - газеты, журналы. У печатных СМИ свои преимущества - к газетной или журнальной статье можно вернуться спустя день или столетие. Кроме того, проигрывая в оперативности, газета может выигрывать за счет публицистичности, аналитичности, специфически-газетного репортажного своеобразия, литературных симуляций и т.п. Текст дает больший простор для воображения, нежели визуальный ряд или звук.

Типологические характеристики СМИ:

. Территория вещания, распространения (всероссийское радио, городская газета).

. Регулярность выхода или вещания (круглосуточное телевидение, ежедневная газета).

. Тираж (для печатных СМИ), объем аудитории (для электронных СМИ).

. Собственность на издание или телерадиокомпанию. СМИ может принадлежать государству, ведомству, корпорации, частному лицу.

. Тематическая направленность (деловая, развлекательная, политическая).

. Регион распространения: транснациональные, общенациональные, общероссийские, федеральные, региональные, местные и муниципальные.

. Собственность на издание или телерадиовещание.

. Легитимность: легитимные; квазилегитимные (не запрещенные и не разрешенные законом); нелегитимные (не имеющие права на существование).

. Качественная и массовая пресса: содержит развивающую информацию и развлекательные компоненты.

. Издательские характеристики: периодичность, формат, объемы, техника производства.

Из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что в быстро развивающемся мире средств массовой информации возникла необходимость типологизации СМИ.

Для того чтобы хоть как- то упорядочить этот большой мир. Типология помогает понять место изданий в системе средств массовой информации, способствует их взаимодействию, высвечивает место СМИ в рамках социального, географического, информационного и экономического пространства.

Типология определяет особенности деятельности и помогает выработать подходящие методы общения с аудиторией, для эффективного воздействия на нее.

Функции СМИ

Средства массовой информации являются одним из важных социальных институтов. СМИ выполняют огромное число функций: информируют, просвещают, развлекают и много других функций. Более того именно через СМИ мы воспринимаем те или иные события, которые происходят в мире. Рассмотрение и анализ функций любой системы социальной деятельности - это, несомненно, важнейший момент ее изучения. Это связано с тем, что процессы, происходящие в каждой системе социальной деятельности, в конечном счете, влияют на более крупные процессы, происходящие в мире.

У СМИ огромное количество функций в совершенно разных сферах. Е.П. Прохоров, считая журналистику полифункциональной системой, выделяет следующие шесть функций средств массовой информации:

.коммуникативную - функцию общения, налаживания контакта;

.идеологическую (социально-ориентирующую), связанную со стремлением оказать глубокое влияние на мировоззренческие основы и ценностные ориентации общества, на самосознание людей, их идеалы и стремления;

.культурно-образовательную, заключающуюся в том, чтобы, будучи одним из институтов культуры общества, участвовать в пропаганде и распространении в жизни общества высоких культурных ценностей, воспитывать людей на образцах общемировой культуры, тем самым способствуя всестороннему развитию человека;

.рекламно-справочную, связанную с удовлетворением утилитарных запросов в связи с видом увлечений разных слоев населения;

.рекреативную: развлечения, снятия напряжения, получение удовольствия. Однако в современных исследованиях можно встретить более простое разделение основных функций средств массовой информации:

• гуманитарные функции СМИ - информирование, образование, развлечение, и множество других;

• политические функции СМИ - формирование массового общественного сознания или направленное влияние на отдельные группы населения.

Видимо, эти функции названы политическими, поскольку политическая власть оказывает воздействие на общественное мнение и сознание, формирует определенную идеологию, привлекает внимание различные группы лиц к политическим идеям. Особенно сильное влияния на общество происходит в предвыборный период, когда происходит навязывание кандидатов с их идеями и установками. Происходит подталкивание к определенным действиям. Реклама воздействует с одной определенной целью, чтобы человек, увидевший ее, сделал выбор, который от него требуется. Однако стоит отметить, что это не единственное деление функции.

Так, автор С. Г. Корконосенко выделяет четыре функции СМИ: экономическую, политическую, духовно-идеологическую и социальную.

В каждой из этих сфер СМИ играют свои социальные роли:

Следовательно, можно сделать вывод о том, что в мире существует множество мнений на тему функций СМИ. У авторов различный взгляд на функции средств массовой информации, каждый выделяет в них что-то свое. Это может говорить о том, что этих функций гораздо больше, чем каждый автор может выделить в отдельности, но большинство из них сходятся во мнении, что основными функциями СМИ являются гуманитарная и политическая, а уже от них и идет дальнейшее разделение.

Заключение

Рассмотрев тему возможности манипулирования общественным мнением СМИ в современном обществе, теперь можно с уверенностью сказать, что воздействие средств массовой информации существует и оно достаточно существенное. Общество - это такая социальная группа, которая очень сильно поддается влиянию масс-медиа. Выяснилось, что люди различают как позитивное, так и негативное воздействие СМИ, однако всё чаще сейчас говорят о негативном воздействии средств массовой информации. Общество стало замечать манипулирование средств массовой коммуникации.

В ХХ веке появились новые источники массовой информации, которые заняли особую позицию среди давно устоявшихся масс-медиа. Эти источники - телевидение и интернет. Они активно влились в жизнь людей и стали ее неотъемлемой частью. Телевидение оказывает сильное влияние на сознание молодого человека. Телевидение оказывается стимулом для действий. Также по нему пропагандируются определенные ценности, которые способны формировать у людей соответствующие установки.

Обратившись к проблеме влияния СМИ на общество необходимо изучить способы уменьшения влияния негативного рода информации. Иначе у нового поколения сформируются неправильные ценностные установки и будет грустно смотреть на их образ жизни. Эту проблему нужно решать, как можно скорее. Здоровый образ жизни, высокий реализованный интеллектуальный потенциал, глубина доброй морали, вот что должно в первую очередь, характеризовать наше общество.

Цель: изучить возможности влияние средств массовой информации на формирование общественного мнения - достигнута.

Библиографический список

1. Доценко Е. Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита.- М.: ЧеРо, Издательство МГУ, 1997. - 344 с.

. Шиллер Г. Манипуляторы сознанием /Пер. с англ.; Науч. ред. Я. Н. Засурский. - М.: Мысль, 1980. - 306 с.

. Система средств массовой информации России / Я. Засурский, М. Алексеева, Л. Болотова. - М.: Аспект-пресс, 2003. - 259 с.

. Зелинский С.А. Манипуляции массами и психоанализ. СПб.: Скифия, 2008. -248 с.

5.Амелин В.Н. Социология политики / В.Н. Амелин. - М.: МГУ, 1992. - 183 с.

6. Влияние СМИ на формирование общественного мнения, [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: (дата обращения: 9.12.2013).

. Манипулирование общественным мнение через СМИ, [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL. (дата обращения: 9.12.2013).

. Роль СМИ в жизни современного общества, [Электронный ресурс]. - Режим доступа:URL. (дата обращения: 10.12.2013).

. Средства массовой информации, [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL. (дата обращения: 10.12.2013).

.СМИ - виды, типы и функции, [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL. (дата обращения: 11.12.2013).

.Типология СМИ, [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL. (дата обращения: 11.12.2013).

. Общество как социальная система, [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL. (дата обращения: 11.12.2013).

. Виды манипулирования, [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL.

(дата обращения: 11.12.2013).

. Манипулирование общественным мнением через средства массовой информации, [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL.

(дата обращения: 11.12.2013).

. Ноам Хомский: 10 способов манипуляции по средствам СМИ, [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: (дата обращения: 12.12.2013).

Приложения

Приложение А

Программа социологического исследования

Объектом изучения является общественное мнение студентов академии РАНХиГС.

Предмет изучения возможности манипулирования общественным мнением посредством СМИ в современном обществе.

Цель изучить степень воздействия СМИ на формирование общественного мнения молодежи.

. Дать понятие средствам массовой информации, определить их сущность, показать типологию.

. Определить роль СМИ в обществе.

. Обозначить методы влияния СМИ на общественное мнение.

. Определить состояние СМИ и общественного мнения в современном Российском обществе.

. По мере возрастания роли СМИ в мире, возрастает и степень доверия к ним.

.СМИ негативно воздействует на общество, изменяет их отношение к окружающему миру.

. Интернет является самым популярным источником информации.

Степень разработанности проблемы: Исследование проблемы актуализируется ее слабой разработанностью в социологической литературе. Во многом это объясняется новизной данных процессов для современного российского общества. Интерес к проблеме влияния СМИ на общественное мнение возник в 40-60-х гг. 20-го века. Непосредственный вклад в изучение проблемы взаимодействия СМИ и общественного мнения внесли многие ученые как дореволюционные, так и современные, отечественные и зарубежные. К числу наиболее известных западных специалистов по проблемам взаимодействия СМИ и общественного мнения следует отнести Б. Берельсона, Л. Богарта, Ж. Бодрийяра, Г. Лассуэлла, У. Липпмана, М. Маклюэна, Ю. Хабермаса, Ш. Гоуайзер, Э. Уитт и других.

Среди российских ученых, занимающихся вопросами изучения общественного мнения, можно выделить А.К. Уледова, Л.Г. Судас, B.C. Коробейникова, Г.Г. Почепцова, A.A. Ручку, A.A. Саар и Б.С. Савина и др.

Метод исследования - пилотажное исследование методом анкетирования.

Интерпретация основных понятий:

Средство массовой информации - периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроника, программа, иная форма периодического распространения массовой информации. Внушение - воздействие на личность, приводящее к появлению у человека помимо его воли и сознания определенных чувств и/или побуждающее человека к совершению определенных действий.

Описание генеральной и выборочной совокупности: Генеральная совокупность молодежь Орловской области в возрасте от 17 до 25 лет. Выборочная совокупность - 30 человек.

Логическая структура анкеты

Операциональное понятие Индикатор Тип шкалы измерения
знание термина знание термина порядковая
использование опред. источника информации источник информации порядковая
оценка доверия к получаемой информации уровень доверия порядковая
оценка качества получаемой информации оценка качества порядковая
оценка влияния СМИ на человека степень влияния порядковая
просмотр ТВ программ название номинальная
представление о времени потраченном на просмотр ТВ количество времени интервальная
представление о времени потраченном на нахождение в интернете количество времени интервальная
участие в социальных сетях участие в соц. сетях порядковая
членство в социальных сетях название номинальная
оценка полезности СМИ на развитие оценка полезности порядковая
самооценка уровня жизни потребительский статус порядковая
образование уровень образование порядковая
возраст количество лет интервальная
пол пол номинальная

Приложение Б. Анкета

Читайте также: