Какое обеспечение получали остальные дети в чьих интересах принят указ кто мог быть недоволен

Обновлено: 02.07.2024

На основе работы с текстом учебника, с исторической картой и анимированной презентацией узнать об основных реформах Петра Первого; в ходе коллективного обсуждения осознать роль и значение преобразовательной деятельности Петра Первого

Формы, приемы, методы

Фронтальная работа в паре; составление таблицы

Знать: причины проведения реформ; основные направления проведенных реформ, цели и их значение; основные понятия темы.

Уметь: определять место и роль реформ Петра Первого; объяснять причины проведения реформ; анализировать результаты реформаторской деятельности Петра Первого; работать с историческими источниками по заданиям

Учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, регулятивные, личностные

Метод проблемного обучения, технология сотрудничества

Оборудование и материалы

Мультимедийное оборудование, экран (интерактивная доска), карты, карточки с заданиями, портреты

Абсолютизм, коллегия, генерал-прокурор, губерния (губернатор), Синод, фискалы, регламент, бюрократия, бурмистр, ратуши, магистраты

1708 г. - губернская реформа.

1711 г. - создание Сената.

1714 г. - Указ о единонаследии.

1720 г. - реформа городского управления.

1721 г. - создание Синода.

1722 г. - Табель о рангах

Организационная структура урока

Мотивация к учебной деятельности, включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

— Сегодня на уроке мы продолжим изучение эпохи Петра I. Мы уже познакомились с его преобразованиями в армии. Но даже во время Северной войны Петр не прекращал работу по реформированию государства. О ней пойдёт разговор

Проявляют интерес к материалу изучения.

Представляют собственный опыт, собственные мысли

Включение в учебный процесс

2. Постановка целей и задач урока

Создание проблемной ситуации, в результате которой обучающиеся самостоятельно выдвинут цели урока в виде вопросов или гипотез

- Вспомните, какой была система государственного управления при Алексее Михайловиче и в первые годы правления Петра I? (Схема

государственной системы - презентация).

- В чём неудобство данной системы?

- Станет ли новая система управления эффективной?

Выдвигают варианты формулировки цели, участвуют в их обсуждении. Анализируют.

- Петру нужен был такой аппарат управления, который быстро и качественно мог исполнять его волю, тем более в условиях Северной войны

Анализ схемы, ответы на вопрос

Появление цели урока.

Умения сотрудничать, вступать в дискуссии, анализировать, доказывать свою точку зрения, ставить цели и планировать свою работу

3. Актуализация знаний

Соорганизация подготовки и мотивации к изучению материала, необходимого для “открытия нового знания”; выявление затруднения в деятельности каждого обучающегося

- Итак, возвратимся к схеме. Назовите уже известное вам изменение в данной схеме (император

- В результате каких событий введено это изменение?

- Постепенно Боярская дума потеряла своё значение.

- Почему Боярская дума потеряла своё значение? Почему Пётр перестал с ней считаться?

- Пётр задумал избавиться от неё и ввёл новый орган управления.

- Прочитайте отрывок из сочинения историка С. М. Соловьёва

и ответьте на вопросы к документу (см. Приложение 1).

- Не устраивала Петра и система приказов. Проследим его действия. Прочитайте отрывок из Полного собрания законов Российской империи и “Реестра коллегиям. ”, ответьте на вопросы к документам (см. Приложение 1)

Демонстрируют знания и умения по теме

Ответы на вопросы, работа с историческими источниками

Фиксация имеющихся предметных учебных знаний (умений), известных способов деятельности

4. Первичное усвоение новых знаний

Организация самостоятельного исследования с целью получения нового знания

Предлагает материал для наблюдения и систему вопросов.

В. Церковная реформа.

- Какие изменения произошли в положении церкви?

Прочитайте текст параграфа

и ответьте на вопросы:

1. Как называлась эта коллегия?

2. Кто входил в неё?

3. Какова роль императора в этой коллегии?

4. Кто руководил Синодом?

5. Чего добился Пётр I, проведя эту реформу? •

Г. Областная реформа.

- В условиях Северной войны, к сожалению, первой отказала система местного управления. Тогдашние уезды охватывали огромные пространства, равные нескольким современным областям. Петр I принимает решение об образовании губерний. Прочитайте об этом в учебнике, с. 117. Заполните схему местного управления

Получают в результате самостоятельного исследования новое знание.

Анализируют проблемную ситуацию, организуют поиск решения, выдвигают и проверяют гипотезы, варианты и способы

Учебно- познавательные, коммуникативные, регулятивные, личностные

Работа по учебнику. В. Самостоятельная работа с текстом учебника, с. 131- 132.

Г. Самостоятельная работа с текстом учебника, с. 130— 131, создание схемы

Формирование навыков поисковой деятельности. Развитие учебно-познавательной мотивации. Формирование умений учебного сотрудничества, коллективного обсуждения проблем, предположений. Способность анализировать и действовать с позиции содержания предмета

5. Первичная проверка понимания

Организация усвоения обучающимися нового способа действий при решении задач

с проговариванием во внешней речи

Д. Для проведения реформ и создания сильного государства Петру необходима поддержка в обществе. И в начале XVIII века Петр проводит ряд реформ, которые изменяют положение дворян в обществе, уравнивая их в правах с боярами во владении землей. Вопросы:

1. Давайте вспомним, что такое вотчина.

2. Что такое поместье?

3. В чем их сходство и в чем различие?

Е. Пётр старался привлечь талантливых людей к государственной службе. Для усиления их положения в обществе и государстве были приняты в 1714 г. Указ о единонаследии и 1722 г. Табель о рангах.

- Изучим эти документы и выясним, какие возможности открывались перед служилым человеком (см. Приложения 1, 2).

- Какое значение имело принятие Табели о рангах?

Ориентируются на получение конкретного результата, излагают и поясняют учебный материал

Работа с историческим источником по вопросам

Умения ориентироваться в содержании предмета, использовать информацию из различных источников, вычленять необходимую для решения совместной задачи

6. Первичное закрепление

Включение нового знания в систему знаний; повторение и закрепление ранее изученного, организация самостоятельного выполнения каждым обучающимся заданий на новый способ действия; организация самостоятельной проверки решений обучающихся; создание ситуации успеха для каждого; выявление причин ошибок и их исправление

- Проведенные царем реформы не всегда находили поддержку

у населения, особенно недовольно было духовенство. Лидером лагеря недовольных стал царевич Алексей.

Прочитайте текст на с. 132-133 учебника и рассмотрите иллюстрацию.

- Как вы думаете, какие обвинения мог предъявить Петр своему сыну, а Алексей - отцу? Вопросы:

1. Почему вопреки традициям Петр решил отстранить Алексея от престолонаследия?

2. Какие поступки поставлены в вину царевичу Алексею?

3. В чем обвинял отца Алексей?

4. Как завершилось дело царевича Алексея?

Царевич был лишен права наследовать престол.

3 февраля 1718 года прошло подписание его отречения от престола

Используют приобретенные знания в практической деятельности, решают творческие задачи. Ориентируются в информации. Проводят самооценку, выбирают задания соответствующего уровня

Самостоятельная работа с учебником

Освоение способов совместной деятельности, формированиие навыков речевой деятельности. Уточнение собственных возможностей и ограничений

7. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция

Организация действия по обобщению:

- анализ признаков объекта;

- выделение главных признаков;

- оформление выводов о понятии, явлении предмета через таблицу, схему, план. Действия по контролю и оценке знаний, умений, навыков. Коллективно-распределенная деятельность. Проектная деятельность. Работа с дополнительной литературой

- В чьих интересах проводились государственные реформы?

- Как вы думаете, повлияли ли проведенные реформы на власть императора?

- В целом это всё основные изменения в системе государственного управления

Докажите, что эта система государственного управления будет работать эффективнее предыдущей.

- Определите форму государственного правления.Самодержавие - с. 55 учебника.

Абсолютизм - государственное устройство, при котором власть монарха не ограничена какими-либо учреждениями.

- Каково значение петровских преобразований государственного управления?

Выявляют границы применимости нового знания и выполняют задания, в которых новый способ действия предусматривается как промежуточный вариант

Учебно-познавательные, коммуникативные, личностные, регулятивные

Самостоятельная работа по вопросам. Контроль усвоения и обсуждение допущенных ошибок и их коррекция

Умения систематизировать и обобщать изученное, соединять части изученного материала в целое, высказывать суждение по результатам сравнения. Формирование собственных представлений о предмете изучения. Реализация личностного потенциала в постановке цели и способах её достижения.

Анализ личностных изменений в процессе учения

Осознание обучающимися своей учебной деятельности; самооценка результатов своей деятельности и всего класса

— Посмотрим на экран и подведем итоги урока, закончив предложения:

• Сегодня на уроке я.

• Самым полезным и интересным для меня было.

• Я встретился с трудностью при.

• У меня хорошо получилось.

• Мне это необходимо для.

• Строки самому себе.

• Скажи комплимент данной теме.

§ 15, вопросы, задания, документы

Анализируют деятельность по достижению цели

Рефлексия с помощью клише

Рефлексия способности организовывать собственную деятельность.

С. М. Соловьев. О Сенате:

“. Более десяти лет старинная душа привыкла к новому положению - управлять во время отсутствия царя. Привыкла к самостоятельной деятельности и к необходимо связанной с такой деятельностью ответственности, ответственности перед царём, о котором знали, что не пропустит никакого упущения, не посмотрит ни на что сквозь пальцы. Высшее правительственное собрание называется уже конзилию, и члены его - министрами. В 1711 г. эта конзилия министров получила новое название и более определённое значение и устройство: Правительствующий Сенат, к которому каждый должен был прислушиваться, как к самому царю, и в то же время явилась новая форма присяги государю и государству. Первый суд, наказание несправедливых судей и ябедников, соблюдение строгой бережливости в расходах, умножение доходов, снабжение войск людьми, усиление торговли - вот первые обязанности Сената, приписанные ему учредителем. Дела решались единогласно, каждый указ должны были подписать все члены собственноручно; если один откажется подписать, то приговор остальных недействителен, но несоглашающийся сенатор должен изложить причины своего несогласия на письме”.

Вопросы к документу:

- С какой целью учреждён Сенат?

- Как решались дела в Сенате?

- Какую роль играл Сенат в системе государственного управления?

Генеральный регламент, 1720 г. (отрывок из Полного собрания законов Российской империи):

“Понеже его царское величество. по примерам других христианских областей, всемилостивейшее намерение восприятии изволил, ради порядочного управления государственных своих дел, и исправного определения своих приходов, и поправления полезной юстиции и полиции (то есть в расправе судной и гражданстве), такожде ради возможного охранения своих подданных и содержания морских и сухопутных войск в добром состоянии, також коммерций, художеств и мануфактур, и доброго учреждения своих морских и земских пошлин, и ради умножения и приращения рудокопных заводов, и прочих государственных нужд, следующие к тому потребные и надлежащие Государственные Коллегии учредить. А именно: Иностранных дел, Камор-, Юстиц-, Ревизион-, Воинская, Адмиралтейская, Коммерц-, Штатс-контор, Берг- и Мануфактур-коллегии. И в оной президентов, вице-президентов и прочих принадлежащих к тому членов и канцелярских и конторных служителей, а более из собственных подданных определить, такожде и потребные канцелярии и конторы при том же учредить. Того ради, запотребно разсудить изволил всем вышеписанных Государственных Коллегиях обретающимся высоким и нижным служителям обще, и каждому особо, сим Генеральным регламентом в известие, и вместо генеральной инструкции (наказа). объявить”.

“Реестр коллегиям. О должности, что в которой управляти надлежит”:

1. Чужестранных дел (что ныне Посольский приказ). Всякие иностранныя и посольския дела и пересылка со всеми окрестными государствы и приезды послов и посланников, и приезды курьеров и иных иноземцев.

2. Камор (или казенных сборов). Всякое расположение и ведение доходов денежных всего государства.

3. Юстиция (то есть расправа гражданских дел). Судныя и розыскныя дела, в той же коллегии в ведении и Поместный приказ.

4. Ревизион. Счет всех государственных приходов и расходов.

5. Воинской. Армия и гарнизоны, и все воинския дела, которые были ведомы в Военном приказе и которыя прилучаются во всем государстве.

6. Адмиралтейской. Флот со всеми морскими воинскими служители, к тому принадлежащими морскими делами и управлении.

7. Коммерц. Смотреть над всеми торгами и торговыми действии.

8. Штатс-контор (Казенный дом). Ведение всех государственных расходов.

9. Берг и Мануфактур. Рудокопные заводы и все прочия ремесла и рукоделия, и заводы оных, и размножение, притом же и артиллерия.

Вопросы к документам:

- Какие органы управления были созданы вместо приказов? Сколько коллегий было сформировано?

- Почему Петр I отказался от приказов?

- Почему органы управления получили такое название: коллегии?

- Какие были созданы коллегии?

- Какими делами они ведали?

Указ о единонаследии 1714 г. (с 121 учебника):

“Всем недвижимых вещей, то есть, родовых, выслуженых и купленых вотчин и поместей, также и дворов и лавок не продавать и не закладывать, но обращатися оным в род таким образом.

Кто имеет сыновей и ему же, аще хощет, единому из оных дать недвижимое, чрез духовную, тому в наследие и будет. Другие же дети обоего полу да награждены будут движимыми имении, которые должен отец их или мать разделити им при себе, как сыновьям, так и дочерям, колико их будет, по своей воли, кроме оного одного, который в недвижимых наследником будет. А ежели у оного сыновей не будет, а имеет дочерей, то должен их определити таким же образом. ”

Вопросы к документу:

- Что предписывал Указ о единонаследии?

- Как вы думаете, с какой целью был издан этот указ?

- К каким последствиям привело бы сохранение родовых имений в руках одного наследника?

- Сегодня на уроке мы продолжим изучение Эпохи Петра I. Мы уже познакомились с его преобразованиями в армии. Но даже во время Северной войны Петр не прекращал работу по реформированию государства. О ней пойдёт разговор.

II Работа по теме.

1. Актуализация знаний.

-Вспомните, какой была система государственного управления при Алексее Михайловиче и в первые годы правления Петра I? (схема гос. системы) на доске

- В чём неудобство данной системы?

(Могли ли сотни приказов, между которыми не было чёткого разграничения полномочий, стать существенным подспорьем Петру в его преобразованиях?)

- Петру нужен был такой аппарат управления, который быстро и качественно мог исполнять его волю, тем более в условиях Северной войны.

2. Постановка целей и задач урока.

- Сегодня на уроке мы познакомимся с преобразованиями Петра I в области государственного управления (запись темы) слайд 1

- В ходе изучения материала мы должны ответить на вопрос

Была ли новая система более эффективной? слайд 2

3.Работа с документами и схемой.

А. Император.

- Итак, возвратимся к схеме. Назовите уже известное вам изменение в данной схеме (император с 1721года) слайд 3

- В результате каких событий введено это изменение?

Б.Сенат.

- Постепенно Боярская дума потеряла своё значение

-Почему Боярская дума потеряла своё значение? Почему Пётр перестал с ней считаться?

- Пётр задумал избавиться от неё и ввёл новый орган управления.

- Прочитайте отрывок из сочинения историка С.М. Соловьёва и ответьте на вопросы.

1) С какой целью учреждён Сенат?

2) Как решались дела в Сенате?

3) Какую роль играл Сенат в системе государственного управления?

- Контроль над деятельностью Сената осуществлял генерал – прокурор. Первым генерал – прокурором был П.И. Ягужинский. Слайд 5

- Внесите изменения в нашу схему. Слайд 6

В. Коллегии

- Не устраивала Петра и система приказов. Проследим его действия.

  1. Кто автор этого указа?
  2. Назовите дату учреждения коллегий в России?
  3. Какие факты приведены в документе? Какие выводы можно из них извлечь?
  4. Кто входил в состав коллегий?
  5. Объясните, что входит в понятие “Генеральный регламент”?

- За каждой коллегией были закреплены определённые обязанности.

- В 1721 г. Учреждена Вотчинная коллегия – ведала землями дворянства.

- Приказ тайных дел был переименован сначала в Преображенский приказ, а затем в Тайную канцелярию, которая занималась политическим сыском.

- В 1720 г. был введён Главный магистрат, которому были подчинены местные магистраты. Они управляли городским населением.

- Внесите изменения в схему. Слайд 9

Г. Церковная реформа.

- В 1721г. Была создана ещё одна особая коллегия. Слайд 10

- О ней вы узнаете, прочитав пукт учебника “Церковная реформа” стр.118.

- Ответьте на вопросы.

1) Как называлась эта коллегия?

2) Кто входил в неё?

3) Какова роль императора в этой коллегии?

4) Кто руководил Синодом?

5) Чего добился Пётр I, проведя эту реформу?

- Внесите изменения в схему. Слайд 11

Д. Областная реформа.

-В условиях Северной войны, к сожалению, первой отказала система местного управления. Тогдашние уезды охватывали огромные пространства, равные нескольким современным областям. Петр I принимает решение об образовании губерний. Прочитайте об этом в учебнике стр. 117.

Заполните схему местного управления. Слайд 12

- В сущности, Петром была проведена децентрализация управления. Новые руководители губерний, ими стали ближайшие сподвижники царя, сосредоточили в своих руках огромную власть над некоторыми старыми уездами.

Е. Табель о рангах.

- Вспомните, по какому принципу назначались на службу чиновники в допетровские времена.

- В чём недостаток этой системы?

- Проведение реформ требовало много талантливых людей. Пётр старался привлечь таких людей к государственной службе. Для усиления их положения в обществе и государстве были приняты в 1714г. Указ о единонаследии и 1722г. Табель о рангах.

- Изучим эти документы и выясним, какие возможности открывались перед служилым человеком.

- На стр.121 прочитайте выдержку из указа о Единонаследии.

-С какой целью был издан этот указ?

-К каким последствиям привело бы сохранение родовых имений в руках одного наследника?

-Какое обеспечение получали остальные дети?

- В чьих интересах принят указ? Кто мог быть недоволен?

- Рассмотрите Табель о рангах.

- О чём этот документ?

- Представьте себя служилым человеком. Вы военный, рядовой Преображенского полка. Вы умны, прилежны в службе, проявляете смекалку и инициативу. Вас заметил командир. Какие возможности продвижения по службе открываются перед вами?

- Теперь старая и новая аристократия уравнивалась в служебном положении. Согласно новому закону всякий получивший чин 8 класса становился потомственным дворянином. Чины с 9 по 14 давали личное дворянство без права передачи по наследству. За свою службу чиновники получали земли и крестьян, а так же денежное содержание.

- Историческое значение Табели о рангах состояло в систематизации административной службы. Все слои общества, в том числе и высшие, были поставлены на службу государству. Табель закрепила отделение воинской службы от гражданской.

Ж.Анализ

В целом это все основные изменения в системе государственного управления.

- Докажите, что эта система государственного управления будет работать эффективнее предыдущей. Слайд 16

- Определите форму государственного правления.

Самодержавие – стр.55 учебника.

Абсолютизм - государственное устройство, при котором власть монарха не ограничена какими-либо учреждениями.

- Каково значение петровских преобразований государственного управления?

IV Закрепление изученного.

- Прочитайте текст и вставьте пропущенные слова.

1. Вместо Боярской думы был образован . ставший высшим правительствующим учреждением. Он обладал не только законодательными, но и распорядительными полномочиями.

2. Вместо нескольких громоздких приказов были созданы . работа которых была более эффективной.

3. Вместо патриарха делами Русской православной церкви ведал . .

4. Страна была разделена на 8 . которые, в свою очередь, были поделены на провинции.

5.С принятием в 1722 году . все слои общества, в том числе и высшие, были поставлены на службу государству. Она закрепила отделение воинской службы от гражданской.

Принятие указа о единонаследии 1714 года стало одной из вех законотворческой деятельности царя Петра I. Этот указ примечателен тем, что в нем впервые в истории страны появился термин “недвижимое имущество”. Его действие продолжалось всего 16 лет.


Предпосылки принятия указа


Причины принятия закона

Постоянное дробление вотчинных усадеб приводило к разорению дворянства. Каждый дворянин имел гарантированный источник дохода, который позволял ему чувствовать себя независимым от монарха. Поместные хозяйства, которые раньше рассматривались как полученные на время за службу, стали обретать черты частной собственности. Армия и бюрократический аппарат, созданные Петром, нуждались в большем количестве офицеров и гражданских чиновников. Традиционный уклад помещичьего и боярского землевладения мешал Петру претворять в жизнь свои радикальные нововведения.

Содержание указа

  • Согласно положениям указа, происходило юридическое слияние поместного и вотчинного землевладения (на практике это сближение произошло гораздо раньше, однако, получило легитимацию только теперь). Возникло новое понятие — недвижимость.

Разъяснение терминов

Прежде чем истолковывать суть приказа, необходимо осветить некоторые юридические положения и разобраться в природе имущественных отношениях того времени.

Дворянство – привилегированное сословие в феодальном обществе. Обладало обширными правами на титулы, земли и недвижимость. Дворянский титул можно было получить за особые заслуги перед государством или же по наследству.

Вотчина – это земельное владение, переходящее по наследству. Она представляла собой совокупность из земли, строений, инструментов, а так же права на живущих на этой земле холопов, т. е. невольных людей.

Поместье – это земельное владение, которое передавалось во владение в знак благодарности за государственную, воинскую или иную службу. Эта форма собственности не была абсолютной, а считалось, что владельцы бессрочно проживают на государственной земле. Поместье могло быть переданным по наследству, а так же быть, объектом экономических отношение, т.е. его можно было продать, обменять, отдать долг и многое другое.

Основные новеллы указа

Основные положения указа

Ещё одним важным моментом в указе Петра было решение о запрете на деление имения при его наследовании. До этого в России многие поместья уменьшались и делились, до тех пор, пока не исчезали вовсе. Причиной этого было разделение наследства между сыновьями, которое расчленялось в геометрической прогрессии. Для устранения этой ситуации было выдвинуто решение о том, что теперь наследником может быть лишь один сын.

Реакция общества на нововведения

Издание указа и его значение

Датой издания указа о единонаследии стало 23 марта 1714 года. Основное его содержание сводится к следующим пунктам:

  • Недвижимое имущество (вотчина, поместье, двор, лавка) не отчуждаются государством, а переходят дворянской семье.
  • По духовной грамоте недвижимость можно передать по выбору завещателя одному из сыновей. Если нет духовной, то недвижимость достается старшему сыну, а если и его нет, то дочери. Движимое имущество делится поровну между остальными детьми.
  • Бездетный землевладелец может отдать имущество по завещанию кому-то из своих родственников.
  • Последний представитель рода должен завещать недвижимость кому-то из женщин своего семейства.

Таким образом, юридически произошло слияние поместного и вотчинного землевладения.

Указ был плохо продуман и имел ряд недостатков. В 1725 его доработали из-за начавшейся путаницы в земледельческих отношениях. Его отменила императрица Анна Иоанновна в 1730 году.

Рис. 3. Анна Иоанновна.

Итоги указа

Закон имел собой благородную цель – наладить земельные отношения в Российской империи. Поспешный и не всегда дальновидный характер Петра внес много путаницы. Землевладельцы пользовались недоработками в законодательстве в корыстных целях. Наследники, не получившие наследства, так как обладателем имения становился только один сын помещика, согласно словам царя должны были делать карьеру в государственной и военной службе. Хоть указ и был вскоре отменен по причине своей несостоятельности, однако он создал собой трамплин для дальнейшего налаживания хозяйственных отношений и ввел множество новых юридических понятий, актуальных и на сегодняшний день.

Последствия

Новая законодательная норма парализовала традиционный порядок оборота недвижимости. Указ о единонаследии способствовал ещё большему сближению помещичьего и дворянского землевладения. Со временем эти два вида собственности окончательно слились в один. Оставаясь без имения, дворянские сыновья были вынуждены искать новые источники дохода. Хотя указ Петра разрешал знати заниматься торговлей, в большинстве своём она выбирала военную службу и чуть реже – штатскую госслужбу. Благодаря притоку дворян, постоянно растущая петровская армия получила достаточное число офицеров, а административный аппарат – необходимое количество чиновников.

Привилегированный класс в целом попадал в большую зависимость от монархии. Это позволяет утверждать, что указ 1714 года был частью петровской политики по закрепощению дворянства. Помимо нового порядка наследования, указ о единонаследии содержал важные нормы семейного и гражданского права. Он дал дополнительную защиту получавшим наследство сиротам и установил минимальный возраст вступления в брак (20 лет для мужчин и 17 – для женщин).

Все перечисленные результаты, кроме последнего, не имели долгосрочного влияния на жизнь Российской империи. В последующие годы Петр I издал несколько указов, смягчивших нормы, изданные в 1714 г. А через пятнадцать лет после его смерти указ о единоначалии был окончательно отменён.

Кол-во блоков: 22 | Общее кол-во символов: 14597
Количество использованных доноров: 7
Информация по каждому донору:

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока в 8 классе с использованием метода проблемного изучения, технологии сотрудничества, технологии использования структурно-логических схем.

Шамшурина Юлия Фанисовна

Учитель 1 квалификационной категории

Тема урока: Государственные реформы Петра I

Тип урока: Урок изучения нового материала.

Цели урока: Показать, что оформление абсолютизма в России происходило путем укрепления центральных органов власти и управления.

Задачи урока: На основе работы со структурно – логической схемой, с текстом учебника, с историческим источником, с исторической картой узнать о реформе государственного управления; в ходе коллективного обсуждения осознать роль и значение преобразовательной деятельности Петра Первого.

Формы, приемы, методы: Фронтальная работа; групповая работа; составление структурно - логических схем (СЛС).

Предполагаемый результат: Знать: цель и итоги реформирования государственного управления; основные понятия темы.

Уметь: определять место и роль государственной реформы Петра Первого; объяснять причины проведения реформ.

Компетенции, УУД: Учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, регулятивные, личностные.

Педагогические технологии: Метод проблемного изучения, технология сотрудничества, технология использования структурно-логических схем.

Технологическая карта урока.

Мотивация к учебной деятельности. Здравствуйте ребята. Сегодня на уроке мы продолжим изучение эпохи Петра Первого. Мы уже познакомились с его преобразованиями в армии. Но даже во время Северной войны Петр не прекращал работу по реформированию государства. О ней пойдет разговор.

Проявляют интерес к материалу изучения.

2. Постановка целей

Создание проблемной ситуации.

Вспомните, какая была система государственного управления до реформ Петра I ? (СЛС государственной системы с пустыми ячейками) Слайд 2.

В чем неудобство этой системы?

Станет ли новая система управления эффективной?

Петру нужен такой аппарат государственного управления, который быстро и качественно мог исполнять его волю, тем более в условиях Северной войны.

Учебно-познавательные, коммуникативные, регулятивные

3. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

Итак, возвратимся к схеме. Назовите уже известное вам изменение в данной СЛС? (император с 1721года)

В результате каких событий введено это изменение? Слайд3.

Демонстрируют знания и умения по теме.

Фиксация имеющихся предметных учебных знаний (умений), известных способов деятельности.

4.Построение проекта выхода из затруднения

1.Организация учащихся по исследованию проблемной ситуации

Итак, возвратимся к СЛС. Назовите уже известное вам изменение в данной схеме (Вспомните, какой была система государственного управления при Алексее Михайловиче и в первые годы правления Петра I? Слайд 4.

Сформулируйте причины вызвавшие реформы Петра I в области государственного управление .

Работа учащихся с раздаточным материалом в группах по 4-5 человек

Группа 1. Сенат (приложение 1) Слайд 6-7

- Прочитайте отрывок из сочинения историка С.М. Соловьёва и ответьте на вопросы.

1) С какой целью учреждён Сенат?

2) Как решались дела в Сенате?

3) Какую роль играл Сенат в системе государственного управления?

Построение схемы слайд 6-7

- Прочитайте отрывок из полного собрания законов Российской империи, ответьте на вопросы.

Кто автор этого указа?

Назовите дату учреждения коллегий в России?

Какие факты приведены в документе? Какие выводы можно из них извлечь?

Кто входил в состав коллегий?

Назовите созданные коллегии

Группа 3. Указ о единонаследии и Табели о рангах (приложение 3,4) Слайд 11

Прочитайте отрывок из указа о единонаследия?

- Вспомните, по какому принципу назначались на службу чиновники в допетровские времена. В чём недостаток этой системы?

-С какой целью был издан Табели о рангах?

- Представьте себя служилым человеком. Вы военный, рядовой Преображенского полка. Вы умны, прилежны в службе, проявляете смекалку и инициативу. Вас заметил командир. Какие возможности продвижения по службе открываются перед вами?

-К каким последствиям привело бы сохранение родовых имений в руках одного наследника?

-Какое обеспечение получали остальные дети?

- В чьих интересах принят указ? Кто мог быть недоволен?

Группа 4. Церковная реформа Слайд 12

1) Как называлась эта коллегия, которая управляла церковными делами?

2) Кто входил в неё?

3) Какова роль императора в этой коллегии?

4) Кто руководил Синодом?

5) Чего добился Пётр I, проведя эту реформу?

6) Добавьте Святейший Синод к нашей СЛС.

Построение схемы слайд 12 -13

Административная реформа(приложение 5) Слайд 14-15

-Ознакомьтесь с представленными вами картами и на их основе сделайте выводы о том, что нового появилось в административно-территориальном делении страны. Дополните свои знания данными учебника (с.117) и на их основе постройте схему местного управления

Построение схемы государственного устройства при Петре I .Слайд 14-15

Каковы итоги реформ Петра I? Слайд 16

Опираясь на СЛС ученики с помощью условного знака формулируют ответ:

Император с 1721г.

Демонстрируют знания и умения по теме.

Создание четко действующего государственного механизма, замена устаревшей громоздкой системы приказов новыми органами управления.

Работа с учебником. Демонстрируют ответы на вопрос, построение СЛС.

Работа с картой-схемой. Работа с учебником.Составление СЛС.

Ответ на проблемный вопрос поставленный в начале урока

Умение структурировать знания, умение правильно и осознанно строить речевое высказывание, умение выстраивать логическую цепь, умение работать с исторической картой и СЛС

5. Первичное закрепление

Решение типовых заданий в форме коммуникативного взаимодействия. Слайд 17-18

Вставьте пропущенные термины:

1. Взамен устаревшей системы приказов в 1718 году было создано 12 _____ (коллегий), каждая из которых ведала определенной отраслью и сферой управления

2. В 1708 году была начата перестройка органов власти и управления на местах. Страна была разделена на 8 ________(губерний)

3. В 1721 году было ликвидировано патриаршество, для управления церковью был создан ________(Святейший правительствующий Синод)

Используют приобретенные знания в практической деятельности, решают творческие задачи.

Ориентируются в информации.

Контроль и коррекция того, что усвоено, осознание качества и уровня усвоения

6. Контроль усвоения, обсуждения допущенных ошибок и их коррекция.

Кто был недоволен реформами Петра I? Дело царевича Алексея (Слайд 19).

Докажите, что эта система государственного управления будет работать эффективнее предыдущей?

Определите форму государственного управления?

Самодержавие – учебник стр 55.

Выявляют границы применимости нового знания, в которых новый способ действия предусматривается как промежуточный вариант.

Умение систематизировать и обобщать изученное, соединять части изученного материала в целое, высказывать суждение по результатам сравнения.

Посмотрим на экран и подведем итоги урока, закончив предложения: (Слайд 20)

Сегодня на уроке я…

Самым полезным и интересным для меня было…

Я встретился с трудностью при …

У меня хорошо получилось…

Мне это необходимо для…

Скажи комплимент данной теме…

Анализируют деятельность по достижению цели

Рефлексия способности организовывать собственную деятельность.

Домашнее задание § 15, вопросы. Слайд 20

С.М. Соловьев. О Сенате.

…Более десяти лет старинная душа привыкла к новому положению – управлять во время отсутствия царя. Привыкла к самостоятельной деятельности и к необходимо связанной с такой деятельностью ответственности, ответственности перед царём, о котором знали, что не пропустит никакого упущения, не посмотрит ни на что сквозь пальцы. Высшее правительственное собрание называется уже конзилию, и члены его – министрами. В 1711г. Эта конзилия министров получила новое название и более определённое значение и устройство: Правительствующий Сенат, к которому каждый должен был прислушиваться, как к самому царю, и в тоже время явилась новая форма присяги государю и государству. Первый суд, наказание несправедливых судей и ябедников, соблюдение строгой бережливости в расходах, умножение доходов, снабжение войск людьми, усиление торговли – вот первые обязанности Сената, приписанные ему учредителем. Дела решались единогласно, каждый указ должны были подписать все члены собственноручно; если один откажется подписать, то приговор остальных недействителен, но несоглашающийся сенатор должен изложить причины своего несогласия на письме.

(Соловьёв С.М. Чтение и рассказы по истории России М.: Правда,1989.с.522)

Приложение 2

Генеральный регламент, 1720г.

Понеже его царское величество…по примерам других христианских областей, всемилостивейшее намерение восприятии изволил, ради порядочного управления государственных своих дел, и исправного определения своих приходов, и поправления полезной юстиции и полиции (то есть в расправе судной и гражданстве), такожде ради возможного охранения своих подданных и содержания морских и сухопутных войск в добром состоянии, також коммерций, художеств и мануфактур, и доброго учреждения своих морских и земских пошлин, и ради умножения и приращения рудокопных заводов, и прочих государственных нужд, следующие к тому потребные и надлежащие Государственные Коллегии учредить. А именно: Иностранных дел, Камор-, Юстиц-, Ревизион-, Воинская, Адмиралтейская, Коммерц-, Штатс-контор, Берг- и Мануфактур – коллегии.

И в оной президентов, вице- президентов и прочих принадлежащих к тому членов и канцелярских и конторных служителей, а более из собственных подданных определить, такожде и потребные канцелярии и конторы при том же учредить. Того ради, запотребно разсудить изволил всем вышеписанных Государственных Коллегиях обретающимся высоким и нижным служителям обще, и каждому особо, сим Генеральным регламентом в известие, и вместо генеральной инструкции (наказа)…объявить.

(В.А. Орлов Хрестоматия по истории России М.,2003. С. 172-173)

Приложение 3

Указ о единонаследии, 23 марта 1714 г.

Всем недвижимых вещей, то есть, родовых, выслуженых и купленых вотчин и поместей, также и дворов и лавок не продавать и не закладывать, но обращатися оным в род таким образом.

Кто имеет сыновей и ему же, аще хощет, единому из оных дать недвижимое, чрез духовную, тому в наследие и будет. Другие же дети обоего полу да награждены будут движимыми имении, которые должен отец их или мать разделити им при себе, как сыновьям, так и дочерям, колико их будет, по своей воли, кроме оного одного, который в недвижимых наследником будет. А ежели у оного сыновей не будет, а имеет дочерей, то должен их определити таким же образом.

Читайте также: