Какое оборудование позволяет весь допечатный процесс осуществлять в редакции

Обновлено: 02.07.2024

Основными компонентами систем издательских комплексов являются: комплекс технических средств (КТС) и программное обеспечение (ПО.

Комплекс технических средств — это набор технических средств, не­обходимых для поддержки деятельности пользователей — сотрудников редакции или издательства. Такими средствами могут быть универсальный компьютер и набор периферийных устройств для ввода и вывода ин­формации, отражающих специфику деятельности пользователя. В по­следние годы КТС строятся на базе реализации принципа оптимизациицентрализованной и децентрализованной обработки данных. При этом в дополнение к вычислительным ресурсам персональных ЭВМ, входя­щих в состав рабочих мест пользователей, в систему вводятся специальные вы­числительные серверы, ресурсы которых предоставляются пользовате­лям автоматически программами-администраторами в процессе реше­ния конкретных задач.

Наиболее широко в издательских системах используются следую­щие типы компьютеров: IBM PC, Apple Macintosh, графические рабо­чие станции SUN SPARK, рабочие станции фирм NCR, HP, ICL. Наибольшее распространение в стране получили компьютеры фирмы IBM. Это обусловлено, прежде всего, активной рыночной стратегией фирмы в конце 1980-х–начале 1990-х годов. Это позволило развить в нашей стране широкую сеть дилеров и сервисных служб. Кроме того, несмотря на то обстоятельство, что в начале компьютеры IBM создавались как машины для бизнеса, а Apple Macintosh — как машины для образования и полиграфии, первые к концу 90-х практически догнали макинтоши в издательской области. Машины Apple Macintosh в большей мере используются в издательствах в крупных городах, где есть сервисные центры Apple.

Другие платформы получили еще меньшее распространение в силу тех же причин. Поэтому в дальнейшем можно рассматривать только две первые платформы.

Основное программное обеспечение для настольного издательства было разработано первоначально для макинтошей. В последствии оно было адаптировано и для машин на базе процессоров Intel. Благодаря этому существует межплатформенная совместимость и для текстовых, и для графических файлов.

В ка­честве периферийных (внешних) устройств ввода-вывода данных исполь­зуют клавиатуру и мышь.

Принтеры. Существует большое количество печатных устройств, ис­пользующих различные физические принципы формирования выход­ного изображения, однако наиболее часто применяются следующие типы принтеров:

матричные — изображение на бумаге формируется печатающей головкой с помощью красящей ленты. По числу иголок в печатающей головке различают 9– и 24-игольчатые матричные принтеры. Многие матричные принтеры имеют несколько встроенных гарнитур шрифтов для печати из текстового режима. Наиболее распространенными моде­лями являются Epson и IBM Proprinter. Быстродействие матричных принтеров измеряется числом печатаемых знаков в секунду. Сегодня они практически мало используются.

лазерные — изображение формируется с помощью лазерного луча, который заряжает поверхность фотобарабана, к ней прилипает красящий тонер, переходящий затем на бумагу. Закрепление изображения происходит путем термического нагрева отпечатка. Тонер представляет собой мельчайшие капли смолы, несущие на себе тончайший порошок. В момент нагрева в печи смола впитывается в поверхность бумаги, увлекая за собой частицы красящего порошка. Наиболее харак­терными представителями семейства лазерных принтеров являются принтеры Hewlett Packard LaserJet. Качество печати лазерного прин­тера измеряется в точках на дюйм (DPI). Обычно принтер обеспечива­ет качество печати от 300 до 1200 точек на дюйм, скорость печати, как правило, 4, 8 или 12 страниц в минуту;

струйные — изображение формируется путем впрыскивания чернил. Быстросохнущие чернила распыляются из небольших форсунок (сопел). По своим характеристикам эти принтеры близки к лазерным. Широко применяются струйные принте­ры серии Hewlett Packard DeskJet, Epson Stylus Color и другие. Они позволяют получать на специальной бумаге цветные отпечатки фотографического качества.

Для высококачественной цветной печати используются принтеры, применяющие технологию термопереноса парафина или красителя (при этом качество печати сравнимо с цветной фотографией).

Средства сетевой интеграции оборудования. В качестве таких средств используются аппаратные средства локальные или открытых вычислительных сетей (концентраторы, маршрутизаторы, серверы баз данных, вычислительные серверы и т. д.)

Сканер— это устройство для оцифровывания и ввода двухмерных изображений в ЭВМ издательской системы. Различают планшетные, барабанные, проекционные сканеры. Проекционные сканеры еще называют слайдовыми, хотя и планшетные, и барабанные тоже сканируют слайды, но проекционные работают только со слайдами.

К основным харак­теристикам сканеров можно отнести разрешающую способность — количество сканиру­емых точек на один дюйм оригинала (dpi), глубина цветности и динамический диапазон (степень проработки деталей изображения в тенях и в светах).

У современных персональных сканеров оптическая разрешающая способность в зависимости от качества и скорости получения изображения изменяется в пределах от 300 до 1200 точек на дюйм. Глубина цветности находится в диапазоне от 24 до 42 бит на пиксел. Параметр динамического диапазона для полиграфии должен быть не менее 3D.

Широкое применение сканеры находят в оптическом распознава­нии образов (OCR — Optical Character Recognition). Средняя произво­дительность данной технологии ввода данных составляет 200 знаков в ми­нуту, а точность сканирования — 98%, т. е. одна ошибка на каждые 49 сканируемых знаков. Наряду с планшетными сканерами используют также слайд-сканеры. Они предназначены для вводя в компьютер слайдов. В крупных издательствах используются барабанные сканеры. Они характеризуются очень хорошими характеристиками и высокой ценой.

Цифровые фотокамеры предоставляют возможность в процессе экспозиции кадра получать электронную версию видеоматериалов в виде файлов, которые в дальнейшем вводятся в ПЭВМ или могут пе­редаваться в издательство или редакцию, агентство из любой точки ми­ра по каналам связи.

Цифровые видеокамеры позволяют вводить отснятую видеоин­формацию в компьютер. Оцифрованное видео является одним из основ­ных аспектов мультимедиа-технологий. Широко используются форма­ты видеоданных AVI и MPEG.

Программное обеспечение включает системное и прикладное про­граммное обеспечение и инструментальные средства.

Основу системного обеспечения составляют операционные систе­мы (ОС). Одной из основных характеристик любой ОС является спо­собность поддержки различных аппаратных вычислительных плат­форм. На аппаратной платформе IBM PC функционируют следующие наиболее часто используемые ОС: MS DOS, Windows 3.1, Windows 95-98, Windows NT, Windows 2000, Windows XP, OS/2. Рабочие станции такие, как SUN SPARK, а такжефирм IBM, NCR, HP, ICL функционируют под управлением различных версий многопрограммных ОС UNIX.

Операционные системы можно также классифицировать как локаль­ные, которые устанавливаются на отдельную ЭВМ, и сетевые, которые обеспечивают связь компьютеров между собой в рамках единой ОС. Мно­гие современные ОС совмещают в себе локальную и сетевую части. К ло­кальным ОС относится, прежде всего, MS DOS. Сетевые ОС можно подразделить на одноранговые и с выделенным файловым сервером. Од­норанговые ОС не имеют выделенного файлового сервера, каждый компьютер может быть связан с любым другим. Примером таких ОС могут служить Windows 3.11 for Workgroups, LANtastic.

Операционные системы с выделенным файловым сервером предо­ставляют компьютеру связь только с файловым сервером. Примерами таких ОС могут служить OS/2 Lan Server, Windows NT, Novell Netware.

Прикладное программное обеспечение зависит от характера ре­шаемых пользователем задач. Например, для верстки изданий исполь­зуют CorelVentura, PageMaker, QuarkXPress, а для создания ил­люстраций к полиграфической продукции — такие пакеты, как Adobe Photoshop, Picture Publisher, Adobe Illustrator, Corel Draw. Тексты набираются в основном в среде MS Word.

В редакциях и издательствах технологический процесс ориенти­рован на обработку текстовой и графической (иллюстративной) инфор­мации с целью получения оригиналов-макетов, фотоформ, пластин, проб, файлов, которые в дальнейшем могут быть использованы для ор­ганизации дальнейшего выпуска печатной продукции.

В качестве входных данных могут выступать авторские экземпля­ры рукописей, представленные в машинописном или рукописном ви­де. Могут использоваться файлы с электронными версиями материалов печатных изданий на дискетах или CD ROM, выполненные ранее по­лиграфическим способом, фотографии, слайды и т. д. Появление циф­ровых фотокамер позволило получать фотоизображения в виде элек­тронных файлов, готовых к немедленному вводу в ПЭВМ. Интеграция издательских комплексов в региональные или глобальные информаци­онные пространства позволила издательствам получать информацию по каналам цифровой связи в виде, передающем не только существо ма­териалов, но и особенности их полиграфического оформления.

Наряду с компьютерами и их стандартной периферией применяются и спе­циальные технические средства, ориентированные на реализацию от­дельных технологических операций:

прецизионные подсистемы отображения информации (мониторы с высоким и сверхвысоким разрешением, графические платы, графиче­ские акселераторы и сопроцессоры);

устройства автоматизации ввода текстовой и графической инфор­мации (планшетные сканеры, барабанные сканеры, слайд-сканеры, ци­фровые фотокамеры, графические планшеты);

средства речевого ввода (реже — речевого вывода);

устройства черно-белой и цветной печати (лазерные, струйные, ма­тричные, сублимационные и термические принтеры, устройства на твердых чернилах);

пробопечатное оборудование (цветопробы с цветоделенных пленок, цифровые цветопробы);

устройства вывода цветоделенных форм (фотоавтоматы, фотона­боры, проявочное оборудование, беспроявочные фотонаборы);

устройства вывода печатных форм (computer-to-plate-оборудование);

устройства прямого вывода тиража (computer-to-press-оборудование);

средства интеграции устройств в единый комплекс (серверы, сете­вые адаптеры, соединители и кабели).

Глобальные сети обеспечивают связь с внешним миром. На сегодняш­ний день наиболее известной системой глобальных сетей является In­ternet, предоставляющая широчайший спектр информационных услуг, таких как электронная почта, конференции по самым различным тема­тикам, системы быстрого поиска информации. Современные службы In­ternet позволяют работать с данными муль­тимедийного характера (звуком, изображениями, видеоданными).

Модем— это устройство, которое позволяет обмениваться данными по телефонной линии (МОдулятор — ДЕМодулятор).

Если компьютеры расположены слишком далеко и их нельзя соединить стандартным сетевым кабелем, связь между ними осуществляется с помощью модема. В сетевой среде модемы служат для соединения отдельных сетей между собой или между ЛВС и остальным миром. Осуществлять связь напрямую через телефонную линию компьютеры не могут, так как обмениваются данными с помощью цифровых электронных импульсов, а по телефонной линии можно передавать только аналоговые сигналы (звуки).

Цифровой сигнал может принимать лишь два значения — 0 или 1. Аналоговый сигнал– это плавная кривая, которая может иметь бесконечное множество значений. Модем на передающей стороне преобразует цифровые сигналы в аналоговые и передаёт их по телефонной линии. Модем на принимающей стороне преобразует приходящие аналоговые сигналы в цифровые для компьютера — получателя. Другими словами передающий модем модулирует цифровой сигнал в аналоговый, а принимающий модем демодулирует аналоговый сигнал в цифровой.

Модемы имеют два стандартных физических интерфейса:

Последовательный интерфейс передачи данных (RS-232). Интерфейс с телефонной линией RG-11 (четырёхконтактный телефонный разъём).

Существуют внутренние и внешние модемы. Внутренние модемы устанавливаются в слоты расширения на материнской плате подобно другим платам.

Внешний модем представляет собой коробочку, подключаемую к компьютеру с помощью последовательного (RS-232) кабеля.

Современные модемы имеют скорость передачи данных 57600 бит/cек., а некоторые — 76800 бит/cек.

На производительность канала связи оказывают влияние два фактора:

Скорость каналахарактеризует, насколько быстро биты кодируются и передаются по каналу связи.Пропускная способностьхарактеризует долю полезной информации, передаваемой по каналу. Скорость передачи и пропускная способность не одно и то же. За счёт сжатия данных можно увеличить пропускную способность — сжатие уменьшает время, необходимое для передачи данных (за счёт удаления избыточных элементов и пустых участков).

Пример обеспечения аппаратными и программными средствами стандартных издательских процессов:

Набор текста с элементами верстки и/или получение набранного текста на магнитном носителе.

Оборудование — компьютер с клавиатурой, видеоконтрольным устройством.

Программное обеспечение — например, текстовой редактор Microsoft Word.

Сканирование изображений-иллюстраций.

Оборудование — сканер с программным обеспечением, например с программой Photolook.

Генерация графиков, диаграмм и т. п.

Оборудование — компьютер.

Программное обеспечение — например, Microsoft Excel.

Генерация таблиц.

Оборудованиие — компьютер.

Программное обеспечение — например, Microsoft Excel или Microsoft Word.

Редактирование изобразительной информации.

Оборудованиие — компьютер.

Программное обеспечение — например, Adobe Photoshop, CorelDraw.

Верстка и монтаж полос издания.

Оборудование — компьютер.

Программное обеспечение — например, Adobe PageMaker, QuarkXpress.

Пробная печать.

Оборудование — лазерный принтер и другие пробопечатные уст­ройства.

Вывод информации на фотопленку или на внешний накопитель.

Оборудование — фотовыводное устройство с растровым процессо­ром или внешний накопитель с магнитным или магнитооптическим носителем.

Тут вы можете оставить комментарий к выбранному абзацу или сообщить об ошибке.

Полиграфия (невозможна) тиражирование без процессов подготовки изделия к есть, то печати без допечатных процессов. В настоящее допечатные время процессы осуществляются по двум технологиям: CtF и CtP.

CtP-Computer-to-Plate (компьютер–форма печатная). Это технология в нашей стране еще пока достаточно новая, хотя завоевала многих во популярность типографиях. При использовании в допечатной этой подготовке технологии, данные из компьютера передаются устройство в прямо, изготавливающее печатную форму. Материалами изготовления для печатных форм чаще всего специальным служат образом подготовленная пластина из алюминия, специальный либо полимер. Данная технология в настоящий считается момент самой современной и перспективной. Подробнее этой об прочитать технологии допечатных процессов Вы можете в CtP "статье-технология".

Другая технология сокращенно CtF называется - Computer-to-Flexo. Данная технология уже используется много лет в нашей стране, ее называют даже "традиционной".

Сущность технологии CtF получении в состоит фотоформ на устройстве фотовывода из подготовленного полос спуска. Полученные в результате фотоформы в копировальной совмещают раме с офсетной пластиной и далее уже пластины экспонируют. В результате проявления пластин, получается форма печатная, полностью подготовленная для размещения в машине печатной.

В сущности оба процесса подготовки форма печатных различаются только наличием в CtF - промежуточного технологии носителя, в роли которого выступает которую, на пленка предварительно осуществляется экспонирование. В обеих экспонирование случаях цифровое. Уже после экспонирования на происходит пленку перенос изображения на пластину, осуществляющийся способом аналоговым.

Безусловно, обе технологии имеют технологии свои и недостатки. Однако нет смысла печати от отказываться в типографии только из-за наличия или ней в отсутствия CtP-технологии. Ведь использовавшаяся в стране нашей технология CtF имеет много Одним. достоинств из важнейших достоинств является то, что технология эта очень хорошо освоена, существует квалифицированных много кадров, которые знают все ее Материалы. нюансы, используемые в этой технологии, используются лет много, хорошо знакомы, поэтому можно уверенным быть в получении стабильного результата. Перед печатных изготовлением форм, можно проверить пленки на исправления предмет ошибок. Если при корректуре обнаруживается пленок ошибка, она легко исправима, обходится причем процесс исправления совсем недорого. просто Нужно провести повторный вывод страницы полосы или изделия, где обнаружена ошибка, и положенное ее на вмонтировать место.

Вывод пленок осуществляют типографии многие, специальные припресс-бюро и т.д. Поэтому привязки нет к конкретной типографии, в которой будет печать осуществляться. Это удобно, так как производить позволяет вывод пленок или там, заказчик где привык и знает, что будет качественный гарантирован результат, либо там, где вывести можно пленки дешевле.

Кроме того, фотонаборные многие автоматы способны не только выводить или полосы спуски, но и пробивать штифтовые отверстия, которым благодаря становится не нужен ручной монтаж сразу, фотоформ после вывода получается практически готовый полностью комплект спусков, который сражу же копировать можно. Правда, осуществлять вывод пленок в случае данном лучше сразу в той типографии, собираетесь Вы где печатать Ваше изделие полиграфии.

имеет, Безусловно технология CtF имеет и много которые, минусов и способствуют тому, что многие начинают заказчики искать типографии, осуществляющие допечатную CtP по подготовку-технологии: более длительный срок печатных изготовления форм, необходимость ручного монтажа большое, пленок количество технологических операций ( а следовательно, и которых, в моментов можно ошибиться или просто неточность допустить, тоже достаточно много). А ведь небольшие даже погрешности при монтаже пленок, сложностям к приводят приводки, которые иногда типография может не устранить.

Безусловно, есть недостатки и у новой допечатных технологии процессов, есть и достоинства. Какую предпочесть технологию, однозначно сказать невозможно. Решение принимать должен сам заказчик, предварительно проконсультировавшись со типографии специалистами, в которой собирается печатать тираж

сравнении о Подробнее двух популярных технологий допечатного можете Вы процесса прочитать в статье "Сравнение технологий CtF и CtP".

Допечатные процессы часто называют пре-пресс подготовкой (англ. pre-press). Одной из составляющих допечатных процессов явля­ется подготовка оригинала для печати.

При сканировании оригинала получается аналоговый (непрерыв­ный) сигнал, который может иметь произвольные значения. Затем аналоговый сигнал переводится на язык, понятный компьютеру, — оцифровывается, т.е. переводится в двоичную систему измерения.

При оцифровывании изображение неизбежно огрубляется. На­
пример, сканируемая точка имеет значение оптической плотности, соответствующее 145,6 единицы. Программа, заложенная в сканер, при­сваивает точке значение 146. В результате часть оттенков теряется.
Этот эффект носит название ошибки квантования. Даже если оцифро­ванное изображение на глаз незаметно отличается от оригинала, в
дальнейшем, в процессе цифровой обработки, может произойти еще
большее огрубление изображения. Поэтому разрешение сканера должно быть выше разрешения лазерного принтера или фотовыводного
устройства.

Сканирующее устройство имеет некоторые характеристики, которые определяют его технологические возможности.

Разрешение сканера (разрешающая способность) — количество считываемых элементов изображения на единицу длины. Измеряется в точках на дюйм (dpi). Существует физическое и интерполяционное разрешение. Физическое разрешение зависит от конструктивных осо­бенностей сканирующего устройства, например, от количества эле­ментов на ПЗС-матрице.

Интерполяционное разрешение (программное разрешение) — в считанное изображение включаются дополнительные элементы с при­своением им усредненного значения цвета соседних, реально считан­ных точек.

Порог чувствительности — в режиме сканирования сканер преоб­разует данные с заранее заданным пороговым значением, так называемым уровнем черного. Яркость каждой сканированной точки может определяться значением от 0 до 255 (0 — белый, 255 — черный). Чтобы преобразовать полутоновое изображение в бинарное, сканеру задается уровень (число), выше которой точка считается белой, а ниже — черной. Этот уровень и называется порогом чувствительности.

Область сканирования — определяет максимальный размер ориги­нала в дюймах или миллиметрах.

Коэффициент увеличения — показывает, во сколько раз можно уве­личить изображение оригинала в процессе сканирования.

Любое цветное изображение можно разделить на три основных Цвета, сложением которых можно получить все многообразие красок окружающего нас мира. В современных условиях оригинал готовят с использованием специальных программ. Эти программы позволяют легко осуществить некогда самый сложный и трудоемкий процесс допечатной подготовки — цветоделение. Однако снижение трудоем­кости процесса не означает, что компьютер абсолютно все может сде­лать автоматически. Вследствие многовариантности полиграфиче­ских процессов программе необходимо задать множество парамет­ров, которые разным образом могут повлиять на итоговое качество оттиска.

В процессе получения полиграфического оттиска могут возникать различные искажения. Например, при сканировании возникает ошиб­ка квантования. Различные способы изготовления печатных форм и печати по-разному влияют на качество оттиска. Степень влияния в це­лом известна, поэтому опытный специалист по допечатной подготовке может заложить компенсацию этих искажений уже на стадии компью­терной обработки оригинала. Это осуществляется изменением града­ционных характеристик, которые предусмотрены в компьютерных программах.

Следующим этапом в получении полиграфического оттиска явля­ется процесс растрирования. Разбиение полутонового изображения на отдельные точки осуществляется с помощью специальной программы, которая называется RIP (Raster Imaging Processor). В этой программе задаются все основные характеристики растрирования: способ растри­рования, линиатура растра, форма точки и др.

Растрирование изображений

Рис. 17. 1. Фрагменты полиграфического оттиска: А — растрированное изображение; Б — увеличенное изображение

Важно, чтобы эти точки получились настолько мелкими, чтобы че­ловеческий глаз не мог их различить. По площади каждой точки поли­графическая краска должна быть нанесена ровным слоем, т. е. незави­симо от площади точек их оптическая плотность должна быть одина­ковой. Таким образом, полутоновое изображение становится двутоновым (или, как говорят, квазитоновым). Один тон принадлежит краске, другой — запечатываемому материалу (например, бумаге).

Для разбиения тонового изображения на отдельные точки был изо­бретен оптический прибор, который называется растр. Один из вари­антов растра представляет собой две стеклянные пластины, на которых гравируют тонкие параллельные линии. Эти пластины склеивают друг с другом гравировкой внутрь, повернув их так, чтобы линии на одной пластине были перпендикулярны линиям на другой. После этого растр готов к применению. А применяют его, поместив перед фотопленкой, на которую проецируют воспроизводимое изображение. Эту операцию осуществляют в специальном фоторепродукционном аппарате. Такой растр называется автотипным.

Растр как оптический прибор существовал и в виде пленки, кото­рую накладывали непосредственно на фотопленку, на которую про ецировали растрируемое изображение. Такой растр называют контакт­ным.

Контактные и проекционные растры широко применялись до по­явления в 80-х гг. XX столетия фотовыводных устройств. В таких уст­ройствах изображение на фотопленку переносится с помощью лазер­ного луча. При этом каждая растровая точка состоит из нескольких бо­лее мелких точек, размер которых определяется диаметром луча лазе­ра. Растровая точка строится в квадратной матрице размером NxN элементов. Лазерный луч рисует микроточками в каждом элементе матрицы одну растровую точку (рис. 17.2). В современных фотовывод­ных устройствах растровые точки рисуются в матрицах 16x16 или 32x16 элементов.




Рис. 17. 2. Матрицы размером 8x8 элементов, в которых лазерный луч

нарисовал круглую (слева) и квадратную (справа) точки.

Для простоты взята матрица 8x8 элементов

С развитием фотовыводных устройств появилась возможность применять растровые точки разной конфигурации. Конфигурация растровой точки влияет на характеристики оттиска. В современной по­лиграфической технике применяется множество разновидностей рас­тровых точек, но наиболее популярны круглая, квадратная, эллипти­ческая, эвклидова.

Круглая растровая точка рекомендована для воспроизведения фо­тоснимков, квадратная — для сюжетов, требующих повышенной чет­кости, эллиптическая — для сюжетов с изображением людей, эвклидо­ва — для черно-белой печати.

Один из важнейших параметров регулярного растра — линиатура — измеряется в линиях на сантиметр [лин./см] или в линиях на

дюйм [LPI]. Для каждой группы полиграфической продукции реко­мендуется своя линиатура: 12-25 лин./см для крупноформатных пла­катов способом гигантотипии; 25-40 лин./см для газетного производ­ства; 40-60 лин./см для журналов и рядовой полиграфической продук­ции; 60-80 лин./см для высококачественной рекламной продукции; более 80 лин./см для специальных областей полиграфии, например, для защиты ценных бумаг.

Пожалуй, самое ценное качество растров проявилось, когда было изобретено цветоделение. Первоначально цветоделение представляло собой фотографирование цветного оригинала через светофильтры: красный, синий, желтый с использованием растра. При этом получа­лись цветоделенные растрированные изображения. Затем с каждого такого изображения получали печатную форму и печатали соответст­вующими красками. Но при наложении регулярных растров друг на друга получается вторичный рисунок — муар, который портит общую картину оттиска и вносит серьезные искажения в цветопередачу. Муар получается в результате интерференции между регулярными структу­рами — растровыми точками, расположенными регулярно. Избавить­ся от муара нельзя, можно только уменьшить заметность муара. Дос­тичь этого можно или увеличивая линиатуру растра, или поворачивая растры относительно друг друга.

В четырехкрасочной печати существует так называемый розеточный муар. Это своеобразный узор, образованный растровыми точка­ми, который ровным рисунком покрывает весь оттиск. Такой муар можно увидеть при увеличении на каждом цветном оттиске, отпеча­танном с помощью регулярного растра (рис. 17.3).


Рис. 17.3. Изображение розеточного муара разной структуры

Кроме перечисленных недостатков, связанных с муаром, регуляр­ные растры имеют еще несколько существенных недостатков, среди которых можно отметить относительно низкую четкость и резкость изображения в мелких деталях. Это обстоятельство особенно заметно при печати качественной рекламной продукции.

Растрирование при помощи нерегулярных рас­тров. Создать полутоновое изображение возможно и при помощи то­чек, расположенных нерегулярно. В таких растрах в растровой ячейке микроточки расположены случайно, и их количество такое же, как и в случае автотипной точки.

На рис. 17.4 для сравнения показаны фрагменты одного и того же сюжета, выполненного с помощью регулярного (слева) и нерегулярно­го (справа) растра. Даже при большом увеличении видно, что изобра­жение справа выглядит более цельным.





Рис. 17.4. Фрагменты одного и того же сюжета, выполненного с помощью

регулярного и нерегулярного растра: слева — с помощью регулярного растра;

справа — с помощью нерегулярного растра

Среди недостатков нерегулярного растрирования можно отметить повышенные требования к расходным материалам и оборудованию, технологической дисциплине.

Среди специалистов нет единого мнения по вопросу, какой растр лучше. Чаще всего говорят, что для каждого сюжета нужно применять свой растр. В целом это мнение верно. Но такой подход для типогра­фии ведет к большому количеству технических проблем. Дело в том, что для получения качественного оттиска даже с использованием одного растра требуется контролировать и

держать в узком диапазоне множество различных факторов. И переход на другой способ растри­рования связан с большими технологическими и финансовыми труд­ностями. Поэтому наиболее перспективным является вариант гибрид­ного растра, в котором для каждого участка изображения будет приме­няться разный способ растрирования. Но такие растры ещё находятся в стадии разработки.


В настоящее время цифровая подготовка макетов полностью заменила аналоговую. Компьютеры, специализированные программы и цифровая техника выполняют все необходимые операции: съемку или оцифровку фотоизображений, создание иллюстраций, конструирование оригинал-макета, набор текста, верстку и оформление страниц.

Повсеместное распространение и доступность цифровых технологий и так называемых НИС (настольных издательских систем) изменило подход к взаимодействию заказчика и исполнителя в полиграфии. Сегодня в двух случаях из трёх оригинал-макет печатной продукции полностью или частично изготавливается силами заказчика и на его оборудовании. Это позволяет существенно сократить временной цикл производства продукции и значительно снижает финансовые затраты заказчика.

workstation.jpg

Однако правила и ограничения, действовавшие несколько десятилетий назад, не исчезли в цифровую эпоху. Хотя настольные издательские системы обеспечивают фантастический уровень гибкости и многообразия инструментов, а степень их автоматизации и доступности для пользователя постоянно растут, значимость тесного и непрерывного сотрудничества между дизайнером и типографией нисколько не снижается. Более того, с появлением новых возможностей и усложнением макетов их взаимодействие становится одним из ключевых факторов успеха.

Заказчик, берущий на себя выполнение определённой части работ по изготовлению печатной продукции, неизбежно принимает и значительную долю ответственности, которая раньше лежала на типографии. Это означает, что дизайнер, выполняющий макет, обязан достаточно глубоко разбираться в печатной технологии, знать особенности и ограничения того или иного процесса и учитывать их при разработке макета.

Препресс-подготовка

Под препрессом в широком смысле этого слова понимают весь комплекс мероприятий, проводимых в ходе выполнения полиграфического заказа перед постановкой его для печати на печатной машине. Сюда могут быть включены: подготовка текстов и иллюстраций; макетирование и верстка; вывод фотоформ; изготовление печатных форм.

Чаще препресс понимают в более узком смысле: как подготовка завершённого и утверждённого оригинал-макета к печати с учётом особенностей используемой печатной технологии и производственного процесса конкретной типографии. Обычно – это завершающий этап работы над оригинал-макетом, выполняемый типографией.

В этом случае в препресс входят следующие работы: проверка публикации на соответствие стандартам полиграфического процесса; спуск полос; монтаж публикации; генерация выводных файлов; вывод тестового принтерного оттиска.

К сожалению, многообразие издательских систем, их версий и модификаций, а также изначальная сложность издательского процесса приводят к тому, что гарантировать нахождение и исправление 100% ошибок, содержащихся в оригинал-макете, не представляется возможным. Грамотная и скрупулёзная проверка исходных файлов в принципе позволяет исключить проблемы, потенциально способные привести к заведомому браку на печати, однако избежать более мелких проблем часто не удаётся. Это одна из причин того, почему опыт и профессионализм дизайнера являются важнейшими факторами для достижения успеха.

montazh.jpg

Под спуском полос понимается расположение страниц или других составных элементов публикации с учётом особенностей печати и послепечатной обработки. Правильный спуск не только гарантирует получение именно такой печатной продукции, как и задумывалось изначально, но и зачастую приводит к экономии материалов и работы, и как следствие – снижает стоимость продукции. Как правило, для спуска полос применяются специальные программные пакеты, например, Creo Preps, или расширения издательских пакетов, например, Dynagram INPosition для QuarkXpress или Lowly Apprentice InBooklet для Adobe InDesign.

К процессу спуска полос тесно примыкает и монтаж, под которым понимают приведение окончательного файла публикации в точное соответствие требованиям печатного процесса. Как правило, это означает добавление в макет специальных элементов, таких как обрезные метки, метки приводки, шкалы оперативного контроля и т.д. Все эти элементы необходимы для печати или помогают контролировать печатный процесс.

Формный процесс

avantra.jpg

Промежуточным процессом в ходе подготовки полиграфического изделия к печати является изготовление форм. Этот процесс может быть как двухсоставным (вывод фотоформ на фотовыводном устройстве и последующее изготовление печатных форм), так и односоставным (вывод печатных форм на устройстве CTP). И в том, и в другом случае составной частью процесса является растрирование, преобразование подготовленного к выводу файла публикации в формат, понятный выводному устройству.

Растрирование – сложный процесс, требующий значительных вычислительных ресурсов и больших объёмов памяти, поэтому он выполняется на мощных компьютерах специализированными программами, которые называются RIP (Raster Image Processor, процессов растрирования изображений). Для правильного и быстрого растрирования исходный файл должен быть приведен в определённый формат, понимаемый программой. На сегодняшний день, это, как правило, PostScript-файл или PDF.

rama.jpg

В случае односоставного процесса (вывод печатных форм на CTP), после растрирования файла программой RIP, в устройстве, называемом CTP (сокращение от Computer-To-Plate), экспонируется не фотопленка, а особый полимер, который, после проявления, используется как готовая печатная форма.

Фотовывод или CTP?

ctp.jpg

На сегодняшний день, несомненно, более перспективным методом производства печатных форм является CTP. Этот метод позволяет исключить один этап производственного процесса (изготовление форм на копировальной раме) и, таким образом, снижает затраты времени на подготовку к печати.

Однако устройства CTP существуют сравнительно недавно, и, в настоящее время ещё не достигли той стадии развития, когда можно было бы говорить о полном отмирании двухсоставного процесса. Сегодня CTP-процесс не имеет сколько-нибудь существенных преимуществ по качеству получаемых оттисков перед фотопроцессом, а в некоторых случаях, даже уступает ему. Кроме того, CTP-устройства очень сложны, и степень их надёжности в целом пока ниже, чем у фотовыводных устройств.

Есть и ещё один важный фактор, сдерживающий распространение CTP. На сегодняшний день, в силу высокой стоимости расходных материалов, использование этого метода экономически оправдано только в некоторых типах полиграфических производств, прежде всего, в многотиражной (журнальной) печати. При печати же меньших тиражей и при сравнительно небольшом общем объёме производства применение CTP пока не является в полной степени экономически оправданным.

Есть и ещё несколько факторов, по которым CTP проигрывает фотопроцессу.

Прежде всего, при внедрении CTP неизбежно уменьшаются возможности контроля на этапе вывода. В отличие от фотоформ, CTP-формы практически невозможно проконтролировать визуально; с них также нельзя сделать цветопробу. Конечно, применяются другие методы контроля, и тем не менее, вероятность ошибки несколько возрастает.

Кроме того, в отличие от фотоформ, CTP-формы не хранятся после печати тиража, и их нельзя использовать повторно, что в некоторых случаях, может являться серьёзной проблемой.

Вышесказанное ни в коем случае не противоречит тому факту, что в течение ближайшего времени (7–10 лет), более современный CTP-процесс полностью вытеснит фотопроцесс. Просто на сегодняшний день использование или не использование CTP конкретной типографией является сугубо экономическим решением и не может рассматриваться как признак более высокого качества или более стабильной работы предприятия.

Читайте также: