Как создать электронное учебное пособие

Обновлено: 04.07.2024

2. Общие требования к аппарату представления информации в ЭУП.

3. Этапы разработки ЭУП.

4. Разработка дизайна дистанционного курса и поиск эффективных способов интерактивности для модуля дистанционного курса педагогики.

Ключевые понятия: электронное учебное пособие, модуль дистанционного курса, авторское право, интерактивность.

1. Понятие ЭУП, его характеристики

Электронный учебник часто дополняет обычный, а особенно эффективен в тех случаях, когда он: обеспечивает практически мгновенную обратную связь; помогает быстро найти необходимую информацию, поиск которой в обычном учебнике затруднен; существенно экономит время при многократных обращениях к гипертекстовым объяснениям; наряду с кратким текстом – показывает, рассказывает, моделирует и позволяет быстро, но в темпе наиболее подходящем для конкретного индивидуума, проверить знания по определенному разделу.

Электронный вариант учебника вмещает в себя и средства контроля, так как контроль знаний является одной из основных проблем в обучении. Долгое время в отечественное системе образования контроль знаний, как правило, проводилось в устной форме. Многие, конечно, не разделяют этой позиции, считая, что тесты исключают такие необходимые навыки, как анализирование, сопоставление. Таким образом, можно надеяться, что применение новых информационных технологий способствует повышению эффективности обучения, а также являются незаменимым инструментом при самостоятельной подготовке обучающегося.

Кому и зачем нужен электронный учебник?

Выделяют ряд преимуществ электронных пособий и учебников:

· облегчают понимание изучаемого материала за счет иных, нежели в печатной учебной литературе, способов подачи материала: индуктивный подход, воздействие на слуховую и эмоциональную память и т.п.;

· допускают адаптацию в соответствии с потребностями учащегося, уровнем его подготовки, интеллектуальными возможностями и амбициями;

· предоставляют возможности для самопроверки на всех этапах работы;

· выполняют роль наставника, предоставляя неограниченное количество разъяснений, повторений, подсказок и прочее.

На практических занятиях:

· позволяют преподавателю проводить занятие в форме самостоятельной работы за компьютерами, оставляя за собой роль руководителя и консультанта;

· позволяют преподавателю с помощью компьютера быстро и эффективно контролировать знания учащихся, задавать содержание и уровень;

· сложности контрольного мероприятия позволяет использовать компьютерную поддержку для решения большего количества задач, освобождает время для анализа полученных решений и их графической интерпретации.

· позволяют выносить на лекции и практические занятия материл по собственному усмотрению, возможно, меньший по объему, но наиболее существенный по содержанию, оставляя для самостоятельной работы с ЭУ то, что оказалось вне рамок аудиторных занятий;

· позволяют оптимизировать соотношение количества и содержания примеров и задач, рассматриваемых в аудитории и задаваемых на дом;

· позволяют индивидуализировать работу со студентами, особенно в части, касающейся домашних заданий и контрольных мероприятий.

· позволяют студентам получать всегда новую информацию, не тратя денежных средств;

· позволяют учебным заведениям экономить денежные средства на покупку печатной литературы для каждого студента.

2. Требования к электронным учебникам

В настоящее время к учебникам предъявляются следующие требования:

1. Информация по выбранному курсу должна быть хорошо структурирована и представляет собою законченные фрагменты курса с ограниченным числом новых понятий;

3. Текстовая информация может дублировать некоторую часть живых лекций;

4. На иллюстрациях, представляющие сложные модели и устройства, должна быть мгновенная подсказка, появляющаяся или исчезающая синхронно с движением курсора по отдельным элементам иллюстрации (карты, планы, чертежа сборки изделия, пульта управления объектом);

5. Текстовая часть должна сопровождаться многочисленными перекрестными ссылками, позволяющими сократить время поиска необходимой информации, а также мощным поисковым центром. Перспективным элементом может быть подключение специализированного толкового словаря по данной предметной области;

6. Видеоинформация или анимация должны сопровождать разделы, которые трудно понять в обычном изложении. Видео клипы позволяют изменять масштаб времени и демонстрировать явления в ускоренной, замедленной или выборочной схеме;

7. Наличие аудиоинформации, которая во многих случаях является основной и порой незаменимой содержательной частью учебника.

В режиме работы электронного учебника можно выделит три основных режима:

· обучение без проверки;

· обучение с проверкой, при котором в конце каждой главы обучаемому предлагается ответить на несколько вопросов, позволяющих определить степень усвоения материала;

· тестовый контроль, предназначенный для итогового контроля знаний с выставлением оценки.

В настоящее время к учебникам предъявляются следующие требования: структурированность, удобство в обращении, наглядность изложенного материала. Чтобы удовлетворить вышеперечисленные требования, целесообразно использовать гипертекстовые технологии.

3. Основные формы электронных учебных изданий

Электронный курс обычно содержит три составляющих: презентационная часть, в которой излагается основная информационная часть курса, упражнения, с помощью которых закрепляются полученные знания, и тесты, позволяющие проводить объективную оценку знаний студента.

Энциклопедия. Это базовая форма электронного средства обучения. На содержательном уровне термин энциклопедия означает, что информация должна быть полной и даже избыточной по отношению к стандартам образования. Ведь она должна удовлетворить каждого из тех, кто к ней обратится. Естественно, что информация должна быть представлена в адекватной форме. Для электронных энциклопедий характерен соответствующий сервис: ссылки, закладки, поиск по ключевым словам и т.д.

Задачник. Это важнейшая форма обучающей программы. Задачник в обучающей программе наиболее естественно осуществляет функцию обучения. Термин задачник не должен вводить в заблуждение. Задачник может быть и по гуманитарным дисциплинам. Главное в электронном задачнике - дозированная помощь. Пользователь получает именно ту и только ту учебную информацию, которая необходима для решения конкретной задачи. Главная проблема - подбор задач, перекрывающих весь теоретический материал. При подборе задач приходится решать противоречивую оптимизационную проблему. С одной стороны, каждая задача должна раскрывать или гарантировать через дозированную помощь усвоение определенного теоретического материала и быть по силам каждому из тех пользователей, на которых рассчитан электронный обучающий продукт. С другой стороны, количество задач не должно пугать пользователя и не лишать его столь важной уверенности в своих силах. Формирование хорошего электронного задачника по силам только методистам самой высокой квалификации.

Креативная среда. Современные обучающие программы должны обеспечивать творческую работу пользователя с объектами изучения и с моделями систем взаимодействующих объектов. Именно творческая работа, способствует формированию и закреплению комплекса навыков и умений. С точки зрения программиста, креативная среда является одной из наиболее трудоемких составных частей обучающей программы. Очень сложно решить проблему интерфейса креативной среды. Здесь нужны и талант, и знания, и мастерство. Ведь изучение интерфейса креативной среды не должно быть дополнительным барьером, неожиданно возникающим перед пользователем. Креативная среда позволяет организовать коллективную работу над проектом.

Перечисленные формы могут быть реализованы в виде отдельных электронных курсов, либо сгруппированы. Все зависит от замысла создателя электронного курса, который должен владеть знаниями об истории и возможностях электронных курсов. Успех электронного курса будет зависеть от того, как часто он будет использоваться в обучении.

4. Достоинства и недостатки электронных учебников

К достоинствам можно отнести:

1. Возможность адаптации и оптимизации пользовательского интерфейса под индивидуальные запросы обучаемого. В частности, имеется в виду возможность использования как текстовой или гипертекстовой, так и фреймовой структуры учебника, причем количество фреймов, их размеры и заполнение может изменяться. Вместо части фреймов, по желанию студента, можно использовать всплывающие окна с тем же самым содержимым, например, с рисунками или списком определений.

2. Возможность использования дополнительных (по сравнению с печатным изданием) средств воздействия на обучаемого (мультимедийное издание), что позволяет быстрее осваивать и лучше запоминать учебный материал. Особенно важным нам представляется включение в текст пособия анимационных моделей. Положительный эффект можно достигнуть и с помощью звукового сопровождения, соответствующего лекторскому тексту.

3. Возможность построения простого и удобного механизма навигации в пределах электронного учебника. В печатном издании таких возможностей две: оглавление и колонтитулы, иногда к ним также относят глоссарий. Однако для практической реализации этих возможностей необходимо листать страницы учебника. В электронном пособии используются гиперссылки и фреймовая структура или карты-изображения, что позволяет, не листая страниц, быстро перейти к нужному разделу или фрагменту и при необходимости так же быстро возвратиться обратно. При этом не требуется запоминать страницы, на которых были расположены соответствующие разделы.

4. Развитый поисковый механизм не только в пределах электронного учебника, но и вне его. В частности, по гипертекстовым ссылкам можно перемещаться по тексту издания, просматривать рисунки, обращаться к другим изданиям, ссылки на которые имеются в нем (литература и пр.), даже написать электронное письмо автору пособия с просьбой объяснить те или иные положения учебника. При использовании сетевых обучающих структур возможно обсудить положения учебника с другими студентами (в электронном читальном зале), оставаясь на своем рабочем месте.

5. Возможность встроенного автоматизированного контроля уровня знаний студента, и на этой основе автоматический выбор соответствующего уровню знаний слоя учебника, как указано в следующем пункте.

6. Возможность адаптации изучаемого материала к уровню знаний студента, следствием чего является улучшение восприятия и запоминания информации. Адаптация основана на использовании слоистой структуры издания, причем в соответствии с результатами тестирования студенту предоставляется слой, соответствующий уровню его знаний.

7. Главное преимущество электронного учебника это возможность интерактивного взаимодействия между студентом и элементами учебника. Уровни ее проявления изменяются от низкого и умеренного при перемещении по ссылкам до высокого при тестировании и личном участии студента в моделировании процессов. Если тестирование подобно собеседованию с преподавателем, то участие в моделировании процессов можно сопоставить с приобретением практических навыков в процессе производственной практики в реальных или приближенных к ним условиях производства.

Основные недостатки электронных учебников и других электронных материалов:

1. Отсутствие в большинстве случаев концепции, которая лежит в основе издания электронного учебника или иного пособия.

2. Большинство электронных учебников (учебных материалов) представляют собой упрощенные популяризаторские справочники, весьма поверхностные, которые не могут стать источником системного, углубленного знания.

3. Не все достаточно хорошо воспринимают текст на экране.

4. Методически не продуманная (а иногда и просто вредная) подача учебного материала. Учащимся предписывают действовать по определенной довольно жесткой схеме, тем самым сковывая их самостоятельную деятельность.

Мультимедийные средства, используемые в большом количестве при создании электронных учебников, часто являются избыточными. Они отвлекают, раздражают, не дают сосредоточиться. Выразительные средства должны быть довольно скупы и не подменять собою содержательную часть.

5. Форматы электронных книг

Существует несколько групп форматов электронных книг – графические и растровые форматы. Растровые форматы представляют объект в виде множества точек, векторные – в виде простейших геометрических фигур (точки, линии, многоугольники).

Однако, как и любая другая, эта классификация условна. Например, PostScript (.ps, .eps), PDF могут быть чисто векторными. Так же DOC, PDF могут содержать только растровые отсканированные картинки или же наоборот – содержать только текст.

Существует также разделение форматов электронных книг на предназначенные для чтения текста он-лайн и для сохранения на компьютере пользователя. К первой группе относятся файлы такого формата, как HTML и TXT, ко второй – RTF, DjVu, PDF и др.

Графические растровые форматы: TIFF, JPEG, DjVu.

Графические векторные форматы с оформлением: RTF, HTML, OPF FlipBook, PDF, LIT, ExeBook, RBS.

Простой текст (plaintext): TXT.

6. Обзор программ по созданию электронных книг

KvisoftFlipBookMakerPro - это программа, позволяющая конвертировать pdf файлы в книги с возможностью перелистывания страниц. С помощью данной программы можно создавать профессиональные фотокниги, 3d книги, альбомы и видеожурналы. Программа позволяет конвертировать файлы в различные форматы, такие как SWF, FLV, EXE, HTML. Kvisoft FlipBookMaker включает в себя более 20 встроенных шаблонов с возможностью создания своих собственных, позволяет добавить название книги, цвет и фон, кнопки навигации. Есть возможность импортировать фотографии или изображения в форматах JPG, BMP, JPEG, PNG, музыкального сопровождения.

6.Структурная организация электронного учебного пособия

Традиционное построение электронного учебного пособия заключается в следующем: предъявление учебного материала, практические задания, тестирование.

Требования к электронному учебному пособию:

1. Информация по выбранному курсу должна быть хорошо структурирована, и представлять собою законченные фрагменты курса с ограниченным числом новых понятий.

3.Текстовая информация может дублировать некоторую часть живых лекций.

4.На иллюстрациях, представляющих сложные модели или устройства, должна быть мгновенная подсказка, появляющаяся или исчезающая синхронно с движением курсора по отдельным элементам иллюстрации (карты, плана, схемы, чертежа сборки изделия, пульта управления объектом и т.д.).

5.Текстовая часть должна сопровождаться многочисленными перекрестными ссылками, позволяющими сократить время поиска необходимой информации, а также мощным поисковым центром. Перспективным элементом может быть подключение специализированного толкового словаря по данной предметной области.

6. Видеоинформация или анимации должны сопровождать разделы, которые трудно понять в обычном изложении.

7. Наличие аудиоинформации, которая во многих случаях является основной и порой незаменимой содержательной частью учебника.

Алгоритм создания электронной книги.

1. На первом этапе создания электронной книги необходимо подготовить текст будущей книги в любом текстовом редакторе.

2. Подготовить изображения к тексту книги.

3. Создать шаблонweb- страниц в любом редакторе html – страниц. Например, можно использовать программуFronPage 2003.

4. Заполнить шаблоны web - страниц текстом и изображениями, используя для этого редакторhtml- страниц.

5. Создать графическую 3D обложку электронной книги.

6. На стартовую страницу книги вставить изображение 3D обложки электронной книги.

7. Создать гиперссылки для навигации между страницами книги.

8. Выполнить компиляцию книги с помощью компилятораNatataeBookCompiler.



Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.


Компьютеры занимают важное место в каждой отрасли человеческой деятельности, современные технологии не обходят стороной и высшее образование. Необходимость использования современных информационно-коммуникационных технологий на занятиях приводит преподавателей к созданию, так называемых электронных учебников (ЭУ). Это учебник, реализованный в электронном виде с использованием компьютерных средств обучения и контроля знаний обучаемых. Он должен содержать систематизированный материал теоретического и практического содержания по изучаемой дисциплине, обеспечивать активное и творческое овладение студентами знаний, умений и навыков по ней. Для создания успешного ЭУ необходимо наделить его полнотой информации, качеством методического инструментария, качеством технического исполнения, наглядностью, логичностью и последовательностью изложения.

Создание ЭУ эффективно решает проблему дополнение и обновление информационно-дидактического материала. Мы можем изменять задания, упражнения, он не ограничен в объеме и содержит большое количество наглядных примеров, подробно иллюстрируется динамика изменения объектов. ЭУ полезен для организации самостоятельной работы студентов, а также важной особенностью является, содержащиеся в нем средства контроля знаний — компьютерное тестирование.

Средства создания электронных учебников можно разделить на группы на основе комплексного критерия, учитывающего назначение и выполняемые функции, требования к техническому обеспечению и особенности использования. В соответствии с этим критерием можно выделить следующие классы:

- традиционные алгоритмические языки;

- инструментальные средства общего назначения;

- гипертекстовые и гипермедиа средства.

При создании учебника можно ориентироваться на следующие основные этапы:

- Постановка целей и задач его разработки.

- Планировка структуры электронного учебника.

- Подборка содержания по разделам и темам учебника.

- Подготовка отдельных компонент электронного учебника.

- Корректировка содержания по результатам апробации.

- Разработка методического пособия для пользователя.

Электронные учебники могут иметь различную структуру: линейную, древовидную, фреймовую.

Перечислим основные принципы, которыми следует руководствоваться при создании электронного учебника.

1. Принцип квантования: разбиение материала на разделы, состоящие из модулей, минимальных по объему, но замкнутых, обособленных по содержанию.

2. Принцип наглядности: каждый модуль должен состоять из коллекции кадров с минимумом текста и визуализацией, облегчающей понимание и запоминание учебного материала.

3. Принцип ветвления: каждый модуль должен быть связан гипертекстовыми ссылками с другими модулями так, чтобы у пользователя был выбор перехода к требуемой информации. Данный принцип предполагает наличие рекомендуемых переходов, реализующих различные последовательности изучения дисциплины.

4. Принцип регулирования: обучаемый самостоятельно управляет сменой кадров, имеет возможность отобразить на экране любое количество примеров, решить необходимое ему количество задач, выбираемых самостоятельно или заданного преподавателем в зависимости от уровня сложности, а также проверить себя, ответив на контрольные вопросы и выполнив контрольную работу, заданного уровня сложности.

5. Принцип адаптивности: электронный учебник должен допускать адаптацию к потребностям конкретного пользователя в процессе обучения, позволять варьировать глубину и сложность изучаемого материала и его прикладную направленность в зависимости от будущей специальности обучаемого, а также, ориентируясь на возможности пользователя, генерировать дополнительный иллюстративный материал, предоставлять графические и геометрические интерпретации изучаемого материала, решения требуемых задач.

6. Принцип компьютерной поддержки: в любой момент обучаемый может получить компьютерную поддержку, освобождающую его от рутинной работы и позволяющую сосредоточиться на сути изучаемого в данный момент материала, рассмотреть большее количество примеров и решить более сложные задачи в большем количестве. Причем компьютер не только выполняет громоздкие преобразования, разнообразные вычисления и графические построения, но и совершает математические операции любого уровня сложности, если они уже изучены ранее, а также проверяет полученные результаты на любом этапе, а не только на уровне ответа.

7. Принцип собираемости: электронный учебник (и другие учебные материалы) должны быть выполнены в форматах, позволяющих компоновать их в единые электронные комплексы, расширять и дополнять их новыми разделами и темами, а также формировать электронные библиотеки по отдельным дисциплинам (например, для специализированных компьютерных классов) или личные электронные библиотеки преподавателя, исследователя или студента (в соответствии со специальностью и курсом, на котором он учится).

После создания электронного учебника следует грамотно ознакомить обучающихся с ним и начать обучение с его помощью. Для этого необходимо:

1. Каждому студенту изучить методическое пособие для пользователя;

2. Провести ознакомительную лекцию с правилами пользования ЭУ;

3. Проводить изучение каждой темы с использованием ЭУ;

4. Решать задачи, тесты, контрольные работы, входящие в ЭУ;

5. Итоговая проверка знаний через электронный тест ЭУ.

1. Акимова И. В., Ермолаева Е. И. Использование специальных программных средств в математическом моделировании// В мире научных открытий. 2012. № 5.4. С. 85–96.

2. Акимова И. В., Ермолаева Е. И. Организация модульного обучения математике студентов строительного вуза при использовании информационных образовательных ресурсов// В мире научных открытий. 2011. № 8. С. 83–95.

3. Жидкова А. Е., Титова Е. И. Рекомендации для преподавателей по использованию технологии модульного обучения// Молодой ученый. 2014. № 2 (61). С. 756–757.

Основные термины (генерируются автоматически): электронный учебник, задача, компьютерная поддержка, методическое пособие, создание, учебник.

Похожие статьи

Электронное учебное пособие — учебное электронное издание, созданное на высоком научно-методическом и техническом уровне, частично заменяющее или дополняющее обычный учебник.

Электронное учебное пособие — учебное электронное издание, созданное на высоком научно-методическом и техническом уровне, частично заменяющее или дополняющее обычный учебник.

Технология создания электронного учебника по курсу.

Технология создания электронного учебника достаточно трудоемка и включает следующие этапы: определение целей и задач

Технология создания электронного учебника по курсу.

Технология создания электронного учебника достаточно трудоемка и включает следующие этапы: определение целей и задач

Создание электронного учебника по программе Аuto Рlay

Задачи исследования:  Изучить методическую литературу.  Изучить различные программы создания электронных учебников.  Создать электронный учебник как интерактивно-мультимедийное приложение с помощью программы AutoPlay Media Studio.

Создание электронного учебника по программе Аuto Рlay

Задачи исследования:  Изучить методическую литературу.  Изучить различные программы создания электронных учебников.  Создать электронный учебник как интерактивно-мультимедийное приложение с помощью программы AutoPlay Media Studio.

Как написать учебное пособие — Молодой ученый

Учебное пособие и учебник: различия и связи. Чем учебное пособие отличается от учебника?

Также необходимо уделить внимание методологии и историографии вопроса, изложить цели и задачи учебного пособия.

Как написать учебное пособие — Молодой ученый

Учебное пособие и учебник: различия и связи. Чем учебное пособие отличается от учебника?

Также необходимо уделить внимание методологии и историографии вопроса, изложить цели и задачи учебного пособия.

Методика использования электронного учебника на уроках.

Использование компьютерных программ, являющимися электронными учебниками, ориентировано на поддержку традиционного курса

Методика использования электронного учебника на уроках.

Использование компьютерных программ, являющимися электронными учебниками, ориентировано на поддержку традиционного курса

Технология Wolfram CDF для создания электронного учебника.

В настоящее время компьютер стал не только быстрым вычислителем, но и средством или инструментом для проведения исследований в различных областях знаний. Методы и формы применения компьютерных технологий в учебном процессе — актуальная методическая и.

Технология Wolfram CDF для создания электронного учебника.

В настоящее время компьютер стал не только быстрым вычислителем, но и средством или инструментом для проведения исследований в различных областях знаний. Методы и формы применения компьютерных технологий в учебном процессе — актуальная методическая и.

Использование электронных учебных пособий в учреждениях.

Электронные учебные пособия выступают в качестве ассистентов преподавателей, принимая на себя

Использование компьютерной анимации позволяет визуализировать сложные схемы, процессы и явления макро- и микромира, заглянуть внутрь уникального оборудования.

Использование электронных учебных пособий в учреждениях.

Электронные учебные пособия выступают в качестве ассистентов преподавателей, принимая на себя

Использование компьютерной анимации позволяет визуализировать сложные схемы, процессы и явления макро- и микромира, заглянуть внутрь уникального оборудования.

Электронный учебник как средство обучения в высшем.

Компьютерные программы объединяют часто в электронные и мультимедийные учебники.

Электронный учебник это программно-методический комплекс междисциплинарного курса.

Электронный учебник как средство обучения в высшем.

Компьютерные программы объединяют часто в электронные и мультимедийные учебники.

Электронный учебник это программно-методический комплекс междисциплинарного курса.

Применение электронных учебников в образовательном процессе

Но в электронном учебнике возможно реализовать методический прием "делай как я". Такая среда наделяет электронный учебник чертами живого учителя.

Разработка компьютерной поддержки.

Применение электронных учебников в образовательном процессе

Но в электронном учебнике возможно реализовать методический прием "делай как я". Такая среда наделяет электронный учебник чертами живого учителя.

Разработка компьютерной поддержки.

Роль современного компьютера в процессе документооборота трудно переоценить. Причем цифровой формат представления данных сохраняет целыми не только гектары лесов, но и время, нервы и силы простых офисных работников. Поэтому давайте разбираться подробнее, как создать электронную книгу для хранения документов:


Что такое электронная книга

Что такое электронная книга

В современном понятии электронная книга – эта электронная версия бумажного оригинала, выполненная в цифровом виде. Создана электронная книга может быть в одном из общепринятых форматах. Часто электронную книгу называют e-book или e-text .

Под e-book также понимают любое учебное издание по какой-либо дисциплине, выполненное в одном из цифровых форматов и снабженное примечаниями, или упражнениями. А также поясняющими иллюстрациями в виде растровых изображений.

Термин e-book используется как к цифровым вариантам книг, так и к портативным устройствам, созданных специально для их прочтения.

Что такое электронная книга - 2

E-book может быть выполнена в различных цифровых форматах. Постараемся выделить их основные виды:

  • Обычный текст – имеется в виду формат txt , который может быть создан ( прочитан ) с помощью обычного текстового редактора ( Блокнот );
  • В виде растровых графических изображений – к ним относятся форматы DjVu , TIFF , JPEG и другие;
  • Мультимедийные форматы электронных книг – это могут быть файлы с расширением exe , SWF . А также различные форматы аудиокниг ( MP3, Vorbis );
  • Java -книги – приложения, созданные специально для мобильных устройств, работающих на основе Java .

Более подробно хотелось бы остановиться на нескольких основных форматах, используемых в настоящее время для создания электронных книг.

Основные форматы e-book

В наше время электронные книги чаще всего представлены в нескольких наиболее популярных форматах.

К ним относятся:

  • HTML – создан с использованием языка гипертекстовой разметки. Книги представляют собой объединенные между собой html страницы. Для перехода между разделами используются гиперссылки. Открыть такую книгу можно с помощью обычного браузера или через специальный интерфейс;
  • Electronic Publication (ePub) – открытый международный стандарт, созданный специально для электронных книг. Формат позволяет записывать и распространять книгу в одном файле. При этом сам источник представляет собой ZIP -архив, в котором сохранены данные в стандартах HTML, XML, PDF ;
  • DjVu – формат представляет собой реализацию технологии сжатия изображения с незначительными потерями. Он был разработан специально для сохранения отсканированных текстов, иллюстрированных различными рисунками, графиками и диаграммами. Технология оптимально адаптирована для передачи DjVu -файлов по сети. Это позволяет начать прочтение книги еще во время ее загрузки:

Основные форматы e-book

  • PDF (Portable Document Format) – межплатформенный стандарт для хранения и создания электронных документов от компании Adobe. В его реализации использован ряд возможностей языка PostScript . Формат ориентирован специально для отображения в электронном виде различных печатных изданий. Он поддерживает использование в тексте векторной и растровой графики и внедрение необходимых шрифтов ( построчно ). О том, как сделать книгу в pdf , мы поговорим немного позже. Для чтения документов в этом формате чаще всего используется бесплатное приложение Adobe Acrobat :

Основные форматы e-book - 2

  • fb2 (FictionBook) – структура формата описывается на языке XML . То есть каждый элемент книги расположен в своем теге. Это обеспечивает кроссплатформенность стандарта и готовность данных к изменению ( редактированию, созданию ) и чтению на любом устройстве.

Но все эти сведения являются справочными, и никак не объясняют практической стороны вопроса. Например, как создать электронный учебник. Поэтому оставим теоретическую составляющую и займемся практикой.

Создание учебника на основе HTML

Создание учебника на основе HTML

Для начинающих пользователей в справке к приложению предлагается скачать шаблон под html страницы для книги на официальном сайте. Это должно во многом упростить весь процесс:

Создание учебника на основе HTML - 2

На деле шаблон оказался лишь собранием простых веб-страниц, код которых не отличается сложностью. Но для добавления в них содержимого и картинок понадобится специальный редактор с поддержкой html :


После вставки в html названия страниц и их содержимого мы заново сохранили все файлы:





Вот что у нас получилось в результате создания образца электронного учебника в html . Конечно, можно было бы внести некоторые поправки, но для демонстрации всего процесса вполне подходит:


Еще несколько подобных программ:

  • HTML Help Workshop ;
  • eBooksWriter LITE .

Создание PDF книг

Для создания PDF книги мы использовали программу SunRav BookOffice . На официальном сайте можно найти много информации о приложении. Особенно радует наличие обширного раздела технической документации:

Создание PDF книг

Приложение поддерживает создание не только PDF документов, но и создание книг на основе других стандартов:

Создание PDF книг - 2

Мы выбрали наиболее легкий путь. Поэтому в показанном выше меню выбрали в качестве источника статьи в формате Word :



Вот как выглядела наша созданная книга:


Еще несколько подобных программ для создания электронных книг:

  • PDFCreator – полностью бесплатное приложение;
  • doPDF –платить тоже не надо.

А также специализированные онлайн-сервисы:

В статье предлагается обзор программных средств создания электронных учебников. В качестве данных средств рассмотрены языки программирования, средства мультимедиа, гипертекстовые и гипермедиа средства, специальные программные средства создания электронных учебников. Выделены достоинства и недостатки электронных учебников, созданных с помощью вышеперечисленных программных средств. Рассмотрено понятие международного стандарта SCORM. В заключение статьи приведены общие критерии выбора программного средства для разработки электронного учебника.


1. Александрова Н.В. Подготовка будущих учителей гуманитарных специальностей к применению и созданию электронных образовательных ресурсов: дис… канд. пед. наук: 13.00.02 / Н.В. Александрова. – Нижний Тагил, 2008. – 187 с.

2. Гребнева Д.М. Использование информационных технологий в образовании как фактор формирования учебной успешности учащихся // Проблемы и перспективы развития образования в России. – 2011. – № 12. – С. 121-126.

3. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании: учебное пособие для студентов – высших учебных заведений. – 3-е изд., – М.: Академия, 2007. – 192 с.

4. Зимина О.В., Кириллов А.И. Печатные и электронные учебники в современном высшем образовании: Теория, методика, практика. – М.: МЭИ, 2003, – 167 с.

В результате динамичного развития сферы информационных и коммуникационных технологий и их влияния на все аспекты жизни общества, повышается роль электронных средств обучения в образовании [2]. Под электронными средствами обучения понимают электронные издания, содержащие систематизированные сведения научного или прикладного характера, изложенные в форме, удобной для изучения и преподавания, и рассчитанное на обучающихся разного возраста и степени обучения [1]. К наиболее популярным электронным средствам обучения относятся электронные учебники (ЭУ).

В настоящее время можно выделить основные требования к современным учебным пособиям, которые должны быть ориентированы на увеличение самостоятельной работы студента, а, следовательно, должны быть более простыми в использовании, информативными, наглядными, усиливающими мотивацию к освоению предмета; быть доступными для всех желающих получить полноценное образование; обеспечивать подготовку специалистов высокого класса; широко использовать современные средства телекоммуникации и новейшие информационные технологии.

Многие из перечисленных требований противоречивы и трудно совместимы, поэтому разработка электронного учебника представляет собой сложную задачу, решаемую коллективом специалистов разного профиля, и требует обоснованного выбора подходящего программного обеспечения.

Средства создания электронных учебников можно разделить на группы используя комплексный критерий, включающий такие показатели, как назначение и выполняемые функции, требования к техническому обеспечению, особенности применения. В соответствии с указанным критерием возможна следующая классификация [4]:

- гипертекстовые и гипермедиа средства;

- специальные программные средства создания электронных учебников.

- сложность модификации и сопровождения;

- большую стоимость вследствие трудоемкости разработки.

- разнообразие стилей реализации (цветовая палитра, интерфейс, структура ЭУ, способы подачи материала);

- отсутствие аппаратных ограничений, то есть возможность создания ЭУ, ориентированного на имеющуюся в наличие техническую базу.

Следует отметить, что учитывая современное состояние технической базы в образовательных учреждениях, использование языков программирования для создания электронных учебников становится неактуальным. Данное программное средство, как правило, используют для написания отдельных модулей учебников с элементами интерактивности (модули проверки знаний, тренировочные задания, виртуальные эксперименты и др.)

Средства мультимедиа. Технологии мультимедиа объединяют несколько способов подачи информации: текст, неподвижные изображения, движущиеся изображения и звук в интерактивный продукт.

Средства мультимедиа позволяют значительно обогатить учебный материал за счет активизации всех способов восприятия. Таким образом, к достоинствам электронных учебников, созданных с помощью данного программного средства относят:

- возможность комбинированного представления учебного материала в графическом, текстовом, звуковом виде;

- большой вес электронного учебника на диске;

- преобладает линейная структура представления учебного материала.

Гипертекстовые и гипермедиа средства. Гипертекст – это способ нелинейной подачи текстового материала, при котором в тексте имеются каким-либо образом выделенные слова, имеющие привязку к определенным текстовым фрагментам [3]. Таким образом, пользователь не просто листает по порядку страницы текста, он может отклониться от линейного описания по какой-либо ссылке, то есть сам управляет процессом выдачи информации. В гипермедиа системе в качестве фрагментов могут использоваться изображения, а информация может содержать текст, графику, видеофрагменты, звук.

Использование гипертекстовой технологии удовлетворяет таким предъявляемым к учебникам требованиям, как структурированность, удобство в обращении. При необходимости такой учебник можно опубликовать в сети Интернет и его можно легко корректировать. В настоящее время существует множество различных гипертекстовых форматов (HTML, DHTML, PHP и др.)

К достоинствам электронных учебников, созданных средствами гипертекстовых технологий относят:

- полную совместимость с web-технологиями и возможность опубликования ЭУ в сети Интернет;

- компактность представления учебного материала и малый вес ЭУ за счет применения специальных алгоритмов сжатия информации.

- отсутствие единого стандарта представления учебного материала;

- зависимость отображения учебного материала от конкретного браузера.

Специальные программные средства создания электронных учебников. В настоящее время существуют множество специальных программ для составления электронных учебников. Достоинства и недостатки электронных учебников, созданных с их помощью представлены в табл.

Достоинства и недостатки электронных учебников, созданных с помощью специальных программных средств

Единый стандарт представления компонентов ЭУ по разным учебным курсам

Ограничения в представлении иллюстраций и мультимедиа

Наличие встроенных контролирующих и тренажерных систем

Ограничения возможностей для создания вариативной части ЭУ

Жесткое структурирование компонентов и материалов

Ограничение свободы преподавателя в структурировании учебных материалов и их компонентов

Рассмотрим несколько специальных программ для создания электронных учебников.

eBooksWriter LITE. Простая в эксплуатации программа с достаточным количеством функций. С её помощью создают книги не только для персональных компьютеров, но и для мобильных устройств. eBooksWriter LITE имеет простой визуальный редактор, подходящий как для начинающего, так и для продвинутого пользователя. Продукт даёт возможность не только создавать пособия с нуля, но и импортировать уже готовые книги в формате *.rtf или .*doc. Кроме текстовых данных, книга, созданная с помощью eBooksWriter LITE, может содержать аудио и видео файлы и таблицы.

- электронный учебник, созданный с помощью данного продукта, представляет собой самораспаковывающийся файл небольшого размера.

- можно защитить паролем отдельные части книги или всё пособие целиком;

- есть возможность защиты от копирования или печати;

- книги сохраняются в форматах *.exe или *. аen.

- есть подключаемые модули.

Бесплатная версия LITE может создавать электронные учебники только размером до 1 мб, что соответствует примерно 20 страницам. В версиях pro и gold допустимый размер книг гораздо больший: до 260000 страниц.

eBook Maestro. Универсальное средство создания электронных журналов, пособий, отчётов, презентаций, опросников, книг и т.п. С помощью данного продукта в пособие могут быть включены файлы разных типов: HTML страницы, VB и Java скрипты, звуковые, графические и видео файлы и многие другие.

- обработка и сохранение данных, введённых пользователем в проект;

- преобразование текста в речь;

- быстрый и удобный поиск.

- максимальное число файлов для одной книги в версии FREE – 500, в то время как в версиях STANDARD и PRO их неограниченное количество.

ChmBookCreator – это простой в использовании продукт, который из обычных файлов htm, txt, doc и rtf создаст электронное пособие, которое будет выглядеть как обычная раскрытая книга на бумажном носителе. С помощью ChmBookCreator можно создать хорошо структурированный электронный учебник.

- можно не только создавать электронные учебники, но и конвертировать их из других форматов;

- есть возможность создавать собственный уникальный дизайн для пособия;

- удобен для неопытного пользователя;

- наличие подробной встроенной справки.

- в CHM файлах нет ни скроллинга, ни закладок.

- медленная обработка файлов *.doc.

TurboSite. Бесплатная программа для создания сайтов и электронных учебников. Можно создать HTML-сайт или электронный учебник с поддержкой комментариев, формы обратной связи, вставки видео-файлов и JavaScript-тестов и другими возможностями. Программа очень проста в обращении, не требует знания языков программирования и разметки текста.

- программа проста в освоении и предлагает множество готовых шаблонов, которые в процессе работы можно изменять;

- работа осуществляется через веб-браузер с поддержкой стандарта HTML5;

- результат получается быстро и его можно редактировать в процессе работы.

- возможность некорректного отображения материала в разных браузерах;

- в структуре создаваемого электронного учебника все разделы будут одного уровня.

Learning Content Development System. Система управления обучением, совместимые с форматом SCORM, который описывает техническую структуру ЭУ с помощью некоторых основных принципов, спецификаций, и стандартов, основанных на работе других уже созданных спецификаций и стандартов электронного и дистанционного образования [5].

Система предназначена для создания электронных учебников с интерактивными тестами, демонстрационными роликами, экзаменами и анимацией. Использование среды не требуется никаких особых навыков программирования или дизайна. Интерактивные курсы строятся путем создания и настройки различных модулей на основе готовых шаблонов с использованием созданных автором аудио и видео клипов и других мультимедийных файлов.

- создание веб-материалов, соответствующих набору стандартов Sharable Content Object Reference Model (SCORM) и пригодных к использованию в системах для управления обучением.

- выбор форм из широкого многообразия форм для создания эффективных электронных курсов и интерактивных компонентов на основе технологии Silverlight.

Также к неоспоримым преимуществам программы Learning Content Development System является поддержка технологии Windows Presentation Foundation (WPF). Данная технология представляет собой набор инструментальных средств для построения приложений, сочетающих в себе графический пользовательский интерфейс, возможности работы с документами и мультимедиа. WPF является развитием предыдущих технологий Microsoft для создания пользовательского интерфейса (Windows Forms, Direct 3D, технологии, применяемые в Windows Media Player). WPF включает в себя большую часть возможностей предшествовавших технологий и добавляет новые средства для создания более сложных пользовательских интерфейсов.

Создание WPF было обусловлено несколькими целями:

- предоставить возможности для создания более красивых, точнее отвечающих требованиям пользователей интерфейсов;

- улучшить взаимодействие дизайнеров и разработчиков приложений, предоставив им инструментальные средства, использующие общий формат для описания приложения (XAML);

- предоставить общую технологию для создания интерфейсов Windows–приложений и приложений, работающих в браузере.

- необходимость установки плагинов для корректного отображения учебных материалов.

- В целом, при выборе средств разработки электронных учебников необходима оценка наличия:

- аппаратных средств определенной конфигурации;

- сертифицированных программных систем;

- специалистов требуемого уровня [3].

Кроме того, необходимо учитывать назначение разрабатываемого ЭУ, необходимость модификации дополнения новыми данными, ограничение на объем памяти и др.

Читайте также: