Генеральный штаб вооруженных сил российской федерации что осуществляет

Обновлено: 24.05.2024

Вооружённые Силы – государственная военная организация, составляющая основу обороны Российской Федерации. Они предназначены для отражения агрессии, направленной против Российской Федерации, вооруженной защиты целостности и неприкосновенности ее территории, а также для выполнения задач в соответствии с международными договорами Российской Федерации. В исключительных случаях Вооруженные Силы могут привлекаться для обеспечения режима чрезвычайного положения.

Вооружённые Силы РФ состоят из центральных органов военного управления, объединений, соединений, частей, подразделений и организаций, которые входят в виды и рода войск Вооружённых Сил, в тыл Вооружённых Сил и в войска, не входящие в виды и рода войск.

Для решения вопроса о возможности использования Вооружённых сил России за пределами территории России необходимо соответствующее постановление Совета Федерации. В мирное время глава государства осуществляет общее политическое руководство Вооружёнными силами, а в военное время руководит обороной государства и его Вооружёнными силами по отражению агрессии.

Президент России также формирует и возглавляет Совет безопасности Российской Федерации; назначает и освобождает от обязанностей высшее командование Вооружённых сил России. Президент в качестве Верховного главнокомандующего утверждает Военную доктрину России, концепцию и планы строительства Вооружённых сил, мобилизационный план Вооружённых сил, мобилизационные планы экономики, план гражданской обороны и другие акты в сфере военного строительства. Глава государства утверждает также общевойсковые уставы, положения о Министерстве обороны и Генеральном штабе. Президент ежегодно издает указы о призыве на военную службу, об увольнении в запас лиц определённых возрастов, отслуживших в ВС, подписывает международные договоры о совместной обороне и военном сотрудничестве.

Министерство обороны Российской Федерации (МО РФ) является органом управления Вооружёнными силами России. Руководство деятельностью МО РФ осуществляет Президент РФ. В структуру МО РФ входят службы МО РФ и им равные подразделения, центральные органы военного управления, не входящие в службы и им равные подразделения, и иные подразделения.

Министерство обороны возглавляет министр обороны Российской Федерации, назначаемый на должность и освобождаемый от должности президентом России по представлению председателя Правительства России. Министр подчиняется непосредственно президенту России, а по вопросам, отнесённым Конституцией России, федеральными конституционными законами, федеральными законами и указами президента к ведению правительства России, – председателю правительства России.

Генеральный штаб Вооружённых Сил Российской Федерации является органом военного управления МО РФ, осуществляющим планирование применения ВС РФ, организацию управления войсками (силами), мобилизационной подготовки и мобилизации ВС РФ, планирование строительства ВС РФ.

Основные задачи Вооружённых сил и других войск в мирное время:

а) защита суверенитета Российской Федерации, целостности и неприкосновенности её территории;

б) стратегическое сдерживание, в том числе предотвращение военных конфликтов;

в) поддержание состава, состояния боевой и мобилизационной готовности и подготовки стратегических ядерных сил, сил и средств, обеспечивающих их функционирование и применение, а также систем управления на уровне, гарантирующем нанесение заданного ущерба агрессору в любых условиях обстановки;

г) своевременное предупреждение Верховного Главнокомандующего Вооружёнными силами Российской Федерации о воздушно-космическом нападении, оповещение органов государственного и военного управления, войск (сил) о военных опасностях и военных угрозах;

д) поддержание способности Вооружённых Сил и других войск к заблаговременному развёртыванию группировок войск (сил) на потенциально опасных стратегических направлениях, а также их готовности к боевому применению;

е) обеспечение противовоздушной обороны важнейших объектов Российской Федерации и готовность к отражению ударов средств воздушно-космического нападения;

ж) развёртывание и поддержание в стратегической космической зоне орбитальных группировок космических аппаратов, обеспечивающих деятельность Вооружённых сил Российской Федерации;

з) охрана важных государственных и военных объектов, объектов на коммуникациях и специальных грузов;

и) оперативное оборудование территории Российской Федерации и подготовка коммуникаций в целях обороны, в том числе строительство и реконструкция объектов специального назначения, строительство и капитальный ремонт автомобильных дорог, имеющих оборонное значение;

к) защита граждан Российской Федерации за пределами Российской Федерации от вооружённого нападения на них;

л) участие в операциях по поддержанию (восстановлению) международного мира и безопасности, принятие мер для предотвращения (устранения) угрозы миру, подавление актов агрессии (нарушения мира) на основании решений Совета Безопасности ООН или иных органов, уполномоченных принимать такие решения в соответствии с международным правом;

м) борьба с пиратством, обеспечение безопасности судоходства;

н) обеспечение безопасности экономической деятельности Российской Федерации в Мировом океане;

о) борьба с терроризмом;

п) подготовка к проведению мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне;

р) участие в охране общественного порядка, обеспечении общественной безопасности;

с) участие в ликвидации чрезвычайных ситуаций и восстановление объектов специального назначения;

т) участие в обеспечении режима чрезвычайного положения.

Основные задачи Вооружённых Сил и других войск в период непосредственной угрозы агрессии:

а) осуществление комплекса дополнительных мероприятий, направленных на снижение уровня угрозы агрессии и повышение уровня боевой и мобилизационной готовности Вооружённых сил и других войск, в целях проведения мобилизационного и стратегического развёртывания;

б) поддержание потенциала ядерного сдерживания в установленной степени готовности;

в) участие в обеспечении режима военного положения;

г) осуществление мероприятий по территориальной обороне, а также выполнение в установленном порядке мероприятий гражданской обороны;

д) выполнение международных обязательств Российской Федерации по коллективной обороне, отражение или предотвращение в соответствии с нормами международного права вооружённого нападения на другое государство, обратившееся к Российской Федерации с соответствующей просьбой.

Основными задачами Вооружённых Сил и других войск в военное время являются отражение агрессии против Российской Федерации и её союзников, нанесение поражения войскам (силам) агрессора, принуждение его к прекращению военных действий на условиях, отвечающих интересам Российской Федерации и её союзников.

В целях оптимизации структуры управления Вооружёнными Силами Российской Федерации, а также совершенствования их взаимодействия с другими войсками, воинскими формированиями и органами при решении в регионах Российской Федерации задач в области обороны установлено военно-административное деление территории России на военные округа.

Военный округ Вооружённых Сил Российской Федерации является основной военно-административной единицей Российской Федерации, общевойсковым оперативно-стратегическим территориальным объединением Вооружённых Сил Российской Федерации и предназначен для осуществления мер по подготовке к вооружённой защите и для вооружённой защиты Российской Федерации, целостности и неприкосновенности её территории в установленных границах ответственности.

Указом Президента Российской Федерации № 1144 от 20 сентября 2010 года установлено нынешнее военно-административное деление Российской Федерации. В России создано четыре военных округа (вместо шести) и четыре объединённых стратегических командований (ОСК) для управления применением войск (сил) округа.

Структура территориальной организации Вооружённых Сил России включает:

В состав Вооружённых Сил входят: Сухопутные войска, Воздушно-космические силы и Военно-Морской Флот, являющиеся видами Вооруженных Сил; Ракетные войска стратегического назначения и Воздушно-десантные войска, являющиеся родами войск Вооруженных Сил; войска, не входящие в виды и рода войск Вооруженных Сил; части, учреждения, предприятия материально-технического обеспечения Вооруженных Сил; организации и воинские части строительства и расквартирования войск.

Виды Вооружённых Сил выполняют стратегические задачи в войне в тесном взаимодействии между собой и родами войск Вооружённых Сил, применяя присущие им средства вооруженной борьбы, формы и способы ведения военных действий. Каждый вид Вооружённых Сил состоит из родов, предназначенных для решения определенных оперативных и боевых задач. Для всестороннего обеспечения боевой деятельности видов Вооружённых Сил в их состав входят специальные войска, тыл, другие части и организации.

Рода войск Вооружённых Сил выполняют задачи в войне в тесном взаимодействии между собой и видами Вооруженных Сил, применяя присущие им средства вооруженной борьбы, формы и способы ведения военных действий. Родам войск Вооруженных Сил состоят из объединений (кроме ВДВ), соединений и частей, предназначенных для решения определенных оперативных и боевых задач. Для всестороннего обеспечения боевой деятельности родов войск Вооруженных Сил в их состав входят специальные войска, тыл, другие части и организации.

Войска, не входящие в виды и рода войск Вооружённых Сил, предназначены для обеспечения боевой деятельности Вооружённых Сил и решения присущих им задач. К ним относятся соединения и части центрального подчинения: разведывательные, связи, РЭБ, инженерные, РХБ защиты, ядерного, технического, топогеодезического обеспечения.

Сухопутные войска – это вид Вооружённых Сил Российской Федерации. Они предназначены для прикрытия сухопутной части государственной границы, отражения агрессии на стратегических направлениях, удержания занимаемых районов, рубежей, позиций и объектов, разгрома вторгшихся группировок войск во взаимодействии с видами, родами войск Вооружённых Сил и другими войсками, воинскими формированиями и органами.

Сухопутные войска включают: мотострелковые, танковые войска, ракетные войска и артиллерию, войска противовоздушной обороны, являющиеся родами войск Сухопутных войск, десантно-штурмовые соединения и воинские части; специальные войска (разведывательные, связи, радиоэлектронной борьбы, инженерные, радиационной, химической и биологической защиты; воинские части обеспечения и охраны органов военного управления.

Организационно Сухопутные войска состоят из органов военного управления, общевойсковых объединений, соединений и воинских частей.

К соединениям относятся дивизии, бригады, военные базы. Бригады являются основными соединениями Сухопутных войск.

К воинским частям относятся полки, отдельные батальоны (дивизионы), базы хранения и ремонта военной техники и другие организационно-самостоятельные административно-хозяйственные структуры Сухопутных войск.

Воздушно-космические силы (ВКС) предназначены для вскрытия начала нападения противника с воздуха и космоса, отражения агрессии в воздушно-космической сфере, ведения разведки воздушно-космической обстановки, запуска космических аппаратов и управления ими в орбитальном полёте, поражения наземных, морских и воздушных целей с применением обычных и ядерных средств поражения.

ВКС включают:

  • Военно-воздушные силы;
  • Космические войска;
  • Войска противовоздушной и противоракетной обороны.

В состав созданных Воздушно-космических сил, помимо названных родов войск (сил), входят специальные войска (разведки; связи, радиотехнического обеспечения и АСУ; РЭБ; инженерные; РХБ защиты; топогеодезические; поиска и спасения; метеорологические; воздухоплавательные), части, учреждения и организации материально-технического и медицинского обеспечения; части обеспечения и охраны органов военного управления.

Основу Военно-воздушных сил как рода сил ВКС составляют авиационные соединения, части и подразделения различных составных частей и родов авиации.

Авиация ВКС по своему предназначению подразделяется на дальнюю, военно-транспортную, оперативно-тактическую и армейскую авиацию, а по решаемым задачам на бомбардировочную, штурмовую, истребительную, разведывательную, транспортную и специальную авиацию, которые являются родами авиации ВКС.

Войска ПВО-ПРО включают зенитные ракетные, радиотехнические войска и войска ракетно-космической обороны.

Космические войска – род войск ВКС, предназначенный для обеспечения органов государства и военного управления достоверной информацией предупреждения о ракетно-ядерном нападении на Российскую Федерацию, контроля космического пространства, поддержания в установленном составе наземных средств запуска и управления космических аппаратов (КА), осуществления запусков КА и управления ими в орбитальном полёте.

Военно-Морской Флот – вид Вооружённых Сил Российской Федерации, предназначенный для обеспечения защиты интересов Российской Федерации и её союзников в Мировом океане военными методами, поддержания военно-политической стабильности в прилегающих к ней морях, военной безопасности с морских и океанских направлений.

Военно-Морской Флот состоит из морских стратегических ядерных сил и морских сил общего назначения.

Военно-Морской Флот включает в себя три рода сил: подводные силы, надводные силы, морскую авиацию и два рода войск: войска ПВО, береговые войска (морскую пехоту, береговые ракетно-артиллерийские войска).

Ракетные войска стратегического назначения – род войск Вооруженных Сил Российской Федерации, главный компонент её стратегических ядерных сил, предназначенный для сдерживания агрессии против Российской Федерации и её союзников, а в ходе войны – для поражения объектов военного и экономического потенциала противника нанесением ракетно-ядерных ударов.

В РВСН функционально выделяют: органы военного управления; боевые войска (войска стационарного базирования и мобильного базирования); специальные войска; воинские части и организации обеспечения и охраны; другие формирования и организации.

Органы военного управления РВСН включают командование РВСН, управления ракетных армий, управления ракетных дивизий и предназначены для руководства войсками.

Боевые войска РВСН представлены войсками стационарного и мобильного базирования.

Воздушно-десантные войска - род войск Вооружённых Сил, предназначенный для охвата противника по воздуху и выполнения задач в его тылу, а также по обороне отдельных направлений, районов, блокированию и уничтожению высаженных воздушных десантов, противника и выполнения других задач.

В составе Воздушно-десантных войск:

Воздушно-десантные и десантно-штурмовые соединения:

106-я гвардейская Краснознамённая ордена Кутузова 2-й степени воздушно-десантная дивизия;

7-я гвардейская десантно-штурмовая (горная) Краснознаменная ордена Кутузова 2-й степени дивизия;

76-я гвардейская десантно-штурмовая Черниговская Краснознамённая дивизия;

31-я отдельная гвардейская десантно-штурмовая Ордена Кутузова 2-й степени бригада

Воинская часть специального назначения:

45-й отдельный гвардейский ордена Кутузова ордена Александра Невского полк специального назначения

Воинские части обеспечения:

Заключение

В целях обеспечения надёжной обороны страны и защиты её жизненно важных интересов Военной доктриной РФ определён комплекс задач, которые государство должно решать в мирное и военное время. Для решения этих задач с учётом внутренних и внешних военных угроз, характера и масштаба войн и вооружённых конфликтов, в которые может быть вовлечена РФ, в стране осуществляется военное строительство, создаётся и совершенствуется военная организация, основой и ядром которой являются Вооружённые силы Российской Федерации.

Вооружённые Силы – государственная военная организация, составляющая основу обороны Российской Федерации. Они предназначены для отражения агрессии, направленной против Российской Федерации, вооруженной защиты целостности и неприкосновенности ее территории, а также для выполнения задач в соответствии с международными договорами Российской Федерации. В исключительных случаях Вооруженные Силы могут привлекаться для обеспечения режима чрезвычайного положения.

Вооружённые Силы РФ состоят из центральных органов военного управления, объединений, соединений, частей, подразделений и организаций, которые входят в виды и рода войск Вооружённых Сил, в тыл Вооружённых Сил и в войска, не входящие в виды и рода войск.

Для решения вопроса о возможности использования Вооружённых сил России за пределами территории России необходимо соответствующее постановление Совета Федерации. В мирное время глава государства осуществляет общее политическое руководство Вооружёнными силами, а в военное время руководит обороной государства и его Вооружёнными силами по отражению агрессии.

Президент России также формирует и возглавляет Совет безопасности Российской Федерации; назначает и освобождает от обязанностей высшее командование Вооружённых сил России. Президент в качестве Верховного главнокомандующего утверждает Военную доктрину России, концепцию и планы строительства Вооружённых сил, мобилизационный план Вооружённых сил, мобилизационные планы экономики, план гражданской обороны и другие акты в сфере военного строительства. Глава государства утверждает также общевойсковые уставы, положения о Министерстве обороны и Генеральном штабе. Президент ежегодно издает указы о призыве на военную службу, об увольнении в запас лиц определённых возрастов, отслуживших в ВС, подписывает международные договоры о совместной обороне и военном сотрудничестве.

Министерство обороны Российской Федерации (МО РФ) является органом управления Вооружёнными силами России. Руководство деятельностью МО РФ осуществляет Президент РФ. В структуру МО РФ входят службы МО РФ и им равные подразделения, центральные органы военного управления, не входящие в службы и им равные подразделения, и иные подразделения.

Министерство обороны возглавляет министр обороны Российской Федерации, назначаемый на должность и освобождаемый от должности президентом России по представлению председателя Правительства России. Министр подчиняется непосредственно президенту России, а по вопросам, отнесённым Конституцией России, федеральными конституционными законами, федеральными законами и указами президента к ведению правительства России, – председателю правительства России.

Генеральный штаб Вооружённых Сил Российской Федерации является органом военного управления МО РФ, осуществляющим планирование применения ВС РФ, организацию управления войсками (силами), мобилизационной подготовки и мобилизации ВС РФ, планирование строительства ВС РФ.

Основные задачи Вооружённых сил и других войск в мирное время:

а) защита суверенитета Российской Федерации, целостности и неприкосновенности её территории;

б) стратегическое сдерживание, в том числе предотвращение военных конфликтов;

в) поддержание состава, состояния боевой и мобилизационной готовности и подготовки стратегических ядерных сил, сил и средств, обеспечивающих их функционирование и применение, а также систем управления на уровне, гарантирующем нанесение заданного ущерба агрессору в любых условиях обстановки;

г) своевременное предупреждение Верховного Главнокомандующего Вооружёнными силами Российской Федерации о воздушно-космическом нападении, оповещение органов государственного и военного управления, войск (сил) о военных опасностях и военных угрозах;

д) поддержание способности Вооружённых Сил и других войск к заблаговременному развёртыванию группировок войск (сил) на потенциально опасных стратегических направлениях, а также их готовности к боевому применению;

е) обеспечение противовоздушной обороны важнейших объектов Российской Федерации и готовность к отражению ударов средств воздушно-космического нападения;

ж) развёртывание и поддержание в стратегической космической зоне орбитальных группировок космических аппаратов, обеспечивающих деятельность Вооружённых сил Российской Федерации;

з) охрана важных государственных и военных объектов, объектов на коммуникациях и специальных грузов;

и) оперативное оборудование территории Российской Федерации и подготовка коммуникаций в целях обороны, в том числе строительство и реконструкция объектов специального назначения, строительство и капитальный ремонт автомобильных дорог, имеющих оборонное значение;

к) защита граждан Российской Федерации за пределами Российской Федерации от вооружённого нападения на них;

л) участие в операциях по поддержанию (восстановлению) международного мира и безопасности, принятие мер для предотвращения (устранения) угрозы миру, подавление актов агрессии (нарушения мира) на основании решений Совета Безопасности ООН или иных органов, уполномоченных принимать такие решения в соответствии с международным правом;

м) борьба с пиратством, обеспечение безопасности судоходства;

н) обеспечение безопасности экономической деятельности Российской Федерации в Мировом океане;

о) борьба с терроризмом;

п) подготовка к проведению мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне;

р) участие в охране общественного порядка, обеспечении общественной безопасности;

с) участие в ликвидации чрезвычайных ситуаций и восстановление объектов специального назначения;

т) участие в обеспечении режима чрезвычайного положения.

Основные задачи Вооружённых Сил и других войск в период непосредственной угрозы агрессии:

а) осуществление комплекса дополнительных мероприятий, направленных на снижение уровня угрозы агрессии и повышение уровня боевой и мобилизационной готовности Вооружённых сил и других войск, в целях проведения мобилизационного и стратегического развёртывания;

б) поддержание потенциала ядерного сдерживания в установленной степени готовности;

в) участие в обеспечении режима военного положения;

г) осуществление мероприятий по территориальной обороне, а также выполнение в установленном порядке мероприятий гражданской обороны;

д) выполнение международных обязательств Российской Федерации по коллективной обороне, отражение или предотвращение в соответствии с нормами международного права вооружённого нападения на другое государство, обратившееся к Российской Федерации с соответствующей просьбой.

Основными задачами Вооружённых Сил и других войск в военное время являются отражение агрессии против Российской Федерации и её союзников, нанесение поражения войскам (силам) агрессора, принуждение его к прекращению военных действий на условиях, отвечающих интересам Российской Федерации и её союзников.

В целях оптимизации структуры управления Вооружёнными Силами Российской Федерации, а также совершенствования их взаимодействия с другими войсками, воинскими формированиями и органами при решении в регионах Российской Федерации задач в области обороны установлено военно-административное деление территории России на военные округа.

Военный округ Вооружённых Сил Российской Федерации является основной военно-административной единицей Российской Федерации, общевойсковым оперативно-стратегическим территориальным объединением Вооружённых Сил Российской Федерации и предназначен для осуществления мер по подготовке к вооружённой защите и для вооружённой защиты Российской Федерации, целостности и неприкосновенности её территории в установленных границах ответственности.

Указом Президента Российской Федерации № 1144 от 20 сентября 2010 года установлено нынешнее военно-административное деление Российской Федерации. В России создано четыре военных округа (вместо шести) и четыре объединённых стратегических командований (ОСК) для управления применением войск (сил) округа.

Структура территориальной организации Вооружённых Сил России включает:

В состав Вооружённых Сил входят: Сухопутные войска, Воздушно-космические силы и Военно-Морской Флот, являющиеся видами Вооруженных Сил; Ракетные войска стратегического назначения и Воздушно-десантные войска, являющиеся родами войск Вооруженных Сил; войска, не входящие в виды и рода войск Вооруженных Сил; части, учреждения, предприятия материально-технического обеспечения Вооруженных Сил; организации и воинские части строительства и расквартирования войск.

Виды Вооружённых Сил выполняют стратегические задачи в войне в тесном взаимодействии между собой и родами войск Вооружённых Сил, применяя присущие им средства вооруженной борьбы, формы и способы ведения военных действий. Каждый вид Вооружённых Сил состоит из родов, предназначенных для решения определенных оперативных и боевых задач. Для всестороннего обеспечения боевой деятельности видов Вооружённых Сил в их состав входят специальные войска, тыл, другие части и организации.

Рода войск Вооружённых Сил выполняют задачи в войне в тесном взаимодействии между собой и видами Вооруженных Сил, применяя присущие им средства вооруженной борьбы, формы и способы ведения военных действий. Родам войск Вооруженных Сил состоят из объединений (кроме ВДВ), соединений и частей, предназначенных для решения определенных оперативных и боевых задач. Для всестороннего обеспечения боевой деятельности родов войск Вооруженных Сил в их состав входят специальные войска, тыл, другие части и организации.

Войска, не входящие в виды и рода войск Вооружённых Сил, предназначены для обеспечения боевой деятельности Вооружённых Сил и решения присущих им задач. К ним относятся соединения и части центрального подчинения: разведывательные, связи, РЭБ, инженерные, РХБ защиты, ядерного, технического, топогеодезического обеспечения.

Сухопутные войска – это вид Вооружённых Сил Российской Федерации. Они предназначены для прикрытия сухопутной части государственной границы, отражения агрессии на стратегических направлениях, удержания занимаемых районов, рубежей, позиций и объектов, разгрома вторгшихся группировок войск во взаимодействии с видами, родами войск Вооружённых Сил и другими войсками, воинскими формированиями и органами.

Сухопутные войска включают: мотострелковые, танковые войска, ракетные войска и артиллерию, войска противовоздушной обороны, являющиеся родами войск Сухопутных войск, десантно-штурмовые соединения и воинские части; специальные войска (разведывательные, связи, радиоэлектронной борьбы, инженерные, радиационной, химической и биологической защиты; воинские части обеспечения и охраны органов военного управления.

Организационно Сухопутные войска состоят из органов военного управления, общевойсковых объединений, соединений и воинских частей.

К соединениям относятся дивизии, бригады, военные базы. Бригады являются основными соединениями Сухопутных войск.

К воинским частям относятся полки, отдельные батальоны (дивизионы), базы хранения и ремонта военной техники и другие организационно-самостоятельные административно-хозяйственные структуры Сухопутных войск.

Воздушно-космические силы (ВКС) предназначены для вскрытия начала нападения противника с воздуха и космоса, отражения агрессии в воздушно-космической сфере, ведения разведки воздушно-космической обстановки, запуска космических аппаратов и управления ими в орбитальном полёте, поражения наземных, морских и воздушных целей с применением обычных и ядерных средств поражения.

ВКС включают:

  • Военно-воздушные силы;
  • Космические войска;
  • Войска противовоздушной и противоракетной обороны.

В состав созданных Воздушно-космических сил, помимо названных родов войск (сил), входят специальные войска (разведки; связи, радиотехнического обеспечения и АСУ; РЭБ; инженерные; РХБ защиты; топогеодезические; поиска и спасения; метеорологические; воздухоплавательные), части, учреждения и организации материально-технического и медицинского обеспечения; части обеспечения и охраны органов военного управления.

Основу Военно-воздушных сил как рода сил ВКС составляют авиационные соединения, части и подразделения различных составных частей и родов авиации.

Авиация ВКС по своему предназначению подразделяется на дальнюю, военно-транспортную, оперативно-тактическую и армейскую авиацию, а по решаемым задачам на бомбардировочную, штурмовую, истребительную, разведывательную, транспортную и специальную авиацию, которые являются родами авиации ВКС.

Войска ПВО-ПРО включают зенитные ракетные, радиотехнические войска и войска ракетно-космической обороны.

Космические войска – род войск ВКС, предназначенный для обеспечения органов государства и военного управления достоверной информацией предупреждения о ракетно-ядерном нападении на Российскую Федерацию, контроля космического пространства, поддержания в установленном составе наземных средств запуска и управления космических аппаратов (КА), осуществления запусков КА и управления ими в орбитальном полёте.

Военно-Морской Флот – вид Вооружённых Сил Российской Федерации, предназначенный для обеспечения защиты интересов Российской Федерации и её союзников в Мировом океане военными методами, поддержания военно-политической стабильности в прилегающих к ней морях, военной безопасности с морских и океанских направлений.

Военно-Морской Флот состоит из морских стратегических ядерных сил и морских сил общего назначения.

Военно-Морской Флот включает в себя три рода сил: подводные силы, надводные силы, морскую авиацию и два рода войск: войска ПВО, береговые войска (морскую пехоту, береговые ракетно-артиллерийские войска).

Ракетные войска стратегического назначения – род войск Вооруженных Сил Российской Федерации, главный компонент её стратегических ядерных сил, предназначенный для сдерживания агрессии против Российской Федерации и её союзников, а в ходе войны – для поражения объектов военного и экономического потенциала противника нанесением ракетно-ядерных ударов.

В РВСН функционально выделяют: органы военного управления; боевые войска (войска стационарного базирования и мобильного базирования); специальные войска; воинские части и организации обеспечения и охраны; другие формирования и организации.

Органы военного управления РВСН включают командование РВСН, управления ракетных армий, управления ракетных дивизий и предназначены для руководства войсками.

Боевые войска РВСН представлены войсками стационарного и мобильного базирования.

Воздушно-десантные войска - род войск Вооружённых Сил, предназначенный для охвата противника по воздуху и выполнения задач в его тылу, а также по обороне отдельных направлений, районов, блокированию и уничтожению высаженных воздушных десантов, противника и выполнения других задач.

В составе Воздушно-десантных войск:

Воздушно-десантные и десантно-штурмовые соединения:

106-я гвардейская Краснознамённая ордена Кутузова 2-й степени воздушно-десантная дивизия;

7-я гвардейская десантно-штурмовая (горная) Краснознаменная ордена Кутузова 2-й степени дивизия;

76-я гвардейская десантно-штурмовая Черниговская Краснознамённая дивизия;

31-я отдельная гвардейская десантно-штурмовая Ордена Кутузова 2-й степени бригада

Воинская часть специального назначения:

45-й отдельный гвардейский ордена Кутузова ордена Александра Невского полк специального назначения

Воинские части обеспечения:

Заключение

В целях обеспечения надёжной обороны страны и защиты её жизненно важных интересов Военной доктриной РФ определён комплекс задач, которые государство должно решать в мирное и военное время. Для решения этих задач с учётом внутренних и внешних военных угроз, характера и масштаба войн и вооружённых конфликтов, в которые может быть вовлечена РФ, в стране осуществляется военное строительство, создаётся и совершенствуется военная организация, основой и ядром которой являются Вооружённые силы Российской Федерации.

В январе 1763 года российской императрицей был выдан высочайший Указ о создании института Генерального штаба армии. Согласно царскому повелению, в его подчинении отныне должны были находиться все роды войск. Становление и развитие российского Генерального штаба осуществлялось в течение 250 лет. В это время создавалась и совершенствовалась армия и флот, развивались отечественная военная наука и военное искусство. В данной статье изложена информация о том, что сегодня представляет собой Генеральный штаб Вооруженных Сил Российской Федерации, каковы его структура и задачи.

российский генеральный штаб

Определение

Как показала многолетняя практика, эффективное использование армии и флота возможно лишь при наличии действенной системы военного управления. Чтобы осуществлять оперативный контроль над этой системой, был утвержден специальный центральный орган. Он должен отвечать за все аспекты в армии как в военное, так и мирное время.

Генеральный штаб Вооруженных Сил РФ стал центральным оперативным органом, управляющим армией государства.

академия генерального штаба

Коренные преобразования

Распад Советского Союза привел к кардинальным изменениям в армии. Начали создаваться государственные институты Российской Федерации. Социально-политические и экономические изменения в государстве не обошли стороной и высшее военное руководство, от которого требовалось быстро и кардинально решить вопрос, касающийся строительства Вооруженных Сил.

Этапы истории: 1992-1997 годы

История Генерального штаба состоит из нескольких этапов. В период с 1992-го по 1997-й высшее военное руководство России занималось инвентаризацией наследия от ВС Советского Союза, выводом своей армии из Европы и бывших советских республик. Кроме того, в эти годы Генеральный штаб был занят размещением и обустройством военных групп, восстанавливал нарушенную систему управления армией. В это время также была создана политико-правовая база и законодательные акты военной доктрины России. На данном этапе Генеральным штабом было начато планомерное создание ВС РФ. Однако осуществить это в полном объеме не удалось по объективным причинам: в силовых структурах имели место значительная ведомственная разобщенность и дефицит финансово-экономического обеспечения.

1997-2000 годы

Начальником Генерального штаба генералом армии А. В. Квашиным было продолжено формирование нормативно-правовой базы. В 1997 году президент РФ издал указ, поставивший перед высшим военным руководством задачу до 2005 года реформировать вооруженные силы России. В конечном итоге они должны были представлять собой трехвидовую структуру. Параллельно проводились военные мероприятия, повышающие боеспособность ВС РФ. Была планово сокращена штатная численность управленческих военных органов.

2001-2008 гг.

В январе 2001-го президент РФ утвердил новый план строительства и развития армии вплоть до 2005 года. Перед высшим офицерским составом Главного штаба была поставлена задача: кардинально обновить Вооруженные Силы путем их радикального реформирования.

Шесть военных округов заменили четырьмя укрупненными: Западным, Южным, Центральным и Восточным. Кроме того, была окончательно сформирована трехзвеньевая система управления, которая состояла из стратегического и оперативного командований, а также бригад. От прежней шестиступенчатой системы, включающей армейские штабы, корпуса и дивизии, военное руководство отказалось. В результате проведенной в 2004 году административной реформы с Генерального штаба были сняты административные и хозяйственные функции.

генеральный штаб вооруженных сил рф

Задачи

Кроме того, были уточнены задачи, стоящие перед Генеральным штабом России, который отныне должен был:

  • учитывая военно-административное деление государства, осуществлять стратегическое планирование использования ВС;
  • проводить и координировать оперативную и мобилизационную подготовку ВС, а также осуществлять контроль их состояния;
  • координировать создание и развитие воинских формирований;
  • проводить мероприятия, поддерживающие боевую и мобилизационную готовность армии;
  • в военное время осуществлять стратегическое и мобилизационное развертывание ВС и войсковых формирований.
  • координировать и анализировать деятельность управленческих военных органов во время призыва граждан к службе и их подготовки;
  • в оборонных целях организовывать разведывательную деятельность;
  • налаживать связь родов войск и планировать порядок эксплуатации радиочастотного спектра;
  • в военное время организовывать радиоэлектронную борьбу, разрабатывая для этой цели соответствующие мероприятия;
  • организовывать учения для защиты государственной тайны в ВС;
  • проводить военно-научные исследования в Вооруженных Силах;
  • обеспечивать безопасную службу в родах войск ВС и контролировать их состояние.

Управления ГШ

Генштаб Вооруженных Сил состоит из следующих управлений:

  • Главного оперативного.
  • Второго Главного (бывшее Главное разведуправление).
  • Главного организационно-мобилизационного.

генеральный штаб

  • Главного управления связи.
  • Управления радиоэлектронной борьбы.
  • Военно-топографического.
  • Восьмого управления.
  • Оперативной подготовки.
  • Управления, занимающегося строительством и развитием беспилотных летательных аппаратов.
  • Архивной службы ВС РФ.

А также: Национального центра управления обороной (ранее он был Центральным командным пунктом ГШ ВС) и Центра военно-стратегических исследований.

Обучение

Подготовка и повышение квалификации высшего офицерского состава осуществляются в следующих учреждениях:

начальник генерального штаба

  • В Высшем военном училище им. генерала армии С. М. Штемненко (г. Краснодар).
  • В Военной академии имени Маршала СССР С. М. Буденного.
  • В Высшем военно-инженерном командном училище (г. Тюмень).
  • В Военной академии радиационной, химической и биологической защиты им. Маршала Советского Союза С. К. Тимошенко.
  • В Московском военно-музыкальном училище им. генерал-лейтенанта В. М. Халилова.

Академия ГШ

Военная академия Генштаба РФ является высшим военно-учебным учреждением, в котором осуществляется подготовка и повышение квалификации высшего офицерского состава.

генеральный штаб вооруженных сил

Кроме того, данная академия – это ведущее военно-образовательное учреждение, в котором исследуются: военная безопасность страны, военное строительство, использование ВС, военное и государственное управление в РФ. В учреждении исследуются вопросы, связанные с обороной и госбезопасностью.

В академии получают высшую военную квалификацию офицерские кадры ВС. Выпускники академии – это специалисты госбезопасности и обороны, а также гражданские лица, подготовленные для службы на руководящих должностях в органах госуправления. Данная академия стала местом для подготовки офицеров РФ, а также иностранных военных.

В Генеральный штаб Вооруженных Сил Российской Федерации (русский: Генеральный штаб Вооруженных сил Российской Федерации , романизированный: Генеральный штаб Вооруженных сил Российской Федерации) это военный штаб из Вооруженные Силы России. Это центральный орган военного командования Администрации вооруженных сил и контролирует оперативное командование вооруженными силами под Минобороны России.

По состоянию на 2012 г. Начальник Генштаба является Генерал армии Валерий Герасимов а с 2014 года первым заместителем начальника Генштаба является Генерал-полковник Николай Богдановский.

Содержание

История




22 сентября 1935 года власти переименовали Штаб РККА в Генеральный штаб, что по сути реинкарнировало Генеральный штаб Российская империя. [2] Многие из бывших офицеров штаба РККА служили офицерами Генерального штаба в Российской Империи и стали офицерами Генерального штаба в СССР. Офицеры Генерального штаба обычно имели большой боевой опыт и солидную академическую подготовку.

Во время Второй мировой войны [Генеральный штаб] стал главным органом Сталина по оперативному руководству всеми вооруженными силами. После войны он стал мощнейшим центром практически всех аспектов военного планирования, операций и определения потребностей в ресурсах. У министра обороны был лишь ограниченный штат для собственной поддержки, что делало его в значительной степени зависимым от Генерального штаба. … В Министерстве обороны все вопросы распределения ресурсов обычно решались начальником Генштаба до обращения к министру и, наконец, после консультации с ГОСПЛАН, в Политбюро.' [3]

Вовремя Холодная войнаСоветский Генеральный штаб поддерживал советские планы вторжения в Западную Европу, о масштабах которых было тайно известно Западу такими шпионами, как Рышард Куклински а затем опубликованы немецкими исследователями, работающими с Национальная народная армия файлы, [4] и Проект параллельной истории [5] и соответствующие документы об учениях в Польше, Семь дней до реки Рейн (1979).

Поскольку распад Советского Союза и особенно с 2004 г. Генштаб и Минобороны России пытались разделить руководство вооруженными силами между собой, часто в период интенсивных бюрократических разногласий. Сообщалось, что сейчас основная роль Генштаба - это управление стратегического планирования Минобороны России, а сам министр обороны теперь получает исполнительную власть над войсками. Однако этому противоречат некоторые российские комментаторы и аналитики в области обороны. [6]

Министр обороны Анатолий Сердюков кто инициировал Военная реформа 2008 г.В целях разделения оперативных и административных функций в Министерстве обороны сформированы две функциональные линии ответственности: первая - планирование использования и строительства Вооруженных сил, вторая - планирование всестороннего обеспечения войск (сил). Осуществлен переход к трехуровневому принципу ответственности: основные командования родов и соединений отвечали за боевую подготовку, а Генеральный штаб, объединенные стратегические командования и соединения - за оперативную подготовку. В результате проведенных преобразований Генеральный штаб был освобожден от дублирующих функций и стал полноценным органом стратегического планирования, который организует и контролирует Вооруженные Силы в выполнении поставленных задач.

История Генерального штаба восходит к его созданию 25 января 1763 г. Российская империя. День Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации ежегодно отмечается 25 января, хотя нынешний Генеральный штаб России был создан в другой день. Генеральный штаб Императорской России затем стал Генеральный штаб Вооруженных Сил СССР [RU] в 1918 году, прежде чем его сменил нынешний штаб.


Генеральный штаб (ГШ ВС РФ) – подразделение, командующее войсками Российской Федерации. Он также планирует действия по защите страны от внешнего вторжения, устанавливает иерархию воинских частей и исполняет другие обязанности, которые предусмотрены для данного органа советом Минобороны.

Генштаб ВС РФ является федеральным органом и подчиняется напрямую Министерству Обороны. Главной задаче подразделения считается защита границ государства и разведывательная деятельность.

История создания и реформ штаба

Министерство обороны возникло через год после распада СССР. Оно использовало стандарты и часть ресурсов Минобороны СССР. Указом Министерства сформировали Генштаб. Однако день образования современного Генерального штаба не отмечен, как праздничный.

Официальный праздник сотрудников Генштаба связан с событием из давней истории, когда Екатериной 2 14 января (по старому стилю) 1763 года был основан первый Генштаб в России. По приказу министра обороны от 30.01.2002 этот день празднуется 25 января ежегодно.

В 2004 году проведено реформирование внутри министерства, в результате которого с Генштаба были сняты функции (административная, хозяйственная), которые не соответствуют его задачам.

Военный конфликт с Грузией 2008 года ускорил проведение реформы ВС России, ее целью была оптимизация управления. В рамках реформы были определены два базовых комплекса задач внутри министерства:

  1. Планирование использования и строительства ВС.
  2. Экономические и стратегические расчеты по обеспечению воинских частей.

Было проведено чёткое разграничение административной ответственности частей Генштаба:

  1. Тренировочная деятельность, подготовка бойцов — удел главного командования войск.
  2. Оперативнаяработа — прерогатива Генштаба, объединённых командований стратегического назначения.

Реформа позволила избавить Генштаб от побочных функций, которые исполнялись другими органами. ГШ стал исключительно стратегическим органом, направленным на решение военных задач. Ярким примером такой задачи является операция в Сирии.


Начальник генерального штаба ВС РФ исполняет обязанности заместителя начальника Минобороны. С 2012 года должность НГШ ВС РФ занимает Герасимов В.В. Это восьмой по счёту начальник с момента образования современного Генштаба. У НГШ есть заместитель, назначенный в 2014 г. – Богдановский Н.В.

Структура и задачи

После реформы у штаба осталось 12 задач. Уточненный в результате реформ круг функций можно кратко сформулировать так:

  • планировка использования ВС;
  • организация подготовки военных сил;
  • управление созданием подразделений;
  • обеспечение регулярных смотровых и тренировочных кампаний;
  • мобилизация войск;
  • аналитика ситуации в срочных отделениях армии, обеспечение безопасности в данных частях;
  • разведывательная деятельность;
  • обеспечение коммуникаций между разными родами войск;
  • координация использования радиосвязи;
  • создание радио- и электронных препятствий в ситуации активных военных действий;
  • подготовка кадров с функцией защиты гостайны;
  • проведение научных исследований с военной направленностью (создание НИИ и финансирование военно-научных проектов).

Все функции лежат на 14 отделениях, в которые входят центры, управления и службы. Главными считаются четыре управления:

  • Главное оперативное;
  • 2 Главное;
  • Главное по мобилизации;
  • Главное по связи.

Существуют и нижестоящие отделения с практическими задачами:

  • отделение противостояния радиоэлектронным коммуникациям;
  • военная топография;
  • восьмое подразделение;
  • оперативно-подготовительные;
  • строительства и разработки БЛА.

Восьмое управление ГШ ВС РФ – это подразделение по сбору информации для Минобороны, необходимой для решения текущих задач управления ВС страны.

Система штаба включает и центр исследований, Наццентр обороны, операционное (специальное) подразделение, личный архив, автомобильную и мотоциклетную базу.

ГОУ, задачи и командование

Главное оперативное управление Генерального штаба ВС РФ планирует операции разного уровня. В 2013 В.В. Путиным была утверждена система защиты нашего государства, включающая полный комплект бумаг по обороне РФ. Перед ГОУ поставили задачу – разработать документационное сопровождение оборонительной программы, обеспечить организацию частей и мобилизацию войск при военной угрозе.


Другие задачи ГОУ:

  • поиск факторов военного риска для государства (включая сбор и аналитику развединформации);
  • планирование военного строительства;
  • разработка стратегических и оперативных планов по использованию вооруженных сил;
  • управление оперативными отделениями в любое время (военное и мирное);
  • обеспечение коммуникаций армии и федеральных органов;
  • антитеррористическая деятельность, включая контроль за ее проведением и обеспечение поддержки;
  • проверка подготовительной деятельности РФ;
  • обеспечение международного военного сотрудничества
  • инициативы по программе Госвооружения (военные разработки оружия и техники).

После распада СССР сменилось девять руководителей управления. Нынешний начальник ГОУ ГШ ВС РФ Рудской С.Ф., занимает должность с февраля 2017 года.

ВАГШ военных сил России

В структуру Генштаба входит Военная академия. Это учебное заведение предназначено для кадровой подготовки и переквалификации офицерского состава. ВАГШ готовит специалистов для обеспечения защитных военных подразделений. Выпускники академии получают места в Министерстве обороны, Генеральной штабе, разведке, тайных подразделениях.

Читайте также: